Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о Святой Руси.  Проповедь перед причастием произнес архимандрит Августин (Пиданов), настоятель Патриаршего подворья при храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы.  Депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Н.Ю. Чаплин, заместитель директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов и ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля протоиерей Вячеслав Шестаков в алтаре собора представили Его Святейшеству проект пелены и покрова для раки с мощами святителя Петра, Митрополита Киевского, Московского и всея Руси.  По завершении Литургии было совершено славление у мощей святителя Петра. Святейший Патриарх Кирилл прочитал у раки с мощами молитву святому.  Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную особой исторической роли служения святителя Петра Московского.  Затем Святейший Владыка приветствовал посетившую богослужение делегацию Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии во главе с ее Предстоятелем:  «Сегодня мы имеем честь и радость приветствовать Его Святейшество Василия Мар Фому Матфея III, Католикоса всего Востока, Патриарха Маланкарского, а также сопровождающих его лиц. Ваше Блаженство! Вы представляете древнюю Маланкарскую Церковь Индии, которая была основана в I веке апостолом Фомой. На протяжении тысячелетий Маланкарская Церковь несла служение на индийской земле и сумела сохранить свою подлинность, идентичность и верность апостольской традиции. Вы находились и находитесь в окружении нехристианского большинства, и потому требуется особая мудрость и одновременно особое благочестие, взирая на которое, ваши нехристианские сограждане проникались бы уважением к Вам, Ваше Блаженство, епископату и ко всей Церкви Маланкарской. В этом смысле Вы несете очень важное свидетельство Православия в одной из самых многонаселенных стран мира, в которых христианство не является религией большинства. 

http://mospat.ru/ru/news/90709/

Мы как народ и как Церковь не претендуем ни на какие политические объединения, которые являются значимыми опять-таки для людей, отмеряющих время короткими промежутками. Но мы никому не дадим попрать благоговейную память, а значит и сознание народа, связанного тысячелетней единой духовной историей, единством нашей Церкви. И в эти тяжелые времена междоусобной брани на востоке Украине мы возносим молитву о примирении людей, о том, чтобы Господь исцелил язвы, исцелил болезни, укрепил в духовном единстве наш народ, сохранил его свободным, независимым от чужеземных влияний, способным устроять свое будущее на основе того духовного фундамента, который был положен святым равноапостольным князем Владимиром, который взращивался митрополитами Киевскими, Киевскими и Владимирскими, Киевскими и Московскими, Московскими и всея Руси митрополитами и Патриархами. Кому же мешает это духовное единство? Оно ведь не претендует на политическую организацию. Оно может мешать только тем людям, кому мешает наша Церковь. Потому что очевидно, что Церковь никогда не отождествляла себя ни с одной формой правления и ни с одной политической структурой, ибо она несет ответственность пред Богом за весь народ, крещенный в Киевской купели, за всех его преемников, за всех, кто несет на себе печать этого крещения. Поэтому с совершенно особым чувством я совершал сегодня Божественную литургию в день памяти святителя Петра и освятил древний храм начала XVI века, заложенный в честь святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Верим, что по его молитвам Господь умирит народ Свой, дарует ему силы к тому, чтобы совместно исповедуя православную веру в Господа и Спасителя, будучи объединенным единой Церковью, идти вперед, утверждая величайшие и мироспасительные заповеди Господа нашего Иисуса Христа, никогда не поддаваясь ни на какие греховные искушения и не изменяя своим крещальным обетам. Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Петр, за Ваши добрые слова и за подарок. И со своей стороны хотел бы подарить этот старинный образ святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В его руках — жезл святителя Петра. Это не случайно, потому что Патриарх Ермоген был первым из патриархов, кто при своей интронизации принял жезл святителя Петра. В этом символическом деянии — выражение веры Церкви в духовное преемство всех поколений иерархов с момента крещения при князе Владимире и до сегодняшнего дня, преемство всех первосвятителей земли Русской. И пусть в монастыре, посвященном памяти святителя Петра, хранится этот образ Патриарха Ермогена, держащего в руках святительский посох митрополита Петра. 

http://patriarchia.ru/db/text/3727415.ht...

