Когда возникла здесь обитель? По-видимому, не ранее XVII века, так как ранее самая местность была не только не заселена, но и предоставляла дорогу (Калмиусскую сакму), по которой постоянно бродили татары, тревожившие окраины Русского царства. Только в XVII веке Русское правительство устраивает здесь ряд городов, острогов и сторожевых пунктов, к числу которых принадлежали – Коротояк, расположенный на Дону, в 7 верстах от Малых Див (основан в 1646 году) и Острогожск, основанный на р. Тихой Сосне, в 18 верстах от Малых Див – в 1652 году. Ниже мы увидим, что и после того жители этих мест были в постоянном страхе от татарских набегов. Впрочем, некоторые урочища, вроде Маяцкого городища, расположенного над Большими Дивами, и курганы с остатками погребения – свидетельствуют о том, что здесь в древности, задолго до XVII века, были поселения; но когда они стерты с лица земли, до сих пор остается загадкой. Во всяком случае, уже в конце XIV века эта местность представляла безлюдную пустыню. Об этом свидетельствует Игнатий, спутник Московского митрополита Пимена, путешествовавшего Доном в Константинополь в 1389 г. «Бысть же, – говорит он, – путное шествие печально и унынливо: бяше бо пустыня зело, не бяше бо видети тамо ни града, ни села,... точию места пустошь все и не населено; не бе бо видети человека, точию пустыня велия и зверей множество». Скука и уныние путников рассеялись на время только при виде каменных столпов. «Приплыхом к Тихой Сосне – видехом столпы белы; дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы ж и светлы зело, над рекою, над Сосною». Второе упоминание местности находим под 1501 г. 158 . Третье под 1637 годом. Но и под этим годом, в определении владений, данных Коротоякским казакам, встречается только упоминание Больших и Малых Див 159 , но нет даже намека на существование монастыря. Между тем, упоминание о монастыре было бы неизбежно при перечислении урочищ, особенно при упоминании Див, если бы монастырь существовал. Правда, народное предание относит основание монастыря в неопределенную даль, а историки, писавшие об этом монастыре, считали временем основания монастыря то XV, то XVI, то XVII столетие 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

324 Бут (Booth) Уильям (1829–1912) – основатель религиозно-филантропической организации «Армия Спасения». Свою деятельность начинал в качестве методистского пастора в бедных районах Лондона (в Истэнде), но в 1861 г. оставил Методистскую Церковь и в 1865 г. образовал Христианскую миссию – евангелическую организацию, осуществлявшую помощь бедным, бездомным, инвалидам, сиротам, старикам и др. В 1878 г. Христианская миссия была преобразована в Армию Спасения, и Бут стал ее генералом. В последующем Бут занимался устройством миссий Армии Спасения в разных странах мира. Он планировал организовать сельскохозяйственные колонии и дома призрения для людей, не имеющих постоянной работы и жилья, алкоголиков, отбывших срок наказания преступников и т. п. Практическая деятельность Бута, направленная на смягчение социальных противоречий, находила поддержку со стороны официальных властей стран, в которых действовали миссии Армии Спасения. 328 Коперник Николай (1473–1543) – польский астроном и мыслитель. Начав с попыток усовершенствовать канонизированную Церковью геоцентрическую систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея, Коперник постепенно пришел к утверждению новой, гелиоцентрической системы мира, согласно которой Солнце занимает центральное положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Учение Коперника устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказывались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными человеческому познанию. В 1616 г. книга Коперника «Об обращениях небесных сфер» (опубликована в 1543 г.) была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 г. Учение Коперника рассматривалось Католической Церковью как ересь. 337 Пий XII (1876–1958) – папа римский с 1939 г. В миру – Эудженио Пачелли. До избрания был дипломатом, Ватикан поручил ему переговоры о конкордатах с Баварией в 1924 г. с Пруссией в 1929 и в 1933 с Германией. На дипломатической службе в Германии в качестве нунция прослужил 12 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Таинственный дух Дый или Див, который " кличетъ врьху древа, велитъ послушати земли незнаеме " , упоминается в " Слове о полку Игореве " Известный исследователь славянских рун В.