§13. Див В «Слове о полку Игореве» упоминается Див, загадочное, по-видимому, злое существо. Говоря о постигшем Русь бедствии, певец употребляет такое выражение: «уже вьрьжеся Див на землю». В другом месте: «Див кличет вьрху древа» 150 . Возможно, что здесь разумеется филин. Если судить на основании малороссийских пословиц, то приходится прийти к мысли, что с словом див соединяется (а может быть и соединялось) представление о злом божестве, черном боге. «Щоб тебе черный бог убив», «щоб на тебе див пришов» 151 . Г. Мочульский, по-видимому отождествляет два приведённые выражения; если же тождества нет, то див не может быть признан черным богом. Вс. Миллер сближает Дива и деву Обиду, упоминаемых в «Слове о полку Игореве», указывая, что это место заимствовано нашим певцом из византийской поэмы о Дигенисе, существовавшей в болгарской письменности. Кроме того, среди болгар было и до сих пор существует верование в дивов, живущих на дивской горе, и самодивов, напоминающих наших русалок. Певец «Слова» воспользовался болгарскими образами, причем самодива или морская юда – самовила оказалась девой (дивой) Обидой, див остался Дивом. Итак, Див не птица. Вс. Миллер указывает, что выражение «Слова» – «уже вьржеся Дивь на землю» – не согласно с пониманием Дива птицы, с чем согласен и Веселовский 152 . Отметим, что Див имел и женскую форму Дива: Слово Св. Григория сообщает, что славяне кланялись в числе других богов и Диве. 153 Не предрешая вопроса о значении Дива, укажем, что слово «вержеся», употребленное в значении – стремительно сел, упал как камень, может быть приложимо к птице. «Слово» написано образным, цветистым языком: некоторые выражения «Слова» не переводимы, например, куряне «коньць копия въскърмлени», «рестекашеться мыслию по древу» и проч., а потому искать в «слове» особенной точности выражения нельзя. Ак. А.Веселовский предлагает понять «див» в смысле ϑαυμαστν. Слов црк.-слав. дивь – оле, βαβα (Вост. Микл.) дивы – νμερως, immansuete (Микл.). «Уже тресну нужда на волю, уже вьржеся Дивь на землю», – это место Веселовский переводит следующим образом: «уже ударила нужда на волю и страшно вступила на землю» 154 . По мнению проф. Сумцова, див это леший 155 . Итак, что такое наш див остается невыясненным; во всяком случае Див не был божеством русских славян.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В О.Е. уже только в общем понятии ϑαυμζειν чудитися, чудо, чудеса. Но как щур освобождает «к» из «щ» в коръ: свекоръ; так и щуд, чудес-а является в форме древнейшей, в слове кудес-ник, и в значении чисто мифологическом 127 . Для объяснения мифологического смысла в словах: щуд, чудитися, обратим внимание на мифологическое существо див, напр. в Сл.о П.И. «див кличет връху древа, велит послушати земли незнаеме», – и в сербск. песне, Iobah и дивски cmapjeшuha, собр. Вук. Стеф. Кар. изд. 2, кн. 2, N 8, где дивы являются сверъестественными чудовищами, может быть великанами. Как див имеет при себе днво и дивиться, так и щуд – чудо и чудитися: с тем только различием, что последнее образовалось исторически, вследствие сближения Славян с племенами скифскими; первое же искони принадлежало Славянам, как отрасли языков индоевропейских: как скр. див светить, через мифологическое див, переходит к дивиться: так и слав. зор, свет, по тому же соответствию ощущения предмету ощущаемому, имеет при себе зреть, т.е. видеть. По мере знакомства с другими народами, расширяется понятие о вселенной. Это особенно явствует в лит. языке, в коем понятие о свете, т.е. мире, соединяется с понятием чужестранного, чужого, а именно: swtas мир, сборище; swétimas чужестранец, sweczias гость, swettur чужая страна. Так трудно отделиться языку от своих домашних впечатлений, что он иногда всеобщее охотнее примет за чуждое своему домашнему, нежели распространит свое домашнее, семейное до необъятного круга всечеловеческого. Так в О.Е. употребляется слово страна, от скр. стри и нашего стер-ти, и притом слово древнейшего образования, о чем свидетельствует форма причастия-на, так что звук «н» уже в лат. ster-no вошел в самый глагол, подобно нашему глаголу страну от стать, откуда причастная форма стан. Наша совершенная форма глагола в образовании слов равнозначительна форме прошедшего времени; так что нашему с-н-уть, сп-н-уть соответствуют существительные, как бы в форме причастия: скр. свап-на сон от свап спать, гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

