Иисус явно молился не о том, чтобы все Его ученики превратились в одно существо, и не о том, чтобы они стали частью Троицы 545 . Он молился, чтобы они имели такую же общность мыслей и целей, какая существует между Ним и Его Отцом 546 . «Как Христос и члены его тела считаются одним целым, так и Иегова и Христос считаются единым целым. Все они составляют одно целое с точки зрения согласия, целей и организации» 547 . Библейское учение. Любой человек, только начавший изучать греческий язык, скажет вам, что определяющим фактором при переводе того или иного слова в предложении является контекст. Одно и то же слово может приобретать разные оттенки смысла в различных контекстах. Об этом необходимо помнить при переводе греческого слова hen ( " один»). Спросите: Понимаете ли вы, почему люди, знающие греческий язык, говорят, что смысл слова в каждом конкретном случае определяется контекстом? Само по себе греческое слово hen не подразумевает ничего, кроме единства целей, но контекст 10-й главы Евангелия от Иоанна показывает, что в данном случае это слово имеет более глубокий смысл 548 . Откуда мы это знаем? Из того, каким образом иудеи отреагировали на слова Иисуса: «Я и Отец – одно». Они тут же схватились за камни, чтобы убить Его. Они поняли, что Иисус самым недвусмысленным образом называет Себя Богом. В 33-м стихе они говорят: «...не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь себя Богом» (курсив автора). В соответствии с ветхозаветным Законом ( Лев.24 ), богохульство каралось побиванием камнями. Спросите: Если Иисус претендовал всего лишь на единство целей с Отцом, почему иудеи схватились за камни, чтобы убить Его? Разве иудеи не были едины с Отцом по цели? С чего бы иудеи, единые с Отцом по цели, вдруг захотели убить Иисуса, если Он всего лишь претендовал на единство целей с Отцом? Если Иисус всего лишь претендовал на единство целей с Отцом, почему иудеи истолковали Его слова так, словно Он делал Себя Богом ( Ин.10:33 )? (Если Свидетель Иеговы ответит, что иудеи ошиблись, приняв слова Иисуса за претензию на божественность, спросите, почему Иисус не только не исправил их «ошибку», но еще и подтвердил правильность их понимания [см. Ин.10:34–38 ].)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

