Незадолго до смерти Владыки Иоанна была выпущена большая партия его цветных фотопортретов. Но Владыка не благословил распостранять их, и нераскрытые пачки лежали в его резиденции. И только после кончины портреты митрополита Иоанна стали раздавать почитателям на Никольском кладбище. Мне тоже повезло, и я вставил изображение в простенькую рамку дома на стенке. И теперь, когда становится трудно, я советуюсь с Владыкой, как это было при его жизни, и часто получаю помощь. Так уж удачно для меня сошлось, что родился я 9 октября 1947 года в день, когда Церковь празднует память преставления апостола любви евангелиста Иоанна Богослова. В этот же день, только на двадцать лет раньше, 9 октября 1927 года, родился приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев †1995). Честно признаюсь, хотя и сознаю, что это простое совпадение, я этим втайне горжусь. За три дня до кончины Владыка Иоанн подписал письмо в администрацию города с просьбой о помощи. Губернатор не устоял, и долго мы добрым словом поминали Владыку за льготы, которые получила тогда газета. И теперь, когда приходится трудно, мы все равно чувствуем помощь Божию по его молитвам. 2 ноября 2002 года - день памяти митрополита Иоанна(Снычева), седьмая годовщина со дня его блаженной кончины. Редкие снежинки совершают свой стремительный полет-падение над Никольским кладбищем Александро-Невской Лавры. Сразу после входа появилась табличка-указатель «К владыке Иоанну». Множество знакомых лиц. Щемяще-сладко пахнет ладаном: с раннего утра священники чредой служат панихиды. Сотни людей молятся у могилы любимого пастыря. «Сколько народа призвал сегодня владыка», - сказала мне на прощанье келейница владыки Анна Степановна Иванова. Каждый год приезжает она поклониться владыке из далекой Самары. Редкие снежинки истаивают на черной петербургской земле... Из ответов Митрополита Иоанна на вопросы верующих. Вопрос: «Общество расслаивается (одни - за рынок, другие - против). В церковных общинах каждый также имеет свое мнение. В какой мере разномыслие допустимо в приходской жизни, и где граница, за которой оно становится уже нетерпимым?»

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/31/...

