По окончании богослужения участников торжества приветствовал Святейший Патриарх Неофит. 1 августа святыню доставили в древний болгарский город Враца, расположенный на северо-западе Болгарии у северных предгорий Стара-Планины. Встречу ковчега с честной главой святого великомученика Пантелеимона возглавил митрополит Врачанский Григорий с собором духовенства Врачанской митрополии. Владыка совершил Божественную Литургию, после которой был отслужен молебен перед мощами целителя. 2 августа делегацию Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря принял премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. В этот же день ковчег с мощами святого великомученика Пантелеимона был доставлен в пределы Неврокопской митрополии, в г. Сандански, где ее встретили митрополит Неврокопский Серафим, игумен Успенского Роженского монастыря архимандрит Епифаний и духовенство Неврокопской митрополии. Вечером в соборе святого великомученика Георгия секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим совершил праздничную вечерню с молебным каноном Пресвятой Богородице. За богослужением молился митрополит Неврокопский Серафим. На следующий день Божественную литургию в соборе святого великомученика Георгия возглавил митрополит Неврокопский Серафим в сослужении насельника Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Николая (Генералова), а также духовенства Болгарской Церкви. По окончании богослужения, особо приветствуя насельника русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, владыка Серафим просил передать слова глубокой благодарности игумену обители архимандриту Евлогию за его согласие принести честную главу святого великомученика Пантелеимона в г. Сандански. Затем делегация святогорского Пантелеимонова монастыря посетила Успенский Роженский монастырь и поклонилась его святыням. В тот же день честная глава святого великомученика Пантелеимона в сопровождении игумена Евлогия и братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря отбыла из Болгарии на Святую Гору Афон.

http://patriarchia.ru/db/text/4977730.ht...

«Сейчас идет реставрация, но в храме не прекращаются богослужения, – сказал отец Александр. – Мы как-то умудряемся не мешать друг другу. До окончания работ у нас нет возможности служить каждый день, мы служим только по пятницам, субботам, воскресеньям и праздникам». Справка Церковь святого великомученика Пантелеимона – одна из старейших в городе. В 1722 году на территории Партикулярной верфи на берегу Фонтанки был выстроен деревянный мазанковый храм. Освящение его состоялось 2 сентября 1722 года в отсутствие императора Петра I, бывшего в Астрахани и приславшего приказ об освящении церкви во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Церковь была задумана императором как храм-памятник боевой славы российского флота, в знак благодарности за две морские победы в Северной войне -- при Гангуте 27 июля 1714 года и Гренгаме 27 июля 1720 года: обе состоялись в день памяти св. великомученика Пантелеимона. В 1734 году по повелению императрицы Анны Иоанновны рядом с обветшавшей к тому времени деревянной церковью был заложен каменный храм, сохранившийся почти в первоначальном виде до нашего времени. Освящение церкви состоялось 27 июля 1739 года. Главными святынями храма были две иконы Святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицами его мощей. Ежегодно в день памяти святого Пантелеимона в церкви служили благодарственные молебны в честь победы при Гангуте. В начале XX века на фасаде церкви установлены мемориальные доски с перечнем воинских частей, участвовавших в сражении при Гангуте. Греческие образа св. Пантелеимона и Успения подарила приходу Императрица Мария Александровна. Довольно много предметов датировалось XVIII веком: серебряная утварь, иконы «Св. Николай в житии», «Семь Вселенских соборов», резной золоченый иконостас, сделанный, очевидно, резчиками Партикулярной верфи. В 1867 году при церкви открыто благотворительное общество, которое имело женскую богадельню и детский приют, в 1906 году - первый в городе церковно-приходской совет, в 1913- м – братство святителя Иоасафа Белгородского. Последним до революции настоятелем был протоиерей Николай Георгиевич Дроздов, церковный публицист.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-04/4...

