Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Даже у совершенных добрые дела несовершенны» Важно не то, сколько проповедей сказал, а до скольких сердец реально добрался и что из этого вышло 10.02.2024 160 Фото: Из интернет-источников «Грех пробирается всюду. Даже внутрь добродетелей. В добрых делах есть опасность тонкого " наслаждения самим собой хорошим " . Ведь я же добро творю! Но оценка нашего добра не у нас. Она Выше. И всегда можно, сместивши акцент, обнаружить, что добрых дел не так и много», - пишет в тлг-канале настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачев. «Рассмотрим, как пример, помощь бездомным, опустившимся людям, которых именуют аббревиатурой БОМЖ – без определенного места жительства (на французском тоже такое есть - " сан домесиль фикс " - СДФ). Если оценивать милосердную работу с точки зрения: сколько литров борща сварили за год; сколько закупили и раздали буханок хлеба, сколько комплектов нижнего белья вручили... то цифры могут быть очень значимыми. Даже можно втайне погордиться собой и мысленно примерить на груди Орден Доброго Самарянина», - пишет священник. «А если сместить акцент? Например: сколько людей удалось социализировать? Т.е. снять с бутылки или иглы, выработать документы, найти работу, отмыть-отчистить и через год-два увидеть нового человека? Тут цифры лезут к нулям. Не потому, что православные " добрые самаряне " ленивы. О! Нет. Просто люди меняться не хотят. Большей части бомжей не то что очень нравится их образ жизни, но они привыкли и напрягаться не хотят. Им легче паразитировать на чужой доброте, напросить денег на чекушку, потом закусить свежим супом у волонтеров и вернуться на помойку. И менять их сознание, пробуждать в них желание жить по-новому, а не просто бесплатно харчеваться, это такая жуткая тяжесть, что лучше просто накормить и успокоиться», - отметил он. «Осталось понять, по каким критериям Христос оценит нас и рассудит. Есть слова о " чаше студеной воды " . Но это " потому что вы – Христовы " . А есть слово о Страшном Суде, где именно " дали есть " , " напоили " , " посетили " ... С этой точки зрения бесплатные обеды – залог помилования в Последний День. Сомнений нет. Но все же остается чувство недосказанности. И есть горечь, что даже у совершенных добрые дела несовершенны. Сколько бы уже не было сделано, есть чувство, что ничего толком не сделано. Чай выпит, хлеб съеден, но все остались при своих, а у милосердного человека появилась опасная возможность себя самого в своих глазах похвалить», - добавил протоиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/10/da...

Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Источник: Храм Святой Троицы в Хохлах   Мы сегодня в Евангелии слышали повествование о том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его учеников, и сказали: «Учитель! Хотим, чтобы когда ты в Царствии Своем сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой». И Иисус говорит им на это: «Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь»? И они говорят: «Можем». Иисус сказал им в ответ: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошую, это — кому уготовано». Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали. Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига.

http://pravmir.ru/propoved-v-5-yu-nedely...

