§13. Див В «Слове о полку Игореве» упоминается Див, загадочное, по-видимому, злое существо. Говоря о постигшем Русь бедствии, певец употребляет такое выражение: «уже вьрьжеся Див на землю». В другом месте: «Див кличет вьрху древа» 150 . Возможно, что здесь разумеется филин. Если судить на основании малороссийских пословиц, то приходится прийти к мысли, что с словом див соединяется (а может быть и соединялось) представление о злом божестве, черном боге. «Щоб тебе черный бог убив», «щоб на тебе див пришов» 151 . Г. Мочульский, по-видимому отождествляет два приведённые выражения; если же тождества нет, то див не может быть признан черным богом. Вс. Миллер сближает Дива и деву Обиду, упоминаемых в «Слове о полку Игореве», указывая, что это место заимствовано нашим певцом из византийской поэмы о Дигенисе, существовавшей в болгарской письменности. Кроме того, среди болгар было и до сих пор существует верование в дивов, живущих на дивской горе, и самодивов, напоминающих наших русалок. Певец «Слова» воспользовался болгарскими образами, причем самодива или морская юда – самовила оказалась девой (дивой) Обидой, див остался Дивом. Итак, Див не птица. Вс. Миллер указывает, что выражение «Слова» – «уже вьржеся Дивь на землю» – не согласно с пониманием Дива птицы, с чем согласен и Веселовский 152 . Отметим, что Див имел и женскую форму Дива: Слово Св. Григория сообщает, что славяне кланялись в числе других богов и Диве. 153 Не предрешая вопроса о значении Дива, укажем, что слово «вержеся», употребленное в значении – стремительно сел, упал как камень, может быть приложимо к птице. «Слово» написано образным, цветистым языком: некоторые выражения «Слова» не переводимы, например, куряне «коньць копия въскърмлени», «рестекашеться мыслию по древу» и проч., а потому искать в «слове» особенной точности выражения нельзя. Ак. А.Веселовский предлагает понять «див» в смысле ϑαυμαστν. Слов црк.-слав. дивь – оле, βαβα (Вост. Микл.) дивы – νμερως, immansuete (Микл.). «Уже тресну нужда на волю, уже вьржеся Дивь на землю», – это место Веселовский переводит следующим образом: «уже ударила нужда на волю и страшно вступила на землю» 154 . По мнению проф. Сумцова, див это леший 155 . Итак, что такое наш див остается невыясненным; во всяком случае Див не был божеством русских славян.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По всей вероятности, он соответствует январю. Второй – Мархи-бут, т. е. «месяц поста». В это время был семидневный «отцовский пост», называемый также «христианским», соответствующий великому посту. Третий – Бекрик-бут, или «кукушкин месяц», соответствует марту. В это время прилетает кукушка, начинается весна. Апрель называется Тушолибут, по празднеству в честь Тушоли. Пятый – Сели-бут, кажется, соответствует маю. Мангл-бут, или «месяц покосов», по-видимому – июнь. Мятцели-бут назван по празднеству Мятцели, это, скорее всего, июль. Мяцхали-бут назван тоже по празднеству; кажется, это август, или часть июля и августа. Тау-бут, т. е. «месяц атавы», или вторичной травы после покоса, по-видимому, сентябрь. Ардари-бут – «месяц молотьбы», один из осенних месяцев (октябрь). Орхи-бут – тоже осенний месяц. В это время баранов пускают к овцам. Наконец, Огой, кажется, соответствует декабрю. До этого времени откармливают баранту, а с этого месяца начинают резать Тогда же бывает празднество Огой. У чеченцев мы находим вполне развитую систему политеизма или многобожия. Но у них нет единообразной стройной системы мировоззрения, исходящей из какой-нибудь одной основной идеи, с разделением богов на старших и младших. Напротив, у чеченцев мы встречаемся с двумя противоположными системами богов. С одной стороны, культ предков и народных героев, а с другой – поклонение обоготворенным силам природы. Эта двойственность, как и у многих других народов (между прочим, осетин), остается в полной силе и в настоящее время. Она, надо думать, существовала и с самого начала. Разделение труда не только между отдельными божествами, но даже и между упомянутыми двумя главными категориями, плохо выработано. Обязанности и права богов не разграничены, и часто для одной и той же группы явлений имеются у чеченцев несколько богов. В этом отношении им далеко до греков и римлян, у которых специализация труда, как известно, была доведена между богами до крайних пределов. Во главе всех богов у них стал не громовержец, как у греков и римлян, и не небо, как у многих других народов, а Дэла – Бог, постепенно воспринявший в себя атрибуты христианского и магометанского Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В О.