Для нас прежде всего интересно дарение мощей святого Пантелеимона. При описании святынь церквей Пантелеимонова монастыря на Афоне находим описание главной святыни в соборе святого великомученика и целителя Пантелеимона: “Здесь находится в драгоценном сребропозлащенном ковчеге честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона, которая составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Она прислана в дар монастырю ктитором его, сербским царем Стефаном Душаном Сильным в XIV в., как свидетельствует его грамота, до нашего времени сохранившаяся в монастырских актах Каждый воскресный день после вечерни в этом храме совершаются молебны святому Пантелеимону. Причем канон ему не читается, а поется. Перед начатием молебна святая глава выносится из алтаря на середину храма, где потом братия, делая земные поклоны, благоговейно к ней прикладывается” 6 . У Шмелева описан совсем другой сундучок, тоже с мощами святого, но не с главой; монахи ездят молебствовать со святыней из часовни на Никольской улице. Первая редакция Основной текст Мощи — в ковчежце литого серебра, а ковчежец — как серебряный сундучок, и не Троицкий — маленький, а как укладочка, в аршинчик будет. Когда мы ходили к Троице, заходили в часовню на Никольской, святого маслица принимали на лжице… Мощи — в ковчежце литого серебра, а ковчежец — как серебряный сундучок-укладочка, в аршинчик будет. Когда мы летось ходили к Троице, — заходили в часовню на Никольской, святого маслица афонского на лжице принимали… В основном тексте выпадает сравнение с другим сундучком, Троицким. Упоминание о паломничестве в Лавру сохраняется, но ее реалии не присутствуют, описание строится не по принципу сопоставления и сходства, а на уникальности описываемого священного предмета. Заметим, что при описании подчеркивается говорок Горкина: “Когда мы летось ходили к Троице”. Автор переходит на точку зрения Горкина и серебряный сундучок Пантелеимона видится уникальным. Из перечня святынь мощевика в Никольской часовне можно заключить, что прежде он помещался на Афоне в Александро-Невской церкви Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://pravmir.ru/afonskaya-smuta/

Больше бородавки меня не беспокоят. Слава Богу. Вероника Щетинина «Щека вспухла: где-то под зубом собрался гной» Хочу поделиться случаем чудесной помощи святого Пантелеимона. 5 лет назад я еще жила в Германии, в городе Кельне, и только начинала воцерковляться. У меня есть привычка каждый день читать на сайте Православие.Ru жития святых. И вот, тогда — ещё 5 лет назад — я прочитала о святом великомученике Пантелеимоне. Это было в субботу вечером. В воскресенье после литургии прихожане нашего храма пригласили меня в католический храм, где находится частица мощей святого великомученика Пантелеимона. До этого я даже не подозревала о том, что в городе, в котором живу, есть такая святыня. Оказывается, один раз в году — 9 августа — в этом храме русскому духовенству разрешают служить молебен святому великомученику. Выносят ковчежец со святыми мощами и всем разрешают приложиться. С тех пор я стала часто бывать у мощей святого и чтить его память. Примерно 4 года назад со мной случилось следующее. Начал сильно болеть зуб. Стоматолог сказала, что в зубе находится штифт, и под ним образовался гной. Штифт был удален, гной почистили, врач вложила в дырку лекарство и запломбировала зуб. Нужно было придти через два или три для. Врач предупредила: если будет болеть — нужно терпеть: так и должно быть. На следующий день у меня поднялась температура и начала пухнуть щека. Врач по телефону сказала, что если щека вспухла, значит, где-то собрался гной. И что завтра нужно придти, чтобы разрезать щеку и выпустить гной. Причем анестезию в таких случаях давать нельзя: будет еще хуже. Мы с мужем начали читать акафист святому Пантелемону. И... уже на 3-м или 4-м кондаке я почувствовала, как во рту выходит жидкость, а опухоль немного уменьшилась. Господь услышал нас по молитвам святого Пантелеимона! Ночь прошла спокойно. На следующий день мы с мужем пошли в больницу. Врач была в шоке: гной начал выходить сам в самом неожиданном месте, и ей лишь осталось поставить дренаж. А уже через два дня все прошло.