А.Чудинов считает что был такой славянский бог ДЫ или ДЫЙ, и это, якобы, подтверждается найденным им экслибрисом во Влесовой книге, полный текст которого согласно Чудинову звучит так: " ИЗ КНИГ И СОКРОВИЩ ХРАМА МАКОШИ И ДЫЯ, ВОЛОДИМИР " . Однако, последние два слова вполне могут означать подпись владельца - Дыя Володимира, т.е. жреца или владыки Владимира. Скорее всего, в своем древнейшем значении слово дый использовалось для определения высшего носителя власти и означало что-то близкое по смыслу ко слову вседержитель . Для нашего изложения важно обратить внимание на то, что слог ДЫ присутствует и в современном слове ВЛА ДЫ КО, аналогом которого может быть ВОЛО ДЫ КО, т.е. владетельный господин, и в имени ВЛАДИМИР или в другой более древней его транскрипции ВОЛО ДЫ MIP, т.е. владеющий миром господин. Таким образом, архаичные слова дир, диар, дия, див, деи, деус, де, ды, дыя в разных европейских языках имели одно значение - ВЛАДЫКА. Не означает ли это, что и Дир из Повести Временных Лет - это уважительный титул, а не имя собственное, а если и имя собственное, то не иначе как Владимир в переводе на старо-шведский язык? Тогда, словосочетание " Аскольд и Дир " следует понимать как " невинный и владыка " , " невинный владыка " или, возможно, " невинный Владимир " . Нельзя исключить, что " Невинный " было прозвищем киевского кагана. В. Н. Татищев, пересказывая список летописей советника Андрея Хрущева, цитирует письмо патриарха Фотия (а по версии М.Ю. Брайчевского, скорее всего, папы Римского Николая I датируемое 863 годом, в котором киевский каган прямо так и называется по имени - Владимир. В единственной оригинальной иностранной хронике, в которой фигурирует имя, похожее на Дир - летописи арабского историка Ал-Мусади, жившего вскоре после описываемых событий - также упоминается имя великого правителя славян, весьма созвучное имени Владимир - ал-Дир

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/24/...

240 Тимофей Волуевич, Андрей Серкизович, Михайло Иванович – воеводы. Их имена также названы среди имен убитых в Синодике. 242 Кликнуло Диво... – Β «Слове ο полку Игореве» – Див. Что означает это слово и в «Слове ο полку Игореве», и в «Задонщине» – неясно, и толкование его значения носит предположительный характер. Большинство исследователей предполагает, что Див – какое-то мифическое существо. 244 ...къ Караначи... -– Орнач; город Орнач упоминается в летописях, но единого мнения ο том, что это за город, нет. Н. М. Карамзин считал, что этот город находился в устье Дона. Но, может быть, так назывался в древнерусских летописях Ургенч – столица Хорезма, уничтоженная в 1388 г. Тимуром. 248 Пересвет – монах Троицкого монастыря; вместе с иноком Ослябей был послан игуменом монастыря Сергием с войсками Дмитрия Донского на Куликово поле. Β «Сказании ο Мамаевом побоище» рассказывается ο поединке Пересвета перед началом сражения с богатырем из войск Мамая, в котором оба погибли. Все сведения ο Пересвете ограничиваются данными памятников Куликовского цикла. 249 ...на суженое мсто привели. – Сражение, поединок трактовались как «Божий суд» по Божьему изволению побеждал правый. Смысл этой фразы в «Задонщине» становится понятным из «Сказания ο Мамаевом побоище», где рассказывается ο поединке Пересвета. 250 Ослябя чернец. – Ослябя называется братом Пересвета и в «Сказании ο Мамаевом побоище». Но, скорее всего, в данном случае «брат» не термин родства, а обозначение того, что оба они монахи Троицкого монастыря. 251 ...чаду моему Иякову... – Β некоторых вариантах Основной редакции «Сказания ο Мамаевом побоище» в числе воинов, посланных в поле в первом сторожевом (разведывательном) отряде, называется Яков Ослябятев. 252 ...на забралах... – Забрало (забороло) – защищенная галерея, идущая по верху крепостной стены. 253 Α Ондрева жена Марья да Михайлова жена Оксинья... – Имеются в виду жены воевод Андрея Серкизовича и Михаила Ивановича. 