Праздники престольные бывают в следующие дни: 1) Праздник главный престольный в летнем соборе, в день Преображения Господня, 6 августа. 2) В зимней церкви, в день Успения Пресвятыя Богородицы, 15 августа. 3 и 4) В храме преподобных Сергия и Германа: первый в день их памяти, 28 июня, и второй – в день пренесения св. мощей, 11 сентября. 5) В нижней церкви при больнице, в пятницу в неделю святыя Пасхи, в день, празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. 6) В верхней больничной церкви, в день Святыя Троицы. 7) В храме св. Апостол Петра и Павла, 29 июня. В, скиту Всех Святых в верхней церкви; в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8 ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13 июля, и в нижней церкви, в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе. В скиту Свято-островском в день памяти преподобного Александра Свирского , 30 августа. В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день рождества св. Крестителя, 24 июня, и в день усекновения честныя Его главы, 29 августа, и в нижней , в день св. Трех Святителей, 30 января. В скиту св. Николая, в день, памяти Святителя, 6 декабря, и в день, перенесения св. Его мощей, 9 мая. В воскресные и праздничные дни служба на Валааме весьма продолжительна. Но внятное чтение, трогательное пение, церковное благочиние, вид самых иноческих одежд – словом, весь строй монастырского богослужения возбуждает в сердце каждого особое благоговение и многих трогает до слез. Миряне, не привыкшие к продолжительным церковным службам, в Валаамских храмах с благоговением выслушивают их от начала до конца, забывая, при помощи благодати Божией, усталость. Во всех часовнях в дни празднования тем святым, в честь которых оне устроены, также и у крестов совершаются молебныя пения с водоосвящением, в тех же из часовен, которые находятся при рыбных ловлях, с вечера бывает всенощное бдение; утром служат обедницу и молебен с водоосвящением, потом совершается соборный молебен настоятелем и поставляется праздничная трапеза для братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При внимательном сличении цитированных отрывков создаётся впечатление, что автор Жития не столько механически заимствовал приведённый летописный текст, сколько применял привычные ему, сходные с данным текстом, словосочетания и выражения. Такое было бы возможно, если бы написание Жития не слишком далеко отстояло по времени от составления цитированного отрывка Симеоновской летописи. А ведь между смертью ростовского князя Глеба (1278) и смертью епископа Игнатия (1288) прошло всего лишь десять лет. Так что автор упомянутого летописного фрагмента и автор Жития, вполне могли быть современниками. О том же свидетельствует ещё один факт. Он заключается в том, что в Житии названа предельно точная дата смерти святителя – 28 мая 6796 (1288) г., «в пяток по вечерни», тогда как во всех дошедших до нас летописях фигурирует только год его смерти, а месяц и день не указаны 226 . Значит, тот, кто писал Житие Игнатия, не смог бы почерпнуть из летописей сведения о дне и месяце его кончины. Выходит, они, до написания Жития, сохранялись в каком-то документе нелетописного характера. В.О. Ключевский , как мы помним, предположил, что эти данные содержались «в записке, современной событию». Но если только она существовала, то вряд ли могла храниться долго после смерти епископа. Скорее всего, упомянутая точная дата закрепилась в результате сложившегося, вскоре после кончины Игнатия, его устойчивого культа. Ведь для регулярного почитания подвижника благочестия, требуется установить день празднования его памяти. Казалось бы, такую точную дату могли по необходимости просто выдумать. Однако подобный произвол, в отношении выбора дня празднования памяти святого, не был в обычае того времени. В частности, в старейших редакциях житий подавляющего большинства ранних ростовских святых, таких как Леонтий, Исайя, Исидор, Авраамий, Пётр царевич, отсутствуют указания на день их кончины 227 . Надо полагать, ко времени утверждения культов названных святых, никто точно не знал, когда они умерли. Как было принято в ту эпоху 228 , их праздники приурочили либо к исторически засвидетельствованным важным событиям их посмертного почитания (открытие или перенесение мощей), либо к дням празднования памяти соимённых, давно признанных церковью подвижников благочестия. 23 мая отмечается день открытия мощей св. Леонтия 229 , праздник св. Исайи был приурочен к 15 мая – дню перенесения его мощей в 1474 г. 230 , праздник преп. Авраамия – к 29 октября, дню Авраамия Затворника 231 , праздник юродивого Исидора – к 14 мая, дню мученика Исидора 232 , праздник преп. Петра царевича – к 29 июня, дню апостолов Петра и Павла 233 . К слову сказать, на день памяти свт. Игнатия (28 мая), не приходится праздник никакого другого святого с таким же именем 234 . Следовательно, в данном случае, наличие точной даты смерти святого в Житии косвенно указывает на раннее время его написания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предполагаете ли Вы принесение высоко чтимых в православном мире честных мощей святителя Иоасафа в другие епархии Русской Православной церкви? Периодически с ковчегом мы приезжаем в другие епархии. Вот сейчас по благословению Патриарха Кирилла после торжеств 17 сентября, начиная с 23 сентября, мы посетим Украину Прилуки, место, где родился святитель Иоасаф, затем Нежин, другие памятные места, связанные с именем святителя. В 1911 году предпразднство белгородских торжеств началось на родине святителя Иоасафа в Полтавской епархии, и первой святыней, с которой направились в Белгород паломники, был образ святителя Афанасия Лубенского, Патриарха Константинопольского, нетленно почивавшего в Лубенском Мгарском монастыре. Ныне святые мощи Афанасия Сидящего покоятся в Благовещенском кафедральном соборе Харькова. Говорят, что все, кто приходит с верой к сидящему в кресле святителю, получают от него помощь. Особо почитавший его святитель Иоасаф первый возбудил ходатайство пред высшей церковной властью о прославлении святителя Афанасия, который дважды являлся ему при жизни, о чем можно прочитать в книге «Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление». В преддверии торжеств мощи святителя Иоасафа из Преображенского собора Белгорода были перенесены в другое место… 19 августа 2011 года, в день престольного праздника Преображения Господня, сотни верующих приняли участие в традиционном крестном ходе с мощами святителя Иоасафа, которые из Преображенского кафедрального собора были перенесены в Николо-Иоасафовский собор, где святыня будет пребывать до 16 сентября. Отсюда святые мощи будут перенесены в восстановленную пещерку. Сюда прибудут пять крестных ходов. У мощей святителя совершается и сейчас немало чудес. Владыка, а Вы можете рассказать о чудесах святителя Иоасафа? Из личного опыта мне вспоминается вот что. Однажды мы пришли к мощам великого чудотворца с официальной делегацией. Был вечер. Мы приложились к мощам. В этот момент на коляске привезли ветерана афганской войны. В результате ранения у него были парализованы ноги, и он не мог самостоятельно передвигаться.

