Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75, Нерехта - 21.03.1720, Н. Новгород), старообрядец-поповец (см. Поповцы ), глава одного из нижегородских скитов, основатель диаконовского согласия , из посадских людей. В 1701-1702 гг. А. д. служил диаконом ц. Владимирской иконы Божией Матери в Нерехтском жен. мон-ре. В 1703 или 1704 г. после чтения старопечатных богослужебных книг А. д. усомнился в истинности обрядов и вероучения правосл. Церкви и вместе с женой ушел в старообрядческие скиты в чернораменских лесах (см. Керженец ), жена А. д. постриглась в одном из скитов. А. д. остановился у старца Ионы и учился у него «разумению в вере», затем, «переходя, жил во многих скитах по году и больше у старцев в послушании». В 1706 г. А. д. со своим единомышленником попом Дмитрием был допрошен главой ветковских (см. Ветка ) поповцев Феодосием в связи с тем, что А. д. порицал ветковских старообрядцев за употребление незаконного мира , сваренного Феодосием, а также за неправильное троекратное каждение , между тем как следует кадить крестообразно; в результате появилось «Послание на Керженец» ( Иоаннов. С. 271-278), в к-ром признавалась правильность каждения А. д. В 1709 г. А. д. был пострижен в монашество наставником керженского Лаврентьевского скита свящ. Лаврентием и в том же году, после смерти последнего, занял его место. К А. д. помимо уже названного попа Дмитрия примкнули иеромонахи Герасим, Тихон и Андрей , старец Никодим, В. Власов, И. Иларионов, а также Т. М. Лысенин , ставший идеологом диаконовского согласия. 1709 год можно считать временем возникновения данного согласия, когда сторонники А. д. обособились от др. керженских поповских скитов. Помимо способа каждения диаконовцы отличались от др. направлений поповщины и беспоповщины (см. Беспоповцы ) учением о кресте: они признавали истинным не только восьмиконечный, но и «никонианский» четырехконечный крест, чтением молитвы Иисусовой со словами «Боже наш» вместо «Сыне Божий», считали возможным исправление опечаток в книгах дониконовской печати. Все эти особенности нашли отражение в компилятивных сочинениях и сборниках 1-й четв. XVIII в., составленных преимущественно Лысениным, в переписке с ветковскими наставниками, в постановлениях ветковских соборов и, в наиболее полном виде, в «Диаконовских ответах» - коллективном труде диаконовцев, проделавших основную работу по его составлению, и поморцев (см. Поморское согласие ), по-видимому отредактировавших текст.

http://pravenc.ru/text/64352.html

2. Сектантство А. Поповцы. Б. Беспоповцы. А. Рационалистические секты. Б. Мистические секты. 1. Беглопоповцы – перемазанцы. Тульское согласие. Церковные. Епифановщина. Лазаревщина. Керженцы. Суслово согласие. Чернобольское согласие. Тайная церковь. Ветковцы. Диаконовское согласие. Новокадильники. Неперемазанцы. 1. Поморский толк или поморцы. (приемлющие браки). Даниловский толк. Монастырская секта. Самаряне. Новожены или Монинское согласие. 2. Духоборы. 1. Хлысты. Шалопуты. Монтане. Марьяновское исповедание. Богомолы. Белоризцы. 2. Приемлющие Австрийское или Белокриницкое священство: а) Окружники. б) Полуокружники или раздорники. в) Рогожское согласие. Часовенные. 2. Федосьевский толк. Титловщина, Аристовщина, Федосьевцы Рижские, Федосьевцы Польские, Аароновщина, Осиповщина, Стефановщина, Акулиновщина, Онисимовщина. 2. Молокане. Духоносцы. Субботники. Воскресники. Донской толк. Прыгуны. Сопуны. Общие или Акинфиевцы. 2. Малаванщина. 3. Филипповский толк (Липоване). 3. Штундисты. Младоштундисты. Евангельские христиане или штундо-баптисты, или тоже старобаптисты. Пашковцы. 3. Скопцы. 4. Странники или бегуны, Христово согласие, Адамантово согласие, Пастухово согласие, Сопелковское согласие. 4. Немоляки (воздыханцы). 5. Нетовцы, Поющая, Глухая Нетовщина или Спасово согласие, Косьминщина, Новоспасовцы, Рябиновцы, Некрещенные, Самокрещенцы или Бабушкино согласие: Дырники, Средники, Коликовцы, Никудышники. 5. Толстовцы. 6. Десное Братство, или Сионская весть. Сионисты. Еговисты. 7. Жидовствующие (Иудействующие) 8. Ушковайзет. Сверх того невыясненные расколосектантские толки. 1 . Мытинская секта. 2 . Старо-Калистратовский толк. 3 . Кармацкая секта. 4 . Верховская секта. 5 . Лурицкий толк. Составлено центральным статистическим Комитетом Министерства Внутренних Дел, – по данным первой всеобщей переписи 1897 г., записанным на основании показаний опрошенных лиц. I. Распределение старообрядцев и сектантов по родам толков и сект – по губерниям Губернии и области Общее число старообрядцев, сектантов и уклоняющихся

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasprede...

