Иногда иноческие общины появлялись при содействии старцев и окормлялись ими. Прп. Серафим Саровский основал Мельничную общину, к-рая слилась с Казанской Дивеевской, в результате образовался Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь (1861); прп. Серафим способствовал расцвету иноческого аскетизма в жен. обители. Прп. Амвросий Оптинский основал сестринскую общину в Шамордине (недалеко от Оптиной пуст.) и духовно окормлял общину. В XIX в. в России наблюдается значительное увеличение числа жен. мон-рей. В Екатеринбургской епархии, напр., в XIX - нач. XX в. возникло 10 жен. обителей. Становление мон-ря от богадельни или общины до офиц. учреждения занимало иногда неск. десятилетий. Жен. мон-ри получали от гос-ва меньшее содержание, чем мужские, но они успешно занимались хозяйством: держали скот, птицу, выращивали овощи, так что могли повысить доходы, вместе с тем широкая благотворительность, к-рую они осуществляли (больницы, приюты для престарелых, сиротские приюты, школы для девочек и др.), требовала много средств. В этих обстоятельствах велика была роль И., которая являлась организатором и управительницей в мон-ре. И. заботилась не только о материальной, но прежде всего о духовной жизни сестер. И. в мон-ре - наставница подвизающихся в нем в деле спасения. Она поддерживает уставной порядок в мон-ре, следит за исполнением молитвенного правила. Монахини выходят из мон-ря только в сопровождении старицы или старших сестер и только по разрешению И. (Трул. 46). И. принимает послушниц в мон-рь. 19-е прав. Вселенского VII Собора , фиксируя нарушения, встречавшиеся в жизни мон-рей, и пресекая их, утверждает, что И., принимающая в монашество «за злато», «да изгонится из монастыря, и да предастся во иный монастырь в послушание». В древней Церкви И. заведовали исповедью и покаянием монахинь своего мон-ря. В Житии тавеннисийской подвижницы прп. Евпраксии говорится, что в мон-ре было постановлено открывать настоятельнице о каждом искушении (PL. 64. Col. 626-627) ( Смирнов.

http://pravenc.ru/text/293527.html

Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2006 г. В 1870-1873 гг. в Д. м. была возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, на месте к-рой в 1903 г. построен каменный собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Рядом с собором в 1942 г. была возведена зимняя ц. во имя Св. Троицы. К 1923 г. Д. м. владел 2 га виноградников, 4 га садов, на 1 га земли выращивали овощи, 4 га неиспользованных земель, 3 озерами. В 1940 г. у Д. м. были изъяты 80 га пахотных земель, 25 га леса и мельница, в 1941 г. имения были возвращены обители. Согласно отчету иером. Пимена, в 1948 г. в мон-ре имелись 3 келейных корпуса с трапезной, кухней и пекарней, хозяйственные постройки, погреба, сараи, конюшни, прачечная. Д. м. пользовался 12,5 га земли, в т. ч. 8,2 га пахотной, 1,4 га занимали сады, 0,2 га - виноградники, 0,8 га - постройки. К 1952 г. в мон-ре было 2 лошади, 10 овец и коз, 10 ульев. В 1959 г. Д. м. был закрыт, 12 монахов переведены в Кэприянский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , наместник иером. Иероним (Молдовану) вернулся в родное с. Фузовка (ныне Фузэука Шолданештского (Шолдэнешть) р-на), где служил на приходе, там же скончался и погребен. Согласно распоряжению Совета министров МССР от 5 июня 1959 г., жилые и хозяйственные постройки передавались колхозу «Заря» под роддом, ясли и медпункт, а помещение церкви - местному совету под сельский клуб. В 1961 г. в зданиях мон-ря, переданных Мин-ву здравоохранения, была открыта туберкулезная больница, в церкви размещена столовая, в алтаре - кухня. В 1993 г. по просьбе верующих с. Припичень-Куркь помещения Д. м. были возвращены Церкви. В 1997 г. обитель была преобразована в женский скит при Хынковском мон-ре, с 1998 г. стала самостоятельной. Решением Свящ. Синода РПЦ от 3 апр. 2001 г. Д. м. был открыт как жен. мон-рь, настоятельницей утверждена мон. Серафима (Кетрарь), духовником - иером. Иоанн (Хангану). 2 нояб. 2002 г. мон. Серафима была освобождена от должности настоятельницы по состоянию здоровья. К 2007 г. Д. м. возглавляет мон. Филофея (Раилян). В мон-ре проживают 8 монахинь, 10 послушниц; богослужения совершают игумен и 2 иеромонаха. В Д. м. хранятся частицы мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Александры и Марфы Дивеевских, среди чтимых святынь - иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/178247.html

