27. Слово в день Святаго Мученика Благовернаго Димитрия Царевича (Говорено в Архангельском Соборе, маия 15 дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) Темже и страждущии по воли Божией, яко верну Зиждителю да предадят души своя во благотворении. 1Nemp. IV, 19 . 1822 Для чего так часто Церковь возобновляет пред нами зрелища неповиннаго страдания, торжественно возобновляя память невинно пострадавших? Для чего само Провидение поспешествует 162 в сем Церкви, – для чего и оно так долго и непрерывно представляет нам зрелища неповиннаго страдания, чудесно сохраняя 163 , пред нами, нетленные останки невинно пострадавших? Для чего, святое Отроча, багрянородное в жизни земной, по крови Царской, багрянородное и в жизни небесной, по крови мученической, – для чего еще оставляешь между нами твои разсеченные члены, и таким образом соделываешь потомков очевидцами того, как ты пострадал, без сомнения, не без воли Божией, хотя то было по воле и действием забывших Бога человеков? – Домышляюсь. Губители принесли тебя в печальную жертву законопреступному властолюбию, на погибель законной власти Царской; и дивный в судьбах Своих Бог попустил быть сему, дабы беззаконием вельможи обличить и наказать грехи народа: но дабы не вотще пролита была чистая кровь твоя, Он сберег ее ко времени; повелел ей, как Авелевой, вопиять против мятежников и похитителей Царскаго венца; и таким образом соделал тебя священною жертвою, агнцем, закланным за спасение законной власти Царской. Только сие нужно на время. Для чего же и теперь еще призываемся мы быть свидетелями, более, нежели за два века пред сим совершившагося неповиннаго страдания? Для чего так открыто, по изречению Церкви, «сеются мощи мучеников по всей вселенной»? Для того, как она же говорит, чтобы от них «прозябал плод исцелений»? – Правда. Но для чего и дар исцелений дается невинно пострадавшим, и притом иногда таким, которые не совершили великих подвигов добродетели, как сие, впрочем благословенное, Отроча? Для чего, повторяю, дар исцелений? Для тела ли только, когда самое тело не для себя, но для души?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Поучение 74. В неделю пред Рождеством Христовым Братие! Праздник Божий близко, но приготовили ли мы себя к встрече сего великого праздника, как подобает истинным христианам? Я не разумею здесь плотского, чувственного приготовления. Знаю, что для тела, для своего плотского удовольствия многие христиане, живущие и думающие не по духу, но по плоти, приготовили, или думают приготовить много кое чего для плоти: и мяс и напитков, а иные вошли в новые долги, чтобы прислужиться ненасытному своему чреву; другие заложили последние вещи, чтобы достать чего лишнего для объядения; есть и такие, которые предались новой скорби, потому только, что не могут всего накупить, чего хотелось бы, что покупают другие. А я говорю о духовном христианском приготовлении. Хранили ли мы минувший пост как заповедует св. церковь ? Воздержались ли по средам и пяткам от рыбы, от объядения, от напитков, от супружеского ложа? Обуздывали ли язык от лихословия, празднословия и гнилых слов? Провождали ли время в молитве, псалмопении и чтении Божественных писаний? По-христиански ли проводили св. пост? Для чего? Для того, чтобы с большей радостью встретить большой Божий праздник. Нам как-то не естся, когда мы встречаем большого и редкого гостя, а Господь небесный такой дорогой и редкий гость, какого нет другого под солнцем. Редкий Он гость, ибо однажды только родился на земле, а Его пять тысяч лет народы ожидали; многие не дождавшись умерли, дорогой гость, ибо Он пришел на землю спасти нас от греха, проклятия и смерти. Как же мы должны беречься греха, если нужно было для очищения от него Самому Богу нисходить на землю; как мы должны беречься проклятия, чтоб не проклинать других, и чтоб другие нас не проклинали, если Самому Богу нужно было принять проклятие от Отца небеснаго на плещи свои; как должны бояться смерти, если для ее уничтожения нужно было умереть Самому Сыну Божию? Мы должны теперь думать, именно в эти дни обдумывать: для чего Бог низшел на землю? Верно для важной цели, по важной причине; мы должны непрестанно об этом размышлять и других спрашивать об этом: для чего Бог принял на Себя нашу плоть? Он знал, что Ему во плоти придется понести на земл тяжкие муки и умереть? Он захотел по любви к нам несчастным грешникам спасти нас от греха и ввести в рай; ибо грех подвергает человека тяжким болезням, проклятию Божию и вечным мучениям ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Икона, с которой всё и началось Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? 