Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (10.03.1629-29.01.1676), рус. царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых , сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны. С 5 лет А. М. находился под надзором «дядьки» Б. И. Морозова, к-рый оказал на него значительное влияние. В пятилетнем возрасте А. М. под руководством Морозова обучался чтению (сначала по букварю, затем по Часослову и Псалтири), с 7 лет - письму, а с 9 - церковному пению (столповому знамени, а также строчному пению и демественному пению - у певчих дьяков Луки Иванова, Михаила Осипова, Ивана Семионова). К 12 годам у А. М. составилась б-ка из духовных и светских книг, благодаря разносторонней начитанности он был одним из самых образованных людей своего времени. Чтение способствовало глубокой и сознательной религиозности, А. М. был набожен, не пропускал ни одного богослужения, часто вставал ночью и молился до утра, прекрасно знал церковный устав; по праздникам сам отправлялся в тюрьмы и богадельни и лично раздавал милостыню, кормил нищих. Внимательно выслушивал челобитчиков, по преданию, в царском с. Коломенском стоял ящик для просьб на имя царя. Требовал во всем соблюдать порядок («чин») и строго взыскивал за его нарушение, был вспыльчив, но отходчив. В характере А. М. соединялись склонность к размышлению и наблюдению и исключительная любознательность. А. М. страстно увлекался соколиной охотой и даже составил ее правила - «Урядник сокольничья пути», любил театральные представления. Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ) Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ) В 14 лет А. М. был объявлен наследником престола. Рано лишился родителей. В 16 лет, после смерти отца, А. М., по существовавшему правилу, был избран на царство земским Собором из представителей духовенства, бояр, служилых, торговых «и всяких чинов людей». При этом молодой царь не взял на себя никаких письменных обязательств, «что прежние цари выдавали», да с него их «и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим».

