Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников . Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

Согласно другому преданию, когда святой Кутман был еще пастухом, он однажды, помолившись, прочертил посохом на земле круг вокруг своих овец и пошел раздобыть немного еды. Возвратившись, Кутман заметил, что ни одна овца не забрела за эту невидимую границу. С тех пор он не потерял ни одной овцы. Вероятно, это чудо произошло в поле рядом с Чидемом, которое на протяжении веков носило название Поле святого Кутмана или Долина святого Кутмана. Говорили также, что большой камень в этом поле, «на котором имел обыкновение сидеть и молиться святой пастух Кутман», обладал чудодейственной силой и исцелял от многих болезней. Святого Кутмана, так любившего молиться в своей церкви, посвященной Господу, почитали в Сассексе, и особенно в Стейнинге, до норманнского завоевания. В грамотах короля Вильгельма Завоевателя город Стейнинг упоминается иногда как «порт святого Кутмана» или «приход святого Кутмана». Со временем часть мощей святого перенесли в монастырь Фекамп в Нормандии, что послужило широкому почитанию святого Кутмана за пределами Англии – в Нормандии и многих других землях, а день его памяти праздновался во многих обителях Европы. Знаменитый немецкий живописец Мартин Шонгауэр (ок. 1440 – 1491) изобразил на одной из своих гравюр святого Кутмана рядом с его тележкой, а в 1658 году болландисты включили житие святого Кутмана, написанное анонимным автором, в многотомный сборник житий святых. В Райпонском соборе в Йоркшире среди резных украшений сидений хоров сохранилась и фигура святого Кутмана с трехколесной тележкой (ок. 1450). В Чидеме, на родине этого святого отшельника, в XVII веке и, возможно, ранее, существовала гильдия в честь святого Кутмана. И хотя стоящая и теперь в Стейнинге церковь (на месте отшельнической жизни подвижника) освящена во имя апостола Андрея, а не святого Кутмана, приход, насколько нам известно, сейчас добивается того, чтобы церковь имела двойное посвящение – апостолу Андрею и святому Кутману. Это здорово, что память об этом святом не изгладили ни века, ни протестантизм, ни секуляризация, что его до сих пор помнят и любят! В церкви, как мы уже упоминали, существует придел святого Кутмана, есть там и два его изображения, а напротив храма стоит статуя святого, выполненная художником Пенни Ривом. И на эмблеме Стейнинга до сих пор изображен святой Кутман, везущий на тележке свою мать. В 1938 году английский драматург из Бристоля, по имени Кристофер Фрай (1907–2005), написал пьесу, посвященную подвижнику, – «Мальчик с тележкой». Приведем отрывок из нее:

http://pravoslavie.ru/34616.html

Болящая Раиса: У меня «Молитвослов» издания 2003 года издания, в который включены выдержки из Евангелия. Там есть про мучеников и про святых. Этим я и ограничиваюсь. Само Евангелие я давно уже не читала. Можно ли этим ограничиться? - Церковь каждый день празднует память того или иного святого - мученика, апостола, пророка, святителя, Христа ради юродивого. Т.е. тот или иной святой обязательно присутствует в богослужении нашей Русской Православной Церкви. Во время Литургии, когда празднуется служба полиелейная и даже иногда славословная, то отдельно ему посвящается и апостольское послание, и Евангельское послание. Это маленькое зачало, т.е. маленький кусочек Священного Писания, которое прочитывается за Божественной литургией. И если Вы в этот день читаете такое зачало, то Вы каждый  день приобщаетесь к памяти того или иного святого и как бы в честь него, послание от него, читаете этот кусочек из Священного Писания, таким образом соединяетесь, молитвенно, с днем памяти этого святого, где подчёркивается его образ жизни. Но Священное Писание независимо от дня памяти того или иного святого, мы должны обязательно читать хотя бы по одной главе из Ветхого Завета, главу из Евангелия и главу из Апостольских посланий. Вот так Оптинские старцы и заповедовали христианам. Это тот духовный минимум, который должен быть у нас. Очень часто я слышу о том, что многие люди говорят: " Мы рабочие люди, нам некогда! " . Я им отвечаю: " Тот, кто хочет, тот ищет средства, а кто не хочет, то ищет оправдания!». Встань на час или полчаса пораньше утром и посвяти это время именно своей душе, а не чему-либо иному. Чтение Священного Писания обязательно должно сопровождать всю нашу жизнь. Об этом епископ Игнатий Брянчанинов так и говорит: «Как телу потребно необходимое количество пищи и пития, так и душе потребно необходимое количество молитв и мыслей из Священного Писания. Пища питает наше тело, а молитва и Священное Писание питает нашу душу». Болящий Сергий из Москвы: Преподобный Симеон Богослов говорит: " Кто не узрит Господа Иисуса Христа в этой жизни, тот не узрит Его и в будущей " . Как это понимать?

http://radonezh.ru/text/15-12-2014-pryam...

