Закрыть itemscope itemtype="" > Филиппок из Киево-Печерской Лавры Рассказ об отце 03.05.2020 958 Время на чтение 22 минут Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот... (Иак 1:27). I. " Не оставлю вас сиротами; приду к вам " . (Ин 14:18). В нашей семье отца из-за его невысокого роста или отчества ласково называли - " Филиппок " . Это имя я встретил и в начальной школе, где учительница Татьяна Павловна читала нам рассказ Льва Толстого " Филиппок " . А мама загадочно улыбалась, слушая мой пересказ толстовского произведения: - Когда в Киеве мы познакомилась с твоим папой, его представили мне как " Филиппка " и " звонаря " . Имя очень подходило ему, а кто его придумал, не знаю. В младшем подростковом возрасте мне рассказали, что отец Гурий Филиппович (его звали и Юрием) был круглым сиротой. Местом его рождения в 1905 году называли местечко Юшковцы под Киевом. Отец и сам не ведал своего настоящего имени при рождении. Не знал отец, остался ли он сиротой при живой матери без отца или его оба родителя были живы, но оставили его, отказавшись от попечения о нем. О происхождении фамилии тоже не было точных сведений. Не помнил и не знал отец, как и при каких обстоятельствах он в младенчестве оказался в Киево-Печерской лавре, давшей ему тихий приют и духовного воспитателя - некоего монаха Гурия русского происхождения. Знал отец от насельников обители, что появился он в стенах Лавры в самом начале Филиппова поста, поэтому днем его рождения считали 28 ноября. Имя " Гурий " он получил от монаха Гурия, а отчество " Филиппович " появилось в его документах в честь апостола Филиппа, чей день памяти отмечается 28 ноября. Из-за маленького роста Гурия " младшего " насельники Лавры называли его Филиппком, они же обучали его искусству звонаря. Рядом с Филиппком в комнате жили и другие мальчики, которых монахи учили русской грамоте, проводили занятия по катехизации, привлекали к общим послушаниям. Украинс кий язык Филиппок знал, но никогда при мне не говорил на нем. Были ли на территории дореволюционной лавры специальные " благотворительные " кельи для детей-сирот или специальный корпус призрения, куда селили сирот, - все это стерлось из его памяти. Жил Филиппок не только на территории лавры, но и в монастырских постройках в Куреневке, где вместе со сверстниками он работал в саду.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/03/...

Что же двигало этим человеком? Наверное, на этот вопрос лучше всего ответит следующий документ: «Его Высокопревосходительству Господину Управляющему Министерством Внутренних Дел Тайному советнику и Статс-секретарю Петру Алексеевичу Валуеву. Коллежского асессора Николая Козловского прошение. Тамбовской губернии Козловское градское общество по статистическому исчислению, состоя из 22828 жителей, не имеет доныне общественного дома для призрения бедных, престарелых и увечных своих граждан и сирот. Некоторые из них для ежедневного своего пропитания, прибегают к последней мере крайности – испрашивая при церквах или по домам у благотворителей милостынею насущный себе кусок хлеба. Между ними, под личиною бедности, скрадываются собственно из самых граждан праздношатающиеся и из окрестных деревенских жителей, забывая вовсе прямые свои обязанности, усваивают себе в единственно ремесло одно лишь нищенство и употребляют бесстыдным образом подаваемые им благотворителями деньги, ради Имени Христова, они приучились таким образом доставать себе пропитание; для увеличения в глазах благотворителей внимания к положению их, вводят эту категорию и малолетних своих детей, которые быв все время возраста в бессознательной праздности и не получив нравственных и религиозных начал, по достижении зрелых дет, не только делаются в тягость обществу, но и впадают мальчики в грубые бесчисленные пороки, а девочки служат предметом для пресыщения страсти развращенных сластолюбцев и для доставления себе средств к жизни вдаются в разврат, осуждаемый Божескими и человеческими законами. Увлекаясь чувствами человеколюбия, с одной стороны доставить истинно бедным гражданам должное и основательное в жизни призрение, а с другой, сколь возможно предотвратить зловредное бродяжничество и нищенство, и тем обратить каждого к исполнению своей прямой обязанности, чтобы честными трудами приобретать себе пропитание, я желаю собственным своим капиталом, без всякого с чьей-либо стороны вмешательства, устроить для призрения бедных и увечных людей и сирот в г.

