Ныне храм Тихвинской иконы Божией Матери пребывает в полуразрушенном состоянии. Местный приход Святой блаженной Ксении Петербургской совместно с приходом храма Илии Пророка, что на Пороховых, и с благочестивыми местными жителями периодически ведут работы по очистке территории вокруг храма от различного бытового мусора и от зарослей кустарника и деревьев. В годы советской власти храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был разрушен. http://www.kseniya.front.ru/htm/hram.html Деревянная церковь существовала уже в 1728 году. Церковь каменная, с таковою же колокольней и оградой. Построена в 1787 году тщанием прихожан. Престолов в ней четыре: главный в честь Тихвинской Божией Матери, второй во имя Святителя и Чудотворца Николая, третий в честь Казанской Божией Матери и четвертый во имя Всемилостивого Спаса. К церкви приписано шесть часовен, из них две каменных. В 1899 году в приходе состояли село Путилово и деревни Алексеевка, сельцо Антоновское, Валовшина, Крутой Ручей и две Шальдихи: Горная и Нижняя (853 двора, 2252 мужчины и 2556 женщин). Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб. 1884. С. 292-298; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 360-361; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916. 8 июля 2018 года в поселке Путилово Ленинградской области в день празднования 300-летия церкви Тихвинской иконы Божией Матери состоялось торжественное освящение возрожденного храма. Митрополит Варсонофий освятил храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилове и совершил в нем Божественную литургию. Год постройки церкви между 1784 и 1786., архитектор Е.Т.Соколов. Ранее на ее месте была деревянная, да погорела. Вместо нее построили храм Тихвинской иконы Божией Матери с приделами св. Николая, Казанской иконы Божией Матери и Всемилостивого Спаса. Храм в Путилово закрыли 11 марта 1938 г., когда забрали последнего священника, 74-летнего о.Николая Орнатского. В конце ноября 1937 арестовали дьякона Иоанна Фортунатова и священника о.Николая Чернова. Все они и другие священники соседних приходов в Лаврово, Кобоне, Назии, Сухом были арестованы по одному делу и шли как участники контрреволюционный группы под руководством о.Иакова Чулкова из Никольского храма в д.Кобона. Все были расстреляны. Храм подвергся поруганию, иконы были вынесены и сожжены в ближайшей пекарне. Некоторые иконы все же удалось спасти, среди них и старинная храмовая икона, следы пребывания которой в 1990-х годах ведут из милиции с.Жихарево и теряются за дверьми Музея религии и атеизма.

http://sobory.ru/article/?object=06378

В сей церкви есть особо чтимая икона Божией Матери Тихвинской, эта святая икона была принесена или привезена неизвестно кем из европейской России, вскоре же по построению в 1594 г. г. Тары и долгое время (около 20 лет) находилась в Тарской воеводской канцелярии, а по упразднении оной в 1782 г., как древность и как святыня, давно чтимая жителями г. Тары, поставлена была в деревянную кладбищенскую часовню. Но здесь она находилась недолго: на кладбище же старанием и иждивением богатого, набожного купца Нерпина, между 1784 и 1789 гг., была построена каменная, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, церковь и в нее была перенесена многочтимая икона. По какой причине и с какого случая начали с давних пор особенно чтить тарскую Тихвинскую икону Божией Матери – сведений нет, но чтут ее не только одни местные жители, а стекаются для поклонения и молебствования перед нею верующие люди из всего Тарского уезда и даже из соседних уездов Омского и Каинского. Особенно много сходится и съезжается паломников для поклонения сей святыне к 26 июля, когда в кладбищенской церкви бывает храмовый праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Икону за несколько недель до 26 июля уносят для молебствий в село Бутаково и смежные с ним деревни, а на следующий после 26 июля день ее уносят в село Екатерининское, в церкви которого она и остается до 7 числа июля. В самом городе для молебствий по домам св. икону носят постоянно. Икона написана на доске длиною 1 арш. 3 верш. и шириною 13.5 вершков и украшена сребропозлащенною ризою. Жалования положено священнику – 225 руб., псаломщику – 75 руб. в год из сумм церковного капитала, на основании распоряжения епархиального начальства от 26 марта 1874г. за 3820. Церковного капитала 12 830 руб., причтового капитала 6 900 руб., доходов за молебны, панихиды и требы бывает до 600 руб. в год. За законоучительство в Тарской женской прогимназии настоятель получает жалования 240 руб. в год, он же преподает Закон Божий на курсах при женской прогимназии и в городском училище. Причта по штату положено: священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=37618

