О колоколах и русском православном звоне Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В «чине благословения колокола» сказано: «яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего». Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы: 1 . созывать верующих к Богослужению, 2 . выражать торжество Церкви и ее Богослужений, 3 . возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею , которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. Но колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства. В Ветхозаветной церкви, – в Иерусалимском храме, – верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб. В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. В то время верующие созывались на Богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников, а иногда сам епископ после Богослужения объявлял о времени и месте очередного Богослужения. После прекращения гонений (в IV веке) стали созывать верующих различными способами. Более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била или кандии – это деревянные доски, а клепала – железные или медные полосы, согнутые в полукруг. Наконец, определился самый усовершенствованный способ созыва верующих к Богослужению – это колокольный звон.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1604 и 1646. Галерея - 1852. Архитектор:А.П. Попов (галерея) Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1 Координаты: 57.777, 40.894171 Проезд:в Костроме - автобус 14 до остановки " Ипатьевская слобода " Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Звонница — высотная доминанта монастырского комплекса. Оригинальное по своему облику сооружение, отражающее архитектурную стилистику двух эпох — рубежа XVI-XVII в. и середины XVII в. — в наибольшей степени сохранило черты раннего “годуновского” этапа строительства монастыря. В XVII в. на звоннице и колокольне было 19 колоколов, самый крупный из которых (вклад бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева), в 600 пудов, был отлит в 1647 г. государевым мастером Данилой Матвеевым. В 1649 г. в южном пролете звонницы были установлены часы. Композиция памятника строится из двух разновременных частей, каждая из которых имеет собственную ритмику и систему декоративного убранства фасадов. Звонница 1604 г. представляет собой продолговатый объем, вытянутый по оси север-юг. Он завершен уплощенной тесовой кровлей, сменившей первоначальное завершение тремя шатрами. Объем расчленен профилированными карнизами на три яруса, неравные по высоте (верхний более низкий). Стены двух верхних ярусов прорезаны тремя сквозными арками (южный пролет во втором ярусе был заложен во время ремонта в 1758-1760 гг.). Конструкция звонницы была приспособлена для звона с земли, а не с площадок на ярусах. О сквозных арочных проемах, существовавших и в нижнем ярусе и заложенных в те же годы, напоминают выявленные профилировкой полуциркульные архивольты и три горизонтальные прерывающиеся полочки, как бы определяющие местоположение опор. С юга (со стороны собора) к звоннице примыкает двухъярусная арочная галерея в русском стиле с широкой лестницей посередине. Пристроенная в 1852 г. по проекту арх. Н.А. Попова, она сменила первоначальную деревянную площадку, на которой размещались звонари. Фасадные плоскости галереи декорированы кубышками (в нижнем ярусе), филенчатыми лопатками, валиковыми архивольтами и карнизами с поребриком (во втором ярусе); живописность силуэту придают килевидные кокошнички по оси лопаток и над аркой центрального входа. Южная торцовая стена звонницы укреплена контрфорсом. Внутри пространство нижнего яруса разделено на два этажа, в каждом из которых находятся по три небольших складских помещения, перекрытых коробовыми сводами.

http://sobory.ru/article/?object=32421

Красное. Церковь Рождества Христова. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Поселение возникло ок. 1678 г. на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 г. – Красный Яр (Красноярское). В 1701 г. в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы. В 1718 г. указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 г. при храме заведены первые метрические книги. В 1749 г. в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. По описи 1775 г. в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня, в алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи. 31 марта 1775 г. дана храмозданная грамота за 379 на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 г. за 2421 разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви. В том же 1775 г. по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря 3203 позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 г., в «клировой ведомости» за 1775 г. написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 г.; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек. В 1783 г. 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 г. освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви». В 1811 г. сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются».