http://sobory.ru/article/?object=39146

З. Барсукова Глава первая Рождение Ивана Попова (впоследствии митрополита Московского Иннокентия). – Его сиротство. – Дядя-благодетель. – Определение в Иркутскую духовную семинарию. – Любимые его занятия в семинарии. – Отношение к товарищам-семинаристам. – Женитьба. – Посвящение во диакона. – Рукоположение во священника. – Отец Иоанн отправляется для проповедания слова Божия на Алеутские острова. Двадцать шестого августа 1797 года, в селе Ангинском, Иркутской епархии, у пономаря церкви св. Пророка Илии, Евсевия Попова, родился сын Иван. Восприемником его был крестьянин Савва Чувашев, а восприемницей – жена казака, Устинья Яковлева. На пятом году мальчик уже учился грамоте у своего больного отца, скончавшегося в августе 1803 года, на 40 году от рождения. По смерти отца, мать, с четырьмя детьми, осталась в великой нужде. Чтобы помочь осиротевшей семье, дядя сирот, диакон Димитрий Попов, взял мальчика Ивана к себе на воспитание и продолжал обучать его грамоте по часослову и псалтири, и письму. Мальчик учился так успешно, что семилетним ребенком уже читал в своей церкви в праздник Рождества Христова, за обедней, Апостол и своим чтением доставлял утешение прихожанам; но невзрачно было одеяние чтеца: – крестьянский зипун и чарки 1 . Мать, ободренная успехами сына, пыталась определить его, еще до поступления в семинарию, на место отца пономарем, чтобы иметь в нем подпору себе и остальным детям; но попытки ее остались напрасны. В 1806 году девятилетний Иван Попов был привезен в г. Иркутск и определен для обучения в местную семинарию, на казенное содержание. К счастью мальчика, вдовый дядя его, у которого он воспитывался в селе, жил теперь в Иркутске, в архиерейском доме, в звании иеромонаха при домовой церкви. Он и здесь не оставлял сироту-племянника своею любовью и заботливостью. Между прочим, как часовой мастер и механик-самоучка. о. Давид (имя дяди в монашестве) возбудил и в племяннике любовь к механическим занятиям. Года через два или три после определения Ивана Попова в семинарию, мать повторила свою попытку устроить сына пономарем на отцовское место, но опять безуспешно. «И это», как говаривал Иван Попов много лет спустя, будучи уже знаменитым иерархом, – «конечно, потому, что мне суждено служить не на месте моей родины, а в Америке».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

поиск:   разделы   рассылка Священник Петр Коломейцев " Дети с синдромом Дауна могут дать очень много любви, добра, света, покоя " О методах пренатальной диагностики и судьбах " особых " детей Разработанный германскими медиками новый тест, позволяющий с большой точностью выявлять синдром Дауна у эмбриона, подвергся острой критике со стороны немецкого католического теолога Шокенхоффа. По его словам, тест является методом, который может быть использован с одной единственной целью – абортировать зародыш, несущий синдром Дауна. Петр Коломейцев, священник, декан факультета психологии РПУ им. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, коррекционный психолог, соучредитель Центра реабилитации детей инвалидов ДЭЦ " Живая Нить " , духовник Образовательного Центра Фонд Равных Возможностей для детей-сирот " ВВЕРХ " , размышляет о методах пренатальной диагностики и судьбах " особых " детей. С христианской точки зрения, любая пренатальная диагностика должна быть использована только как средство предупреждающей терапии. Т.е. цель пренатальной диагностики – предупредить родителей о возможной проблеме. Если возможно – начать какую-то дородовую помощь. Даже определение пола, с точки зрения Церкви, не всегда однозначное благо. Если у родителей есть нездоровое желание иметь ребенка только какого-то одного пола, им лучше вообще не получать информацию о том, кто родится, – мальчик или девочка. Потому что в случае получения " не того " результата родителям тоже может быть рекомендован аборт. Или ребенок будет заранее нежеланным. Ведь сегодня наука уже практически доказала, что негативное отношение к еще не рожденному младенцу очень плохо сказывается на его внутриутробном развитии. Существуют страны, где определение пола плода запрещено законом. Например, Индия. Там в семьях стремятся иметь больше сыновей, потому что девочка как будущая невеста, для которой необходимо богатое приданое, обходится родителям очень дорого. Мальчик же, наоборот, приносит в дом богатство. В Китае тоже стремятся к запрету. Там же вообще идет речь только об одном ребенке. И все опять стремятся родить мальчика. Количество девочек ничтожно мало. Китаю вообще предрекают гомосексуальное будущее. Так что родителям в некоторых случаях есть смысл отказаться даже от определения пола младенца, не говоря уже о большем.

