А как же Он поступал? Был послушен Небесному Отцу, исполнил всякую правду, Сам совершал благодеяния естеству, исцелял болезни, научал покорных, порицал непокорных, ради покорных переносил оскорбления со стороны непокорных, плевки от негодных людей 13 , заушения, глумления, бичи и, наконец, позорную смерть, дав за нас Свою душу, чего нет ничего больше в деле любви. Посмотрим же и на Возлюбленного Ученика, Ученика на деле, потому что во всем он точно следовал учению Учителя, чудесам и страданиям, делами и словами оказывая всем благодеяния, и от тьмы выводя в свет и делая достойных из недостойных, сам же страдая ради нас. Смерть же не одну только он перенес за свидетельство об Иисусе и ради нашей пользы, а это то же, что сказать – ради любви к Богу и к людям, – но в течение всей жизни он предавал себя на смерть. Сколько раз он подвергался глумлению, сколько раз был избиваем, сколько раз терпел побиение камнями, сколько предстоял тиранам и князьям, подвергаясь допросу, и бывал приговариваем (к наказаниям и пыткам), он – сущий установитель благочестия! Суровейшим же тираном из тиранов, Дометианом, он был сослан на Патмос, радуясь и повсюду проповедуя учение Благого Владыки и Учителя. 7 . Побуждаемые этим, братие, будем и мы, насколько есть силы, поступать так, как поступал Христос и Его Возлюбленный Ученик, повинуясь своим отцам; «Сын покорливый, -говорится ( Притч.13:1 парафраза), -будет в жизнь, сын же непокорливый – в погибель», повинуясь не только отцам по плоти, но гораздо в большей степени – духовным отцам, а через них – Самому Высочайшему Отцу, «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:15 ), потому что та любовь и то послушание и повиновение, которые мы имеем по отношению к нашим духовным отцам, востекает к Богу, а не оказывающий им повиновения, наносит обиду Самому Богу отцов, как и Христос явил, говоря: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» ( Лк.10:16 ). «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

За точным исполнением учебных планов и программ были обязаны наблюдать, согласно «Положению», ректор и инспектор Академии и Семинарии. За тем, как исполняются типовые учебные планы и программы и как ректоры и инспекторы выполняют свои обязанности, внимательно наблюдал Учебный Комитет, который посылал для ревизии семинарий представителей академий. Уроки в Московской Духовной Академии и Семинарии владыка посещал каждый раз, когда приезжал в Москву (т.е. раз в две недели приблизительно), а ревизовал сам. В процессе выработки и изменения учебных планов (открытие заочного сектора в ЛДА и др.) утверждались новые редакции «Положения» об академиях и семинариях. При наличии установочных документов и разрешений от властей, открытие семинарий по епархиям в дальнейшем целиком зависело от понимания правящими архиереями важности данного вопроса, их желания и организаторских способностей, так как дело устроения школы – трудное и многосложное. Нужно было найти здание, добиться разрешения его занять, обеспечить общежитием, инвентарем, библиотекой и др., и содержать. Корпорации в основном подбирал Учебный комитет. Ленинградские духовные школы были созданы владыкой и находились под его непосредственным руководством. За всеми сторонами жизни Ленинградской Духовной Академии и Семинарии наблюдал непосредственно митрополит Григорий: выбор и ремонт разрушенного бомбежкой здания прежней Духовной Семинарии, создание строительного комитета, назначение ректоров и подбор членов корпорации, разработка типового учебного плана и программ предметов преподавания семинарий и все вообще стороны жизни школы. Ректоры прот. Иоанн Богоявленский (еп. Исидор), еп. Симеон (Бычков) и прот. М.К. Сперанский делали доклады владыке по вторникам. Инспекторы, которых также сменилось несколько, – по пятницам. Библиотека Ленинградской Духовной Академии постоянно пополнялась, к 1948 году составляла 100 тыс. экземпляров и делилась с библиотекой Московской Духовной Академии, имевшей тогда только 25 тысяч экземпляров, библиотеками Саратовской и др. семинарий. Владыка писал Патриарху: «3 декабря 1948 г. […]. На днях какие-то лютеране посетили нашу Академию, знакомясь с ее устройством, и ушли в полном изумлении от того, что они видели, не ожидая грандиозности того, что нашли, и особенно от громадности библиотеки».