И вот, перед лицом этого благовестия о любви, войдем в себя и вдумаемся в свою любовь: сколько людей вокруг нас, которых мы просто любим; и сколько людей, среди будто любимых нами, которые могут нас обойти своим вниманием — и мы не оскорбились бы, пройти мимо нас и забыть о нас — и не охладела бы наша любовь? Сколько людей среди любимых нами, о которых мы всегда помним без того, чтобы им нужно было напоминать о себе? И сколько таких людей, которые напомнят о себе — и встретят только радость, а не чувство раздражения? Нам рано, большей частью, думать о том, что мы такое малое количество людей любим, а пора бы, пора задуматься над тем, как мы любим любимых, как мы любим тех, которые нам как будто дороги: если это любовь живая, творчески вдумчивая, если эта любовь способна выискивать случай, чтобы проявить себя, если она чуткая, если она тонкая, если она постоянно настороже, — тогда это любовь земная, достойная Неба. Иначе — нет. Войдем в себя перед лицом этой красоты любви, которую нам описывает Иоанн, которая явлена в его жизни, которую Христос не только проповедовал, но и явил, вдумаемся в свою любовь и попробуем любить: сначала по-человечески, но по-настоящему, достойночеловека; а затем будем постепенно вырастать до того, чтобы любить еще одного человека, и еще лучшей любовью, ширить эту любовь, обнимать все большее и большее количество людей лаской, пониманием и жертвой нашей жизни. И тогда и мы вырастем постепенно до того, чтобы понять, что такое любовь Христова; и в какой-то день и нам, может быть, будет дано хоть одного человека, по слову Апостола Павла, принять так , как нас принимает Христос! Аминь. На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. (Архимандрита Кирилла Павлова) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Православная Церковь светло празднует день отшествия ко Господу одного из первых Апостолов, одного из любимых учеников Христовых, святого Иоанна Богослова. Святой Иоанн, сын Галилейского рыбаря Зеведея и Саломии, до своего обращения ко Христу был учеником Иоанна Предтечи. После же обращения ко Христу святой Иоанн никогда уже не отходил от Господа, потому что полюбил Его своим чистым сердцем больше всего на свете. Во время земной жизни Спасителя Иоанн в числе трех ближайших учеников Его удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, присутствовал при воскрешении дочери Иаира; на Тайной Вечере Господь открыл ему Своего предателя — Иуду.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В середине XIX века город Кронштадт, расположенный на острове в Балтийском море близ Санкт-Петербурга, был местом ссылки для тех, кто по разным причинам был удален из столицы — нищих, преступников, бродяг. Отец Иоанн, в 1855 году назначенный в кронштадтский собор св. апостола Андрея Первозванного, видел свою задачу в том, чтобы помочь изменить жизнь именно озлобленному, опустившемуся человеку. Он начал с того, что стал обходить трущобы и разговаривать с детьми. К нему подходили и взрослые. Священник пытался изменить отношение этих людей к Богу и к самим себе. На пожертвования верующих со всех концов России о. Иоанн создал Дом трудолюбия — трудовой и культурный центр, где могли бы начинать нормальную работу и жизнь обитатели кронштадтского «дна». Своей известностью о. Иоанн был обязан не только бескорыстию и благотворительности. Он прославился также как великий молитвенник и чудотворец. К нему на исповедь шли тысячи людей. Таинство Евхаристии о. Иоанн считал центром и смыслом церковной жизни. Он служил Литургию и причащался ежедневно. Исцеления, которые происходили по его молитве, были для него аргументом в пользу частого и осмысленного участия мирян в Таинстве Евхаристии, что в те времена отнюдь не было правилом. Церковный народ почитал его святым уже при жизни, но официальная канонизация о. Иоанна Кронштадтского состоялась в 1989 году. Его память празднуется 20 декабря (2 января) в день кончины праведника. Мощи святого праведного Иоанна Кронштадского почивают в Иоанновском монастыре на р. Карповке в Санкт-Петербурге. В настоящее время монастырь является одним из главных центров православного паломничества. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, отвечая на вопросы журналистов в канун 2008 года, сказал: «Будущий год в нашей Церкви будет посвящен празднованию 100-летнего юбилея преставления праведного Иоанна Кронштадского. Осмысление духовного наследия святого Иоанна — основная тема научно-богословских конференций и симпозиумов в 2008 г. Центральными праздничными мероприятиями года, посвященного Иоанну Кронштадскому, станут богослужения в дни памяти этого подвижника благочестии и молитвенника земли Русской».

http://e-vestnik.ru/history/pamyatnye_da...

