Каковое предание или философия получила начало не от Бога, но от слабого ума человеческого, и не ко Христу ведет, но отвлекает от Христа: почему и увещевает апостол остерегаться ее» 143 . 6. Касаясь изречения 144 св. ап. Павла: аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, еже приясте, анафема да будет ( Гал. 1:8,9 ), св. отцы и писатели Церкви рассуждают: «Не удивляйся никто, что апостол с такою силою обуздывает жесткость нравов; ибо он негодует против врагов благочиния христианского, ревнуя о спасении галатов. Негодование это показывает, что возвращение к закону по принятии веры – немаловажный грех: ибо, утверждает он, проповеданное им у них благовестие столь твердо и истинно что если бы и сами они, т. е. апостолы, переменили мысли и стали проповедывать иное, не должно внимать им, несмотря на то, что молва о них, как апостолах Христовых, распространилась повсюду, или если бы диавол, преобразившись в ангела светла, чтобы обольстить их, явился с неба, проповедуя противное тому, то сего должно отвращаться 145 . Замечай благоразумие апостола! Чтобы кто не сказал, что он по тщеславию составляет свои собственные догматы, то он и себя самого подверг тому же проклятию. Поскольку (лжеучители, смущавшие галатов) опирались еще на достоинство Иакова и Иоанна, потому он упомянул об ангелах. Чтобы ты не указал мне, говорит, на Иакова и Иоанна, то я сказываю тебе, что хотя бы кто из первых ангелов с небеси стал повреждати проповедь евангельскую, анафема да будет... И не сказал: ежели противное будут благовествовать, или все превратят; но ежели и маловажное что будут благовествовать противно тому, что мы благовествовали, или хотя несколько изменят что-нибудь в проповеди, анафема да будут 146 . Чтобы охранить однажды преподанную веру, недостаточно было для него упомянуть о естестве человеческого свойства, если бы не обнял он и ангельского превосходства! Аще мы, говорит, или ангел с небесе. Не то значит это, будто святые и небесные ангелы могут погрешать; но вот что говорит он сим: если бы случилось даже невозможное, – кто бы ни был тот, кто покусится изменить однажды преданную веру, анафема да будет, да будет т. |
Между тем, утверждая уверовавших, св. Петр не переставал учить и неверных. По свидетельству одного древнего христианского писателя (Лактанция), проповедь Петра, подкрепляемая чудесами, которые он творил во имя Иисуса Христа, была так успешна, что не только из Рима, но и из окрестных мест народ в великом множестве с каждым днем отставал от идолопоклонства и обращался к истинной религии. Римское правительство, заботившееся издревле о неприкосновенности старой религии, конечно, не могло равнодушно смотреть на чрезвычайный успех новой религии, и это заставило Нерона, как говорит тот же писатель, «устремиться на разрушение небесного храма и попрание правды». Для достижения этой цели он решается погубить святых апостолов, как виновников распространения Церкви христианской, и с этим намерением заключает их в темницу. Но верные, как гласит древнее предание, узнав об опасности, угрожавшей св. Петру, просили его и дали ему средство удалиться из Рима. Амвросий св. пересказывает, что Петр, выходя из Рима, увидел Господа, идущего к нему навстречу, и с простодушным любопытством спросил: «Куда Ты, Господи, идешь? — Иду в Рим опять страдать, — отвечал Господь», — объясняя тем волю Свою пострадать в учениках Своих. Святой Петр понял эту волю Господню и возвратился в Рим. В это-то время писал он к малоазийским христианам второе свое послание, в котором как бы наводит мысль нашу на только что рассказанный случай, когда говорит: скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне (2 Петр. 1, 14). Это послание есть последнее апостольское завещание св. Петра верным. В нем апостол увещевает христиан преуспевать в познании веры, умоляет остерегаться лжеучителей и, опровергая ложное мнение ругателей, представляющих обетования Божии несбыточными, научает, как должно вести себя в ожидании скорого пришествия Христова. Единогласное свидетельство древних утверждает, что св. Петр, когда узнал, что осудили его на крестную смерть, просил мучителей своих, чтобы они распяли его на кресте головою вниз, потому что почитал себя недостойным страдать и умереть так, как страдал и умер Богочеловек. Усердные христиане заметили место погребения св. Петра. На этом месте теперь в честь св. апостола возвышается один из великолепнейших храмов в мире (Воскр. чт. 1864 г., 13, стр. 315). Приматство ап. Петра |