256 Батый – внук Чингисхана. Возглавлял нашествие монголо-татар на Восточную Европу в конце 30–40-х гг. XIII в. При нем возникла Золотая Орда н началось монголо-татарское владычество над Русью. Умер в 1255 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да, чем дольше Киреев шел, тем глубже в самую его душу входило убеждение: нет на свете более прекрасной земли, чем Россия. Ему было обидно: почему-то в каждой области, где он побывал, самые живописные места называли “русской Швейцарией”. В какой стране, в какой Швейцарии есть место, подобное Дивогорью? Представьте себе: на большой горе стоят Дивы — огромные меловые столбы, которым за многие века ветер и дожди придали самые удивительные формы. В самой горе, у основания Див, приютилась пещерная церковь. Когда-то здесь на вершине стояла хазарская крепость. Поднявшись на гору, Киреев огляделся вокруг — и у него остановилось дыхание. Он не был восторженным человеком, но то, что увидел, стоя на остром “зубе” одной из Див, заставило его замереть. Стоял тихий летний день. Внизу тоненькой серебряной змейкой протекала Тихая Сосна. В высокой речной траве, в синих струях купалось августовское рыжее солнце. И далеко-далеко, во все стороны горизонта — Россия. Михаил видел и безбрежную степь, и могучий лес, стоявший стеной за Доном. На заливных лугах паслись мирные стада. Пастухов он не смог разглядеть — так было высоко. Под ногами пролетали птицы… Он плакал, и на память приходили слова, написанные неизвестным русским человеком в 1237 году, когда Русь опустошило монгольское нашествие: “О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многими красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обительными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руськая, а прававерная вера християньская!” “Светло светлая”, — шептал Киреев. Как часто, сидя на кухне с друзьями, он тоже “хоронил” “свою” Россию. Но ведь и тот безвестный русский человек прощался со своей “землей Руськой”. А она жива. И в зное августовского дня, в стрекотне кузнечиков, песне жаворонка он не слышал погребального звона. “Светло светлая”

http://azbyka.ru/fiction/kto-uslyshit-ko...

И вот Констанций направил к ним послов, желая обратить их к истинному благочестию; для этого он решил сначала великолепными дарами и дружескими речами расположить к себе правителя этого народа и, подготовив таким образом благоприятную почву, посеять там семена благочестия. Император просил, чтобы прибывающим в те края римлянам и местным жителям, пожелавшим стать христианами, дозволено было возвести церковь, и через послов передал значительную сумму денег на это строительство. Посольство возглавил Феофил Индиец, тот самый, который некогда в юности, еще при Константине, был отправлен к римлянам в качестве заложника дивейцами, которые, хотя их земля — остров Див, именуют себя также индийцами. Ныне же, облеченный полномочиями посла, он удостоился от своих единоверцев рукоположения в епископы. Между тем Констанций, замыслив придать посольству пышность и великолепие, приказал погрузить на корабли двадцать самых чистокровных коней из Каппадокии, присовокупил и многие другие дары, стремясь и восхитить и расположить к себе души этих людей. Феофил же, прибыв к сабеям, постарался убедить их правителя уверовать в Христа и отречься от эллинского заблуждения. А иудеи вынуждены были скрывать в глубочайшем молчании обычное для них упорство в обольщении и коварство, поскольку Феофил достойными восхищения делами не единожды явил непобедимость веры Христовой. Итог посольства был весьма успешен, ибо народный правитель непритворно, всей душою обратился к истинной вере и построил в своей стране не одну, а три церкви, и не на те средства, что привезли с собой послы от императора, но на те, которые он добровольно пожертвовал из своей казны. А Феофил, не жалея ни сил, ни времени, обустроил дела у омеритов, освятил церкви, придал им какое только мог убранство и лишь затем отплыл на остров Див, бывший, как упоминалось выше, его отечеством… По возвращении, хотя он удостоился от императора великих почестей, собственное епископство в каком-либо городе не было ему пожаловано; однако для собратьев по вере он был воплощенным образцом добродетели» (Филосторгий.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

