7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины. [Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305–313). Приняв Святое Крещение, девушка решила не вступать в брак, жить в молитве и благочестии. В это время в Александрии был организован пышный праздник с многочисленными жертвами и казнями христиан-мучеников, так как в город приехал сам император Максимин. Святая Екатерина пришла к правителю, исповедала себя христианкой и обличила заблуждения язычников. Пленившись красотой девушки, Максимин пытался разными способами переубедить ее, но, не добившись успеха, приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. После чего император вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Екатерина в очередной раз открыто исповедала веру во Христа и добровольно положила голову под меч палача]. Ил.: Святая Екатерина Александрийская. Гарофало, 1515-1530. - С.4; 31 декабря. Новогодний молебен в храмах. [Новогодний молебен — это особая служба, когда верующие благодарят Бога за милости в уходящем году и испрашивают благословения на год грядущий для себя, семьи, отечества и всего мира. Новогодний молебен совершается либо сразу после литургии, либо за несколько часов до полуночи, а иногда и прямо в полночь. С каждым годом все больше верующих отмечают наступление Нового Года именно так — в храме]. Фото Владимира Ештокина. - С.5. 19 декабря. День памяти святителя Николая. [Однажды святитель Николай уехал по делам в соседний город. Воспользовавшись его отъездом, градоначальник осудил на смерть троих ни в чем не повинных, уважаемых в городе людей. Подкупленный врагами осужденных, он никогда бы не решился на такой неправедный суд в присутствии святителя Николая. Несколько жителей города пришли к святителю и сообщили ему об этой беде. Тот сразу же отправился в обратный путь. На площадь, где обычно производились казни, он успел как раз к тому моменту, когда приговоренные уже стояли на эшафоте и палач собирался отрубить голову первому из них. Весь город знал о несправедливости приговора, но никто не решился заступиться за невинных людей. Святитель Николай, не говоря ни слова, поднялся на эшафот, вырвал меч из рук палача, отбросил его в сторону и развязал несчастных, которые уже простились с жизнью. Народ с ликованием встретил своего архиепископа. Прибыл сюда и градоначальник. Николай с гневом обличил его так, что тот упал на колени и попросил прощения перед всем народом]. Ил.: Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. Илья Репин. 1888. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-248...

19 декабря, в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря, за которой возглавил хиротонию архимандрита Пахомия (Брускова) во епископа Покровского и Николаевского. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви совершил славление у ковчега с частицей мощей Святителя Николая и обратился к верующим с первосвятительским словом. Наместник Николо-Угрешского монастыря игумен Варфоломей преподнес Святейшему Патриарху икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 19 декабря после Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря Святейший Патриарх Кирилл встретился со слушателями проходящих в Москве курсов повышения квалификации для недавно избранных архиереев Русской Православной Церкви. Обращаясь к участникам встречи, Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «В каком-то смысле создание новых епархий — это духовная и интеллектуальная инвестиция, которую Церковь осуществляет в жизнь своего народа в тех местах, которые обойдены всякими инвестициями. У нас вкладывают деньги туда, откуда быстро придет прибыль. А вы начинаете свое служение там, куда деньги обычно не вкладывают, а если вкладывают, то немного. Стало быть, Церковь должна быть первой в этом деле; а ведь то, что мы сейчас делаем, — это действительно инвестиции, потому что начать епархиальную жизнь — это вложить не только свой разум, силы, энергию, но и материальные средства. Для чего? Для того чтобы изменилась жизнь нашей глубинки». 20 декабря в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось расширенное заседание епархиального совета города Москвы. В заседании приняли участие викарные Преосвященные, члены епархиального совета, благочинные, сотрудники Московской Патриархии. С докладами выступили руководители епархиальных комиссий. 21 декабря в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл принял участие в благотворительном вечере в поддержку реализации программы строительства православных храмов в Москве. В своем выступлении Предстоятель Русской Церкви поблагодарил мэра Москвы С.С. Собянина и бывшего первого заместителя мэра В.И. Ресина за поддержку программы.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Рождество Христово. Храм Христа Спасителя 18 января 2012 г. 17:47 Служение Патриарха Кирилла с 1 по 7 января 1 января, в неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, за которой возглавил хиротонию архимандрита Николая (Погребняка) во епископа Балашихинского, викария Московской епархии. За Литургией Предстоятель Русской Церкви также совершил иерейскую хиротонию — в сан священника был рукоположен диакон Павел Карев, выпускник Московской духовной академии, временный клирик храма Спаса Преображения на Песках. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом о глубинных смыслах исторического процесса. «Смысл времени и истории — великий смысл. Проникая в него, человек, реально мыслящий, способный оторваться от стереотипов, навязанных извне, не может не соприкоснуться мыслью своею с вечностью, с Богом», — сказал Святейший Патриарх. Затем во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил архиепископа Можайского Григория орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени. 3 января, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель совершил молитву у раки с честными мощами святителя Петра, пребывающими в алтаре Успенского собора. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом, в котором отметил значение духовного подвига святителя Петра, внесшего неоценимый вклад в дело объединения Руси, для нашего времени. Коснувшись темы православной миссии в современном мире, Предстоятель подчеркнул, что главная задача Церкви состоит в том, чтобы «спасти молодое поколение, пробудить в нем ясное сознание того, что жизнь, которую ему предлагают, — это языческая, безбожная жизнь, разрушающая человеческую личность».