http://pravenc.ru/text/82384.html

Большинство напевов, известных нам, записаны в более позднее время, когда вполне установилась знаменная система. Это так называемые мелодии знаменного распева. Название это происходит от изображения мелодий знаками, называвшимися знаменами, крюками, столпами. Слово распев следует отличать от напева. Распев -совокупность мелодий известного происхождения и характера, тогда как напев означает ту или другую группу частных мелодий данного распева. Знаменный распев – коренной и древний уставный распев Русской Церкви. Постепенное развитие его можно проследить непрерывно от XI века. Система записи мелодий безлинейными знаками – крюками или знаменами была единственным способом записи церковных напевов. Старообрядцы-беспоповцы до сих пор пользуются в своем пении книгами с знаменной нотописью. Знаменная нотация древнейших русских певческих книг есть нотация греческая, но с течением времени замечается переход византийской нотации в совершенно русские крюки или знамена. Уже к концу домонгольского периода, то есть к началу XII века, русский шрифт обретает своеобразие. Число рукописей домонгольского и монгольского периодов весьма незначительно. Как звучали напевы того времени неизвестно, так как нотные знаки того времени также не расшифрованы. Текст певческих книг только славянский. Греческие слова или тексты встречаются редко, по-видимому они исчезли, когда иерархия стала исключительно русскою. Нам неизвестны мелодии раннего периода, но имеются сведения о существовании церковно-певческих школ, конечно, не в смысле учебных заведений, а как частное обучение у мастера-певца. Церковный певец, стоявший на клиросе, имел учеников, вот они и составляли школу пения. Первый Митрополит Русской Церкви – Михаил, греческий подданный, разъезжая по Руси, везде «устроял» клирос, то есть приготовлял церковных певчих. Певчих сперва выписывали из Византии. Так «Степенная книга» говорит, что при Ярославе Мудром (XI век) были призваны три греческих певца с семьями. Эти певцы должны были упорядочить дело церковного пения в Киеве. «Степенная книга» называет их пение «ангелоподобным», кстати, упоминая, и о «красном» (то есть красивом) «демественном» (византийском, придворном) пении. В роде Владимира Святого замечается любовь к церковному пению. О княжиче Борисе, убитом по приказу Святополка, рассказывается, что последние часы своей жизни он провел в пении псалмов. Дочь Ярослава – Анна, бывшая замужем за французским королем Генрихом I, устроила в Киеве женскую школу, где учили пению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ НОС мастер древнерус. церковнопевч. искусства XVII в. Происходил из г. Вологды. Согласно документам, местный архиерейский хор был одним из лучших в России. Так, составленные в авг. 1666 г. «Показания» вологодских певчих дьяков и подьяков, «чему учены они церковного трехстрошного пения», свидетельствуют, что мн. певцы могли петь 2 соседние или все строки (партии) демественного и строчного репертуара (СПбФИРИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. Ед. хр. 349. Л. 75). Вероятно, служба Г. Н. проходила при этом хоре; к 1668 г. он числился церковным дьячком и был известен как один из знатоков певч. искусства. В том же году по благословению патриарха Иоасафа II царь Алексей Михайлович повелел «богомолцу своему преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому», руководившему работой Московского Печатного двора , «мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение» ( Парфентьев. 1986. С. 133). Им предстояло продолжить дело исправления «раздельноречных» певч. книг, начатое в 1652-1654 гг. 1-й комиссией, состоявшей из 14 дидаскалов. В документах Книгопечатного приказа сообщается, что с 1 янв. 1669 г. вместе с др. мастерами Г. Н. был зачислен в состав новой комиссии «праворечного пения справщиков» с жалованьем, «поденным кормом по два алтына на день» (РГАДА. Ф. 1182. 68. Л. 152 об.- 153). 8 февр. в эту комиссию вошли Александр Мезенец и Александр Печерский . 2-я комиссия из 6 дидаскалов проработала до 1 мая 1670 г., и итогом ее деятельности стали подготовка исправленных певч. книг к изданию и написание трактата «Извещение… требующим учитися пения» (1670). О судьбе Г. Н. после комиссии сведений нет. В переписной книге Вологды 1678 г. встречается имя диак. Софийского собора «Григория Гаврилова сына», жившего «позади» архиепископского двора (к времени переписи его двор был пуст) (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 14741. Л. 35 об.). Однако, относятся ли эти сведения к Г. Н., неизвестно. Соч.: Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668)/Изд.: С. В. Смоленский. Каз., 1888. С. 1-24 [трактат]; Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.)/Введ., публ. и пер. памятника, ист. исслед.: Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед. памятника, расшифр. знам. нотации: З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996. С. 27-382 [трактат].

http://pravenc.ru/text/166857.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 5 древних церковных песнопений 2 мин., 02.02.2024 2 февраля Церковь чтит память преподобного Евфимия (Кереселидзе) исповедника — грузинского святого XX столетия. Отец Евфимий известен не только как усердный молитвенник, строгий монах-аскет и исповедник, много претерпевший в советское время за свою веру. Не меньшую известность он приобрел как ученый, занимавшийся собиранием, изучением и переводом на современные ноты древних грузинских церковных песнопений. Результатами его трудов стали 34 сборника, включающие в себя 5532 музыкальные композиции. Благодаря ему многие жемчужины церковного певческого искусства дошли до наших дней. В день памяти преподобного Евфимия предлагаем вашему вниманию несколько древних песнопений из разных традиций церковного пения. Песнопение «Богородице Дево, радуйся» — приветствие архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о скором рождении Спасителя. Это классический знáменный распев, типичный для средневековой Руси. Пение производится по крюкам — небольшим значкам, обозначающим определенный звук или мелодию. Крюки еще называются знамёнами, отсюда и название: знаменный распев. «Отче наш» — одна из первых христианских молитв, впервые произнесенная Самим Господом Иисусом Христом. Песнопение исполняется в стилистике так называемого демественного распева, разновидности древнерусского знаменного пения. Он более сложный по сравнению с обычным знаменным распевом. По некоторым версиям, название «демественный» означает домашний, то есть исполняемый вне храма. Возможно, это одно из тех песнопений, что расшифровывал игумен Евфимий. Вы слышите древний картли-кахетинский распев (по названию грузинской певческой школы), а само песнопение называется " " (Шэн хар Вэнахи), что на церковнославянском значит «Богородице, Ты еси Лоза». В современной Русской Церкви сложилась практика исполнения на эту мелодию Херувимской песни. Тропарь Пасхи «Христос воскресе…». Это пример классического византийского песнопения. Церковная музыка Древней Византии существенно отличается от нашего, европейского, восприятия мелодии. Прежде всего наличием так называемых микротонов: эти певческие ходы невозможно сыграть на фортепиано и очень сложно правильно спеть. Такой элемент придает особую красоту византийскому пению. Известно, что послы князя Владимира, услышав пение в соборе Святой Софии в Константинополе, восторгались: «Не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми...»

