Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы 19 Сей день Господень; радуйтеся людие. Так воспевает ныне святая Церковь , прославляя Рождество Пресвятой Богородицы. Совершая празднественно воспоминание сего великого события, она не хочет, чтобы кто из нас, христиане, оставался без участия в торжестве; называет настоящий праздник днем Господним, и всех приглашает к радости. Сей день Господень, радуйтеся людие. Каждый день есть день Господень, – ибо кто сотворил время, тот сотворил и день. Но есть дни, которые ознаменованы важными событиями христианской веры, есть дни, которые освящены особенными милостями Божиими к человеку: эти дни преимущественно называются днями Господними. Таков настоящий день. Ибо кто рождается ныне? Та Жена, о Которой еще в раю было возвещено: семя жены сотрет главу змия. Та Дева, о Которой предрек один из Пророков так: се дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Мф. 1:23 ). Не Господень ли ныне день? И не обязаны ли мы воспоминать о нем с чувством особенного благоговения? Для чего рождается? Дабы быть Материю Сына Божия, силою Коего все живет, движется и существует, Материю нашего Спасителя, кровь Которого искупляет нас от греха, проклятия и вечной смерти, Материю всех верующих и первою ходатаицею о нашем спасении. Не Господень ли ныне день? И не должны ли мы радоваться и торжествовать? Спаситель мира, как Бог Всесильный, мог сойти с неба на землю и прежде рождения Девы Марии. Он сошел однако же не прежде и не после, как когда произошла на свет Мария, и явилась способною принять Его. Очевидно, что рождество Богоматери связано с рождеством Христовым особенным таинственным действием промышления Божия. Не Господень ли ныне день? И не должно ли смотреть на настоящее торжество как на событие, имеющее величайшую важность в Царстве Христовом. Пойдем мысленно за рожденною ныне Мариею по путям жизни Ее и извлечем из оной важнейшие черты для назидания ума и сердца. Св. Дева Мария произошла на свет от престарелых родителей, св. праведных Иоакима и Анны. Предание Церкви говорит, что Иоаким и Анна были приготовлены к рождению дщери многими испытаниями их смирения и преданности воле Божией, тяжко скорбели и плакали, страдая от поношения и укоризн за бесчадие, долго молились о разрешении уз естественного неплодства и постились, обещая посвятить будущий дар на служение Богу. Так, поистине, и долженствовало быть – у родителей Девы – Матери Сына Божия. Промысл Божий вел Иоакима и Анну к рождению Марии путем очищения чрез скорби и страдания и путем усовершения, научая их смирению и преданности судьбам Всевышнего. Но все это происходило без нарушения свободы, в естественном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Архангел. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Много веков назад здесь происходили чудесные явления. По преданию, две сестры Марфа и Мария, овдовев в один и тот же день и час, пошли навстречу друг другу - одна из Рязани, другая - из Мурома. На месте их встречи, происшедшей после многолетней разлуки, во время сна обеим явился Ангел и велел принять за благочестиво прожитую жизнь дары Господни для изготовления святыни. Одной сестре обещано было золото, другой - серебро. Наутро, проснувшись, сестры действительно обнаружили по слитку золота и серебра. И как повелел им во сне Ангел, сестры отдали драгоценности первым же трём встреченным ими в пути инокам с наказом изготовить святыни. Через некоторое время иноки вручили христианам святыни - вылитый из золота Крест Господень и ковчег из серебра - и объяснили, что они из Царьграда дошли за три часа. После этого иноки исчезли. Крест же Господень был поставлен " ... на погосте, в церкви святого Архангела Михаила в Муромском уезде, в Унженском стане, на реке Унже в двадцати пяти поприщах от города Мурома " . Точная дата явления Унженского Креста (так он назван Археологическим обществом) неизвестна. Но можно с уверенностью сказать, что это чудесное событие произошло до XVII века. Свидетельствуют об этом писцовые книги 1627 -1630 годов из архива Владимирской епархии, где читаем: " ...Главнейшую святыню церкви Архангельского погоста составляет Животворящий Крест Господень. Сделан он из чистого золота, четвероконечный, наперсный. Крест этот вложен в серебряный вызолоченный ковчег, украшенный жемчугом " . Известно также, что через некоторое время после своего чудесного явления, Крест Господень был украден из Архангельского храма. Воры смогли пронести его менее версты, как вдруг под ними разверзлась земля и они провалились в яму. Сами выбраться оттуда они не сумели, потому что внезапно ослепли. Воры долго звали на помощь, но никто не приходил к ним, и лишь когда они, осознав греховность своего поступка, стали вслух каяться перед Богом, тогда прозрели и выбрались из ямы, а на этом месте забил ключ. Крест же Господень вновь явился в храме, на своём месте. На месте прозрения воров, где забил ключ, была построена часовня.