http://bogoslov.ru/article/1151751

Христос допустил сие ради их братской любви, чтобы они стали подобны друг другу в подвигах, как были похожи друг на друга именами; чтобы они стали братьями в святости, как были братьями по крови» 19 (проповедь 15). Недалеко от южных стен Аквилеи находился храм, посвященный памяти мучеников Феликса и Фортуната, двух братьев, происходивших из Виченцы и замученных в Аквилее. Упоминание их имен в одной частично сохранившейся проповеди святителя Хроматия Аквилейского сыграло не последнюю роль для идентификации святителя Хроматия как автора новооткрытого корпуса текстов (см. далее). На надгробных памятниках, найденных рядом с базиликой в честь мучеников Феликса и Фортуната, сохранились надписи, содержание которых предполагает, что в базилике хранились мощи мучеников 20 . Их имена стоят под 14 августа в иеронимовском «Мартирологии» 21 ; христианский поэт Венанций Фортунат так говорит о них в своих Песнях: «Феликса по праву Виченца, ликуя, уносит, а Фортуната своим Аквилея считает» 22 . Время жизни всех этих мучеников, почитавшихся в Аквилее и за ее пределами, невозможно установить с точностью; их многочисленность говорит о широком распространении христианства в Аквилее в дохристианскую эпоху. О расцвете христианства в Аквилее на рубеже III-IV веков свидетельствуют также археологические данные. В 1909–1912 гг. под полом Патриаршей базилики, храма XI-ro века были открыты следы древней базилики, построенной Аквилейским епископом Феодором, который известен как участник Арелатского (Арльского) собора 314-го года. Пол северной и южной аулы (aula) этой двухчастной базилики был покрыт мозаикой, богатейшей по символическому содержанию. Это храмовое здание, построенное вскоре после Миланского эдикта, является «одним из первых публичных проявлений христианского искусства, вышедшего за пределы владений частных лиц и кладбищ» 23 . Известно, что святитель Хроматий построил храм в честь святых апостолов; вероятно, именно в нем хранились мощи некоторых апостолов. Среди новооткрытых текстов присутствует одна проповедь , которая была произнесена в день памяти святого апостола Иоанна Богослова перед его мощами (Проповедь 21); также в слове на освящении базилики в Конкордии 24 Хроматий говорит, что он привез из Конкордии в Аквилею мощи апостолов Иоанна, Андрея, Фомы, Луки, а также Иоанна Крестителя (Проповедь 26). Примечательно, что Хроматий говорит о мощах святого апостола Иоанна Богослова. Нужно заметить, что версия жития апостола, которую кратко пересказывает Хроматий, не настаивает на вознесении апостола вместе с телом, а сообщает о том, что он умер согласно естественным законам. Такая версия жития не исключает возможности существования его мощей (см. далее); более того, святитель Хроматий сообщает, что останки апостола почитаются в месте его упокоения, очевидно, имея в виду Ефес: «Не удивительно, что благодать его действует там, где положено его тело, ведь она действует даже там, где хранится малая часть его останков» (Проповедь 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Незадолго до смерти Владыки Иоанна была выпущена большая партия его цветных фотопортретов. Но Владыка не благословил распостранять их, и нераскрытые пачки лежали в его резиденции. И только после кончины портреты митрополита Иоанна стали раздавать почитателям на Никольском кладбище. Мне тоже повезло, и я вставил изображение в простенькую рамку дома на стенке. И теперь, когда становится трудно, я советуюсь с Владыкой, как это было при его жизни, и часто получаю помощь. Так уж удачно для меня сошлось, что родился я 9 октября 1947 года в день, когда Церковь празднует память преставления апостола любви евангелиста Иоанна Богослова. В этот же день, только на двадцать лет раньше, 9 октября 1927 года, родился приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев †1995). Честно признаюсь, хотя и сознаю, что это простое совпадение, я этим втайне горжусь. За три дня до кончины Владыка Иоанн подписал письмо в администрацию города с просьбой о помощи. Губернатор не устоял, и долго мы добрым словом поминали Владыку за льготы, которые получила тогда газета. И теперь, когда приходится трудно, мы все равно чувствуем помощь Божию по его молитвам. 2 ноября 2002 года - день памяти митрополита Иоанна(Снычева), седьмая годовщина со дня его блаженной кончины. Редкие снежинки совершают свой стремительный полет-падение над Никольским кладбищем Александро-Невской Лавры. Сразу после входа появилась табличка-указатель «К владыке Иоанну». Множество знакомых лиц. Щемяще-сладко пахнет ладаном: с раннего утра священники чредой служат панихиды. Сотни людей молятся у могилы любимого пастыря. «Сколько народа призвал сегодня владыка», - сказала мне на прощанье келейница владыки Анна Степановна Иванова. Каждый год приезжает она поклониться владыке из далекой Самары. Редкие снежинки истаивают на черной петербургской земле... Из ответов Митрополита Иоанна на вопросы верующих. Вопрос: «Общество расслаивается (одни - за рынок, другие - против). В церковных общинах каждый также имеет свое мнение. В какой мере разномыслие допустимо в приходской жизни, и где граница, за которой оно становится уже нетерпимым?»