http://foma.ru/5-drevnih-cerkovnyh-pesno...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XIV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 14-й том «Православной энциклопедии», увидевший свет в 2007 г., открывается объемной статьей «Даниил, пророк ветхозаветный», за которой следуют несколько десятков статей о святых Даниилах. В их числе – Даниил Заточник, преп. Даниил Столпник, Даниил Александрович, святой князь Московский. Заканчивается том статьей «Димитрий [Деметрий], имена 2 сир. царей из династии Селевкидов». Группу статей, посвященную Даниловским монастырям, открывает статья «Данилов во имя преподобного Даниила Столпника Московский мужской монастырь». Кроме многочисленных исследований, посвященных, как всегда, святым, различным персоналиям, памятникам церковного искусства, 14-й том «Православной энциклопедии» включает в себя целый ряд обширных статей по библеистике, литургике, истории Руси и Русской Церкви, истории западных исповеданий, страноведению. В 14-й том вошли такие статьи, как «Деяния святых апостолов», «Деисус», «Двунадесятые праздники», «Десять заповедей», «Димитриевская родительская суббота», «Державная икона Божией Матери». Новозаветная библеистика представлена обширной статьей «Деяния святых апостолов». Среди богословских тем тома — статья «Десять Заповедей», в которой дается обзор богословского осмысления заповедей в ветхозаветное и новозаветное время.   В томе присутствует статья, посвященная королевству Дания. Помимо основных сведений об этой стране главное место отведено рассказу о датском Христианстве. Подробно описываются реформация в Дании, религиозное законодательство, церковная музыка. Также говорится о  православном  присутствии в стране, во многом связанном с иммиграцией в Данию православных русских после октябрьского переворота 1917 г.   В  том  вошел целый блок статей посвященных «Демественному пению». Демественное пение – певческая традиция, возникшая в посл. четверти XV века, одновременно с новой редакцией знаменного распева, а также с путевым распевом.