http://patriarchia.ru/db/text/1624591.ht...

Кузнецкий мост, 11) с 1690 г. существовала ц. во имя Арсения. В 1734 г. мощи А. переложили в серебряную раку, деревянная была передана в Отроч мон-рь . В XIX - нач. XX в. в Жёлтикове мон-ре хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, святителем ( Димитрий (Самбикин) . С. 76). В нач. XX в. Вениамин (Федченков) , бывший тогда ректором Тверской ДС, осмотрев мощи А., подтвердил их нетленность. В 1904 г. по благословению Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) было установлено празднование Собору Тверских святых в 1-ю неделю после 29 июня, когда праздновалось перенесение мощей А., в этот день в Твери совершался крестный ход в Жёлтиков мон-рь; празднование Собору возобновилось в 1979 г. по благословению архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) . Мощи А. были вскрыты в 1919 г. (см. Вскрытие мощей ), последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. 196. Л. 3, их совр. местонахождение неизвестно. Частица мощей А. помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в к-рый вложен фрагмент ризы святителя. В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 2 марта (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 49-64) помещена полиелейная служба А. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Среди текстов службы Собору Тверских святых А. упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах , в каноне утрени ему посвящены 3-я песнь полностью и первые тропари 6-й и 7-й песней (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 545, 549, 551, 552). Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 11, 15, 16 (по указат.); Житие Арсения Тверского//Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 218-238; Конявская Е. Л. Житие св. Арсения, еп. Тверского//Древняя Русь: Вопр. медиевистики. 2001. 3 (5). С. 66-94. Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 171-173, 181; Первухин Г. П., прот. О тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 44-47; Колосов В. И. Родина свт. Арсения, еп. Тверского//Тверские ЕВ. 1904. 3. С. 77-81; 7. С. 251-262; Димитрий (Самбикин), архиеп.