http://sobory.ru/article/?object=02043

2.4. Книга пророка Софонии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Время служения пророка Софонии более позднее, чем время служения Иоиля. Он дает свою родословную из четырех колен, которая восходит к некому Езекии, под которым толкователи нередко видят иудейского царя. Таким образом, он, по-видимому, был царского рода, а временем его служения следует считать вторую половину VII века. Это время реформ царя Иосии, то есть, он был современником пророка Иеремии. День Господень. Во время правления царя Иосии окончательное осуждение Иудейского царства уже был произнесено. И книга пророка Софонии начинается резкими словами. «Все истреблю с лица земли, говорит Господь». Коротко и ясно. «Истреблю людей и скот, птиц небесных, рыб морских, соблазны вместе с нечестивыми, истреблю людей с лица земли» (Соф. 1:2-3). Снова мы видим, что за грехи людей страдают не только люди, а страдает целиком весь мир. «Умолкни пред лицом Господа Бога! ибо близ день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание и назначил кого позвать» (Соф. 1:7), и дальше пророк приводит список тех, кто будет вызван. «Близок великий день Господа, близок и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня, горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов, высоких башен» (Соф. 1:14-16). В описании дня Господня пророки сходятся между собой, в некоторых местах – дословно. «Ни серебро их и ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его будет пожрана вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1:18). Но даже описанное у пророка Софонии внезапное и неотвратимое истребление не исключает возможности подготовки. Господь обещает обойти Иерусалим со светильником (Соф. 1:12) и обозреть, кто чем в нем занят, чтобы воздать им всем по делам их. Вот что нужно делать, чтобы подготовиться к неминуемой встрече: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:1-3). Таким образом, спасается от гибели тот, кто смирился и взыскал Господа. Тождество учения с другими пророками несомненно.

http://sedmitza.ru/lib/text/431399/

О печали, терпении скорбей и утешения ст. Георгия в скорбных обстоятельствах 29. К П.А.Г. Почтеннейший Л. А-ч, возлюбленный брат о Господе. Вы находитесь посреди таких людей, которые оставили все, что имели, произвольно лишились всего, что их прежде этого забавляло, утешало, но не спасало; итак, пришедши в разум истины, презрели суетная и ножная, избрали одно: предались единому! Собственность их вера, надежда и любовь! Вы посреди таких рабов Божьих живете, которые господствуют над всем миром и работают единому Богу, которые ходят по земле, а сердцем живут на небе; ибо там их сокровище; они постом и молитвою день и ночь пребывают в Господе, непрестанно взывая к нему: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!.. Господи, слава Тебе!.. Скажите себе сами: нельзя никак вам унывать, и нельзя не радоваться, освободившись от тяжкого ига и бремени мирских сует, и со-жительствуя ныне с такими людьми, которые подражают небесным ангелам, и сами ангелы здесь. Они свет миру, по свидетельству самого Господа. Они имеют любовь между собою, этот истинный признак учеников Христовых: они пребывают в любви, и Бог в них пребывает. С таковыми-то ваше обращение не попустит мрачным мыслям как облакам покрывать ваше сердце. Искренне прошу святых молитв ваших. Благодарю за память вашу, и с земным поклоном смиренно обязываюсь проявлять усердие вашему вниманию о Господе. Непотребный р. многогрешный Егор. 31-го Мая. 1835г. 44. Николаю Михайловичу Савостьянову Слово Божие да утешит вас печального, почтеннейший Николай Михайлович! Пусть спит до пробуждения ваша любезная супруга. Тогда вы увидитесь, когда все изменится и обновится и смертное облечется в бессмертие. Слава Богу о всем! Благодарю ваше искреннее благорасположение. Непотр. р. Георгий. 