В. Какая награда ожидает алчущих и жаждущих правды? О. Они насытятся. Господь поможет им и исполнит их искреннее желание быть праведными. Наставление Любите, дети, говорить и поступать по правде как голодный стремится за хлебом и жаждущий к воде. Сам Господь будет вам помогать и вы достигнете, чего так искренно и сильно желаете, и будете жить праведно и в этой жизни, а в будущей получите полное оправдание и помилование. Пятая заповедь блаженства «Блаженни милостивии яко тии помиловани будут». «Счастливы милостивые, потому что они будут помилованы». В. Кто такое «милостивии»? О. Милостивыми называются люди добрые, которые из любви к Богу и ближним делают добрые дела всякому человку, будет ли это родственник или чужой, одной с ними веры, или другой. (Притча о милосердном самарянине). В. Как Иисус Христос учит оказывать милостыню? О. Иисус Христос говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного». ( ). Этими словами Господь не запрещает подавать милостыню и делать добрые дела при людях; можно и при людях делать добрые дела, только не надо нарочно выставлять себя пред людьми добродтельным для того, чтобы они хвалили нас за это. Добрые дела надо делать из любви к ближним и для спасения души, а не для того, чтобы нас хвалили люди. В. Какие бывают дела милосердия? О. Различные. Есть добрые дела для тела, и есть добрые дела для души. В. Какие добрые дела для тела? О. Следующие: 1) голодного накормить; 2) жаждущего напоить; 3) нуждающегося в одежде – одеть; 4) постить находящегося в темнице и в больнице; 5) приютить странника; В. Какие добрые дела для души? О. Следующие: 1) Отклонить или помочь ближнему отвыкнуть от какого-либо греха; 2) подать добрый совет ближнему, находящемуся в беде, предупредить его об опасности, которой он не замчает; 3) утешить его, когда он находится в скорби; 4) молиться за него; 5) не платить злом за зло, которое нам сделали другие; 6) от всего сердца прощать обиды.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кто со Христом соединен, как член с головой, или как розга с лозой, тот подобный Ему и плод творит. Так обитание Христово в человеке праздно быть не может, но непременно и через внутренние духовные движения чувствуется, и через внешние подобные дела проявляется. Обратимся же, христиане, всем сердцем ко Христу, воздохнем и восплачемся перед Ним, и с сокрушенным сердцем покаемся, и помолимся Ему усердно. Да придет Он и к нам, грешным, и верою вселится в сердца наша, и возобладает нами. И до тех пор не перестанем просить, и искать, и стучать в двери милосердия Его, пока не изобразится в нас Христос (Гал. 4:19). 59. Доброе дерево Что доброе дерево, то и христианин добрый, духовно мыслящий. Доброе дерево от доброго семени бывает. Добрый христианин от Божиего слова, небесного и доброго семени, рождается, согласно Писанию: Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23). Доброе дерево познается по добрым плодам его. Так и добрый христианин познается по добрым делам. Доброе дерево добрые плоды изнутри рождает. Так и добрый христианин изнутри, от сердца, и нелицемерно добрые дела творит. Доброе дерево добрые плоды показывают, но не делают добрыми. Так и доброго христианина добрые дела показывают, но не делают его добрым. Прежде дереву надобно добрым быть, и тогда добрые плоды приносить, ибо злое дерево не может добрых плодов приносить (Мф. 7:17–18; Лк. 6:43). Так и христианину надо прежде сделаться добрым, и тогда добрые дела творить, ибо злой не может добро творить. Дерево доброе приносит плоды хозяину и прочим людям. Так и добрый христианин творит добрые дела для славы имени Божия и пользы ближних своих. Добрые плоды доброго дерева, хотя и висят, и видны на дереве, однако не дереву самому, а семени доброму, от которого дерево выросло, приписываются. Так и добрые дела, хотя творит их добрый христианин, должны приписываться Благому и Человеколюбивому Богу, Который доброе семя в сердце человеческом посеял, и добрым его сделал, помогает ему, и укрепляет его добро творить. Без Бога и добрым быть, и добро творить невозможно, по словам Господа: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Добрые дела См. еще Благочестие . Господь был образцом дел добрых: Иисус сказал иудеям: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего ( Ин.10:32 ). Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что Он сделал в стране Иудейской и в Иерусалиме ( Деян.10:38–39 ); Дела добрые называются а) плодами правды: Молюсь, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию ( Флп.1:10,11 ); б) плодами, достойными покаяния: Сотворите достойные плоды покаяния ( Лк.3:8 ). Павел проповедывал всей земле Иудейской и язычникам, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния ( Деян.26:20 ). Дела (добрые) невозможны без веры: Все, что не по вере, грех ( Рим.14:23 ). Без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ). Только тот, кто пребывает во Христе, может совершать дела (добрые): Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:4–5 ). Дела (добрые) производятся в верных Богом: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными ( Флп.2:13,15 ). Дела (добрые) должны быть совершаемы а) для угождения Богу: Испытывайте, что благоугодно Богу. Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф.5:9–10 ). Не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Божией, поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога ( Кол.1:9–10 ). Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:16 ); б) для славы Божией: Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода ( Ин.15:8 ). Все делайте во славу Божию ( 1Кор.10:31 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Христианину ради его спасения 27 Различие между Павлом и Иаковом состоит в том, что Иаков смирение веры рассматривает как возможность самовосхваления, а согласно Павлу, смирение в делах лишает возможности самовосхваления. Иаков не хочет оспаривать законность высказывания, что человек оправдывается единственно по вере, но хочет отвести верующего от опасности успокоения в его необходимы добрые дела; ибо кто пребывал в злых делах, тот не увидит Царства Божия. Поэтому доброе дело есть цель христианского бытия. Поскольку в этой жизни единственно важно то, как именно человек может устоять на последнем суде, и поскольку каждый будет судим по своим делам, то речь идет в целом о приготовлении христианина к доброму делу. Итак, новое сотворение человека во Христе имеет целью добрые дела. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8-10; ср.: 2Тим. 2:21; 3:17; Тит. 1:16; 3:1; 8:14;). Здесь все совершенно ясно. Цель, которой требует творить добрые дела. Божий закон остается прям и должен быть исполнен (Рим. 3:31;). Это происходит через доброе дело. Но есть только одно доброе дело — это Божье дело во Христе Иисусе. Мы становимся блаженны через дело Бога во Христе, а не через наше собственное дело. Итак, нам никогда не перепадает славы от нашего дела; ибо мы — Его дело. Но мы для того заново созданы во Христе, чтобы мы пришли в Нем к добрым делам. Все наши добрые дела суть единственно добрые дела Бога, к которым Он нас приготовил. Итак, хотя добрые дела и заповеданы ради спасения, они суть все-таки именно только дела, которые в нас творит Сам Бог.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

ДЕЛА ДОБРЫЕ Человек веру свою к Богу показывает добрыми делами (4:165, см. ВЕРА , 141). Если добрых дел нет, то значит нет веры (3:24, см. ДОБРОДЕТЕЛИ , 305). Источник добрых дел есть вера (5:24, см. ВЕРА, 267) (3:70, см. ВЕРА, 137) (3:18, см. ВЕРА, 138). Добрые дела показывают подобие Божие Добрыми бо делами, от чиста сердца и веры нелицемерныя происходящими, показует в себе подобие свое, которым Богу сообразуется, яко образ первообразному. Бог есть свят, любителен, истинен, щедр, милостив, благ, кроток, долготерпелив, и проч.: и христианин, когда Ему сообразуется добродетельми, подает свидетельство имеющагося в нем образа Божия, в котором доброта и красота душевная состоит. Между образом бо и первообразным