Словом, добиться от Фотия согласия на прославление неведомого ему русского монаха не удалось. Русь оказалась у Фотия под подозрением, и вместе с ней ее монашество. Неласковый прием, к примеру, встретил тогда у митрополита преподобный Павел Обнорский. А сомнения по поводу святости русских подвижников митрополиты-греки выражали всегда, с тех самых пор как Русь крестилась и стала «обзаводиться» собственными святыми. Косвенное свидетельство отказа Фотия прославить Сергия и тогда, и позднее — эпизод Жития с обретением мощей в 1422 г. Фигура митрополита в этом нерядовом для Русской Церкви событии отсутствует (впрочем, этому могут быть и другие объяснения). Вероятно, не дождался Никон и денег на возведение каменной церкви. После разгрома 1408 г. князья вынуждены была возобновить уплату дани Орде, на иное русского серебра пока не хватало. После нескольких лет запустения на церковном месте монастыря пришлось вновь ставить деревянный храм. Его освящение состоялось в день памяти Сергия 25 сентября 1412 г. (по другим данным, 1411-го). Но это событие Никон и его единомышленники обставили так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в святости Сергия.  Главными действующими лицами подготовки прославления Сергия стали, помимо Никона, Епифаний Премудрый, монах-иконописец Андрей Рублев, и звенигородский князь Юрий Дмитриевич, крестник и большой почитатель Сергия. После литургии и освящения храма Епифаний прочитал перед всеми, кто собрался в монастыре на торжество, свое «Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию», только что написанное. Это довольно объемное произведение предварило создание полноценного Жития, которое Епифаний написал несколько лет спустя. «Слово похвальное» вошло в него заключительной частью. Автор похвалы без колебаний называет Сергия святым, блаженным и преподобным. Он сообщает всему миру, что Сергия «следует прославить», потому что Бог его уже прославил многими чудесами. Что сделать это нужно не ради самого старца: «ведь похвала Сергию не ему пользу принесет, а для нас спасением будет духовным». Кого требовалось убеждать в этом? Из русских — вероятно, мало кого. «Партия прославления Сергия» рассчитывала, что Епифаниевы слова достигнут слуха митрополита и его ближайшего греческого окружения. Вероятно, книжник напрямую спорил в своем сочинении с Фотием, который ссылался на неизвестность Сергия: «Бог прославил угодника своего… и в дальних краях, и у всех народов от моря и до моря не только в Царьграде, но и в Иерусалиме» (где сам Епифаний, вероятно, побывал незадолго до того).

http://radonezh.ru/analytics/proslavleni...

Святой благосоловил наше воинство на брань, но одновременно он был великим миротворцем. Вот что говорится в документе: " Наряду с огромной духовной работой, Радонежский игумен часто оказывал решающее влияние и на ход чисто земных событий. Среди его деяний – замирение враждующих князей, предотвращение церковных нестроений. Неоднократно паломничества преподобного в обособленные от Москвы княжества носили характер дипломатических миссий и приводили к созданию прочного государственного союза русских земель. Святой старец стоял у истоков русской монархии, приняв завещание Димитрия Донского, где оговаривался принятый впоследствии порядок престолонаследия от отца к сыну " . Иметь дар различения времен, понимать, когда Господь ждет от твоего народа и от тебя лично слова примирения, слова милости, а когда возникает угроза сохранению веры и значит, нужно противостоять тем, кто такую угрозу несет, – вот такой дар иметь очень важно и для современного правителя, и для современного народа. Этот дар дается не только человеческой мудростью, потому что человеческую мудрость Господь многажды в истории XX века посрамлял. Он дается Самим Богом, он дается через богомыслие, он дается через духовный подвиг, он дается через открытость души человека к высшей Божией Истине. Об этом еще не раз скажут наши церковные иерархи, священники, миряне в год, посвященного памяти преподобного Сергия. Очень хочется надеяться, что наши миряне, наш церковный народ примут всем сердцем и всем своим подвигом участие в предстоящих торжествах. Как я уже сказал, в разных епархиях проводятся конференции, круглые столы, во время которых люди могут сказать о том, как они видят сегодня миссию, связанную с подвигом преподобного Сергия, и что из этого подвига должно вдохновить нас в современных условиях. Будут совершены торжественные богослужения, в которых, конечно, люди призываются принять участие в разных местах. Центром торжеств, конечно, станет обитель преподобного – Свято-Троицкая Сергиева лавра. Но за два дня до самого дня памяти преподобного, 16 июля, из Радонежа в Троице-Сергиеву лавру пойдет крестный ход, в котором призываются принять участие все желающие, все наши миряне, а для кого возможно – и священнослужители. Как вы знаете, за день до дня памяти преподобного Сергия Радонежского совершается память святых Царственных страстотерпцев, и эта память тоже будет почтена участниками крестного хода во время особого богослужения.