Отбытие Их Императорских Величеств из Сарова. Их Величества, предшествуемые духовенством, идут к св. вратам 20 июля 1903 г. Посещение Их Императорскими Величествами богомольческого городка в Сарове 20 июля 1903 г. Серафимо-Дивеевский женский монастырь (с левой стороны) — трапезная, приходская церковь, колокольня и собор Наружный вид келлии преп. о. Серафима, в которой скончался преподобный (над келлией сооружен новый храм во имя Св. Троицы). Внутренний вид часовни, где находится источник преп. о. Серафима Могила преп. о. Серафима в настоящем виде Часовня над могилой преп. о. Серафима. Рака над мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, пожертвованная Их Императорскими Величествами Дворец Их Величеств в Сарове. Общий вид Саровской пустыни Соборные храмы — Живоносного Источника и Успенский. пустынь пустынь Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 июля, 2019 17 июля, 2019 24 января, 2022 15 января, 2022 9 апреля, 2021 1 августа, 2020 17 июля, 2020 24 мая, 2020 1 августа, 2019 30 июля, 2019 17 июля, 2019 24 января, 2022 15 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/sarov-v-1903-godu/

ВЫКСА. Иверский Выксунский женский монастырь: «Выксунская-Иверская» икона Божией Матери. С. БОРТСУРМАНЫ, Пильненского района. Успенский храм: мощи прав. Алексий Бортсурманский (XIX в.). Источник во имя Святой Троицы (Канерга) Святой источник в честь мученицы Татианы (Арзамас) Святой источник в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены (Хрипуново) Святой источник Тихона Амафунтского (Саконы) Святой источник князя Владимира (Сартаково) Святой источник святителя Николая Мирликийского (Саконы) Святой источник Иоанна Предтечи (Марьевка) Святой источник у деревни Марьевка Никола-ключ Монастыри Нижегородской области [ править править код ] Все монастыри Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь [ править править код ] Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка. В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Адрес: 607320, Нижегородская область, с. Дивеево, ул. Советская; Телефон: (83134) 4-26-90 (настоятельница), 3-00-15 (канцелярия), 3-00-11 (факс); Подробнее... Свято-Успенская Флорищева мужская пустынь [ править править код ] Пустынь в честь мучеников Флора и Лавра возникла в 1650-е гг. в глухом бору над р. Лух к северу от Гороховца. В 1677 г. царь Феодор Михайлович присутствовал здесь при закладке Успенского собора. Все здания монастыря Гороховца возведены в 1677-1713 гг. В 1713 г. в обители постригся Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

По инициативе А. Г. Головиной в усадьбе ее сына Г. П. Головина указом Синода 20 июля 1852 г. была открыта жен. Влахернская общежительная община, устроенная по уставу Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Головина пожаловала общине 100 дес. земли, усадьбу, мельницу и дом на М. Дмитровке в Москве, Головин передал 8 дес. земли и обязался содержать священнослужителей. Деятельное участие в организации общины принимал Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) , с к-рым Головина состояла в переписке. В окт. 1853 г. святитель перевел из Дивеевского мон-ря во Влахернскую общину Е. А. Татаринову, назначив ее начальницей, 21 сент. 1858 г. митр. Филарет освятил Спасский собор. В усыпальнице под собором в 1856 г. была погребена Головина, перед кончиной постриженная в схиму с именем Иоанна. В сер. 50-х гг. в общине жили ок. 70 сестер. Указом Синода 13 нояб. 1861 г. Влахернская община была преобразована в общежительный мон-рь 3-го класса с 40 монахинями по штату. Татаринова в Троице-Сергиевой лавре была пострижена в монашество с именем Серафима, 23 сент. 1862 г. возведена в сан игумении. По ходатайству настоятельницы в мон-рь из с. Горбунова перевезли деревянный храм, освященный 14 нояб. 1864 г. прп. Антонием (Медведевым) во имя вмч. Димитрия Солунского. В 1884-1886 гг. по проекту архит. Н. В. Никитина перед Спасским собором была возведена колокольня. В 1888-1890 гг. собор был перестроен и расширен, между основным объемом и колокольней устроена трапезная, в 1910 г. часть храма была расписана по эскизам В. М. Васнецова . 5 июня 1891 г. В. м. посетили вел. кн. Сергей Александрович и вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Скончавшуюся в 1897 г. игум. Серафиму сменила игум. Леонида (Фризель), духовная дочь Оптинских старцев, состоявшая в переписке с преподобными Иларионом (Пономарёвым) , Амвросием (Гренковым) , Иосифом (Литовкиным) . (В фонде Оптиной пуст. (213) в ОР РГБ сохр. 43 письма прп. Илариона, 47 писем прп. Амвросия и 23 письма прп. Иосифа игум. Леониде.) При ней в обители по проекту А. А. Латкова была построена 2-этажная трапезная, больница, келейный корпус, устроена богадельня, проведен водопровод. После кончины игум. Леониды мон-рь возглавляли с 1904 г. игум. Евпраксия (Игнатьева), с 1917 г. игум. Аполлинария (Бучнева).