Археологи склонны полагать, что ныне стоящий храм был построен в 1514–1517 гг. на месте деревянного храма, пришедшего в ветхое состояние. Считается, что первый храм на этом месте был посвящен апостолам Петру и Павлу и что именно митрополит Петр был его основателем в 1315 году. Наименование храма связано с небесным покровителем первого московского святителя. И даже после канонизации митрополита Петра и освящения храма в его честь обитель еще долго именуют Петропавловской. В начале XVI века великий князь всея Руси Иоанн III принимает решение о перестройке храма в камне, но вскоре умирает. Дело возведения храма продолжает его преемник великий князь Василий III. Возглавил строительство итальянский зодчий Алоизо Ламберти да Монтанья, на Руси больше известный как Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле и еще 10 храмов в разных частях Москвы. Перед ним, как перед исполнителем великокняжеских заказов, стояла особая задача – создать образ храма-монумента, величественного и целостного. Эта постройка, как и большинство московских построек XVI века, должна была стать своего рода символом возвышения Москвы. А сам процесс осмысления был связан непосредственно с первосвятителем Петром и, конечно, не случайно в строительстве храма Алевиз обращается к новой для Москвы архитектурной форме. Будучи первой каменной постройкой монастыря, собор митрополита Петра становится отправной точкой для строительства последующих веков и центром всего ансамбля. Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, один из очень немногих примеров каменного церковного строительства Петра I в Москве. Впоследствии император создаст свой новый город, где будет уже новая архитектура, величественная и праздничная, с роскошными дворцами и грандиозными соборами, но пока он в Москве, его взор обращен именно на Высоко-Петровский монастырь, теснейшим образом связанный с историей его семьи по материнской линии. В разговоре о соборе митрополита Петра важно отметить, что кардинальные перемены в архитектурном облике царских заказов не сильно коснулись главного собора монастыря, хотя сделали его облик более парадным и нарядным. К 1690 году происходит перестройка собора: были растесаны щелевидные окна и порталы, изменен декор (известно, что по приказу Петра I фасад был богато декорирован росписями, фрагменты которой сохранились по сей день). В целом, измененный облик собора очень сблизил его с постройками конца XVII века, что впоследствии стало вводить в заблуждение многих исследователей, так как в таком виде собор просуществовал вплоть до реставрации 1980-х годов. Л.А. Беляев, археолог, научный сотрудник Института Археологии РАН, работавший на раскопках и на реставрации собора в 1980-х, отмечает парадоксальный факт: в XIX веке никто не сомневался в древности собора, а в XX веке эти знания были утрачены и возникли ошибочные датировки.

http://sobory.ru/article/?object=02165

Андрей Рогозянский . Почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло . Фото из семейного архива автора//Фома. - – сентябрь 2017. – С.28-32. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). См. также: Елена Пискарева , режиссер, мама четверых детей//Фома. -   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Реклама: С.33.   Римма Зандман Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться . Подготовил Виталий Каплан . Фото www.lori.ru// Фома. - – сентябрь 2017. – С.34-37. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). учитель России, почетный работник общего образования, преподает русский язык и литературу в московской гимназии 1512.          ВЕРА (раздел). – С.30-54.    Школа «Фомы». Именины: Петр. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Петр: мужское имя древнегреческого происхождения. Переводится как «скала», «камень»; Дни памяти : 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. 18 октября – память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. 3 января – день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца; Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец (вторая половина XIII в. – 1326) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святителя Петра. В день святителя Петра в Москве. Фото. Высоко-Петровский монастырь. Фото www.lori.ru ; Святые с именем Петр : Апостол Петр (I век). Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862-1937) – верный сподвижник Патриарха Тихона; Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079-1142) – средневековый философ-схоласт и поэт. Петр Мамонов (род. в 1951) – актер, музыкант, поэт, сыграл главную роль в фильме Павла Лунгина «Остров». Фото Павла Смертина; Интересные факты ]//Фома. - – сентябрь 2017. – С.38-39. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).   Александр Ткаченко . Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника? Фото Enc Photography/Flickr//Фома. - – сентябрь 2017. – С.40-44. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы (регент — Д.С. Ведерников).  На богослужении присутствовали депутат Государственной Думы ФС РФ Н.Ю. Чаплин, председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.  Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На заупокойной ектении были вознесены прошения о упокоении души новопреставленного протоиерея Николая Тетерятникова, настоятеля храма великомученицы Екатерины в Мурино Ленинградской области.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Кирилла Воскресенского, клирика храма апостолов Петра и Павла, Патриаршего подворья в Тропареве г. Москвы, в сан пресвитера.  Проповедь перед причастием произнес иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Подкопаях г. Москвы.  По завершении Литургии было совершено славление у мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Святейший Патриарх Кирилл прочитал у раки с мощами молитву святому. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар Успенскому собору депутат Государственной Думы ФС РФ Н.Ю. Чаплин передал Евангелие, которое, как он отметил, «по благословению Святейшего Патриарха более двух лет изготавливали лучшие русские ювелиры». Принимая дар, Святейший Владыка сердечно поблагодарил Н.Ю. Чаплина, подчеркнув, что исторически многие церковные ценности «были вкладами людей состоятельных, для которых судьба Церкви, судьба страны была их собственной судьбой». «Очень важно то, что эта замечательная традиция доброделания сегодня продолжается в нашей стране, и Вы являетесь одной из знаковых личностей, которые эту замечательную традицию доброделания продолжают. Пусть Господь хранит Вас и укрепляет на путях Вашей жизни!», — добавил Предстоятель, обращаясь к депутату. 

http://patriarchia.ru/db/text/5956876.ht...