Где обозначается то, какой день в году посвящен какому воспоминанию? В так называемых месяцесловах, или святцах и календарях. По какой причине именно известный день посвящается известному воспоминанию? По той, чтó когда случилось. Так И. Христос родился 25 декабря, в этот день и воспоминается Рождество Христово; Благовещение было 25 марта, так оно и воспоминается; явление Казанской иконы Пресв. Богородицы было 8 июля; преставление Св. Еванг. Иоанна Богослова было 26 сентября, так и празднуется. Какое назначение праздничных дней по предписанию закона? Назначение будничных дней, по предписанию закона Божия в 4-ой заповеди, – то, чтобы мы в сии дни занимались мирскими, земными и житейскими работами и делами, какие кто имеет, наприм., службою по должности, занятиями по торговле и ремеслу. Назначение же праздничных дней – то, чтобы мы в сии дни, отложив обыкновенные свои мирские и житейские работы и дела, занимались делами святыми во славу и угождение Богу и во спасение своих душ. И гражданский закон в праздничные дни освобождает присутственные места от присутствий, учебные заведения от учебных занятий, запрещает торговлю, публичные работы (Свод. Закон. т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. прест. ст. 28. 29). Для чего в праздничные дни запрещается заниматься житейскими делами? Для того, чтобы беспрепятственнее употреблять сии дни на святые, богоугодные и душеспасительные дела. Очень довольно времени дано нам Богом для житейских дел: из семи дней недели шесть, редко меньше, лишь когда на недели случатся еще праздники, кроме воскресенья. Какие святые дела нам должно делать в праздники? В сии дни нашими занятиями должны быть: молитва и в церкви за службами, и дома, чтение и слушание св. писания: Библии, Евангелия, Апостольских посланий, писаний св. Отцов и духовно-нравственных книг; благочестивые беседы и размышления о Боге, напр.: о Его любви к нам, о душе, напр. о том, как спастись, а не погибнуть, как отстать от тех и других грехов, приучить себя к тем и другим добродетелям; благотворительные дела – раздаяние милостыни, принятие в дом странных людей, посещение больных и заключенных в темнице и проч. Эти, исчисленные дела, – общие наши дела во все праздники. Более частные, свойственные нам в тот или другой праздник, – это, чтобы, воспоминая соединенные с тем или другим праздником свящ. события или лица, мы возбуждали и имели в себе приличные сему воспоминанию христианские чувства – напр., и прославляющие Бога и Святых за их совершенства, и благодарственные за их благодеяния нам, и просительные о тех и других наших нуждах – и из воспоминаний брали для себя примеры нравственного поведения и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Благодаря Прп. Сергию русские князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения.  После молитвы ему явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси. Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 8 октября (25 сентября по ст. стилю) 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» Спустя 30 лет по Преставлении преподобного Сергия, незадолго перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, преподобный Сергий явился одному благочестивому мужчине, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену Никону и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» 5 июля 1422 года преподобный Никон, приступая к созданию каменного храма, при копании рвов обрел и изнес из земли мощи духовного отца своего. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но и одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода. Мощи на время поставлены были в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). Каменный храм, как место покоя преподобного Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора святые мощи были перенесены туда. Здесь они покоятся и по сей день.

http://pravmir.ru/den-prazdnovaniya-pres...

Ко времени Своего блаженного успения Пресвятая Дева Мария рпять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Богоматери распространилась уже по земле и вооружила против Нее многих завистливых и гордых Иудеев, которые даже покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Ее от врагов. Живя у св. Иоанна Богослова в Иерусалиме, Пресвятая Дева пребывала в непрестанной молитве, постоянно имела Божественное желание созерцать Сына Своего, сидящего одесную Бога. Часто посещала места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих. Горя непрестанно любовью к Богу, св. Дева часто молилась и воздыхала о Своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И как предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, так и тогда, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей о Ее блаженном Успении. Обстоятельства, предшествовавшие и сопровождавшие успение Богоматери, известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об успении Богоматери писал Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо находится между сочинениями Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об успении Богоматери указывает св. Епифаний Кипрский. В V веке Ювеналий, патриарх Иерусалимский, об успении Богородицы говорил греческой царице Пульхерии: " хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ея, впрочем, мы знаем об них из древнейшаго и вернейшаго предания " . Это предание подробно собрано и изложено в " Церковной истории " Никифора Каллиста в XIV веке. Пресвятая Дева Мария окончила Свою земную жизнь в летах преклонных. Из древнейших сказаний об успении Богоматери, собранных Никифором, известно следующее. Успение Божией Матери сопровождалось многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает Церковь в своих священных песнях. Ко времени преставления Богоматери Апостолы восхищены были на облаках из разных стран и поставлены в Иерусалиме. В самый день успения Ее явился в сретение душе Ее в необычайном свете, осиявшем храмину отходившей, Господь с Ангелами и святыми. Подобно облачному столпу, осенявшему и охранявшему древле народ Богоизбранный (Исход. XIV, 19 - 20), облачный круг в день погребения также осенял и охранял святейшее тело Богоизбранной Отроковицы и Матери, несомое Апостолами для погребения.