http://pravenc.ru/text/155033.html

Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь ). 19 сент. 1832 г. М. прибыл в Воронеж, познакомился со свт. Антонием и в день Покрова Пресв. Богородицы по его молитвам получил исцеление. Считал себя духовным чадом святителя. По благословению свт. Антония в окт. 1832 г. М. составил свт. Митрофану службу с акафистом (Полная служба. 2003) и его краткое Житие. В нояб.-дек. 1832 г. М. занимался составлением подробного Жития свт. Митрофана. В Воронеже он подвергся сильнейшему «бесовскому нападению», усомнившись в возможности подобного искушения для человека, регулярно причащающегося Св. Христовых Таин. Когда 2 янв. 1833 г. скончался прп. Серафим, М. поспешил в Саров, но не успел даже на погребение. В утешение ему было передано Евангелие преподобного. Затем М. выехал в Симбирск в надежде увидеть Языкову. Здесь ему пришлось пробыть до кон. авг. 1833 г., т. к. он был подвергнут аресту на 3 месяца по ложному обвинению в антиправительственном заговоре, но был полностью оправдан. Сразу после освобождения М. отправился в С.-Петербург в надежде на аудиенцию у имп. Николая I Павловича. В окт. того же года по причине отсутствия царя в столице М. выехал в Воронеж, а оттуда в Симбирск. В мае 1834 г. М. прибыл в Дивеево, чтобы исполнить наказ старца о служении Мельничной общине. Он договорился о продаже ему статской советницей А. М. Дурасовой в Дивееве 57 дес. (ок. 108 га) земли, к-рую тут же передал в пользование сестрам Мельничной и Казанской дивеевских общин. Кроме того, по обету, данному прп. Серафиму, М. ежегодно (с 1833 и до конца жизни) посылал в Дивеево 20 четв. (180 пудов, или 2900 кг) ржи. Одновременно выкупил у Саровского мон-ря и перевез в Дивеево домик («Ближнюю пустыньку») прп. Серафима. В кон. сент. 1834 г. М. вновь приехал в Воронеж к свт. Антонию, а оттуда отправился в Курск для поиска сведений о юных годах прп. Серафима и с целью покупки яблоневых саженцев для сада Мельничной общины. По возвращении в Воронеж М. вновь подвергся «бесовскому нападению», испытал, по собственному признанию, «муки геенского огня» и «тартарского холода» (Записки.

http://pravenc.ru/text/2564244.html

Серафим Саровский      За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения и после затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил от Бога, это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами старец Серафим встречал каждого, кто к нему приходил. Трудами, молитвами и заботами преподобного Серафима был основан знаменитый сейчас Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы. В 1833 году преподобный Серафим Саровский отошел ко Господу. Преподобные и подвижники в России в XX веке Преподобные и подвижники в России      В годы советской власти Русская Церковь особенно нуждалась в монашествующих подвижниках как молитвенниках за Церковь и наставниках в духовной жизни. Бог сподобил, чтобы в это время просияло немало подвижников. Это преподобные Серафим Вырицкий, Севастиан Карагандинский, Кукша (Величко), Симеон (Желнин) и другие. Среди чтимых православным народом подвижников благочестия — архимандриты Серафим (Тяпочкин) и Иоанн (Крестьянкин). Преподобный Серафим Вырицкий      Преподобный Серафим Вырицкий (в миру — Василий Михайлович Муравьев) до революции был успешливым и богатым купцом. После революции он не покинул Родину и в 1920 году принял монашество. Он подвизался в Александро-Невской лавре в Петрограде, а с 1926 по 1929 год был духовником лаврской братии. В 1930 году по рекомендации врачей он переселился в пригород, в поселок Вырица. Там он и прожил до конца своих дней. В те годы, когда закрывали храмы, а верующие и духовенство подвергались жестокому преследованию, старец Серафим с раннего утра до поздней ночи принимал людей, тянувшихся к нему за духовной помощью и наставлением. В годы Великой Отечественной войны, когда Вырица была под немецкой оккупацией, а Ленинград в блокаде, преподобный Серафим, подражая Саровскому чудотворцу, усиленно молился на камне. Умер преподобный Серафим после войны, в 1949 году.