Е. уже только в общем понятии ϑαυμζειν чудитися, чудо, чудеса. Но как щур освобождает «к» из «щ» в коръ: свекоръ; так и щуд, чудес-а является в форме древнейшей, в слове кудес-ник, и в значении чисто мифологическом 127 . Для объяснения мифологического смысла в словах: щуд, чудитися, обратим внимание на мифологическое существо див, напр. в Сл.о П.И. «див кличет връху древа, велит послушати земли незнаеме», – и в сербск. песне, Iobah и дивски cmapjeшuha, собр. Вук. Стеф. Кар. изд. 2, кн. 2, N 8, где дивы являются сверъестественными чудовищами, может быть великанами. Как див имеет при себе днво и дивиться, так и щуд – чудо и чудитися: с тем только различием, что последнее образовалось исторически, вследствие сближения Славян с племенами скифскими; первое же искони принадлежало Славянам, как отрасли языков индоевропейских: как скр. див светить, через мифологическое див, переходит к дивиться: так и слав. зор, свет, по тому же соответствию ощущения предмету ощущаемому, имеет при себе зреть, т.е. видеть. По мере знакомства с другими народами, расширяется понятие о вселенной. Это особенно явствует в лит. языке, в коем понятие о свете, т.е. мире, соединяется с понятием чужестранного, чужого, а именно: swtas мир, сборище; swétimas чужестранец, sweczias гость, swettur чужая страна. Так трудно отделиться языку от своих домашних впечатлений, что он иногда всеобщее охотнее примет за чуждое своему домашнему, нежели распространит свое домашнее, семейное до необъятного круга всечеловеческого. Так в О.Е. употребляется слово страна, от скр. стри и нашего стер-ти, и притом слово древнейшего образования, о чем свидетельствует форма причастия-на, так что звук «н» уже в лат. ster-no вошел в самый глагол, подобно нашему глаголу страну от стать, откуда причастная форма стан. Наша совершенная форма глагола в образовании слов равнозначительна форме прошедшего времени; так что нашему с-н-уть, сп-н-уть соответствуют существительные, как бы в форме причастия: скр. свап-на сон от свап спать, гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Эта ночь была особенно длинной и тревожной. Васютке всё казалось, что кто-то плывёт по Енисею. То он слышал шлёпанье вёсел, то стук моторки, то пароходные гудки. Под утро он и в самом деле уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут-бут-бут… Так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота. — Неужели дождался? — Васютка вскочил, протёр глаза и закричал: — Стучит! — и опять прислушался и начал, приплясывая, напевать: — Бот стучит, стучит, стучит!.. Тут же опомнился, схватил свои манатки и побежал по берегу навстречу боту. Потом кинулся назад и стал складывать в костёр все припасённые дрова: догадался, что у костра скорей его заметят. Взметнулись искры, высоко поднялось пламя. Наконец из предрассветной мглы выплыл высокий неуклюжий силуэт бота. Васютка отчаянно закричал: — На боте! Ээй, на боте! Остановитесь! Заблудился я! Ээй! Дяденьки! Кто там живой? Ээй, штурвальный!.. Он вспомнил про ружьё, схватил его и начал палить вверх: бах! бах! бах! — Кто стреляет? — раздался гулкий, придавленный голос, будто человек говорил, не разжимая губ. Это в рупор спрашивали с бота. — Да это я, Васька! Заблудился я! Пристаньте, пожалуйста! Пристаньте скорее!.. На боте послышались голоса, и мотор, будто ему сунули в горло паклю, заработал глуше. Раздался звонок, из выхлопной трубы вылетел клуб огня. Мотор затарахтел с прежней силой: бот подрабатывал к берегу. Но Васютка никак не мог этому поверить и выпалил последний патрон. — Дяденька, не уезжайте! — кричал он. — Возьмите меня! Возьмите!.. От бота отошла шлюпка. Васютка кинулся в воду, побрёл навстречу, глотая слезы и приговаривая: — За-заблудился яа, совсем заблудилсяа… Потом, когда втащили его в шлюпку, заторопился: — Скорее, дяденьки, плывите скорее, а то уйдёт ещё бот-то! Вон вчера пароход только мелькну-ул… — Ты, малый, що, сказывся?! — послышался густой бас с кормы шлюпки, и Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота «Игарец». — Дяденька Коляда! Это вы? А это я, Васька! — перестав плакать, заговорил мальчик.

