Елеонская гора - самая высокая из гор, окружающих Иерусалим, - лежит на востоке от Святого города, за Иосафатовой долиной. У неё три вершины: южная называется горой Соблазна, северная вершина в греческой традиции называется Малой Галилеей, потому что там находилась гостиница, в которой останавливались люди, приходившие из Галилеи, останавливались там и апостолы. А в латинской традиции она известна как гора мужей Галилейских, потому что здесь при вознесении Спасителя на небо явились два ангела в белых одеждах и обратились к апостолам: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1, 11). Средняя гора, самая высокая, называется горой Вознесения. С неё Иисус Христос вознесся на небо. Автобус медленно поднимается в гору. Перед нами разворачивается прекраснейшая панорама. На западе, за глубоким оврагом, открывается Иерусалим со всеми его холмами, на которых царственно разместились дома, храмы, монастыри, мечети и башни. На юго-западе - долина Рафаим, монастырь пророка Илии, горы Вифлеемская и Сион, ущелье и долина Иосафатова. На юго-востоке - скалы и ущелья Лавры святого Саввы, за ними сверкает гладь Мертвого моря. На востоке - равнина Иерихонская, Иордан, горы Моавские, совершенно без растительности, суровые, но притягивающие к себе. Выходим из автобуса, перед нами высокая стена, вход закрыт. После переговоров нашего гида с хозяином-мусульманином нас пропускают внутрь. Перед нами странное сооружение, напоминающее больше мечеть. А здесь, на горе Вознесения, когда-то красовался величественный храм Вознесения, построенный при святой царице Елене на месте, откуда вознесся на небо Спаситель. А теперь? Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, построенной из камней древнего храма. Посреди замкнутого двора стоит восьмиугольное здание часовни, которая имеет интересную историю. Первоначальная церковь просуществовала менее трёх столетий, во время персидского нашествия 614 года она сгорела и вскоре была вновь отстроена. Она состояла из трёх округлых портиков, окружавших алтарную часть. Со стороны Иерусалима были установлены восемь лампад, мерцание которых вызывало восхищение паломников.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

1.2. В Ветхом Завете понятие « Суд Божий» оформляется лишь в эпоху царей. Можно предполагать, что представления о судебной власти Иеговы возникли под влиянием постепенно складывавшейся судебной практики еврейской монархии (1 Цар. 8, 20; 2 Цар. 15, 2). Идеал справедливого царя, защищающего своих невинных, беззащитных и бесправных подданных, был перенесен на образ Бога как Судии (1 Цар. 24, 13, 16; Исх. 5, 21: Пс. 81, 2-3; Ис. 11, 3; 16, 5) . У пророков Суд Божий приобретает характер наказания. Не случайно в послепленную эпоху появляется понятие «День Иеговы» или «День Господень» (Ис. 13; 34; Иез. 7; Иоил.; Ам. 5, 18; Мал. 3). Этот день близок, и Господь лично грядет тогда совершить суд над народами и над самим Израилем. Местом Суда станет долина Иосафатова (Иоил. 3, 2). Пророк Малахия говорит о спасении некоего числа праведников, которых он называет «благоговеющими перед именем Господним»(Мал. 3, 2). Постепенно такая идея Суда Господня обретает эсхатологическое измерение (Ис. 66, 15; Дан. 7, 9; Прем. 1-5) и становится особенно популярной в эпоху раннего иудаизма . 1.3. В Новом Завете о суде учит Сам Господь. Вся жизнь человека является своеобразным путем на Суд. Он должен мириться со своим соперником на пути, чтобы избегнуть наказания (Мф. 5, 25-26), идти узким путем и входить узкими вратами, чтобы, войти в жизнь вечную (Мф. 7, 15-16), приносить добрые плоды, чтобы избежать вечного огня (Мф. 7, 19). В заповедях Нагорной проповеди Христос требует больше, чем предписывают традиционные ветхозаветные представления о Суде. Предметом Суда будут не только внешние дела, но и расположение сердца (Мф. 5, 21-22; 27-29). Нам следует бояться Того, Кто может душу и тело ввергнуть в геенну (Мф. 10, 28). Слово, сказанное Иисусом благочестивому разбойнику, дает надежду на то, что покаяние даже в самый последний момент жизни открывает дверь в рай (Лк. 23, 42-43) . Однако самую яркую картину Божественного суда рисует так называемая притча о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46) . Интересно происхождение и значение лексемы «притча».