Теперь вы знаете, братие, кем, когда и по какому случаю общий праздник в честь вселенских учителей установлен. Остается предложить слово назидания, но какое же слово может дать больше назидания, как не слово их же, апостолам единонравных и вселенной учителей? И вот суть этого слова: «Вся наша забота как при жизни была, так и по смерти осталась та, чтобы умирять Церковь и враждующих между собою приводить в единение духа». Будем же внимать: с Неба сходят святители, чтобы умирить Церковь и показать, что у христиан должно быть едино стадо и един Пастырь. Мы ли снова после сего будем раздирать Церковь распрями, возбуждать между собою ненависть из-за обряда и букв; будем продавать все святое своей гордости? О, нет, братие, да не будет никогда между нами и в помине этого! Будем беречься от сообщения с заблуждающимися по вере. Будем принимать только то учение, которое содержит и проповедует Православная Церковь. Будем остерегаться от лжеучителей, которые так часто тайно подходят к нам и развращают нас. Будем блюсти единение духа в союзе мира. Будем, наконец, и постоянно держать в уме слова Псалмопевца: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых!» Аминь. 31-й день 157. К молодым инокам о послушании (Из жития преподобного отца нашего Никиты Затворника Печерского, епископа великого Новограда. Чет. Мин. янв. 31) Если иноку и вообще необходимо иметь послушание настоятелю обители и старцам, то тем более необходимо ему иметь послушание им по отношению к жизни духовной. Что такое по отношению к жизни духовной? А то, что молодые иноки никогда не должны мнить о себе, что они сами, без указаний других – опытных, могут спастись; никогда не должны нести без совета старших каких-либо особенных подвигов; никогда не должны налагать на себя бремен, которые могут оказаться для них и тяжкими, и неудобоносимыми; никогда не должны сами идти одни по пути ко спасению. Почему? Да потому, что если поступят наоборот, если только на одни свои силы в деле спасения понадеются, то пусть знают, что враг спасения будет близок к ним и весьма легко может погубить их. |
α) Глава 2, стих 16. Да никтоже убо вас осуждает о ядении, или о питии, или о части праздника, или о новомесячиих, или о субботах. «Сначала говорил в общих терминах: блюдитесь (см.: 2, 4, 8). Теперь определеннее указывает, чего должно остерегаться, после того как предпослал сему изображение благодеяний о Христе Иисусе. Он как бы говорит: если столь великое получили, то зачем вам подчиняться таким маленьким вещам?» (из святого Златоуста и блаженного Феофилакта). «Надежда жизни — во Христе Иисусе, и упование спасения в Нем не позволяет нам примешивать к нему подчинение какому-либо суеверию или подзаконному обычаю. Почему не должно обращать внимания на тех, которые шумят там у вас и нашептывают нечто, несообразное с верою во Христа» (Амвросиаст). Лжеучение прикрывалось иудейскою законностию, и лжеучители, вероятно, были из рода иудейского. Может быть, они были потомки тех иудеев, которых, по свидетельству Иосифа Флавия, Антиох переселил с востока в Южную Фригию, в числе 2000 семейств. Они могли принесть оттуда и восточные мудрования, к которым здесь подмесив еллинских философствований, из всех трех склеили особую систему лжеучения, подлаживаясь в ней и к христианству. Из иудейских обычаев они удержали, как видно, только правила о ястии и питии и о соблюдении праздников годичных, месячных и недельных и, как очень вероятно, обрезание. О неуместности для христиан обрезания Апостол будто мимоходом говорил выше. Теперь прямо говорит против иудейских обычаев относительно яств и праздников. Да никтоже вас осуждает . Пусть никто не осуждает вас, что не соблюдаете таких и таких обычаев иудейских. Но что же нам делать, спросил бы кто? Исполнять их, чтоб избежать осуждения? Нет, не исполнять, а не принимать к сердцу таких осуждений и внимания на них не обращать. Пусть их осуждают; вы не смотрите на то.— Вероятно, между приемами убеждения мудрецы те употребляли иронию, или насмешку, которая может сильно действовать и, когда встретит нетвердое убеждение, может совсем испарить его. Апостол и предостерегает: не поддавайтесь впечатлению от осуждения; оно пустое. «Не подчиняйтесь, говорит, тем, которые вас осуждают» (святой Златоуст). «Нимало не увлекайтесь покушающимися посеять у вас подзаконные наблюдения» (блаженный Феодорит). «Он будто хвалит их, как чуждающихся иудейства» (блаженный Феофилакт) и тем воодушевляет противостоять тем, которые влекут в него. |