http://sedmitza.ru/text/415862.html

Скончался 13 декабря 1961года, погребен в Троице-Сергиевой лавре. Труды: «О проповеднической импровизации», К вопросу о живом слове и нормативных методах проповедничества. (Гомилетический этюд), Чернигов, 1913. «Гонения на христиан императора Декия». – Страница из истории первых веков христианства». Харьков, 1914. «Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов древней Вселенской Церкви», историко-канонический очерк. Чернигов, 1914. «Испытание любви». «Слово в день преставления Св.Апостола, и Ввангелста Иоанна Богослова». 1915. «Путь коспасению по Св. Григорию Нисскому ». Богословско-психологический этюд. 1917. См.также «Голос церкви», 1916, март-ноябрь. «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.» диссертация, Петроград, 1917. „Предостерегающий призыв в отношении изменившего Родине и Церкви епископа Поликарпа Сикорского». “Рус.Прав.Ц. и В.От.война», стр.86–69. “Обращение к братьям славянам в день двухлетия войны». “Рус.Прав.ц. и В.От.война», стр.87–89. “Обращение от 22 июня 1942 года к православному населению оккупированных областей с благословением партизанских подвигов». «Рус.Прав.Ц. и В.От.война», стр.70–71. “Обращение к православному клиру и верующим жителям Украины». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.72–74. “Обращение к солдатам Румынской армии с призывом прекратить проливать братскую кровь единоверного русского народа». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.77–79. “Обращение к Румынским пастырям и пастве со словом убеждения «отречься от подневольного союза с Гитлером». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.80–82. “Слова и речи, послания (1914–1946 гг.)». т.1, изд. Моск.Патр.1947. “Слова_и речи (1947–1950 гг.)». m.II, изд. Моск. Патр. 1950. “Слова и речи (1950–1954 гг.). т. III, изд. Моск. Патр. 1954. “Слова_и речи (1954–1957_гг.)». m.IV, изд.Моск.Патр.1957. “Взыскание погибших». «ЖМП» 1957, 5, стр.19. «Обращение к братьям-христианам Германии». (20 апреля 1957 года). «ЖМП» 1957, стр.23. «Добро пожаловать, христианская молодежь».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Возрастание ученика не было скрыто от старца Германа. Опытный наставник выделял его из ряда своих чад. Одному архиерею, свое­му духовному сыну, о. Герман говорил о (тогда еще брате) Александре, несшем послушание на скотном дворе: “Какое у меня золото на конюшне сокрыто!”. После 1915 г. о. Герман регулярно призывал о. Ага­фона, исполнявшего в это время обязанности письмоводителя при игу­мене, на советы старших, где решались вопросы внутримонастырской жизни. О. Агафон присутствовал там как безмолвный свидетель, по собственному признанию, удивляясь цели своего пребывания на этих советах. Все слышанное очень пригодилось о. Агафону, обогатив его пастырский опыт. Кроме этого, о. Герман часто звал ученика к себе в келлию для чтения вслух Библии, тогда как другим насельникам пустыни самостоятельное чтение Писания было строго запрещено. К этому же периоду относится один примечательный эпизод, имев­ший, видимо, особое значение в жизни зосимовских старцев, о. Гер­мана и о. Алексия. Будучи хорошо знаком со святоотеческой литературой, о. Агафон как-то показал им выписку из творений бл. Симеона, архиеп. Солунского, где было сказано, что “не имеющий схимы — еще не монах”. Это изречение св. Симеона по всей видимости повли­яло на решение старцев принять великую схиму. Позднее о. Агафон вспоминал, что стал “как бы виновником пострига в схиму своих старцев, так как они не знали раньше слов этих о значении великого пострига в очах Божиих”. 2 декабря 1918 г. в Троицком соборе московского Даниловского монастыря о. Агафон был рукоположен во иеродиакона еп. Феодором (Поздеевским). А 26 сентября 1920 г., в день преставления св. апостола Иоанна Богослова, в храме Троицкого Патриаршего подворья Святей­ший Патриарх Тихон рукоположил его во пресвитера. Но и теперь “мо­нашество, как путь, как жизнь, составляло по-прежнему единую его цель”. В этот период он сторонился посетителей монастыря, буквально бегал от них. Вероятно, тогда еще не настало время для раскрытия перед людьми духовных даров о. Агафона. Но оно уже приближалось.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

