Это — реальность, в которой мы живем сегодня, учитывая ту духовную ситуацию, когда действительно уже создается атмосфера, благоприятная для появления «человека беззакония». И в связи с этим мы слышим сегодня призыв: не принимать христианам пластиковые карточки и подобные им «знаки антихристовой печати». Призыв не просто от каких-то отдельных людей, выражающих свое частное мнение, но — звучат авторитетные голоса. Один очень почитаемый афонский старец Паисий издал книгу, посвященную этой теме, которая сразу же стала бестселлером и переведена на десятки языков в мире. Старец предупреждает о том, какая опасность угрожает сегодня всем христианам, и говорит, что тот, кто хочет сохранить верность Христу, не должен принимать и карточку, и эти знаки. Мы знаем, что в Греции игумены двадцати обителей Святой Горы Афон обратились к правительству Греции, чтобы оно воспрепятствовало присвоению этой православной стране кодового знака с регистрационным номером 666, как входящей в ЕЭС. Заявления старцев о принятии пластиковых карточек были и в Почаеве, и в Троице-Сергиевой Лавре. То есть эта точка зрения кажется уже бесспорной. И здесь мы должны быть очень внимательными. С одной стороны, нельзя проявлять легкомыслие по отношению ко всему этому и рассуждать так, как говорят некоторые люди: «Да какое это имеет значение? Я приму этот знак, эту карточку и тут же перекрещу ее крестом. Или приму этот знак на лоб и тут же осеню себя крестным знамением». Можно ли освятить зло? Можно ли освятить грех? Хотя мы видим, что в наше время это, к сожалению, происходит: освящают какие-то офисы, банки, редакции газет, пропагандирующих разврат… Некоторые готовы, кажется, всё освящать, и здесь раскрывается особый план беззакония в смешении святыни с нечестием, и происходит осквернение святыни. Такого легкомыслия, конечно, не должно быть ни у кого. Но с другой стороны, мы должны проявлять ту рассудительность, без которой рискуем подвергнуть себя опасности уже другого рода. Богословы, которые говорят о непринятии карточек, показывают на пример святого великомученика Феодора Тирона и ссылаются на Постановления Апостольского Собора, состоявшегося в 70 году, о том, чтобы христиане воздерживались от идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови.

http://moral.ru/?p=535

Что же будет дальше? А дальше будет вот что. Если народ наш не осознает, что невозможно жить по законам языческого мира, то будет все, что захочет человеческая плоть. Будет безрассудство, будут самые страшные преступления, и никакие правоохранительные органы, никакие законы не остановят людей — человека могут остановить только совесть, только вера, только убеждения. И я обращаю это слово ко всем — и к православным, и к мусульманам, и к людям других вер: только религиозная жизнь может удержать от подобного рода преступлений. И вот еще о чем мне хотелось бы сказать в этот день, когда мы вспоминаем убитых и искалеченных людей, когда мы обращаем особое слово к их родным и близким. Мне хотелось бы сказать о том, что насилием, злобой невозможно достичь своих целей. Когда в Москву или в другие русские города приезжают наши сограждане, имеющие другую культуру, другую религию, они должны стремиться жить мирно, входя в духовную, культурную жизнь большинства народа, и расчищать себе дорогу в жизнь не силой, не групповщиной, не этнической солидарностью, не преступностью, а честным взаимодействием с другими, получением образования и работы, устроением семейной жизни, созиданием общего Отечества. Так и местные жители должны не насилием, не грубой силой, не жестокостью останавливать безрассудство других, но солидарностью и таким выражением протеста, которое не провоцировало бы все новые и новые всплески насилия, но оказалось бы достаточным, чтобы вразумить и власть, и правоохранительные органы, и самих подстрекателей межнациональной розни. И Диоскор, тот самый жестокий отец, и местный правитель, что отдал страшные приказы рвать тело мученицы Варвары, были умерщвлены Богом. Пускай этот пример тоже поможет всем понять, что жизнь по языческому закону плоти не приносит человеку ни радости, ни счастья, ни благополучия, но лишь собирает над ним гнев Божий. Будем молиться святой мученице Варваре о том, чтобы по ее святым молитвам уврачевывались семейные конфликты, чтобы по ее святым молитвам преодолевалось разделение среди народа нашего, чтобы по ее святым молитвам дух языческого идолопоклонства, жестокости и ненависти уходил из жизни нашего народа. Верим, что она, как и сонм святых, в земле Российской просиявших, и всех иных мучеников и исповедников, приклонит к нам и к Отечеству нашему милосердие Божие. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/1344098.ht...

