Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАНМОНТЕНСЫ Гранмонтенсы [граммотенсы; лат. ordo Grandimontensis; франц. ordre de Grandmont, grandmontains; нем. Grammontenser - по названию главного аббатства Гранмон (близ Лиможа); также Bons Hommes, bonshommes - добрые люди], католич. монашеский орден, ветвь ордена бенедиктинцев . Согласно традиции, основателем ордена считается св. Стефан Тьерский (Стефан из Мюре, ок. 1046/48-1124), отшельник из Оверни. С одобрения папы Римского Григория VII он учредил обитель (1076/78) близ Мюре, к-рая после его смерти была переведена в Гранмон. Более вероятной представляется версия об основании обители учениками св. Стефана. Разрешив отшельнику жить в обители, построенной на земле бенедиктинского мон-ря в Амбазаке, монахи после кончины святого изгнали его последователей из Мюре. Ученики св. Стефана, забрав тело усопшего учителя, поселились на «большой горе» (франц. grand mont, отсюда название мон-ря Гранмон). В основу устава Г., составленного из 65 статей при приоре Стефане из Лисиака (совр. Лисак-сюр-Куз, деп. Коррез) между 1140-1150 гг., легли уставы бенедиктинцев, картузианцев , цистерцианцев и августинских регулярных каноников , а также устные наставления св. Стефана Тьерского (приблизительно в то же время они были записаны и получили название «Liber Sententiarum»), опиравшиеся на евангельские заповеди и сочинения папы Римского Григория I Великого . Устав Г. был утвержден папой Римским Адрианом IV в 1156 г. В 1170-1171 гг. были записаны дополнявшие устав статуты (constitutiones) Г. В уставе Г. были зафиксированы строгие правила отшельнической жизни. Монахам запрещалось получать десятину и др. церковные доходы, владеть храмами и часовнями, землей и крупным скотом; средства для жизни Г. должны были добывать трудом в пределах монастырской территории; им разрешалось принимать подношения посетителей. Монахи должны были соблюдать пост и хранить обет молчания, вести строго созерцательную жизнь, посвящая себя молитве. Члены ордена принимали сан диакона или пресвитера. Все хозяйственные дела вели конверсы, подчиненные монахам в дисциплинарном отношении. Для решения спорных вопросов судебным порядком предписывалось обращаться к посредничеству местного епископа. В отличие от устава цистерцианцев устав Г. допускал совместную трапезу и общие дортуары как для монахов, так и для конверсов.

http://pravenc.ru/text/166377.html

диакон Андрей Скачать epub pdf Женщина в Церкви Женщина – «вместилище скверны»? – «Жена в церкви да молчит» – Почему женщине нельзя быть священником? – Есть ли совесть у тех, кто врет про соборы, обсуждавшие, есть ли у женщины душа? – Наше ребрышко – О грехе брюконошения – О косметике – О критических днях – Брак как Таинство – Монашество и брак – Не будем об этом – Знакомьтесь: ваша душа – О секспросвете – Отец Андрей, почему Церковь так несправедлива к женщине? Ведь сколько в церковной литературе, особенно древней, особенно монашеской, весьма негативных высказываний о женщине как о «вместилище греха и скверны»! – Если уж исходить из позиций терпимости и равноправия, то давайте будем «терпимы к нетерпимости» других людей и культур. Попробуем понять, прежде чем заклеймить. Да, в некоторых книгах (в аскетических руководствах для монахов) проскальзывает то, что можно оценить как “дискриминацию” женщины в Церкви. Но тут появляется повод заметить, сколь опасным может быть изучение религий только по книжкам. Если студенту дать задание сделать подборку высказываний Святых Отцов о женщине, то с помощью интернет-библиотек он быстренько наберет десятка два нужных цитат. И большинство из них будут весьма нелестными для женщин. Но такой исследователь ошибся бы, если бы предположил, что именно таково и есть учение Церкви. Чтобы понять Церковь , надо в ней жить и ощущать неписаный «этос Православия». Итак, представьте средневековый город. В нем есть два монастыря: мужской и женский. И вот в обеих обителях разыгрывается одна и та же сценка. В мужском монастыре юный послушник подходит к игумену и говорит: «Отче, тут такое искушение у меня было… Я вчера работал на монастырском поле. А мимо такая девушка с коромыслом прошла. Я, грешным делом, загляделся на нее. А потом всю ночь уснуть не мог: помыслы блудные и мечтания одолевали…». Старец же говорит ему в ответ: «Да, от женщин нам, монахам, одни искушения. Ты бегай их, не засматривайся на них, не разговаривай с ними, не держи их образ в памяти. Помни: не может долго лежать сухая солома рядом с тлеющим углем! Женщины для нас – источник гибели и скверны!».