Густая молчаливая толпа ожидала приема. Странники, заметные по загорелым лицам, большой обуви и благочестивому виду, ожидали, сидя в тени башенного зубца. Они сделали несколько тысяч верст пешком, чтобы получить благословение Патриарха. Сельский священник, нервный и застенчивый, ходил вдоль и поперек… Женщина припала к скамье и закрыла лицо руками. Тяжелые рыдания судорожно вздергивали ее плечи. Несомненно, она пришла сюда искать облегчение в каком-то большом несчастии, и невольно пришли в голову тысячи и тысячи расстрелянных… Горожане и крестьяне, люди главным образом из народа, долгие часы, порою дни ждут, чтобы открылась маленькая дверь и мальчик-певчий ввел их к Патриарху Тихону». Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора. 8 октября 2016 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья М. 21 октября 2023, 10:46 Спасибо за статью,страницы из книги о Патриархе Тихоне.Мое почтение! 7 октября 2018, 16:47 В столь тяжелое время стать патриархом - равносильно подвигу, спасибо за книгу, спасибо за сайт и просветительский труд, к которому стоит стремиться каждому. Лариса 22 февраля 2017, 18:51 Спаси Господи за прекрасную статью и огромная благодарность за такой великолепный портал! Я просто счастлива, что на просторах Интернета смогла с Божьей помощью отыскать его! Столько замечательных статей, столько душеполезной информации! Здоровья и Божьей помощи во всех добрых делах всем Вам, несущим радость, просвещение, утешение нам грешных. Простите ради Бога. Анна Рябикова 9 октября 2016, 23:41 Тропарь святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси Глас 3 В годину тяжкую Богом избранный/в совершенной святости и любви Бога прославил еси,/во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя,/положил душу за Церковь, за люди своя,/исповедниче патриарше святе Тихоне,/моли Христа Бога,/Емуже сораспялся еси,/и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

http://pravoslavie.ru/97634.html

«Единственно воля наша или содействует, или препятствует нам спастись». 72 «Спасение человека совершено Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом». 73 Поэтому тот, кто стремится ко спасению, главным основанием должен полагать веру в Искупителя. В своей проповеди в Неделю пред Просвещением отец Иоанн говорил: «Для получения жизни вечной... нужна вера в Того, Кто Сам в Себе имеет жизнь и блаженство. Вера есть величайшая духовная сила, дарованная нам Господом. Она облекает нас заслугами Иисуса Христа, соединяет нас с Ним, оправдывает нас, делает нас чадами и наследниками Божиими. Вера – это семя и корень всех добродетелей». 74 В одном из писем старец объяснял, что такое счастье: «Сущность счастья заключается не в земном благополучии, потому что, как мы знаем, оно непрочно и изменчиво, а в вере в Бога, Христа воскресшего, Который существует вечно». 75 В другом письме отец Иоанн добавляет, что для спасения необходимо приобрести и добродетели: «Веры в Бога недостаточно для нашего спасения. Следует нам всем стяжать Христово смирение, терпение и любовь к Богу и всем людям, и даже к нашим обидчикам. Только в таком провождении жизни с нами будет пребывать благодать Божия. Именно, кто будет шествовать этим путем, тот непременно получит Царствие Небесное». 76 В проповеди в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова старец говорил: «Усвоение истин веры одним умом мертво, безжизненно, бесплодно. Истинное познание о Боге приобретается добрыми делами, одухотворенными любовью. Наших знаний и рассуждений о благости Божией, Его милосердии и долготерпении еще недостаточно для спасения. Нужно эти свойства... перенести в наше сердце и воплотить в своей жизни, т. е. сделать сердце наше проводником добра и любви». 77 Эта мысль о необходимости внутреннего подвига, внутренней духовной жизни является основополагающей во всем учении Глинских старцев о спасении. Схиархимандрит Иоанн пишет: «Очень часто уверенность христианина, что он идет по пути спасения, не соответствует действительности. Так бывает с тем, кто свое внимание сосредоточивает только на внешнем исполнении установлений св. Церкви, и это внешнее не соответствует внутренним настроениям сердца, в то время как шествие по пути спасения совершается в сердце и сердцем. Православному христианину совершенно недопустимо ограничиваться лишь внешним знанием истин веры. Непременно надо и сердцем полюбить каждую истину веры. Нельзя ограничиваться чтением молитвословий, не вникая умом в слова молитвы. Одним словом, все церковное необходимо усовершенствовать в своем сердце. Сердцем любить, смиряться, приближаться к Богу, прощать, молиться, благословлять и т.д.». 78

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010