Еще раз приведу слова Святейшего Патриарха, сказанные в день памяти святой великомученицы Варвары. «Нам говорят: если вы пойдете в эту сторону, будете счастливы, а если в эту сторону, несчастливы. Но разве не то же самое говорили нам накануне кровавой революции 1917 года? Разве не так же говорили в течение всего ХХ века? И ведь поддавались, и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воли только потому, что кто-то связывал с этим выбором их счастье». Люди шли вопреки своей воле. Это очень важные слова Его Святейшества. Действительно, часто бывало так, что толпы людей, ослепленные той или иной идеей, той или иной эмоцией, связанной с ненавистью или, наоборот, с желанием тотального всеобщего счастья здесь и сейчас, на самом деле состояли из людей, которые вряд ли по доброй воле, подумав и все взвесив, стали бы участниками этих толп. Люди действовали не по своей воле. Люди действовали по наущению. Люди действовали, будучи ведомы манипуляторами, которые знали, как породить стадный инстинкт, как заставить людей руководствоваться не серьезным рассмотрением того или иного вопроса, не ответственным подходом к собственной жизни и жизни страны, а минутной эмоцией, желанием бесплатного счастья здесь и сейчас, или отмщения врагу, или покарания того или иного ненавистного человека, или просто желанием сместить какую угодно власть, какого угодно начальника, чтобы воспользоваться пусть на несколько дней или недель невиданной доселе вольницей. Вот эта ситуация очень опасна. Когда люди руководимы слепыми вождями, которые действуют только в собственных интересах, когда люди поддаются стадному инстинкту, это не выражение их настоящей воли. Это выражение злой воли тех, кто ими руководит. А очень часто это оказываются самые бесчестные исторические деятели, а которых вроде бы все знали и знают, что это люди недостойные, что это люди, виновные в очень нечистоплотных с нравственной точки зрения поступках. И, тем не менее, вдруг поддавшись эмоциям, вдруг поддавшись провокациям, идут за этими самыми людьми, которых не хотят видеть во главе народного движения и, тем не мене, повинуются инстинкту, навязанному им помимо их воли.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Получается, что святой радел не только о всех болящих, но и о месте своего земного почитания, в стенах Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. Откуда взялись полоски на морском воротнике На самом деле известно немало монастырей, посвященных великомученику Пантелеимону, и они находились в очень тесной связи друг с другом. Так, в Охридской архиепископии, откуда, по мнению ряда компетентных специалистов, Россия приняла и христианство, и первое православное духовенство, был монастырь святого Пантелеимона, основанный Климентом Охридским. Затем в Солуни (современный греческий город Салоники - Страна.Ru ) тоже был издревле монастырь в честь великомученика, а это ближайшее место к Святой горе Афон, и отсюда возникает неразрывное преемство " пантелеимоновских " монастырей. Тем более, что именно из Солуни к нам на Русь пришли первые славянские просветители равноапостольные Кирилл и Мефодий. Их так и называют - " солунские братья " . Известно, что монастыри, которые были основаны на Руси афонскими насельниками и жили по афонскому уставу, по сей день именуются " северным Афоном " , " уральским Афоном " и так далее. Почитание великомученика Пантелеимона пришло на Русь уже при основании первой монашеской обители в Киевских Пещерах, начало которой положил наш " Антоний Великий " русского монашества - преподобный Антоний Печерский. На это он получил благословение на Афоне, где принял иноческий постриг. Согласно историческим документам, уже в XII веке имя великомученика стало очень популярным и его часто давали младенцам при крещении. Так, великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимон. С ним связано первое чудо великомученика Пантелеимона на Руси, записанное в летописях. Князь выковал на своем шлеме изображение святого великомученика и был спасен его заступничеством от верной смерти в битве в 1151 году. С тех пор почитание святого Пантелеимона как целителя на Руси соединилось с его почитанием как небесного покровителя воинов. Особым центром почитания Пантелеимона стал Санкт-Петербург, когда под командованием Петра I русские войска одержали две важнейшие морские победы над шведами на Балтике при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году в день памяти великомученика - 27 июля (9 августа н.ст.).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С левой стороны от входных ворот расположена фреска с изображением двух женских святых. Справа святая великомученица Екатерина Александрийская. День памяти: 7 декабря (24 ноября по старому стилю). Про­ис­хо­ди­ла она из знат­но­го ро­да и от­ли­ча­лась свет­лым умом, уче­но­стью, кра­со­той и символически изображается увенчанная короной. Она также является небесной покровительницей города Екатеринбурга. Очень часто святая великомученица Екатерина изображается вместе со святой великомученицей Варварой. День памяти: 17 декабря (4 декабря по старому стилю). Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. На фреске слева святая великомученица Варвара изображена в одежде, напоминающей русский наряд. Руки, прижатые к груди, символизируют сердечное сопереживание, сокрушение. Святая Варвара - одна из самых почитаемых и любимых святых в России. Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. Кроме того, святая Варвара спасает от нечаянной беды. На простенках между окон в северном притворе также находятся остатки фресковой живописи. На правом простенке кроме штукатурки ничего не сохранилось. Но можно предположить, что фреска была посвящена святой мученице Параскеве, нареченной Пятницею. День памяти: 10 ноября (28 октября по старому стилю). Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. По церковному верованию, святая Параскева считается хранительницей семейного благополучия и счастья, а в сельской местности также покровительницей полей и скота. Ей молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. А вот на левом простенке образ женщины в возрасте, со свитком в руке и характерном одеянии, но изображение лица утрачено. Можно с большой уверенностью утверждать, что на этой фреске изображена святая благоверная княгиня - инокиня Анна Кашинская, т.к. она изображается в схиме. День памяти: 25 июня и 15 октября (12 июня и 2 октября по старому стилю). Считается верной помощницей сирот и вдов и потерявших своих родственников. После того как святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой и запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. В 1908 году была проведена повторная канонизация. В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня. Судя по этому факту, можно предположить, что фрески в церкви Георгия Победоносца с. Камышево были написаны после 1908 или 1909 года.

