По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона Преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. Затем Святейший Владыка направился в Троицкий собор, где поклонился мощам Преподобного Сергия Радонежского и иконе Святой Троицы. У Троицкого собора состоялась беседа Его Святейшества с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим всероссийским праздником — памятью святого Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Каждого из нас Преподобный приводит особым путем к его целебным мощам: одни идут сюда с сомнениями, с любопытством при полном отсутствии веры; другие идут как к последнему прибежищу, где можно получить ответ на самый главный вопрос своей жизни и испросить помощь в самых, может быть, тяжких жизненных обстоятельствах. Но с каким бы чувством и с какими бы намерениями (кроме, конечно, намерений злых) человек ни приходил к святым мощам, он уходит иным — не тем, кем он пришел, потому что Преподобный Сергий источает великую благодать. Через его мощи, через его тело Господь дарует нам Свою силу, потому что Преподобный Сергий уподобился Богу еще при земной жизни, и сегодня он вместе с Ним в Небесном Царстве. Но не может человек, любивший так сильно других людей на земле, забыть о них после смерти. Его любовь продолжается. И Преподобный Сергий любит нашу страну — единую историческую Русь; он любит народы, которые населяют это великое единое духовное пространство, он отвечает на молитвы тех, кто помнит его святое имя. И сегодня, быть может, как никогда, мы просим Преподобного не отвращать свою милость от страны нашей, от народа нашего, от всех тех, кто сегодня сталкивается с трудностями, ибо многие и многие трудности встречаются сегодня на пути людей.

http://patriarchia.ru/db/text/697541.htm...

– Полный текст доклада: Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 225–253. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Судьба главы преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 2001. 4. С. 33–53. Антоний, архимандрит. Слово на день памяти преподобного Сергия// Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией. 1892. Ноябрь. С. 247–251. Перепеч.: Торжественное празднование 500-летия преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца (25 сентября 1892 года). М., 1892. С. 58–61. Антоний, митрополит сурожский . Преподобный Сергий Радонежский//Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 34. Антонов М. Всему миру свет (Обзор литературы, вышедшей к 600-летию со дня преставления преподобного Сергия Радонежского)//Журнал Московской патриархии. 1993. 5. С. 107–111. Арсений, иеромонах. О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя, преподобного Сергия//Летопись занятий Археографической комиссии. 1876–1877 гг. Вып. 7. СПб., 1884. С. 139–175. – Отд. изд.: СПб., 1877. Архангельский А. Печальник земли Русской преподобный Сергий и основанная им обитель Троице-Сергиева лавра. М., 1895. Ахлюстина М. А. Сергий Радонежский (о нравственном воздействии личности на исторический процесс)//Исторические чтения. Материалы научных конференций. Вып. 7–8. Христианство на Урале (2000). Вдали от столиц: страницы городского быта (2001). Краеведение как явление культуры (2003). Челябинск, 2004. С. 28–34. Балашов Д. М. Ветер времени. Роман//Север (Петрозаводск). 1987. 5. С. 2–60, 6. С. 11–68, 7. С. 4–60, 8. С. 4–53. Балашов Д. Похвала Сергию. Роман//Наш современник. 1991. 9. С. 6–46; 10. С. 67–114; 11. С. 20–68. Перепеч.: Балашов Д. М. Похвала Сергию. Исторический роман о Сергии Радонежском. М., 1997. Балашов Д. М. В обители//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 256–301 [перепеч. из: Балашов Д. М. Ветер времени. Петрозаводск, 1988. С. 33–76]. Бахметева А. Н. Преподобный Сергий, радонежский чудотворец//Московский журнал. 1992. 7. С. 3–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со смирением принял Никон повеление от Преподобного и с поспешностью отправился к блаженному Афанасию. Но тот, видя его молодость, сказал ему: «Ты не можешь быть иноком, иночество – дело великое, ты молод, а правила старцев суровы». Со слезами просил его Никон, чтобы он принял его, обещая безропотно нести все труды и терпеть все сопряженные с иноческой жизнью трудности. Глядя на его слезы и непреклонное желание, преподобный Афанасий принял юного Никона и в скором времени облек в иноческий чин. Под руководством этого опытного наставника Никон прилежно упражнялся в молитвах, преуспевая в добродетелях смирения и кротости, в подвиге поста, в неусыпном бдении над собою, усердно поучаясь в Божественном Писании и святоотеческих творениях. Ввиду такого прилежания, Никон, по желанию Афанасия, был удостоен священного сана и, как следовало ожидать, по принятии священства стал еще более ревностным в своих благочестивых подвигах. Затем, пробыв в обители преподобного Афанасия еще какое-то время, Никон опять возгорелся неудержимым желанием видеть Преподобного Сергия, чтобы получить от него хотя бы благословение и наставление. Придя в Лавру и увидев Преподобного, он с горячими слезами припал к его стопам и просил у него благословения. И Преподобный Сергий не только с радостью принял его как посетителя, но и оставил в своей обители и удостоил великой радости, поместив с собой в одну келью. Наконец-то исполнились заветные мечты и желания преподобного Никона: он оказался вблизи Преподобного Сергия, стал его наперсником! Любвеобильное сердце Преподобного Сергия было открыто для Никона, служа для него как бы неким дивным источником благодатного света и мира. Также и сердце Никона было открыто для его духовного отца, ибо без сомнения и колебания исповедовал и открывал Преподобному Сергию его ученик все свои помыслы и намерения. И так, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих благочестивых подвигах показывал обильные плоды добродетелей. Преподобный Сергий, прозревая имевшую воссиять в нем благодать, пожелал оставить Никона настоятелем вместо себя, для чего сперва поставил его своим помощником. И это новое служение, как и все иные, Никон проходил со всем усердием, постоянно проявляя неусыпное попечение о послушниках обители, так что, видя его трудолюбие и внимательное отношение к братии, Преподобный Сергий радовался духом. А за шесть месяцев перед своей кончиной он призвал Никона и перед всеми вручил ему настоятельство над братией.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