В комплекс входят также группа келий и 2 часовни, реконструированные в XIX в. В меловом столпе в 40 м к юго-востоку от пещерной ц. Иоанна Предтечи вырублена колокольня; сохранилась часть арок звона и небольшое помещение в основании. В. И. Плужников относит колокольню к 90-м гг. XVII в. Комплекс пещерного храма в честь Сицилийской Дивногорской иконы Божией Матери с системой ходов в Б. Дивах Церковь находится в меловом столпе Б. Див, в 2 км южнее территории Д. м. и М. Див, на правом берегу р. Тихая Сосна при ее впадении в Дон. По преданию, церковь в столпе была вырублена в XI в. первыми иноками Д. м., к-рые принесли Сицилийскую икону Божией Матери. В 1831 г., после обретения чудотворного образа, пещеры были открыты и в 1856 г. переданы Д. м. В 1862 г. пещерная церковь была вновь освящена в честь Сицилийской иконы, в 1903 г. реконструирована. Композиция комплекса в Б. Дивах имеет много общего с композицией комплекса в М. Дивах (в частности, идентична схема примыкания огибающей галереи), но длина переходов и количество дополнительных помещений меньше. В галерее размещены 9 стасидий. Меловой столп, в к-ром вырезан фасад храма, венчался некогда крестом. Над входом помещается единственное небольшое окно, над ним - киот с барочным наличником. Храм 3-нефный, клиросы вытесаны в вост. части. Алтарь имеет полуциркульную апсиду и прямоугольные в плане жертвенник и диаконник. В алтарной апсиде находится строго симметричная пирамидальная композиция из 5 ниш разной формы. Алтарь был отделен стеной с прилегающим 2-ярусным иконостасом с резными позолоченными деталями на белом лаковом фоне. Вероятно, церковь создавалась в неск. строительных периодов. Первоначально был, видимо, вырублен небольшой храм на месте центрального нефа ныне существующего храма. От него остались 4 столба в зап. части центрального нефа и закругления от апсиды. При расширении храма была предпринята попытка убрать эти столбы, но падение части свода заставило отказаться от этого; из конструктивных соображений расстояние между новыми столбами было сокращено, а их толщина увеличена. Галерея также была вырублена в 2 этапа. Святыни

http://pravenc.ru/text/171961.html

Западный корпус, усиленный подошедшими подкреплениями (бригада 37й див. и 2я бриг. 2й гв. кав. див.), перешел наконец в наступление и дело завершилось красивым боем впереди большого лагеря и общею сквозною атакою! Смотрели на это с места зори с церемониею, где пришлось долго беседовать с собравшимся начальством и главн. посредниками. В общем все окончилось благополучно и толково, жаль одного, — я совсем не видел кавалерийских дел! Погода все время Стояла дивная! Вернулись домой в 12 1/4 и скоро затем сели завтракать в столовой палатке. В 4 1/2 поехали вдвоем к д. Мише на Дудергоф, где пили чай на Ферме. Последний раз был там в 1882 г. Читал и гулял в саду. Вечер стоял чудный! Обедали уютно вдвоем; читал пока Аликс работала у меня до 10 1/2 вечера. Очень хотелось спать; легли рано. 11-го августа. Пятница. Утро было серое, но потом прояснило. Гуляли до 10 ч. Обручев был с докладом. В 11 час. отправился с д. Владимиром в госпиталь — он находится в удивительно хорошем состоянии. В нынешнем году на сотню людей меньше больных. Заехал осмотреть новую церковь перед авангардным лагерем. Спустился вниз к складу мясной комиссии, дела которой наконец пошли как следует. Вернувшись домой, сели завтракать со всем семейством в столовой — палатке в саду. В 3 1/2 Аликс, Минни и я отправились в четверке в Ропшу. День был идеальный, парк выглядел очень красивым. Погулявши по саду и осмотревши дворец, сели за чай на воздухе и очень весело провели время. В 6 ч. уехали на тех же лошадях. Читал и гулял. Обедали опять-таки втроем с Минни. 12-го августа. Суббота. Проснувшись рано утром, я не без страха подошел к окну, чтобы узреть восход солнца. К счастью погода стояла дивная и туманная! Успокоившись лег снова и поспал еще два часа. После кофе читал, принял Вяземского и гулял по саду. В 10 3/4 поехал с Аликс на Военное поле, к видневшемуся вдали морю человеческому. Был в лейб-казачьем виц-мундире. Объезд сделал преимущественно рысью, потому что войск было особенно много — 36,000 ч.! Жара и пыль облаками напоминали маневры и смотры в Польше.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Таким образом новый монастырь получил теперь небольшие средства для своего дальнейшего существования. Но его положение близ Калмиусской сакмы, по которой совершались частые набеги на Русь татар, делало его существование небезопасным. Монастырь, действительно, скоро испытал все неудобство этого положения. «К тому монастырю, показывал один из братии, учали (начали) быть татарские приходы частые и монастырю (причиняется) разорение беспрестанное». Эти частые нашествия татар имели своим следствием то, что при третьем игумене – Тихоне в 1671 году, часть братии не выдержала беспокойной жизни и бежала из монастыря. Они удалились к западу от Дона, в пределы нынешней