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/31/...

     Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.     Однодневные посты       Крещенский сочельник  –  18 января , накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.       Усекновение главы Иоанна Предтечи  –  11 сентября . Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.       Воздвижение Креста Господня  –  27 сентября . Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.      Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.     Православные праздники. О трапезе в праздники      По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.     Когда не совершается браковенчание Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября. Литература Великий Пост Как провести Страстную седмицу Великого поста Протоиерей Валентин Амфитеатров. Великий Пост. Духовные поучения Митрополит Сурожский Антоний. Духовное путешествие. Размышление перед Великим Постом Митрополит Иоанн. Как подготовиться и провести Великий Пост. Как жить в современном бездуховном мире Епископ Диоклетийский Каллист. Великий пост и потребительское общество

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается. Однодневные посты Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения. Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах. Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом. Православные праздники. О трапезе в праздники По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Когда не совершается браковенчание Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября. Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2024 год. Если Вы хотите знать больше о православных постах, тогда обратите внимание на статью Православные посты: правила для тех, кто постится впервые . Мы постимся, чтобы быть счастливыми

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

ЖМП. 1974, 5, с. 38-47; Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства. ЖМП. 1975, 1, с. 58-63. Доклад, прочитанный на конференции " Церковные дни-74 " в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г. Церковь и свершение творения. ЖМП. 1975, 1, с. 64-67-76 (примечания). Доклад, прочитанный на конференции " Церковные дни-74 " в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г. Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1976, 1, с. 35-36. Произнесено 12 окт. 1975 года в Покровском храме МДА за Божественной литургией О блаженном Августине. Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 3; Слово в Неделю Всех святых. ЖМП. 1977,. 8, с. 66; Максим, Патриарх Болгарский. (О сборнике статей и речей Патриарха Болгарского Максима " ). ЖМП. 1977, 10, с. 53; Интронизация Блаженнейшего Патриарха Румынского Иустина I. ЖМП. 1977, 11, с. 44-47; Погребение Блаженнейшего Архиепископа Кирского Макария. ЖМП. 1977, 11, с. 47-50; Памяти Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Макария. ЖМП. 1977, 12, с. 39-44; Перед панихидой в родительскую субботу. ЖМП. 1978, 2, с. 28; Слово в день поминовения святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1978, 2, с. 32; В Неделю Всех святых. ЖМП. 1979, 6, с. 27; Лампада Преподобного Сергия. ЖМП. 1979, 9, с. 32; Слово перед панихидой (11 сентября 1980 г.) ЖМП. 1980, 9, с. 52; Слово на торжественном акте в Покровском храме МДА 21 сентября 1980 г. ЖМП. 1980, 12, с. 17; Слово под Новый год. ЖМП. 1981, 1, с. 26. Произнесено в 1979 г. в храме воскресения Словущего в Москве Слово в день памяти св. Иоанна Златоуста. ЖМП. 1981, 2, с. 37; Слово на Пассии 3 марта 1981 года. ЖМП. 1981, 8, с. 43; Слово о послушании. ЖМП. 1982, 1, с. 44. Произнесено 29 нояб. 1981 г. в храме Воскресения Словущего в Москве Рождественское письмо к христианам публицистам. ЖМП. 1982, 1, с. 66; Богословие свят. Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение. ЖМП. 1983, 2, с. 20; Слово на Вознесение Господне. ЖМП. 1983, 9, с. 36; Пастырская дидактика св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. ЖМП. 1984; 3, с.