29 августа, 2015 Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Свое искусство есть в каждой более-менее развитой религии. Такова природа человеческая. Впрочем, православную икону нельзя свести лишь к обычному проявлению человеческой природы: «Везде находятся люди, которые желают и умеют рисовать портреты тех, перед кем благоговейно преклоняются. Среди христиан тоже выискиваются художники. Отсюда и произошла православная иконопись – большая портретная галерея на религиозные темы». Нет, не отсюда произошла иконопись! Где же искать ее истоки? Для христианина главная икона – это икона Христа. Когда и как появилась первая икона Господа Иисуса? Она, конечно, была. У нас в Церкви установлен и специальный праздник в ее честь. По календарю праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. 29 августа праздник в честь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. Первая икона Христа не была написана красками, не была создана руками человеческими. Не являлась плодом фантазии древнего художника. Первая икона дана нам напрямую от Господа. Согласно церковному преданию первая икона представляла собой чудесно появившийся на холсте отпечаток лика Иисуса Христа. Дать людям икону – это была Божья воля, а не пожелание человеческое. Мы, православные, должны бы хорошенько это знать. Икона – дар Божий. Зачем Господь нам его дал? Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать. Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было? В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом , до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.

http://pravmir.ru/ikona-s-kotoroy-vsyo-i...

Скворцов В. М. Отдел IV. Православному мирянину, живущему среди отпадших от церкви а) Святоотеческие наставления о православных догматах веры и обрядах церкви Не всегда и не всякий может рассуждать о Боге (Из творений Св. Григория Богослова ) Говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога, потому что в злохудожну душу не внидет премудрость ( Прем.1:4 ). Нам повелено сеять в правду и собирать плод живота, чтоб просветиться светом видения ( Ос.10:12 ). И Павел хочет, чтоб мы, по любви нашей к Господу, были познаны от Господа ( 1Кор.8:3 ), а чрез это познание и сами научились ( 1Кор.13:13 ); а такой путь ведения почитает он лучшим, нежели надменное мнение, которое кичит. Учить – дело великое, но учиться – дело безопасное. Для чего представляешь из себя пастыря, когда ты овца? Для чего делаешься головой, когда ты нога? Для чего берешься предводительствовать войском, когда поставлен в ряду воинов? Для чего гоняешься на море за великими, но сомнительными, выгодами, когда можешь безопасно возделывать землю, хота и с меньшим приобретением? И если ты о Христе муж ( Еф.3:14 ), чувства у тебя обучены ( Евр.5:14 ), и имеешь ясный свет ведения, то вещай Божию премудрость, глаголемую в совершенных и в тайне сокровенную ( 1Кор.2:6–7 ) и притом, когда откроется случай и будешь на это иметь поручение. Ибо что имеешь сам от себя, чтобы тебе не было дано, или чего бы ты не получал ( 1Кор.4:7 )? Если же ты еще младенец, если долу влачишься умом и не имеешь сил взойти к познаниям высшим, то питайся млеком. Для чего требуешь твердой нищи, которую члены твои, по немощи, не в состоянии еще употребить и сделать питательною? Говори, когда имеешь нечто лучше молчания; но люби безмолвие, где молчание лучше слова: ты знаешь, что похвально заповедать чин устам ( Прит.31:26 ), об ином говорить, иное только слушать, иное одобрять, а другое отвергать, но без огорчения. По мне, смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшим себя; но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