http://sobory.ru/article/?object=12650

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Сортировка: Карта и ближайшие объекты " ...Звонница Борисоглебского монастыря, дошедшая до нас почти в первозданном виде, стоит на месте ранее существовавшей деревянной церкви Иоанна Предтечи, о чем упоминают монастырские вкладные книги. Судя по композиционным приемам, звонницу строила ростовская артель, которая возвела приблизительно в этот же период подобные звонницы Успенского собора в Ростове и Воскресенского в Угличском монастыре. Строительство Борисоглебской звонницы закончилось после 1680 года, освящена она была 25 октября 1682 года. Трехъярусное прямоугольное в плане здание, несмотря на свою монументальность и мощь, не кажется тяжелым и приземистым. Мастерство древнерусских зодчих сделало звонницу легкой, изящной, устремленной вверх. Это впечатление усиливается тремя маленькими главками на удлиненных барабанах. Наряден немногочисленный декор стен с поясками из городков и усложненными завершениями килевидных наличников окон. Аркатурные пояски украшают и тонкие барабаны глав. В монастырской описи 70-х годов XVIII столетия отмечено, что главы звонницы " обиты белым листовым железом, кресты железные, крыта она тесом " . К восточной стене сооружения примыкает высокая прямоугольная апсида, хотя во второй половине XVII века подобная форма алтарных выступов была запрещена. Здание колокольни имело многоцелевое назначение. В нижнем этаже, в " подцерковье " , размещалась ризница, над которой располагалась небольшая бесстолпная церковь Иоанна Предтечи. В верхнем, третьем ярусе в арочных пролетах собственно звонницы находились колокола. Железные балки, на которых они висели, были сделаны из кованого полосового железа с клеймами шведских фирм XVII века. Звонница имела десять больших колоколов, немногим уступая по мощи колокольне Ростовского кремля. Согласно монастырским записям, в Борисоглебской обители к XVIII веку на колокольне находилось " десять колоколов, из коих в первом весу двести шестьдесят один пуд, во втором по подпису весу сто тридцать восемь пуд, в третьем весу пятьдесят пуд, в четвертом десять пуд двадцать три фунта, в пятом колоколе тридцать пуд, в шестом - десять пуд двадцать три фунта, в восьмом четыре пуда десять фунтов, в девятом - четыре пуда, в десятом - один пуд двадцать фунтов. Наиболее тяжелый колокол " вылит в 1758 году на сумму монастырскую " . До этого самым большим был, видимо, колокол в в сто тридцать восемь пудов, подаренный монастырю Иваном Грозным.

http://sobory.ru/article/?object=05676

Карачев. Собор Михаила Архангела. Сортировка: Карта и ближайшие объекты История храма во имя Архангела Михаила восходит к XII столетию, когда город Карачев впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1146 года. Как и все древние города Руси, город Карачев от многочисленных врагов был укреплен земляными валами, на которых стоял деревянный кремль, долгое время являвшийся резиденцией Карачевских князей. Одним из храмов кремля был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты и самозванцев. При возобновлении города, после Смутного времени, на месте разрушенного храма был сооружен деревянный храм во имя Архистратига Михаила, просуществовавший около столетия и в середине XVIII века замененный каменным. При начальном устройстве в храме был один престол во имя Архистратига Михаила. В 1786 году сооружен первый придел в честь Страстной иконы Божией Матери; в 1809 году воздвигнут второй придел во имя Святителя Димитрия Ростовского и сооружена колокольня. В 1844 году карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен третий придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». И, наконец, в 1848 году церковным старостой Константином Писковитиным сооружен четвертый придел во имя Великомученика Георгия Победоносца. В 1900 году вместо разобранной колокольни была сооружена деревянная звонница. После государственного переворота 1917 года храм во имя Архистратига Михаила некоторое время оставался действующим и был закрыт в 1938 году. Перед войной была разобрана звонница. В 1941 году во время немецкой оккупации храм был открыт. В 1961 году храм снова закрыли советские власти. В 1973 году здание храма передано детской спортивной школе, затем в нем устроили склад стройматериалов. В 1989 году здание храма было возвращено верующим, начались возстановительные работы. В 1990-1992 годах возстановлены росписи храма, в 1994-1996 годах была возстановлена колокольня. С 2003 года при храме действует Воскресная школа. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)

http://sobory.ru/article/?object=01627

Пермь. Успенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Расположена в центре квартала, в западной части монастырской усадьбы. Построена взамен деревянной на средства Ивана Григорьевича и Веры Александровны Каменских, постоянных попечителей монастыря. Заложена 1 мая 1905, освящена 12 октября 1908. В 1921 церковь, признанная губернским подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы при ГубОНО памятником искусства, со всей утварью, иконостасом и иконами передана Пермскому государственному музею. В 1922 всё движимое имущество перешло к вновь созданной Художественной галерее (поступило в коллекции). В 1926 музей заключил договор аренды на здание церкви с управлением ПЖД для организации в ней мастерских железнодорожной школы. В 1960 здание передано Дзержинскому райпищеторгу, использовалось под склад. К этому времени утрачены купола, звонница, захоронение И.Г.Каменского, значительно повреждены майоликовые панно. В 1967 комиссия Министерства культуры РСФСР во главе с доктором архитектуры профессором ЛИСИ В.И.Пилявским провела экспертизу архитектурно-художественной ценности бывшей Казанской церкви. Комиссия пришла к выводу о несомненной ценности как здания, так и майоликовых панно. В 1969 решением Пермского облисполкома 485 здание включено в перечень памятников истории и культуры местного значения. В 1974 здание получило статус памятника республиканского значения. Утрачены колокола, частично разрушено каменное покрытие пола. В 1985, по решению арбитражного суда, база райпищеторга из церкви выведена, здание передано на баланс областного краеведческого музея, который приступил к его реставрации. В течение 10 лет восстановлены центральная глава, звонница, начаты работы по реставрации майоликовых панно. В 1995 здание передано в бессрочное безвозмездное пользование вновь образованному монастырю. 25 апреля 1995 на Пасху состоялось первое богослужение. Продолжилась реставрация. Восстановлено тройное арочное окно на южном фасаде, возвращена первоначальная планировка, ведутся работы по благоустройству территории. К 2000 планировалось завершение реставрации майоликовых панно.