Другие не придают никакого значения схождению Сына Божия и домостроительству Его воплощения, которое возвестили апостолы и предсказали пророки, что через это должно осуществиться совершенство нашего человечества, как мы показали тебе в немногих положениях. И такие должны быть причислены к маловерам. Иные опять не принимают даров Духа и отвергают пророческие дарования, через восприятие которых человек делает свою жизнь плодоносною в Боге. Это те, на которых указал Исаия: Ибо они будут, – говорит Бог, – как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды (Ис. 1: 30). Такие совершенно негодны для Бога, потому что они не могут приносить никакого плода. 100. Таковы лжеучения относительно трех положений нашей печати (исповедания веры при крещении, см. гл. 7), далеко уклонившиеся от истины. Ибо они (лжеучители) или хулят Отца, или отвергают Сына, т. к. учат против домостроительства Его воплощения, или не принимают Духа, т. е. хулят пророчества. Всех таких мы должны остерегаться и избегать их нравов, если мы действительно желаем быть угодными Богу и получить от Него спасение. Примечания 1 Здесь, несомненно, следует понимать Слово Божие – Сына, посредника всех ветхозаветных откровений. Вернуться 2 См. Adv. Haer. V, 17: 4: «Слово Божие, Которое мы по небрежению потеряли через древо и не находили, опять получим через домостроительство древа… Ибо, так как мы потеряли Его через древо, то через древо Оно снова стало явным для всех, показывая в Себе высоту, длину, ширину и глубину… через протягивание рук собирая два народа к единому Богу». Вернуться 3 Очевидно, указание на современные отношения к Церкви со стороны римского правительства. Вернуться 4 По замечанию переводчиков с армянского, очень трудно понять действительный смысл текста в этом месте. По их мнению, данный перевод представляется единственно приемлемым. Вернуться 5 В Adv. Haer. V, 33 святой Ириней высказывается более решительно в пользу буквального понимания пророчества Исаии (Ис. 11: 6–9) и возражает против только символического объяснения. «Знаю, – говорит он, – что некоторые пытаются относить это к диким людям из различных народов, которые уверовали и сделались единомышленниками с праведными. Но, хотя и сейчас это справедливо по отношению к некоторым людям, приходящих к единомыслию веры из различных племен, тем не менее сбудется в воскресение праведных и над теми животными…» Вернуться Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя |
которое апостолы возвестили и пророки предсказали, что чрез это должно осуществиться совершенство нашего человечества, как мы показали тебе в немногих положениях. И такие должны быть причислены к маловерам. Иные опять не принимают даров Духа и отвергают пророческие дарования, чрез восприятие которых человек делает свою жизнь плодоносною в Боге. Это — те, на которых указал Исаия: ,,Ибо они будут, — говорит Бог, — как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды» 30). Такие совершенно не годны для Бога, потому что они не могут приносить никакого плода. 100. Таковы лжеучения относительно трех положений нашей печати (исповедания веры при крещении, ср. гл. 7), далеко уклонившиеся от истины. Ибо они (лжеучители) или хулят Отца или отвергают Сына, так как учат против домостроительства Его воплощения, или не принимают Духа, т. е. хулят пророчества. Всех таких мы должны остерегаться и избегать их нравов, если мы действительно желаем быть угодными Богу и получить от Него спасение. ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ. Книга первая Предисловие 1. Некоторые отвергая истину, вводят ложные учения и «суетные родословия», которые, как говорит Апостол, «производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1 Тим. 1:4); хитро подделанною благовидностью они обольщают ум неопытных и пленяют их, искажая изречения Господа и худо истолковывая то, что хорошо сказано; и под предлогом знания совращают многих и отвращают от Творца и Украсителя вселенной, как будто они могут показать нечто более возвышенное и великое, нежели Бог, сотворивший небо и землю и все, что в них. При этом они нарочно искусными оборотами слов увлекают простых людей к пытливости, а между тем губят этих несчастных, не могущих отличить лжи от истины, возбуждая в них богохульные и нечестивые мысли против Творца. 2. Ибо заблуждение не показывается одно само по себе, чтоб, явившись в своей наготе оно не обличило само себя, но, хитро нарядившись в заманчивую одежду оно достигает того, что по своему внешнему виду для неопытных кажется истиннее самой истины. |
Не на пользу принимаем ее, когда вера оскудевает, когда житие и дела оскорбляют благодать Божию и ее отгоняют. Благодать есть талант Небесного Домовладыки, Который верного и усердного раба обогащает, а неверного и ленивого осуждает и отнимает у него Свой дар. «Наблюдайте, – убеждает апостол, – чтобы кто не лишился благодати Божией» ( Евр. 12, 15 ). От какого помысла человеку следует остерегать себя? Человеку следует остерегать себя от соблазнительного помысла, говорящего, будто бы человек живет довольно хорошо, когда живет согласно природе. Принимая такой помысл, человек не пытается поднять планку своей жизни и жить по благодати. Здесь следует учесть, что до грехопадения человек жил не одной природой, но достигал блаженства по преимуществу благодатью Божией. И если кто в одобрение жизни по природе сошлется на слова апостола что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» ( Рим. 2, 14 ), то таковым Господь дает разуметь, что Его последователю, как призванному к совершенству, слишком мало жить по природе, подобно язычникам ( Мф. 5, 17 ). Чего требует от человека благодать Божия? Благодать требует от человека веры и готовности повиноваться Ее внушениям, а также верности и постоянства в следовании ее руководству. Благодать же сама будет человеку тайной помощницей в его подвигах ради нее и увенчает их. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр. 4, 16 ). Каково взаимодействие благодати Божией и сердца человека? Преподобный Макарий Великий учит: «Собственные усилия христианина сами по себе не делают его лучше. Он лишь привлекает благодать, которая уже сама производит свои действия в сердце человека. Благодать все сама совершает, от человека требуется только начаток, желание, усилие. Как пчела тайно возделывает соты в улье, так и благодать тайно производит в сердцах людей любовь свою и горечь превращает в сладость, а жестокосердие – в мягкосердие» 55 . Почему душа по-разному воспринимает благодать? |
Юлия Шпулькина 26 января 2014, 15:13 мне кажется,что если бы мужчина в маршрутке сказал всё тоже самое,но с уважением, в более тактичной форме (например: " простите меня,пожалуйста за мою нескромность,можно вас попросить пока не креститься передо мной,мне от этого плохо,простите,если чем обидел " ) ,то не было бы такой реакции и женщина бы уступила. Только тогда не было бы и шанса испытать себя в смирении,кротости,незлобии.Ведь мы же в молитвах просим: Господи,даруй нам смирение! ну,не совсем это конечно даром... Слава Богу ,что такие случаи у нас бывают в жизни,иначе,как нам ещё исправиться,если б всё было гладко и все к нам относились с почтением. Геннадий Ерофеев 26 января 2014, 15:11 Молиться необходимо,но не напоказ. слон&муравей 26 января 2014, 15:09 это статья про " соринку и бревно " . а коммены - надо вообще запретить, чтоб... никому не повадно было.) Екатерина 26 января 2014, 11:09 Некоторые люди меня тоже злят в транспорте, но я помалкиваю.Но этим , наверное, проявляю терпение- по заповеди Божией- люби ближнего. Православие? А значит, автор статьи никакого терпения не проявила, так как ответила со злом человеку.Ведь он справедливо ей сказал- что ему дурно.Тогда бы, наверное, надо ей было выйти из маршрутки и стоя креститься на улице.Она бы не прерывала свою молитву. Даже о. Иоанн Кронштадтский говорил, что зло - это всегда от дьявола, и надо остерегать себя от ревности не по разуму. Хотела автор статьи предложить всем статью о защите веры в Господа, а получился казус- она сама не стерпела замечания от ближнего.А ведь взывала к Богу!Крестилась. Зачем тогда статья. Константин 26 января 2014, 02:32 P.S. Замечательно, с каким усердием некоторые стали укорять бедную женщину. Прямо как, извините, демократы в поддержку расстрела Белого Дома... таким образом, они показывают, что сами не могут провести принципа всепрощения. Зато Кураева все защищать горазды (см. обсуждение после интервью архим. Тихона). Начните с себя. Не о вас ли говорит Спаситель: " Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза " ? |
