Но по Истории надобно заметить, что женщина не говорит: «Унесли тело Господа моего», но: «унесли Господа моего». Ибо употребление священного языка таково, что он обозначает иногда часть вместо целого, а иногда – целое вместо части. Ибо вместо части обозначает целое, когда написано о сынах Иакова: «всех душ дома Иаковлева, перешедших [с Иаковом] в Египет, семьдесят пять» ( Быт 46.27 ). Потому что не без тел пришли души в Египет; но одной душой обозначается целый человек, потому что частью выражается целое. И во гробе лежало одно только тело Господа, а Мария отыскивала не тело Господа, но украденного Господа, т. е. целым обозначается часть. «Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус». Надобно заметить, что Мария, которая еще сомневалась в воскресении Господа, обратилась назад, чтобы видеть Господа, именно потому, что через то же самое сомнение она как бы спиной стояла к лицу Господа, не веруя, что Он воскрес. Но поскольку она любила и сомневалась, то видела и не узнала; как любовь указывала ей на Него, так сомнение скрывало (Его). Неведение ее еще выражается присовокуплением: «но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь?» Ее спрашивают о скорби для того, чтобы усилить желание; потому что когда она наименовала Того, Кого отыскивала, тогда в любви ее воспламенился сильнейший жар. «Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Может быть, эта женщина, которая почла Иисуса за вертоградаря, ошиблась, не ошибаясь. Не был ли для нее в духовном смысле вертоградарем Тот, Кто в сердце ее насадил зеленеющие семена добродетелей любви к Нему? 5. Но что это значит, что при виде Того, Кого почла она за вертоградаря, она не сказала Ему даже о Том, Кого отыскивала, говоря: «господин! если ты вынес Его!» Ибо она как бы уже сказала усердием о Том, о Ком плакала, то теперь говорит о Том, Кого не наименовала. Но сила любви обыкновенно производит в душе то, что сия думает, будто всякий знает того, о ком сама она всегда помышляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Варвары же с яростью кричали: – Мы не за едой пришли, а за серебром и золотом. Выбирайте одно из двух: или дайте нам золота и серебра (и говорили, сколько литр) и будете живы, или, если не хотите дать, то погибнете от наших рук. – Поверьте вы, – отвечали отцы, – что мы убогие и нищие, и так бедны, что даже хлеба и одежды не достанет у нас, золота же и серебра, которого вам нужно, нам никогда и во сне не снилось; мы употребляем только то, что необходимо для прожития. Разгневались варвары на эти слова святых и пустили стрелы, словно дождь, на иноков, не переставая стрелять, пока не опорожнили своих колчанов; так они тотчас поразили на смерть тринадцать преподобных отцов, других же немного ранили. Бросившись к келлиям, они выламывали двери большими каменьями и вытаскивали, что могли из убогого иноческого имущества; потом они зажгли келлии и хотели то же сделать и с церковью, но, по Божию усмотрению, не успели они принести хвороста и развести огонь, как увидели, что вдали идут какие-то люди; подумав, что это идёт иерусалимское войско на защиту иноков, варвары тотчас бросились в бегство, унося с собою награбленное имущество иноков. Отец же Фома, который был искусным врачом, начал вынимать стрелы у раненых братий, омывать их раны и подавать им помощь, какую кому было нужно. Страшные были раны: у кого на груди, у кого на плечах, у кого на лице и лбу, а у некоторых каменьями были разбиты головы, – и все обливались кровью; страшно и жалко было другим смотреть на них. При наступлении праздника Ваий во время всенощного пения кто-то известил преподобных отцов, что варвары собирают еще большую шайку разбойников, чтобы опять напасть на лавру. И были блаженные отцы в большом страхе и трепете, но не бежали, а готовились к смерти и, положившись на Бога, ожидали конца. С приближением дня страсти Господней наступил день страданий и для них: двадцатого марта, в великий четверг, эфиопы в другой раз еще в большем числе напали на лавру и бесчеловечно избивали преподобных различным образом: в кого стреляли стрелами, кому отсекали голову мечом, кого рассекали надвое, кому отрубали руки и ноги, а иных побивали до смерти каменьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 60-х годах западная культура дала миру формулу «секс, наркотики, рок-н-ролл». Как для Вас соотносятся эти понятия? Сказал один балбес не подумав, а мы, как