http://religare.ru/2_93386.html

Схимонах Петр (Память 2 июня). I. Схимонах Петр родился в селе Городне, Медынского уезда, Калужской губернии, в 1820 году, и назван в святом крещении Петром в честь св. Петра, митрополита Московского чудотворца, и впоследствии всегда день своего ангела праздновал 24 августа. У родителей его, псаломщика Павла Максимовича и жены его Параскевы Дмитриевны Шанских, всех детей было четверо: два сына и две дочери; по времени рождения Петр Павлович был третьим дитятей. В детстве Петр Павлович был бойким, веселым и смышленым мальчиком, но, в то же время, и кротким, и послушным. И за послушание был любим родителями. Благоговейные к святому храму и трудолюбивые родители сами обучали деток грамоте. Отец приучил сам мальчика петь по обиходу, и потом сынок подпевал отцу на клиросе за службами и читал. О матери Петр Павлович вспоминал с особой любовью и говаривал впоследствии детям своим, что она была: трудолюбива, тиха, скромна; жили супруги согласно, и часто мать по вечерам долго молилась на коленях; ставила с собою деток на молитву. И нередко бывало, что бойкий мальчик стоит, стоит, да и подбежит, и вспрыгнет на коленопреклоненную мать, и опять должен становиться на молитву... Подготовленный дома, мальчик был отвезен в Калугу в духовное училище, но проучился только один год. В это время умер его отец. Мать выхлопотала место сыну и стала жить с ним. И Петру Павловичу в юные годы пришлось стать поддержкой и опорой осиротелой семьи, и этот долг сыновней любви он свято выполнил, и мать жила с ним до самой своей смерти. Умерла же она в глубокой старости, от холеры, когда гостила у своей дочери в селе Хрусталях. Мать и трое сирот были на попечении Петра Павловича. В Городне он служил псаломщиком до совершеннолетия своей старшей сестры, Марии. Честно трудилась бедная семья в полевых работах и тем снискивала себе пропитание, главным образом. Но не чуждался Петр Павлович и всякого труда, как бы тяжел он ни был, только бы что-либо заработать для семьи. Так, мимо его дома проезжали в то время длинные вереницы возов, и ямщики, так как тут был колодец, с охотою останавливались, чтобы попоить лошадей. Петр Павлович всегда спешил со своими услугами и часто, несмотря на сильные морозы, сам наливал воду, за что и получал копеечки. И эти копеечки были немалым подспорьем в скудном обиходе. Первые годы на своей службе он все-таки был еще совершенным мальчиком, и вот, от этой-то поры у него остались такие, между прочим, воспоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фото Павла Смертина ЖМП 4 апрель 2015 /  7 декабря 2015 г. 14:25 Обыкновенное чудо ЦЕРКОВЬ ОТКРЫЛА УНИКАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Первый в России негосударственный детский дом для детей с тяжелыми нарушениями развития в марте принял первых ­подопечных. С идеей его создания два года назад выступил ­Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Маленькому Гору Варасяну без малого девять лет. «Ого, как тут хорошо! — широко раскрываются умные черненькие глазенки, когда он попадает в свою новую спальню. — А я почему-то думал, что будет плохо... А где моя кровать? Можно, я буду спать вот на этой, где одеяло с пиратами? Ты подписала мое полотенце? А ты придешь навестить меня ве­чером?!» Волонтер Вера Шенгелия только успевает кивать да поддакивать: можешь выбрать любую кровать, конечно, я приду укладывать тебя спать, пойдем, сам посмотришь вешалку в душевой... Обычная сцена новоселья, немного более волнительная для малышей. Но на последней фразе по лицам гостей пробегает едва заметная тень смущения. Впрочем, Гор ее не чувствует: «Конечно, пойдем, проводи меня!» Он привык к этому глаголу, ведь так надо и так правильно. И ничего страшного в том, что с рождения ноги для Гора — это два больших блестящих колеса инвалидной коляски. Правильно пристегнувшись, он не просто «ходит» — лихачит так, что любому сверстнику даст фору. Правда, иногда забывает пристегнуться, и на этот случай рядом неотступно возникает Верина фигура. Особенный дом для особых ребят Свято-Софийский детский дом на столичной улице Крупской существовал и раньше — в статусе негосударственного образовательного учреждения для мальчиков-сирот. Одни воспитанники выросли и достигли совершеннолетия, другие — были устроены в замещающие семьи. Здание освободилось. В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению рискнули замахнуться на масштабный проект: открыть первый в стране церковный детский дом для особых ребят. Если точнее, это вообще первый в России детдом для маленьких инвалидов с множественными тяжелыми нарушениями развития.