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Архимандрит Иосиф (Еременко). Прикосновение к Афону (дневник паломника) Прикосновение к Афону (дневник паломника).      Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 1. На Афон! Обитель Святого Павла была основана в VIII веке преподобным Павлом Ксиропотамским на развалинах еще более древнего монастыря. Сам монастырь представляет собой военную крепость с башнями, примостившуюся на скалах на высоте 140 метров. Такие же крепости, расположенные на скалах, мы уже видели сегодня: монастыри Симонопетр и Дионисиат. Афонские монастыри имеют боевой вид потому, что монахам приходилось защищаться от набегов врагов, в числе которых были и авантюристы-крестоносцы, пытавшиеся подчинить афонитов католическому Риму. Много раз Афон подвергался набегам и разорению от пиратов, разбойников и сарацин, что и привело к необходимости возведения вокруг монастырей высоких крепостных стен и сторожевых башен. В 1205 году Афон был оккупирован и разорен рыцарями IV Крестового похода, а в 1259 и 1285 годах он вновь подвергся нападениям латинян, с 1307 по 1309 год его захватывали и грабили католики-каталонцы.      Войдя в монастырь, сразу же направились в архондарик (монастырскую гостиницу), где нас встретил монах – заведующий гостиницей и по многовековой традиции предложил нам рюмку ципуро, воду, кофе и лукум. Ципуро – виноградный самогон – монахи на Святой Горе начали производить в XIV веке. Они угощали ципуро всех своих гостей, которые посещали монашескую обитель.      Пока мы угощались, рассматривая убранство приемной залы архондарика, монах просмотрел наши диамонитирионы и определил комнаты для проживания. Архондарик – большое просторное здание, с широкими коридорами и высокими потолками. В комнате, которую выделили мне и диакону Александру Брунэту (он – сотрудник консульства Франции в Алма-Ате и служит в Никольском соборе), был балкон. Вышел на балкон – и дух перехватило: под балконом – пропасть, далеко внизу – море… Красиво и сначала жутковато… Слева видны рукотворные террасы монастырских огородов, справа – гора, покрытая густой растительностью.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1843

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Архиерей (от греч. ρχιερες – главный иерей, главный священник) – 1) высшая степень священной иерархии (священства); 2) обладатель этой степени священства (епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх); 3) именование Иисуса Христа ( Евр.4:14 ), как известно, не принадлежавшего к Ааронову священству. Встречается ли слово «архиерей» в Священном Писании? В Новом Завете слово «ρχιερες» обозначает ветхозаветного первосвященника, например: Мф.26:3 ; Лк.22:54 ; Деян.19:14 ; Деян.22:30 ; Деян.23:4 . Это же наименование употребляется по отношению к Иисусу Христу: Евр.4:14 ; Евр.5:10 ; Евр.9:11 . В русском (Синодальном) переводе Библии в соответствующих местах используется слово «первосвященник». Являются ли слова «архиерей» и «епископ» синонимами? Архиерей – то же, что епископ (или архипастырь), если слово «епископ» употребляется не как обозначение сана, а как именование всех священнослужителей, стоящих на высшей, третьей, степени священства, в отличие от пресвитеров и диаконов. При этом архиереи могут быть по сану епископами, архиепископами, митрополитами, католикосами (в Грузинской Православной Церкви), патриархами. В каких случаях в настоящее время употребляется слово «архиерей»? Слово «архиерей» и производные от него употребляются в настоящее время преимущественно в богослужебном, а также церковно-административном контексте: Архиерейский Собор, архиерейское совещание. В то время как в богословских текстах в аналогичном значении чаще употребляется слово «епископ». Почему