http://religare.ru/2_104309.html

Святой благосоловил наше воинство на брань, но одновременно он был великим миротворцем. Вот что говорится в документе: «Наряду с огромной духовной работой, Радонежский игумен часто оказывал решающее влияние и на ход чисто земных событий. Среди его деяний — замирение враждующих князей, предотвращение церковных нестроений. Неоднократно паломничества преподобного в обособленные от Москвы княжества носили характер дипломатических миссий и приводили к созданию прочного государственного союза русских земель. Святой старец стоял у истоков русской монархии, приняв завещание Димитрия Донского, где оговаривался принятый впоследствии порядок престолонаследия от отца к сыну». Иметь дар различения времен, понимать, когда Господь ждет от твоего народа и от тебя лично слова примирения, слова милости, а когда возникает угроза сохранению веры и значит, нужно противостоять тем, кто такую угрозу несет, — вот такой дар иметь очень важно и для современного правителя, и для современного народа. Этот дар дается не только человеческой мудростью, потому что человеческую мудрость Господь многажды в истории XX века посрамлял. Он дается Самим Богом, он дается через богомыслие, он дается через духовный подвиг, он дается через открытость души человека к высшей Божией Истине. Об этом еще не раз скажут наши церковные иерархи, священники, миряне в год, посвященного памяти преподобного Сергия. Очень хочется надеяться, что наши миряне, наш церковный народ примут всем сердцем и всем своим подвигом участие в предстоящих торжествах. Как я уже сказал, в разных епархиях проводятся конференции, круглые столы, во время которых люди могут сказать о том, как они видят сегодня миссию, связанную с подвигом преподобного Сергия, и что из этого подвига должно вдохновить нас в современных условиях. Будут совершены торжественные богослужения, в которых, конечно, люди призываются принять участие в разных местах. Центром торжеств, конечно, станет обитель преподобного — Свято-Троицкая Сергиева лавра. Но за два дня до самого дня памяти преподобного, 16 июля, из Радонежа в Троице-Сергиеву лавру пойдет крестный ход, в котором призываются принять участие все желающие, все наши миряне, а для кого возможно — и священнослужители. Как вы знаете, за день до дня памяти преподобного Сергия Радонежского совершается память святых Царственных страстотерпцев, и эта память тоже будет почтена участниками крестного хода во время особого богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/3642394.ht...