http://sedmitza.ru/text/1039161.html

Последние три года жизни отца Сергия прошли во многих трудах и болезнях - сказывались годы, проведенные в заключении. 18 декабря 1950 года, в канун дня памяти особенно чтимого отцом Сергием святителя и чудотворца Николая, душа Соловецкого исповедника отошла ко Господу. Ему было к тому времени шестьдесят лет, а выглядел он на все восемьдесят. Наставления отца Сергия всегда бережно и свято хранились в его семье. Двое его сыновей стали священниками (еще двое погибли на фронте). Влияние отца Сергия, его духовного облика, личности, неразрывно связанное с его исповедническим подвигом, сильно и сейчас, в его детях и внуках. Определением Священного Синода от 28 декабря 2000 года протоиерей Сергий был прославлен в лике священноисповедников и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 4 октября 2001 года в городе Лебедяни Липецкой области было совершено обретение святых мощей священноисповедника Сергия Правдолюбова. На следующий день святые мощи исповедника были перенесены в Спасскую церковь в селе Маккавееве (поселок Сынтул) Касимовского района Рязанской области. Пятого февраля 2002 года по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона честные мощи священноисповедника Сергия были торжественно перенесены в Никольскую церковь в городе Касимове для временного пребывания. В воскресенье, 15 сентября 2002 года, в день празднования 850-летия города Касимова, митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном было совершено великое освящение Троицкого храма в Касимове, в котором священноисповедник Сергий в течение многих лет был настоятелем. Во время крестного хода, возглавляемого епископом Шацким Иосифом, викарием Рязанской епархии, духовенство города и района перенесло раку со святыми мощами священноисповедника Сергия из Никольской церкви в новоосвященный Троицкий храм для постоянного пребывания. Память священноисповедника Сергия совершается в день его кончины - 5/18 декабря, в день Собора Рязанских святых 10/23 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников российских.

http://lib.cerkov.ru/authors/135

22 мая, в день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар (1087), митрополит Астанайский Александр возглавил Литургию под открытым небом на площади перед одним из старейших храмов Казахстанского митрополичьего округа  алма-атинском соборе в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. В этом храме на престоле хранится ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца, подаренный митрополитом Александром в 2010 году к престольному празднику собора. Святыня, подлинность которой подтверждена документально, была передана главе Православной Церкви Казахстана аристократическим итальянским домом Меннини, представителям которого часть мощей святителя Николая была подарена в благословение Папой Римским Пием XII. К началу богослужения в Никольский собор была доставлена мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». Митрополиту Астанайскому Александру сослужили: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, митрополит Пловдивский Николай, митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, викарий Пловдивской епархии епископ Знепольский Арсений, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир, епископ Галичский и Макарьевский Алексий. Также главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ставрофорный священноэконом Александр Георгиев, архимандрит Серафим (Гавриков), благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель храма в честь апостола Филиппа в Шардже (ОАЭ) архимандрит Александр (Заркешев), благочинный приходов города Уральска архимандрит Дионисий (Козулев), ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора города Костромы протоиерей Владимир Воронин, руководители отделов и комиссий епархий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане, духовенство казахстанских епархий, клирики, прибывшие с гостями-архипастырями.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4902836...