имеется сходство и подобие (3:333). Добрые дела свидетельствуют о красоте ДУШИ Знамение душевныя красоты есть свидетельство «добрых дел», нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы – всякого добра ходатаицы, и прочиих (3:332–333). Добрыми делами нужно украшать душу (2:28, см. ДУША , 311). Добрые дела особенно нужны после покаяния, так как без них не бывает истинного покаяния (3:265, см. СВ. ТАЙНЫ , 832). Дела добрые необходимо делать, так как ими выражаем БЛАГОДАРНОСТЬ Богу Одолжаемся добрые дела творить, да засвидетельствуем Богу, Благодетелю нашему, сердечную нашу благодарность... Благодарность истинная требует не токмо устнаго исповедания и прославления благодетеля, но и сердечныя к нему любве. Любовь же познается от творения заповедей Его святых. «Аще кто любит Мя, – глаголет Христос, – слово Мое соблюдет» ( ). И благодарнение устное без сердечного любления не иное что, как лицемерие есть. «Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене» (2:373). Что делается члену Церкви, то делается главе Христу Когда тело или уд какий страждет, то состраждет и глава; тако когда христиане страждут, состраждет им и Христос. Что уду какому телесному делается, тое вменяет себе и глава: тако, что христианам делается, тое вменяет Себе и Христос. Обида ли убо или зло какое делается христианину? тое все Самому Христу делается. Гонится ли, ругается ли, поносится, укоряется христианин? Все то Самого Христа касается. Добро ли и благодеяние какое делается христианину? тое вменяет Себе Христос. И сие то есть, что Христос глаголет: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе». И паки: «понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе» ( ) (4:43).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сортировать по Исключить новости Добрые дела со злым сердцем? Когда мне нужно помочь человеку, а делать этого совсем не хочется, я представляю себя на его месте 3 апреля, 2015 Когда мне нужно помочь человеку, а делать этого совсем не хочется, я представляю себя на его месте «Вера без дел мертва», «что сделали вы одному из малых сих, то сделали Мне», «человек оправдывается делами, а не верою только» – эти и многие другие Евангельские слова предписывают христианам жить в формате добрых дел. Святые отцы наставляют, что не только дела нужны. При этом еще необходимо иметь добрые мысли, а в сердце – любовь к ближним. Но всегда ли получается совместить? Что если в какой-то момент жизни у «многолетнего христианина» наступает вдруг усталость от добрых дел, и когда просят о помощи, находишь в себе силы откликнуться, только «скрипя сердцем». Можно ли продолжать оказывать помощь, если при этом в душе царит раздражение? Когда в твоем сердце злость, нужны ли такие «добрые» дела? Почему вообще возникает это состояние? На эти и многие другие вопросы ответил ведущий популярной киевской «молодёжки», духовный наставник православных волонтёров, насельник Киевского Троицкого Ионинского монастыря, архимандрит Иоасаф (Перетятько). – Отец Иоасаф, Синодальным отделом УПЦ по делам молодежи, в котором вы трудитесь, даже книжка такая издана – «Мы призваны на добрые дела». Что делать, если в какой-то момент перестал чувствовать в себе силы творить эти самые добрые дела, даже когда просят? – Мы действительно призваны на добрые дела – по Евангелию. Но нужно понимать, для чего и ради чего мы помогаем. Достоевский так вообще не доверял тем, кто творит добро не ради Христа, вне Евангелия… Множество людей сегодня тратят огромнейшие средства на благотворительность. Что ими движет? Желание помочь? С одной стороны – да. Но с другой стороны, так они получают удовлетворение, ощущая свою значимость. То есть в данном случае двигателем добрых дел выступает тщеславие. Бесспорно, тщеславие примешивается к каждому доброму делу. Но если христиане, те, кто читают Евангелие, стараются его, тщеславие, отслеживать и отсекать, то люди, доверяющие исключительно собственному уму, могут годами, десятилетиями помогать другим именно из-за тщеславия.

