Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 1992 г. Иконописец А. М. Соколов (Высоцкий мон-рь в Серпухове) Список местночтимой иконы имелся в серпуховской ц. св. Александра Невского на Главной пл. (1889, разрушен в 1934), при к-рой было создано Александро-Невское братство трезвости; каждое воскресенье в храме перед списком «Н. Ч.» совершали молебен с чтением акафиста. Тем не менее, несмотря на активизацию в кон. XIX - нач. XX в. процесса собирания сведений о чудотворных иконах, в т. ч. по материалам епархиальных изданий, информация о «Н. Ч.» не вошла в эти своды (в частности, сведения об иконе отсутствуют в книгах С. И. Снессоревой (Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1891, 18982) и Е. Н. Поселянина (Погожева) ( Поселянин Е. Богоматерь)). Но одна публикация, повесть И. С. Шмелёва «Неупиваемая Чаша» (1918), принесла иконе самую широкую известность, в т. ч. в кругах рус. эмиграции. Повесть, зафиксировав в своем названии наименование иконы, стала своеобразным поэтическим реликварием для хранения памяти о чудотворном образе на сломе эпох. Реальные события и монастырское предание об иконе оказались включены в художественный замысел произведения, но остались узнаваемы. Прерванная событиями 1917 г. история «Н. Ч.» получила продолжение в 80-х гг. XX в. Восстановлению памяти и воссозданию утраченной иконы способствовал назначенный в 1981 г. на служение в серпуховскую ц. прор. Илии иером. Иосиф (Балабанов; с 2015 митрополит Курганский и Белозерский). По изображению «Н. Ч.», опубликованному в статье сщмч. Иакова Бриллиантова, он благословил написать копию чудотворной иконы, и вскоре в Илиинском храме перед новосозданной иконой стали совершать молебны (в наст. время икона находится там же). В 1991 г., по открытии Высоцкого муж. мон-ря, о. Иосиф, уже будучи его наместником и архимандритом, заказал московскому иконописцу А. М. Соколову еще один список иконы, к-рый был выполнен в 1992 г. К маю 1993 г. икона, украшенная серебряным басменным окладом, была освящена (в левый нижний угол иконы позже был вмонтирован ковчежец с частью пояса Пресв. Богородицы) и поставлена в трапезной ц. Покрова Пресв. Богородицы Высоцкого мон-ря; с того года 18 мая, в день памяти прп. Варлаама Серпуховского, в мон-ре начали чествовать и «Н. Ч.». Новонаписанный образ практически сразу стал центром притяжения паломников, к-рые были свидетелями чудесных исцелений одержимых различными страстями (ведется летопись чудес от иконы). При иконе висят многочисленные приклады - обетные пожертвования молящихся. 30 мая 1997 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил включение «Н. Ч.» в список чудотворных икон Божией Матери Православного церковного календаря с празднованием 18 мая.

http://pravenc.ru/text/2565164.html

На богослужении присутствовали губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, и.о. мэра г. Серпухова Д.В. Жариков, представители администрации города. День празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» ежегодно собирает в древнем Высоцком монастыре тысячи верующих, как жителей Серпухова, так и паломников. Среди молившихся также были курсанты Серпуховского филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого. Песнопения Литургии исполнили хор духовенства Московской областной епархии (регент — священник Сергий Голев) и хор Высоцкого мужского монастыря (регент — Аркадий Артамонов). Богослужение транслировалось на телеканалах «360° Подмосковье», «ОТВ-Серпухов» и на сайте Патриархия.ru. Часть верующих наблюдала за трансляцией на большом экране, установленном на монастырской площади. После сугубой ектении Святейший Патриарх совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Тихон (Яковлев), насельник Высоцкого мужского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви  напутствовал  епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Приветствуя Святейшего Патриарха, митрополит Ювеналий, в частности, сказал: «Святейший Владыка и Отец! Христос Воскресе! Позвольте в этот радостный день посещения Вами Московской епархии и этого древнего града горячо и сердечно поблагодарить за Ваш визит, за Ваши Первосвятительские молитвы». «Сегодня 137-я годовщина явления образа " Неупиваемая Чаша " , — отметил владыка Ювеналий. — До сих пор увеличивается число людей, которые притекают к Матери Божией не только в Серпухове, но теперь уже и по всей России этот чудотворный образ помогает людям получить исцеление». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с  Первосвятительским словом . В память о посещении Предстоятель Русской Церкви передал в дар обители евхаристические сосуды и пасхальные покровцы.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