Спасайся. Письмо сто двадцать третье Когда пришло то время, в которое надо было Иисусу Сыну Божию чашу страдания и смерти за спасение наше испить, Он, сев на осла, поехал во Иерусалим. Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев (Ин 12:12-13)! Примечай здесь, возлюбленный: 1) Сидящий на престоле славы Своей, и покланяемый и прославляемый всеми небесными Силами, не возгнушался сесть и ехать на бессловесном скоте. Нашего ради спасения сделал это Сын Божий, как и воплотился. От сего да постыдится человеческая гордость, которая любит цугом и в позлащенных каретах проезжаться. 2) Когда в мир вошел и родился Сын Божий, то в убогом вертепе и яслях, как один из нищих, возлег, но когда от мира должен был отойти и пострадать и умереть за нас, то с торжеством шел, слыша и спереди и сзади восклицания со всех сторон окружавшего Его народа. Спасайся. Наставление христианское Без веры живой и страха Божия благочестиво жить невозможно. Вера живая от поучения в слове Божием и от Святого Духа в сердце человеческом возбуждается. Поэтому должно читать и внимать слову Божию, и молиться, чтобы Сам Бог зажег в нашем сердце светильник веры. Страх Божий рождается особенно от рассуждения о вездесущии и всеведении Божием. Бог существенно везде присутствует, и где мы ни находимся, с нами есть, и что ни делаем, говорим, мыслим и начинаем, – все пред святыми очами Его делаем, говорим, мыслим и начинаем, и гораздо лучше дела наши Он знает, нежели мы сами. Рассуждай же об этом, христианин, и внимай сему, и с помощью Божией родится в тебе страх Божий. Страх Божий будет тебя везде и во всяком деле остерегать и исправлять, от всякого злого дела отвращать, и ко всякому добру поощрять. Так день ото дня лучшим будешь. Имей же всегда пред душевными очами Бога, и будешь иметь страх Божий, подражая Псалмопевцу: Всегда я видел Господа пред собою (Пс 15:8). А что должен ты делать, в следующих пунктах изъясняется. Внимай же и старайся исполнять следующее: |
Потом отбирался ответ на вопрос; принимать ли гетмана Богдана Хмельницкого со всем войском запорожским под царскую руку? Бояре дали такое мнение: Ян-Казимир, при избрании на королевство, присягал остерегать и защищать всех христиан, которых исповедание отлично от римско-католического, не притеснять никого за веру и другим не дозволять, а если своей присяги не сдержит, то в таком случае подданные его освобождаются от верности ему и послушания. Король Ян-Казимир присяги своей не сдержал: восстал на православную христианскую веру, разорил многие церкви, обратил в униатские. Стало быть, гетман Хмельницкий и все войско запорожское, после нарушения королевской присяги - вольные люди: от своей присяги свободны. А потому, чтобы не допустить их отдаться в подданство турецкому султану или крымскому хану, следует принять гетмана Богдана Хмельницкого, со всем войском запорожским, со всеми городами и землями, под высокую государеву руку. Гости и торговые люди вызвались участвовать вспоможениями в предстоявшей войне; служилые люди обещались биться против польского короля, не щадя голов своих, и умирать за честь своего государя. Патриарх и все духовенство благословили государя и всю его державу и сказали, что они будут молить Бога, Пресвятую Богородицу и всех святых о пособии и одолении. После такого земского приговора, царь послал в Переяславль боярина Бутурлина, окольничего Алферьева и думного дьяка Лопухина принять Украину под высокую руку государя. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. 1 января прибыл в Переяславль гетман. Съехались все полковники, старшина и множество казаков. 8 января, после предварительного тайного совещания со старшиной, в одиннадцать часов утра, гетман вышел на площадь, где была собрана генеральная рада. Гетман говорил: " Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. |
| |