22 липня 2007 р. 16:49 23 июля — день памяти преподобного Антония Печерского [Стаття] Основанная преподобным Антонием обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон. 17 липня 2007 р. 23:35 18 июля — день памяти преподобного Сергия Радонежского [Стаття] Архимандрит Кирилл (Павлов). Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 11 липня 2007 р. 22:35 12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла [Стаття] «Апостолы Петр и Павел». Поучительное слово блаженного Августина Иппонского в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 7 липня 2007 р. 20:01 7 июля — рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». 1 липня 2007 р. 17:00 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского [Стаття] 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского. 26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Ежегодно, летом и осенью, в дни памяти преподобного Сергия множество паломников, священников и архиереев устремляются в Лавру для прославления игумена Земли Русской. По традиции праздничные торжества в обители Преподобного в эти дни возглавляет Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл в своем послании с сожалением сообщил о причинах, которые не позволили ему в этот день посетить Троице-Сергиеву лавру: «С глубочайшим сожалением хотел бы засвидетельствовать, что не могу в этот раз разделить радость молитвенного общения со всеми вами. Причиной этого стали мои недавние контакты с человеком, у которого была обнаружена коронавирусная инфекция».  «Время, необходимое в соответствии с медицинскими предписаниями для моего личного карантина, еще не истекло. Посчитал невозможным подвергать всех вас опасности заражения», — пояснил Святейший Владыка. «Памятуя о том, что для молитвы нет ни границ, ни расстояний, я духовно сорадуюсь сему торжеству и вместе со всеми вами возношу молитвы к Преподобному», — подчеркнул Предстоятель. За Литургией митрополиту Волоколамскому Илариону сослужили наместник Троице-Сергиевой лавры  епископ Сергиево-Посадский Фома , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископ Клинский Стефан, братия обители.  На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.  В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал: «Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником — с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца всея Руси, чью память мы сегодня светло и торжественно совершаем. Преподобный отец наш Сергий был великим молитвенником и служителем Божественной литургии. И неудивительно, что всякий раз, когда мы собираемся в Троице-Сергиеву лавру, чтобы прославить этого великого угодника, у его мощей мы совершаем Божественную литургию, как это было заведено в Церкви с самого начала, когда Литургия совершалась на мощах мучеников, преподобных, святых.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5703389...

18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. У Троицкого собора состоялась беседа Патриарха Кирилла с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя. 20 июля, в день памяти преподобной Евфросинии Московской, в Архангельском соборе Московского Кремля архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию. По окончании богослужения в храм прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель в сопровождении духовенства прошел в придел мученика Уара, где почивают мощи святой преподобной княгини, перенесенные сюда 28 мая 2008 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святой Евфросинии. 20 июля, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение всенощного бдения в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы. Во время пения полиелейных псалмов Святейший Патриарх вынес из алтаря на середину храма чтимый список Казанской иконы Божией Матери. По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии. Во время чина наречения архимандрит Лазарь произнес речь, обращенную к Предстоятелю Церкви и сослужащим ему епископам. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

