5. В нижней церкви при больнице, в пятницу, в неделю св. Пасхи, в день празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. 6. В верхней больничной церкви, в день Святой Троицы. 7. В храме свв. Ann. Петра и Павла, 29-го июня. В скитах: В скиту Всех Святых в верхней церкви: в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8-го ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13-го июля, и в нижней церкви–в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе. В скиту Свято-Островском в день преподобного Александра Свирского , 30-го августа. В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день Рождества св. Крестителя, 24-го июня, и в день Усекновения честныя его главы, 29 августа, и в нижней в день св. Трёх Святителей, 30-го января, В скиту св. Николая–в день памяти святителя, 6-го декабря, и в день перенесения св. его мощей, 9-го мая. В скиту св. Прор. Илии–20-го июля, в день его памяти. В скиту Коневской чудотворной иконы Божией Матери, 10 июля. В скиту преподобного Авраамия Ростовского– 29-го октября, в день его памяти. В Кладбищенской церкви во имя Всех преподобных Отецов в посте просиявших в день их памяти–в сырную субботу. Во всех часовнях во дни празднования тем святым, в честь которых они устроены, также и у крестов, совершаются молебные пения с водоосвящением. Крестных ходов на Валааме установлено три: 1. 1-го августа крестный ход на воду. С монастырской горы направляется он к месту, нарочно для этого устроенному на монастырском заливе. Оттуда, по совершении освящения воды, проходит он мимо гостиницы, обходит кругом монастыря и через Святые Ворота возвращается, в обитель. Во время этого хода братья поют догматики. Установлен он по общему церковному чиноположению для освящения воды. 2. 29-го июня, в день св. Ап. Петра и Павла. В соборном храме начинается тогда молебен Пресвятой Деве Богородице. С первою песнею канона выходят из храма и крестным ходом обходят кругом монастыря. Этот крестный ход установлен в обители с давнего времени. Он совершался по возобновлении монастыря во дни строителя Иосифа и игумена Ефрема и в последующее за тем время, до настоящих дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Совр. празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. На заседании 7 (20) авг. был заслушан доклад проф. Б. А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских (Деяние 146 - Собор 1918. Деяния. Т. 10. С. 146-147). В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти рус. святых в воскресный день после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Св. Горе. Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех рус. святых в 1-е воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 13 (26) авг. (Деяние 150 - Там же. С. 216-217). Дополнение и исправление службы было поручено Тураеву и иером. Афанасию (Сахарову) (впосл. епископ, священноисповедник). Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь неск. песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 г.; издание отличалось большим количеством опечаток. Священноисп. Афанасий редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 г. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 гг. (Минея. (МП). Май. Ч. 3. С. 308-387; см. также: Служба. 1995). Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием священноисп. Афанасия выделить ее в круге праздников РПЦ; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Нек-рые особенности составленной священноисп. Афанасием службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех рус. святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. стало практически неосуществимым), соединение 3 величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем рус. святым, не находит соответствия в Типиконе.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Однако, хотя и не известна в подробностях жизнь аввы Исаака, Святой имеет всеобщую известность благодаря его аскетическим поучениям. В VIII или позже в IX столетии два монаха из монастыря прп. Саввы в Палестине Авраамий и Патрикий открывают миру это сокровище слов-поучений Преподобного отца 2 , они их переводят с сирийского языка на древнегреческий. Это сокровище было передано повсюду благодаря переводам на арабский, славянский и латинский языки, а в последствии и на все европейские языки. 