б) Второй эшелон прорыва. Состав: 4-й гвардейский корпус – две стрелковые дивизии, четыре стрелковых бригады старой организации, три танковых бригады. Командует – командир 4-го гв. корпуса генерал-майор Гаген, комиссар корпуса – бригадный комиссар Лопатенко, начальник штаба – полковник Кудрявцев. Задача – развивать прорыв в общем направлении на Отрадное, имея ближайшей задачей овладеть укрепленным пунктом Мга и выйти на фронт Мустолово, Никольское. в) Третий эшелон – 2-я ударная армия. Состав: – четыре стрелковых дивизии, две стрелковые бригады/новой организации/, три танковых бригады. Командующий армией – генерал-лейтенант Клыков, член Военного совета – корпусной комиссар Диброва, начальник штаба – полковник Казачек. Задача – соединиться с войсками Ленинградского фрота на рубеже Дубровка, Красный Бор, после чего перегруппироваться в сторону фланга и овладеть районом Ульяновка, Красный Бор. Прикрытие на фронте Рабоч. Поселок 7, Дубровка по мере продвижения частей первого эшелона прорыва организует 6 гв.ск распоряжением командарма-8. Оборону на рубеже Никольское, Турышкино, Малукса организует 8-я армия. С выходом в район Отрадное 2-я ударная армия перегруппировывается для наступления на Ульяновка. VI. Задачи частных операций Первый эшелон Второй эшелон Третий эшелон стр. див. стр. бриг. танк. бат он стр. див. стр. бриг. танк. бриг. стр. див. стр. бриг. танк. бриг. стр. див. стр. бриг танк. бриг. танк. бат-он Предварительные и вспомогательные операции фронта имеют задачей как можно больше сковать сил противника и создать впечатление у последнего о начале Чудовской операции. Для проведения этих операций привлекаются силы: а) направление Драчево, Мягры – две стрелковые дивизии, одна стрелковая бригада и одна танковая бригада; б) севернее и южнее Чудова, на направлениях Пертечно, Тушин–Остров и Залозье, Слобода – три стрелковые дивизии. Всего Волховским фронтом для участия во всех предусмотренных операциях предназначается: стрелковых дивизий – 20, стрелковых бригад – 7, танковых бригад – 6, танковых батальонов 7, орудий – 600.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Эдда различает два рода Эльфов: белые Эльфы, или Эльфы света, и черные, или Эльфы тьмы. Не только эпитет Вилы, но и самое название ее, равно как и Русалки, указывают на то, что наши мифологические существа относятся к первому разряду, как древнейшему: ибо низвержение божества во тьму относится уже ко второму времени, когда Христианство оказало влияние на древнейшие народные верования: потому-то бес, первоначально существо светлое. от скр. б’ас светит, в верования Христианском перешел в дух тьмы 18 . Точно так и Див первоначально божество, что видно из следуюдщей приписки в переводе Григор. Богосл., ркпс. XI в., по Кеппену (Библ. лист. 1825, 7): «Ов ыю жърет, в дроугыи ивии» – происходит от скр. див splendere, и собственно божество небесное, ибо скр. див, дива небо. В последствии, в серб. поэзии Дивы имеют своего старшину, и являются существами враждебными, см. Вук. Ст. Срб. песн. 2, В Сл. о П.И.: «див кличет връху древа, велит послушати земли незнаеме». Гримм 19 проводит подобное же место из одного др. нем. произведения, где является беда, как бы некий демон, сидящий на дереве. Подобное вышеупомянутому делению в Эдде, мы находим и у нас, так и в Лавр. 77 читаем: «то каци суть бози ваши, кде живут? он же рече: в безднахъ; суть же образом черни, крилаты, хвосты имуще, всходят же и под небо, слушающе ваших боговъ; ваши бо ангели на небеси суть, аще кто умрет от ваших людiй, то възносим есть на небо; аще ли от наших умирает, то носим к нашим богам в бездну». – Это сказание отличается от преданий немецких только тем, что приписывает бесам (и ангелам?) крылья, тогда как Эльфы без крыльев, подобно Вилам и Русалкам. Хотя представление о крылатом духе могло образоваться от влияния Христианства: однако, замечательно в древнейших славянских памятниках употребление крылатца вместо ангела: так в Фрейзинг. ркпс. uuizem crilatcem bosiem, всем крылатцам божиим, т.к. ангелам; и потом удержание этого представления в народной поэзии: так в сербских песнях: Реля крилатица; а в Сл. о П.И. «вси три Мстиславичи, не худа гнезда шестокрильци»; у Сербов употребляется в Христианском значении: свети шестокрили Арандиеле!