попугаи, почему-то должны эту фразу повторять. Никакой связи у наркотиков и секса с рок-н-роллом нет. Все зависит от человека, который представляет тот или иной рок-коллектив. Для кого-то это действительно так, а для кого-то подобное высказывание – полная чушь. Я, наверное, из тех, для кого это полная чушь. Понятие «секс» я, в общем-то, не отрицаю, но я сторонник моногамии, у меня есть жена. Секс должен основываться на любви, и никак иначе. А наркотики – всего лишь распущенность, под их влияние попадают необузданные души. Рок-н-ролл – это моя профессия. И я возьму на себя смелость сказать, что в ней кое-что понимаю, каких-то определенных успехов достиг и знаю, как делается рок. Стараюсь, чтобы зрители уходили с концерта не с ощущением напрасно потраченного времени, а с какой-то гаммой эмоций, причем положительных. Вы только что развенчали образ русского рока. Насколько я могу судить, обычно есть два пути: либо люди приходят в клуб попить чаю, пообщаться, послушать «неважно, кого», либо приходят на стадион попрыгать без маек, пообниматься друг с другом и уйти с тремя выбитыми зубами. Вы же сказали совершенно иную вещь… Что касается восприятия рок-н-ролла, то мне вторая нарисованная Вами картинка нравится гораздо больше: да, помахать майками, выбить пару зубов и радостно уйти. Это как раз и называется рок-концертом. Но у меня есть надежда, что кто-то из тех молодых людей, которые приходят на концерт, чтобы просто провести время в радостном восприятии моей «пульсации», кое о чем задумается, кое-что услышит и, может быть, кое-что для себя откроет. Интересно, те, кто прыгают в танцевальном партере на концертах «Алисы», вслушиваются в то, что звучит со сцены? В то, о чем поет Кинчев и что хочет этим сказать? Живое общение с нашим гостем убедило меня, что вопрос это не праздный. Раньше я бы посчитал, что задаваться им – бессмысленно: песня как произведение искусства подразумевает множество интерпретаций, а часто не поддается осмыслению в принципе. Но теперь я знаю – только не песня Кинчева!

http://foma.ru/poisk-vraga-vnutri-sebya....

Вот если бы нам помнить каждый раз, как мы слышим Евангельские слова, что они не где-то звучат для других, а говорятся мне или при мне – кому-то, кому они нужны. Может быть, в этой толпе один человек услышит то или другое слово Христово, которое сегодня было прочитано; может быть – многие. А мы все должны с трепетом стоять и думать: Христос говорит – и в чью-то душу входит жизнь... кто-то спасается... у кого-то горе утихает... у кого-то слезы текут... у кого-то вдруг разломилось каменное сердце... у кого-то вдруг надежда блеснула, вера разгорелась... Какая радость – от встречи, от того, что Христос посреди нас. Ибо Воскресение Христово, которое мы с такой радостью поем (и не только в пасхальную ночь, но из недели в неделю в воскресный день), это же событие, которое не просто когда-то произошло, – это событие, которое нам современно. Потому что, правда, умер Христос на кресте в определенный год, в определенный день и час, и воскрес Он в третий день после этого; но воскресший Христос жив, Он среди нас. И Воскресение Христово, которое когда-то воссияло из гроба, сейчас сияет среди нас то ярко, а то тихим светом, о котором мы поем на вечерне: «Свете тихий святыя славы Небесного Отца». Христос то является нам во славе, а то пребывает среди нас такой тихий, незаметный... Вот в свете Евангелия и думайте о каждой человеческой встрече именно как о встрече ; не просто о том, что люди столкнулись да разошлись, прошли мимо – и не заметили, кто мимо прошел. Так в евангельской притче о милосердном самарянине проходили бесчувственный левит и безответственный священник. А мы должны, как самарянин, остановить свой взор на каждом, никого не пропустить незамеченным, и когда слушаем – слышать, а не просто воспринимать звуки слов. Если бы только мы умели встречаться! По-сербски слово «встреча» значит «радость», а встречу они называют «сретением» – тем словом, которым мы называем праздник, когда Божия Матерь принесла Спасителя в храм и была встречена – пророческим приветствием и Живым Богом. Встреча всегда могла бы быть радостью, если бы только мы умели встречаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Мы видим, что эти технологии все больше и больше оказывают влияние на ход современного общественного процесса. Если они будут действовать в полную силу, то вполне возможно