И почему прихожане требуют невозможного «Священник должен был стать моим родственником, матерью и отцом, идеальными, которые не имеют слабостей и свойств обычных людей, не раздражаются, не сердятся, полностью разделяют твои взгляды». «Правмир» публикует выступление Майи Кучерской на семинаре «Чего мы ждем от священника?», который провел фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. Авва Дорофей, Иоанн Лествичник, святой — Сегодняшняя дискуссия называется «Чего мы хотим от священника?». Название включает в себя местоимение «мы». Я не могу говорить от имени загадочных «мы». Так что буду опираться в основном на свой личный опыт, ну и, может быть, некоторых своих друзей и знакомых, и говорить в основном о том, чего хотела от священника я. На протяжении тех лет, что соотношу себя с христианством.   Я принадлежу к поколению тех, кто обратился в конце 80-х годов. Сначала наше знание о том, что такое духовный отец, было исключительно книжным. Священники не окружали нас в обычной жизни, ни в детстве, ни в юности. Были школьные учителя, университетские преподаватели, были другие старшие взрослые, были родные, но священников не было.  О том, что бывает и другая форма отношений, я узнала из книг — благодаря чтению аввы Дорофея, «Добротолюбия», Иоанна Лествичника, житий святых. В этих книгах описываются люди с древней закваской веры, любви, люди святые.  Вполне естественно, что, не имея опыта общения с реальными священниками, мы легко отождествили тех, кого увидели в церкви, с теми, о ком читали в этих замечательных книгах. Этот феномен хорошо известен. Священник для нас тогда был почти аввой Дорофеем, Иоанном Лествичником, святым. Мать и отец И чего же мы, чего я от них хотела?  Во-первых, я хотела, чтобы священник был мне матерью. Конечно, у меня есть прекрасная мама, почти святая женщина, о ней самой стоит писать книги. Но в юные годы я этого совершенно не понимала. И мне хотелось, чтобы именно священник стал для меня идеальной матерью. Чтобы принимал меня такой, какая я есть: сложную, со своими недостатками, чтобы любил меня безусловной любовью. Чтобы жалел меня, гладил по голове и дарил конфетки. 

http://pravmir.ru/mat-i-otecz-uchitel-i-...

Бедствия Пребудьте в терпении и не давайте расслабляться сердцам своим во время бедствий ваших, но воздавайте за них благодарения, чтобы получить воздаяние от Господа (прп. Антоний Великий , 85, 53). Из случающихся же с нами бедствий иные постигают в наказание за грехи, другие для исправления нравственности в искушаемых, а иные для истребления безнадежных, как было с фараоном (свт. Василий Великий , 6, 24). Никто не трудись над разысканием причин явлений горестных: для чего засухи, для чего дожди, для чего удары грома, для чего град? Это для нас, имеющих нераскаянное сердце, и не прежде обращающихся, разве когда бываем (свт. Василий Великий , 6, 272). Голод, засухи, дожди – суть общие какие-то язвы для целых городов и народов, которыми наказывается зло, преступившее меру (свт. Василий Великий , 8, 126). Источник. Каждое бедствие мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе (свт. Василий Великий , 8, 126). Источник. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо , и тем сокрушает орудие их неправды (свт. Василий Великий , 8, 126). Как огонь в плавильне испытывает золото и серебро, так в напастях изведываются души смертных, имея помощником Господа (прп. Ефрем Сирин , 30, 517). Великое благодарение трудам на суше, опасностям на море и тем страхам, которыми я спасен! Они, поставив меня выше всего коловратного, явным образом обратили к Горнему (свт. Григорий Богослов , 17, 38). Источник. Особенно же не будет для нас трудно с терпением переносить бедствия и стать выше многих во время скорби, если размыслим, что обещали мы Богу и чего надеялись, когда вступали в любомудренную жизнь. Богатства ли? Веселостей ли? Благоденствия ли в сей жизни? Или противного сему: скорбей, злостраданий, тесноты, того, чтобы все переносить, все терпеть в уповании будущих благ? Знаю, что сего, а не первого ожидали мы. Поэтому боюсь, не нарушаем ли заветов своих с Богом, когда одно иметь домогаемся, а другого надеемся. Не будем же отказываться от своей купли, понесем одно, чтобы сподобиться другого. Нам причинили скорбь ненавистники? А мы соблюдем душу от раболепства страстям. Через сие одержим верх над оскорбившим (свт. Григорий Богослов , 17, 314). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

87. Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых? Однажды преп. Нил Постник, бывший сподвижником св. отцам, в Синае и Раифе избиенным, память которых совершается 14-го января, видя избиение и страдание их от варваров, спрашивал: «За что они страдают? где, – говорил он, – блаженные отцы, труды воздержания вашего? где награда за терпение скорбей? где венец многим подвигам? Это ли воздаяние вашему иночествованию? Или всуе вы текли на подлежавший вам подвиг? Или есть справедливость в том, чтобы за добродетель принимать скорбь, и что убиваемых вас оставил без помощи Промысл Божий? И вот, возымела силу скверна на ваши тела святые, и злоба хвалится, что одолела» («Чет.-Мин.», 14 янв.). Так, в глубокой скорби, задавал себе такие вопросы Нил преподобный; но он, к своему утешению, вскоре получил на них разрешение. «Чего ради, – сказал ему и бывшим с ним, спасшимся от меча злодеев инокам, израненный и едва дышавший старец Феодул, – чего ради смущает вас пришедшая на вас напасть? Ужели вы не знаете, для чего Господь предает подвижников своих сопротивным? Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяниями вознаградить претерпевших до конца, как сугубо воздал Иову то, что он погубил? Но, там, конечно, несравненно больше воздает, ибо «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ) и терпящим до конца. Лучшего ответа на вопрос о причине неповинных страданий, кажется не может быть 67 .   67 Примеч. Здесь весьма полезно будет ознакомить читателя с мыслями по вопросу о распределении страданий между людьми мудрого святителя Филарета, митроп. московского. «Относительно распределения страданий между людьми испытующий разум, говорит святитель Филарет, предлагает два особенные вопроса: во 1-х, зачем бедствуют и невинные, во 2-х – зачем и те, которые и не безвинны, страждут не в соразмерности с виною своей, а нередко наименее виновные страждут наитягчее? Если никто из людей не свободен от греха, то первый вопрос „не только разрешается, но и уничтожается; потому что, по строгому суждению, нет на земле невинных и, следственно, все бедствующие бедствуют как более или менее виновные».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Иеромонах Варсонофий (Рыжов) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Иеромонах Варсонофий (Рыжов): «Надо научиться не закрывать свою руку от десницы Божией» Иеромонах Варсонофий (Рыжов) В Избранное Иеромонах Варсонофий (в миру – Максим Владимирович Рыжов) был пострижен в монашество епископом Арсеньевским и Дальнегорским Гурием 28 апреля 2013 года. Меньше чем за полгода до этого, 11 ноября 2012 года он был рукоположен во священника . В настоящий момент батюшка является настоятелем храма Покрова Божией Матери в селе Анучино, а также – руководителем отдела церковной благотворительности и социального служения Арсеньевской епархии. – Батюшка, благословите! Пожалуйста, расскажите о том, как вы пришли к Богу? – Мой путь к Богу был трудным и извилистым. Когда мне было 14 лет, мама отвела меня в храм, крестилась сама и крестила меня, без моего на то желания. Это было в 90е годы, когда многие люди по зову традиции шли в храм креститься, не осознавая, что собственно происходит, для чего это нужно и вообще нужно ли это кому-нибудь. Вот так неосознанно мы покрестились , и для меня начались длительные поиски: душа начала чего-то требовать, чего-то искать. Сначала я искал ответы на свои вопросы в психологии, потом – в эзотерике, во всяких тайных знаниях. Я прошёл через кучу этого хлама человеческого, не имеющего никакого отношения к Божественному знанию. А душа требовала, вопияла, желала чего-то, и непонятно было, чего именно, но был постоянный вопль к Богу. Единственное, что хорошо помню из этого времени: тогда, в 1990 году, поэт Евгений Евтушенко написал стих «Дай Бог!». Я его разучил и повторял в каких-то трудных ситуациях, даже не зная, к кому обращаюсь. Там были такие слова: «Дай Бог быть тертым калачом, не сожранным ничьею шайкой, ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой». Это была молитва, именно молитва, обращенная к Богу о заступничестве. Поэтому хотя я и не понимал, к Кому обращаюсь, но повторял от души в трудную минуту, и Господь слышал расположение моего сердца и помогал.