http://azbyka.ru/fiction/vasjutkino-ozer...

б) Второй эшелон прорыва. Состав: 4-й гвардейский корпус – две стрелковые дивизии, четыре стрелковых бригады старой организации, три танковых бригады. Командует – командир 4-го гв. корпуса генерал-майор Гаген, комиссар корпуса – бригадный комиссар Лопатенко, начальник штаба – полковник Кудрявцев. Задача – развивать прорыв в общем направлении на Отрадное, имея ближайшей задачей овладеть укрепленным пунктом Мга и выйти на фронт Мустолово, Никольское. в) Третий эшелон – 2-я ударная армия. Состав: – четыре стрелковых дивизии, две стрелковые бригады/новой организации/, три танковых бригады. Командующий армией – генерал-лейтенант Клыков, член Военного совета – корпусной комиссар Диброва, начальник штаба – полковник Казачек. Задача – соединиться с войсками Ленинградского фрота на рубеже Дубровка, Красный Бор, после чего перегруппироваться в сторону фланга и овладеть районом Ульяновка, Красный Бор. Прикрытие на фронте Рабоч. Поселок 7, Дубровка по мере продвижения частей первого эшелона прорыва организует 6 гв.ск распоряжением командарма-8. Оборону на рубеже Никольское, Турышкино, Малукса организует 8-я армия. С выходом в район Отрадное 2-я ударная армия перегруппировывается для наступления на Ульяновка. VI. Задачи частных операций Первый эшелон Второй эшелон Третий эшелон стр. див. стр. бриг. танк. бат он стр. див. стр. бриг. танк. бриг. стр. див. стр. бриг. танк. бриг. стр. див. стр. бриг танк. бриг. танк. бат-он Предварительные и вспомогательные операции фронта имеют задачей как можно больше сковать сил противника и создать впечатление у последнего о начале Чудовской операции. Для проведения этих операций привлекаются силы: а) направление Драчево, Мягры – две стрелковые дивизии, одна стрелковая бригада и одна танковая бригада; б) севернее и южнее Чудова, на направлениях Пертечно, Тушин–Остров и Залозье, Слобода – три стрелковые дивизии. Всего Волховским фронтом для участия во всех предусмотренных операциях предназначается: стрелковых дивизий – 20, стрелковых бригад – 7, танковых бригад – 6, танковых батальонов 7, орудий – 600.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Эдда различает два рода Эльфов: белые Эльфы, или Эльфы света, и черные, или Эльфы тьмы. Не только эпитет Вилы, но и самое название ее, равно как и Русалки, указывают на то, что наши мифологические существа относятся к первому разряду, как древнейшему: ибо низвержение божества во тьму относится уже ко второму времени, когда Христианство оказало влияние на древнейшие народные верования: потому-то бес, первоначально существо светлое. от скр. б’ас светит, в верования Христианском перешел в дух тьмы 18 . Точно так и Див первоначально божество, что видно из следуюдщей приписки в переводе Григор. Богосл., ркпс. XI в., по Кеппену (Библ. лист. 1825, 7): «Ов ыю жърет, в дроугыи ивии» – происходит от скр. див splendere, и собственно божество небесное, ибо скр. див, дива небо. В последствии, в серб. поэзии Дивы имеют своего старшину, и являются существами враждебными, см. Вук. Ст. Срб. песн. 2, В Сл. о П.