http://e-vestnik.ru/reports/svyato_sofiy...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной при бывшем приюте Бахрушиных. Троицкая церковь при бывшем приюте Бахрушиных Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В первые годы ХХ века в Сокольничьей роще был выстроен Московский городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Алексеевичей Бахрушиных. По проекту архитектора В.В. Лебедева были выстроены шесть домиков для проживания воспитанников и административно-хозяйственное здание с конторой, лазаретом, трапезной, квартирами служащих и причта. Впоследствии по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского был выстроен учебный корпус с большими электромеханическими, художественными и слесарными мастерскими.   В центре приюта возвышался храм Живоначальной Троицы. Его освящение состоялось 18 мая 1903 года. Храм был расписан в русско-византийском стиле и богато украшен. До наших дней сохранилась живопись. Художники-реставраторы работают над раскрытием сохранившейся росписи храма. В годы советской власти храм был закрыт, купола с храма и колокольни были снесены, крыльцо в русском стиле разрушено, само здание подвергнуто перепланировке. 28 января 1999 года храм Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных был передан Русской Православной Церкви. В 2000 году в нем возобновилось богослужение. Святыни: частицы мощей блж. Матроны Московской, новомученика митр. Киевского Владимира, свт. Луки Крымского. На пожертвования прихожан в 2005 году была написана икона святителя Николая Зарайского с житием – точный список с чудотворного образа святителя Николая, пребывавшего до революции в Зарайске, на родине Бахрушиных. В том же году Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) были переданы великие святыни – частица мощей угодника Божия Николая Чудотворца и более 60 частиц мощей святых Киево-Печерской лавры. В 1896 году братья Александр и Василий Бахрушины пожертвовали 600 тысяч рублей на устройство в Москве бесплатного детского приюта для бедных и сирот православного вероисповедания. 150 тысяч рублей предназначалось для сооружения приюта и необходимых при нем административных зданий, а 450 тысяч рублей оставалось в качестве неприкосновенного капитала «на вечные времена» для содержания приюта с процентов от оборотного капитала. Мальчики-сироты воспитывались там с 4-6 лет до совершеннолетия, до «выхода в люди».

http://sobory.ru/article/?object=04702

Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942—61) Содержание Возрождение монашеской жизни в Глинской пустыни с 1942 г. до ее нового разгрома в 1961 г. теперь воспринимается, как краткая, но необычайно яркая вспышка во всем, что с этим связано ощутима тайна Божьего домостроительства, тайна древнего подвижничества. Составлявшие в то время собор старцев отцы Серафим, Серафим и Андроник предстают теперь не подобиями патериковых персонажей а новым, самобытным — по обстоятельствам нашего времени — и, при этом, вневременным живым патериком. Это, всегда новое вино подлинного подвижничества во Христе, дано было не только для того, чтобы напоить исстрадавшихся от духовной жажды тогда, но и послужить образцом в нынешнем воссоздании русских монастырей. В этой книге собраны воспоминания людей, в разной среде соприкоснувшихся с Глинской, но, несомненно, оказавшихся в ней неслучайно, воспринявших ее свет, и живших, и живущих им долгие годы. Глинская пустынь возникла в XVI веке в Курской губернии (теперь эта территория относится к Сумской области) на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Явилась она на сосне, около которой поселился сначала один пустынножитель, потом к нему присоединились и другие. Впоследствии Глинская пустынь принадлежала разным монастырям, но даже получив самостоятельность, не выделялась среди других обителей до тех пор, пока в 1817 году не послан был туда из Софрониевой пустыни игумен Филарет (Данилевский). Прибыв в обитель, он нашел лишь несколько ветхих строений и 25 человек братии. Вдохновленный примером и учением Паисия Величковского, игумен Филарет стал поистине возобновителем и духовным основателем той обители, которая прославилась своим старчеством и широкой благотворительностью. Уже к концу XIX века в Глинской пустыни было 5 храмов (2 из них в скитах), 4 домовых церкви, 15 корпусов для насельников монастыря, 8 — при гостинице для богомольцев, трапезная, прачечная, больница с аптекой и многочисленные хозяйственные постройки (в том числе 4 водяных мельницы). Был при обители и Дом трудолюбия, где обучали до 50 мальчиков, преимущественно сирот. Насельников в обители было около 400. Почти все, что составляло внешнюю славу обители, было снесено революционным смерчем. К 1942 году, когда на руинах прежнего великолепия снова затеплилась иноческая жизнь. Глинская пустынь имела лишь 1 домовый храм в здании больницы и «архиерейский» корпус. Самым замечательным в истории обители было то, что ее иноки сумели пронести через все лишения и испытания страшных десятилетий и вернуть обители не славу былого благоустройства, а дух истинного подвижничества, старчества и служения миру. Это позволяет существование Глинской пустыни в краткий период — с 1942 до 1961, когда снова ее закрыли, — принять как явление необычайной духовной силы, центром которого были старцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4048...