http://azbyka.ru/way/ieromonah-varsonofi...

Беседа 31. Евангелие от Матфея, глава 9, 14–17. «О посте и о старом и новом» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея, и мы рассмотрим две темы: 1)   О посте. 2)   Притчу о старом и новом. Данное повествование мы находим в Евангелии от Матфея 9 -я глава с 14-го по 17-й стих. Прочитаем первый стих: Мф.9:14 . «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?». Блаженный Иероним Стридонский предлагает следующую оценку словам учеников Иоанновых: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, – не говоря ничего другого, – вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном» . Подобное поведение учеников Иоанна Крестителя не делает им чести. Они оказались зараженными завистью к апостолам, которые имели столь великого Учителя. Блаженный Феофилакт пишет: «Ученики Иоанна укоряли Христа в несоблюдении поста из зависти к славе Его. Не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, они говорят: почто ученицы Твои не постятся. Вероятно, они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простой человек, и праведен стал по причине подвигов добродетели, Христос же – Бог, и Сам весь добродетель, они не хотели знать» . Казалось бы, последователи Иоанна Крестителя и апостолы Христа делали одно и то же важное дело, участвовали в тайне домостроительства спасения рода человеческого. Однако – какие распри и какое разногласие! Нельзя сказать, что и сами апостолы были чужды подобным распрям и разногласиям – вопрос, кто больше и кто важнее в их среде, занимал и их самих. Сказано: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» ( Мф.18:1 ); и еще: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» ( Мф.20:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Фрагменты из приходских бесед. Поучение аввы Дорофея “О страхе Божием” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Отец Алексий: Сегодня мы говорим о третьем поучении аввы Дорофея, которое называется “Поучение о страхе Божием”. Часть нашей прошлой беседы мы посвятили пониманию того, что такое свобода. А теперь, беседуя о страхе Божием, мы поговорим сначала о том, что такое страх сам по себе, потому что страх Божий — это понятие, для мира сего совершено неизвестное и непонятное. Мы знаем, — и у аввы Дорофея об этом тоже упоминается, — что в Писании, в Соборном послании святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова написано: боящийся несовершен в любви и любовь изгоняет всякий страх (1 Ин 4:18) — это великие слова, и тем не менее у нас как одно из основных понятий духовной жизни, благочестия и аскетики существует такое понятие как страх Божий. Как же получается, что с одной стороны — страх Божий, а с другой — любовь Божия, которая изгоняет всякий страх? Насколько страх в принципе сопоставим с любовью, с верой, и что делает страх с человеком? Когда мы начинаем говорить об этом, прежде всего задается такой вопрос: а чего боится человек? И вот, я этот вопрос адресую вам. — Смерти. О. А.: Смерти, да. Еще чего боится человек? — Неверия. — Может, кто-то смерти не боится, а инвалидности боится. — Неопределенности. — Одиночества. — Нарушения той стабильности, которая ощущается в мире. О. А.: Так, а еще чего? — Самого себя боится. О. А.: Самого себя? Это, может быть, как-то трудно сформулировать. Ну, а еще чего? — Болезни. — Обстоятельств. — Жизни. — Наказания. — Потерь каких-то человеческих, жизненных. Отец Алексий: Давайте мы сейчас остановимся, сформируем первую группу “страхов”, которые относятся к тому, что мы называем страхом смерти. Действительно, когда мы говорим, что человек боится боли, боится болезни, темноты, высоты, часто человек боится еще каких-то вещей, страданий, еще чего-то — это все связанно именно со страхом смерти, потому что если бы у человека не было страха смерти, если бы смерть не стояла перед ним, рядом с ним, то он ее не отгонял бы от себя в дальний угол, не боялся бы, например, темноты. Ведь темнота — это неизвестность того, что будет дальше, что может лишить тебя этой жизни.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010