Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Зло (Evil) В Библии показана история зла – его происхождение, борьба с добром и конечное поражение от рук неизменно благого Бога. Будучи неотъемлемой частью истории от начала до конца, зло последовательно проявляется в широком наборе библейских образов. В основном природа и дела зла выражаются в Писании через следующие образы: 1) света и тьмы, 2) направления, 3) преследования, 4) сельского хозяйства, 5) тела и 6) повседневной домашней жизни. При всех своих различиях эти образы изображают зло как недопустимое искажение добра. Зло и добро: тьма и свет. В Писании зло неизменно соседствует с добром и противостоит ему. Коренное различие между ними раскрывается уже в Быт.2:9 при первом упоминании о дереве познания добра и зла. С одной стороны, есть источник всякого добра – вечно благой Бог, сотворивший все сущее «хорошим весьма» ( Быт.1:31 ); с другой стороны, есть все то, что противоборствует совершенной природе Бога и Его делам. Адам и Ева стали выразителями этого водораздела в роде человеческом, когда воспротивились воле Бога и затем познали добро и зло ( Быт.3:22 ). Вся история взаимоотношений человеческих существ с Богом развивается в контексте этого противостояния добра и зла, например, когда люди любят больше зло, нежели добро ( Пс.51:5 ) или зло называют добром, а добро злом ( Ис.5:20 ). Пророки призывают Божий народ возненавидеть зло и возлюбить добро ( Ам.5:15 ), а в Евр.5:14 «совершенными» названы те, кто «приучены к различению добра и зла». Поэтому в Библии зло чаще всего показывается не изолированно, а в связи с добром, то есть с Богом. Бог обращает лицо против зла и делающих зло ( Пс.33:17 ; Иер.23:30 ). Благость Бога первична; зло противостоит Его благости, и в этом противостоянии природа зла выражается лучше всего. Противостояние зла добру в Библии изображается с помощью образов тьмы и света. С добром и Самим Богом свет связывается с самого начала, когда Бог Своим словом произвел свет, увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. Тьма, напротив, противодействует свету и добру и часто изображается отчужденным от Бога миром зла. В Иов.34:22 говорится о беззаконниках, тщетно пытающихся укрыться от Бога во тьме и в тени смертной. Во тьму этого мира пришел свет Иисуса Христа, но «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин.1:4–5; 3:19–20 ). «Народ, ходящий во тьме», – греховный народ, который «увидит свет великий» обещанного Христа ( Ис.9:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Откуда взялось зло, ведь Бог благ и зла не творил? И что такое собственно зло? И что такое добро? Все ли, что кажется хорошим и приятным, является таковым на самом деле? Можно ли, делая добро любимому человеку, убить его? И может ли добро быть жестким и даже жестоким? Проблема зла, конечно, тревожила любую христианскую совесть и любой ум. Люди задумывались: если Бог зла не творил, то что такое зло? Глубже всех, пожалуй, понял суть проблемы святитель Григорий Нисский. Он говорит, что зло не имеет сущности, это есть некое удаление от добра, погружение в небытие, тьму. А у тьмы сущности нет. Тьма – это просто отсутствие света. У света сущность есть, а тьма – это его отсутствие. К рождению зла, к счастью, человек не причастен. Зло родилось в мире ангельском. К счастью, мы – жертвы зла, а не его творцы. Конечно, мы напридумывали много чего по части зла, по части его культивации, распространения, его рекламы, его оправдания, но это все не без бесов сделано было, потому, что они – начальники зла, любители всякой нечистоты и хитрые пиарщики всякой грязи. А мы жертвы. Повторюсь: зло родилось в мире ангельском. Это жуткая мысль: «Выше звезд поставлен престол мой, вознесусь выше всего, что называется святыней». И мы должны признать свою ограниченность в способности понимать инфернальные глубины. Глубины сатанинские, к счастью, человек, пожалуй, не может постигнуть. Человек, к счастью, не может узнать зло в той его конечной глубине, в которой оно существует в ангельском мире. Мы – жертва греха, он нас заразил некоей частью своей заразы, он внушил нам претензию на то, чтобы мы были тем, чем мы не были. Зло всегда обещает больше и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато «Будете, как боги». Зло всегда обещает больше, чем дарит, и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато. Оно обещает тебе нечто – заметьте, сегодня это реклама, кредиты, поездки, работа за рубежом… «Да, ты будешь там! Идем, идем, идем!.. Тебя ждет Олимп!» Но ты оказываешься потом в глубине какой-то жуткой грязи, думаешь: а как это я развалил свою семью? потерял здоровье? оказался в чужой стране без денег и средств, опозоренный и униженный? Да, это микросхема, действующая еще с момента обмана Адама и Евы. «Будете, как боги, не переживайте; Он лжет, а я не лгу. Он говорит, что вы умрете, – не умрете. Да не умрете вы, а будете, как боги…» Обещание того, что ты не заслужил, обещание того, что тебе вредно, и безмерное завышение претензий. Это зло в его человеческом измерении. Но приходит оно к нам из ангельского мира. Это не мы его выдумали.