А именно: все декреты и постановления советской власти сводятся к тому, что Православная Церковь, отделенная от государства, считается как частное общество, и при этом совершенно лишенное прав юридического лица и не пользующееся никакими преимуществами и субсидиями. Права собственности Церковь не имеет, и “все ее бывшее имущество объявляется народным достоянием”, причем под понятие имущества подходит не только недвижимое имущество (земли, заводы, церковные лавки, дома), но и движимое, в том числе и всякого рода капиталы и церковные сборы, примерный перечень которых помещен в приложении II к ст. 658 Собр. Узак. и распоряжений советского правительства. Здания же и предметы, предназначенные для богослужебных целей, являясь собственностью государства и находясь в заведывании местных советов, отдаются последними в пользование религиозных обществ. Под религиозном обществом (коллективом) понимается определенное, по усмотрению местного совета , число местных жителей, заявивших о желании взять в свое пользование указанное выше имущество. Образовавшейся такой группе передаются здания и предметы, специально предназначенные для религиозных и обрядовых целей, на основании особого договора, налагающего на лиц, его подписавших, ряд обязанностей по отношению к власти и принятому имуществу. Храмы и часовни обращаются для других целей, если местный совет, нуждаясь в помещениях для общеполезных целей, постановит об обращении храма для этих целей. Этим правом большевики страшно злоупотребляют, обращая храмы в клубы, театры и др. увеселительные учреждения. “По инициативе трудящихся масс”, с особого постановления Съезда советов или губисполкомов, могут подвергаться исследованию и передаваться в местные музеи св. мощи. Это право привело к кощунству и издевательству большевиков над святынями православного народа. Предоставленные верующим храмы могут быть одновременно использованы властью и для культурно-просветительных и общественно-политических целей. Монастыри, как особые религиозные общины, закрываются.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Неудобство внесения в понятие государства каких-либо абсолютных целей могло бы быть, по-видимому избегнуто, если бы мы, отказавшись от них, ограничились относительными целями. Однако, рассуждая о целях государства с отрицательной стороны, т. е. выясняя себе, чего государство не может поставить себе целью, к чему оно не должно стремиться, мы не можем иметь никаких сомнений в том, что для государства абсолютно невозможно поставить себе целью спасение душ подданных и превратиться в учреждение для приготовления их в вечной жизни, господствовать над религиозным чувством и над внутренним миром человека. Даже в средние века, когда католическая церковь имела внешние формы государственного устройства (с властью, с подвластными и с территорией), и когда государству с теологической стороны ставилась задача содействовать осуществлению царства Божия на земле, государство все-таки не смешивалось с церковью, именно в виду различия их целей: государство должно было содействовать указанной цели, как служебное орудие, но действовала в этом направлении церковь . Таким образом, если бы мы внесли в понятие государства только относительные цели, обойден был бы важный для его характеристики момент, который имеет не относительный, а абсолютный характер. Затем мы без труда согласимся, что установление и охранение права всегда останется одною из существенных целей государства. Выясняя понятие юридических или правовых норм, мы видели, что процесс обособления их от разных других норм шел параллельно с развитием понятия о государстве, что правовые нормы действуют главным образом в государстве и защищаются организованною силою государства. Установление и защиту права было бы ошибочно ставить единственною, абсолютною, целью государства, но эта цель во все времена будет одною из целей государства и в этом смысле будет иметь абсолютный характер. Точно также развитие силы или мощи государства, охраняющей общежитие от внутренних и внешних врагов, навсегда остается одною из целей государства, пока люди не перестанут враждовать друг с другом. Науке о праве и государстве всего менее свойственно принимать в соображение фантастические картины будущего золотого века, когда не будет ни внешних войн, ни внутренней вражды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Этот вопрос на самом деле очень серьезный. Мы же не признаем Хамас и Хезболлу как террористические организации, которые тоже используют подобные методы. В какой мере это оправдано? Этот вопрос стоит на повестке дня. Те страшные формы слепого, дикого, человеконенавистнического терроризма, который исповедует так называемый ДАИШ — его даже не хочется называть «Исламским государством», потому что это не имеет отношения ни к государству, ни к исламу — это бедствие. Возникает вопрос: а это бедствие связано с политическими, социально-экономическими причинами или с тем, что людей кто-то настроил и продолжает настраивать подобным образом? Ведь это страшное зло затягивает в себя людей, отталкивает их от религии, которая, конечно, несет добро. Митрополит Иларион: Мне как человеку верующему, как представителю Церкви хотелось бы сказать, что терроризм недопустим ни в каких формах, ни для каких целей. Мы с Вами хорошо помним эпоху, когда нас учили, что терроризм допустим для достижения тех или иных политических целей. На стенах классных комнат, в университетах висели портреты террористов, их именами называли станции метро, улицы и площади. Нам внушали, что они были не террористы, а революционеры, что они боролись за наше с Вами светлое будущее. Но Церковь всегда исходит из того, что невозможно противозаконными, антигуманными, антирелигиозными средствами достичь благих целей. Достижение благих целей невозможно при помощи зла. Я думаю, что вклад, который религиозные лидеры и религиозные деятели могут внести в эту дискуссию, как раз и заключается в том, что мы можем рассмотреть эту проблему под другим углом: взглянуть на нее не только из чисто политических и социальных контекстов, но и посмотреть на духовные корни этого явления. В. Наумкин: Безусловно, духовные корни очень важны. Когда мы говорим об исламском терроризме, который прикрывается исламом, очень важно, чтобы это противодействие ему шло изнутри, от исламского духовенства, от тех людей, которые должны нести добро и интерпретировать религию совершенно иначе, чем это делают террористические организации.

http://patriarchia.ru/db/text/4293432.ht...