предположить, что в скором будущем человек с детства будет обречен на существование в жестких рамках определенной мировоззренческой системы, закрепленной соответствующим законодательством, соблюдение которого будет контролироваться с помощью технических средств. Уже сегодня вполне реальным выглядит такое положение вещей, при котором каждый человек обладает, скажем, неким электронным устройством, позволяющим идентифицировать его личность, устанавливать и отслеживать со спутника его местонахождение, а также тех, кто находится рядом с ним. Процессы, которые мы наблюдаем сегодня, — всеобщая унификация и нивелировка, попытки предопределить выбор человека, поставить его в жесткие рамки, «отштамповать» определенный человеческий тип с заданными качествами — все это свидетельствует о дьявольском плане, призванном уничтожить в человеке его свободную волю.     — В чем, на Ваш взгляд, состоит основная духовная проблема современного человека?    — Их очень много, как много и людей с совершенно разными настроениями и духовными трудностями. Одной из серьезных проблем, с которой мне часто приходится сталкиваться и на исповеди, и в ходе общения с людьми, — это одержимость человека пустыми занятиями. Для кого-то это просмотр сериалов 24 часа в сутки, для кого-то это вовлеченность в культ потребления, вещизма, комфорта, для кого-то это алкоголь, наркотики и азартные игры, получившие сегодня повсеместное распространение и доступные даже школьникам. Такое прожигание жизни, пустое растрачивание сил, в том числе — и на чтение бессмысленных и низкопробных книг, которые пишутся за неделю и читаются за сутки, — все это превращает человека в животное, лишает его смысла жизни, забивает мозги пустой информацией, не оставляя никакого времени для того, чтобы задуматься о своей душе, создавая при этом иллюзию насыщенной и интересной жизни.

http://pravmir.ru/prazdnost-mat-vsex-por...

В виду подростающего поколения ревность к делам в старших членах семьи естественно усугубляется, так как есть для кого трудиться и на кого возложить надежду. В горе и несчастии семьянин найдет лучшего друга – утешителя в лице своей жены, лучшего помощника себе и не заменимого воспитателя детей в духе св. веры и благочестия. Как не полна и безотрадна, напротив, жизнь человека бессемейнаго, одинокого, не видящего вокруг себя лиц родственных, на кого бы положиться во время оскудения крепости сил. Не имея в виду ближайшей цели жизни – в будущем обеспечении и религиозно нравственном и вместе умственном просвещении членов своей семьи, человек одинокий привыкает жить только для себя, для своего удовольствия, причем невольно уклоняется от правильного порядка жизни, неспособен делается к самоотвержению и обузданию своих прихотей. И мы на опыте видим, как часто холостая и одинокая жизнь влечет человека к праздности, расточительности, к скупости, отвратительному себялюбию (эгоизму), разврату и тому подобным порокам. в) Третий урок, предлагаемый жизнию св. богоотец Иоакима и Анны, состоит в том, что христиане не должны страшиться многочадия. Только ложная свобода от обязательств, соединенных с содержанием и благоустройством семьи, служит для некоторых приманкою к холостой жизни и отвращает от брака, так что вступать в законный брак, по понятию большинства нынешних молодых людей, значит налагать на себя «тяжкие узы». Что же показывает это уклонение от священных обязанностей семьянина, как не очевидное преобладание в современном обществе гибельного духа своекорыстия и самоугождения и очень часто разнузданной чувственности? Не по влиянию ли этого духа многие семейные люди тяготятся своим положением и прямо ропщут на многочадие? Да! Если будем судить о своем земном назначении по степени личного нашего спокойствия и удовольствия, то невольно придем к той превратной мысли, что чадородие не благословение Божие, а прямое наказание. Так весьма часто и говорят многие, сетуя на многочадие, падают духом от забот семейных, желают даже смерти детей и рады бывают, когда исполняется это их желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если бы Господь наш Иисус Христос вместе с братьями и учениками Своими появился на празднике, это, безусловно, вызвало бы волнение в народе. Господь знал, что Его будут ожидать, и потому уклонился от торжественности. Впрочем, Божественный Учитель ни от кого не скрывался, а слова евангелиста: как бы тайно — означают лишь то, что с