http://drevo-info.ru/articles/12931.html

9 сент. 1876 г. П. переведен на Рязанскую и Зарайскую кафедру. По его поручению в 1877 г. были составлены описание строений архиерейского дома и их состояния, опись его ризницы (ГАРО. Ф. 960. Оп. 2. Д. 13-13а. Св. 2. 1877 г.; Оп. 2. Д. 64а. Св. 5. 1877 г.; Мелетия (Панкова), Синельникова. Постройки 2014. С. 391-393); велось церковное строительство, в т. ч. в г. Рязани: в Борисо-Глебском храме в 1880 г. «распространены» придельные церкви - северная, свт. Василия Рязанского, и южная, Боголюбской иконы Божией Матери. По прошению борисоглебских прихожан П. исходатайствовал разрешение Синода праздновать день памяти св. Василия, епископа Рязанского, 3 июля и совершать ежегодно 10 июня, «в день памяти перенесения мощей первосвятителя, крестный ход из Борисо-Глебской церкви в кафедральный собор при участии всего городского духовенства», что было отменено после убийства имп. Александра II Николаевича ( Соколов. 1904. С. 29-30); продолжалось благоустроение обителей: Иоанна Богослова апостола мужского монастыря на средства московского купца Д. И. Хлудова; рязанского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря . По инициативе П. в Рязани была учреждена эмиритальная (т. е. страховая) касса для обеспечения представителей духовенства и членов их семей пенсиями, пособиями и проч. Архиерей основал попечительство о бедных воспитанниках Рязанской ДС. Одним из первых благотворителей стал рязанский помещик А. И. Кошелев , славянофил и публицист, пожертвовавший 1 тыс. р. (ГАРО. Ф. 1280. Оп. 1. Д. 928. 1877 г. Л. 116). 27 февр. 1877 г. на общем собрании Рязанского отделения Православного миссионерского об-ва П. предложил организовать в Рязани миссионерское духовно-просветительное братство свт. Василия Рязанского, чтобы, как сказано в уставе, «удовлетворять духовным нуждам и потребностям православного населения епархии через распространение света христовой веры в среде и между сектантами и раскольниками» (Рязанские ЕВ. 1877. 18. С. 357). При братстве, открытом архиереем 16 мая того же года, имелось училище для «магометан». Первоначально к делу миссии П. планировал привлекать и мирян, считая, что ответственность за просвещение лежит «на самом христианском обществе», а не является «обязанностью исключительно только духовных лиц». Однако осуществить это намерение не удалось. При братстве действовали епархиальная б-ка, книжный склад, типография с переплетной мастерской, редакция и издательство периодических журналов «Рязанские ЕВ» и «Миссионерский сборник» (по инициативе П. издавался с 1880) - один из старейших миссионерских журналов России. Тогда же П. выступил с инициативой создания при братстве учреждения для хранения памятников церковной истории. Определением от 20 дек. 1878 - 9 янв. 1879 г. Синод разрешил открытие Рязанского древлехранилища. Члены братства вели активную работу по его организации, сбору рукописей и старопечатных книг, грамот, фотографий, рисунков памятников церковной архитектуры.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