http://bogoslov.ru/article/2951490

К востоку от Старого города находится самая высокая на местности гора Елеонская, или Масличная, отделенная от него Кедронским потоком, к югу - гора Злого совета, или Поле крови, купленное у горшечника первосвященниками за 30 сребреников Иуды. Кедронская долина, которая упоминается в евангельском рассказе о предательстве Иуды (Ин. 18,1), в Библии называется ещё Царской, или Иосафатовой по имени благочестивого иудейского царя (870-848 гг. до Р. Х.). Это место обозначено пророком Иоилем как место последнего Страшного суда Божия над миром: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоил. 3, 12). В ожидании исполнения этого пророчества долина с древности превратилась в огромное кладбище с гробницами разных времен и народов. Нам посчастливилось побывать в 2007 году в Святой Земле. Казалось, что после прочитанных книг, просмотренных фильмов всё будет знакомо… Но здесь на каждом шагу возникают недоуменные вопросы и чувство, что на самом деле ты ничего не знаешь! Реальность оказывается совсем иной. Со Святой Землей связана история Ветхого Завета, Нового Завета. На протяжении двадцати веков, которые отделяют нас от тех дней, когда Спаситель был здесь, здесь люди жили, воевали, строили, разрушали, любили и ненавидели. И сейчас здесь бурлит обычная жизнь XXI века со своей суетой, к которой привыкаешь не сразу… Солнечным утром мы поднимаемся на Елеонскую гору и оказываемся на высоте 1200 метров над уровнем моря. Внизу расстилается окутанная дымкой Иудейская пустыня. При виде древних стен Иерусалима в окружении горных вершин захватывает дух, на память приходят стихи псалмопевца: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» (Пс. 124, 2). Певучее название горы звучит необычно. Раньше её чаще называли Масличной или Оливковой горой, потому что здесь выжимали оливковое масло. Что мы о ней знаем? Многие события Священной истории ассоциируются с этим местом. По преданию, именно с Масличной горы голубь принес оливковую ветвь Ною. Сюда же бежал царь Давид от своего сына Авессалома, поднявшего мятеж. На эту гору всегда с особым трепетом поднимались паломники, поэтому уже в 530 году здесь было 24 церкви. До сих пор на горе сохранилось восемь древних олив, которым более 2000 лет, но они дают новые ростки, плодоносят. Это просто вызывает восторг, недоумение и… массу вопросов к ботаникам.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

По приказанию Тита римские легионеры возвели вокруг огромного города сплошной частокол, вырубив для этого все леса в окрестностях Иерусалима. Цветущая некогда местность превратилась в безжизненную пустыню. Блокада стала полной. Римские начальники пытались устрашить иудеев и тем самым заставить их сдаться. Несчастных, пытавшихся выбраться из опустошаемого голодом и болезнями Иерусалима, бичевали, мучили, а затем распинали перед городской стеной. Сотни человек умерщвлялись там каждый день, и эта страшная работа продолжалась до тех пор, пока долина Иосафата и Голгофы не покрылась таким множеством крестов, что между ними едва можно было пройти. Осенью 70 года римские легионеры ворвались в ослабленный многомесячной осадой Иерусалим. Озлобленные упорным сопротивлением иудеев, солдаты убивали жителей, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Пророчество Христа полностью сбылось. Храм был сожжен, город разрушен до основания. Количество погибших при осаде иудеев достигло 1.100.000 человек, еще около ста тысяч человек были взяты в плен и проданы в рабство. И только иерусалимские христиане не пострадали во время этих ужасных бедствий. Их вера спасла им жизнь. Маранафа Рассказ о падении Иерусалима - один из тех случаев, когда евангельское повествование пересекается с историческими свидетельствами нехристианских авторов. Осаду Иерусалима описывали многие историки, самые известные из которых - Тацит и Иосиф Флавий. В Новом Завете пророчество Христа о разрушении храма приводят три Евангелиста - Матфей (24-я глава), Марк (13-я глава), и Лука (21-я глава). И только в Евангелии от Иоанна нет упоминания об этом пророчестве. Объясняется это очень просто. Три первых Евангелия написаны до предсказанных Христом событий, а их авторы приняли мученическую кончину за несколько лет до разрушения Иерусалима. Для них описываемый разговор Христа с учениками так и остался не совсем понятным. Апостол же Иоанн видел это пророчество сбывшимся в истории. И в своем Евангелии он не упоминает слова Спасителя о разрушении Иерусалима, потому что одна из целей этого пророчества была уже достигнута - иерусалимские христиане спаслись.