Тихвинская икона Богородицы г. Болхова явилась чудесным образом на сосне у стен Болховского Оптина монастыря около 1620 года в день памяти священномученика Мокия. Именно так написано в древних монастырских летописях. Икона была обретена 24 мая по новому стилю, ныне на этот день приходится память учителей словенских святых Кирилла и Мефодия. Икона Богородицы была торжественно перенесена в монастырь, где для нее был построен величественный Тихвинский собор. Рядом, у монастырского пруда, находился Тихвинский колодец, который славился своей целебной водой. Одно время монастырь даже носил название Тихвинского. Государем в Болхове была учреждена 3-х-дневная Тихвинская ярмарка, привлекавшая большое количество молитвенников и паломников живущих окрест, а на месте обретения чудного образа Божией Матери была устроена каменная часовня. В этот день монахи монастыря (Болховский Оптин монастырь был изначально мужским) совершали крестный ход к месту обретения чудесного образа. Часовня на месте обретения иконы была разрушена, сегодня не ее месте находится крест, в дальнейших планах монастыря есть идея восстановить ее на старом фундаменте. После революции, когда монастырь был закрыт, Тихвинская икона хранилась в музее г. Орла, а в годы войны по просьбе жителей Болхова была перенесена в Христорождественский храм Болхова, тогда это был единственный действующий храм. С мая 2010 года Тихвинская икона Божией Матери постоянно пребывает в храме Троицы Живоначальной. Имеется также в храме уникальная икона священноисподведника Георгия Коссова с частицами его мощей. Эта современная икона была написана по эскизам послушниц монастыря. Отец Георгий был священником храма в селе Спас-Чекряк Болховского уезда, подвижником благочестия Болховского края, целителем душ и телес страждущих, предсказателем и чудотворцем. 13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе отец Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. Частично материалы взяты с сайта " Россия в красках " http://ricolor.org/rus/vr/platonov/bolhov/3/

http://sobory.ru/article/?object=05386

Обрадованные богодарованной победой, и относя как ее, так и чудесное сохранение своей жизни, заступлению Божией Матери, «осенившей над главою их в день брани», Монарх и его полководец молебно праздновали день этот, «восписуя благодарственная Единой, имущей державу непобедимую». По свидетельству того же местного предания, на обширном пути из-под Полтавы, Монарх посетил своего полководца в любимой им Борисовке, которая в то время, как новоустроенная, была еще невелика и небогата постройкой. Державному гостю имела честь послужить для отдыха небольшая горница сельского (с дубовым столом и лавками) домика, благоговейно сохраняемого и доныне владельцами Борисовки, в память высокого посетителя. Здесь-то Борис Петрович объявил Монарху сердечный обет, данный им, перед битвой Полтавской, Матери Божией, если останется победителем, основать в Борисовке, в честь чудотворной Тихвинской иконы, иноческую девическую обитель. Государь, одобрив сию благочестивую мысль своего полководца, сам избрал место для построения обители. Он, как утверждает предание, обозревая, вместе с фельдмаршалом, живописные окрестности Борисовки, обратил особое свое внимание на ту гору, которую занимает ныне обитель, и, повелев сделать большой деревянный крест, собственноручно водрузил оный на вершине горы, назначая тем место то для церкви, во имя любимого им праздника – Преображения Господня, что по времени и было исполнено построением в ней теплого храма сего наименования; главная же церковь , согласно первоначальному намерению графа Бориса Петровича, была устроена во имя Тихвинской Богоматери; от чего и самая обитель получила наименование Борисовской Тихвинской. Всякий, кто посещал Борисовскую обитель, неоспоримо должен сознаться, что выбор для нее места делает честь вкусу Государя, указавшего оное. Гора эта, будучи выше других, стоит отвесно над рекою, возвышаясь над нею как неприступная скала, она почти отделена от цепи проходящих здесь холмов: с юго-востока обтекает ее река Ворскла, живая свидетельница славной битвы Полтавской; на противоположном берегу ее правильно раскинута Борисовская слобода; на юге, под горою, располагаются на дальнее пространство живописные луга, прорезанные ручьями. С запада горы и дебри, покрытые густым лесом, лишь с севера гора эта соединяется небольшим перешейком с грядою холмов, также покрытых лесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При настоятельнице (1897-1921) игум. Серафиме в К. м. находилось 2 каменных храма, 3-ярусная колокольня (1911), 4 каменных 2-этажных корпуса, 2 деревянных дома, хозяйственные здания; был проложен водопровод. При мон-ре действовали сиротский приют, богадельня, школа для крестьянских детей, иконописная, чеканная, золотошвейная, скорняжная, сапожная мастерские, а также комплекс мелких предприятий для переработки сельскохозяйственного сырья. В 1899 г. был основан монастырский хутор близ дер. Курган. К 1908 г. обитель владела 306 дес. земли, большим садом, животноводческой фермой, мельницей, рыбными озерами, к 1918 г.- 531 дес., в т. ч. 340 дес. пахотной земли, 16 дес. сенокосов, 152 дес. под лесом. Рядом с К. м. была построена одноэтажная каменная гостиница. Особенно много паломников прибывало в мон-рь 14 сент., 8 нояб., а также на храмовый праздник, 26 июня, в день явления Тихвинской иконы, когда крестный ход совершался вокруг села. В 1895 г. в К. м. проживали настоятельница, схимонахиня, 30 монахинь и 133 послушницы, в 1910 г.- 260 насельниц, в т. ч. 45 монахинь. Причт состоял из священника и диакона (с содержанием 400 и 120 р.). К нач. XX в. в Крестовоздвиженском храме хранились личные вещи (мантия, подрясник, свитка, лапти) и предметы домашнего обихода (топорик) прп. Серафима, которые он передал Теплову в «благословение», а также чтимая копия Тихвинской иконы Божией Матери, точный список Серафимо-Понетаевского образа Божией Матери «Знамение», серебряный крест с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, сщмч. Игнатия Богоносца и др., деревянный ковчег с частицами мощей неск. мучеников, который открывали во время богослужения. На Тихвинском образе висел сребропозлащенный крест с частицами мощей святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Чудотворца. Теплов передал в К. м. и икону святых Пантелеимона и Харалампия, в к-рую был вставлен ковчежец с частицей ризы Божией Матери. В 1918 г. ликвидационная комиссия конфисковала у К. м. все земли, а также 22 постройки.