в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи представителей монашествующего духовенства? В начале становления христианства не существовало каких-либо особенных требований к семейному статусу архиерея. Он мог быть как безбрачным, так и находящимся в состоянии брака. Еще в IV веке многие епископы были женатыми и имели детей; уже к V в. предпочтение начинает отдаваться безбрачным кандидатам, в том числе монахам. Это связано с тем, что деятельность архиерея в Церкви требует от него полной самоотдачи. Император Юстиниан в VI веке законодательно закрепил практику избрания епископов из безбрачных кандидатов, а Трулльский собор (692 г.) своим 12м правилом  окончательно запретил женатый епископат. Этот же собор своим 48м правилом  предписал кандидату в епископы разводиться с женой, которая должна была поступить в монастырь.

http://azbyka.ru/arxierej

Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Заключение В XIX в. сложился «православный дискурс» в понимании места женщины в Церкви. Рост женского движения и грозившие обществу социальные катаклизмы вынудили даже консервативно настроенных православных иерархов взглянуть по-новому на вопрос о месте женщин в православии. Обращение к истории шло параллельно с поиском новых форм социального служения христиан. Женщинам в этом служении принадлежало особое место – их общественный статус определялся их главенствующей ролью в воспитании. Социальные процессы XIX в., развитие капитализма и связанное с ним отходничество, стремительный рост столиц, разрушение традиционной религиозности – все это повлияло и на положение женщины. Уже в работах XIX в. прозвучало грозное предупреждение о последствиях для всего общества в случае утраты женщинами христианской нравственности. Выход виделся в активизации женского служения в Церкви, в христианском образовании женщин. Диакониссы мыслились как образец христианского служения. Исследование памятников церковного права позволяет понять, как постепенно формируется система запретов и отстранения женщины от участия в церковной жизни. Однако ни понятие о женском рукоположении, ни чин диаконисс никогда не исчезали из православной традиции. Как показывает анализ толкований к канонам, традиция во многом транслировала то отношение к женщине, которое сложилось в средневековом обществе. В русскую письменность перешли церковные каноны из византийской традиции. Христианство принесло новое понимание места женщины в обществе. Вектор влияния Церкви на семью был направлен на создание моногамии, запрет браков в близкой степени родства, охрану чести и имущественных прав женщины, запрет детоубийства. На протяжении всей русской истории женщина играла в православии существенную роль. Она выступала носительницей религиозной традиции не только в стенах церкви, но и в обществе. Православие принесло на Русь правовые традиции Византии, внутренне антиномичные, как поднимавшие женщину на высоту святости, так и отдаляющие ее от сферы сакрального. В разные эпохи и в разной среде могли актуализироваться разные составляющие. Особую проблему составили взаимоотношения женщин и монахов. Возрастающая роль монастырей в русской жизни, выполнение монастырями и монашествующими широких функций шли в разрез со строгими нормами, пришедшими из Византии, запрещавшими монахам общение с женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Перечислять наших (мучеников) поименно было бы излишне, так как их много, да они и неизвестны вам. Знайте, но крайней мере, что мужчины и женщины, юноши и старцы, девы и старицы, воины и поселяне, люди обоего пола и всякого возраста, одержав победу в борьбе, получили венцы одни посредством бичей и огня, другие посредством железа. Для иных же недостаточно было и самого долгого времени, чтобы сделаться благоприятными Господу, как недостает его доныне и для меня. Он оставил мне жизнь до другого удобного времени, какое Сам знает, ибо Сам Он сказал: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти 1 . Но вы расспрашиваете о том, что случилось с нами и желаете знать, в каком положении находимся мы теперь. Конечно, вы (уже) слышали, как в то время, когда центурион и начальники (городской стражи) 2 с бывшими