Затем состоялся крестный ход с чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Высоцкий мужской монастырь был основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Со своим благочестивым желанием об устроении монашеской обители он обратился к преподобному Сергию Радонежскому. Они избрали красивое место для будущей обители, находившееся в версте от города на левом берегу Нары, недалеко от впадения ее в Оку, на возвышении, называемым в народе «Высокое». Монастырь воздвигли «во имя Божией Матери в честь Ее зачатия и дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы». А по месту расположения монастырь стали называть Высоцким. Первые три настоятели Высоцкого монастыря преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита причислены к лику святых. В 1380 г. русское воинство одержало победу на Куликовом поле. Во время битвы Владимир Андреевич командовал Засадным полком, который и решил исход сражения. Возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители своих дружинников воинов-серпуховичей. И над их братской могилой, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве, воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, который в 1381 г. был освящен митрополитом Киприаном. Одновременно была построена теплая каменная трапезная церковь в честь Покрова Божией Матери. Вторым настоятелем монастыря был преподобный Афанасий Высоцкий Младший, который уже при жизни прославился как чудотворец. Его мощи почивают в Покровском храме монастыря. При нем из Византии преподобным Афанасием Старшим были присланы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Эти иконы и поныне существуют: шесть из них находятся в Третьяковской галерее, а одна — в Русском музее Петербурга. Третьим настоятелем был преподобный Никита, сродник преподобного Сергия, духовник преподобного Пафнутия Боровского, основатель Костромского Богоявленского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

Одна монахиня, жившая в то время в монастыре, слышала голос, говоривший: «Чем ближе Моя икона, тем быстрее будете услышаны». На праздник Вознесения Господня икона была привезена в монастырь и помещена в келейной церкви. По прибытии в монастырь образа Божией Матери явной стала Ее помощь строящейся обители. Весной того же года на месте, указанном Божией Матерью, обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена часовня в честь явления Божией Матери. В 1994 году было зафиксировано мироточение Касперово-Тервенической иконы и иконы «Явление Божией Матери в Тервеничах», на которой и изображено бывшее духовнику обители видение. В 1996 году митрополит Владимира благословил считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления «Тервенической». При этом празднование иконе было установлено совершать в день Покрова (14 октября) и в день основания обители (1 июня). Тервеническая икона - единственная святыня, уцелевшая при пожаре келейной церкви монастыря. Перед иконой ежедневно утром читается акафист Покрову Божией Матери, с четверга по воскресенье служатся молебны. В летописи монастыря записано много случаев помощи, полученной людьми от Тервенической иконы Божией Матери и святой воды из источника. В благодарность Божией Матери за исцеления и помощь люди дарят Ее иконе приносят дары. ВЛАДЫЧИЦЕ ПРЕМИЛОСТИВАЯ, ИСЦЕЛИ НАША НЕДУГИ И СТРАСТИ В 1997 году в 20-ти километрах от Тервеничей, в деревне Пирозеро, по благословению митрополита Владимира был основан скит монастыря. В этих местах тоже был полуразрушенный храм: в старые времена он был Тихвинским, а ныне освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С 2000 года на территории скита живут наркозависимые молодые люди. Живут они одной большой семьей и все делают своими руками: построили трапезную, на месте сгоревшего в 2003 году деревянного - новый каменный храм, даже мост возвели сами. Это не говоря уже о садово-огородных работах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость. Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 – в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом были сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Все это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества. Поклониться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к осознанию своих грехов, покаянию, возвращает к благочестивой жизни. К сожалению, точно не известен тот день, в который икона была явлена. В XIX веке празднование в честь иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября – в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как обе эти иконы схожи по иконографии. В конце XX века, после восстановления почитания иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая, так как явление чудотворной иконы произошло через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5 мая. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Примечание от PRAVICON.COM : В оригинальном тексте было указано " Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1978 году... " - это ошибка, получившая широкое распространение в интернете. Правильный вариант - в 1878 году.