http://pravenc.ru/text/2462291.html

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с душевным теплом относится к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Начиная с 1962 года он совершает здесь божественные литургии во время храмовых престольных праздников - в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, и праздника Тихвинской иконы Божией Матери. Началась реставрация нижнего храма (освященного в 1922г. в честь Воскресения Словущего), где раньше находились мастерские церковного предприятия " Софрино " . В начале века были построены церковная ограда и дом притча. В 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего (в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI – XVIII веках). В советское время храм не закрывался. В 1922 году из церкви были изъяты ценности и отобрали нижний храм. В нем была устроена овощную база, а затем, до 1998 года, находились мастерские Художественно-производственного предприятия " Софрино " . Колокола на колокольне были оставлены, однако долгое время не звонили. В 1945 году храм был отремонтирован. В 1970-1980 годы проводились реставрационные работы, во время которых под многочисленными слоями записей были открыты старинные настенные росписи. Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете был выстроен в 1676–1682 гг. в селе Алексеевском, рядом с царским путевым дворцом (разобран в начале XIX в.) на пути паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Двухэтажный храм был выстроен очень большим для того времени, он вмещает три тысячи молящихся. На основном четырехугольном объеме высятся пять глав, обрамленных кокошниками. К нижнему ярусу храма примыкает обходная галерея. С западной стороны пристроена трапезная и двухъярусная колокольня. В храме были созданы особые молельные комнаты царя и царицы (зимняя и летняя). Иконостас пятиярусный, середины XVIII в. Примечательны висячие подсвечники перед иконостасом с лампадами розового стекла и подвесками в форме мечей и крестов. Колокольня возведена в 1824 г. Настенная живопись в интерьере выполнена в 1836 г. При устройстве в 1848 г. приделов преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая для них были сооружены иконостасы по проекту архитектора М.Д. Быковского. В 1884 г. появился придел преподобного Алексия, человека Божия, и в 1917 г. – мученика Трифона.

http://sobory.ru/article/?object=03623

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн родился на пол года раньше Христа, поэтому его зовут Предтечей. Он жил в пустыне, проповедовал Слово Божие и предсказал пришествие Мессии. Позже он крестил в реке Иордан народ Израиля и Самого Иисуса Христа - отсюда получи имя Крестителя. Был убит по приказу царя Ирода путем отсекновения головы. 7 июля Рождество Иоанна Предтечи Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции Иоанн Креститель и его праздники Почему Иоанна Крестителя изображают с крыльями? Пророк, Предтеча и Креститель: История в картинках Иоанн Креститель (Предтеча) Православные праздники 8 июля Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1228) Петр и Феврония - православные святые, любящие друг друга всю жизнь и умершие в один день. Их мощи после смерти чудесным образом оказались лежащими в одном гробу. В этот же день в России празднуется день семьи, любви и верности. Петр и Феврония Православные праздники 9 июля Тихвинской иконы Божией Матери (1383) Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», по преданию Церкви, написана евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. В 1383 году, чудесно перенесясь по воздуху из самого Константинополя, икона явилась на Руси и остановилась на холме у реки Тихвинка, где возвели Успенский храм в ее честь. Тихвинская икона Божией Матери Нечаянная гостья: Тихвинская икона Божией Матери Перенесение мощей прп. Нила Столобенского (1995). 5 удивительных фактов о Ниловой пустыни Православные праздники 10 июля Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530)   Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998) Амвросий Оптинский - великий и мудрый старец дореволюционного времени. Его постигла нелегкая судьба: большую часть жизни Амвросий был прикован к постели. Сегодня мощи святого старца пребывают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Преподобный Амвросий Оптинский: Афоризмы Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год - 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст . к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