http://pravenc.ru/shop/657814/

В результате успешных посольств М. Г. был приближен к царю и получил значительное вознаграждение (см.: Гиббенет. Ч. 2. С. 916, 918; Каптерев. 1912. С. 325, 370; РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. 25. Л. 2), а вскоре (вероятно, с янв. 1667) ему и его людям было назначено кормовое жалованье и «питье» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1668 г. 4. Л. 1-5; 1671 г. 54. Л. 3-6; Фонкич. 1997. С. 170; Парфентьев. 2005. С. 306-307). Он стал настолько богат, что к нему обращались за займами соотечественники (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1670 г. 76; Фонкич. 1997. С. 170). Однако, в приказных документах нояб. 1666 - авг. 1669 г. и апр. 1670 - авг. 1676 г. уже не встречаются упоминания о деятельности М. Г. по обучению пению, что может свидетельствовать о прекращении его работы с патриаршими и государевыми певчими. Возможно, в 70-х гг. XVII в. школа М. Г. переместилась с Патриаршего двора в Никольский греч. мон-рь, где какое-то время он жил ( Парфентьев. 2005. С. 325-326). Свидетельства о певч. деятельности М. Г. сохранились в описании б-ки певч. книг царя Феодора Алексеевича (1682): в ее составе среди многочисленных списков произведений греческого распева (в т. ч. «Охтай да Азбука греческого распеву, знаеменные») были «Ирмосы мелетиеву роспеву, греческие» и «Канон греческой да тетрать, а в ней «Взбранной Воеводе» писма грека Мелетия» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. 601. Л. 10, 30 об.; см.: Протопопов. 1977. С. 123-124, 130). В настоящее время из песнопений М. Г. обнаружена только херувимская - в сборнике сер. XVIII в. с киевской нотацией (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215-216; см.: Парфентьева, Парфентьев. 2007). Можно предполагать, что М. Г. участвовал в создании особой древнерус. «греческой нотации», появившейся в рукописях для записи греческого распева (песнопения Обихода и Стихираря) во 2-й пол. XVII в. Графика этой нотации основана гл. обр. на знаках путевой и отчасти демественной нотаций с присоединением оригинальных добавочных значков ( Богомолова. 1989; Парфентьев. 2005. С. 328-429). В авг. 1669 г. М. Г. был вновь отправлен в К-поль - с актами Большого Московского Собора для Константинопольского и Иерусалимского патриархов, царскими грамотами, в к-рых содержались просьбы о восстановлении на кафедрах Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, деньгами «на поминок» у Гроба Господня скончавшейся 4 марта царицы Марии Ильиничны и с царскими подарками патриархам (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2562870.html

Как ученый-медиевист Г. был продолжателем дореволюционной рус. музыкально-исторической школы, в первую очередь московских ученых протоиереев Димитрия Разумовского и Василия Металлова . Главными задачами Г. считал проникновение «в метод теоретического и музыкально-литургического мышления древних мастеров», изучение беспометной нотации и ее расшифровку. Хотя последней цели ученый не достиг, однако внес существенный вклад в осмысление и систематизацию данных по истории рус. церковного пения, в исследование мн. проблем, напр.: демественного распева, звуковысотности знаменной нотации, церковнопевч. терминологии и др. В 20-70-х гг. XX в. Г. оказался единственным, кто столь глубоко и всесторонне изучал историю не только рус. средневек. пения, но и рус. церковной музыки Нового времени. Церковно-муз. публицистика, дискография, библиография, рецензии - все эти стороны деятельности, характерные для дореволюционных историков, были свойственны и Г. Общее количество опубликованных работ Г. насчитывает ок. 540 наименований. Итогом его научной деятельности стало соч. «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», в к-ром автор стремился изложить систему и тысячелетнюю историю рус. богослужебного пения в церковно-историческом и литургическом контексте. Г. также хотел показать путь, «по которому надлежит идти деятелю на русской церковно-певческой ниве, чтобы богослужебное пение было церковным, являлось одной из форм самого богослужения и оставалось бы в то же самое время русским» (Богослужебное пение. 2004. Т. 1. С. 11). Вобравший идеи и материал мн. статей и лекций Г., этот труд стал одним из самых авторитетных учебных руководств по рус. церковному пению, написанных в XX в. Арх.: N. Y. (USA). Архив Синода РПЦЗ. Личное дело; Univ. of Virginia Library. Manuscript Dep. Coll. 10093. Box 2: Гарднер И. А. Письма к А. Свану; Freeport (N. Y., USA). Семейный архив М. В. Ледковской [ Гарднер И. А. Краткая автобиография. Письма к Б. М. Ледковскому и М. В. Ледковской. Письма к О. О. Пантюхову].