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июня 2014 Путешествие в Страну Див Страны Див нет ни на одной карте, но попасть в нее несложно. Нужно ехать по трассе Санкт-Петербург — Москва до поселка Крестцы и здесь повернуть налево. Дорога примется взлетать с пригорка на пригорок и нещадно петлять среди густых лесов, пока не приведет в Боровичский район — живописный уголок Новгородчины, расположенный на северо-востоке Валдайской возвышенности. Он-то и был назван Страной Див писателем Виталием Бианки — восторженным ценителем красот местной природы. Но не менее интересна история этой древней земли и ее многочисленные святыни. Город лоцманов и огнеупорщиков Речки и ручьи с водопадами, подземным течением, исчезающие и появляющиеся вновь озера, пещеры, редкие виды растений, уникальные ландшафты — в Стране Див найдется чем удивить и ученого, и натуралиста-любителя. Венчает природное великолепие края река Мста — красавица с бурным нравом, который придают ей десятки порогов. На одном из участков по скорости течения Мста сопоставима с горными реками, это привлекает спортсменовэкстремалов из разных регионов. Небольшой, в 53 тысячи населения, городок Боровичи расположен на трех древних террасах Мсты и лежит словно внутри чаши, поэтому с любой из ведущих в него дорог открывается как на ладони. Это единственный населенный пункт Новгородской области, где хорошо сохранилась застройка XVIII — начала XX века, по сей день передающая дух уездного купеческого городка. Стоит только побродить по центральным улочкам, подмечая то неповторимое кружево деревянных наличников, то мозаику на фасаде или изящный балкончик, и становится понятно, почему этот городок привлекает киношников, снявших здесь не один фильм. Символом Боровичей считается ажурная металлическая арка моста — первого в своем роде в России, построенного архитектором Н. А.Белелюбским в начале прошлого века… Истоки истории края затерялись в незапамятных временах послеледникового периода: орудия труда и предметы быта из найденных древних городищ хранятся в Эрмитаже.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=55381

Ис. 49, 6 : “И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли”. Пророчество о благовестии: Ис. 61, 1 : “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы”. Мф. 5, 1–12 : Заповеди блаженства. Мф. 5, 13–16 : Вы соль земли и свет мира. Мф. 5, 17–20 : Взгляд на Закон. Мф. 5, 21–26 : Господь о шестой заповеди Синайского Законодательства. Мф. 5, 27–30 : Господь о седьмой заповеди Синайского Законодательства. Мф. 5, 31–32 : Господь о разводе. Мф. 5, 33–37 : Господь о клятве. Мф. 5, 38–42 : Отмена права мести. Мф. 5, 43–48 : Высший закон любви. Мф. 6, 1–4 : Правило о творении милостыни. Мф. 6, 5–8 : Правило о творении молитвы. Мф. 6, 9–15 : Научение молитве. Мф. 6, 16–18 : Правило о посте. Мф. 6, 19–21 : О сокровищах на небе. Мф. 6, 22–23 : О свете и тьме. Мф. 6, 24 : О Боге и маммоне 425 . Мф. 6, 25–34 : Упование на Отца Небесного и о заботах человеческих. Мф. 7, 1–5 : О неосуждении ближнего. Мф. 7, 6 : Не давайте святыни псам. Мф. 7, 7–11 : Поощрение к молитве. Мф. 7, 12 : Золотое правило. Мф. 7, 13–14 : Тесные и широкие врата. Мф. 7, 15–20 : Предостережение от лжепророков. Мф. 7, 21–23 : Опасность лжеисповедания. Мф. 7, 24–27 : Благоразумие слушающего и исполняющего. Мф. 7, 28–29 : Народ дивиться, что Он говорит как власть имеющий. Мф. 8, 1–4 : Исцеление прокаженного 426 ; Капернаум Лк. 7, 1–10 : Исцеление слуги капернаумского сотника. ( Мф. 8, 11–13 : Господь о Царствии Небесном и о суде). Пророчество о том, что Господь будет исцелять: Ис. 53, 4 : “Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом”. Галилея Мф. 11, 1 : Путешествие по Галилее. Наин Лк. 7, 11–17 : Воскрешение сына наинской 427 вдовы. Галилея Мф. 11, 2–19 : Иоанн Креститель посылает учеников к Иисусу. Иисус свидетельствует об Иоанне перед его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Слово дивы, девы, dives, тесно сродное с deus, – во многих арийских языках имело приблизительно одно и то же общее значение божественности и только впоследствии приобрело переносное значение дивного, удивительного» 156 . Большие, а особенно Малые Дива, поражавшие прежних путешественников своею белизной, теперь потемнели, как бы закоптились и замшились. Кроме того, Большие Дива теперь наполовину разрушены. Года 3–4 тому назад их стали разламывать, по распоряжению железнодорожного начальства, в виду опасности обвалов и крушения поездов железной дороги, проходящей под ними. Разрушение этих загадочных памятников старины вызвало заявление со стороны М. Д. Свербеева, который просил Воронежскую Ученую Архивную Комиссию возбудить ходатайство о воспрещении этой разрушительной работы. Присутствовавший в Комиссии г. Начальник губернии П. А. Слепцов обещал принять меры к охранению столпов от разрушения. (Труды Ворон. Уч. Арх. Комиссии, в. I, ж. стр. XLVI–VII). Но уже теперь это не прежние Дива: Некоторые из них срыты на половину, у других снята вершина; в целом виде сохранилась небольшая группа близ пещерной церкви. Однако и теперь, если подходить к Дивам сверху, со стороны Маяцкого городища, то предположение Л. Б. Вейнберга покажется правдоподобным. Дива – это, как будто, вторая линия укреплений, вторая стена, защищающая нагорное население от набегов врагов. А углубляющиеся линии, как бы разделяющие столпы на отдельные камни, приложенные друг к другу, еще более утверждают в мысли, что это гигантское сооружение – дело рук человеческих. Но это предположение быстро исчезает, когда пойдешь от Больших Див вниз по течению реки. Достаточно одного взгляда на меловой берег реки, чтобы убедиться, что строение этого берега однородно со строением столпов Див: те же углубляющиеся линии, разделяющие меловые пласты берега на отдельные глыбы, как бы искусственно прилаженные друг к другу. Еще труднее допустить искусственное происхождение Див потому, что Дива разбросаны на 10-верстном расстоянии, а не под одним Маяцким городищем. Зачем было сооружать по одному столпу в других местах по течению реки? Гораздо проще видеть в этих столпах не искусственное сооружение, а своеобразное явление природы, которым впоследствии воспользовались для своих целей местные жители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