при них воинами и служителями вели в узах меня, Гайя, Фавста, Петра и Павла, напали на нас некоторые из мареотов и несмотря на наше нерасположение следовать за ними, захватили и повлекли нас силою. А теперь я, Гаий и Петр, одни, в разлуке с прочими братьями, терпим заключение в пустынном и грязном месте Ливии на расстоянии трех дней пути от Паретония 3 II. А в городе 4 скрылись с целью тайно посещать братьев пресвитеры Максим, Диоскор, Дмитрий и Луций, (известнейшие в мире Фавстин и Акила блуждают в Египте), а также и оставшиеся после умерших от болезни 5 диаконы Фавст, Евсевий и Хэремон. Евсевия Бог с самого начала укрепил и уготовал для безбоязненного служения бывшим под стражею исповедникам и для небезопасного погребения тел почивших и блаженных мучеников 6 . Правитель (города) и доныне не перестает одних из приводимых к нему, как я сказал, жестоко умерщвлять, других терзать пытками, иных изнурять темницами и узами и предписывает, чтобы никто не приближался к ним, наблюдая, не попадется ли кто-нибудь. И однако Бог , благодаря ревности и неусыпности братий, облегчает страдальцев. 2 Слово στρατηγ ν Валезий в примечании на это место объясняет в смысле указания на дуумвиров (duumviri) или магистратов (magistratus) города Александрии, справедливо замечая, что не было надобности посылать вместе с центурионом еще и военачальников, которые сами никогда не сопровождали преступников на место ссылки. Дуумвиры и магистраты, хотя и занимали менее видное положение по сравнению с военачальниками, назывались у греков также военачальниками. Они обязаны были задерживать преступников, подвергать их предварительному заключению, приводить к судьям и сопровождать на место ссылки. У св. Афанасия в послании к монахам есть весьма ясные указания на то, что в Александрии, кроме римских войск, существовала городская стража, имевшая особых начальников (Творения св. Афанасия, часть 2, Москва 1852, стр. 136 и 157, где «градский военачальник» Горгоний отличается от «дуков» или римских военачальников Себастиана и Сириана).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ II [греч. Ικωβος] (Панкостас) (1803, о-в Патмос - 30.12.1865, там же), патриарх Александрийский (с 25 мая 1861). Начальное образование получил в церковном уч-ще на о-ве Патмос (т. н. Патмиада, или Патмосская академия). В 17 лет, продолжая учебу, принял монашество в мон-ре ап. Иоанна Богослова. Через 3 года был рукоположен во диакона и вскоре во иерея с назначением приходским священником мон-ря; впосл. переведен в ц. свт. Василия Великого. В 1832 г. И. переехал в К-поль, где ему оказал покровительство патриарх Констанций I . И. был назначен приходским священником и дидаскалом (учителем) в Фанаре. В 1842 г., при патриархе Германе IV , был рукоположен в митрополита Касандрии. Оказал помощь монахам, которые вернулись на п-ов Халкидики на подворья афонских монастырей, пострадавшие во время национально-освободительной революции 1821-1829 гг. от турок. После 1846 г., при патриархе Анфиме VI , И. был назначен митрополитом Серр; в 1860 г., при Иоакиме II , переведен на митрополию Кизика. После отречения от престола Александрийского патриарха Каллиника (18 янв. 1861) на его место претендовали Кирилл, архиеп. Синайский, и Евгений (Данкос), архим. Ксиропотамский. Между их сторонниками возник конфликт, и патриарху Каллинику пришлось вернуться на кафедру и вместе с правосл. егип. общиной обратиться к Иоакиму II с просьбой избрать нового патриарха. С согласия патриарха Каллиника и Иерусалимского патриарха Кирилла II К-польский Синод во главе с Иоакимом II избрал на Александрийскую кафедру И. На следующий день после вторичного отречения Каллиника (24 мая 1861) в К-поле состоялась офиц. интронизация И., о чем во избежание волнений Иоаким личным письмом уведомил общины Александрии и Каира, а И. отправил извещающие послания правосл. автокефальным Церквам. 5 сент. 1861 г. И. прибыл в Александрию и столкнулся с противодействием архим. Евгения, к-рый настраивал против него греч. общину. В нояб. 1862 г. И. возвратил монахам-синаитам право открыто совершать богослужения на Джуванийском подворье в Каире, отнятое у них при его предшественниках.