2 червня 2009 р. 00:00 2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца [Стаття] Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь и решился стать иноком. 31 травня 2009 р. 19:04 1 июня — день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского [Стаття] 1 июня (19 мая по ст. ст.) празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. 27 травня 2009 р. 15:00 28 мая — Вознесение Господне [Стаття] Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святой Православною Церковью как один из великих праздников, в сороковой день от первого дня Пасхи. 21 травня 2009 р. 19:00 22 мая перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар [Стаття] Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22) мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. 21 травня 2009 р. 00:00 21 мая день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова [Стаття] Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. 6 травня 2009 р. 00:00 6 мая — память великомученика Георгия Победоносца [Стаття] Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

21 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в престольный праздник правого придела собора Свято-Духова монастыря, епископ Иларион совершил в этом соборе Божественную литургию. Владыке сослужило духовенство собора. За богослужением присутствовал митрополит Виленский и Литовский Хризостом, насельники монастыря. По окончании Божественной литургии и праздничного молебна епископ Иларион произнес проповедь, посвященную учению святого апостола Иоанна Богослова о любви. Далее, поблагодарив митрополита Хризостома за приглашение посетить Литву, Владыка Иларион сказал: " После долгого перерыва с большим волнением переступил я порог этого святого храма, совершил эту Божественную литургию. В моей памяти воскресли образы людей, которые уже перешли в мир иной, и с большой радостью увидел я снова тех, кто продолжают жить и трудиться в монастыре во славу Божию " . " Я с радостью посещаю в эти дни храмы Вильнюса и других городов Литвы, – продолжил Владыка Иларион. – Видя, как многое изменилось за прошедшие четырнадцать лет, как те храмы, которые стояли почти в руинах, сейчас отреставрированы и сияют золотыми куполами, видя, как развивается церковная жизнь, как храмы наполняются людьми, как молодежь сплачивается вокруг Церкви, я радуюсь тому, что есть будущее у Православной Церкви в Литве, радуюсь, что Церковь здесь развивается и процветает " . В тот же день епископ Иларион посетил храмы в селах Титувенай, Колайняй и Каунатава, настоятелем которых он служил в 1988-1990 годах. 22 мая, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, епископ Иларион по благословению митрополита Хризостома совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском храме города Тельшяя, настоятелем которого он был в 1989-1990 годах. По окончании литургии и крестного хода Владыка обратился к настоятелю и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове настоятель прихода иеромонах Нестор от своего имени и от имени прихожан тепло приветствовал Владыку, пожелав ему многих и благих лет служения Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/13671.html

- Весной 2023 года исполнится 100 лет со дня монашеского пострига, архиерейской хиротонии святителя Луки и его ареста. Напомните об этих событиях, пожалуйста. - В середине мая 1923 года епископ Андрей Уфимский (Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монашество в честь апостола и евангелиста Луки , который был врачом и художником. По благословению епископа Андрея отец Валентин со своим 16-летним сыном Михаилом уехал в город Пенждикент, где 31 мая епископ Болховский Даниил (Троцкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер) тайно совершили над отцом Валентином хиротонию во епископа. 3 июня, в день памяти равноапостльных Константина и Елены, епископ Лука служил свою первую архиерейскую службу в кафедральном соборе Ташкента, где присутствовали лишь епископ Андрей Уфимский и священник Михаил Андреев. Остальные священники собора покинули город. 10 июня владыку Луку арестовали как сторонника Патриарха Тихона за мнимые сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками. Как твердый защитник Православия владыка передал своей пастве воззвание не поддаваться обновленчеству, хранить чистоту веры. Продолжая свою работу над «Очерками гнойной хирургии», он по ночам работал в кабинете начальника тюрьмы. - 11 июня мы отмечаем сразу три праздника – день памяти святителя Луки, день схождения на Сохотские болота Небоявленного Животворящего Креста Господня, ныне находящегося в селе Годеново, и память иконы Божией Матери «Споручница грешных». 16 июня 2022 года исполнится 400 лет со дня принесения в Корецкий монастырь этой иконы (1622), а в 2023 году – 180 лет с того дня, как икона явила первое чудо (1843). 11 июня 2023 года, если Бог даст, мы отметим 600-летие со дня сошествия Небоявленного Креста Господня. За 40 лет до этого – 640 лет тому назад – в России явилась Тихвинская икона, написанная по преданию святым евангелистом Лукой, в честь которого получил свое имя Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Случайны ли совпадения круглых дат? - У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично. Недаром автобиографическая книга святителя Луки названа по первым словам его фразы «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Это лейтмотив всей его жизни. Советую всем прочитать ( ) или послушать ( ) автобиографию святителя Луки «Я полюбил страдание». Она вас потрясет до глубины души, и вы найдете в ней многие ответы на свои духовные вопросы.

http://radonezh.ru/2022/04/27/krest-gosp...