Декабря 15 (28) Священномученик Иларион (Троицкий) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. Дед будущего святителя, Петр Троицкий, священствовал в этом же селе. Прихожане сохранили память о нем как о человеке необыкновенном. Когда он умирал, все жители села пришли проститься с ним и получить от него последнее благословение. Жена отца Алексея Троицкого умерла рано, и ему самому пришлось воспитывать детей, которых у него было пятеро: три сына и две дочери. Два сына – Владимир и Дмитрий – стали епископами, третий сын Алексей – священником. После смерти жены отца Алексея большое участие в воспитании сирот приняла ее незамужняя сестра Надежда, учительница церковноприходской школы; когда Владимира не с кем было оставить, она брала его с собой на занятия. Мальчик рано выучился читать, с пяти лет он стоял на клиросе, читал часы и шестопсалмие. Первоначальное образование будущий святитель получил в Туле – в духовном училище, затем в семинарии, и был послан на казенный счет в Московскую Духовную академию для продолжения образования. Владимир Алексеевич поступил в академию в 1906 году, «когда чад и угар революционный, проникший и за стены академии, – как писал об этом один из современников, – только что начал рассеиваться, но не исчез еще окончательно». Владимир Алексеевич много переживал, видя, как он говорил, «позор академии, променявшей светлые ризы чистой и трезвой науки на яркие, но грязные разноцветные лохмотья уличной политики», позор той академии, которую он любил, как «свою возлюбленную невесту " … Но гроза прошла не без пользы для Владимира Алексеевича: его всеанализирующий ум не мог успокоиться, пока не отыскал причины, почему пронесшийся шквал захватил столь широкие круги образованного русского общества: одним из главнейших условий, определивших такой масштаб движения, была, по его пониманию, бесцерковность общества, утратившего связь с Церковью, порвавшего с ее исконными традициями… Как только это определилось для него с достаточной ясностью, он стал посвящать почти все свои сочинения разработке вопроса о Церкви и церковности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кунгур. Домовая церковь Михаила Архангела и Антонины Никейской при бывшем Михаило-Антонино-Кирилловском сиропитательном доме. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Архитектор Карвовский Р.И. Открытие приюта для мальчиков-сирот и детей из бедных семей было осуществлено по инициативе кунгурского купца-чаеторговца М.И. Грибушина, который выделил деньги не только на строительство здания, но и на функционирование учебного заведения. Кроме этого были использованы средства, завещанные городу Кунгуру известным русским ученым, путешественником К.Т. Хлебниковым. В подвале под домовой церковью сиропитательного дома располагается склеп семьи Грибушиных, где были похоронены Михаил Иванович, его супруга и дети. В здании приюта сейчас располагается средняя школа 2. В 2006 году в здании сиропитательного дома открылся музей семьи Грибушиных. Сайт «Весь Кунгур» http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 Большое внимание в Михайло-Антонино-Кирилловском Сиропитательном доме уделялось религиозно-нравственному воспитанию детей. В здании приюта была устроена домовая церковь в честь Архистратига Михаила и мученицы Антонины, которую 9 мая 1891 года освятил преосвященный Владимир, епископ Пермский и Соликамский. Домовая церковь в честь Архистратига Михаила и мученицы Антонины имела богатое убранство. В иконостасе, разделенном резными позолоченными колоннами коринфского ордера, были установлены большие иконы в позолоченных киотах. По краям иконостаса находились высокие серебряные и позолоченные хоругви. Росписи в храме и большая икона Воскресения Христова и икона с изображением Св. Сергия Радонежского для домовой церкви выполнил пермский художник Алексей Несторович Зеленин. В 1914 году к празднику Светлой Пасхи на средства М.М. Грибушина в домовый храм приюта было проведено электрическое освещение. Последним попечителем Михайло-Антонино-Кирилловского Сиропитательного дома был Николай Михайлович Грибушин. В 1910 г. зав. приютом С.Д. Тарасов представил на рассмотрение почетного попечителя Н.М. Грибушина проект преобразования II-ro класса в Низшую Ремесленную школу по уставу Министерства народного просвещения. Имеющийся при начальном училище приюта I-й класс и пансион комитет предложил оставить в прежнем положении по Уставу Сиропитательного дома», а II-й класс преобразовать «для краткого ознакомления преподаваемых ремесел» в ремесленную школу им. М.И. Грибушина.

http://sobory.ru/article/?object=16304

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010