http://pravoslavie.ru/91500.html

1. Обозначение определенного ряда философов в качестве “натуралистов”, которое производит впечатление достаточно древнего, было введено в обиход сравнительно поздно — в XVI–XVII вв., когда христианские апологеты Ф. де Марнэ, Р. Карпентер и Г. Воэций стали так называть тех, кто все происходящее в мире приписывал природе, отрицая сверхприродное, или, по-другому, атеистов. Но словосочетание ethical natu­ralism , ставшее общепринятым у этиков, узаконилось значительно позднее — после трактата выдающегося английского философа Дж. Мура Principia Ethica (1903), с которого начинается новый этап в истории этики — метаэтика. Суть нового подхода состояла в том, что если этики до Мура более двух тысячелетий спорили о том, что есть добро и зло в человеческом поведении и каковы средства реализации первого и избежания второго, предлагая самые различные решения этих вопросов, то Мур обратился к выяснению того, каковы с логико-семантической точки зрения сами эти вопросы, какова природа этических суждений, в которых участвуют термины добро , зло и поведение , и какова, наконец, степень определимости этих исходных терминов 1 . Исследование степени определяемости понятия добро и привело его к формулировке знаменитого принципа натура­листической ошибки (the naturalistic fallacy), которая состоит в том, что добро , которое в качестве понятия абсолютно “просто­го” оказывается принципиально неопределимым (задачей же определения как такового является прежде всего разложение определяемого понятия до “неделимых” частей) 2 , пытаются определить через какие-то другие понятия, совершая ту ошибку, что из вполне правильного суждения типа Удовольствие есть добро или Здравомыслие есть добро , делается уже логически незаконный шаг инверсии типа Добро есть удовольствие или Добро есть здравомыслие , ибо здесь не учитывается, что если все хорошее имеет одновременно еще какие-то свойства, то из этого еще не следует, что установление последних есть тем самым уже и определение добра. В качестве своего предшественника Мур называет крупного английского этика прошлого столетия Г. Сиджвика, подвергшего сходной критике определение добра у основателя утилитаризма И. Бентама 3 , а я счел бы таковым уже Платона, который ясно показывал (хотя еще и не доказывал) неопределимость блага в своем “существе” и определимость его лишь через отдельные его “энергии” 4 . Считая добро, таким образом, “атомарным” понятием, которое нет смысла определять через ближайшие к нему, ибо они его же в себе и содержат, Мур был абсолютно прав. Более того, то, что справедливо относительно агатологии (так мы предпочитаем называть исследование которое является, на наш взгляд, отдельной от этики областью философского исследования, служащей, однако, основанием последней), применимо и к аксиологии, поскольку и все известные нам определения “ценности” также суть определения ее через то, в чем она уже сама предполагается 5 .

http://pravmir.ru/dva-tipa-eticheskih-ko...