Ним не было обычной толпы народа, которая всегда сопровождала Его. Если бы Иисус Христос скрывался и прятался, Он, как видно далее из Евангелия, не вошел бы в храм и не начал учить собравшийся там народ. Безусловно, многие ждали Господа на празднике и вопрошали: где Он? Немало толков ходило среди народа. О том, что Господь Иисус Христос добрый говорили те, кто были свидетелями чудесных и благодатных дел Его: только истинно добрый может сотворить столько добра, сколько видели от Него люди. Однако фарисеям и книжникам не нравились такие разговоры, а потому они старались внушить народу, что в делах Иисуса Христа нет ничего хорошего, а только соблазн и обольщение, и потому Он — возмутитель, Которого не стоит слушать. Впрочем, уже тогда говорить о Господе что-то доброе было небезопасно, так как за это можно было пострадать, быть наказанным, отвергнутым, изгнанным из синагоги. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Многому поучает нас прочитанное сегодня Святое Евангелие. Как часто в жизни нашей зависть становится источником многих грехов и преступлений. Из-за зависти мы подставляем под удар близких людей, начинаем злобствовать и ненавидеть тех, у кого что-то лучше получается, тех, кто чего-то, с человеческой точки зрения, достигает большего. Мы завидуем славе, богатству, положению в обществе, почету и уважению. Но так ли все это важно перед Господом? Ведь все это пустое в очах Божиих, более того — греховное, так как возбуждает в человеке недобрые чувства, искушает, питает гордость и тщеславие. Страшно, когда стремление к материальному достатку и власти, приводит к человеческому равнодушию, неспособности к состраданию, охлаждает любовь. Мы читали сегодня, как братья Господа, ради собственной выгоды и возвышения, посылают Его на верную гибель, не думая о грозящей Ему опасности. При этом в ход пускаются даже недозволенные методы — незаслуженные обвинения и упреки. Спрашивается, для Него ли хотели они добра? Отнюдь нет, но — для себя. Посредством Господней славы искали почета для себя. Где же тут родственные чувства, где любовь и сострадание, где элементарная боязнь за близкого человека? Нет их!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

К слову, гости-родители, среди которых большинство было мам и бабушек, искренне радовались празднику. Ну а нам – дедушкам по понятным причинам не очень и захотелось узнать: инициатива ли это заведующей или тупое исполнение спущенной сверху установочки на написание именно таких сценариев, где показано, как должно происходить воплощение тезиса о толерантности и бесконфликтности взаимного культурного обогащения? Бьёмся об заклад, что соответствующие структуры возглавляют женщины! И это еще не всё. Перед самым Новым годом один из нас с внуками побывал на детском (0+) новогоднем мюзикле «За таинственной звездой» неизвестного автора, который проходил в Московском доме ветеранов войн и Вооружённых Сил (!). Не будем, чтоб не быть субъективными, давать оценку детскому шоу, которое юным зрителям понравилось, обратив внимание всего на пару моментов. По сценарию, в праздник вмешались силы зла (тьмы) в лице Царицы ночи, которая, как водится, заявила свои претензии к силам добра – Деду Морозу и всем зрителям, отобрав у них ёлочные огни. И те, увы, опять пошли на компромисс со злом: чтобы вернуть украденное, согласились выполнить условия тьмы! Для этого надо было лететь в составе экипажа: мальчика и девочки, в космос. По ходу космического путешествия, как полагается, космонавтов ждали испытания. Что характерно, представитель сильного пола начинал чуть что паниковать, искать помощи у напарницы (которая оказалась куда хладнокровнее и сообразительнее) и даже падал перед ней на колени, дескать, подскажи! Огни, конечно, были возвращены, праздник состоялся, только на душе у нас остался горький осадок! У самого края. Кого готовят из нынешних малышей, внимательно наблюдавших за сценой, и для чего? Для нас ответ очевиден – закладывается модель поведения на будущее, где надо быть бесконфликтными, толерантными, находить компромисс со злом, уметь с ним договариваться. И всё это ради того, чтобы «праздник продолжался» любой ценой! И руководить этим процессом должны знающие, как поступать, в т.ч. в экстремальных ситуациях, мудрые женщины, которым должны подчиняться лишённые инициативы и маскулинности мужчины!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/02/mu...