http://foma.ru/maranafa-kogo-preduprezhd...

1, 3). Вот в этом маленьком земляном углублении, узнавали путешественники, родился Строитель неба, здесь обвит Он был пеленами, здесь видели Его пастыри, здесь указала Его звезда, здесь поклонились Ему волхвы " (Иерон. II, 12-13; III, 26). Кроме того, путешественники " посещали хижину Сарры, рассматривали следы дуба Авраамова, под которым Авраам увидел день Христов и возрадовался; ходили в Хеврон, где евреи полагали могилу Адама " . Близ Севастии, или Самарии, показывали путешественникам двенадцать гробниц патриархов; там погребены, по преданию, также пророки: Елисей, Авдий и Иоанн Креститель, " болш котораго не воста въ рожденныхъ женами " (Иерон. III, 29.32). Путешественники считали своим долгом посетить гору Елеонскую, с которой вознесся Господь и которая находилась вблизи Иерусалима, гроб Лазаря в Вифании, побывать на Иордане, помолиться на гробнице Давидовой, увидеть источник, в котором апостол Филипп крестил евнуха, зайти в пещеры, в которых пребывали пророки во времена гонений на них от нечестивых царей еврейского народа, подняться на гору Фавор и узреть " там жилище Спасителя " , обозреть такие города, как Назарет, Кана, Капернаум, а также море Геннисаретское (Иерон. II, 15). К этим важным известиям о том, чему поклонялись или что обозревали древние путешественники во Св. Земле вне Иерусалима, прибавим еще и то, что там же видел бордосский пилигрим. Он сообщает нам в этом отношении довольно любопытного. Так, он побывал на месте, именуемом Сихарь, откуда вышла самарянка к колодцу, вырытому Иаковом, встретившаяся со Христом и имевшая известный разговор с Ним. Здесь этому путешественнику были показаны деревья - платаны, которые посажены были еще Иаковом. На пути из Иерусалима на восток к горе Елеонской открывается долина Иосафатова, где находились виноградники; здесь же показывали камень, где Иуда Искариотский предал Господа. Невдалеке отсюда находилось пальмовое дерево, ветки с которого срывали дети и постилали по дороге, которой шел Иисус в Иерусалим. А недалеко от этого места, на расстоянии брошенного камня, находились два памятника удивительной красоты; в одном - это был монолит, цельный камень - заключалась гробница пророка Исайи, а в другом - Иезекии, царя иудейского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Даниил видит при этом пришествии, как огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги (Дан.7:10). А когда Господь приидет во славе и сядет на престоле, тогда соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Многих святых отцов занимал вопрос, на каком месте Христос будет судить народы. И, ссылаясь на пророка Иоиля, они высказывали суждение: Суд будет происходить в долине Иосафата, там, где некогда царь Иосафат без боя и оружия победил моавитян и аммонитян, так что среди врагов не было уцелевшего (2Пар. глава 20). А пророк Иоиль глаголет: Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду (Иоил.3:12). Может быть, над сею долиной возвысится престол Царя славы; но нет на земле той долины, где могут собраться все народы и все люди, живые и мертвые, от сотворения до кончины мира, миллиарды, миллиарды и миллиарды. Всей поверхности земли, вместе со всеми морями, не хватило бы, чтобы на ней встали плечом к плечу все человеческие существа, когда-либо на земле жившие. Ибо, если бы это было только собрание душ, тогда можно было бы понять, как все они могут поместиться в долине Иосафата; но поскольку сие будут люди во плоти (потому что и мертвые восстанут во плоти), то следует слова пророка понимать в переносном смысле. Долина Иосафата есть вся земля, от востока до запада; и как некогда Бог в долине Иосафата явил Свою силу и суд, так в последний день Он явит точно такую же силу и суд над всем родом человеческим. И