http://sobory.ru/article/?object=05824

Усть-Поча. Часовня Николая Чудотворца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Из описания А.В.Ополовникова: " В плотном окружении домов и хозяйственных построек затерялась часовня. Еще совсем недавно вокруг нее были могучие, разлапистые ели. Они высохли, отжили свой век, а древний памятник стоит крепко. Практическая надобность в нем давно отпала. Нужные, но, к сожалению, некрасивые постройки плотно обступили его, будто желая вытеснить... Точная дата ее постройки неизвестна. Однако достаточно взглянуть на обмер - реконструкцию часовни, чтобы убедиться в его древности. Рубленый " в обло " двухчастный сруб, открытая паперть в виде галереи, опирающаяся на мощные выпуски-кронштейны, традиционная резьба причелин и столбов, кровля " по потолкам и курицам " , шатровая звонница с бревенчатым шестериковым основанием, косящатые окошки и многое другое. Эти конструкции говорят о том, что часовня была построена не позже первой четверти XIX века, когда новые веяния еще на коснулись незыблемых в прошлом основ древнерусского деревянного зодчества... Звонница давно утрачена, но о ее прошлом существовании говорит проем в потолке притвора " . Внутри находится 12-гранное расписное " небо " , расписанное местным художником-подростком, о чем гласит надпись: " Писаны ciu небеса въ 1881 году живописцомъ Федоромъ Захаровым Iokoмъ, уроженцомъ Олонецкой губернии Каргопольского уезда Мишковской волости деревни Большого Конево от роду 17 летъ масте " . Это единственное известное на Кенозере подписанное мастером " небо " . Часовня отреставрирована в 2007-2008 гг., небо - в 2009 г. в Центре им. Грабаря в Москве, в 2010 г. возвращено в Усть-Почу. Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая Деревня расположена на узком перешейке, отделяющем озеро Свиное от устья реки Почи, на расстоянии восьми километров от деревни Вершинино. Усть-Поча входила в число крупных селений Кенозерья. В сороковых годах XIX века деревня состояла из семнадцати крестьянских дворов. На окраине её, на возвышении, стояла старая часовня Николая Чудотворца, времени постройки которой никто не помнил.

http://sobory.ru/article/?object=28597

Вятка (Киров). Успенский Трифонов монастырь. Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Вятский Успенский Трифонов монастырь, 2 класса, в городе Вятке. Основан в 1580 году бывшим в нем первым архимандритом преподобным Трифоном (см 8 октября), мощи которого почивают под спудом в здешнем Успенском храме. Здесь же покоятся под спудом мощи преподобного Прокопия Христа ради юродивого (см. 21 декабря). В монастыре сохраняется деревянный посох преподобного Трифона и железные вериги. В 1896 году освящен обновленный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря - известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон. Первые постройки - «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Человек недюжинного ума и огромной энергии, Трифон не только расположил к новому делу непритязательных хлыновцев, но сумел завоевать покровительство царей и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко навещал Москву, где проводил время в хлопотах о царских милостях, патриаршеских, вельможеских и других благотворительных деяниях «для монастырских потреб». Труды настоятеля не прошли даром - сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Большой доход, приносимый с вотчинных земель, позволял активно вести на его территории строительные работы. Из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.

