Санкт-Петербург. Церковь Никанора апостола при Доме Призрения малолетних бедных Императорского Человеколюбивого Общества. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Дом призрения малодетных бедных находится под ведомством Императорского человеколюбивого общества и помещается в Александро-Невской части, на набережной Логова канала, близ станции Николаевской железной дороги. Дом этот получил начало еще в 1816 г. Первоначальными учредителями его были несколько частных лиц, которые, составив из себя общество, испросили высочайшее разрешение устроить заведение под именем «Дома призрения малодетных бедных». Цель основания его была - воспитание и обучение полезным ремеслам малодетных бедных мужского пола. Дети принимались из купеческого, мещанского и ремесленного сословия и из разночинцев, от 6 до 13 лет. Здесь они получали первоначальное образование в законе Божием, русской грамматике, арифметике, черчении и рисовании, применительно к ремеслам. По достижении 14-летнего возраста, они отдавались к известным мастерам на 5 лет в ученье или для знакомства с торговлею и во все эти пять лет были под надзором дома призрения. С 1861 г. при доме призрения устроены мастерские и открыта типография с литографиею. С того времени воспитанники, кроме занятия науками, обучаются некоторым ремеслам: столярному, токарному, чеканному и переплетному; в типографию же разрешено принимать и частные заказы. Для управления домом призрения члены сословия избирали из среды себя комитет из 10 членов, а для ближайшего заведывания определялся смотритель с жалованием. С 1859 г. комитет упразднен и на место его высочайше назначен попечителем дома призрения коммерции советник Василий Федулович Громов. Своею благотворительностью он оказал особые заслуги дому призрения: взял содержание заведения в числе 102 воспитанников на свой счет и в 1866 г. внес 100 000 руб. в обеспечение заведения; в настоящее времяв нем состоит 160 воспитанников. С основания дома призрения при нем не было церкви до 1850 г. как по недостатку средств, так и по незначительности числа воспитанников. В 1850 г. с увеличением числа членов и благотворителей до 130, явилась возможность и желание устроить храм Божий. К тому же в судьбе дома призрения принял самое живое участие высокопреосвященный митрополит Никанор. После нескольких посещений дома призрения, владыка был приглашен в 1850 г. 27 ноября на праздник открытия дома призрения, и тогда же члены сословия лично изъявили желание устроить церковь и, в память и признательность к его высокопреосвященству, положили освятить оную во имя апостола Никанора. С разрешения владыки составлен был особый комитет о постройке церкви, и открыта добровольная подписка для сбора пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=24660

Ярославль. Домовая церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " при бывшем Доме призрения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всехскорбященская церковь каменная, домовая, в связи с главным зданием Екатерининского дома Призрения ближнего. Престол один - во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Построен храм вместе с домом на жертвы благотворителей в 1786 г. Строится благотворителями Екатерининского дома здание для причта. Храм поддерживается благотворителями. В 1905 г. временных прихожан – членов совета, служащих при заведении и призреваемых старушек – было 18 душ муж. пола и 52 жен. пола. При Екатерининском доме существуют для призрения: мужское отделение воспитанников на 45 человек, женское отделение на 70 воспитанниц и богадельня для 17 старушек. Все три отделения содержатся на проценты благотворительного капитала и на ежегодные пожертвования членов совета дома и других частных лиц. Воспитанники получают образование в разных учебных заведениях г. Ярославля. Для воспитанниц существует при доме женская восьмиклассная гимназия. По высочайше утвержденному уставу в 1892 г. причт состоит из настоятеля и диакона; настоятелю жалованья от совета дома 180 руб., диакону 172 руб. Причтового капитала у совета дома хранится 2950 руб. в процентных бумагах. Настоятель состоит законоучителем гимназии и получает до 700 руб. платы поурочной, диакон получает до 180 руб. за обучение церковного пения. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Каменная однопрестольная церковь была открыта в 1786 г. одновременно с Домом призрения ближнего; находилась внутри главного здания, построенного по проекту Э. Левенгагена. Старостами церкви в разное время были А.М. Пастухов и И.А. Вахромеев. Первый на свои средства в 1830 году расширил алтарную часть церкви, второй в 1904 году – «устроил второй свет паперть». Небольшая деревянная колокольня в нач.ХХ в. была заменена каменной. Притч состоял из священника и псаломщика, в 1905 г. для них благотворителями был построен дом. Жалованье выплачивалось из сумм Совета Дома призрения: священнику по должности священника 180 руб. плюс поурочная плата 700 руб., дьякону - 172 руб. и «за обучение пению» 180 руб. Причтовый капитал (в 1910 г. - 4850 руб.) хранился в казначействе вместе с капиталами Совета Дома призрения ближнего. Причт ежегодно уплачивал взнос на духовные учебные заведения.