масло дрвнно (λαιος) (Мк. 6:13, Лк. 7:46–10:34 ); мтитис (βασανζεσqαι) (Мф. 14:24); мытарьница (το τελνιον) (Мф. 9:9); мьчьтъ (φντασμα) (Мф. 14:26); мщьць (πρα) ( Мк. 6:8 ); наконьча (πληρω) ( Мф. 23:32 ); невровани (πιστα) ( Мк. 16:14 ); нивьный (тο grο) (Мф. 13:36); облжда (αφανζω) (Мф. 6:16); обнижа (ταπεινω) (Мф. 23:12); озирас (περιβλπω) ( Мк. 5:32 ); остатъкы (τ¦ περισσεσαντα) ( Ин. 6:12 ); пажиства и паства (νομ) ( Ин. 10:9 ); палю (τφω) (Мф. 12:20); пищльникъ (αλητς) (Мф. 9:23); подольца (κρσπεδον) ( Мф. 9:20 ); подьти (βαστζειν) ( Ин. 16:12 ); понижас (λαττομαι) ( Ин. 3:10 ); понва (σνδον) (Мф. 27:59); послхъ (μαρτρ) ( Лк. 24:48 ); послшьство (μαρτυρα) ( Ин. 1:7 ); послшьствовани (μαρτυρα) ( Ин. 5:31 ); постига (καταλαμβνω) ( Ин. 12:35 ); потъщани (σπουδ) (Мк. 6:25); по (φωνω) ( Ин. 13:38 ); правьдивый (δικιος) ( Ин. 7:24 ; Лк. 5:32 ); приходъ (παρouσα) ( Мф. 24:37 ); причаща (κληρονομω) (Мф. 19:29); прозыва (καλω) (Мф. 1:21; Ин. 1:42 ); пронырьство ( πονηρα) (Μф. 22:18); пргы (κρδα) (Мк. 1:6); пробижа (καταφρονω) ( Мф. 6:24 ); пстошьный (τς ρημωσως) (Мф. 24:15); птьна (τν δν) (Мф. 12:9); поуща (αποστλλω) ( Ин. 5:33 ; Мф. 10:16–11:2); пыта (ζητω) ( Ин. 16:19 ); разграбл (ρπζω) ( Ин. 10:12–28 ); разорени ( πτσις) (Мф. 7:27); распьрни (σχσμα) ( Ин. 7:43 ); ратьна (τν πολεμν) (Мф. 24:6); сво са (τ¦ δια) ( Ин. 16:22 ); смитис (καταγελν) (Мф. 9:24); соха (τ ξλον) ( Лк. 22:52 ); срачица (πενδτης) ( Ин. 21:7 ); стадьна (τς πομνς) (Мф. 26:31); страньникъ ( qνικς) (Мф. 18:17); строитель (πτροπος) (Мф. 20:8); стронъ (κραμος, στγη) ( Лк. 5:19 ); стьклница (λβαστρον) ( Мк. 14:3 ); скъ (τ κρφος) (Мф. 7:3); спостатъ ( διβολος) ( Мф. 4:8 ); съградити (οκοδομιν) (Мф. 16:18, 7:24); съдолни (νκος) (Мф. 12:20); сълъ ( πστολος) ( Ин. 13:16 ); съмыслъ (λικα) ( Ин. 9:21 ); съповда (ξηγομαι) ( Ин. 1:18 ); съпрашани (ζτησις) ( Ин. 3:25 ); тришьд (τρς) (Мф. 26:75); трба (qus…a) ( Лк. 13:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Попросите Господа открыть те участки вашей жизни, которые нуждаются в Его свете. Какие вопросы задает мне Господь сегодня? (Мф 4:18–23; Мф 4:25 – 5:12; Лк 21:12–19; Рим 2:10–16; Евр 11:33 – 12:2; Еф 6:10–17) Что такое крест, без которого нет смысла в следовании за Христом? (Мф 10:32–38; 19:27–30; Ин 10:9–16) Какие жизненные вопросы задает этот отрывок? (Ин 10:9–16) Как, по словам учеников, мог согрешить человек до своего рождения? Расскажите какой-нибудь случай. Нужно ли мне что-то изменить в своей жизни, для того чтобы быть со Христом в этой жизни и в будущей? (Мф 4:18–23; Мф 4:25 – 5:12; Лк 21:12–19; Рим 2:10–16; Евр 11:33–12:2; Еф 6:10–17) Что из этого мне больше помогает поступать угодно Богу? (Мф 4:18–23; Мф 4:25 – 5:12; Лк 21:12–19; Рим 2:10–16; Евр 11:33–12:2; Еф 6:10–17) Прочитайте отрывки. Перечитайте про себя. На что вы обратили внимание, когда их читали? (Мф 4:18–23; Мф 4:25–5:12; Лк 21:12–19; Рим 2:10–16; Евр 11:33–12:2; Еф 6:10–17) В чем состоит слава Отца? (Мф 4:18–23; Мф 4:25 – 5:12; Лк 21:12–19; Рим 2:10–16; Евр 11:33 – 12:2; Еф 6:10–17) Как вы понимаете стих Еф 6:15 «обув ноги в готовность благовествовать мир…»? Что такое «меч духовный»? (Рим 2:10–16; Евр 11:33 – 12:2; Еф 6:10–17) О чем здесь говорится: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают..»