http://sobory.ru/article/index.html?obje...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского была построена и освящена одновременно с храмом Архангела Гавриила в 1531-1534 г.г. вне монастырских стен на холме, рядом с поставленной преподобным Кириллом Белозерским часовней. Позднее территория вокруг этого храма была обнесена невысокой каменной стеной и стала называться Малый Ивановский монастырь, а холм, на котором возвышался храм – Ивановской горкой. Архитектурные формы церкви Иоанна Предтечи очень близки к формам церкви Архангела Гавриила. Однако церковь Иоанна Предтечи выглядит несколько скромнее, как по общим размерам, так и по более простой трактовке деталей. В интерьере храма столпы имеют не круглое, а квадратное сечение, благодаря чему выглядят массивнее, профилировка капителей и импостов более плоскостна. Богаче декорирован барабан, украшенный ставшим традиционным для Белозерья орнаментальным поясом. Стены храма, как и у Успенского собора, завершались тремя ярусами закомар, из которых верхние, чисто декоративные, правильнее назвать кокошниками. Так же как и церковь Архангела Гавриила, церковь Иоанна Предтечи имела вторую меньшую главку, размещавшуюся над юго-восточным углом – приделом, посвященным преподобному Кириллу. Опись 1601 г. кратко указывает на существование " двух верхов " на церкви и звонницы “на шести столпах” при ней. Опись 1668 г. говорит о характере существовавшего к тому времени покрытия церкви и глав: " Кресты и главы паяны по чешуе белым железом покрыта тесом " . Та же опись приводит любопытные данные о примкнувших к западному и южному фасаду папертях - несомненно, деревянных. На иконе 1741 г. из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника церковь показана двухглавой с четырехскатной, покрытой тёсом кровлей. Опись 1773 г. упомина­ет деревянные крыльца при южных и северных дверях, а " при западных дверях крыльцо каменное без своду с боков в деревянные столбы забрано тесом и сверху покрыто тесом же " (это крыльцо, види­мо, показано на плане 1786 г. из собрания музея), " быки " – контрофорсы при юго-восточном и юго-западном углах здания кровли, " две главы чешуйчатые и на главах кресты деревянные опаяны жестью " . Опись 1773 г.  рисует картину обветшания памятника " крыши тесовы ветхи”, быки " от стен отшатилися " , в стенах " от сводов до фундаменту трещины, а на полденной стене от фун­даменту вверх до своду великие трещины” и т.п. По описи в цер­кви и алтаре - " одиннадцать окошек в них оконницы слюдяные в белом железе ветхи " - следовательно к этому времени оконные проемы в киотах западной и южной стены были уже пробиты.

http://sobory.ru/article/?object=05143

Старая Слобода. Александро-Свирский монастырь. Звонница. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1646 и 1648. Адрес: Россия, Ленинградская область, Лодейнопольский муниципальный район, Янегское сельское поселение, дер. Старая Слобода Координаты: 60.77954, 33.317167 Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Согласно древнему обычаю русского церковного зодчества, за алтарем Покровского храма (немного к северу от него) с первых лет существования этой церкви находилась монастырская звонница. Еще в середине XVII века она была деревянной. В записях об оплате строительных работ за 1646 год сохранилось подробное ее описание: «…Да на монастыре колокольня на столпах покрыта шатром тесовым стоячим, а по тесу побито чешуей…, а около большего верху по углам четыре шатрика тес стоячий. Покрыта колокольня меж шатров тесом…» Это описание дает достаточно оснований, чтобы счесть не соответствующим действительности предположение о существовании звонницы «наподобие новгородской Софийской колокольни, грядою и с боевыми часами» Древняя звонница действительно имела пять шатров, как и звонница Святой Софии, но была не каменной, а деревянной. Столпы ее представляли собой опоры по четырем углам и в центре конструкции. Что же касается часов, то их механизм находился на часозвоне. Аналогичные звонницы «о пяти» или о «девяти столпех» были очень распространены в русской деревянной архитектуре. В частности, в зодчестве Архангельского края приведенное описание соответствует звоннице конца XVII века Воскресенского храма (1766 год) села Ракулы Холмогорского уезда На фотографии перед нами звонница, увенчанная пятью шатрами, как и звонница Александро-Свирского монастыря. Разница между ними заключается только в том, что в конструкцию звонницы Ракульского прихода для большей устойчивости были добавлены еще четыре столпа по сторонам, между угловыми столпами. В более позднее время их обшили тесом, и образовавшееся помещение использовали для хозяйственных целей. Подобное явление тоже было очень распространено. В Мезенском уезде Архангельской губернии подобная шатровая звонница на четырех столбах (1763 год) существовала возле Одигитриевского храма села Кимжа. Звонничка (1675 год) совсем простой конструкции «на четырех столпех» стояла возле Воскресенской церкви села Усть-Паденга Шенкурского уезда Архангельской губернии. Она имела довольно примитивное (возможно, позднее) завершение, но ее конструкция вполне допускает и шатровую композицию. К сожалению, ни одна из этих звонниц не сохранилась

http://sobory.ru/article/?object=32615

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010