http://sobory.ru/article/?object=20308

Санкт-Петербург. Церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1871-1877 гг. для Дома призрения А.И. Тименкова и В.А. Фролова архитектором К.К. Вергеймом была построена церковь. Это был пятикупольный храм в «византийском» стиле. Авторское решение было вполне традиционным: центральная глава значительно возвышалась над боковыми и превышала их по размеру. Выделялось сводчатое покрытие над главным входом. «Приземистые» пропорции создавали ощущение устойчивости сооружения. Главный придел был освящен 16 января 1877 г. во имя Андрея Блаженного, правый - 23 января 1877 г. во имя Василия, Епископа Анкирского, левый - 30 января 1877 г. во имя Архангела Михаила. Посвящения приделов носилии имена небесных покровителей главных благотворителей храма А.И. Тименкова, В.А. Фролова, М.Н. Солодовникова, которые были похоронены в склепе под главным алтарем. Их имена были написаны на мраморной доске у входа в церковь. В церкви находился золоченый трехъярусный иконостас, изготовленный на фабрике Шредера. Образа для него написали академик П.Ф. Плешанов и К.А. Горбунов. Орнаменты написаны Н.В. Розановым по эскизам Плешанова. Главной храмовой иконой было " Моление о чаше " Ф.А. Бруни в копии Плешанова. В 1890 г. епархиальный арх. Г.И. Карпов несколько переделал интерьер храма, в 1897 г. был произведен ремонт, а в 1908-1909 гг. архитекторы В.А. и Г.А. Косяковы перестроили подвальный этаж в небольшой придел, для удобства служения панихид у гробниц. Освятили его 31 мая 1909 г. во имя св. Николая Чудотворца. В этом приделе установили майоликовый иконостас, отделанный золоченой бронзой, выполненный в древнерусском стиле. Иконостас сделан на заводе М.С. Кузнецова. Образа написал М.М. Васильев. Стены расписали тот же М.М. Васильев и В.В. Эмме. Дома богадельни и церкви при ней были одной из доминант Арсенальной набережной в излучине Большой Невы. В 1922 г. Дом призрения, приют и церковь были закрыты; в конце 1920-х гг. здание церкви снесли, в здании Дома призрения разместилась Областная клиническая больница.

http://sobory.ru/article/?object=35673

Санкт-Петербург. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Доме призрения престарелых бедных женщин гр. Г.А.Кушелева-Безбородко. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богадельня графа Кушелева-Безбородко на Малой Охте, на берегу р. Охты, устроена при следующих обстоятельствах: с 1843 г. совет человеколюбивого общества озабочен был приобретением нового здания в доме убогих, но открытая для сбора денег на это здание подписка не имела успеха. В 1853 г. затруднение было устранено тем, что по высочайшему повелению переданы были совету упраздненные в 1852 г. здания раскольнической богадельни на Малой Охте. Богадельня эта была здесь с половины прошлого столетия и состояла из семи каменных флигелей, молельни и кладбища, обнесенного каменной оградой. Получив высочайший дар, совет 22 сентября 1855 г. постановил: «В переданных ведомству человеколюбивого общества для занятия богоугодным учреждением зданиях, упраздненных раскольнических богаделен, поместить из дома убогих призренниц, принадлежащих к податному и другим низшим сословиям, обратив вместе с тем одну из бывших раскольнических молелен в православную церковь». Перестройка здания окончена в начале 1857 г. и стоила 25 000 руб. сер. На устройство церкви Павел Иванович Кудряшов употребил до 15 000 руб. В 1857 г. переведено сюда 100 призренниц из простого звания. В 1858 г. член благотворитель Григорий Александрович Кушелев-Безбородко, узнав, что вновь учрежденная богадельня скудна средствами содержания, обязался содержать ее на свой счет и с 1-го января 1859 г. положил на это по 11 000 руб. ежегодно. Это обязательство он дал и за своих наследников, предоставив себе право заменить взнос денежным капиталом или недвижимою собственностью. По доведении о сем до высочайшего сведения, повелено: " Присвоить упомянутой богадельне наименование по фамилии жертвователя и назначить его попечителем заведения, с правом передачи сего звания старшему в роде " . Посему совет положил: богадельню назвать " Ведомства Императорского человеколюбивого общества, графа Григория Кушелева-Безбородко, дом призрения престарелых бедных женщин " ; жертвуемые деньги 11 000 руб. распределить по составленному новому штату; управление богадельнею оставить в ведении правления дома убогих под попечительством графа Кушелева-Безбородко, предоставив ему, в звании попечителя, наблюдать за управлением как в административном, так и в хозяйственном отношениях. Подчинение богадельни дому убогих продолжалось до 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=11211