Русская патрология Баринов Н., прот . Богословско-историографический анализ работ святых отцов Русской Православной Церкви XIX — начала XX в. по теме причин и целей сотворения мира//Вопросы богословия. 2023. 1 (9). С. 38–52. Работа прот. Николая Баринова посвящена исследованию трудов святых отцов Русской Церкви XIX — нач. XX в. по теме причин и целей сотворения мира. Автор статьи выявляет исторический контекст, пути развития богословия, различные школы, используемые ими источники. Определяются две группы мнений святых отцов и синтезируется consensus patrum о причинах сотворения мира, которым является представление о благой свободной воле Божией. Автор статьи выявляет богословскую линию оптинских старцев, согласно которой мир создан для человека, и ее происхождение от прп. Петра Дамаскина, а также подтверждает мнения прот. Павла Хондзинского о «балансировании» богословия свт. Филарета Черниговского между Москвой и Киевом и прот. Олега Мумрикова о христологичности антропного принципа Вселенной. Автором вводится новый термин «христоцентризм вселенной» как выражение средоточия всех целей творения мира. Белик К. Д . О церковном единстве (по трудам святителя Филарета (Дроздова)//Новосибирский временник. 2023. 2. С. 22–40. В статье К. Д. Белика описывается богословская позиция свт. Филарета (Дроздова) о действии в Церкви даров благодати по устроению ее единства и освящению творения. В первую очередь в статье описывается освящающее действие в Церкви слова Божия в соединении со словом человеческим в отношении евхаристической и исторической сторон ее жизни. Практическое приложение богословских положений свт. Филарета показывается автором статьи на примерах предложенных святителем средств по врачеванию старообрядческого раскола и предотвращению его разрастания. Бондарев А. С . Вопрос богатства в трудах святого праведного Иоанна Кронштадтского//Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия. 2023. 2 (9). С. 15–26. В статье А. С. Бондарева анализируется этическое учение св. прав. Иоанна Кронштадтского о христианских добродетелях через призму его отношения к богатству. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн пропускает этот вопрос сквозь свое пастырское служение и предупреждает верующих о возможных последствиях, связанных с использованием материальных благ для эгоистических целей, а способом преодоления негативных последствий владения богатством называет совершение дел милосердия. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн Кронштадтский в своих трудах пытается уравнять материальные ценности с орудием, с помощью которого можно исполнить заповедь о любви к ближнему, а можно погибнуть от бесконечного собирательства в личных целях. Согласно выводу А. С. Бондарева, смещение акцентов в изложении отношения к богатству позволило св. Иоанну Кронштадтскому актуализировать роль Церкви в побуждении общества к социальной справедливости.

http://bogoslov.ru/article/6195747

О людях, которые интенсивно, динамично двигаются по жизни, мы часто говорим: «Какой динамичный человек!» Это не вполне правильно, так как «динамичный» значит «сильный», но мы применяем это слово для обозначения человека подвижного, способного активно идти по жизни, достигать своих целей. Мы говорим: «Какой динамичный руководитель! Какой динамичный человек! Как много он успевает делать! Как быстро он идет по жизни, и с каким успехом!» А есть ли различие в значении старинного слова «подвижник», от слова «двигаться», и современного понятия «динамичный человек»? Есть, и ответ на вопрос, в чем различие, является жизненно важным для каждого из нас. О том, кто двигается для достижения жизненных, материальных целей, говорят: «человек динамичный», но вряд ли о нем скажут, что он подвижник. Мы говорим о подвиге не тогда, когда человек перемещается в пространстве, двигается по карьерной лестнице или переходит от силы к силе и от власти к власти. Про таких мы никогда не говорим, что они подвижники. Мы называем этим словом людей, которые в жизни своей двигаются навстречу подлинной цели бытия. Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И совсем не обязательно двигаться в пространстве: можно на одном острове десятки лет прожить в одиночестве, но быть подвижником, устремленным к высшей цели человеческого бытия. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся. Для Божиего суда эти цели ничто. Достигает их человек или не достигает, для Бога значения не имеет. Для Бога имеет значение достижение только той цели, к которой стремился преподобный Нил Столобенский и сонм подлинных подвижников, не просто устремлявшихся к единственно правильной цели бытия, но и достигающих ее. Может быть, кто-то, слушая эти слова, скажет: «Так что же, нам всем сидеть в одиночестве на островах, питаться грибами, корой, орехами?» Не призываю к этому, потому что никто из нас не способен так жить. Никого не призываю и отказаться от достижения человеческих целей, особенно тех, кто наделен определенными способностями, включая способность руководить людьми. Отказываться от призвания было бы грешно. Но как важно, чтобы подлинная цель жизни не заслонялась сиюминутными целями, обусловленными рамками нашего ограниченного земного мира! И если человек свой динамизм и умение достигать жизненных целей соединит с подвижничеством, способностью достигать единой богоугодной цели, то мы можем сказать, что перед нами гениальный человек. Таких людей прославляют сегодня и Церковь, и даже те, кто далек от Церкви.