3 Так творения прп. Исаака становятся усладой, духовной пищей и утешением для исихастов, монахов и всех верующих. Он был воспринят как вселенский учитель жизни во Христе. Но и инославные с помощью перевода на их языки востребовали его учение и с жаждой стали его изучать. Несмотря на это, только совсем в недавнее время устанавливается праздник памяти прп. Исаака. В древности на Святой Горе ему отмечали память 28 января (по старому стилю) вместе с прп. Ефремом Сирином , в то время как сейчас, в последнее время, память ему празднуется 28 сентября. Но возможно ли , чтобы это установление празднования памяти прп. Исаака совершенно бы подрывало его святость и его славу? Может быть прп. авва Исаак не является святым? Сначала нам необходимо сказать, что имеется множество Святых, о которых повествуется как о святых в святоотеческих книгах, патериках, но они не имеют установленного дня памяти, или, как это произошло с прп. Исааком Сирином , она лишь установлена в последнее время. Так совершенно напрасным делом будет изыскивать некий день памяти для прп. Феогноста из Доборотолюбия, в то время как память свт. Диадоха Фотики йского , пресвитера Исихия, св. Иоанна Карпафийского , автора Утешительных глав (Παραμυθητικν κεφαλαων) монахам в Индии сущих, св. Николая Кавасилы и свт. Симеона Фессалоникийского , память которого была установлена в последние годы. 2. Святые Отцы о прп. Исааке Сирине Однако несмотря на отсутствие фиксированного дня памяти этих Святых и других тоже, Церковь принимает их как авторитетных во Христе, то есть их как живших святой духовной жизнью, их учение как сжатое выражение их опыта обожения, их «переживание Бога», как пишет прп. Исаак Сирин .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

III. Третий отдел посвящен святым русской церкви, местночтимым; они находятся в Историческом словаре о святых, прославленных в российской церкви и в книге преосвященного Филарета: Русские святые; сюда внесены киевские угодники, местно чтимые, святые других славянских церквей и грузинские, равно праздники в честь икон Божией Матери. IV. Четвертый отдел посвящен святым, которые находятся в древних рукописных памятниках восточной церкви греческих и славянских: в евангелиях, апостолах, прологах, минеях четиих и служебных, но ныне они уже не находятся в полных печатных греческих и славянских месяцесловах, не потому чтобы возникало сомнение о них, а по силе всеизменяющего времени. В сем отделе есть имена святых без всяких сведений о них. Может быть, это имена известных святых, перенесенных на те дни с других дней года, но нет признаков, за каких святых с подобным именем считать их, ибо одноимянных святых не мало. Есть здесь и такие святые, которых имена испорчены переписчиками, но они могут быть восстановлены по другим имеющим открыться памятникам. Сюда внесены из прологов праздники, от Пасхи зависящие, причем Пасха полагается большею частию 25 марта. V. Пятое место занимают повторяющиеся памяти святых первых четырех отделов в разные дни, в разных памятниках агиологии, чтобы читающий мог видеть в каждый день всех святых, находящихся во всех известных доселе и нами вновь исследованных календарных памятниках. Часть вторая – Заметки. 1) Здесь обращено внимание на достоверность сказаний о святых: их актов и житий; 2) в русской литературе нет сказаний о некоторых святых, коих памяти находятся в полных славянских месяцесловах; в таком случае нами приведены сведения о тех святых из памятников греческих или западных; 3) сделаны указания на источники сведений о святых, исследования хронологические, географические и другие, относящиеся к той или другой памяти святых и вообще приведено более важное, что нам казалось достойным внимания в отношении к известному святому, особенно обращено было внимание на новые сведения о святых в рукописях, неисследованных доселе другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь . За последние два десятилетия к лику святых причислено более тысячи семисот новых мучеников. Это было ответом Русской Православной Церкви на поставленный перед ней обществом вопрос о духовном преемстве подвига с христианами предшествовавших веков и об оценке подвига иерархов, клира, монашествующих и мирян в нынешнюю