На особое значение Троицкого собора, как избранного места прославления Пресвятой Троицы в России, указывает и видение над собором огненного столпа 25 сентября 1608 года. В ночь под память Преподобного Сергия над монастырем разгорелось такое светлое зарево, что думали, начался пожар. Когда иноки вышли из келий, то увидели «над главою церкви Святой Живоначальной Троицы столп огненный, стоящий даже до неба [...]. По малом времени столп огненный начал нисходить, свился в огненное облако и вошел через окно над дверью в церковь Святой Троицы» (1, с. 134). Подобное явление уже было ранее в истории христианской Церкви перед взятием Царьграда турками. Но тогда огненный столп ушел из Константинопольского храма на небо, предвещая этим оскудение благодати и гибель города. Снисхождение огненного столпа на Троицкий собор в день памяти Преподобного Сергия является противоположным пророчеством: если мы идем за Преподобным Сергием, если мы ученики его, то благодать Божия сохранит нас в единстве любви и веры. 3. Учитель богословия Богословием в древности называлось учение о Троице. Троица – единственный предмет богословия. Поэтому те немногие святые, которые получили именование «Богословов», Иоанн Богослов, Григорий Богослов , Симеон Новый Богослов , были богословы как особливые учители Троичности (40). К особливым учителям Троичности можно отнести и святителя Григория Паламу и Преподобного Сергия, хотя именование «Богословов» не закрепилось за ними. Каждый из богословов Троичности внес свою лепту в церковную сокровищницу: Иоанн – откровение неизреченных тайн Превечного Совета Троицы; Григорий – завершительные вероопределения догмата о Святой Троице; Симеон – учение об обожении человека через стяжание благодати Святого Духа и озарение Троическим светом; Григорий Палама – учение об общей благодати (энергии) Трех Лиц Пресвятой Троицы и об обожении человека через причастность Божией благодати нетварному Свету (5). Исследователи указывают, что учение святого Григория Паламы об общей благодати Пресвятой Троицы глубоко занимало «Преподобного Сергия и для осведомленности в нем он посылал в Константинополь своего доверенного представителя, одного из близко стоявших к нему учеников – Афанасия, игумена Высоцко-Серпуховского монастыря» (28, с. 12; 42, с. 14). Но паламизм послужил лишь основой богословия Преподобного Сергия. Область его собственного богословского осмысления тайны Пресвятой Троицы была иная – христианская нравственность в ее соотнесенности с основами веры. Преподобный Сергий своей деятельностью раскрыл, что духовные устои человека коренятся в благодатной причастности жизни Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона Преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. Затем Святейший Владыка направился в Троицкий собор, где поклонился мощам Преподобного Сергия Радонежского и иконе Святой Троицы. У Троицкого собора состоялась беседа Его Святейшества с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим всероссийским праздником — памятью святого Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Каждого из нас Преподобный приводит особым путем к его целебным мощам: одни идут сюда с сомнениями, с любопытством при полном отсутствии веры; другие идут как к последнему прибежищу, где можно получить ответ на самый главный вопрос своей жизни и испросить помощь в самых, может быть, тяжких жизненных обстоятельствах. Но с каким бы чувством и с какими бы намерениями (кроме, конечно, намерений злых) человек ни приходил к святым мощам, он уходит иным — не тем, кем он пришел, потому что Преподобный Сергий источает великую благодать. Через его мощи, через его тело Господь дарует нам Свою силу, потому что Преподобный Сергий уподобился Богу еще при земной жизни, и сегодня он вместе с Ним в Небесном Царстве. Но не может человек, любивший так сильно других людей на земле, забыть о них после смерти. Его любовь продолжается. И Преподобный Сергий любит нашу страну — единую историческую Русь; он любит народы, которые населяют это великое единое духовное пространство, он отвечает на молитвы тех, кто помнит его святое имя. И сегодня, быть может, как никогда, мы просим Преподобного не отвращать свою милость от страны нашей, от народа нашего, от всех тех, кто сегодня сталкивается с трудностями, ибо многие и многие трудности встречаются сегодня на пути людей.

http://patriarchia.ru/db/text/697541.htm...