http://pravicon.com/info-118

В день празднования Нерукотворенного Образа Спасителя и иконы Божией Матери " Феодоровская " епископ Архангельский и Холмогорский Тихон в Свято-Ильинском соборе огласил постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода об утверждении монахини Афанасии (Рудалевой) настоятельницей Иоанно-Богословского женского монастыря д. Ершовка Приморского района Архангельской области с возложением наперсного креста по должности. После окончания Божественной литургии Его Преосвященство возложил на монахиню Афанасию наперсный крест и пожелал помощи Божией в несении монашеского подвига и трудов по созиданию женской обители. В настоящее время в монастыре идет активное строительство. Построен жилой двухэтажный дом для насельниц обители его осталось только обустроить изнутри. Кроме того, рядом с домом начато строительство монастырской каменной церкви. Средства на строительство монастырского храма жертвуют различные благотворители, как руководители различных предприятий так и простые люди. Сейчас насельницы обители молятся в домовом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сейчас в монастыре проживает около восьми воспитанниц от 8 до 17 лет.  Из отчета Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря (деревня Ершовка) за 2003 год. Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь находится в красивейшем месте на берегу реки Северная Двина, в 32-х километрах от г. Архангельска. Здание, в котором располагается монастырь, около 140 лет. В монастыре проживают: настоятельница монастыря монахиня Афанасия (Рудалева), инокиня Стефания (Вавилова), дети, которых судьба закидывает в монастырь. Количество их колеблется от 8 до 10 человек. В монастыре также проживают послушницы и трудницы, которые помогают вести хозяйство и обрабатывать землю, за счет которой монастырь и существует. Кроме этого монастырь живет на пожертвования, которые привозят паломники. Распорядок дня в монастыре следующий: молебен Иоанну Богослову и далее ежедневно: полунощница, 1-й, 3-й,6-й часы, чин обедницы, малое повечере, утренние молитвы, чтение псалтири - 10 кафисм (в посты - 20 кафисм), акафисты: «Слава Богу за все», иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», блаженной Матроне Московской, апостолу евангелисту Иоанну Богослову и все праздничные акафисты. 

http://sobory.ru/article/?object=09328

(в один день с иконой Божией Матери «Знамение»), установленное ей как местночтимой святыне в XIX в. (возможно, в мон-ре существовало и летнее чествование иконы, связанное с ее обретением в июле, но сведений об этом не сохр.). В 2003 г. по благословению митр. Ювеналия появилась традиция празднования памяти прп. Варлаама Серпуховского и «Н. Ч.», объединяющая 18 мая в торжественных мероприятиях Владычный и Высоцкий мон-ри. После Божественной литургии, совершаемой в обеих обителях при большом стечении народа под открытым небом, крестный ход с чудотворной иконой выдвигается из Высоцкого мон-ря к месту исторического обретения «Н. Ч.». В воротах Владычного мон-ря крестный ход под звон колоколов с песнопениями Пресв. Богородице встречают игумения и насельницы обители. Затем на площади мон-ря перед лежащими на аналоях иконой прп. Варлаама и 2 чудотворными образами Божией Матери служат молебен. С 2007 г. празднование иконе 18 мая совершается (перед копией иконы, написанной В. Логвиным в 2000) в доме-музее Шмелёва в Алуште, где писателем и была создана повесть «Неупиваемая Чаша». Накануне дня празднования икону носят в алуштинскую ц. Всех Крымских святых и вмч. Феодора Стратилата, а после литургии на следующий день возвращают обратно. Икона висит над рабочим столом Шмелёва. Предполагается, что сщмч. Иаковом Бриллиантовым был составлен акафист «Н. Ч.», известный в рукописном варианте и впервые изданный Высоцким мон-рем (в наст. время существует неск. не совпадающих в деталях печатных вариантов акафиста); в этом же мон-ре при непосредственном участии митр. Иосифа (Балабанова) была составлена 1-я служба иконе. В 2017 г. во Владычном мон-ре служба иконе была дополнена каноном, раскрывающим содержание сказания об обретении иконы. Иконография «Чудесное обретение иконы «Неупиваемая Чаша» по указанию прп. Варлаама». Клеймо иконы «Прп. Варлаам Серпуховской, с житием». Ок. 1998 г. Иконописец А. Шаров (Владычный мон-рь в Серпухове) «Чудесное обретение иконы «Неупиваемая Чаша» по указанию прп.