Москва. Домовая церковь Николая Чудотворца при Центре борьбы с туберкулёзом. Бывшая Никольская церковь при Боевской богадельне Карта и ближайшие объекты Архитектор А. Обер на пожертвования Николая Боева в сумме 750 тысяч рублей выстроил целый комплекс благотворительных сооружений имени братьев Боевых. В 1890 году было построена богадельня, а летом 1894 года освятили церковь Николая Чудотворца, которая расположена в центральной части богадельни. В храме через два года был погребен сам благотворитель. После революции в здании богадельни и церкви расположился Туберкулезный институт, а жилые дома для неимущих превратили в " коммуналки " , надстроив до 4-х этажей. http://moscow.clow.ru История домового храма свт. Николая на Стромынке, 10 и самого дома, в котором он располагается, началась в 1894 г. (выложенная кафелем, эта цифра до сих пор украшает пол холла). Построены они были на средства одного из крупнейших московских благотворителей своего времени, предпринимателя Николая Ивановича Боева (около 1825 г., предположительно, г. Карачев Карачевского уезда Орловской губернии — 1896 г., Москва). Боев пожертвовал Московскому городскому общественному управлению на благотворительные нужды около 1,2 млн. рублей. Из этих средств 750 тыс. рублей он выделил (1890 г.) на устройство и содержание «Дома призрения престарелых и неспособных к труду инвалидов» имени братьев Боевых, на 300 человек. Участок бесплатно отвела Городская дума. Кроме богадельни (ныне улица Стромынка, 10, здание Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом) были построены два двухэтажных дома бесплатных квартир на 130 семей (впоследствии надстроены ещё 3 этажа; ныне жилые дома — улица Стромынка, дома 8 и 12), архитектор А.Л. Обер. Благотворительное заведение дало название 1-й и 2-й Боевским улицам, 1-му и 2-му Боевским переулкам. В 1893 г. Боев пожертвовал 130 тыс. рублей на устройство и содержание начального училища (открыто в 1895 г.; названо его именем) при Доме призрения имени братьев Боевых.

http://sobory.ru/article/?object=03626

Домовая церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Москве Храм Марфы и Марии Марфо-Марьинской обители В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Интересно, что все они были домовыми - при училищах, больницах, приютах. Одна из них до революции находилась при Императорском Вдовьем доме на Кудринской площади. В этот августовский день Православная Церковь чтит память святой равноапостольной Марии Магдалины, спасенной Господом от смерти и последовавшей за Ним. Святая Мария Магдалина вместе с Богоматерью стояла у Креста Господня на Голгофе, и была первой, кому явился Воскресший Христос. Именно она первой возвестила Апостолам о Его Воскресении радостным восклицанием: «Видела Господа!» По преданию, св. Мария Магдалина тоже отправилась проповедовать христианство и обошла всю Италию, повторяя свои слова «Я видела Господа!» Она явилась к самому императору Тиверию, при котором был распят Господь, и подарила ему красное яйцо как символ Воскресения, со словами: «Христос Воскрес!». Именно отсюда произошла христианская традиция пасхальных яиц. Святая Мария Магдалина подала императору жалобу на прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который утвердил смертный приговор Иисусу Галилеянину, оклеветанному иудейскими первосвященниками. (Спустя несколько лет после этой казни Понтий Пилат покончил с собой). Из Рима святая Мария Магдалина переселилась в малоазийский город Эфес и закончила там свою земную жизнь. В IX веке ее св. мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь, а во время крестовых походов увезены в Рим и упокоены под алтарем Латеранского собора. Церковь св. Марии Магдалины при московском Императорском Вдовьем доме была освящена по тезоименитству его создательницы, императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Однако инициатива создания благотворительного заведения для вдов принадлежала августейшей свекрови Марии Федоровны, императрице Екатерине Великой. Именно она предложила обширную государственную программу по созданию как сиротских приютов, вроде грандиозного Воспитательного дома (см. 7 декабря), так и домов призрения для вдов. И ее замысел осуществила вторая жена государя Павла Петровича, нареченная в православии Марией Федоровной – мать императоров Александра I и Николая I. После коронации в 1797 году она получила от императора заведование Санкт-Петербургским и Московским воспитательными домами. Благотворительность стала ее главной деятельностью. Мария Федоровна основывала училища, институты, дома призрения, инвалидные дома, больницы, а после смерти супруга при правящих сыновьях она продолжала занималась только благотворительностью. Даже при дворе ее называли «самой трудолюбивой женщиной России».