http://pravenc.ru/text/161677.html

Л. был редактором первых 6 выпусков «Исторической хрестоматии церковного пения», издававшейся книжно-муз. магазином П. К. Селиверстова в С.-Петербурге (1902-1904). В эти выпуски вошли неск. десятков концертов и других духовно-муз. произведений А. Л. Веделя , Дж. Сарти , С. А. Дегтярёва , М. С. Березовского , иером. Виктора (Высоцкого) , Ф. М. Максименко, В. М. Орлова и архим. Иосифа (бóльшая их часть была напечатана впервые). В духовно-муз. творчестве - сочинениях и переложениях древних распевов - Л. стремился к реализации своих теоретических идей, но его произведения не всегда обладали внутренней стилистической цельностью: в них сочетались черты первых образцов рус. многоголосия, итал. концертного стиля рубежа XVIII и XIX вв. и нем. хоральной музыки, а также особенности языка немецкой позднеромантической гармонии. Наиболее интересны следующие музыкальные сочинения Л.: Херувимская демественная, Пение при архиерейском служении, «Хвалите имя Господне» 14), «Христос воскресе» абиссинского напева 16), Задостойник Пасхи 11), «Покаяния отверзи ми двери» 13). Произведения Л. исполнялись в С.-Петербурге митрополичьим хором под упр. И. Я. Тёрнова , любительским хором В. В. Певцовой и др., в Москве иногда звучали в концертах Синодального хора . В 1917 г. Л. стал членом либерального Всероссийского союза демократического духовенства и мирян . На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Е. М. Витошинский , возглавлявший подотдел по церковному пению отдела о богослужении, проповедничестве и храме, предложил пригласить Л. в числе музыкантов для участия в работе этого подотдела, что, по-видимому, не было осуществлено из-за нехватки средств. изд. автора: совр. изд.: Муз. соч.: изд. автора: Духовно-муз. произв.: Для смеш. хора. СПб., 1902–1913. 1–54; Иоанн Дамаскин. Гимн Воскресению (слова А. К. Толстого): Для муж. хора: Op. 14. СПб., 1903; Молитва («Научи меня, Боже, любить», слова К. Р.): Для смеш. хора: Op. 14. 2. СПб., 1904; Две песни из Апокалипсиса: Для голоса с фп.: Op. 18. СПб., б. г.; изд-во П. И. Юргенсона: Духовно-муз. соч. М., Ор. 6: Для однородного 4-голосного хора. 1: «Слава, и ныне: Единородный Сыне», 2: «Милость мира», 3: «Отче наш», 4: «В память вечную»; Ор. 17: Для смеш. хора. 1: «От юности моея»: Болг. расп., 2: «Достойно есть»: Путевого расп., 3: «Взбранной Воеводе»: Киев. расп.; совр. изд.: Пение при архиерейском служении: Демественное: Патриаршее. М., 1996; «Покаяния отверзи ми двери»//«Покаяния отверзи ми двери». «На реках Вавилонских»: Для смеш. хора/Сост. Г. Н. Лапаев. М., 2000. С. 23–26; Многолетствование (Ор. 22)//Архиерейское богослужение: Избр. песнопения/Сост. Г. Н. Лапаев. М., 2003. С. 79–80; «Дева днесь»: Греч. расп., «Чертог Твой», 2: Киев. расп., «Вечери Твоея тайныя» (соч. 4), «Ангел вопияше» 2 (соч. 11), «Хвалите имя Господне» (соч. 15)//У святого Престола: Литургическая музыка правосл. священнослужителей/Сост.: Г. А. Смирнов. М., 2012. С. 131–138.