Скворцов В. М. Отдел VI. Единоверие I. Единоверие и его правила Единоверие есть православие, содержимое с соблюдением благословенных церковью чинов и обрядов до Никоновского исправления. Содержат его глаголемые старообрядцы, возсоединившиеся с св. Церковью под условием ея благословения на соблюдение ими указанной чино-обрядности. Начало такому условному воссоединению старообрядцев с православною Церковью положено в Стародубье иноком диаконовского согласия Никодимом в 1783 г. За стародубскими «старообрядцами» вскоре последовали некоторые из старообрядцев нижегородских, казанских и петербургских. До 1800 г. условия воссоединения с Церковью для раскаявшихся в своем отступничестве раскольников в частностях не везде были одинаковы. В 1800 г. условия для сего воссоединения, представленныя московскими старообрядцами, просмотренныя и в некоторых пунктах оговоренныя м. Платоном 38 , приняты церковью и Высочайше утверждены, как обязательныя навсегда и для всех, желающих воссоединиться (под условием удержания «старого» обряда) из раскола с прав. Церковью. Условия эти получили название «правил единоверия». Всех их 16. Существенное содержание их таково: 1 . Св. Синодом разрешаются клятвы, положенныя прежде на двуперстие и другие подобные сему обряды 39 . 2 . священники и диаконы для единоверцев назначаются местным архиереем из наличных православных священнослужителей (буде они изъявят на то свое желание), или же хиротонисуются кандидаты на свящ. степени по избранию архиерея или по желанию прихожан. Хиротонисует и благославляет (пр. 9) единоверческое духовенство православный епископ по старопечатным книгам и с соблюдением «старых» обрядов. 3 . Единоверческие священно-церковно-служители совершают божественную службу, таинства и требы по старопечатным книгам. 4 . По тем же книгам совершается освящение единоверческих церквей (архиереем или с его благословения единовер. священником) и антиминсов (с изображениями согласно старопеч. потребников) для них. 5 . Единовер. священники не требуются в правос.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Согласие старообрядцев с православною церковью получило начало в конце 18 стол. в Стародубских слободах. Ходатайство их о законном священстве связано было с вопросом об отыскании собственного епископа. Одним из деятельных по этому предмету лиц был молодой стародубский инок Никодим. Последния попытки в 18 в. получить архиерейство с востока закончились тем, что антиохийским патриархом был рукоположен в епископа стародубский инок Рафаил, – умерший на обратном пути с востока, а монах Иоасаф, возвратившийся в Стародубье, получил звание архимандрита. Никодим ясно сознавал незаконность бежавших от прав. церкви священников и, будучи человеком искренним, не скрывал этого и пред другими. В 1781 г. Никодим был в имении графа Румянцева, тогдашнего наместника Малороссии. В беседе с Никодимом граф подал мысль о том, чтобы старообрядцам просить у русского правительства законного священства, в чем и обещал свое содействие и ходатайство пред императрицею. Мысль эта пришлась по душе Никодиму, и он начал распространять ее между старообрядцами своего согласия (диаконовского), не принявшими перемазывания. В то же время он просил отправлявшегося в Петербург монаха Герасима Князева, – сочувствовавшего этой мысли, открыть их намерение членам св. Синода. Герасим, будучи в Москве, обращался к преосв. Платону, а в Петербурге являлся к митрополиту Гавриилу и псковскому архиепископу Иннокентию. Все они одобрили намерение Никодима. По возвращении Герасима в Стародубье, там образовались две партии: одни стали на сторону Никодима, но другие настолько ожесточились, что хотели убить его. Тогда Никодим и его друзья дали друг другу клятву не отступать от своего намерения. Никодим сам обратился письменно к м. Гавриилу и князю Потемкину, лично его знавшему, – прося его совета и содействия. Потемкин обещал свое ходатайство и обнадеживал, что Государыня и митрополит петербургский Гавриил согласятся уважить просьбу старообрядцев. Не довольствуясь таким ручательством, Никодим в 1782 г. сам отправился в Петербург, где был ласково принят митрополитом Гавриилом. Кроме того, Потемкин представил Никодима даже Государыне, которая выслушала слезныя мольбы Никодима, была тронута его речами и одобрила его намерение. Заручившись обещаниями, Никодим возвратился в Стародубье и решился начать дело формальным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Арх.: «Вопросы» [Дмитрию Герасимову, крестьянину нижегородского Печерского мон-ря]. Нач. 10-х гг. XVIII в.//РГАДА. Мазур. 523. Л. 4об.- 30; послание на Ветку в связи с вопросами Питирима от 20 февр. 1718 г. совм. со свящ. Андреем и Герасимом; «Исповедание веры». Кон. 1719 г. (сохранилось в автографе)//ГИМ. Увар. 1543; «Послание от юзника, и страдальца, и новаго исповедника православныя християнския веры, от инока диакона Александра ко инокам и ко всем в Православии живущим» (предсмертное). Февр.-март. 1720 г.//РГБ. Муз. 10467. Л. 49-53. Соч.: Послание диаконовцев священноиерея Герасима, иерея Андрея, иеродиакона Александра 7224 г., февраля 20 (1718) на Ветку// Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб., 1908. С. 147-149; [Переписка А. д. с Питиримом]: Объявление, како преосвященнейший Питирим, епископ Нижегородский и Алатырский, с раскольническими учители при собрании множайшем духовнаго и мирскаго чина людех разменялся вопросами и ответами, и что при том говорено и учинено, и кто при том собрании людей были. 1719 году//ДРВ. М., 17902. Ч. 15. С. 405-438, также: Сахаров Н. Деятельность Питирима Нижегородского против раскола//Странник. 1881. Т. 2. 8. С. 549-567; Исповедание веры//Там же. 9. С. 110-112. Ист.: Есипов Г. В. Александр-дьякон//Раскольничьи дела XVIII столетия: Извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1861-1863. Т. 1. С. 622-650; Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912. Лит.: Иоаннов А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. СПб., 1799; Есипов Г. В. Александр диакон. СПб., 1861; Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1893; Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905. С. 107-112; Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909; Беляева О. К. Полемические сборники и сочинения старообрядцев диаконовского согласия (некоторые предварительные замечания)//Христианство и Церковь в России феодального периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 211-227; она же. Редакторская работа выговских книжников над «Диаконовскими ответами»: Рус. общество и литература позднего феодализма. Новосиб., 1996. С. 37-52; Плигузов А. И. Древнейшие книги диаконовского согласия//Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 58-67.