http://pravoslavie.ru/104540.html

В июле-авг. 1900 г. Н. совершил поездку в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь и в Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь . Здесь он познакомился с Е. И. Мотовиловой, вдовой Н. А. Мотовилова (1809-1879). Мотовилов, служивший симбирским совестным судьей, в 1831 г. получил исцеление по молитве прп. Серафима и с тех пор называл себя «служкой Божией Матери и Серафима». От Мотовиловой Н. получил «короб бумаг» ее покойного мужа и стал публикатором его архива, в особенности материалов, касавшихся прп. Серафима Саровского. В «коробе» Н. нашел и издал записанную Мотовиловым и широко известную впосл. беседу с прп. Серафимом «О цели христианской жизни». Н. опубликовал также целый ряд предсказаний прп. Серафима, как о событиях, случившихся после смерти святого, напр. о Крымской войне (Великое в малом. 1905. С. 48), о гонениях на Церковь и дворянство (Близ грядущий антихрист. 1917. С. 301), так и об апокалиптических временах, в частности пророчество о «канавке»: «...сначала антихрист станет с храмов Божиих кресты снимать и все монастыри разорит; а к вашему (Дивееву) подойдет-подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба: ему к вам и нельзя взойти-то, нигде не допустит канавка. Так прочь и уйдет» (Там же. С. 53-55). Материалы о прп. Серафиме были опубликованы Н. в 1903 г. в кн. «Великое в малом». В 1905 г. вышло 2-е издание этой книги, дополненное «Протоколами собраний Сионских мудрецов». Публикация документа, представлявшего собой программу борьбы скрытых иудео-масонских сил против христианства, вызвала широкий резонанс в России и в мире. Дискуссия относительно происхождения и содержания «Протоколов» ведется и в настоящее время. Н. писал о невозможности доказать подлинность этих документов и ссылался на косвенные улики в пользу их достоверности, к-рыми «достаточно насыщено внимание скорбного христианского наблюдателя» (Великое в малом. 1905. С. 323). Н. надеялся, что публикация станет предупреждением и вместе с тем не возбудит вражды к евр. народу, «в своей пламенно, хотя и ложно, верующей массе не повинному в сатанинском грехе своих руководителей - книжников и фарисеев, уже раз погубивших Израиля» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2577655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЯ (Пелагия Тимофеевна Тестова) (1887, дер. Арга Темниковского у. Тамбовской губ. (ныне село Атюрьевского р-на, Республика Мордовия) - 3.11.1944, Джартасский участок Карагандинского ИТЛ (ныне с. Жартас Абайского р-на Карагандинской обл., Казахстан), прмц. (пам. 21 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), инокиня. Из крестьянской семьи. Младшая сестра прмц. Марфы (Тестовой). В 1901 г. в возрасте 14 лет поступила в Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь , несла послушание портнихи и косца. Была пострижена в рясофор. После закрытия в 1918 г. Дивеевского мон-ря работала в артели, состоявшей из дивеевских монахинь, была членом совета артели и «заведующей рабочими силами монастыря». Летом 1919 г. власти обязали артель послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет артели ответил, что сестры истощены от голода, не могут идти на работу, а свой урожай еще не убран. В том же году П. с сестрой Марфой были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключены в нижегородскую тюрьму. Сестер приговорили к 3 годам заключения. Однако для расследования этого дела была направлена особая комиссия, к-рая установила невиновность сестер. П. и Марфу освободили, совет артели восстановили в своих правах. В 1927 г. началась кампания по ликвидации мон-ря и удалению оттуда монахинь. Многие из сестер селились вблизи обители. В 1932 г. П. переехала в с. Воробьёво (ныне урочище городского окр. г. Бор Нижегородской обл.). Трудилась в местном храме, при котором проживала в церковной сторожке. 20 нояб. 1937 г. арестована со священниками местной церкви в Воробьёве по обвинению в «контрреволюционной агитации пораженческого и клеветнического характера и контрреволюционной деятельности». На допросе виновной себя не признала. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Горьковской обл. от 14 дек. 1937 г. приговорена к 8 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, отбывала наказание в Карагандинском ИТЛ. При потере трудоспособности на 85 % П. была переведена на общие работы. В 1941 г. П. подавала прошение о пересмотре дела и об освобождении, но получила отказ. Скончалась в лагерной больнице, похоронена на лагерном кладбище.

http://pravenc.ru/text/2579916.html

Святыня храма Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь с. Дивеево Серафимо-Дивеевский монастырь или Дивеевский монастырь. В разговорном обиходе — Дивеево ; Полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен Нижегородской области среди святынь села Дивеево . Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый «земной Удел Пресвятой Богородицы» (после Иверии, святой горы Афон и Киево-Печерской лавры ). Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова, ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка. В 1773—1774 годах матушкой Александрой Дивеевской в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя Святителя и Чудотворца Николая и первомученика Архидиакона Стефана . В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 года он был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь . Игуменья Александра с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария). Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сел и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря, однако они остались без рассмотрения. В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной.

http://elitsy.ru/holy/2061/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010