эпоху лютых гонений. Предстательство священномученика митрополита Серафима в деле прославления новомучеников, пострадавших на расстрельном полигоне НКВД в Бутове, было очевидным для всех, кто соприкасался с историей этого места. «Верный сын Святыя Церкви, богатыми дарованиями одаренный, всем житием своим ей послужив... за преклонность лет нечистивыми не пощажденный, на мраз и снег со страдальцами изведенный, пострадати до крови сподобился еси и возглавил еси сонм Бутовских мучеников» (из стихиры) 161 . Поэтому знаменательным было то, что в день памяти жертв политических репрессий 30 октября 2007 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент России В. В. Путин прибыли в Бутово поклониться мощам святого митрополита Серафима и почтить память всех новомучеников, за веру и правду пострадавших. Впервые из уст главы государства прозвучали слова о том, что на Бутовском полигоне был уничтожен цвет нации. Это было сказано во время беседы Святейшего Патриарха Алексия II и В. В. Путина в комнате, посвященной памяти игумении Серафимы, внучки священномученика митрополита Серафима. Бутовский полигон – место исторической памяти, скорбной памяти народной, без которой народу себя не сохранить. Ибо вне связи с прошлым разрушаются традиции и история, падает нравственность, уходит духовность. Святейший Патриарх Алексий II называл это место и святым, и трагичным: «святым, потому что 335 человек, которые лежат в этих рвах, причислены к лику святых как мученики и исповедники, а трагичным – потому что более 20 тысяч нашли здесь место своего упокоения». Бутовский полигон – место, где хранят память о неповторимых судьбах расстреляных здесь соотечественников. В Бутовском храме находится многотомная Книга памяти (Мартиролог) с именами и краткими биографическими данными людей, пострадавших в Бутове. Мартиролог – это акт покаяния перед безвинно погибшими, перед их родственниками, оставшимися без своих отцов, матерей, сестер, братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Праздники, подводящие верующих к Рождественскому посту : 5 ноября (23 октября по ст. стилю). День памяти апостола Иакова – С.40; 27/14 ноября . День памяти апостола Филиппа ; 28/15 ноября . Начало Рождественского поста ; 29/16 ноября. Вступивших на путь поста благословляет святой апостол и евангелист Матфей . Праздники в честь трех любимейших русским народом икон Пресвятой Богородицы: Казанской - 4 ноября /22 октября; «Всех скорбящих Радость» – 6 ноября /24 октября; «Скоропослушница» - 22/9 ноября.   Осень всегда была порой свадеб, и Церковь в ноябре вспоминает в молитвах святых покровителей семьи: 10 ноября /22 октября. День памяти вмч. Параскевы , нареченной Пятница ; 14/1 ноября . Поминаются святые мученики бессребреники Косма и Дамиан ; 28/15 ноября . День памяти покровителей семьи, мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива .   В ноябре Церковь вспоминает о великих старцах: 1 ноября /19 октября. Великого болгарского подвижника преподобного Иоанна Рыльского (1238); 26/13 ноября . Святителя Иоанна Златоуста ; 24/11 ноября . Преподобного Феодора Студита (IX в.) 30/17 ноября . Преподобного Никона , игумена Радонежского , ученика преподобного Сергия; 28/15 ноября . Преподобного Паисия ( Величковского ).   Ноябрь - месяц молитв за благочестивое воинство: 8 ноября /26 октября. День великомученика Димитрия Солунского ; 21/8 ноября . Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.   Протоиерей Игорь Коростелев , настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», г. Минск, Беларусь. Радость, которую никто не отнимет. Фото Матвея Родова//Фома. - – ноябрь 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). Статья посвящена установленному Церковью 6 ноября празднованию в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». «Начистоту»: Путь мужчины – это приход к Богу : Корреспондент «Фомы» Ирина Левина беседует с народным артистом России Михаилом Боярским и настоятелем петербургского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиереем Вячеславом Хариновым. Фото Яниса Чилова//Фома. - – ноябрь 2006. – С.42-48. – (рубрика « Начистоту »). Имеется краткая биографическая справка « Михаил Сергеевич Боярский …» – (С.43).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-43-...