http://sobory.ru/article/?object=11117

Особым центром почитания Пантелеимона стал Санкт-Петербург, когда под командованием Петра I русские войска одержали две важнейшие морские победы над шведами на Балтике при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году в день памяти великомученика — 27 июля (9 августа н.ст.). Память о первой победе русского флота при Гангуте до сих пор сохраняется на синем воротнике матроски в виде одной из трех белых полосок. В благодарность за небесную помощь Великомученика русскому флоту при Гангуте и Гренгаме в Петербурге повелением Петра был воздвигнут Пантелеимоновский собор, ставший самым большим храмом в честь этого святого в России. Во второй половине XIX века день святого Пантелеимона праздновался как Царский День, поскольку совпадал с днем рождения Императрицы Марии Александровны, и есть даже несколько проповедей святого праведного Иоанна Кронштадтского на этот день. Согласно сохранившимся афонским актам, усиление почитания Целителя Пантелеимона на Руси в XII веке возможно связывать с передачей в 1169 году русскому скиту Богородицы (Ксилургу) на Афоне (илл. 7) " на вечные времена " опустевшей афонской обители Фессалоникийца, которую греки и поныне называют Россикон. Существует аргументированное предположение, что в 988 г., если не ранее, на Святой горе Афон уже существовал монастырь святого великомученика Пантелеимона во главе с игуменом Леонтием Фессалоникийцем, от которого и пошло второе название монастыря, упомянутое в древнейших афонских актах, обитель Фессалоникийца. В хрисовуле византийского императора Андроника Палеолога, датируемом 1312 годом, ктитором «находящейся на св. горе честной обители Россов, чествуемой во имя св. Пантелеимона» назван сербский правитель. Дело в том, что именно в этом древнейшем афонском монастыре возникла и окрепла духовная связь русского и сербского народов. В русском монастыре на Святой горе Афон принял постриг величайший сербский святой — первосвятитель Савва Сербский (в миру царевич Растко, сын царя Стефана Неманича I). В память об этом один из его преемников сербский царь Стефан Душан в 1347 году даровал русской обители в знак благоволения главу святого великомученика Пантелеимона, которая являлась родовой святыней сербского царствовавшего дома, о чем сообщалось в присланном хрисовуле: «Царство мое посвящает обители Россов святую главу святого славного страстотерпца, бессребренника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть, и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов». С этого времени честная глава великомученика неизменно пребывает в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Для этой святыни в монастыре в 1812 году был заложен и в 1819 году освящен вселенским патриархом Григорием V величественный кафоликон в византийском стиле, в алтаре которого находится ковчег с честною главой.