http://pravenc.ru/text/200285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Пилигрим) [лат. Nicolaus] (1075-1094), исп. Транийский (пам. зап. 2 июня), юродивый Христа ради. Известно 2 Жития Н. Первое (BHL, N 6223) составлено ок. 1098 г. Адельферием, слугой архиепископа Транийского. Этот памятник сохранился в рукописи XV в. (Veron. Bibl. Capit. 112 (105)). Текст Жития был подготовлен для передачи папе Римскому Урбану II перед канонизацией Н. как блаженного в окт. 1098 г., в ходе Собора в Бари. Тот же автор создал ряд текстов, посвященных чудесам, совершённым святым. Второе Житие (BHL, N 6224) составил диакон церкви г. Тарента (совр. Таранто) Аманд ок. 1142 г. в связи с тем, что мощи святого были переданы в отреставрированный кафедральный собор города. В то время на могиле святого начали происходить исцеления. Диак. Аманд также описал в неск. произведениях чудеса святого (ActaSS. Iun. Т. 1. P. 248-252). В 1748 г. папа Римский Бенедикт XIV внес имя Н. в Римский Мартиролог. Н. род. в крестьянской семье в окрестностях мон-ря св. Луки Элладского ( Осиос Лукас ). Когда ему было 8 лет, мать послала его в поле следить за курами. Именно там на мальчика снизошел Св. Дух, он громко закричал: «Господи, помилуй!». С этого дня он не переставал кричать, несмотря на уговоры. В возрасте 12 лет его выгнали из дома, мать не могла больше выносить его криков. Н. пошел к ближайшей горе и нашел там пещеру. В ней оказалась медведица, к-рая тут же на него набросилась. Но Н. увещевал ее именем Христа, осенил крестным знамением, и она ушла (Ibid. P. 237). Мать, одумавшись, смогла найти и вернуть сына домой. Когда он начал крушить мебель, домашние посчитали, что в него вселился демон. Матери пришлось обратиться к монахам, чтобы те изгнали из Н. беса ( Oldfield P. St. Nicolas the Pilgrim and the City of Trani between Greeks and Normans, c. 1090 - c. 1140//Anglo-Norman Studies 30: Proc. of the Battle Conference 2007. Woodbridge, 2008. P. 168-181). Затем отрок попал в мон-рь св. Луки, где его били и держали на цепи. В конце концов после очередных побоев его выгнали на улицу. Но он продолжал кричать: «Господи, помилуй!». Его заперли в башне, но молния разбила запоры, и святой освободился. Вернувшись к монахам, он продолжил кричать, и его опять посадили на цепь. Тогда юродивый помолился, и цепь упала с него. Он пришел вместе с цепью в трапезную и положил ее на всеобщее обозрение, не переставая кричать: «Господи, помилуй!».