отделит одних от других. Во мгновение ока все собравшиеся люди отделятся друг от друга на две стороны, налево и направо, словно неодолимой силою магнита. Так, что никто из стоящих на левой стороне не сможет двинуться вправо и никто из стоящих на правой стороне не сможет двинуться влево. Подобно тому как, услышав голос пастыря, овцы идут на одну сторону, а козлы - на другую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Кедронская (Иосафатова) долина опоясывает Иерусалим с севера и востока, отделяя от Старого города Елеонскую гору. Пророк Иоиль (3, 2) указывает на нее как на место последнего Страшного Суда Божия над миром. Кондак, глас 4 Душевными очима ослеплен,/к Тебе, Христе, прихожду,/якоже слепый от рождения,/покаянием зову Ти:/Ты сущих во тьме Свет пресветлый. Водоем с купальней Силоам лежит глубоко внизу, как бы в ущелье. Теперь над ним высится мечеть, устроенная на развалинах христианского храма. Село крови – Акелдама. Монастырь преподобного Онуфрия Великого Евангелие от Матфея 27, 3–10 (Деян 1, 15–19) Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. Тропарь преподобному Онуфрию, глас 1 Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/соревнуя пророком Илии и Крестителю:/и от руку ангельску Таин Божественных насладився,/ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишися.//Моли спастися нам, твою память почитающим. Кондак, глас 3 Сиянием Духа Пресвятаго, богомудре, просвещься,/оставил еси яже в житии молвы,/пустыню же достигл еси, преподобне отче,/возвеселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя,/сего ради прославляет тя Христос, блаженнее,//великий Дародатель. На месте, где ныне греческий монастырь преподобного Онуфрия Великого, и кругом по склону горы располагалось Село Крови – та «земля горшечника», которую купили на предательские тридцать сребреников для погребения странников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Мы ждем, чтоб мертвых оживотворил Животворящий Дух дыханья Божья. И преклонились Божии уста, – Жизнь пронесется молнией и дрожью, И тайну Животворного Креста Познает Иосафатова долина Могила Господа сейчас пуста, И чудо прозревает Магдалина. (2. 48–51) Так мать Мария в лице Марии Магдалины прозревает всеобщее воскресение, залогом которого является Воскресение Христово. Вторая песнь во многом соответствует таинству Субботы, и можно было бы ожидать, что Третья посвящена Воскресению. В действительности, дело обстоит сложнее – тему всеобщего Воскресения перекрывает тема Апокалиптической битвы. Только приняв весь ужас Апокалиптической ночи, поэт прозревает победу Света над тьмой: Вдруг в небе предрассветные цветы… Вдруг серебро слепящее средь ночи… Небесный полог распахнулся вдруг… Труба архангельская нам рокочет… (3. 64–65) Архангельская труба возвещает всеобщее воскресение (см. 1 Фес. 4, 16). Но дойдя до этой тайны, мать Мария целомудренно замолкает. Очертив общую канву поэмы, остановимся подробнее на ее отдельных частях. Начало Первой песни соответствует библейской книге Бытия – рассказу о сотворении человека из праха земного (или глины), в который Бог вдунул свое дыхание (искру Божию). И вот в этой ничтожности, в тварной тьме прославляется вечный Дух. Человек – образ Божий, но мать Мария говорит об этом по–своему – Бог " отражается " в судьбе человека: Я говорю лишь о судьбе своей, Неведомой, ничтожной и незримой. Но знаю я, – Бог отражался в ней. После того, как мы показали в Первой главе, что судьба матери Марии выстраивалась сообразно Библии, которая является словом Божиим и, согласно отцам Церкви, одним из воплощений Логоса, мысль матери Марии об " отражении " Бога в ее судьбе становится понятней. Мать Мария замечает: нечто в нас (та самая искра Божия), которая едва теплится в тварной тьме, спит до тех пор, пока сродная ей Божественная стихия не призовет ее: Судьба моя. Мертвящими годами Без влаги животворной спит она. Но только хлынет океаном пламя, Но только прокатится гулкий зов