http://pravoslavie.ru/104247.html

г) Всякий общественный союз, который устанавливается в государстве, есть форма общежития людей для достижения цели жизни этого союза. Стало быть, всякий общественный союз имеет своё особенное устройство; всякий союз устанавливает нормы для достижения целей этого союза, но нормы, определяющие жизнь людей, составляют содержание права. Христианская церковь , как общество, состоящее из множества лиц, преследует свои интересы и имеет своё особенное устройство. Следовательно, и она заключает в себе такое содержание, которое относится к области права. д) Всякий общественный союз, созидающийся и образующийся для определённых целей, занимает определённое положение в государстве и других союзах. Но, вместе с тем, всякий общественный союз, созданный для определённых целей, становится объектом права и входит в отношение с государством посредством юридических органов. Христианская церковь , как союз, тоже должна пользоваться таким положением,– следовательно, и она может служить содержанием права, как объективного, так и субъективного. Указанными положениями ясно доказывается, что церковь может быть рассматриваема с точки зрения права или с точки зрения юридической. Так или иначе, христианская церковь , как своеобразный общественный союз, является особой область в жизни людей, которая может быть регулируема правовыми нормами. Следовательно, Христианская церковь может давать содержание для особенной области прав, рассмотрение которых и составляет предмет того, что называется наукой Церковного права. 2) Определение Церковного права по его существу. Церковное право по его существу может быть понимаемо, как и всякое другое право: в смысле субъективном, объективном, идеальном и формальном, т. е. все значения права, которые можно находить при рассмотрении сущности права вообще, могут быть приложены и к Церковному праву. В субъективном смысле Церковное право есть установленная, согласно с природой и целями церкви, на основании справедливости и призванная в обществе и государстве возможность, способность и власть церкви иметь своё самостоятельное устройство и самоуправление соответственно природе своей и достигать своих религиозных целей посредством определённых действий и отправлений согласно её назначению и религиозным потребностям её членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

По мере того, как мы это будем делать, наша Церковь станет более многообразной и сможет служить все большему числу людей и возрастать в единстве веры от Святого Духа. Это позволит нам привлечь больше людей в дело служения, и исполнить свое призвание в распространении Евангелия. Стратегический план, который был разработан в течение последних нескольких лет, является центральным элементом этого Собора. Он имеет ряд основных задач, которые будут предметом нашего обсуждения. Эти цели лежат в основе работы Церкви в течение следующего десятилетия. Они охватывают несколько основных направлений: проповедь Евангелия и просветительская работа, особенно с молодежью; приходская жизнь и реконструкция; православное единство; финансирование церкви, богословского образования и подготовки руководящих кадров. Все это важные цели для Церкви. Очень важно, что мы подходим к ним не только в контексте нашей истории и идентичности Церкви, но и в более широком контексте видения основ того, как мы хотим, чтобы развивалась структура Церкви. Мы должны задаться вопросом, что требуется с точки зрения кадров и финансирования, и как мы собираемся находить и выделять ресурсы для выполнения этих целей. Кто будет заниматься этой деятельностью? Приходы, благочиния, епархии или центральная администрация? Какова роль каждого уровня? В моем представлении, ПЦА – это динамическая Церковь, нацеленная на миссионерскую и благотворительную деятельность, воплощающая Евангелие Иисуса Христа и стоящая за его полную целостность. Я надеюсь, что мы обратимся к миру с распростертыми руками, к тысячи людей, которые жаждут того, что Православная Церковь в Америке может предложить: литургическую, моральную и догматическую устойчивость и целостность, общину, в которой можно создавать свои семьи и жить своей жизнью, глубокое воспитание, духовная жизнь и возрастание. Наша Церковь является местом, где идеализм молодых и мудрость старших могут быть собраны вместе. Три направления работы Таким образом, я верю, что есть три основных направления, на которых мы должны сосредоточиться, исходя из десяти целей стратегического плана: миссия, молодежь и финансирование Церкви. У каждой из этих целей есть элементы, которые могут быть реализованы только на приходском, епархиальном или центральном уровне. Мы должны организовать конкретные проекты, которые помогут нам измерять наши успехи, и отметить достижения этих целей. В основном, однако, мы должны взять на себя обязательство работать на локальном уровне, а затем на епархиальном и центральном уровнях церковной организации. Работа с молодежью

http://pravmir.ru/amerikanskaya-cerkov-o...