Т. 2. С. 318), однако достоверность этого сообщения сомнительна (так, Зверинский приводит ошибочные сведения о сохранности в мон-ре мощей преподобных Авраамия и Ефрема, в то время как местонахождение мощей после разорения обители в 1611 остается неизвестным). Почитание Характеристика И. в Житии прп. Авраамия как «святого», «преподобного», «блаженного» («воистинну святу и преподобну и к Богу тако подвизався, от уности потрудився и до самоя седины великаго священичьства... святитель великый Игнатий града Смоленьска» - БЛДР. Т. 5. С. 56) дает основание для утверждения о начале местного почитания святителя вскоре после его смерти, по крайней мере в Авраамиевом мон-ре. Об этом свидетельствует и канон в составленной не позднее XV в. службе прп. Авраамию (см.: Розанов. 1912), где И. наряду с преподобным прославляется как небесный покровитель Смоленска. Однако в списке-помяннике Смоленских владык в Требнике смоленского происхождения ГИМ. Син. 377. Л. 226 об., ок. 1518 г., И. указан просто как 4-й Смоленский епископ ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 224). В сент. 1609 г. смоляне в грамоте смоленским дворянам, находившимся в Москве, писали о начале осады Смоленска польско-литов. войсками и обещали «Господу Богу, и Пречистой Богородицы, и к угодникам Ея Меркурию, и Аврамею, и Ефрему, и всем святым» скорее умереть, чем сдать город (АИ. Т. 2. 265. С. 317). И. среди Смоленских святых здесь не назван. В рукописи «Описания о российских святых» XVIII в., принадлежавшей П. И. Савваитову , говорится: «Святый Игнатий, епископ Смоленский, чудотворец; преставися в лето 6800 генваря в 29 день» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 211; в др. редакциях сочинения И. не назван чудотворцем, не указан день его кончины (Описание о российских святых, С. 31)). Указанная дата, соответствующая 1292 г. по Р. Х., неверна, день преставления соотнесен с днем перенесения мощей сщмч. Игнатия Богоносца. Под этим же днем и с указанием 6800 г. в качестве года смерти И. упоминался в Погодинских и Киево-Софийских святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558). В кон. XIX в. Е. Е. Голубинский включил И. в «Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 355). Канонизацией И. можно считать внесение его имени в Собор Смоленских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по инициативе архиеп. Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка) .

http://pravenc.ru/text/293399.html

Тогда же совершилось несколько чудесных исцелений, в том числе прозрели два слепца. Современник составил такой отзыв о свт. Германе: «Герман был человек… столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный последователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных». При Казанском митрополите Лаврентии, управлявшем Казанской епархией с 1657 по 1672 год, была составлена служба святителю Герману и написано его житие. Автором жития был инок Свияжского монастыря Иоанн, составивший жизнеописание святителя по благословению митрополита Лаврентия. Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана. 6 октября 1695 года Казанский митрополит Маркелл (1690–1699) переложил мощи в новую гробницу, тогда же часть их была передана в город Симбирск по просьбе жителей города. В 1714 году, при преемнике митрополита Маркелла Тихоне (1699–1724), останки святителя Германа были перенесены из алтаря Успенского храма и поставлены за левым клиросом между колонной и западной стеной. В память этого события 23 июня было установлено празднование. Митрополитом Тихоном была составлена особая служба, употреблявшаяся за богослужением в Свияжской области до средины XIX века. В 1857 году архиепископ Евлампий, бывший Тобольский, живший в Свияжском монастыре на покое, составил акафист святителю Герману, а 1860 – новую службу. Память святителя Германа, архиепископа Казанского, совершается 6/19 ноября – в день преставления, 25 сентября/8 октября – первое перенесение святых его мощей, и 23 июня/6 июля – второе перенесение. Варлаам Керетский, преподобный Преподобный Варлаам жил во дни царя Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584). Родился и воспитывался он близ Белого моря, в Керетской волости. Наученный грамоте, Варлаам поставлен был священником в церкви святителя Николая Чудотворца в городе Коле и ревностно служил Господу, поучая людей, как истинный пастырь, закону Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