http://pravmir.ru/dobryie-dela-so-zlyim-...

«Не дела только, но и все помышления отпечатлеваются на лице человека, отражаются в совести» 115 . «Не думай, что красота зависит только от телесного благообразия. Представь девицу с красивыми чертами лица, но с нескромными мыслями, болтливую, сварливую, склонную к пьянству и расточительности: не безобразнее ли она всякой некрасивой. Если же она будет иметь добрые мысли, скромна, молчалива и стыдлива, если привыкнет говорить благоприлично..., то красота её сугуба, благообразие больше, лицо привлекательнее, исполнено целомудрия и гармонии» 116 . «Неблагообразие лица не заключает в себе ничего зазорного – восполни это красотою добродетельной души. Вот замечательные украшения души: добрые мысли, целомудрие, скромность, благочестие, кротость. В них – красота души, а через душу и тела: это красота, которая более пленяет и никогда не прекращается» 117 . «Будем же иметь добрые мысли и язык, изрекающий доброе, чтобы снискать любовь и благорасположенность» 118 . «Человек с добрыми мыслями сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на саму наружность добродетельного, на его лицо. Что это за лицо? Это – ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своею красотою. Обратите внимание на речь его; от неё ещё больше благоухания: тут вы как бы лицом к лицу с его душею – и таете от его сладкой беседы» 119 . При борьбе со злыми мыслями, и стремлении к добрым, «обращение ко Господу дивно проясняет лицо наше... О, сколь светлым делается лицо наше, когда мы взираем с напряжением веры, очами сердца к Богу сердец наших!» 120 . Как много дают человеку добрые мысли! И как прекрасен их результат: «Добрые мысли приводят к святой жизни» 121 . «Когда добрые мысли душа имеет, то и внешние её дела и слова добрыми становятся, так как из источника чистого чистые ручьи текут, как от доброго дерева добрые плоды рождаются, подобно от доброй души добрые дела и слова являются» 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Таким образом, вера служит источником добрых дел, а добрые дела свидетельствуют о вере. По выражению святителя Феофана, вера христианина должна быть «живая и деятельная, которая бы все силы души нашей возбуждала к деятельности, сообразной с законом Божиим. Только при этом условии вера может бьггь спасительна для нас» с. 9]. Вера спасает делами, и доброделание необходимо не только в смысле следствия, но и условия спасения. Верующий человек совершает свое спасение «среди трудов доброделания» с. 564]. Вера есть драгоценное сокровище человека, его внутреннее нетленное богатство, которое не может оставаться под спудом, не может не проявлять себя вовне: в словах, делах и во всем поведении человека, ибо из верующего благого сердца исходят и дела благие. Вера и добрые дела не только одинаково необходимы в деле спасения, но даже и немыслимы порознь, невозможны без взаимного соединения. Добрые дела суть не что иное, как выражение той духовной деятельности, которая происходит в душе верующего: это есть осязаемые проявления веры. Вера споспешествует делам ( ), а дела укрепляют веру, делают ее совершенною. По слову Божию, – пишет святитель Феофан, – вера и исполнение заповедей на одной линии стоят, – и ни той, ни сему предпочтения не дается. И вера без дел, и дела без веры – ничего не значат. Только в неразрывной связи содевают они спасение наше, и сами при сем приемлют настоящую свою цену, силу и значение» с. 61]. Вера приводит на путь спасения, снабжает силами, само же спасение совершается делами, соответствующими вере. В деле спасения человека главное – дела добрые, а вера есть пособие. Без веры невозможно христианину преуспевать в добродетельной жизни, ибо «вера подвигает на добрые дела, вера указывает их, вера приводит и к получению сил на делание добрых дел» с. 215]. Но христианин сознает, что как вера дается ему от Бога, так и дела добрые совершаются им лишь с помощью Божией. «Верующий, хотя и неослабно делает, – учит преосвященный Феофан, – но не опирается на делах, а на одной милости; ему и дается не по мере дел, а по мере милости. Делам никакого значения он не приписывает, нет их у него ни в памяти, ни в надеждах. Он весь опирается на милость Того, в Кого верует, минует правду Божию и вселяется в область милости Божией» с. 258].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