Возненавидим мнимые добрые дела, возникающие из лжеименного разума, из движений крови, из сердечных чувств, как бы ни казались нам наши чувства и помышления возвышенными, непорочными, святыми. Эти дела способны лишь к развитию в нас пагубных самомнения, гордыни, самообольщения. Они не просвещают очей души, как просвещает их заповедь Господня (см. Пс. 18, 9 ), напротив, они усиливают слепоту души, делают эту слепоту неисцельной. Творящие их пойдут в вечную муку, как творящие добро естества падшего, добро, всегда смешанное со злом, добро оскверненное, от которого Господь, как от сатанинской мерзости, отвращает Свои всесвятые взоры. Для совершения добрых дел падшего естества не нужно быть христианином: они принадлежат всему падшему человечеству. Там, где совершаются добрые дела падшего естества, при громе похвал от мира исключен, отвергнут Спаситель мира. Дела веры, дела спасения, или, что то же, исполнение евангельских заповедей, принадлежат одним христианам. Исполнение евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские заповеди. Общение с Богом, даруемое христианину еще во время земного странствования, есть залог блаженства небесного и вечного. Этот залог сам свидетельствует о своей верности, свидетельствует так ясно и сильно, что многие для сохранения его решились подчиниться величайшим скорбям, предпочли его временной жизни. Жалостно, горестно ослепление, с которым гордый мир презрительно смотрит на дела веры христианской, с которым он произносит о них суждение безумное и приговор, убийственный для мира. Какими ничтожными делами представляются для мира дела веры в сравнении с громкими и живописными делами мира! Что с виду за доброе дело сознание своей греховности, за которое на мытаря излилась милость Божия (см. Лк. 18, 10–14 )? Что с виду за доброе дело покаяние, при посредстве которого величайшие грешники примирились с Богом и наследовали вечное блаженство? Что за доброе дело исповедание Христа, исповедание, выраженное немногими простейшими словами? И кем выраженное? Выраженное казненным разбойником. Эти немногие простейшие слова ввели разбойника в рай, совершили то, чего не могли и не могут совершить все блестящие добродетели всего человечества. «Слово о кресте для погибающих юродство есть» ( 1Кор. 1, 18 ), столь же бессмысленной представляется для них и деятельность по Евангелию. «А для нас, спасаемых,» и Слово крестное, и деятельность по Евангелию – «сила Божия» ( 1Кор. 1, 18 ), исцеляющая и спасающая души наши (см. Лк. 6, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

     Один начитанный, но далекий от Церкви человек утверждал, что евангельское учение противоречиво. В качестве примера он приводил две, по его мнению, абсолютно несовместимые заповеди. Христос говорит, что свеча жизни христианина должна ярко гореть перед всеми людьми, и вместе с тем Он же предупреждает об опасности творить добрые дела напоказ. Так, Господь порицает фарисеев, которые преднамеренно подолгу молились, подавали милостыню и творили другие добрые дела прилюдно (см. Мф. 23, 5), чтобы побудить весь народ поступать так же. Несмотря на их благую цель, Христос обличает фарисейское показное благочестие, под которым скрыты внутренние пороки (Мф. 23, 28). Более того, Он заповедует людям вообще не обращать внимания на собственные добродетели (см. Мф. 6, 3). Как же нам исполнять все перечисленное, ничего не нарушив? Максимально полно используя получаемую от Бога благодать на пользу себе и ближним, надо скрывать свои добрые дела от окружающих и даже от самих себя, чтобы, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), не только люди «не растлевали душ наших похвалами, но и самое сердце наше не льстило нам». Ведь от одобрения со стороны окружающих и от внутреннего самолюбования разрушается важнейшая, трудно нарабатываемая человеком добродетель — смирение. Со своей стороны, мы должны всемерно заботиться, чтобы в нас не пропадал втуне огонь благодати Божией, чтобы нам не погасить его всевозможным мусором, суетой. А будет ли он виден другим — это уже не наша забота. Стремиться самим явить окружающему миру свой свет или то, что мы за него принимаем, будет признаком фарисейства и нарушением заповеди Божией. Господь Сам откроет подвижника, если это будет полезно и если действительно в человеке есть этот свет. Так, святитель Григорий Богослов отказывался от сана епископа, желая уйти в пустыню и там проводить жизнь в уединении и богомыслии. Но как он ни сопротивлялся, его уговорили занять Константинопольскую кафедру, и это послужило на благо всей Церкви. Когда святитель стал епископом Константинополя, у православных там оставался всего один небольшой храм Воскресения Христова, а все остальные были у еретиков. В итоге епископского служения святителя Григория в Православие вернулся практически весь Константинополь.