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Святейший Патриарх Кирилл: «Молитвами святителя и чудотворца Николая да хранит Господь землю Русскую и Церковь нашу от всякого зла» 20.12.2023 12:26:25 МОСКВА 19 декабря 2023 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы вспоминаем имя одного из самых близких русскому православному сердцу святыхсвятителя и чудотворца Николая. Действительно, будучи греком, византийцем, ничего, наверное, не знавшим о Руси, этот Божий угодник стал нашим национальным святым. Почти в каждом православном доме после иконы Спасителя и Божией Матери — икона святителя и чудотворца Николая. Откуда это? От каких таких преданий? Особых и преданий нет. Если говорить, откуда, то ответ только один — из нашего личного опыта. Невозможно вешать икону, молиться и поклоняться, не чувствуя связи с тем, кому ты молишься. После Спасителя и Божией Матери русский народ как-то особенно чувствовал связь со святителем и чудотворцем Николаем. Молился ему и в радостях, и в скорбях. И эта традиция особого почитания святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, то есть далекого от Руси града, стала действительно очень важной составляющей нашей духовной жизни. И происходит это не потому, что житие святителя Николая какое-то особое. Почитать жития многих мучеников — так там не меньше подвигов, чем у святителя Николая. Опять-таки, почитание это — только от того опыта, духовного опыта, который каждый имеет и слагает в сердце своем. От молитвы к святителю и чудотворцу Николаю. Он слышит наши молитвы. Он представляется всегда грозным угодником Божиим, потому что боролся с ересями, боролся с арианством, известен своим радикальным способом изгнания Ария и его посрамления. Вот это все свидетельствовало о его горячей вере, о его бескомпромиссности, о его силе духа, о его жертвенности, о его мужестве и смелости. И, наверное, все это так было близко нашему народу, который на протяжении всей своей истории сталкивался со множеством трудностей и опасностей, опасностей, которые бросали вызов самому существованию нашего народа. И, наверное, житие святителя Николая так было созвучно духовной жизни, нашему разумению, нашим сердечным чувствам, что он стал первым святым для каждого русского человека. Еще раз скажу, что в красном углу и в городах, и в селах после иконы Спасителя и Божией Матери всегда висела и висит икона святителя и чудотворца Николая. Вот этот опыт, а иначе объяснить нельзя, духовный опыт ответа на нашу молитву святого угодника Божия, лишь он лежит в основе личного поклонения сему святому каждого, кто с душевным трепетом, с любовью и с глубокой верой воспринимает его жизнь, его труды и ответ на те молитвы, которые мы к нему обращаем.

http://radonezh.ru/2023/12/20/svyateyshi...

22 мая Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, из Мир Ликийских в Бар. В этот день мы публикуем свидетельства наших современников о чудесной помощи святителя. «Вы все равно не поймете, что это за высота» Приблизительно в 1955–1957-м гг. я служил в Николо-Кузнецком храме, что между станциями метро «Павелецкая» и «Новокузнецкая». В те годы приходилось крестить за раз не менее сорока человек. И вот как-то в воскресный день, во время таинства Крещения, ко мне подошёл отец крещаемого ребенка и сказал: «У меня, батюшка, к вам есть вопрос, который мне хотелось бы разрешить». Я ему отвечаю: «К вашим услугам, но только после Крещения». Когда я закончил крестить, молодой человек подошел ко мне и рассказал такую историю: – Мне по долгу службы, надлежало проводить некие эксперименты на огромной высоте. – И он начал вдруг мне пытаться объяснить, какая это запредельная высота. – Нет-нет, вы все равно не поймете, что это за высота. Но на этой высоте мне нужно было провести некие эксперименты. И я вдруг с этой высоты сорвался, чудесно задержавшись в падении, запутавшись в проводах. Далее он с неким стоном произнёс: – О, нет! Вообще-то задержаться там было невозможно! Но в самый момент падения перед моими глазами вдруг предстал некий старичок – согбенный, с палочкой в руке, – который сказал мне: «Подтянись, перехватись руками...». И вот, всем этим я обязан тому, что сейчас живым стою перед вами. У меня остался только один вопрос: я не знаю, кого мне благодарить... Я сказал ему: «Вот ваш спаситель, его и благодарите» Поскольку по описанию это был согбенный старичок с палочкой, я отвёл молодого человека в угол нашего храма, где находилась в киоте большая икона преподобного Серафима Саровского. Подошли мы к этой иконе, я говорю ему: «Глядите!» Он посмотрел: «Нет... Это было настолько мгновенно, что я, по-видимому, ничего не удержал в памяти...». Тогда я его развернул и по диагонали властно повёл вперед, к алтарю, к клиросу, отделенному от храма высокими иконами. Одна из них изображала святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