С 2008 по 2018 г. ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии являлся архиепископ Петергофский Амвросий . Под его руководством было продолжено реформирование образовательного процесса: семинария была преобразована в бакалавриат с 4-летним циклом, академия — в магистратуру, срок обучения в которой сократился до 2-х лет, а также была создана аспирантура, срок обучения в которой колеблется от трех до пяти лет. В духовной академии существует своя Комиссия по изучению и изданию документов истории Русской Православной Церкви. Благодаря интенсификации научно-богословской работы стали регулярными ежегодные студенческие и преподавательские конференции. Они имеют статус международных, поскольку на них выступают специалисты из Украины, Белоруссии, Германии, Франции, Румынии, Сербии, Норвегии, Чехии, Испании, США и других стран. Преподаватели и студенты академии принимают активное участие в работе научных конференций, устраиваемых в Санкт-Петербурге, а также в других городах и странах. 9 октября 2009 г., в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. В 2013 г. Санкт-Петербургская академия прошла аттестационную проверку Учебного комитета Русской Православной Церкви. По ее результатам академия вошла в число лучших учебных заведений Русской Церкви, по ряду показателей заняв первое место. С 9 июля 2019 г.  по настоящее время ректором Санкт-Петербургской духовной академии является епископ Петергофский Силуан . Современное положение Санкт-Петербургская духовная академия включает в себя богословско-пастырский факультет (обучение по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) и факультет церковных искусств (обучение по программе бакалавриата по направлению «церковно-дирижерское искусство», иконописное отделение — по программе среднего специального духовного образования). Небесный покровитель Санкт-Петербургских духовных школ — святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Ежегодно в день памяти святого апостола — 9 октября — совершается праздничное богослужение и проводится торжественный акт.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1560938...

И каждый день в 12.00 по очереди все сотрудники читали и молились в этом молитвенном углу. Началась подготовка. Было все просчитано по дням. И штаб программы доложил, что мы должны стартовать из Владивостока не позже 21 мая 2007 г., в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а 20 мая 2007 г., в день Воспоминания Явления на Небе Креста Господня в Иерусалиме (351) и Собора преподобных отец Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря на Афоне, по благословению митрополита Приморского Вениамина проводим крестный ход во Владивостоке, а для этого мы должны прибыть со святынями во Владивосток 19 мая, в день рождения Императора – страстотерпца Николая Второго, а 18 мая – отслужить молебен в храме Николая Чудотворца в Толмачах пред Владимирской иконой Богородицы. Но свершилось великое событие в преддверии нашего старта. В Храме Христа Спасителя 17 мая 2007 г. состоялось воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей. На следующий день, 18 мая, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил отслужил первый общий для РПЦ и РПЦЗ молебен в храме Святителя Николая в Толмачах у Владимирской иконы Богородицы и освятил икону Богородицы Державную для крестного хода Владивосток-Москва. Настоятель храма протоиерей Николай Соколов передал в крестный ход старинную храмовую икону Николая Чудотворца и хоругви. Мы выдвинулись со святынями в аэропорт и попали в жуткую «пробку» с аварией нескольких машин на Химкинском мосту. Мы понимали, что самолет-аэробус Москва – Владивосток улетит без нас. И Владимир Тонаков из «Руси Державной», в руках которого была икона Николая Чудотворца из храма в Толмачах, сказал: «Братья и сестры! Читаем акафист Николаю Чудотворцу!». Как мы горячо все возопили: «Святителю Николаю, моли Бога о нас». Читали до аэропорта, и с нами читал Михаил Дмитрук, который помогал все вытаскивать, а потом переносить к стоящему под парами самолету. Рейс Москва-Владивосток задержался на несколько часов. 19 мая, в день рождения страстотерпца Императора Николая II, прибыли во Владивосток.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010