За богослужением молились сотрудники Астанайского епархиального управления, активисты Астанайского православного молодежного движения, преподаватели и воспитанники центральной воскресной школы. В храме присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Казахстан А.Н. Бородавкин, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Республике Казахстан П.В. Утюпин, сотрудники дипмиссий и представители этнокультурных объединений. Почтить праздник и поклониться великой святыне Православия собрались многочисленные верующие. Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под управлением Ольги Варенцовой. Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. По запричастном стихе иерей Григорий Куликов огласил послание митрополита Астанайского и Казахстанского Александра по случаю принесения в Казахстан мощей преподобного Сергия Радонежского. В завершение Литургии духовенство, хор и верующие совершили славление Игумену земли Русской перед ковчегом с его честными мощами, новомученикам и исповедникам Казахстанским. Митрополит Александр поблагодарил иерархов, священнослужителей и всех участников торжеств за общую молитву, поздравил собравшихся с днем памяти новомучеников и исповедников Казахстанских и радостью принесения в столицу республики великой святыни Православной Церкви, а затем обратился к верующим со словом назидания. «Сегодняшний воскресный день, " Малая Пасха " , отмечен для всех нас сугубыми торжествами: мы чествуем Собор новомучеников и исповедников Казахстанских — славу и украшение нашей Церкви, и встречаем в столице страны, под сводами Успенского кафедрального собора, великую святыню Православия — честные мощи преподобного Сергия, Игумена Радонежского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в этом году совершается принесение ковчега с мощами аввы Сергия в епархии Русской Православной Церкви. Огромное число людей в России и Белоруссии уже поклонились этой святыне, вознесли свои молитвы к одному из самых почитаемых угодников Божиих, а ныне преподобный Сергий своими честными мощами посещает благословенную Казахстанскую землю и изливает на нас с вами Небесную благодать.

http://patriarchia.ru/db/text/5960607.ht...

Сокровищами Святой Православной Церкви являются Священное Писание , Священное Предание, святые спасительные таинства и обряды, богослужение и весь многовековой опыт Церкви, отраженный в писаниях её верных сынов – святых отцов и подвижников благочестия. В Церкви Христовой всегда пребывает Дух Святой, Который через архипастырей и пастырей, имеющих апостольское преемство, дает всем православным христианам благодатные силы к новой жизни во Христе. Принимая в свое лоно человека земного и грешного, Церковь освящает его, возводит на высоту святости и богоподобия. Бесчисленные сонмы святых дают примеры того, какого совершенства могут достигнуть христиане, пребывая в Православной Церкви. Русская Церковь , прославляя одного из своих великих угодников – Преподобного и богоносного авву Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, особенно ярко свидетельствует это. Преподобный Сергий всю свою жизнь был верным сыном Православной Церкви, духовно породившей его в таинстве святого Крещения. В обстановке истинной церковности прошла его юность, и храм был местом постоянного его пребывания. Слово Божие и молитва с юности питали его душу. Псалтирь – книга, по которой обучался он грамоте. Жития святых – книги для чтения, в которых он черпал для себя примеры неуклонного следования за Христом. В Житии святого Сергия говорится, что он «помышляше во уме жития великих святых, иже в плоти живуще на земли ангельски пожиша, реку: Антония Великого , Евфимия, Савву Освященного, Пахомия ангеловидного, Феодосия общежителя и прочих. Сих житию и нравам удивлялся блаженный, како плотяни суще бесплотныя враги победиша, ангелом служители быша... Сих жития на сердци имея, блаженный моляшеся Святыя Троици, дабы невъзвратно по стопам сих преподобных отец шествовати». В двадцатитрехлетнем возрасте приняв монашеский чин, Преподобный Сергий всего себя отдает служению Святой Церкви. Затем он принимает священный сан и становится игуменом основанной им обители и духовным руководителем многих иноков и мирян. Служа Святой Церкви, он раскрывает свое сердце ее духовным сокровищам. Церковь взрастила в душе своего великого сына многие и чудные добродетели, и прежде всего любовь к Богу, ближним и Родине. Постоянно возгревая в себе дар любви, авва Сергий шел навстречу всем обиженным и обездоленным, примирял ссорящихся, исцелял немощных, водворял мир среди враждовавших князей, воодушевлял своих соотечественников на защиту Родины и Православной Церкви от иноверных поработителей. Всей своей жизнью он призывал людей быть истинными чадами Православной Церкви и в ней созидать свою духовную жизнь, свое спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Сначала по своему смирению Никон отказывался принимать на себя тяжкое иго правления, но затем, боясь ослушаться своего духовного отца, со смирением повиновался ему. В скором времени Преподобный Сергий тихо и мирно отошел ко Господу. Более чем кто-либо оплакивал преподобный Никон кончину своего незабвенного наставника и желал лучше быть погребенным вместе с ним, чем терпеть разлуку. Приняв правление над монастырем, он во всем стал продолжателем дела Преподобного Сергия в отношении духовного руководства и воспитания братии, являясь для нее образцом и примером в трудах и подвигах добродетели. Притом своей кротостью, отеческой заботливостью, мудростью в управлении и советах преподобный Никон снискал себе любовь и уважение не только братии; слава о нем распространилась далеко за пределы обители, и имя его прославлялось повсюду, так что много стало стекаться к нему народа за советом и утешением. Однако преподобный Никон, любивший больше молитву и уединение, не прельщался человеческой славой. Напротив, сильно тяготился ею и поэтому решил оставить начальствование и заключиться в уединенную келью для безмолвия и молитвы, несмотря на усиленные просьбы братии не оставлять ее без руководства. Вместо себя он благословил поставить игуменом обители преподобного Савву, впоследствии – устроителя Звенигородского монастыря. Но и Савва по истечении шести лет оставил начальствование. Тогда опять был вызван из затвора преподобный Никон и мирно и богоугодно правил вверенной ему братией уже до самого конца своей жизни. Впрочем, Господь судил послать преподобному Никону испытание. В то время наша земля переживала нашествие татарских полчищ свирепого Эдигея, приводивших в ужас и трепет всю Землю Русскую. Преподобный Никон молил Бога об избавлении обители от рук нечестивых, и вот однажды явились ему святители Петр и Алексий в сопровождении Преподобного Сергия, который сказал: «Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулось места сего. Но ты, чадо, не скорби, мужайся и да крепится сердце твое: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Затем, преподав преподобному Никону благословение, святые стали невидимы.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