– Полный текст доклада: Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 225–253. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Судьба главы преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 2001. 4. С. 33–53. Антоний, архимандрит. Слово на день памяти преподобного Сергия// Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией. 1892. Ноябрь. С. 247–251. Перепеч.: Торжественное празднование 500-летия преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца (25 сентября 1892 года). М., 1892. С. 58–61. Антоний, митрополит сурожский . Преподобный Сергий Радонежский//Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 34. Антонов М. Всему миру свет (Обзор литературы, вышедшей к 600-летию со дня преставления преподобного Сергия Радонежского)//Журнал Московской патриархии. 1993. 5. С. 107–111. Арсений, иеромонах. О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя, преподобного Сергия//Летопись занятий Археографической комиссии. 1876–1877 гг. Вып. 7. СПб., 1884. С. 139–175. – Отд. изд.: СПб., 1877. Архангельский А. Печальник земли Русской преподобный Сергий и основанная им обитель Троице-Сергиева лавра. М., 1895. Ахлюстина М. А. Сергий Радонежский (о нравственном воздействии личности на исторический процесс)//Исторические чтения. Материалы научных конференций. Вып. 7–8. Христианство на Урале (2000). Вдали от столиц: страницы городского быта (2001). Краеведение как явление культуры (2003). Челябинск, 2004. С. 28–34. Балашов Д. М. Ветер времени. Роман//Север (Петрозаводск). 1987. 5. С. 2–60, 6. С. 11–68, 7. С. 4–60, 8. С. 4–53. Балашов Д. Похвала Сергию. Роман//Наш современник. 1991. 9. С. 6–46; 10. С. 67–114; 11. С. 20–68. Перепеч.: Балашов Д. М. Похвала Сергию. Исторический роман о Сергии Радонежском. М., 1997. Балашов Д. М. В обители//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 256–301 [перепеч. из: Балашов Д. М. Ветер времени. Петрозаводск, 1988. С. 33–76]. Бахметева А. Н. Преподобный Сергий, радонежский чудотворец//Московский журнал. 1992. 7. С. 3–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сохранились многие примеры из жизни, когда люди в знак особой благодарности Богу за сохранение и продление жизни стали праздновать память святого, которому молились об избавлении от смерти или чья память совершалась в день их спасения в самых разных обстоятельствах (военное сражение, авария, ситуация, опасная для жизни). Считается, что у сербов очень распространена Слава в честь святителя Николая Чудотворца . Существует даже такое выражение: «В день памяти святителя Николая одна половина сербов празднует эту Славу, а вторая идет к ним в гости». В истории описан интересный пример празднования черногорским племенем Васоевичи памяти русского святого – благоверного князя Александра Невского . По преданию, люди из племени Васоевичей молитвенно обратились к святому Александру Невскому за помощью в борьбе против турок и, получив ее, стали в благодарность отмечать день памяти этого русского святого-воина как Славу своего рода. Память о значительной помощи русских святых бережно сохраняется в сербском народе, а в последнее время можно даже встретить обычай празднования Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского , Сергия Радонежского , блаженной Матроны Московской . Есть храмы, где в качестве храмовой Славы совершается память святой Царской семьи . Память о русских святых бережно сохраняется в сербском народе, можно встретить празднование Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского , Сергия Радонежского Совсем недавно прихожанка монастыря Михольска Превлака (некогда древней лавры) близ города Тиват в Черногории рассказала, что ее прислава – день памяти преподобного Серафима Саровского , которому она благодарна за то, что 15 января, когда русский святой отошел ко Господу, по ее горячей молитве он спас ее от неминуемой смерти в автокатастрофе. Обратившись к истории, мы вспомним события Первой мировой войны. Она была победоносной для сербов, но буквально обескровила страну, ведь в ней погибло почти две трети мужского населения. В особенно решающий и трудный момент для сербской армии, когда она с огромными потерями вынуждена была отступить на греческий остров Корфу, союзники не оказали ей никакого содействия и остались равнодушными к страданиям героических сербских воинов. И тогда в это дело решительно вмешался Русский Император Николай II и заставил союзников прислать корабли для спасения сербов и возвращения их на родину. Во время пребывания на Корфу многие сербы взяли в качестве заветной Славы память преподобного Спиридона Тримифунтского в благодарность за свое спасение от верной смерти.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/krestnaj...