6 июля 1835 года 48. N.N. Милостивый государь! Вы апреля 1-го писали ко мне, убеждая меня к молитве. Благодарю вас; мне приятно было видеть в письме вашем спасительное рас-положение чувства вашего к поминовению об упокоении души Богу преданной родительни-цы вашей. Вы хотите во сне видеть ее: на что ж вам такой сон? Лучше веровать в ту истину, что в день воскресения верующие во Христа, хотя и умерли во времени, но имеют воскрес-нуть в жизнь вечную, и радости их не будет конца. А когда вам желательно знать об оби-телях небесных, уверяю вас, что язык земнородный изъясняться о небесных очень немощен. Искренно вам соусердствующий искренним словом о Господе,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Скачать epub pdf 39. Неделя 6 Великого поста. Вход Господень в Иерусалим. Какое значение имеет вход Господень в Иерусалим (Ин. 12:1–18) «Осанна! Благословен грядый во имя Господне!» Закончилась, благочестивые слушатели, святая четыредесятница. До светлой Пасхальной недели осталась одна, особая седмица, седмица Страстей Господних. В эту последнюю седмицу своей жизни на земле Господь наш Иисус Христос входит в нашу душу как Жертва, обречённая на страдания и смерть, как Агнец Божий, берущий на Себя грехи, страдания, муки и наказания людей всего мира. Во время Своей земной жизни Иисус Христос не раз открывал Своим ученикам, что Ему предстоит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть ( Мф. 16:21 ), а накануне торжественного входа в Иерусалим Он прямо говорил ученикам: Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет, и осудят Его на смерть, и убьют Его ( Мк. 10:33 ). И этот день настал. С чего этот вход в Иерусалим начался? Он начался с того, что Христос, приблизившись к горе Елеонской, послал двух учеников в ближайшее селение, чтобы отвязать и привести Ему молодого ослёнка с матерью его, сказав хозяину (или тому, кто спросит, почему они отвязывают животных), что они надобны Господу ( Лк. 19:31 ). Когда всё сказанное было выполнено, апостолы накинули на животных свои одежды и посадили поверх их Иисуса Христа. Окружённый народом, прославлявшим Его пением Осанна, Христос двинулся по направлению к Иерусалиму, так началось это знаменательное шествие к священному граду. Для чего оно так необычно, так открыто и торжественно началось, если мы знаем, что раньше Христос всегда скромно, незаметно, запросто, как и всякий богомолец, приходил в Иерусалим и в его храм? Это шествие оказалось торжественным и всенародным потому, что пришло время открыться Христу, что Он, Христос и есть Тот истинный Мессия, Который был обетован еврейскому народу с момента грехопадения первого человека ( Быт. 3:15 ), предсказан всеми пророками, ожидаем всем народам, как Слава Израиля ( Лк. 2:32 ). Уже и раньше некоторые иудеи опрашивали Его: Долго ли Ты будешь держать нас в недоумении, Если Ты Христос, то скажи нам об этом прямо ( Ин. 19:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 36. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. О спасительной силе Креста Господня (Ин. 19:6–11; 13–20; 25–28; 30–35) «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся " " 157 . Три раза в году Православная Церковь , благочестивые слушатели, особо чтит и прославляет Животворящий Крест Господень и призывает нас благоговейно поклоняться ему: в неделю Крестопоклонную в Великом Посту, в Неделю Страстную (страстей Господних) и сегодня, 27 сентября, в великий Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодняшний праздник был установлен нашей Церковью по поводу двух событий: 1) обретение Креста Господня в Иерусалиме; 2) возращения его из Персии, нынешнего Ирана, опять в Иерусалимский храм. Вот как происходили эти события: после прекращения гонений на Христову Церковь в 325 году святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого , отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Нелегко было найти Его. По полученным сведениям, евреи и язычники, ненавидя распятого Христа, зарыли Крест Его глубоко в землю, а сверху на этом месте поставили капище языческой богине Венере. Когда снесли это идольское капище и разрыли землю, то нашли в глубине и извлекли наружу Крест Господень и два креста разбойников. Крест Спасителя узнали через совершившееся чудо: умерший человек ожил, когда его поднесли к кресту Господню. Присутствующие при этом христиане устремились благоговейно лобызать новоявленную святыню. Из-за множества народа не всем удавалось сделать это. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий с духовенством взошёл на возвышенное место и стал воздвигать (поднимать) Крест так, чтобы все люди могли видеть Его. Созерцая Крест и повергаясь ниц перед Ним, народ в воодушевлении восклицал: «Господи, помилуй». С этого времени Животворящий крест Господень находился в Иерусалимском храме и в день памяти его особо торжественно воздвигался для поклонения верующим. Особому почитанию Креста Господня в Иерусалиме содействовало явление на небе Креста Господня вскоре же (в 351 г.) после обретения на земле Животворящего Креста Господня. Огромный Крест, составившейся из света, сиянием превосходил свет лучей солнечных и был видим в продолжении нескольких часов жителям Иерусалима. Это необычайное событие описано было, кроме некоторых историков, ещё и Кириллом, архиепископом Иерусалимским в послании к Царю Константину 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Беседа 44. Евангелие от Матфея, глава 13, 1–23. «Притча о сеятеле» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея и мы приступаем к изучению 13-й главы. Тема сегодняшней беседы называется: «Притча о сеятеле». В целом почти все притчи связаны с темой «О Царстве Небесном». То есть об установлении теократического Божьего Царствия «яко на Небеси и на земли». Во всех проповедях Сына Божия тема о Царствии Небесном занимает центральное место. Суть притч об установлении Царства Бога – есть слова надежды, что однажды рухнут все формы человеческого правления и Земля (наша планета) подчинится всецело воле Создателя. Сказано: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» ( Ис.2:17 ). Мятеж, вспыхнувший в грехопадении наших прародителей с его печальными и трагическими последствиями, будет подавлен, и на новой Земле возникнет порядок, подобный тому, который царит на Небесах. Грехопадение наших прародителей есть земное продолжение мятежа, устроенного на Небесах дьяволом. И именно в таком смысле и надо рассматривать данный вопрос. Сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Наступления Дня Господня не сулит ничего хорошего тем, которые не избрали для себя пути Господни. Сказано о таковых: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» ( Ам.5:18–20 ). Поистине! День Господень для неверующих будет великим потрясением, разочарованием и ужасом. И сегодня мы будем в притче рассуждать о разных группах людей в их реакции на проповедь Святого Евангелия. И мы читаем 1-й стих 13-й главы от Матфея: Мф.13:1–2 . «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слова и беседы на Богородичные праздники Свт. Иннокентий Херсонкий прославился в первую очередь как проповедник(его проповеди пользовались огромной популярностью в дореволюционной России, переводились на многие языки). В этой книге собраны слова и беседы на Богородичные праздники. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы " Сей день... Господень... радуйтеся, людие! " (Стихира 2 на литургии) Так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в дне сем особенно радостного?.. То, что он есть день Господень! Подлинно, братие, Сам Господь сотворил день сей, да возрадуемся и возвеселимся в онъ (Пс. 117; 24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом рождением Марии разрешилось неплодство не Иоакима токмо и Анны, а всего рода человеческого; а посему оно есть торжество поистине всемирное: " Сей день... Господень... радуйтеся, людие! " Радуйтеся явлению Той, Коея Сын действительно " сотрет главу змия " (Быт. 3; 15), Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1; 38), Которая Своею плотью и кровью будет питать ту Плоть и Кровь, без вкушения коих нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет стоять на Голгофе и слышать со креста: ...