Когда же святитель Максим скончался, великий князь Киевский Михаил, святой Божий человек, живший в то время во Владимире и имевший также в уделе город Тверь (а потому вошедший в историю как Михаил Тверской), пожелал, чтобы Киевским митрополитом стал его единомышленник Геронтий. И он отправляет Геронтия в Константинополь, чтобы тот принял от Патриарха Константинопольского посвящение на кафедру святителей всея Руси. Но одновременно и благочестивый галицкий князь Юрий Львович направляет в Константинополь Петра, игумена обители на Рате, и там, в Константинополе, совершается действительно Божественное избрание — Патриарх избирает не посланного великим князем Геронтия, а посланного князем Юрием будущего святителя Петра, и на него возлагаются святительские одежды. Как святитель Киевский и всея Руси, Петр возвращается на Русь и поселяется в Киеве. Это было очень рискованно, город регулярно разорялся, и митрополит всея Руси мог погибнуть. Все же целый год святитель Петр жил на исторической кафедре, но затем, как того требовало благоразумие, удалился в город Владимир-на-Клязьме под охрану великого князя и здесь совершал свое служение. А затем, несомненно по воле Божией и Его промыслу, он покидает Владимир, который был в то время столицей Руси, и отправляется в Москву. Князь Иван Данилович Калита, любивший Москву, предложил ему приехать в этот город, и, откликнувшись на эту просьбу, святитель Петр прибывает в Москву, где закладывает общерусский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — на том самом месте, где мы сейчас стоим. С этого святого храма и началась новая история Руси с центром в городе Москве. Святитель Петр не дожил до освящения собора — он вскоре скончался и был торжественно похоронен прямо здесь, в строящемся храме. А ныне его мощи пребывают вместе с нами, освящая этот престол Патриархов Московских и всея Руси. По воле Божией именно в этом соборе совершались самые выдающиеся события нашей гражданской и церковной истории. И какая же нам радость начать в 2013 году торжественные богослужения именно с Литургии у мощей святителя Петра, в день его памяти, под сводами исторического Успенского собора, который и определил Москве быть столицей!

http://pravoslavie.ru/58550.html

К истории России и значению деятельности благоверного князя Даниила было обращено выступление главного редактора издательства «Даниловский благовестник» В.Ю. Малягина. Он отметил важность целенаправленного фиксирования в исторических источниках деятельности князя Даниила по собиранию Русских земель и напомнил о недавней проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в которой Предстоятель Русской Православной Церкви выразил пожелание приурочить день Москвы к дню памяти митрополита Киевского и всея Руси Петра. Важность этого предложения Предстоятеля объясняется тем, что князь Даниил заложил державную основу Московского княжества, а митрополит Петр перенес в Москву кафедру. Также Владимир Юрьевич призвал помнить о том, что личности святого князя и святителя Петра неразрывно соединены в русской истории, потому что именно они служили основой зарождения, укрепления и духовного формирования Московского княжества, а значит и всей последующей истории нашего Отечества. В продолжение пресс-конференции ведущая Ольга Липич задавала вопросы участникам. Вопросы о современной жизни обители, прославлении благоверного князя Даниила и обретения его мощей были обращены к владыке Алексию. Его Преосвященство подробно рассказал об обретении мощей благоверного князя и о современных святынях монастыря. О воспитании молодого поколения, помощи людям с зависимостями и о сельскохозяйственной деятельности обители слова Преосвященного владыки дополнил игумен Иннокентий. Целый блок вопросов о современной православной литературе и об издательстве Данилова монастыря был обращен к Владимиру Малягину, который в свою очередь рассказал о нынешней работе издательства «Даниловский благовестник» и плодах деятельности Издательского Совета Русской Православной Церкви , в работе которого он принимает непосредственное участие. Спикеры пресс-конференции также ответили на вопросы аудитории и представителей СМИ. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6057888.ht...