Курской губернии, в местность, лежавшую между ново построенными тогда городами Суджею и Миропольем. Здесь над рекою Пслом, на старом городище, «что словет Девичий монастырь», они построили новый монастырь и церковь во имя Николая Чудотворца. Таких выходцев из «Див-монастыря» было пять: иеромонахи Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Памва да старец Никодим 168 . Но не вся братия ослабела в борьбе с опасностями. Если состав всей братии в это время, как и при основании монастыря, исчислялся в 15 иноков, то оставшихся в «Див-монастыре» было 10 человек, кроме бельцов, о которых совсем не упоминают основатели Миропольского монастыря. Во главе оставшихся стоял игумен Тихон – Около того же времени монастырь выдержал новую опасность: рядом с ним, на Дивьих горах, произошло сражение между Фролкою Разиным и царскими войсками. Победа осталась за царскими войсками. Судя по тому, что к мятежникам примкнул благодетель монастыря, Острогожский полковник И. Дзинковский, трудно решить отношсние к Разинцам монахов дивногорских. Но, конечно, они не были в числе мятежников, потому что тогда их постигла бы такая же кара, как и всех, примкнувших к разинцам. Как бы то ни было, а постоянная опасность то от татар, то от «воровских людей» (т. е. от противников Москвы) – заставляла братию быть настороже и запасаться нехитрыми средствами обороны 169 . Монахи в случае опасности могли укрываться в своих пещерах, имевших несколько выходов. А на монастырской колокольне, рядом с тремя небольшими колоколами, были утверждены «две пушки железные, шмуровница турецкая железо и пушка медная» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Ларисон прав в том, что за так называемой церковной икономией в отношении к монофизитам просматриваются вполне очевидные политические цели. 62 То же самое отношение унаследовал и прп. Максим, как показывает недавнее исследование: Ohme 2008. Как отмечает вслед за Х. Оме Ф. Бут, моноэнергисты в своих униональных идеях могли опираться на идеи трактата свт. Евлогия Александрийского (581–608) об икономии (он дошел в Phot. bibliot. (ed. Henry) 4.111–113 под названием: «Слово обличительное по поводу состоявшегося объединения феодосиан и гайянитов») (Booth 2013, p. 164). См. анализ этого трактата в статье Д. Шабанова «Учение о церковной икономии в трактате свт. Евлогия, Патриарха Александрийского (581–608)»: http://www. bogoslov.ru/text/1598312. html (или: Шабанов 2012). Вопрос в том, действительно ли, как это считают Оме и Бут, учение свт. Евлогия легко подвести под случай унии Кира. Ясно, какой именно вариант икономии могли иметь в виду моноэнергисты – «икономия в словах, когда одну и ту же богословскую мысль можно выразить различными формулировками» (цитата из статьи Шабанова). Противники же унии, очевидно, считали, что она является не выражением той же богословской мысли другими словами, а ее искажением, т. е. отступлением от веры, что свт. Евлогий считал в любом случае недопустимым, да и не приводящим к устойчивому согласию. Впоследствии, как мы увидим, прп. Максим будет допускать унитарные выражения в отношении энергий Христа, но всегда наряду с исповеданием двух природных энергий. С этой точки зрения соответствующую главу из унии Кира следовало дополнить или истолковать в соответствующем диоэнергистском смысле, что сделано не было. 64 Девять глав унионального пакта с монофизитами-феодосианами (греческое название документа – Πληροφορα – Удостоверение), заключенного патр. Александрийским Киром в 633 г. (текст и английский перевод в: Allen 2009, p. 169–174). 65 Эти подробности дали повод Шервуду (Sherwood 1952, p. 28, # 19) поставить вопрос, не был ли прп. Максим в это время вместе со свт. Софронием в Александрии, на что можно возразить, что в Диспуте с Пирром (PG 91, 333В) прп. Максим описывает не менее выразительно (хотя очень похоже), как свт. Софроний «бросился в ноги [патр. Сергия]» и умолял его отказаться от еретического высказывания из Девяти глав. Это «детальное» описание, однако, не может служить доказательством того, что прп. Максим был тогда со св. Софронием в Константинополе (гипотеза, которую, кажется, никто не выдвигает). В другом месте Шервуд замечает, что описание поведения св. Софрония – вполне традиционное и не обязательно свидетельствует о пребывании прп. Максима с ним в Александрии (Sherwood 1952, p. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010