Жено, се сын Твой (Ин. 19; 26), Которая, соделавшись честнейшею Херувим, не престанет простирать над родом человеческим Своего благодатного покрова: " радуйтеся, людие! "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Слова и беседы на Богородичные праздники Слово на Рождество Пресвятой Богородицы «Сей день... Господень... радуйтеся, людие!» (Стихира 2 на литургии) Так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в дне сем особенно радостного?.. То, что он есть день Господень! Подлинно, братие, Сам Господь сотворил день сей, «да возрадуемся и возвеселимся в он» (Пс. 117:24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом рождением Марии разрешилось неплодство не Иоакима токмо и Анны, а всего рода человеческого, а посему оно есть торжество поистине всемирное: «Сей день... Господень... радуйтеся, людие!» Радуйтеся явлению Той, Коея Сын действительно «сотрет главу змия» (Быт. 3:15), Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: «се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38), Которая Своею плотью и кровью будет питать ту Плоть и Кровь, без вкушения коих нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет стоять на Голгофе и слышать со креста: «...Жено, се сын Твой» (Ин. 19:26), Которая, соделавшись честнейшею Херувим, не престанет простирать над родом человеческим Своего благодатного покрова: «радуйтеся, людие!» Поистине, братие, много ныне для нас причин к радости, но все они останутся без прочного действия над нами, если не присоединится еще одна причина радования духовного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3219...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крестная миссия Четвертую неделю продолжается Общероссийский миссионерский Крестный ход 29.09.2023 627 Время на чтение 11 минут Источник: Столетие Шествие с освященной копией Годеновского Креста, посвященное 600-летию его явления началось по благословению Святейшего Патриарха Кирилла второго сентября с Мурманска – самого северного города России за полярным кругом. Животворящий Крест Господень дошел до южной «морской границы» в Севастополе, затем будет доставлен в западный форпост Руси – Брест. А оттуда самым длинным своим маршрутом пересечет всю страну на восход Солнца. Закончится крестная миссия в праздник Казанской Божьей Матери и День народного единства на берегу Тихого океана – во Владивостоке. Таким образом, на «теле» нашего Отечества будет начертано крестное знамение. Начертано чудотворным Годеновским Крестом. Такого на Руси еще не бывало! Для начала напомним, что такое Годеновский Крест. Совсем недавно,11 июня 2023 года, православный мир отметил шесть столетий с того дня, как на глухом Сахотском болоте в Ростовской земле чудесным образом явился с неба, «с греческой стороны» Чудотворный Крест Господень – одна из величайших святынь православной Руси. А, кроме того, – свидетельство духовной миссии России. Это горельефное, иконописное распятие древней работы (искусствоведы осторожно атрибутируют его создание XII-XIII вв.) появилось в глубинке Ростовского княжества ровно за 30 лет до падения Константинополя от турок-осман. День в день! Таким образом, небоявленный Крест Господень стал материальным свидетельством передачи миссии православной империи от Византии – Руси. От Второго Рима – Третьему. На болоте за ночь вырос большой холм, на котором поставили храм. Крест, будучи установленным в храме, сразу же начал чудотворить. За прошедшие века он претерпел множество злоключений: времена полузабвения и даже попытки поругания. Сохранился невредимым в сгоревшей дотла деревянной церкви, не поддался топору богоборцев после революции. А после был спрятан верующими и отдан на сохранение в близлежащий храм Святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново нынешней Ярославской области. Где и пережил года гонений, вторично явив свою чудесную силу уже в постсоветское время под именем «Годеновский Крест», когда село Годеново стало подворьем Переславского Свято-Никольского монастыря. Сестрам обители с помощью благотворителей удалось реставрировать разрушавшийся Крест, сделать из заброшенного села мощный паломнический центр. Тысячи людей со всей России и других пределов приезжают сюда за помощью от недугов и в тяжелых жизненных обстоятельствах. А ныне Годеновский Крест сам идет по России!

http://ruskline.ru/opp/2023/09/29/krestn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010