22 липня 2007 р. 16:49 23 июля — день памяти преподобного Антония Печерского [Стаття] Основанная преподобным Антонием обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон. 17 липня 2007 р. 23:35 18 июля — день памяти преподобного Сергия Радонежского [Стаття] Архимандрит Кирилл (Павлов). Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 11 липня 2007 р. 22:35 12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла [Стаття] «Апостолы Петр и Павел». Поучительное слово блаженного Августина Иппонского в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 7 липня 2007 р. 20:01 7 июля — рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». 1 липня 2007 р. 17:00 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского [Стаття] 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского. 26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

За богослужением молились: Патриарший экзарх Африки, сопредседатель Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью митрополит Клинский Леонид; секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов); сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеродиакон Петр (Ахматханов).  Богослужение в Успенском соборе Кремля посетили Предстоятель Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III, находящийся в России с официальным визитом, и сопровождающие Святейшего Католикоса члены делегации Маланкарской Церкви: сопредседатель Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью митрополит Нью-Йоркский Захария Мар Николовос; секретарь Священного Синода митрополит Ниранамский Юханон Мар Хризостомос; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Делийский Юханон Мар Деметриос; митрополит епархии Великобритании, Европы и Африки Абрахам Мар Стефанос; викарий Собора Пресвятой Богородицы в г. Куала-Лумпур хорепископ Филипп Томас; глава Секретариата Маланкарского Католикоса священник Абрахам Джонс; сотрудник Секретариата Маланкарского Католикоса священник Саджи Варугезе; исполнительный директор ОВЦС священник Ашвин Фернандис; личный секретарь Маланкарского Католикоса священник Джонсон Байджу; руководитель Церковной Ассоциации Б. Оомен; член Церковного Совета Маланкарской Церкви Д. Мэтью; руководитель программ по международным делам Маланкарской Церкви К.Д. Коши и представитель индийской диаспоры России Ч. Ипен.  На богослужении также присутствовали: депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, староста Патриаршего Успенского собора в Кремле Н.Ю. Чаплин; заместитель генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов.  Богослужебные песнопения исполнил хор храма великомученика Дмитрия Солунского — Патриаршего подворья в селе Дмитровское Красногорского района Московской области под управлением А.М. Харьковой. 

http://mospat.ru/ru/news/90709/

— С богослужения ведь, собственно, этот праздник, для которого горожане даже придумали собственное название — Петровки, и начался... — Первоначально праздник мы назвали День святителя Петра. Но неожиданно москвичи стали называть 5 и 6 сентября Петровками. Это, видимо, и есть то живое восприятие горожанами праздника в честь первого московского святого и митрополита, тот отклик в сердцах людей, который мы ждали. Теперь, когда это название городского торжества входит в обиход, нужно продолжать трудиться, чтобы не обмануть их ожидания. Да, богослужение задало тон всему празднику с самого начала. Ведь сам Святейший Патриарх великим чином освящал старейший храм нашей обители — Петровский собор, возведенный прославленным итальянским зодчим Алевизом Фрязиным по повелению великого князя Василия III. В своей истории этот храм освящался несколько раз. Он был возвращен Церкви в 1990-х годах, но только сейчас стало возможным его великое освящение. Уже после этого нашими экскурсоводами совместно с гидами движения «Архнадзор» организовывались многочисленные экскурсии по территории самого монастыря, по Белому городу и по прилегающим бульварам, на которые в свободном режиме записаться можно было вплоть до начала всенощного бдения. А уже после его окончания, когда зашло солнце, под аккомпанемент очень красивой иллюминации (ее специально разработали к этому празднику, чтобы подчеркнуть при помощи освещения уникальные барочные декоры наших храмов) состоялся интереснейший концерт. В ходе большого сценарного действа симфонический оркестр с нашим хором и специально приглашенными актерами-чтецами развернули перед аудиторией многовековую историю монастыря от момента прибытия митрополита Петра в Москву до наших дней. Мне кажется, первый блин отнюдь не вышел комом и этот опыт показал жизнеспособность и востребованность Петровок как для Дня города, так и для дня церковной памяти святителя Петра. Мы рассчитываем, что предстоящий в этом году праздник будет внесен в официальную программу общемосковских мероприятий Дня города-2015. Безусловный успех исторических реконструкций на Петровском бульваре побуждает нас повторить их и на этот раз. Более того, если удастся, мы распространим их на улицу Петровку. Тогда абсолютно все паломники и посетители, входящие в нашу обитель, смогут заранее окунуться в позитивную праздничную атмосферу.

http://e-vestnik.ru/church/vysoko-petrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010