– Выйди в сад, – сказал Кочерин. – И ни-ни-ни! – замотала головой Даша. – Вот! – растопырила она руки, показывая, сколько у нее дела. Качерин вышел в сад, и сад показался ему полным того же страстного ожидания. Около террасы дорожки были уже вычищены и посыпаны желтым песком, но дальше, в глубине сада, было сыро и запущено, как это бывает после зимы. На дорожках лежал, прилипая к земле, прошлогодний лист, темный и промоченный насквозь; в углах у заборов белел нездоровый снег, и из-под него сочились струйки воды, чистой и прозрачной, как слеза. Местами темно-зелеными пучками сидела молодая крапива, и недалеко от нее выглядывал на свет остренький стебелек травы, одинокий и пугливый. Нагретые солнцем скамейки жгли руку, а весь неподвижный воздух казался до густоты насыщенным солнечным теплом, ароматом земли и невидимой молодой зелени. Радостно и тихо было в саду, и отчетливо доносилось с улицы скрипение ворота, поднимающего из колодца бадью. Но Качерин не мог наслаждаться этим покоем, и ему казалось, что сейчас и нельзя делать этого, а нужно ждать того, что называется «праздником». И он переходил от одной скамейки к другой, присаживался ненадолго я снова шел. Так он обошел весь сад, чего-то ожидая и ища, опять побыл в конюшнях и несколько раз выглянул на улицу, точно праздник должен был прийти именно оттуда. И до поздней ночи он ходил по дому и по двору и всем мешал, и всех молча спрашивал: скоро ли, наконец, придет он, ваш праздник? В субботу днем мать сказала ему: – Приехал твой Меркулов, сейчас видели его на Московской. Обещал вечером прийти. Качерин вспыхнул и улыбнулся. – И я рада, – ответила на его улыбку мать. – Скучать и мешаться не будешь. Все кругом стало теперь ясно и понятно для Качерина, и он терпеливо стал ожидать, зная, кого он теперь ждет: Меркулова. Он думал о том, что он будет рассказывать своему другу, и ему чудилось, что одного простого рассказа достаточно для того, чтобы распутать и разрешить узел, в который завязалась его жизнь и который минуту назад представлялся неразрешимым. И он сделал приготовления для приема Меркулова: добыл через Дашу бутылку красного вина и две рюмки и все это поставил на окне в своей комнате. В эту минуту он забыл, что одним из пороков, внушавших ему отвращение к себе, была приобретенная в этом году привычка к вину.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

Есть такая притча. Корабль подходит к берегу, матросы говорят капитану: «Надо увольнительную». Капитан отвечает: «У нас только один день, поэтому смотрите, кого к третьим склянкам не будет, ничего не знаю, поднимаем паруса и уходим. Берег людоедов, сами с ними разбирайтесь». К третьей склянке никого нет. Все валяются – кто на пристани, кто по улочкам застрял. «Что же делать, — говорит капитан, — я же обещал никого не ждать – слово капитана дал». А старпом ему говорит: «Очень просто. Давай смотреть: если кто головой лежит к кораблю, значит шёл, и не дошёл, — тех грузим на корабль. А остальные пусть валяются». Так что, главное, когда умрем, лежать головой к кораблю, а не к таверне. — Христос именуется в церковных песнопениях: «Новая Пасха», «Пасха нетления». А что означает само слово «пасха»? — Пасха – изначально древний пастушеский праздник. Этот праздник был еще до Исхода, до плена египетского. В конце зимы все, кто выжил, участвовали в празднике пасхи, празднике прохождения через зиму. Люди праздновали то, что они пережили эту зиму с её холодом и голодом. Но составной частью этого праздника было принесение в жертву своим богам первенцев, то есть, всех перворожденных мужского пола – и животных, и детей. В свою очередь, ветхозаветная Пасха, по повелению Божию, была наполнена иным, спасающим смыслом. Теперь Пасха праздновалась не просто потому, что люди пережили зиму и спаслись от голода и смерти, а потому, что они пережили рабство в плену египетском и выжили, спаслись от фараона, и первенцы израильские не подверглись смерти. Что касается жертвоприношений, Господь повелел посвящать Себе первенцев и животных, и людей. Животных нужно было приносить в жертву, а первенцы мужского пола посвящались для служения в скинии. Потом, когда священство первенцев было заменено священством левитским, первенцев стали выкупать. В книгах Второзакония, в Исходе, в Левите неоднократно повторяется это повеление. К примеру, в праздник Сретения вспоминается событие, когда Христос, как Первенец, был принесен в Храм для выкупа.

http://pravmir.ru/pasxa-put-k-obozheniyu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010