п. – во всей остальной, обширнейшей области бытия эти стихии действуют согласно с своими естественными свойствами. Напрасно также утверждают, что чудеса в природе несообразны с совершенством природы, когда они заставляют допускать, будто ее естественные силы и законы не достаточны для ее целей и нуждаются в пособии сверхъестественном: чудеса предлагаются нужными совсем не для целей природы, которая, действительно, всегда может достигать их своими естественными средствами, данными от Бога, а собственно, для целей человека, и притом самых высоких и даже сверхъестественных: именно для того, чтобы теперь, когда человек, нарушив первобытный союз с Богом, находится в неестественном состоянии, и крайне нуждается в сверхъестественном откровении, мог он, по этим чудесам, всегда узнать истинное откровение и убедиться, что здесь неоспоримо действует Бог . Наконец, нельзя указать никаких препятствий к возможности чудес и со стороны Бога: действовать в природе Он всегда может, хотя и даровал ей отдельное бытие, – как и действует Своим постоянным Промыслом; действовать именно сверхъестественно, т. е. производить в ней дела, превышающие силы и законы самой природы, также может, потому что всемогущ. Премудрость Его этого не возбраняет: ибо чудеса оказываются нужными для высочайших целей религии; благость бесконечная – тоже не возбраняет: ибо чудеса оказываются нужными для бедствующего человека, падшего и немогущего восстать. Словом: чудеса или сверхъестественные действия Божии в мире точно так же возможны вообще, как в частности возможно сверхъестественное откровение 22 . V. Могущественное действие слова Божия на сердца людей. Слово Божие столь мощно влияет на сердца человеческие, что многие, многие миллионы людей пробудились чрез него от греховного и беспечного сна своего и обратились ко Христу. Когда, например, Предтеча Господень Иоанн воззвал к народу на берегах Иордана – «покайтеся! приблизилось бо царствие небесное...» ( Мф. 3:2 ), то многие, говорится, исповедовали грехи Свои и крестились от него в Иордане. Или когда однажды блаж. Августин, проведший молодость свою в порочных удовольствиях, услышал во храме чтение из Апостола, призывающее оставить козлогласование и пьянство, прелюбодеяние и студодеяние, и облечься Господом нашим Иисусом Христом ( Рим. 13:13, 14 ), то эти слова так глубоко запали в душу его, что с этих пор он переменил свою порочную жизнь и сделался великим и блаженным учителем (для всех последующих времен) гибельных последствий греха и спасительных последствий божественной благодати. Или когда однажды Антоний Великий услышал во храме слова Евангелия: если хочешь быть совершенным, продай имущество свое, раздай деньги бедным и будешь иметь сокровище на небеси ( Мф. 19:21 ), то немедленно так и поступил, удалился потом в пустыню, и сделался величайшим подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Права собственности Церковь не имеет и «все ее бывшее имущество объявляется народным достоянием», причем под понятие имущества подходит не только недвижимое имущество (земли, заводы, церковные лавки, дома), но и движимое, а в том числе и всякого рода капиталы и церковные сборы. Здания же и предметы, предназначенные для богослужебных целей, являясь собственностью государства и находясь в заведывании местных Советов, отдаются последними в пользовании религиозных Обществ. Под религиозным Обществом (коллективом) понимается определенное, по усмотрению местного Совета, число местных жителей, заявивших о желании взять в свое пользование указанное выше имущество... Храмы и часовни обращаются для других целей, если местный Совет, нуждаясь в помещениях для общеполезных целей, постановит об обращении храма для этих целей. Этим правом большевики страшно злоупотребляют, обращая храмы в клубы, театры и др. увеселительные учреждения... Все церкви домовые, при учебных заведениях, правительственных и общественных учреждениях и военных властью объявлены закрытыми. Святые Таинства и церковные обряды для государства никакого значения не имеют. Властью прекращена выработка церковной парчи. Отобраны церковно-свечные заводы... Духовные лица лишены активного и пассивного избирательного права и права преподавания и службы в учебных заведениях. Это по декрету, фактически же они лишены всех прав. Им отказывают даже в выдаче продуктов и хлеба... Преподавание Закона Божьего совершенно изъято из учебных заведений. Духовно-учебные заведения властью закрыты. До сих пор священнослужителям разрешали обучать детей Закону Божьему частным образом в храме. А впоследствии и это право отнято и теперь им совершенно воспрещено под угрозой смерти преподавание детям Закона Божьего и вероучения, равно как воспрещено им и крестить малолетних детей. Известительное послание Св. Тихона, Патриарха Московского и всея России, помещенное в 1516, занимает две страницы. В нем, в частности, говорится: Более года по обстоятельствам, всем известным, Мы были отстранены от нашего пастырского служения и не имели возможности стоять лично у кормила правления, чтобы хранить освященные веками предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010