Стефан, благочестивейший пресвитер и инок, ученик почтеннейшего епископа антиохийского Макария, взявши первую книгу деяний святого третьего собора, ефесского первого, стал читать. Когда он дошел до увещательного слова, которое написано блаженной памяти Кириллом, предстоятелем великого города Александрии, к блаженной памяти императору Феодосию и начинается словами: «что у людей пользуется уважением», и затем прочитал несколько ниже стоящие слова: «утверждение же непоколебимое сего вашего боголюбивого и благочестивейшего царства есть сам Господь наш Иисус Христос , потому что чрез Него цари царствуют и сильные творят правду, как сказано в Писании, ибо воля его всемогуща», тогда Макарий, святейший архиепископ Антиохии, сказал: «вот, государь, я доказал, что в Христе одна воля». В ответ на это представители апостольского престола древнего Рима, некоторые из епископов константинопольского синода и славнейшие судии, вставши, воскликнули следующее: «Макарий, святейший архиепископ города Антиохии, кажется, преувеличенно и неосновательно утверждает на основании прочитанного сейчас текста, что в двух естествах единого Господа нашего Иисуса Христа, то есть, в божеском и человеческом, одна воля. Святейший Кирилл написал эти слова, имея в виду божественное и вседержительное естество Его, которое у Него общее с Отцом и Святым Духом и всемогущее. Потому-то блаженной памяти Кирилл назвал эту волю всемогущею, а не то, чтобы он считал эту волю одною в численном отношении». – Когда прочитана была вся эта книга, благочестивейший император Константин сказал: «пусть будет прочитана и другая книга третьего собора». – И Соломон, боголюбезный диакон и нотарий святейшей патриархии константинопольской, взяв, прочитал сначала до конца. – Тогда благочестивейший император Константин сказал: «на нынешний день, когда окончены деяния святого третьего собора, ефесского первого, для нас достаточно чтения. В следующий день пусть будут прочитаны нам деяния святого четвертого халкидонского собора». ДЕЯНИЕ ВТОРОЕ

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Наиболее значимым для меня было возрождение почитания памяти святого апостола Варфоломея, который пострадал в городе Альбанополе — нынешнем Баку. Согласно церковному преданию, святой апостол Варфоломей претерпел мученическую кончину у подножия Девичьей башни: его сначала распяли, а затем с еще живого содрали кожу и отсекли голову, дабы он прекратил благовествовать Слово Божие. До 1937 года на месте его мученической кончины стояла удивительная по красоте часовня в честь святого ученика Христова. В годы безбожия власти старались стереть память о его подвигах и мученической кончине. Снесли часовню, место засыпали землей, а затем все заасфальтировали. Но все же верующие тайно по ночам приходили к подножию Девичьей башни и читали там акафист святому апостолу Варфоломею. Удалось найти экземпляр акафиста, написанный протоиереем Сергием Городцовым, впоследствии митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем, и напечатанный еще по благословению Святейшего Патриарха Тихона . После моего обращения в Правительство республики мы получили разрешение совершать богослужение на месте мученической кончины апостола. К тому времени были проведены археологические работы, в результате которых был найден сохранившийся фундамент часовни, а также древние строения вокруг самой Девичьей башни. Ежегодно 24 июня, в день памяти святого апостола Варфоломея, при большом стечении молящихся мы совершаем молебен с акафистным пением небесному покровителю Баку. В 2003 году в город была доставлена часть мощей святого апостола Варфоломея. Эта святыня пребывает в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц. Переиздали житие святого апостола и акафист. В 2001 году Азербайджан посетил Патриарх Алексий II, который вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший  Патриарх Московский и всея Руси) освятил кафедральный собор святых Жен-мироносиц после восстановления. Патриарх Алексий дважды посещал Баку — в 2009 и 2010 годах. Проблем было много, но нам не только удавалось открывать приходы, но и строить и восстанавливать храмы. Среди них — соборный храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Гяндже, кафедральный Успенский собор в Махачкале, собор в честь святого Георгия Победоносца в Кизляре. Важно и то, что не просто открывались приходы, строились храмы, но и то, что мы наполняли их людьми.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5354287...

Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово о выборах, которые мы совершаем Предпразднство Богоявления. Слово о подготовке к Таинствам Слово на всенощной под Богоявление Слово об истинном покаянии Слово о неравенстве и предопределении. Память святого преподобного Антония Великого Неделя о блудном сыне Неделя о Страшном Суде Слово в Неделю изгнания Адама из рая Слово на чине прощения Слово в Неделю Торжества Православия Пассия первая. Слово о спасении и святости Пассия вторая. Слово о послушании Пассия третья. Слово об истине Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в Великий Четверг Слово в Неделю апостола Фомы Слово в Неделю о самаряныне. Память святителя Николая Слово на Пятидесятницу Слово в день Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово на Успение Пресвятой Богородицы Слово на беседу Спасителя с богатым юношей Притча о званых на брачный пир Слово о плодах Слово на притчу о гадаринских бесноватых Слово на притчу о милосердном самарянине Слово на день памяти святителя Филарета Московского Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово на исцеление жены согбенной Слово на день памяти святителя Николая Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем.

http://religare.ru/2_95047_1_21.html

Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день – это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь – древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями – в честь родственников, например. Именины обращают нас к одной из наших ипостасей – к личному имени. Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе – сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени. В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя – хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, иризыванием благодати.

http://zavet.ru/a/rss_1087277795.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010