http://sedmitza.ru/text/760471.html

Услышав ненавистное для него имя Спасителя, император заскрежетал зубами и приказал юному христианину немедленно отправляться на помост. Лий, поигрывая мощными бицепсами, встретил своего худенького соперника насмешками и с хохотом стал наступать на него. Святой Нестор оградил себя крестным знамением. Затем произошло невероятное: юноша «схватил великана, как птицу, и сбросил с высокого помоста на острые копья. Упав на них, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом». Народ, изумленный и восхищенный этим чудом, возгласил хвалу Христу Господу. Смерть убийцы-«чемпиона» повергла Максимиана в лютый гнев и стыд. Император приказал немедленно казнить святого Нестора. А когда он узнал, что юноша был ободрен и послан на подвиг святым Димитрием, Максимиан решил обречь его той же смерти, какой умер его «ненаглядный» Лий. Палачи ворвались в темницу к святому Димитрию, когда страстотерпец стоял на молитве, и пронзили его копьями. Так просияли в светлых мученических венцах доблестные подвижники Христовы, святой Димитрий Солунский и ученик его святой Нестор. Верный служитель великомученика Димитрия, святой Лупп собрал на плащаницу кровь, истекшую из его ран, в крови страстотерпца омочил он и его драгоценный перстень – знак достоинства правителя Солуни. Этими святынями, освященными честною кровью великомученика, святой Лупп стал врачевать болящих, которые, услышав о чудесных исцелениях, устремились к нему со всех концов города. Об этом донесли императору, и неистовый Максимиан приказал умертвить и святого Лупа. Так верный слуга последовал в Горнее Царство за великим своим господином. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено в дорожную пыль, на съедение псам и диким зверям, однако ни одна тварь Божия не притронулась к честным останкам страстотерпца. Ночью солунские христиане взяли святые мощи и тайно предали их земле. Когда гонения прекратились, над могилой святого Димитрия был построен небольшой храм. А в VII веке один из поклонников Солунского великомученика решил воздвигнуть на этом месте храм прекрасный и величественный. Прежние постройки разобрали, а когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого Димитрия – совершенно нетленные и источающие благовонное миро. По слову очевидцев, аромат был так силен, что весь город наполнился благоуханием.

http://pravoslavie.ru/49729.html

И когда даже в моменты, сложные для жизни Отечества, мы слышим нападки на Церковь, которая единственная сегодня говорит об этом, то, стало быть, мы имеем дело с врагами, которые хотят разрушить жизнь народа и окончательно всех нас погубить. И к пастырям сегодня обращаюсь: смело свидетельствуйте о правде Божией, идите даже туда, где вас не слушают, находите правильные слова, обращайтесь к людям, бейте в набатный колокол. Иначе погубим вновь свою страну, и не только свою страну. Всякое безразличие, особенно молодежи, к правде Божией — это страшный признак самоубийства. Там, где нет Божией правды, там дебри, там беспамятство, там манипуляции, там потеря жизненной ориентации, там, в конце концов, смерть. А ведь через все это мы уже проходили в кровавом XX веке. Наверное, неслучайно — у Бога ничего не бывает случайным, — что в день памяти святой великомученицы Варвары были созданы российские Ракетные войска стратегического назначения. Эти войска призваны охранять высочайшую ценность — ценность нашей с вами совместной жизни как одного народа. Не бюрократические ценности, не политические структуры, а жизнь народа, жизнь Отечества. Верим, что святая великомученица, которая сама отдала жизнь за высочайшие ценности, молится сегодня о тех, кто стоит на защите Отечества нашего, сохраняя способность нашего народа иметь независимое бытие в рамках исторического Отечества. Как в зарубежных странах, так и в России святая великомученица Варвара является также покровительницей горняков, горной промышленности. Наверное, горняцкий труд — один из самых тяжелых и самых рискованных, но от него зависит благополучие людей. Конечно, каждый за свою работу получает деньги, но какими деньгами можно измерить те огромные риски, когда шахтер опускается в шахту, особенно зная, что многие из его близких, родных, знакомых погибли! Наверное, им двигает не только стремление заработать, но и непреодолимое желание совершить то, к чему он призван, исполнить свой долг. И святая великомученица Варвара является покровительницей всех шахтеров, всех тех, кто работает в горной промышленности, от успехов которой, как известно, во многом зависит благополучие каждого из нас.

http://patriarchia.ru/db/text/1837473.ht...