http://pravenc.ru/text/2110556.html

Однако история знает не один такой пример: можно указать на короля Генриха VIII английского, старшего современника Иоанна, такого же деспота, хотя и ограниченного традициями более просвещенной страны, тоже музыканта и поэта; или на пап эпохи Высокого Возрождения, повинных в потрясающих злодеяниях, и, вместе с тем, покровителей Рафаэля и Микель-Анджело. Что же известно нам о роли царя Иоанна в истории русской музыки? III. Уже на Стоглавом Соборе (1551 г.) двадцатилетий царь делал доклад об училищах грамоты и пения и настаивал на том, чтобы избранные духовные лица устраивали училища у себя на дому. После покорения Казанского царства, царские певчие и дьяки изобрели или, вернее, придумали на основании уже имеющейся знаменной нотации, новую нотацию, названную ими Казанским знаменем. В 1564–65 г.г. царь часто удалялся в Александровскую Слободу, предместье Москвы, куда он брал с собою целый ряд выписанных им из Новгорода прославленных распевщиков. Это и были те самые певцы, которым мы обязаны последней и самой пышной формой развития большого знаменного распева. К той же эпохе относится надпись на плите в Никольском соборе г. Переяславля, Владимирской губ., освященном в 1564 г.: «Благочестивый Государь... всенощное бдение слушал и первую статию сам царь чел, и божественную литургию слушал, и красным пением со своею станицею сам же Государь пел на заутрени и на литургии» 19 . Каково бы ни было исполнение самого царя, станица его состояла из величайших русских художников-певцов, по таланту и музыкальности равных певцам Сикстинской капеллы или придворных императорских капелл, сопровождавших постоянно самих императоров 20 . IV. Род их начинался с братьев Саввы и Василия Роговых, уроженцев дикой Карелии. Савва сделался известным учителем в Новгороде, и среди его учеников были ровесники царя, Феодор Христианин и Иван Нос 21 . Оба они и были при царе в Александровой слободе. Василий же Рогов был, главным образом, певец и композитор: «пети был горазд знаменному и троестрочному и демественному пению, был роспевщик и творец» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пение всегда привлекало к себе внимание человека. Если где-нибудь начинают петь, то очень скоро вокруг поющих собирается группа слушателей и с удовольствием внимает пению. Если же им знакомы и слова песни, то они обязательно стремятся подпевать. Так наша природа услаждается напевами и тянется к ним. Но привлекать к себе внимание пение будет только в том случае, если окажется достойным и качественным. Именно поэтому многие певцы стремятся к профессиональному уровню пения. Звонкий льющийся голос, четкое произнесение текста, легкость и свобода исполнения, а также красота и богатство тембра голоса – вот те признаки, по которым можно отличить правильное (профессиональное) пение от неправильного (эстрадного). Пение матери успокаивает и усыпляет плачущее дитя. Поэтому на Руси, для которой была характерна любовь к пению, и был распространен обычай пения колыбельных песен. Пение помогает преодолеть злобу, примирить враждующих и служит лучшим средством для объединения людей, так как является выражением общих мыслей и общего настроения собравшихся. Неслучайно в первые века христианства, когда у верующих было «одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32), христиане за богослужением пели все вместе «единеми усты и единем сердцем» (возглас на литургии). Это было возможно благодаря довольно простому в техническом и композиционном плане пению, а на Руси (до XVI в.) – знаменному и демественному (домашнему) напеву, которые исполнялись в один голос (унисон). Но с начала XVII века на Юго-Западе Руси появляется новое многоголосное пение (партесное), которое было противопоставлением католической (западной) практике употребления оргáнов в храмах. Многие известные композиторы внесли свой музыкальный вклад в это дело. Д.С. Бортнянский, П.И. Турчанинов, А.Л. Ведель, А.Ф. Львов, Г.И. Ломакин, М.А. Балакирев, Д.В. Аллеманов, Е.С. Азеев, А.Д. Кастальский, С.В. Рахманинов и мн. др. навсегда останутся в истории музыки как наиболее яркие представители этого вида творчества. Благодаря их трудам музыкальные произведения стали более торжественными и сложными, так что исполнять их всем храмом было уже невозможно. Ввиду этого певческая обязанность была поручена хору (клиросу), который оказался как бы выразителем молитвенного настроения верующих. Эта традиция осталась до сих пор. А напоминанием о древней традиции всеобщего пения служит совместное пение Символа веры и «Отче наш», а также возглашение для всех предстоящих гласов церковных песнопений, которые раньше пелись всем храмом.

http://pravoslavie.ru/158983.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010