http://pravenc.ru/text/2565164.html

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 1996 г. Иконописец В. А. Поляков (Владычный мон-рь в Серпухове) Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 1996 г. Иконописец В. А. Поляков (Владычный мон-рь в Серпухове) 5 мая 1995 г. была возобновлена монашеская жизнь во Владычной Введенской обители. Согласно монастырской хронике, 19 апр. 1996 г., в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в монастырь была привезена «Н. Ч.», которую написал московский иконописец В. А. Поляков (размер 45,3 ´ 20,2 см). 6 мая того же года, в 1-ю годовщину открытия мон-ря, митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) освятил икону в ц. свт. Алексия, митр. Московского. C 24 апр. 1997 г. икона находится на 1-м этаже в Вознесенском приделе Георгиевского храма, на зап. грани центрального столба. Она помещена в скромный киот (с его обретением накануне привоза иконы в мон-рь связано 1-е чудо исцеления от пьянства - Летопись Введенского Владычнего мон-ря. 1996 г. 19 апр. C. 5). В 1998 г. «Н. Ч.» украсили изготовленной в технике филиграни посеребренной с эмалями ризой (ювелир Е. Н. Чёрный). При иконе неугасимо горит лампада; к ней приносят многочисленные обетные и молитвенные приклады. По сторонам иконы находятся образы Божией Матери «Споручница грешных» (слева) и Владимирская (справа). В обители ведется запись чудес от иконы (с 1996 зафиксировано более 150 чудес), среди к-рых - избавление от страсти пьянства, от курения, от наркотической зависимости и др. C 19 авг. 2000 г. периодически наблюдается мироточение. Еще одно изображение «Н. Ч.» (мироточивая фотокопия) в посеребренной филигранной с эмалями ризе, изготовленной тем же мастером в 2002 г., находится во Введенском соборе на зап. стороне юж. колонны. Ежедневно в будни перед чудотворной иконой сестры обители читают акафист «Н. Ч.». По субботним и воскресным дням после Божественной литургии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста «Н. Ч.». По благословению митр. Ювеналия в 1999 г. было возрождено празднование «Н. Ч.» 10 дек.

http://pravenc.ru/text/2565164.html

Ученики преподобного Сергия: преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита управляли Высоцким монастырем на протяжении первых сорока лет, вошедших в летописи монастыря как «святое сорокалетие». Со второй половины XVIII века благосостояние обители стало падать, но с начала XIX вновь начало расти. И к началу XX века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей нашего Отечества. В 1924 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Тихон. В 1929 г. последнего настоятеля монастыря архимандрита Пантелеимона арестовали, а в 1929 г. монастырь окончательно закрыли. В течение полувека в монастыре размещались разные организации, казармы, склады, гаражи, загоны для скота. Были разрушены три башни, большая часть монастырских стен; как не имеющий исторической ценности, был снесен храм в честь преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. В 1991 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви, в нем вновь возобновилась монашеская жизнь. 25 сентября 1995 г., в день 600-летия со дня преставления преподобного Афанасия Высоцкого младшего, и 28 июля 2005 г., в связи с празднованием 625-летия Куликовской битвы в день памяти Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Совместными усилиями братии монастыря, прихожан и паломников монастырь возрождается. Сейчас в нем собрано множество святынь, среди которых известный во всем православном мире чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В обители множество икон, святых мощей и других святынь. Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным, по окончании Литургии, водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Наместником монастыря, решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г., является епископ Серпуховской Роман, викарий Московской епархии, благочинный монастырей Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

В день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Высоцком монастыре г. Серпухова и возглавил хиротонию архимандрита Пармена (Щипелева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского 18 мая 2015 г. 16:33 18 мая 2015 года, в день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подмосковный город Серпухов. Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Высоцкий мужской монастырь г. Серпухова, где находится чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». У святых врат обители Святейшего Патриарха встречали Патриарший наместник  Московской епархии   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , настоятель Высоцкого монастыря  епископ Серпуховской Роман  и архиереи, прибывшие на торжества в Серпухов. Святейший Владыка посетил церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где поклонился чудотворному образу Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и мощам преподобного Афанасия Высоцкого. На монастырской площади, где под сенью между Никольским собором и настоятельским корпусом с церковью в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» был установлен престол, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию  архимандрита Пармена (Щипелева)  во епископа Чистопольского и Нижнекамского ( Татарстанская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий ;  митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации ;  епископ Илиан (Востряков) ;  епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ;  епископ Зарайский Константин ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Алексий Михаленя, временно исполняющий обязанности секретаря Московского областного епархиального управления; протоиерей Иоанн Антипов, секретарь  Альметьевской епархии  Татарстанской митрополии; духовенство Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010