Сортировать по Исключить новости Почему Бог не уничтожит зло? (+Аудио) Чтение на каждый день поста 8 декабря, 2014 Чтение на каждый день поста Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста» – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Зачем существует зло? …как непослушанием одного… сделались многие грешниками,  так и послушанием одного сделаются праведными многие. Рим. 5, 19 Ты свободен; и если хочешь погибнуть, то природа твоя удобоизменяема. Святой Макарий Великий Зло могло быть побеждено еще в раю. Сатана, творение, наделенное свободной волей, мог быть побежден только свободным творением, и эту победу должен был одержать Адам – победить зло в раю, как человек, и тем осуществить свое Богочеловечество. Но он этого не сделал. Господь мог бы, как и может, всемогуществом Своим воспретить злу присутствовать в мире, совершенным словом Своим просто уничтожить его. Но Он поступил иначе, потому что тому живому, что Он сотворил, и ангелам и человеку, Он дал свободную волю. И однажды даровав человеку свободу, Господь никогда ее не отбирает. Бог спасает человека иначе: Сам становится Человеком в этом мире, во всей полноте принимает на себя человеческую природу, чтобы все-таки победить зло не как Бог, а именно как Человек, а потом дать возможность каждому человеку снова приобщиться к Богу, чтобы снова победить. И Он побеждает сатану во всей силе Своей человеческой природы, во всей полноте ее богоприобщенности, чтобы каждому из нас тоже даровать такую возможность снова и снова своим свободным произволением побеждать зло, приобщаясь к добру. Но в нас живет память о согрешившем Адаме, и эта память вновь и вновь толкает нас обмануть Бога, согрешить против Него, коснуться запретного плода, стать самодостаточным в самом себе. Мы гораздо более сопричастны добру, чем искажены злом. Зло, не имеющее сущности, явившееся лишь следствием недуга человеческой души, не в состоянии до конца победить человека, для которого добро естественно, а зло противоестественно. Поэтому у каждого христианина есть силы победить зло, и, значит, в самом человеке добро обязано побеждать зло, если он прилагает к этому усилия.

http://pravmir.ru/pochemu-bog-ne-unichto...

преподобный Иустин (Попович) Человек — единственное существо во всех мирах, простертое от ада до рая. Проследите человека на всех его путях, и вы увидите, что все его пути ведут либо в рай, либо в ад. В человеке нет ничего, что не завершалось бы или раем, или адом. Диапазон человеческих мыслей, человеческих чувств, человеческих расположений больше и ангельского, и дьявольского. Ангельского, потому что человек может пасть даже до дьявола; дьявольского, потому что он может подняться даже до Бога. А это означает: и зло, и добро человеческие бесконечны, вечны, ибо добро уводит его в вечное царство добра — рай, а зло — в вечное царство зла: ад. Человек всегда — вечное существо, хочет он этого или нет. Сквозь все принадлежащее ему струится некая загадочная вечность. Когда он делает добро, какое бы то ни было добро, человек вечен, потому что любое добро своим самым внутренним нервом связано с вечным Божественным Добром. И когда он делает зло, какое бы то ни было зло, человек и тогда вечен, ибо всякое зло своей таинственной сущностью связано с вечным дьявольским злом. Человек никогда не может сделать себя существом конечным, преходящим, смертным. Даже если бы он захотел, не может совершить полного самоубийства, ибо дело самоубийства само по себе есть зло, и, как таковое, переносит душу самоубийцы в вечное царство зла. По самой природе своей человеческое самоощущение и самосознание бессмертно, непреходяще, вечно. Самим своим существом человек осужден на бессмертие и вечность. Только это бессмертие, эта вечность может быть двояка: добрая или злая, Божия или дьявольская. Человеку оставлена свобода выбирать между этими двумя бессмертиями, между этими двумя вечностями. Он может отречься о бессмертия и вечности, ибо для бессмертия и вечности предназначено его существо. Он не располагает ни внутренним органом, ни внешним средством, с помощью которых мог бы исторгнуть из себя или уничтожить в себе то, что бессмертно и вечно. Для такой затеи он должен был бы иметь нечто бессмертнее бессмертного и вечнее вечного. А он этого не имеет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/271/...