http://pravoslavie.ru/63343.html

6 июня 1882 г. состоялся крестный ход через университетский сад к месту закладки храма под водительством владыки Иустина, в сопровождении настоятеля кафедрального собора протоиерея о. Т. Павлова, харьковского священства, большого числа верующих. Встречал процессию священник Василий Ветухов, на месте будущего жертвенника была положена медная доска с надписью о значительном событии. Первые камни были заложены в основание храма самим епископом Иустином и членами строительного комитета. В тот день от многочисленных богомольцев поступили крупные денежные приношения. Строительство второго алтаря, во имя Святого великомученика Иоанна Воина, осуществила за свой счет вдова купца Е. М. Огненко, заказавшая иконостас мастеру А. Н. Бурлакову и пожертвовавшая на строительство церкви 2 тыс. рублей. Боголюбивая раба Божия Евдокия скончалась 11 апреля 1886 г., вскоре по освящении храма. К осени 1883 г. храм был окончен вчерне и покрыт железом. Через год, по желанию членов строительного комитета В. Ф. Федорова и И. С. Соболева, которые пожертвовали 40 000 кирпича, была произведена постройка 3-ярусной колокольни. Главный престол во имя Святого великомученика и Целителя Пантелеимона обязался за 1600 руб. изготовить иконостасных дел мастер Бурлаков: сделать «деревянную работу, покрыть ее золотом 1, выписанным из Москвы от фабриканта Смирнова, и установить иконостас на место. Живопись и роспись икон была заказана художнику М. Ф. Плотникову, учителю рисования 2-й Харьковской гимназии». Еще с 1883 г. за небольшую плату он начал расписывать на холстах (не сохранились) иконы высотою в 4 аршина и в 2 аршина шириной – Воскресение Христово на горнем месте, а также иконы Спасителя и Божией Матери. Иконы святого великомученика Пантелеимона и святителя Николая Угодника в серебряных вызолоченных ризах и такие же к ним лампады были пожертвованы харьковским купцом В. И. Бочаровым на сумму 2 000 рублей. Внутреннее «благоукрашение сего алтаря принял на себя П. П. Неретин», сделавший еще ряд значительных пожертвовований для богослужебных целей.

http://pravoslavie.ru/141001.html

По мере прохождения его высочества и следовавшей за ним свиты его через ряды иночествующих оставшиеся позади присоединялись к шествующим. У святых врат встретил его настоятель обители 93-летний старец игумен Герасим с животворящим крестом и духовник русского братства старец иеросхимонах Иероним со святой водой, с 32 иеромонахами и 10 иеродиаконами в парчовых ризах с хоругвями и кадильницами; от святых врат до дверей соборной церкви было постлано красное сукно 2 . Приложившись к святому кресту, его высочество изволил отсюда шествовать при пении: «Достойно есть...» в соборный храм святого великомученика Пантелеимона, весь горевший огнями, как в светлое Христово Воскресение. По выслушании здесь обычного молитвословия и возглашения многолетия, иеросхимонах Макарий приветствовал высокого гостя следующею речью: «Благоверный государь, великий князь! Сретая тебя в храме древнейшей русской Афонской царской обители, посвященной имени святого великомученика и целителя Пантелеимона, день памяти которого знаменательно для нас совпадает со днем рождения твоей августейшей родительницы, мы – русские афонцы, радостно приветствуем в твоем лице благоцветущую отрасль благочестивого корене царей наших, присных покровителей жребия Божией Матери – святой Афонской горы и смиренно просим тебя засвидетельствовать твоим августейшим родителям одушевляющие нас чувствования любви, благодарения и вседневной молитвенной о них памяти. После литургии и краткого благодарного молебна, окончившегося многолетием царствующему дому, его высочество изволил приложиться к кресту, причем старец игумен поднес на благословение ему от обители икону святого великомученика Пантелеимона, а служащий иеросхимонах Макарий просфору. Из церкви великий князь и его свита прошли наверх, в приготовленный для них нарочито архондарик, наверху которого извне торжественно развевался брейд-вымпел его высочества. На пороге этого архондарика его высочество, по русскому обычаю, был встречен хлебом и солью старцем духовником русского братства иеросхимонахом Иеронимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русскую Православную Церковь на торжествах в Софии представлял епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. 28 июля в Патриаршей резиденции в Софии Святейший Патриарх Болгарский Неофит принял делегацию Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, доставившую в Болгарию честную главу святого великомученика Пантелеимона. В тот же день игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Евлогий (Иванов) был принят председателем Национального Собрания Болгарии Димитаром Главчевым. Утром 29 июля святыня была торжественно перенесена в кафедральный собор Софийской митрополии — собор Святой Недели (Святого Воскресения), расположенный в центре столицы Болгарии, где ее встретил протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов). Был отслужен молебен великомученику и целителю Пантелеимону. В тот же день делегация святогорского братства в сопровождении епископа Мелнишского Герасима посетила Рыльский монастырь. 30 июля праздничную Божественную литургию в храме Святой Недели возглавил епископ Мелнишский Герасим. За Литургией молился Святейший Патриарх Болгарский Неофит. 31 июля ковчег с мощами великомученика и целителя Пантелеимона был доставлен на подворье Русской Православной Церкви в Болгарии — храм святителя Николая Чудотворца в Софии. Накануне прибытия честной главы святого великомученика Пантелеимона в Никольском храме-подворье была совершена вечерня с акафистом этому святому. На следующий день святыню в Никольском храме торжественно встретил Святейший Патриарх Болгарский Неофит. По благословению Предстоятеля Болгарской Церкви Божественную литургию на подворье возглавил митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний в сослужении представителя Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорного священноэконома Нелуца Опри, братии русского афонского Пантелеимонова монастыря, а также собора духовенства Болгарской Православной Церкви. После сугубой ектении митрополит Антоний вознес молитву о мире на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/4977730.ht...