И.: «див кличет връху древа, велит послушати земли незнаеме». Гримм 19 проводит подобное же место из одного др. нем. произведения, где является беда, как бы некий демон, сидящий на дереве. Подобное вышеупомянутому делению в Эдде, мы находим и у нас, так и в Лавр. 77 читаем: «то каци суть бози ваши, кде живут? он же рече: в безднахъ; суть же образом черни, крилаты, хвосты имуще, всходят же и под небо, слушающе ваших боговъ; ваши бо ангели на небеси суть, аще кто умрет от ваших людiй, то възносим есть на небо; аще ли от наших умирает, то носим к нашим богам в бездну». – Это сказание отличается от преданий немецких только тем, что приписывает бесам (и ангелам?) крылья, тогда как Эльфы без крыльев, подобно Вилам и Русалкам. Хотя представление о крылатом духе могло образоваться от влияния Христианства: однако, замечательно в древнейших славянских памятниках употребление крылатца вместо ангела: так в Фрейзинг. ркпс. uuizem crilatcem bosiem, всем крылатцам божиим, т.к. ангелам; и потом удержание этого представления в народной поэзии: так в сербских песнях: Реля крилатица; а в Сл. о П.И. «вси три Мстиславичи, не худа гнезда шестокрильци»; у Сербов употребляется в Христианском значении: свети шестокрили Арандиеле!

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июня 2014 Путешествие в Страну Див Страны Див нет ни на одной карте, но попасть в нее несложно. Нужно ехать по трассе Санкт-Петербург — Москва до поселка Крестцы и здесь повернуть налево. Дорога примется взлетать с пригорка на пригорок и нещадно петлять среди густых лесов, пока не приведет в Боровичский район — живописный уголок Новгородчины, расположенный на северо-востоке Валдайской возвышенности. Он-то и был назван Страной Див писателем Виталием Бианки — восторженным ценителем красот местной природы. Но не менее интересна история этой древней земли и ее многочисленные святыни. Город лоцманов и огнеупорщиков Речки и ручьи с водопадами, подземным течением, исчезающие и появляющиеся вновь озера, пещеры, редкие виды растений, уникальные ландшафты — в Стране Див найдется чем удивить и ученого, и натуралиста-любителя. Венчает природное великолепие края река Мста — красавица с бурным нравом, который придают ей десятки порогов. На одном из участков по скорости течения Мста сопоставима с горными реками, это привлекает спортсменовэкстремалов из разных регионов. Небольшой, в 53 тысячи населения, городок Боровичи расположен на трех древних террасах Мсты и лежит словно внутри чаши, поэтому с любой из ведущих в него дорог открывается как на ладони. Это единственный населенный пункт Новгородской области, где хорошо сохранилась застройка XVIII — начала XX века, по сей день передающая дух уездного купеческого городка. Стоит только побродить по центральным улочкам, подмечая то неповторимое кружево деревянных наличников, то мозаику на фасаде или изящный балкончик, и становится понятно, почему этот городок привлекает киношников, снявших здесь не один фильм. Символом Боровичей считается ажурная металлическая арка моста — первого в своем роде в России, построенного архитектором Н. А.Белелюбским в начале прошлого века… Истоки истории края затерялись в незапамятных временах послеледникового периода: орудия труда и предметы быта из найденных древних городищ хранятся в Эрмитаже.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=55381