http://pravoslavie.ru/131250.html

" Он всегда сохранял доброжелательность в общении, был мягок и приветлив, однако, когда дело касалось серьезных, исторических моментов, улыбка исчезала с его лица, он становился воплощением многолетнего опыта, помноженного на редкое умение сочетать в себе многогранность образованности, простоты и мудрости " , - вспоминает о Предстоятеле Коптской Церкви Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев) 26 марта 2012 г. Хиротониия Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского, состоялась 18 марта 330 лет назад.  О Холмогорах мы чаще вспоминаем в связи с именем Михаила Ломоносова, 300-летний юбилей которого не так давно отмечался в России.  19 марта 2012 г. 02:30 16 ноября скончался митрофорный протоиерей Алексий Моздор, старейший клирик Ставропольской епархии. В последние годы он совершал служение в качестве заштатного клирика Крестовоздвиженской церкви. 16 ноября в Ставрополь был принесен Пояс Пресвятой Богородицы, и, когда начался молебен в Казанском кафедральном соборе, поступило сообщение о кончине протоиерея Алексия Моздора. Сонм священнослужителей, прибывших на поклонение Поясу Божией Матери, почтил почившего собрата чтением Евангелия и заупокойными молитвами. Протоиерей Алексий похоронен у алтарной части Свято-Игнатьевского кладбищенского храма. 4 марта 2012 г. 01:00 На 62-м году жизни скончался настоятель храма Святителя Николая в Вероне протоиерей Борис Развеев. Находясь на служении в Италии, протоиерей Борис всегда был на связи с оставшимися в России и при первой возможности приезжал к своей пастве. Последнюю свою Литургию отец Борис совершил 16 января 2011 года в храме Святителя Николая в Вероне. Потом он посетил Святую землю, где молился у Гроба Господня в Иерусалиме и в Вифлееме. Израильские врачи поставили ему диагноз «рак четвертой степени» и признали свое бессилие. Батюшка понимал положение и решил вернуться в Россию. Последние недели жизни он провел в Самаре 4 марта 2012 г. 01:00 В день памяти Патриарха-мученника строительную площадку будущего храма в его честь освятил Предстоятель русской Церкви Антонина Мага 2 марта 2012 г. 11:00 Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/tags/pamyat/page/47/

И, не желая отречься от Христа, — ты вдруг Его утратишь в результате какого-то постороннего прикосновения к тебе или к твоей пище… Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , отвечая на беспокойство в связи с навязыванием людям налоговых номеров, напомнил азы христианской веры: «Запомни и уясни для себя волю Божию: сыне, даждъ Ми твое сердце (ср.: Притч.23:26 ) – не паспорт, не пенсионное удостоверение, не налоговую карточку, но сердце. Вот зачем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием — кому мы в жизни служим, чем живем… Наше сопротивление грядущему страху одно-единственное — наша вера в Бога, наша жизнь по вере. А все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят в жизнь и потому входят, что нет живой веры, нет доверия Богу. И все это вражье вытесняет спокойствие духа и благонадежие. Живи же спокойно, молись Богу и доверяй Ему. Господь ли не знает, как сохранить своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему. Кто и как будет отвечать перед Богом? Судится Богом человеческое произволение» О том же сказано в Заявлении Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 г.: «Мы хотим ясно заявить: не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви. Ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к Таинствам церковным. Святой апостол Петр пишет: кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго”? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением ( 1 Пет.3:13–15 ). Вопреки традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому “печать зверя” ставится на тех, кто сознательно уверует в него “единственно ради ложных его чудес” (Святитель Иоанн Златоуст ).

http://sueverie.net/pochemu-xristiane-ne...