Об этом же говорил и председатель Совета ректоров вузов Самарской области, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Самарского медицинского государственного университета, действительный член Академии медицинских наук, профессор Геннадий Петрович Котельников. - Врач должен быть готов к подвижническому труду, должен понимать, что ему не обойтись без помощи Божией. Понимание этого приходит не сразу. Для этого и проводятся такие конференции, - сказал Геннадий Петрович. - Мы всегда говорим нашим студентам, что лечить нужно больного, а не болезнь. А ведь у больного болеть может не только тело, но и душа. Поэтому наши студенты тоже не остаются в стороне от духовного воспитания. Уже не первый год действует межвузовская кафедра теологии, и студенты ходят на лекции этой кафедры с большим удовольствием. В Самаре открываются больничные храмы, священники окормляют больных, находящихся на лечении в самарских больницах. Одним из первых в Самаре был открыт госпитальный храм-часовня в честь святого Великомученика Георгия Победоносца в Самарском областном госпитале ветеранов войн. Это было 15 лет назад, 6 мая, в день памяти этого святого. Сейчас в храме-часовне открыт уже второй придел в честь святого Великомученика Пантелеимона. Действует храм во имя святого Великомученика и Исцелителя Пантелеимона при санатории имени Чкалова. Действуют храмы в Самарской областной клинической больнице им. Калинина и в городской больнице имени Николая Ивановича Пирогова. - В Самарском областном госпитале ветеранов войн ведется совместная работа врачей и сотрудников медицинского отдела Самарской епархии, - подчеркнул в своем выступлении начальник госпиталя Олег Григорьевич Яковлев. - Мы как медики убеждены, что это является неотъемлемой частью медицинской духовной реабилитации наших пациентов - участников войн и военных конфликтов. Конференция длилась два дня. За это время состоялись секционные заседания на различных площадках - в вузах и клиниках. 29 мая 2010 г.