Память святого Пантелеимона издревле чтится на православном Востоке. Почитание его в Русской Православной Церкви известно уже с начала XII века. Великий князь Киевский Изяслав, в святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в минуту смертельной опасности. В день памяти святого Пантелеимона нашим воинством были одержаны две морские победы при Гангаузе в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году. Много чудес было явлено, когда часть мощей святого была перенесена в Россию в 1862 году. Наконец, все мы помним, с каким благоговением сотни тысяч наших соотечественников встречали честную главу святого великомученика во время принесения ее в пределы Русской Православной Церкви из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон в 1996 и 2000 годах. Тот факт, что эта великая святыня хранится в русской афонской обители, где пред ней денно и нощно совершают молитву наши соотечественники-святогорцы, делает святого Пантелеимона особенно близким нашему православному народу. Частица русского Афона представлена и в нашем первопрестольном граде в виде подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, где также хранится часть честных мощей святого целителя. Так святой Пантелеимон, через Афонский Русский монастырь, стал по сути связующим звеном между Русской Церковью и Святой Горой. Эта связь всегда была очень важной для России и других стран, составляющих область Русской Православной Церкви. Благодаря ей на протяжении столетий русское монашество перенимало лучшие традиции афонского монашества, а многочисленные паломники, посещавшие Свято-Пантелеимонов монастырь, находили утешение в скорбях, укреплялись в вере и возвращались домой, неся в себе частицу афонской духовности, а также особую любовь к святому Пантелеимону. Церковь, особым образом восхваляя подвиг святого целителя Пантелеимона и прочих святых бессребреников, призывает своих верных чад последовать их светлому примеру и с помощью Божией стремиться жертвенно «служить друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1Пет. 4, 10). Такое служение особенно нужно в наш лукавый век, когда в отношениях между людьми все больше ощущается недостаток милосердия и сострадательности, а во главу угла часто ставится холодный расчет и жажда наживы.

http://sedmitza.ru/text/402840.html

Так родился чин поминовения усопших в субботние дни, если не случится в этот день какой-нибудь праздник. Есть родительские субботы. В нашем Типиконе, церковном Уставе есть специальная 13-я глава, она называется: «Аще изволит настоятель в субботу пети Аллилуиа», где прямо указано, как проводить службу, если настоятель в субботу решит особо помянуть кого-то из усопших. Есть некоторые субботы, которые либо возникли исторически в нашей Церкви и с благоговением почитаются нашим верующим народом, либо мудро определены церковным Уставом. Преподобный Сергий Радонежский, благословляя на битву с Мамаем святого благоверного великого князя Дмитрия Донского, благословил его, дал ему в помощь двух воинов-иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю; молился сам во время битвы за павших, называя их по именам. Вскоре после Куликовской битвы благоверный князь Дмитрий Донской повелел в субботу, ближайшую ко дню его тезоименитства, ко дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского, сотворить память всех воинов, убиенных в битве с татарами на Куликовом поле. Так называемая Дмитровская родительская суббота, которая совершается осенью в субботу, ближайшую к памяти великомученика Димитрия Солунского. Позже в эту субботу стали поминать не только воинов, но и всех усопших сродников, расширив и углубив эту благочестивую древнюю традицию. У нас есть традиция поминать усопших на Радоницу – 9-й день после Святой Пасхи. В Светлую неделю, в Пасхальную седмицу вплоть до недели Апостола Фомы, до Антипасхи, у нас нет специальных заупокойных последований, кроме отпеваний, если человек скончается в Светлую седмицу. Святая Церковь настолько живо и непосредственно переживает радость Воскресения Христова, пасхальную жизнеутверждающую радость, что в этот момент кажется неуместным молиться за усопших. Стирается грань между живыми и усопшими в Воскресение Христово. «Смерть, где твое жало?  Ад, где твоя победа? Христос Воскрес, и жизнь жительствует» (Слово Иоанна Златоуста). Когда жизнь жительствует, мы это не только вспоминаем как историческое событие, а ощущаем , что мы к этому причастны, ибо мы члены Церкви, мы тоже члены Тела Христова.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010