  Бута аында   15 Жаратан Ийе Хореб отты ишинен сизлерге сйлеген кни еш андай слдер крмедилер. Соны ушын, атты абайлы болылар. 16 Жне, жолдан азырылып, злерииз ушын еркекти ямаса аялды слдериндеги, 17 жерде жасайтуын ямаса аспанда ушып жретуын усларды слдериндеги, 18 жер ямаса балыты слдериндеги еш андай бут ислеп алмалар. 19 Сондай-а, аспана арап, уяш, ай, жулдызларды – аспан денелерин крип тспелер, олара табынып, хызмет етпелер. удайыыз Жаратан Ийе буларды жер жзиндеги баса халылар ушын арнап ойан. 20 Сизлерге келсек, Жаратан Ийе бгингидей зини халы ушын, сизлерди темир еритетуын ошаты ишинен – Мысыр жеринен алып шыты. 21 Жаратан Ийе сизлер себепли маан зепленди. „Иордан дрьясыны ары жаасына тпейсе м Мен халыа млик етип беретуын сол жасы жерге сен кирмейсе“, – деп удайыыз Жаратан Ийе маан ант ишти. 22 Мен Иордан дрьясыны ары жаына те алмайман, усы жерде лемен. Бира сизлер Иорданны ары жаына тип, сол жасы жерди млик етип аласызлар. 23 Сонда абайлы болылар! удайыыз Жаратан Ийени сизлер менен дзген келисимин умытпалар, Ол адаан ылан еш бир затты слдерине мегзетип, злериизге бут ислеп алмалар. 24 йткени удайыыз Жаратан Ийе жандырып жо ылып жиберетуын от м Ол ызанша удайдур. 25 Сол елде уза жасап, балалы м алылы боланнан кейин, жолдан азырылмалар. злерииз ушын р трли затты слдерине мегзетип бут ислеп, удайыыз Жаратан Ийени нзеринде болан ислерди ислесеиз, Оны зеплендиресиз. 26 Бгин сизлерге арсы жерди м аспанды ыламан: егер маан ула салмасаыз, Иордан дрьясынан тип, млик ушын баратуын елде сзсиз м тез лип кетесизлер. Ол жерде уза жасамайсызлар, пткиллей жо боласызлар. 27 Жаратан Ийе сизлерди баса халыларды арасына таратып жибереди. Сол халыларды арасында базыларыыз ана аман аласызлар. 28 Ол жерде кзи крмейтуын, еситпейтуын, жемейтуын м ийис сезбейтуын адамзатты олынан исленген ааш м тас удайлара табынатуын боласызлар. 29 Деген менен, сизлер удайыыз Жаратан Ийени пткил жрегииз м пткил жаныыз бенен излесеиз, Оны табасызлар. 30 ыйыншылыа боланыызда м усыларды барлыы басыыза тскеннен кейин барып, удайыыз Жаратан Ийеге айтасызлар, Оны сзине ула саласызлар. 31 Себеби удайыыз Жаратан Ийе реимли удайдур. Ол сизлерди таслап кетпейди, жо ылып жибермейди м ата-бабаларыыз бенен ант ишип дзген келисимин умытпайды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

25 Бт душмандары жеилип, бут алдына жыгылгыча Машаяк падышачылык кылат. 26 Жеилип жок болчу душмандардын акыркысы болсо — лм. 27 «Кудай бардыгын Анын бут алдына жыгып берди».«Анын бут алдына жыгып берди» делгендердин ичинде Кудайдын з жок экени анык, себеби баарын Машаякка багындырган Ал эмеспи. 28 Бардык нерсе Машаяктын бийлиги алдына багындырылганда, Уулдун з да бардыгын Ага багындырган Кудайга моюн сунуп, толугу менен бардыгында болот.   29 Эгерде лгндн тирил жок болсо, анда кайтыш болгондордун ордуна чмл расмисинен ткндр муну кандай мт менен кылышат? Эгерде лгндр чын эле тирилбесе, анда эмне чн алардын ордуна чмл расмисинен т орун алууда? 30 Андай болсо, эмне чн биз да ар саат сайын жаныбызды тобокелге салып жрбз? 31 Боордоштор, мен кн сайын лмдн жзн крп жрм. Эгебиз Машаяк Ыйсанын алдында силер менен сыймыктанганым канчалык анык болсо, бул сзм да ошончолук анык.     32 Эгерде Эфес шаарында жапайы жырткычтар менен алышканым змдн эле пенделик ниетимден келип чыкса, анын мага кандай пайдасы тиймек эле? Эгерде лгндр тирилбесе, анда, айтылып жргндй, «Эртеки ажал келгиче,   Бгн жеп-ичип алалы».     