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Надворный советник — гражданский чин седьмого класса. 106 Крикса — плакса, рева, крикуша. 107 Сороковинки — Сороковины (или сорочины) — поминки (упокойная память, молитва) в сороковой день после кончины. У Достоевского в 1875 г. возник замысел «поэмы» о Христе «Сороковины», к которому он вновь вернется в 1877 г. 108 Кутья (кутия, коливо) — смесь вареного зерна с медом (или сахаром, черносливом, изюмом и т. д). Здесь зерно, по-видимому, — символ воскрешения, а мед (или другие сладкие ингредиенты) — символ сладостных благ будущей жизни. Кутья — традиционная символическая деталь похоронного обряда. 109 Действительный тайный советник — гражданский чин второго класса. 110 …долину Иосафатову. — Расположена в окрестностях Иерусалима (чаще всего ее отождествляют с Кедронской долиной), по библейскому преданию, названа так в честь иудейского царя Иосафата Иосафатова долина-библейский пророческий символ: это место, где будет происходить «страшный суд» при кончине мира (см.: Книга пророка Иоиля, гл. 4, ст. 12). 111 …к Эку или к Боткину? — Экк и Боткин — петербургские медицинские светила. О них так сообщал календарь Суворина в Рубрике «Петербургские врачи-специалисты»: «Боткин (внутренние болезни). У 5 Углов, д. Лапина. Прием на дому: понедельник, среда, пятница, с 7 чаС. вечера Экк (внутренние болезни). У Чернышева моста, д. Театральной дирекции» (Русский календарь на 1872 год А. С. Суворина. С. 358). В. E. Экк (1818–1875) — врач-терапевт, доктор медицины, действительный адъюнкт-профессор, преподавал в Медико-хирургической академии клиническую терапию. С. П. Боткин (1832–1889) — русский врач и ученый; с 1873 г. избран почетным лейб-медиком, упоминается («Б-н») в черновых записях к «Преступлению и наказанию» и в «Идиоте» (см.: VII, 393; VIII, 239). 112 Статский советник — Гражданский чин пятого класса. 113 Полисон (франц. polisson) — шалун, повеса. 114 …когда я еще был четырнадцатилетним пажом… — Воспитанником Петербургского пажеского корпуса. Возможно, сниженная аллюзия на стихотворение Пушкина «Паж, или Пятнадцатый год» (1830). 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала. Недалеко от гробницы Лазаря находился дом Симона прокаженного, в котором вкушал пищу Господь незадолго до Своих Страданий. Из службы Великой Среды Стихира, глас 1 Тебе, Девы Сына,/блудница познавши Бога, глаголаше,/в плачи молящися, яко слез достойная соделавшая:/разреши долг, якоже и аз власы,/возлюби любящую, праведно ненавидимую,/и близ мытарей Тебе проповем,//Благодетелю Человеколюбче. Стихира, глас 6 Простре блудница власы Тебе, Владыце,/простре Иуда руце беззаконным:/ова убо прияти оставление,/ов же взяти сребреники./ Темже Тебе вопием, проданному и свобождшему нас://Господи, слава Тебе. Стихира, глас 8 (творение Кассианы инокини) Господи, во многия грехи впадшая жена,/Твое ощутивши Божество,/мироносицы вземши чин,/рыдающи, миро Тебе прежде погребения приносит, глаголющи:/увы мне!/ яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна,/мрачное же и безлунное рачение греха!/ Приими моя источники слез,/облаки изводяй от моря воду./ Приклонися к моим стенанием сердечным,/приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием,/да облобыжу пречистеи Твои нозе,/и паки главы моея власми отру сия,/ихже шумом в раи по полудни/уши огласивши, Ева во страсе скрыся./ Грехов моих множества/и судеб Твоих бездны кто изследит?/ Душеспасче Спасе мой,/да мя Твою рабу не презриши,//безмерную имеяй милость. Иосафатова долина Силоамская купель Евангелие от Иоанна 9, 1–14 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010