http://pravenc.ru/text/64352.html

В противоположность онуфриянам, которые хулили четвероконечный крест, их противники признавали его за истинный крест Христов: 594 это учение, вместе с учением о спасительности молитвы Иисусовой, произносимой со словами: «Боже наш», сделалось отличительным признаком диаконовского согласия. 595 Кроме того, Александр ввел иной способ каждения: он стал кадить крестообразно, тогда как другие, по старому обычаю, употребляли троекратное каждение – дважды прямо, а третий раз поперек. Однажды, когда, во время крестного хода на реку в день Богоявления, Александр стал кадить по своему, народ хотел в клочки разорвать «нововводца», так что последнему пришлось спасаться бегством. Открывшаяся вражда вызвала вразумление с Ветки – прекратить «мятеж» и кадить по старому, но вышеназванный «мировой свиток» признал, что «в диаконовом ските кадят по уставу», после чего особенность в каждении навсегда утвердилась за диаконовцами. 596 § 26. Дон и Ветка Весьма рано также появилась поповщина на Дону, будучи занесена сюда неким Иовом. Иов Тимофеев родился в Литве, некоторое время состоял келейником при патр. Филарете и был им рукоположен в иерея. Примкнув во дни патр. Никона к расколу, Иов сначала в Рыльском уезде основал монастырь Льгов (1669 г.), затем бежал на Дон и там при реке Чире построил новый монастырь, но, не успев освятить церкви, умер († 1680 г.). 597 Его заменил известный Досифей игумен. 598 Освятив, по просьбе учеников Иова, построенную Иовом церковь , Досифей служил в ней целых пять лет. 599 Так как другого храма у раскольников не было и попам их совершать литургии было негде, и так как Досифей, вероятно, опасался, как бы его «духовные дети» не остались после него без попа, или, по крайней мере, без храма, то и старался заготовить запасных даров как можно больше, чтобы и «в тысячи лет не оскудело», – отчего и просфору для агнца обыкновенно «запасал великую, яко куличу». И долгое, действительно, время после Досифея раскольники, знавшие Досифея, ходили лишь к тем попам, о которых было слышно, что у них есть досифеево «причастие». 600 Так как весть о раскольническом храме быстро разнеслась по окрестным странам и вследствие этого положение Досифея было не безопасно, то в 1688 году 601 он бежал дальше, за Астрахань, и там, при реке Куме, прожил недолго († ранее 1691), окруженный последователями. 602 Хотя церковь на реке Чире была разорена, но раскол с тех пор там не прекращался. 603