а) По основному, в сущности деистическому, воззрению китайцев, зло есть неправильное действие человека, состоит в нарушении естественных законов человеческой жизни. Но умаляя значение зла до степени исключения из общего правила и отступления от него, китайцы не указывают его причины, не объясняют его силы и последствий в мире, и не объясняют существования зла при внешне формальной законосообразности человеческих действий. Если китайцы слишком умаляют значение зла, то индийцы преувеличивают его. На основании своего пантеистического учения о происхождении мира путем эманации от Брамы, они поставляют зло в конечном и ограниченном бытии мира. Но эта физико-пантеистическая теория не объясняет, каким образом зло может произойти от добра через его развитие, хотя бы постепенно умаляющееся и оскудевающее в своих проявлениях; пантеизм индийский переносит, в принципе, зло на самое Божество. Крайнее, но логически-последовательное выражение индийско-пантеистической теории о сущности и происхождении зла представляет собой буддизм своим учением о мире. Мир есть явление случайное, ни от кого не происходящее, существующее как необъяснимое зло, постоянно возникающее и постоянно уничтожающееся в мире. Буддизм видит зло в самом бытии, или лучше: бытие почитает злом, но не дает ему никакого объяснения. В религиозных учениях египтян и персов несколько ослабляется значение зла, сравнительно с воззрениями индийских пантеистов, а именно тем, что ограничивают зло, египтяне – временной земной жизнью человека, после которой, в загробном мире, зла не существует; персы ограничивают зло той стороной бытия, которая происходит от Аримана; к этой стороне они относят разрушительные силы природы, вредоносные твари и все явления зла в мире человеческом. Следовательно, и египтяне и персы переносят начало зла на божество. Миросозерцание греков гораздо выше всех предыдущих; они не переносят зло на божество (в их мифологии нет богов зла), но объясняют его частично – грехопадением души до заключения в тело, как в темницу, частично – независимой от божества материей. Первое воззрение указывает только на присутствие зла в человеческой природе, но запутывает вопрос о его происхождении. Второе воззрение, производящее зло от материи, независимой от Бога по бытию, представляет скрытый дуализм. Во всех этих учениях принимается во внимание какая-либо одна сторона зла, существующего в мире зла, – смешивается зло нравственное с физическим, – смешение понятий достигает крайней запутанности в перенесении зла на верховное добро, как его начало.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

ОТКУДА В МИРЕ ЗЛО? Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался, Отрадой тихою, восторгом упивался... И где веселья быстрый день? Промчался лётом сновиденья, Увяла прелесть наслажденья, И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!.. А. Пушкин Наверное, главное, что вы видите вокруг, да и замечаете в самих себе, – это неустроенность, болезни, несправедливость. В мире слишком много такого, что огорчает сердце человека, приносит боль всему живому. Каждый сталкивается с тем, что называется злом, грехом, неправдой, смертью. Но если человек был создан прекрасным и добрым, а природа не знала катаклизмов и страданий, то куда же все это делось? Как зло появилось в мире, который создан и благословлен Богом, любящим нас Небесным Отцом? Сначала давайте выясним первый, исходный вопрос: что такое зло? Что такое зло? Видели вы, как кто-то закрывает в доме наглухо окна и двери? Иногда это делают так, что свет уже не проникнет внутрь. В комнатах воцаряется полный мрак. Отсутствие света есть тьма. Так и зло по своему содержанию есть отсутствие добра. Господь зла не сотворил. Разве допустит талантливый художник в своих произведениях какое-то уродство или изъян? Все, что существует, по самой своей природе добро и прекрасно. Тогда что же такое зло, откуда оно, как возникает? Зло не имеет самостоятельного бытия, своей собственной природы. Оно – порок, болезнь, искажение того, что уже существует. Оно похоже на вирус, который сам по себе, отдельно от живой клетки не существует. Это добровольное желание разумных существ жить без Бога. Зло явилось как сознательное уклонение от добра, противление ему. Оно – протест против Бога и всего, что от Бога. Поэтому зло есть уклонение от бытия к небытию, от жизни к смерти. Зло коренится в неправильно понятой свободе и неверно направленной воле. Оно ищет во всем самостоятельности, обособленности от Творца, и поэтому само по себе есть величина совершенно мнимая, в действительности равная круглому нулю. – То есть зло – это извращенное состояние воли разумных существ?