http://pravenc.ru/text/2565934.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 (25) марта Священномученик Иоанн Плеханов Священномученик Иоанн родился 11 сентября 1879 года в деревне Филипково Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Гавриила Плеханова. Окончив церковноприходскую школу, Иван в 1892 году уехал в Москву, как уезжали тогда многие подростки из разорявшихся крестьянских хозяйств. Большинство устраивалось подмастерьями; многие, попадая в развращенный быт большого города, погрязали в грехах, приобретали болезни и погибали нравственно и физически. Ивана от гибели спасли вера в Бога и благочестивые навыки, приобретенные в родительском доме. Он выучился на повара и сначала работал в ресторане Тестова на Воскресенской площади, потом в чайной; при советской власти он стал заведующим столовой, а затем пошел поваром к Патриарху Тихону. В 1920 году в Троицкой церкви на Троицком подворье Патриарх Тихон рукоположил Ивана Гавриловича во диакона к Троицкой церкви, при которой он одновременно состоял членом церковно-приходского совета. Здесь он служил до ареста Патриарха и захвата патриаршего подворья обновленцами. После освобождения Патриарха из заключения сотрудники ОГПУ с особенным тщанием стали собирать сведения о том, как относятся церковные люди к освобождению Патриарха и к его опубликованным в советской прессе заявлениям, и особенно среди круга ближайших к нему лиц. 24 июля 1923 года ОГПУ арестовало диакона Иоанна и его жену и они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. При обыске у диакона Иоанна был найден машинописный текст наставления монахам и мирянам, направленный против обновленцев, в котором говорилось, что с упадком общего благочестия в саму церковную среду проникнет много лжебратий, которые, будучи водимы своими пороками и привычкой к роскошной жизни, устроят гонение на всех желающих жить благочестиво. – Скажите, каково ваше отношение к Церкви раньше и теперь, после раскаяния Патриарха Тихона? – спросил диакона Иоанна следователь.

http://fond.ru/kalendar/332/ioann/

Разделы портала «Азбука веры» О необходимости монахам произнесения обета девства (безбрачия). А обета мужчин мы не знаем, разве только кто-либо причислил себя к чину монашествующих, которые своим молчанием показывают, что принимают безбрачие. Впрочем, что касается их, признаю должным предварительно их спрашивать и принимать от них действительный обет; чтобы, если обратятся к жизни плотоугодной и сластолюбивой, подвергать их одному наказанию с блудниками. νδρν δ μολογας οκ γνωμεν, πλν ε μ τινες αυτος τ τγματι τν μοναζντων γκατηρθμησαν, ο κατ τν σιωπμενον δοκοσι παραδχεσθαι τν γαμαν. Πλν κα π κενων, κενο γομαι προηγεσθαι προσκειν, ρωτσθαι ατος κα λαμβνεσθαι τν παρ ατν μολογαν ναργ, στε, πειδν μετατθενται πρς τν φιλσαρκον κα δονικν βον, πγειν ατος τ τν πορνευντων πιτιμ. Толкования Зонара . Из этого правила открывается, что постановление Василия Великого о девах относится не к монашествующим девам, а к тем, которые посвящают себя Господу и дают обет жить в девстве; ибо таковые были в древности, как показывает Карфагенский собор в правиле 6 и 44 ( 53 ), и это не были диаконисы , но из них делались диаконисы. Итак, нужно прочитать 126е ( 140 ) правило названного собора и что написано в нем. Слова: « обетов мужей не знаем иных, разве только кто причислит себя к чину монашествующих », показывают, что сказанное (в предыдущем правиле) сказано не о монашествующих девах , а о тех, которые посвящали себя Богу по действовавшему в древности обычаю. Впрочем, может быть кто-нибудь отнесет это и к монахиням. Монахи, говорит святый отец, и молча дают согласие жить в чистоте; впрочем, и они должны быть спрашиваемы и обязаны ясно обещать безбрачие, дабы, если окажутся лжецами в своем обете, могли быть подвергнуты епитимии, как учинившие блуд. Но молчаливый обет принимается не от монашествующих только, но и от диаконов и иподиаконов. Ибо если имеющие быть рукоположенными предварительно не скажут, что они не могут жить в девстве, и не возьмут себе жен прежде рукоположения, то уже не могут вступить в брак после рукоположения; ибо своим молчанием они показывают, что исповедуют и обещают безбрачие. Ищи апостольское правило 26е ; Анкирского собора 10е и так называемое пято-шестаго собора, бывшего в Трулле, 6е .

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010