http://pravoslavie.ru/170.html

150. Слово по освящении храма Благовернаго Князя Александра Невскаго, в учрежденном от Московскаго градскаго Общества доме воспитания бедных детей и призрения престарелых и немощных (Говорено Сентября 28-го; напечатано в Христ. Чтен. 1839 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1839 год Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и нескверна себе блюсти от мира. ( Uak. I. 27 ). Много приятных мыслей раждается при виде сего храма, ныне освященнаго, и сего дома, для котораго храм сей служит венцем доброты. Приятно видеть создание сего храма, как свободное дело благочестия. Приятно видеть учреждение сего дома, как щедрое дело человеколюбия. Приятно видеть здесь сочетание благочестия и человеколюбия, в одном деле, для одной цели, так что сии добродетели, в соединении, одна другую подкрепляют, одна другую возвышают. Приятно мыслить, что сие дело благочестия и человеколюбия есть плод благих расположений не одного человека, или не многих, но целаго сословия граждан великаго града. Приятно вспомнить, какой случай привел в движение благия расположения, и произвел благотворное дело. Первородный Сын Царев, надежда России, достиг совершеннолетия, и торжественно вступал в права онаго. Радовались Венценосные Родители. Сорадовалась Россия. Москва чувствовала сию радость, как свойственно сердцу России. Все, под руководством Церкви, возносили сию радость к небу и молили о ея упрочении; все, кто как мог, желали ознаменовать ее и в земном быту. Тогда возвысился сей общественный голос: «Царь заботился о своем Первенце, Царь радуется о своем Первенце, не только по родительской любви к Сыну, но и по Царской любви к Отечеству, по предусмотрительной заботливости о будущем благе России: чем же бы нам ознаменовать то, что мы сие чувствуем, что желаем сему соответствовать, поколику нам возможно? – Есть дети, о которых некому заботиться, о которых некому радоваться: да будет их матерью – наша любовь к Царю и Сыну Его. Ею призренные, обезпеченные, образованные 602 , да будут они ея живыми памятниками, ея от нас наследниками, ея проповедниками потомству». – Итак, учредители, вы полагали, что, дабы ознаменовать радость; надобно сделать доброе дело; что, дабы доказать любовь к Царю, надобно сделать дело человеколюбия; что, дабы сделать приятное Царю, надобно сделать дело благотворения! Прекрасно, возлюбленные! Такой образ мыслей достоин сынов веры. Такая мысль о Царе достойна истиннаго величия. Такое предприятие достойно верных подданных Царя благочестивейшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