Числа: Декабрь (Церковные даты декабря)/Подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.44-45. – (рубрика « Числа »). Весь декабрь Церкви предстоит провести в покое, соблюдая Филиппов пост, украшенный праздниками в честь великих святых: Названы и кратко прокомментированы (С.44) следующие даты: 2 декабря – день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (XIX век); 8 декабря – память священномученика Климента , папы Римского, жившего на рубеже I и II веков от Р. Х.; 10 декабря – праздник в честь иконы Божией Матери « Знамение » (XII век от Р.Х.); 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного (I век от Р. Х.); 18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного (VI век от Р. Х.); 19 декабря – празднование в честь святителя Николая Чудотворца , архиепископа Мир Ликийских (IV век от Р. Х.); 25 декабря – память святителя Спиридона , епископа Тримифунтского (IV век от Р. Х.). Более подробно рассказано о трех церковных торжествах: 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины (начало IV века от Р. Х.). – С.44; 17 декабря – память святой великомученицы Варвары (IV век от Р. Х.). – С.44; 20 декабря – день памяти святителя Амвросия Медиоланского (конец IV века от Р. Х.). – С.45. Протоиерей Петр Перекрестов , ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). Так заживает рана. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2007. – С.45. – (рубрика « Числа »). Рассказ о найденной в конце XIII века в курских лесах Курской-Коренной иконе Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник. Эта икона, вывезенная из России в 1919 году, стала самой великой святыней Русской Православной Церкви заграницей. Разрубленная когда-то на две части Курская-Коренная икона однажды чудесным образом срослась (остался лишь след на тыльной стороне образа). В этом автор видит прообраз воссоединения Русской Церкви (акт о каноническом общении подписан 17 мая 2007 года), возрождения ее во всей своей полноте: «Божия Матерь вымолила перед Своим Сыном наше духовное единство».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

Такова в первую очередь участь преемников апостолов — епископов Церкви Божией, на которых лежит вся ответственность по сохранению веры в народе, по научению каждого последующего поколения людей истинам, которые открыты нам Богом через Сына Своего. Именно поэтому сегодня, в день памяти святителя Николая, как в день памяти каждого из святителей, то есть епископов, прославленных в лике святых, в Церкви Божией читаются эти слова. Нередко сталкиваясь с человеческой злобой, с неправдой, с кощунством, мы глубоко переживаем это, в том числе переживаем лично. Но для архиереев Божиих это утешение, ибо слова Господни свидетельствуют о том, что брань между светом и тьмой, между Богом и диаволом, между правдой и ложью никогда не закончится, пока не приидут новое небо и новая земля (см. Откр. 21:1). И одновременно это слова утешения для каждого верующего человека, ведь Евангельское слово обращено не только к архиереям, н ко всему народу Божиему. Это значит, что каждый верующий, если он осознанно воспринимает свою веру, если он стремится жить по законам этой веры, тем более если он проповедует правду Божию, — становится неприемлемым для тех, кто эту правду оскорбляет. А в истории было всякое — и клеветали, и отлучали, и поносили лишь за христианские убеждения… Сегодня мы живем в то время, когда свидетельство о Христе особенно востребовано людьми. Многие понимают, в каком тупике оказывается все человечество, весь человеческий род, и жаждут услышать это свидетельство, принесенное в мир Господом нашим и Спасителем. Но всегда были, есть и будут люди, которые не только не примут этого свидетельства, но и обрушат свой гнев и свою злобу на тех, кто проповедует Христа. Именно поэтому Церковь Божия, пребывающая в человеческой истории, именуется Церковью воинствующей, — потому что она борется за то, чтобы мир Божий восторжествовал в роде человеческом. Она не борется с оружием в руках — она борется со словом Божиим в руках и в сознании. И к этой борьбе причастны не только архиереи и священнослужители, но и весь народ Божий. И, может быть, главный вывод, который мы сегодня должны сделать из этого Евангельского чтения, из празднования памяти святителя и чудотворца Николая, — то, что все мы, и священнослужители, и миряне, причастны его делу, причастны тому, к чему Господь всех нас призвал. Это наш долг — проповедовать Христа распятого (см. 1 Кор. 1:23) и Воскресшего, проповедовать и утверждать в мире мир Христов.

http://patriarchia.ru/db/text/1841541.ht...