http://pravoslavie.ru/35490.html

Паломничество на Святую Гору из России стало особенно интенсивным в XIX в. В 1873 г. в Москве была освящена небольшая Афонская часовня, в 1883 г. – построена новая большая часовня в самом центре Москвы, недалеко от несохранившихся Владимирских ворот Китай-города на Никольской улице. Православный народ смог поклоняться святыням, которые были привезены с Афона: святому кресту с частицей Животворящего Древа, частицы камня от Гроба Господня, частице мощей святого великомученика Пантелеимона и чудотворному образу Тихвинской Божией Матери. Расширению связей с Афоном способствовала и широкая книгоиздательская деятельность Афонского Пантелеимонова монастыря, в которой принимал активное участие святитель Феофан. Большинство книг святителя были изданы в издательстве Русского Пантелеимонова монастыря. В «Афонских листках» печатались отрывки из сочинений и писем святителя Феофана. Подобные листки можно отнести к чтению на каждый день. Этот же жанр разрабатывал и святитель Феофан в своем труде «Мысли на каждый день». «Афонские листки» издавались с 1881 г. Всего было издано более 400 номеров «Афонских листков». Каждый листок имел номер и тему. Листки были двух видов – по 4, 8 и 16 страниц. Издателем являлся Русский монастырь Св. вмч. Пантелеимона на Афоне. Заглавные колофоны могли быть нескольких типов: Благословение обители Ссв. Пантелеймона; Благословение Афонской обители св. великомученика Пантелеймона; За благословение Св. обители св. великомученика и целителя Пантелеймона; Афонский листок. Листки издавались для бесплатной раздачи поклонникам в обителях – Пантелеимоновой на Афоне, Новоафонской на Кавказе и принадлежащих им подворьях. Некоторые из листков рассылались бесплатно в виде приложения к журналам «Душеполезное размышление» и «Душеполезный собеседник». Журнал «Душеполезное размышление» был основан иеромонахом Арсением (Мининым) , адресатом святителя Феофана, как издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря и выходил с 1878 по 1887 гг. Издание представляло собой небольшие тетрадки духовно-назидательного содержания. Эти тетрадки сначала рассылались исключительно благотворителям и выходили от 10 до 12 выпусков в год. После 1888 г. издание было преобразовано в ежемесячный журнал «Душеполезный собеседник», издававшийся в 1888–1918 гг. в Москве Афонским Пантелеимоновым монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Четвертый монастырь – Ксенов, сиречь Кисляк, на море. А в нем храм великомученика Георгия; имеют в том монастыре воду кислую, яко уксус. А у той воды икона чудотворная святого мученика Георгия. И в которое время ту икону турчин ударил копием по вые ея, и с того места изыде кровь, и до ныне видится та кровь на иконе. Многое же исцеление по вся дни подает святой Георгий тою водою. А братии имать 50. А отходных келий 60. Пятый монастырь – Русский. Храм святого Пантелеимона, среди Святой горы, а создал его великий князь Ярослав Киевский. А в церкви икона святого Пантелеимона чудотворная; и мощи его, глава, в той же церкви лежат, да рука святого Дионисия. Келий отходных 75, а братии 120. Шестой монастырь – Ксеропотам, Серапотан тоже. Храм святых великомучеников 40-а иже в Севастии пострадавших; строение святого апостола Павла Серапотанского. А в том монастыре мощи святого Павла Афонского; имеет же и иконы две чудотворные: икону Христову и мученическую, от них же многие исцеления бывают всем приходящим с верою. Имеет же той монастырь братии 90, и более и менее. А скитов 40 и пещер 6. Седмой монастырь – Симон Петр. Храм Рождества Христова. Имать в том монастыре мощи Марии Магдалины и Симона, тамопостившегося, и главу святого мученика Артемия. Имать братии 45 и более и менее. Келий отходных 12, пещер 9. Восьмой монастырь – Греческий Григориу. Храм святого Николая чудотворца Мирликийского архиепископа. Имеют в том монастыре мощи Арсения Великого и преподобного Григория, той обители начальника; велии чудеса творят на всякий день, паче же плавающим в море. Братии 50; келий отходных 9. Девятый монастырь – Деонисиу. Храм Рождества Иоанна Предтечи и Крестителя. В том монастыре глава Крестителева и мощи Нифонта, патриарха Цареграда. В том много мощей и глава Андрея апостола Первозванного. Имать отходных келий 20, пещер 7 с церквами. Десятый монастырь – Святой Павел. Храм святого великомученика Георгия. А в том монастыре Животворящее Древо Честнаго Креста, в широту пядь и в долготу пядь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010