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

  Культура Не ждите ничего от XXI века Рецензия на книгу Никоса Зерваса «Дети против волшебников»   Протоиерей Александр Шаргунов, преподаватель Московской Духовной Академии и Семинарии   Мы часто говорим, что в наше время зло все более возрастает, становится все более открытым, потому что сознает свою силу и безнаказанность. Все более организованным - фашизм и коммунизм и в этом смысле были только репетициями. Благодаря современной технологии, в одно мгновение оно может входить во все дома с любой ложью, с любым непотребством. Но самая главная опасность заключается в отсутствии адекватной реакции на зло, в привычке к нему. Философии «смерти Бога» и «смерти сатаны» были только констатацией того, что человечество начинает терять чувство подлинного добра и зла. Сегодня уничтожение тысяч людей ракетным огнем, демонстрируемое по телевидению, слишком многими воспринимается не более чем компьютерные игры. Чем объяснить это отсутствие сопротивления злу? Прежде всего, изменением перспективы в противостоянии добра и зла. Для большинства людей не существует уже абсолютного зла и абсолютного добра. Перед лицом возрастающего зла общество поражено молчанием - отказом определить, что есть добро. Замечательный симптом - вследствие, очевидно, господствующего плюрализма, - слово «благо» (добро) человечество предпочитает употреблять во множественном числе: «блага». Нам возразят: это преувеличение, сопротивление злу все-таки существует. В таком случае можно обозначить духовную ситуацию по-другому. Современный выбор заключается в сопротивлении злу с запрещением определять, что есть добро. С помощью тысячи акробатических фокусов «новая философия» совершает акт упразднения добра. Цель человечества - уже не идеальное добро, а меньшее зло. Достаточно призрачное, это меньшее зло должно стать заменителем добра. Такой поворот в общественном плане вполне логичен - в особенности после ужасов нацистской и большевистской тирании в недавнем прошлом. Кто будет спорить против аксиомы Владимира Соловьева, что «назначение власти не в том, чтобы превратить общество в рай, а в том, чтобы не допустить на земле ада»? Как минимизировать зло, а не как осуществить добро. Но в том-то и дело, что избежать сползания или провала во ад невозможно, если вектор человеческого сознания не будет направлен к абсолютному добру, к Богу. Ужас заключается в том, что в наш век великих подмен - под видом деполитизации и деидеологизации - совершается политизация и идеологизация всей жизни, в том числе духовной.