http://pravenc.ru/text/115846.html

То место, где был монастырь и где были найдены иконыБожией Матери и Св. Николая, и теперь слывет под названием „Монастырь“. Здесь есть родник, который почитается жителями целебным; особенно больные лихорадкой получают здесь облегчение. К этому роднику несколько лет тому назад устраивались торжественные крестные ходы 13 августа в память открытия мощей Св. Тихона. Но теперь этот святой обычай почему то оставлен; крестный ход в настоящее время совершается лишь в день преполовения на источник, пониже крепости, называемый Тихвинским. (Воронежские Епархиальные Ведомости 5 1916 г.) По волости Усерд значится под названием „Стрелецкой слободы“, что указывает на то, что в Усерде жили стрельцы. Вспоминается рассказ одной старенькой бабушки, с которой мы совершенно случайно (а может быть и нет) познакомились на источнике села Стрелецкое. Мы (автор статьи с семьёй, прихожане храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Алексеевки) очень любим это место. Здесь так хорошо и спокойно. Наше внимание давно привлекала надпись над калиткой у входа на территорию источника: «Монастырь». Но что это могло значить – вот вопрос. Ответ, как всегда, пришёл неожиданно – случайно встретились со старушкой, жительницей села. Она с большой охотой рассказала всё, что знала об этом необычном месте. «Здесь раньше был монастырь, но он ушёл под воду. На этом месте забили девять ключей, образовалось озеро. Вода здесь была необыкновенно вкусной и целебной. И вот однажды посередине озера увидели две иконы. Подплывали к ним, пытались взять, но ничего не получалось. Тогда обратились к старцу одного из монастырей, известного своей благочестивой жизнью. Ему удалось взять эти иконы. Одной – оказался образ Божией Матери Тихвинская, а другой – Святителя Николая Чудотворца. Случилось это на праздник Преполовения. В память об этом событии ежегодно совершается крестный ход на источник с иконой Божией Матери». Краевед В. Бахмут в своей статье «Белый храм на Стрелецком холме» («Знамя труда» за январь 1995 г.) передаёт впечатление известного воронежского краеведа Евгения Маркова, посетившего в 1904 г. с. Стрелецкое. «В Усёрде (так называлось раньше село) одна церковь, отделанная в изящном русском стиле. Вокруг церкви кольцо старых валов и рвов. Это – «городок»… В церкви сохраняется старинная икона «Тихвинской Божией Матери, почитаемая чудотворной, ежегодно крестным ходом носят её в Бирюч»…

http://pravicon.com/image-34457

Одна монахиня, жившая в то время в монастыре, слышала голос, говоривший: «Чем ближе Моя икона, тем быстрее будете услышаны». На праздник Вознесения Господня икона была привезена в монастырь и помещена в келейной церкви. По прибытии в монастырь образа Божией Матери явной стала Ее помощь строящейся обители. Весной того же года на месте, указанном Божией Матерью, обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена часовня в честь явления Божией Матери. В 1994 году было зафиксировано мироточение Касперово-Тервенической иконы и иконы «Явление Божией Матери в Тервеничах», на которой и изображено бывшее духовнику обители видение. В 1996 году митрополит Владимира благословил считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления «Тервенической». При этом празднование иконе было установлено совершать в день Покрова (14 октября) и в день основания обители (1 июня). Тервеническая икона - единственная святыня, уцелевшая при пожаре келейной церкви монастыря. Перед иконой ежедневно утром читается акафист Покрову Божией Матери, с четверга по воскресенье служатся молебны. В летописи монастыря записано много случаев помощи, полученной людьми от Тервенической иконы Божией Матери и святой воды из источника. В благодарность Божией Матери за исцеления и помощь люди дарят Ее иконе приносят дары. ВЛАДЫЧИЦЕ ПРЕМИЛОСТИВАЯ, ИСЦЕЛИ НАША НЕДУГИ И СТРАСТИ В 1997 году в 20-ти километрах от Тервеничей, в деревне Пирозеро, по благословению митрополита Владимира был основан скит монастыря. В этих местах тоже был полуразрушенный храм: в старые времена он был Тихвинским, а ныне освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С 2000 года на территории скита живут наркозависимые молодые люди. Живут они одной большой семьей и все делают своими руками: построили трапезную, на месте сгоревшего в 2003 году деревянного - новый каменный храм, даже мост возвели сами. Это не говоря уже о садово-огородных работах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010