33 Алданбагыла,     «Арамдарга кошулган   з ыйманын жоготот».     34 Акылыарды жыйгыла да кнг батпагыла! Силерди уяткарып айтарым бул: кээ бириер алигиче Кудайды тааный элексиер.   Дененин тирилиши   35 «лгндр кантип тирилмек эле? Тирилсе, денеси кандай болот?» — деп араардан бир собол таштар. 36 Алда, акылсыз неме-ай! з эккен рн «лмйн» кайрадан сп чыкмак беле? 37 Сепкенде да даяр эгинди эмес, буудайдын же дагы башка смдктн тоголок уругун гана себеси. 38 Ал эми ар бир уруктун кандай келбетте сп чыгарын Кудай чечет.   39 Жандуу нерселердин эт-денеси да бирдей эмес: адамдыкы мындай болсо, айбандардыкы тигиндей, балык менен куштуку да эки башка.   40 Ошондой эле асмандык денелер менен жердик денелер болот. Асмандагысы менен жердегисинин ша-салтанаты бирдей эмес. 41 Кндн знн ша-салтанаты, айдын з ша-салтанаты, жылдыздын да з адеми бар. Ал турсун ар башка жылдыздын да крк ар башка болот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В 1892 г. на территорию совр. М. прибыл харизматический проповедник Дж. Бут и организовал «Индустриальную миссию Замбези» в Митсиди (близ Блантайра), недалеко от миссионерского стана Шотландской Церкви. Выходец из баптист. среды, Бут в молодости стал нонконформистом и критически воспринимал миссионеров, связанных с офиц. гос. или церковными структурами. Он не соблюдал соглашений о взаимном признании, использовал противоречия в др. миссиях и переманивал оттуда людей. Считая себя борцом за свободу коренных народов, он действовал под лозунгом «Африка для африканцев!» и стремился к обретению брит. колонией независимости к 1920 г. Своими радикальными взглядами Бут существенно повлиял на общественные и религиозные взгляды африканцев: на его наследие ссылались как те, кто поднимали восстания против англичан, так и те, кто создавали первые НАЦ. В кон. XIX - нач. XX в. в страну стали прибывать проповедники самых разных конфессий, гл. обр. из США и др. неевропейских стран (баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, реставрационисты и проч.). К нач. XX в. христ. проповедь на территории совр. М. в течение короткого времени достигла значительных результатов и смогла оттеснить традиц. верования и ислам. На территории вокруг оз. Ньяса проходили постоянные миграции, населявшие этот регион этнические группы не осознавали себя единым народом и вели нескончаемые этнические войны. В этих условиях христианские миссии, проповедовавшие мир и терпимость, становились опорой для незащищенных групп населения и гарантией повышения уровня жизни и доступа к образованию. В 1899 г. в стране было 80 миссионерских школ, в к-рых преподавали 80 учителей, 250 ассистентов-африканцев и обучалось свыше 7 тыс. учеников, в 1914 г. количество школ увеличилось до 750, число преподавателей достигло 1,4 тыс. чел., учеников - 67 тыс. чел. В эпоху брит. господства экономика протектората была ориентирована на выращивание экспортных культур, таких как чай, табак, хлопчатник; жители выезжали на заработки в Южно-Африканский Союз и др. брит. владения в Африке. Действия брит. колониальной власти встречали сопротивление местного населения: яо вели вооруженную борьбу до 1900 г., нгони - до 1904 г.

http://pravenc.ru/text/2561694.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010