О чем он, генерал-губернатор, относился письменно и к Синодальному обер-прокурору Князю Голицыну, как о сем объявлено от него Синоду. – Синод по разсмотрении с прилежнейшим вниманием упомянутых обстоятельств, уважая описанныя свидетельства и чудотворения, а при том возрастающее время от времени к сим мощам святителя Иннокентия усердие тамошняго народа, мнение свое полагал: 1. Оное тело перваго епископа Иркутскаго Иннокентия огласить за совершенныя святыя мощи, и с подобающим благоговением епархиальному Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви показаннаго Вознесенскаго монастыря на верху того, где оное обретено, или в другом пристойном месте, с установлением празднования ему ноября 26-го числа, на память преставления сего святителя, о чем и объявить из Синода во всенародное известие указами. 2. Всенощныя бдения и молебныя пения желающему народу открыть и надлежащую тому святителю Иннокентию службу отправлять, а также и в печатныя церковныя книги, в кои надлежит, наряду с прочими внесть позволить. И на оном докладе минувшаго октября 28 дня Собственною Его Императорскаго Величества рукою написано тако: согласен с мнением святейшаго Синода. Церемониал на перенесение мощей Святителя Иннокентия перваго Чудотворца. 1805 года февраля в девятый день 1 За три [дня] до выноса святых мощей сообщить полиции для объявления жителям города. 2 Накануне по желанию граждан всенощной быть в монастыре и во всех церквах градских и монастырях пополудни, в 5 часов; в Вознесенском же монастыре всенощное бдение отправлять в церкви святителя, к величному же пению идти к святым мощам и по прочтении над святителем евангелия к канону возвратиться в церковь и оканчивать всенощную обыкновенным порядком. 3 Весь монастырь, в продолжении всенощнаго бдения иллюминовать плошками. 4 В 8 часов в городе быть позову, в 9 часов из собору ключарь, восемь священников и два диакона шествуют в лучших одеждах с крестным ходом, несут чудотворный образ Божией матери, – в монастырь, в продолжении чего во всем городе по церквам быть звону; в Вознесенском монастыре начать благовест в 9 часов утра и продолжать оный до прибытия в монастырь архиерея, по прибытии его быть обыкновенному звону.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1713 г., по молитвам у раки святителя, разрешилось неплодство жен дворянина Феодора Нелядинского и Симеона Савельева Зеленина рождением сыновей, а жена купца Лаврентия Хавсурина получила исцеление от продолжительной болезни. В 1714 г. крестьянин деревни Веряжи Коростынского погоста Кирилл Григорьев получил исцеление у раки святителя от расслабления. В 1715 г. исцелилась жена обозника Семеновского полка Варвара, страдавшая кровотечением более 3-х лет. В том же году получил исцеление от тяжкой болезни сын Нижегородского вице-губернатора, князя Стефана Путятина, Алексий, находившийся в Санкт-Петербурге. В 1716 г. исцелился при гробе святителя от продолжительной и тяжкой болезни крестьянин деревни Шимска Иеремия Савельев, а потом Софроний – сын крестьянина села Ракома Потапа Михайлова. В 1717 г, жена Софийского дому бобыля Иустина Семенова тотчас получила исцеление от своей болезни, как только дала обещание поклониться гробу святителя. В этом же году исцелились при гробе святителя страдавшие продолжительным расслаблением сын крестьянина Холынского погоста Василия Маркова, Лаврентий, и Евдокия, дочь государева стряпчего Макария Иоаннова Нелидова. В1718 г. 30 марта крестьянин дер. Шарка Медведской вотчины Феоктист Савельев, лежавший без ноги год и шесть месяцев, тотчас же получил исцеление, когда дал обещание ежегодно ходить к гробу святителя. Последнее чудо в рукописном житии прошедшего столетия записано под 1727г. (у Муравьева под 1729г.) Там сказано, что посадский человек Софроний после продолжительной болезни исцелился, отслужив молебен при гробе святого. Мощи святителя Феоктиста, с разрешения Священного Синода, по ходатайству митрополита Гавриила, в 1786 г. из упраздненного Благовещенского монастыря перенесены в Юрьев и положены под спудом в среброкованой раке по левую сторону алтаря. Архимандрит Фотий устроил подле и придел во имя святителя Феоктиста, соответствующий противулежащей ризнице. 5 Со второй половины XVIII века в Новгороде, кроме празднования памяти святого 23 декабря в день его преставления, был установлен еще один местный праздник 23 января в воспоминание о перенесении мощей в Юрьев монастырь. В 1827 г. у северной стены Георгиевского собора был пристроен придел во имя святителя Феоктиста Новгородского. Под аркой, соединяющей собор и новую придельную церковь , поставили раку с мощами святителя. Сегодня в Юрьевом монастыре, как и прежде, святой архиепископ Феоктист глубоко почитается как молитвенник и заступник за братию. 83

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010