По словам отца Иустина, мирской человек отличается от верующего, а верующий от подвижника: «Однажды Антоний предложил мне съездить к прозорливому старцу, сказал, что ничего спрашивать у него не нужно, необходимо просто подождать, пока старец заговорит сам. Но я все же придумал вопрос. Когда зашел к старцу, сели с ним, он угостил меня чаем, а сам сидел и молчал. Я знал, что нельзя первым начинать разговор. Вдруг старец заговорил, дал мне пример из Ветхого Завета и нравственное поучение. Когда я вышел из келлии, расположенной высоко в горах, как на крыльях летел по тропинке вниз - так было легко и радостно. Благодать - как солнечный свет, ее невозможно не чувствовать, но только познается она душой». Если говорить про Россию... «Меня рукоположили в день памяти Елизаветы Феодоровны, на поклонение к которой я езжу в Алапаевск на праздник, такая традиция у меня сложилась, - рассказал афонский насельник. - В тот же день празднуется память преподобного Сергия Радонежского и святого Афанасия Афонского. Быть может, молитвами преподобного Сергия я в свое время оказался на учебе в его Лавре. Больше половины архиереев Болгарии учились там, у нас налажены очень хорошие связи. В Московской духовной академии дают серьезную подготовку, это уровень, который может понадобиться священнику на приходе. Я подумал, а зачем мне все это в монастыре? Я спросил отца игумена по телефону, стоит ли мне учиться, он благословил возвращаться. Так я и не закончил академию...». Про север...Веркола, свежий взгляд Дальше наш разговор зашел про северную землю, про Архангельск и монастыри епархии. «С Елизаветой Айрапетовой, которая попросила принести сюда афонские святыни, я познакомился в московской Марфо-Мариинской обители, мы с ней дружим несколько лет, - продолжил отец Иустин. - Недавно я побывал в Веркольском монастыре...он не так сильно отличается от большинства современных монастырей. Сейчас обители по всему миру приняли на себя приходские функции. Они стали как бы духовно обслуживать мирян, которые живут вокруг, потому что не хватает священников. Такое и в Греции, и в Болгарии практикуется. Поэтому монастыри живут не закрыто и не безмолвно. Мой друг, греческий монах, на Афоне однажды сказал, что сегодня монашество - это апостольское служение. В этом смысле Веркола не отличается от других монастырей. А от крупных обителей отличается большей «пропитанностью» монашеской жизнью. Это видно в поведении братьев, там все тихо и спокойно благодаря отдаленности от мира».

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/9/bla...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010