З. Мы верим в Бога, верим, что Он существует, хотя мы Его не видим и не слышим сами. Верим, что Бог делает только одно добро, что Бог любит людей и все дает для их пользы и для их счастья, верим, что за добрые дела будет непременно награда, а за худые - наказание от Бога. Повторим все, что мы говорили. Весь мир и нас самих сотворил Бог. Бог нас любит и все нам дает даром. Поэтому нам грешно и стыдно не любить Бога. Свою любовь к Нему мы можем показывать тем, что будем любить всех людей и делать одни только добрые дела. Сами мы можем только хотеть делать добро, а силы для добрых дел дает всем людям Бог. Поэтому нам нужно просить помощи на добро у Бога. Просим Бога мы молитвой[ 4 ]. Стало быть, нужно молиться Богу. Но прежде молитвы нужно знать, кому мы молимся: надобно верить в Бога. Кто верит в Бога, молится Ему и делает добрые дела, тому Бог даст Царство Небесное. На какие дела смущает людей диавол? У. На плохие. З. Зачем он смущает людей на зло? У. Он злой, хочет погубить людей. З. От погибели Бог спасает тех, которые веруют в Бога, молятся Ему и хотят делать добрые дела. Значит, для нашего спасения нужно что? У. Верить, молиться и делать добрые дела. З. Запомним это так: для нашего спасения нужны вера, молитва и добрые дела. Эта формула заучивается учащимися сначала хором, а потом поодиночке. З. Все ли люди веруют в Бога, веруют ли татары, немцы, евреи?… У. Все веруют. З. Одинаково ли все люди веруют? У. По-разному. З. Вера на свете не одна, а их много. Но не все веры правильные. Наша вера называется какой? У. Христианской православной[ 5 ]. З. Почему она называется христианской? Почему православной? Как мы можем отличить веру одного человека от веры другого? У. Можно спросить его о вере.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господь Иисус Христос перед вознесением Своим на небо говорил ученикам Своим: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет» ( Мк.16:15–16 ). Видите, какие ясные слова, видите, как совершенно определённо Господь сказал: «Иже не имет веры, осужден будет». Значит, недостаточно только одних добрых дел, значит, нужна и вера, значит, надо, чтобы творящие добрые дела всем сердцем уверовали в Бога и возлюбили Его. Святой апостол Иаков сказал в соборном своём послании: «Вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ). И кто только верует и на одну веру возлагает все надежды на спасение, тот не спасётся: нужны добрые дела. Но ведь можно сказать и иначе: если вера без добрых дел мертва, то, значит, и добрые дела без веры мертвы. Господь и Бог наш Иисус Христос говорил евреям изумительные слова о том, что все должны причащаться Небесного Хлеба, говорил, что этот Хлеб Небесный есть Плоть Его, которую отдаёт Он за жизнь и спасение мира. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и Пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Какой жизни? Жизни вечной: не будете иметь жизни вечной, не будете причастниками Царства Божия, не получите спасения душам вашим. Что же яснее? Если не веруем всем сердцем в Бога, если не крестимся, если не причащаемся Тела и Крови Христовой, то нет нам спасения. Видите: одни добрые дела недостаточны для спасения! Вы знаете, что и неверующие творят добрые дела и возникает вопрос: как оценивать это добро, творимое неверующими? Конечно, все добрые дела неверующих должны цениться высоко. Признавая это, надо всё-таки знать, что есть разница между добрыми делами неверующих и делами верующих всем сердцем в Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010