Со смирением принял Никон повеление от Преподобного и с поспешностью отправился к блаженному Афанасию. Но тот, видя его молодость, сказал ему: «Ты не можешь быть иноком, иночество – дело великое, ты молод, а правила старцев суровы». Со слезами просил его Никон, чтобы он принял его, обещая безропотно нести все труды и терпеть все сопряженные с иноческой жизнью трудности. Глядя на его слезы и непреклонное желание, преподобный Афанасий принял юного Никона и в скором времени облек в иноческий чин. Под руководством этого опытного наставника Никон прилежно упражнялся в молитвах, преуспевая в добродетелях смирения и кротости, в подвиге поста, в неусыпном бдении над собою, усердно поучаясь в Божественном Писании и святоотеческих творениях. Ввиду такого прилежания, Никон, по желанию Афанасия, был удостоен священного сана и, как следовало ожидать, по принятии священства стал еще более ревностным в своих благочестивых подвигах. Затем, пробыв в обители преподобного Афанасия еще какое-то время, Никон опять возгорелся неудержимым желанием видеть Преподобного Сергия, чтобы получить от него хотя бы благословение и наставление. Придя в Лавру и увидев Преподобного, он с горячими слезами припал к его стопам и просил у него благословения. И Преподобный Сергий не только с радостью принял его как посетителя, но и оставил в своей обители и удостоил великой радости, поместив с собой в одну келью. Наконец-то исполнились заветные мечты и желания преподобного Никона: он оказался вблизи Преподобного Сергия, стал его наперсником! Любвеобильное сердце Преподобного Сергия было открыто для Никона, служа для него как бы неким дивным источником благодатного света и мира. Также и сердце Никона было открыто для его духовного отца, ибо без сомнения и колебания исповедовал и открывал Преподобному Сергию его ученик все свои помыслы и намерения. И так, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих благочестивых подвигах показывал обильные плоды добродетелей. Преподобный Сергий, прозревая имевшую воссиять в нем благодать, пожелал оставить Никона настоятелем вместо себя, для чего сперва поставил его своим помощником. И это новое служение, как и все иные, Никон проходил со всем усердием, постоянно проявляя неусыпное попечение о послушниках обители, так что, видя его трудолюбие и внимательное отношение к братии, Преподобный Сергий радовался духом. А за шесть месяцев перед своей кончиной он призвал Никона и перед всеми вручил ему настоятельство над братией.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

21 мая 2005 года в день памяти апостола Иоанна Богослова Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел освятил престол в храме Воскресения и Крест для купола часовни Прп.Сергия Радонежского. 3 сентября 2005 года состоялся первый Крестный ход вокруг города Теплодара с мощами святителя Николая Чудотворца. 13 сентября 2005 года архиепископ Почаевский Владимир передал в дар монастырю икону преп. Ивова Почаевского и икону преп. Амфилохия Почаевского с частицами их мощей. 26 сентября 2005 года первый - престольный праздник в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 8 октября 2005 года - установление и освящение иконы - мозаики Прп. Сергия Радонежского на часовне. Но чья-то злая рука в этот же период времени разбивает лампаду у иконы Сергия Радонежского, а саму икону забрасывают комьями грязи. 10 ноября 2005 года освятили и подняли Крест над центральным куполом храма Воскресения в день памяти преподобного Иова Почаевского. 5 декабря 2005 года игумения Елисавета Гефсиманского монастыря Марии Магдалины РЗЦ в Иерусалиме передала в дар обители мощи прпмц. Княгини Елисаветы и прпмц. Варвары. 14 декабря 2005 года схиархиепископ Алипий передал в дар монастырю частицы мощей: прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского, свт. Луки Крымского, свт. Патриарха Тихона, свт. Игнатия Брянчанинова , свт. Алексея Карпаторусского. 1 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил купола и кресты храма Воскресения. В этот же день владыка совершил первый постриг в рясофор послушницы монастыря. 22 марта 2007 года Высокопреосвященнейший Агафангел Митрополит Одесский и Измаильский во время всенощного бдения совершил постриг в малую схиму трех насельниц монастыря. 18 ноября 2007 года Крестным Ходом по маршруту Афон – Греция – Бари (Италия) – Одесса прибыла чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», писанная для монастыря на Святой Горе Афон. 15 мая 2008 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил икону свв.Бориса и Глеба и Голгофский Крест, установленные на въезде в наш город. Сегодня, возрождая традиции монастырской жизни по принципу взаимодополнения труда и молитвы в аскетическом делании, матушки монастыря трудятся в просфорне, на монастырской кухне, швейной мастерской, на небольшом участке огородных грядок и сада.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010