П.В. Безобразов Тому же от 9 марта 1841 г. Думаю, что вы получили первое письмо мое из Костромы. Вот вам другое из Москвы. С прискорбием я оставил родину утром в последнюю пятницу февральскую. Грустно было расставаться, быть может, навсегда с родным кровом, с сестрами и престарелою матерью, которой любовь, молитвы и слезы взлелеяли мое младенчество и мою юность. Они проводили меня за город и близ Ипатьевского монастыря, на средине Волги, в слезах простились со мною. Солнце ярко освещало родной город и златоглавый собор его. Молитва склонила чело мое к земле и успокоила мое сердце. Вечером того же дня я прибыл в Ярославль и остановился у ректора семинарии, архимандрита Григория. Мы беседовали далеко за полночь. Он добродушен, умен и довольно учен. Под сводами его кельи раздавалось и ваше имя. На другой день я принял благословение маститого архипастыря Евгения и обозрел местную семинарию, Демидовский лицей и Дом призрения ближнего. Многочисленная семинария помещается в монастырских незавидных зданиях. Зато Демидовский лицей – прелесть! Церковь , книгохранилища с кабинетами, смежная с ними зала собрания, правление, классы, спальни, все это отменно хорошо, чисто и в порядке. Душа моя радовалась при виде этого святилища науки. Прежний устав лицея в богатом бархатном переплете покоится на бархатной подушке под стеклянным спудом, в виде четырехугольного позлащенного ковчега. Говорили мне, что такое уважение к уставу, подписанному Благословенным Александром, понравилось ныне царствующему Государю. Из лицея я проехал в один древний храм, в котором почивают мощи св. Феодора и чад его, Давида и Константина, и благоговейно лобызал нетленные останки святого, именем которого наречен был в крещении. После утешения веры усладила меня любовь христианская в Доме призрения ближнего. Тут воспитывается и обучается более 200 сирот и бедных детей обоего пола. Основателем сего человеколюбивого заведения был некто Мильгунов, наместник Ярославля в царствование Екатерины Великой. Огромный капитал дома составился из доброхотных, разновременных подаяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Скачать epub pdf IV. Монахиня Сергия (Наталья Александровна Голубцова) 157 17/29.8.1896–19.8.1977 Наташа, 2–я дочь в семье Александра Петровича и Ольги Сергеевны, родилась на Красюковке 17/29 августа 1896 г. По словам ее брата Павла, она с юных лет любила посещать богослужения в Троице–Сергиевой Лавре. Бывало, ночью, тайком от родителей убегала на так называемый «братский молебен», посвященный Преп. Сергию, Радонежскому чудотворцу, который в те годы начинался в 3 ч. ночи, а впоследствии – в 5 ч. утра. Окончила гимназию в 1914 году. Высокий настрой ее души, как и многих молодых людей того времени, отражен в стихотворении на обороте приводимой здесь ее фотографии. 158 « Ты дитя... жизнь еще не успела В этом девственном сердце убить Жажду скромного, честного дела И святую потребность любить. Дела много – не складывай руки, Это дело так громко зовёт! Сколько жгучих страданий и муки, Сколько слез облегчения ждёт!» «Началась война, – вспоминала тетя Наташа, как ее продолжали называть мы, племянники. – Всех взяли в медсестры. Сшили всем костюмы. Нас водили по больницам, заставляли делать разные процедуры, а по вечерам нам читали лекции. Стали привозить раненых. Но как я только узнала, что надо ухаживать за мужиками, ставить им клизмы и прочее, я воспротивилась, операции страшные, я стала по ночам бредить, очень тяжело все это переносила. Мама меня оттуда вызволила: «Пойдешь по другой дороге.» Из нашего выпуска все же пятеро стали врачами. До весны 1915 г. я шила для раненых, а потом поступила надзирательницей в прогимназию Цветковой и сидела на уроках в конце класса. Когда же здесь обстановка стала революционной, стали снимать портреты царя [видимо, в марте 1917 года], то перешла в приют б. Кротковой (т.е. Дом Призрения), в приют для девочек–сирот. Их было около ста человек в возрасте от 6 до 16 лет, там было 5 учительниц, у них был свой хор, который пел в церкви Дома Призрения. Они проходили обучение в течение шести лет, многие из них выходили за студентов Академии. Приют давал им приданое на свадьбу. Свое первое жалование я получила от Лавры, но потом приют отделили от нее. Там я вела 1–й класс и преподавала естественную историю. В 1918 г. его закрыли и я перешла в земскую школу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых Ольга Николаевна Куликовская-Романова 8 ноября 2009 года в рамках VIII церковно-общественной выставки-форума «“Православная Русь” к Дню народного единства» и XI Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма» состоялся круглый стол «Презентация международной молодежной благотворительной программы “Детская лепта”»,посвященной памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой и проблемам школьной и студенческой благотворительности в наши дни. Почетным участником круглого стола стала княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова – невестка сестры государя-страстотерпца Николая II Ольги Александровны, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова, родного племянника последнего российского императора.Ольга Николаевна является почетным академиком Российской академии художеств, членом Союза писателей России, автором множества публикаций и книг («Ее императорское высочество великая княгиня Ольга Александровна (1882–1960). Жизненный путь» (М., 1997), «Под благодатным покровом» (М., 2000), «Царского рода» (М., 2004), «Живая душа. Встречи с владыкой Иоанном (Снычевым)» (СПб., 2005) и других). Публикуемое ниже выступление О.Н. Куликовской-Романовой открыло круглый стол.   Благотворительность была поистине семейной чертой русского императорского дома Романовых. И свое начало она берет еще от царя Федора Алексеевича Романова. По его приказу собирали маленьких нищих и бродяжек в особом подворье в Москве, где их учили грамоте и полезным ремеслам. В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности. Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне. Она оказалась прирожденным социальным работником. Именно благодаря ее деятельности в мире появилась такая профессия. Сначала Мария Федоровна продолжала дело своей царственной свекрови (как известно, по инициативе Екатерины II были основаны московский и санкт-петербургский Воспитательные дома для брошенных детей, сирот и детей беднейших родителей), а затем начала самостоятельную деятельность. Ее первейшей заботой стали дети. Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность. Особым попечением вдовствующей императрицы пользовались училища глухонемых в Павловске и Петербурге и училище лишенных зрения в Гатчине. Такие учреждения появились в России впервые, и это личная заслуга Марии Федоровны. Школа для глухонемых в Павловске работает до сих пор.

http://pravoslavie.ru/32790.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010