http://moral.ru/ASh_recenzia.html

Изменение нашей жизни, как в лучшую, так и в худшую сторону, происходит, как правило, постепенно и незаметно. И лишь какие-то внешние признаки, или, как говорят врачи, симптомы, позволяют в какой-то момент определить, что человек меняется, что с ним что-то происходит, например, он болен, или, напротив, выздоравливает от болезни. В последние десятилетия мы много чего узнали и восприняли нового от внешнего мира, от множества иных этносов, народов и культур. Легко, с жадностью и любопытством и не всегда осознанно и критично перенимая чужие традиции, обычаи и нравы, мы не заметили, как не только стали меняться сами в большинстве своем, но и, меняясь, стали утрачивать что-то по настоящему ценное и важное, что существовало и существует в нашей отечественной культуре, традиции и обычаях. Сейчас у нас появилось много веселых и пестрых праздников, которые совершенно не соответствуют не только нашим традициям и устоям, но и порою входят в противоречие с тем, на чем эти традиции утверждаются, а именно — с православной верой. Самые, наверное, яркие из таких новомодных праздников — это печально известный Хеллоуин и грядущий в очередной раз так называемый День святого Валентина . Зло возрастает в человеке постепенно и поначалу всегда облачается в видимость добра Вот о чем здесь нужно сказать. Зло само по себе отвратительно, и всем нам это понятно, когда мы видим явное проявление зла в мире. Но мало кто почему-то задается серьезным вопросом — как это зло созревает в человеке, как оно развивается до той степени, когда приносит свои ужасные плоды. А секрет в том, что зло возрастает в человеке незаметно и постепенно, от малого к большому, и поначалу всегда облачается в видимость добра. И если человек в самом начале не осознаёт эту подмену и принимает зло за добро, то зло, подобно смертельной болезни, постепенно, но неотвязно начинает овладевать человеком и разрушать его жизнь. Причем это происходит таким образом, что человек зачастую теряет способность мыслить критически и начинает это зло, возрастающее в нём, оправдывать. Так что изумляешься порой, как люди, совершая ужасные злодеяния, истово доказывают всем, что они творят добро и правду. Это и есть цель всякого зла — постепенно и незаметно совершить в человеке подмену истины на ложь, красоты на уродство, добра на зло…

http://pravoslavie.ru/101013.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Не может быть любви без свободы Воспоминание Адамова изгнания 17.03.2024 124 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Сегодняшнее воскресенье называется прощеным, а также воспоминанием Адамова изгнания. «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше. Увы мне, прелестью лукаваго увещанну бывшу, и окрадену, и славы удалену. Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну. Но, о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся. Ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя. В землю бо пойду, от нея же и взят бых. Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго». Бог сказал Адаму, то есть человеку (на древнееврейском «Адам» означает «человек»): «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Что значат эти таинственные слова? Только Бог может определить, что есть добро и что есть зло для человека, ибо Он один имеет высшее знание, высшую мудрость. Но Бог, сотворивший человека для любви, дал ему свободу, потому что не может быть любви без свободы, невозможно заставить любить насильно. И вот в сердце свободного человека возникает искушение. «Нет, — сказал змей, — вы не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите эти плоды, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Он понимал, что говорил, этот змей. «Вы будете, как боги», — сказал он. Вот где самое главное искушение, причина всех других искушений. Человек искушается тем, что он может обойтись без Бога, стать самому богом. Самому, без Бога, определять, что есть добро и что есть зло. От искушения до греха только один шаг. И человек переступает черту. И мы отказываемся зависеть от Бога, отказываемся слушать Его слово, полагая, что мы сами достаточно разумны, чтобы знать, где добро и где зло. Это и есть первородный грех, то есть грех, который есть начало всех других, корень всех других грехов. Он первороден, он не в начале времени, как если бы речь шла о событии прошлого, но он начало в том смысле, что всякий наш грех, все наши заблуждения, все наши падения проистекают из него, из того, что мы заявляем о своей независимости перед лицом Бога. Мы ищем наше добро там, где нам кажется легче, отказываясь слушать слово Божие. Таким образом, человек, отделившись от высшей мудрости, насаждает в мире беспорядок. Гармония, которая должна была царствовать между Богом и человеком, нарушена. Как следствие этого является себялюбие, насилие, растление, несправедливость, зависть, злоба, вражда. И потому страдание все более умножается в мире. С каждым днем человечество приближается к смертельной катастрофе, потому что оно живет без Бога.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/17/ne...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010