? (Рим 2:10–16; Евр 11:33 – 12:2; Еф 6:10–17) В чем состоит жизнь вечная? Как вы понимаете этот вопрос? Что самое главное Иисус совершил на земле? (Мф 4:18–23; Мф 4:25 – 5:12; Лк 21:12–19; Рим 2:10–16; Евр 11:33–12:2; Еф 6:10–17) Что Иисус говорит о Своих взаимоотношениях? (Мф 4:18–23; Мф 4:25 – 5:12; Лк 21:12–19) Есть ли у меня опыт получения во сто крат уже в этой жизни того, что я оставил ради Христа? (Мф 4:18–23; Мф 4:25 – 5:12; Лк 21:12–19; Рим 2:10–16; Евр 11:33 – 12:2; Еф 6:10–17) Для меня важнее обещанные награды или наказания? (Мф 4:18–23; Мф 4:25 – 5:12; Лк 21:12–19; Рим 2:10–16; Евр 11:33–12:2; Еф 6:10–17) О чем в первую очередь Иисус молится, когда молится об учениках? (Мф 4:18–23; Мф 4:25 – 5:12; Лк 21:12–19) Как вы понимаете слова «…кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным»? (Мф 10:32) Как вы понимаете слова: «Облекитесь во всеоружие Божие»? (Евр 11:38) О чем говорится в этом стихе: «…имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех»? (Евр 12:1) Относите ли вы к себе слова: «Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства»? Расскажите какой-нибудь случай.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Могут быть некоторые разногласия насчет плана первого Евангелия, и они существуют: одни разделяют его на три части (Фома Аквинат, Визер, Шанц, Bacuez, Fillion), другие на четыре (R. Comely), третьи даже на пять (Kleutgen). Но во всех этих случаях берется внешняя сторона предмета по месту или характеру деятельности Господа, тогда как для апостола-мытаря важно было по преимуществу ее внутреннее существо – отражение, раскрытие и развитие в ней ветхозаветного идеала Искупителя мира. И прежде всего Христос есть Мессия Израилев: это составляет содержание вводного отдела, где доказывается, что Он подлинно потомок Давида по Своему рождению от Иосифа и Марии в Вифлееме, имеющий покорить все народы, предвозвещаемый предтечей, сокрушающий врага и местника ( Мф. 1 - Мф. 4,11 ). В то же время Он Мессия истинный (часть вторая: Мф. 4, 12 - Мф. 14, 12 ), просвещающий сидящих во тьме и сени смертной, провозглашающий новый закон, свидетельствующий о Себе знамениями и чудесами, учреждающий через апостолов Свое царство ( Мф. 9, 35 - Мф. 10, 42 ), которое вызывает оппозицию фарисеев и вообще вождей народных ( Мф. 11, 1 - Мф. 12, 50 ), потому что духовное; но всё же оно непобедимо, разрастаясь из маленького зерна горчичного и захватывая в свои мрежи всё и всех ( Мф. 13, 1–58 ), что даже в безбожном убийце Крестителя возбуждает благоговейный трепет ( Мф. 14, 1–12 ). Он – Мессия божественный (часть третья: Мф. 14, 13 - Мф. 20, 28 ), владыка элементов и стихий; чудесно насыщающий и ходящий по водам ( Мф. 14, 13–36 ), почему и Его ученики должны удаляться от фарисейского лицемерия во всех его формах ( Мф. 15, 1 - Мф. 16, 12 ), признавая Его Сыном Бога Живого, хотя бы Ему пришлось пострадать, ибо Он – сияние присносущей славы и, как свободный, никому не повинен податями ( Мф. 16, 21 - Мф. 17, 27 ); вследствие этого Его царство чуждо обычных разграничений на больших и меньших, с одинаковым всепрощением принимает бедных, слабых и кающихся, не ведая условных форм здешнего быта ( Мф. 18, 1 - Мф. 19, 12 ): оно настолько возвышенно во всём и над всеми, что единственный путь к нему – самоуничижение и самопожертвование, которые никогда не превзойдут даруемых им благ ( Мф. 19, 13 - Мф. 20, 28 ). По всему этому (часть четвертая: Мф. 20, 29 - Мф. 28, 20 ), Он – всемирный Избавитель, вечная жертва, спасительная для всех и всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010