Многие специалисты, работающие с вычислительной техникой, уверяют нас: использование знака цифры 6 в качестве разделительной линии не имело никакой необходимости. Из этого можно сделать вывод: сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода, широко используемой сегодня в статистике, торговле, учете движения товаров и во многих иных сферах, — избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка. Озабоченность данным вопросом уже выражали многие православные общины мира, в частности Элладская Церковь. Видя всю сложность проблемы, Священный Синод тем не менее обращается к пастырям и пастве с призывом хранить христианское трезвомыслие. Беспокойство, порождаемое у вас действиями власти, разделяется церковным Священноначалием, ибо, в конце концов, речь идет о защите права верующих жить в соответствии со своими религиозными убеждениями. Впрочем, при этом мы хотим ясно заявить: не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви. Ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к Таинствам церковным. Святой апостол Петр пишет: “Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пет. 3,13-15). Некоторые пастыри самовольно включили вопрос о принятии налогового номера в число вопросов, задаваемых на исповеди, а отказ от налоговой регистрации поставили в качестве условия допущения к Святому Причастию. Пытающимся связывать идентификационные номера с “печатью антихриста” напоминаем, что в святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа. По слову Ипполита Римского, “та печать будет гласить: " Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую " ”, Так же говорит и преподобный Нил Мироточивый: “На печати же написано будет следующее: " Я твой есмь " — " Да, ты мой еси " ”. Вопреки этой традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому “печать зверя” ставится на тех, кто сознательно уверует в него “единственно ради ложных его чудес” (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Поскольку путешествие святителя в Палестину всегда датировалось примерно 300 г, т.е. временем, когда Крест еще не был найден святой царицей Еленой, а храм Воскресения Господня не был построен, хронология жития архиепископа Николая вступала в явное противоречие с церковной историей. Ситуация прояснилась после открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, ставшего архиепископом ликийского города Пинара при императоре Юстиниане I и скончавшегося 10 декабря 564 года. В них подробнейшим образом описываются два его путешествия в Святую Землю. Оказалось, что паломничество св. Николая Пинарского в Палестину было целиком перенесено в жития святителя Николая Мирликийского. " Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами ( " Смешанное житие " , " Ликийско—александрийское житие " и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII—IX вв. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А. Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в Cod. Mosq. GIM gr. 378, XI в., лл. 36—54). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно " узаконив " ошибочное смешение житий двух Николаев " . Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869—1873 гг., и именаблюдениямителей – Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая, – заимствованы из жития святителя Николая Пинарского. Древнейшие тексты жития святителя Николая Пинарского, восходят к VI веку. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь. Оттуда родом оказался и эпизод о трехчасовом стоянии младенца Николая в крещальной купели .

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

муч. Фостирия, а не 70 ап., 5 янв. Павла Фивейского, нет Обновления, Кассиана и Венедикта; есть три итало-сицилийских свв. С месяцесловом греческих Студийских Миней не сходится часто месяцеслов западных Студийских уставов, который, исключая Криптоферратский, ближе их к Иерусалимскому уставу. В месяцеслове Николо-Касулянского Тип. (см. выше, стр. 402), указывающем памяти не на все дни, есть Обновление 13 сен.; есть западные памяти; местные особенности, 7 дек. отдание св. Николаю; 8 дек. предпразднство Св. Анны. Милийский месяцеслов колеблется между Студийским, Евергетидским и Иерусалимским типами; имеет памяти, ни в каких других месяцесловах не находящиеся, несколько западных древних. Месяцеслов в Студийско-Алексиевском уставе еще ближе к Иерусалимскому. Он не одинаков в разных списках устава (см. выше, стр. 361). В древнейшем списке Студийско-Алексиевского устава Моск. Типогр. библ. XI–XII b. нет месяцесловной части, но она заменяется Кондакарем, где, очевидно, приведены только святые, имеющие кондаки; всего 105 дней; все памяти в нынешние числа, но из русских и слав. свв. нет ни одного. Месяцеслов в Студ.-Ал. уст Моск. Синод. библ. XII b. тоже неполный: ок. 160 дней; все памяти нынешние с добавлением нескольких Студийских отцев, но нет 12 памятей Кондакаря и таких обычных, как свв. 21–24 дек. (должно быть, из-за предпразднства), 8 февраля Феодора Стратилата, 1 апр. Марии Египетской, 9 мая Исаии, 2 июня Никифора Константинопольского., 18 авг. Флора и Лавра, 25 авг. ап. Варфоломея; из слав и русс. свв. только 24 июля Бориса и Глеба. Более этих редакций носит печать константинопольского происхождения уст Моск. Синод библ. 1398 г. так 20 окт. святые, только в Тип. Великой церкви; 5 июня и 7 авг. памяти избавления от врагов; 14 авг. Обновление храма вполне по чину Великой церкви; памяти на все дни; есть 3–4 памяти, неизвестные никаким другим месяцесловам: из русских святых Владимира, Ольги, Бориса, Глеба, прп. Феодосия, Леонтия Ростовского; есть также Мефодия еп. Моравского 20 июня, мч.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010