Однако для Божьего человека, который видит и исследует все сквозь призму вечности, память смерти является существенным условием истинной духовной жизни. Она постоянно побуждает к борьбе с грехом. Эта память помогает меньше грешить, давать правильную и четкую оценку делам настоящим, признать истинную ценность «Века Будущего», к которому всеми силами стремится душа. Преподобный Максим Исповедник научает, что память смертная, сопрягаясь с памятованием о Боге, весьма помогает верующему в его жизни во Христе: «Нет ничего страшнее, чем мысль о смерти, и изумительнее, чем память о Боге». Ибо, поясняет святой, память смерти «рождает в душе спасительную скорбь», память же Бога рождает «благодатную радость». Об этом же говорит и пророк: «Помянух Бога и возвеселихся» ( Пс.76:4 ). И ветхозаветный мудрец советует: «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» ( Сир.7:39 ). Ведь невозможно уберечься от греха даже очень стойкому человеку, если он не изведал спасительной «горечи» памяти смерти. 644 Но излишне искать слова святых мужей, если Сам Господь неоднократно напоминает нам о памяти смертной. Важно обратить внимание на то, что тон Его слов об этой истине был повелительным: «Бодрствуйте и молитесь ... потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф.26:41; 24:42 ). Священномученик нашей Церкви поясняет эти слова Спасителя таким образом, что через них Богочеловек предвозвещает всем памятование смерти, чтобы в День Суда мы были готовы «к доброму ответу, который бывает следствием дел и внимания». 645 Порой в этом вопросе допускают крайности. Некоторые все внимание сосредоточивают на памяти смерти, недопонимая святую цель и исключительную ценность земной жизни, которая есть поистине дар Божий. Это, однако, не умаляет спасительной истины – истины, которая касается отнюдь не только монахов, как некоторые полагают, но каждого христианина. Ведь слова Господа обращены ко всем Его ученикам, всех возрастов и сословий. Велика побудительная сила памяти смертной. «Духовные силы естественно пробуждаются перед ужасным образом смерти, активны и готовы создать крепкую оборону против главного виновника смерти – греха [...]. Ожидание внезапного конца на вершине нашей деятельности очищает ее от отрицательных элементов». 646 Вот почему преподобный Ефрем Сирин советует ежедневно ожидать нашего исхода и готовиться к нему, «ибо страшное повеление ты получишь в час, когда не будешь ожидать, и горе тому, кто обрящется неготовым». 647 Это напоминание преподобного становится еще действеннее, когда он пишет: «Приблизилась уже жатва, и век сей окончился, Ангелы держат серпы и ждут повеления Господа. Убоимся, возлюбленные, ибо уже одиннадцатый час. Восстанем и будем бдительны, подобно бодрствующим». И еще он наставляет нас: «Смотрите, дни, месяцы и годы проходят, как сон, как послеполуденная тень, и страшное и великое Пришествие Христово скоро грядет». 648

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

— 4 ноября — это праздник, в котором совпадают два: праздник светский, теперь уже государственный, — День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери. Это правильно, что совпадают эти два праздника? — Только XX век попытался разделить нашу историю, культуру, традиции на православные и государственные. А если мы с вами посмотрим на историю, то увидим, что во все времена они были неразрывно связаны. Примеры? Давайте посмотрим. Куликовская битва, 21 сентября — День памяти Рождества Пресвятой Богородицы. Великая Отечественная война, 22 июня 1941 года — война началась в день памяти всех русских святых. Официально Великая Отечественная закончилась 9 мая, но мы знаем, что Берлин был взят уже 6 мая. Это был воскресный день, Святая Пасха и день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. И если мы с вами взглянем на историю, на традиции, то очень много увидим не случайностей, а закономерностей в нашей жизни с точки зрения православной веры. — Естественно возникает вопрос о том, а как же представителям других конфессий относиться к этому дню, к этому празднику и к своей роли в народном единении? — Если мы считаем себя гражданами Отечества, то мы должны быть едины и радоваться этому празднику. Необходимо сознавать, что наша Родина не единожды стояла на краю гибели, и наши предки черпали силы, зачастую нечеловеческие, для того чтобы противостоять врагам и сохранить наше Отечество, в вере. Говоря об ополчении, мы вспоминаем Казанскую икону Божией Матери. Почему? Представьте то время. Когда пришли к Дмитрию Пожарскому с просьбой возглавить ополчение, он ответил, что это невозможно. Он уже пришел с первого ополчения, был ранен, говорил, что необходимо бороться с большой силой. Но его убедили. У ополченцев не было большой уверенности в победе. И как знамя, как благословение Божие они взяли с собой Казанскую икону Божией Матери. Отношение к молитве, к Богу всегда имело огромное значение. Наши предки всегда были глубоко верующими людьми, и именно в вере искали крепость и силу идти по жизненному пути, не смотря на все неустройства, скорби, тяготы и лишения.

http://patriarchia.ru/db/text/54486.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010