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Видное событие в первоначальной истории чернораменских скитов составляют споры из-за догматических писем протопопа Аввакума. Они происходили в последние годы XVII и первые XVIII века. Письма, в грубой форме обличений на диакона Феодора, были присланы Аввакумом на имя старца Сергия. Аввакум писал Сергию: «приими вечное сие евангелие, – не мною, но перстом Божиим писано». Действительно, нашлись «зельные» защитники известной аввакумовской ереси; во главе их стоял старец Онуфрий, начальник скита его имени. Такою ревностью воспламенились «онуфриане», что чтение писем Аввакума ввели даже в состав церковной службы. Так как оказалось немало и порицателей аввакумовской ереси, то началась вражда, – обитатели чернораменские разделились на две стороны. Хотели соборно обличить еретика. В 1693 году был первый «сход» на Онуфрия, – и успеха не имел. Тогда снеслись с Москвой и в Москве определили: «письма отложить». Но Онуфрий и после этого остался упорным. 591 Таким образом онуфриане выделились в особое согласие, но оно будущности не имело, потому что в 1717 году, по смерти Онуфрия, был подписан «мировой свиток», с отрицанием спорных «писем». 592 Во время «распри» из-за вопросов догматических обнаружились и некоторые обрядовые несогласия. Это также повело к обособлению некоторых толков, – именно толка диаконовского, названного так по имени диакона Александра. Александр († 1720) служил диаконом при женском монастыре костромского пригорода – Нерехта. Обстоятельства перехода его в раскол очень несложны. Однажды он прочитать в чине принятия от яковит проклятие на не крестящихся двумя перстами, затем слышал от одного попа, что трегубая аллилуия есть латинская ересь, наконец, в Часослове он встретил аллилуйю сугубую: этого было достаточно, чтобы поколебать убеждения человека без всяких сведений, но искреннего и восприимчивого. Докончила старица Елизавета. Её незатейливая речь, законченная словами: «коли хочешь спастись, иди в леса нижегородские», – так подействовала на диакона, что он, продав имущество, тайно, в зимнюю пору, ушел, вместе с женою, в Ярославль, где встретил двух керженских старцев и на лошадях одного из них добрался до желанных «пустынь». Там, в ските Лаврентиевом, диакон получил «постриг» и, по смерти «наставника» скита, попа Лаврентия, заступил его место (около 1710 года). 593

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Ист.: Описание прения старца Феодосия с некоим Тимофеем Матвеевым да со учеником его Василием Власовым и с их единоволники о честнем и животворящем Кресте Господни, от трех древ сложенном... и о двучастном, в лето 7217 г. июня в 9 день. Предисловие к ветковским посланиям// Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII-XVIII вв. К., 1893. С. 3-13; Послание дьяконовцев на Ветку. Известие правоверным. Возобъявление. Известие о новокадильниках. Приговор собора. Слово, сложенное во известие на непокоривых басненородословцев. Предувещание. Известие о ветковцах. Список с соборныя грамотки Ветковского монастыря// Смирнов П. С. Из истории раскола 1-й пол. XVIII в. СПб., 1908. С. 147-196, см. также с. 97-147. Лит.: Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1895. Вып. 1. С. 405-458; Смирнов П. С. Споры и разделения в рус. расколе 1-й четв. XVIII в. СПб., 1909. С. 228-230, 262-280; Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины//Собр. соч.: В 8 т. М., 1976. Т. 7. С. 276-293, 331-349; Беляева О. К. Полемические сборники и сочинения старообрядцев диаконовского согласия: (Нек-рые предв. замечания)//Христианство и Церковь в России феодального периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 211-227; Плигузов А. И. Древнейшие книги диаконовского согласия//Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 58-67; Воронцова А. В. О полемике «ветковцев» с дьяконовцами: Малоизуч. ранние полемические сочинения представителей «ветковского» согласия//Мир старообрядчества. Вып. 1. М.; СПб., 1992. С. 117-126. Е. А. Агеева Рубрики: Ключевые слова: ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 1965), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг.

http://pravenc.ru/text/180764.html

Ли- леевым, и возвратить ее по принадлежности. «Старца» Феодо- сия Ворыпина следует видеть в том «старце» Феодосие, ко- торого называет по имени поп Феодосий в своем послании на Керженец («Ист. взв. о расв.» стр. 272. Сиб. 1799), керженском жителе, как керженскими же жителями были и собеседники его – Лысенин и Власов. Говоря о начальной истории диаконовщины, нельзя обойти молчанием личность вышеупомянутого Тимофея Лысенина. Прежде всего можно установить, как бесспорное, что Лысенин был московский житель и что потом он переселился в нижегородские пределы – в Городец. В истории возвикновения диаконовщины он играл первенствующую роль, такую, какой историки раскола доселе не подозревали. Ведь недаром диаконовщина иначе и называлась, и нужно сказать – более правильно, лысеновщиной, как это видно, например, из книги «Пращица». По свидетельству Василия Флорова, автора «Обличения на раскольников», который в эпоху возникновения диаконовщины жил на Керженце и сам принадлежал к этому согласию, диакон Александр отделился от софонтиева согласия подущением Тимофея Лысенина 1 . Следует к этому добавить, что Лысенин был и первым литературным защитником диаконовского учения. «Описание прения» Феодосия Ворыпина говорит о «книге» Лысенина, в которой им было «собрано от Писания» о форме креста («Нов. мат.» стр.4. 8), – «Возобъявление» ветковцев против диаконовцев упоминает о «книге» Лысенина с «мудрованием» о каждении, поясняя, что распри и полемика в поповщине по вопросу о том, как кадить, возникли по поводу этой книги» (Ркп. Хлуд. библ. 340, л. 1. 2. 46). Нам удалось найти эту «книгу» – в ркп. сбор. Имп. Публ. библ. из собр. Погодина 1256, F, на 435 лл. «Оглавление» сборника разделяет его на четыре «книги». «Первая книга» (лл. 7–134), имеющая 51 «главу», и есть, по нашему мнению та «книга» Тимофея Лысенина, о которой упоминает «Описание» и «Возобъявление». Имеем в виду следующие на это соображения. Прежде всего «книга» Лысенина, как это видно из «Описания прения», стала известна на Керженце в 1709 году или несколько ранее, а «книга» по рукописи 1256 лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

«Согласие» 7: «ветковцы лгут, аки бы мы хулим церковь их: не буди сего и помыслити нам». Именно, автор-диаконовец поясняет, за что они, диаконовцы, хулят ветковцев. «Церкви где-либо суть, аще и стены чувственные, но в них мнози святые иконы суть, и книги в них же суть божественные, и мощи святых, и на церквах кресты святые: и то все чествуем, а не хулим». Но церковию аще «нарицается людское собрание, и аще неции собираются и, лукавнуя, хулят святые вещи церковные, таковых святохульников мы хулим», каковы и суть ветковцы. «Согласие» 9: в послании в слободу Корыч ветковцы, – говорит автор «Книжицы», – «нас за святое, крестообразное, кажение еретиками и раскольниками нарекли, их же сию дерзость безумную священный отец» Ветковский «Феодосий зело зазирает и осуждает в послании своем» на Керженец. Действительно, Феодосий, хотя дал наставление попу Димитрию и диакону Александру оставить двукратное каждение и кадить по принятому тогда на Ветке обычаю, но сделал это только ради «примиренья» в среде раскола, а двукратное каждение не осудил: «мы, – писал Феодосий, – на тое уставное кажение вины и пороку не полагаем, и не ругаем, понеже предано от святых отец». «Согласие» 11: здесь автор «Книжицы» обращает внимание на то, что из истории Ветки известно уже несколько неправильных действий, от которых отказались потом сами ветковцы; так точно следовало бы им отказаться и от своего способа каждения. «Ветковцы прежде пели завомо хомонное пение; у них же было в крещении, последи трех погружений от никониан, паки погружали. А потом, рассмотря по Писанию, отложили оное пение, не согласное святым книгам, и во второе уже не погружают крещенных в три погружения. Добре тако рассудивше. Тако бы им подобало праведно рассудить и обычное кажение, и кропление... Аще бо что и было прежде по неведению, и то в ересь не полагают святии: забвенье и недоумение над всеми хвалится, но зло упорство и хула на познанную правду церковную». «Согласие» 13: здесь говорится о том, какую «вину» положили ветковцы за прием диаконовского попа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

  001     002    003    004    005    006