http://pravoslavie.ru/109243.html

     «Предпразднуим, людие, Христово рождество». Начинается время Четыредесятницы Рождества Христова, время поста и приготовления к великому Празднику. Праздник стал провокацией, скатился до коммерции Обычно Рождество Христово – это особый день, особое время года, когда мы забываем Бога. Или, лучше сказать, мы переживаем Рождество коммерчески: расцвеченные улицы города, иллюзорный свет гирлянд, искусственные елки, угощения, «курабье и меломакарона» (традиционные рождественские сладости в Греции, символ рождественского стола. – Прим. перев. ), обмен рождественскими подарками, предвкушение выходных дней, тринадцатой зарплаты... Рождество заканчивается. С набитым желудком и опустошенным сердцем. Христа нигде нет. Это все почти не имеет отношения к истине и сильно разочаровывает: праздник стал провокацией, скатился до коммерции. И, наверное, можно найти оправдание некоторым из тех, кто в попытках заработать свой хлеб эксплуатируют Рождество, но эта их нужда уничтожает дивный смысл и глубину праздника. Обман «коммерческим» Рождеством – это обман первый. Но есть и другой, и он коварнее. Это обман «социальным» Рождеством: мы воспринимаем Рождество как «праздник любви, семейный праздник». Праздник, когда мы все встречаемся и жертвуем деньги на социальные проекты, или собираем и даем неимущему пакет с рисом–макаронами–картофелем–бутылкой масла–цыпленком. Это всё добрые дела, поэтому и Церковь это приветствует, и мы должны их делать, но добрые дела под Рождество не равняются самому Рождеству. Мы можем подать небольшую милостыню, что-то купить на благотворительном базаре, положить немного денег на поднос, а, возможно, пойти и помочь в раздаче подарков митрополии бедным семьям, но при этом не пережить в своей жизни Рождества. Тогда что же такое Рождество? Как встретить его? Быть может, нам нужно сделать что-то еще более существенное в этом году, который для кого-то из нас – вероятно, и для меня – предоставит последнюю такую возможность? В чем смысл Рождества? Добрые дела под Рождество не равняются самому Рождеству

http://pravoslavie.ru/108815.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Катехизис «Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви». Катехизис содержит основные определения веры. Хотя Православный катехизис митр. Филарета (Дроздова) Московского был написан в начале XIX века, до сих пор он является одним из надежных способов узнать, во что в точности верят православные христиане. Филарет (Дроздов) так определяет катехизис: «Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.» Православный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. В доступном изложении. Введение Предварительные понятия 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС? Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. 2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»? Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение , устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25). 3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ? Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела. 4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА? Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).   5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА? С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).   6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ? По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения. - Христиане! Вы разсуждаете о спасении, а не знаете, - что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец - не зная Христа - единственное средство нашего спасения! - Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий - разряд существ погибших. Погибель - удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад», - говорит св. патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшего! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, - совершено было Самим безпредельным Богом. Казни - жребий рода человеческого, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что сотворим, да делаем дела Божия?» Господь отвечал им: «Се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он» (Иоан. 6, 29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; - но вера - дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно-ж, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то, что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, - верою в Искупителя? - Христиане! познайте Христа! - Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/13/...

Преподобный Гавриил Ургебадзе в воспоминаниях келейницы Старец любил повторять: «Господь требует от нас и сердце и добрые дела. Что доброго сделали ближнему, то сделали мне, учит Господь». 19 марта, 2015 Старец любил повторять: «Господь требует от нас и сердце и добрые дела. Что доброго сделали ближнему, то сделали мне, учит Господь». Отрывок из нового русского перевода книги «Диадема старца», посвященной одному из самых известных грузинских подвижников XX века архимандриту Гавриилу Ургебадзе. Портал Православие.Ru публикует его с согласия переводчика и составителей книги. Преподобный Гавриил Ургебадзе Отец Гавриил притягивал всех своей христианской жертвенной любовью. Смирением и послушанием всех вел к Царствию Небесному. «Для смиренного любое испытание пройдет мимо. Господь даёт смиренному благодать, без смирения никто не войдет в Царствие Небесное!» — учил старец. Он устраивал нам такие «экзамены» смирения и послушания, что мы зачастую лишь спустя годы догадывались о его замысле. Старец любил повторять: «Господь требует от нас и сердце и добрые дела. Что доброго сделали ближнему, то сделали мне, учит Господь». Один священнослужитель задал вопрос старцу: — А что такое пост? — Сейчас объясню, — ответил старец и напомнил ему все его грехи, содеянные с детства. От стыда священнослужитель не знал, куда деться, и стал плакать. Старец внезапно развеселился и предложил ему немного поесть. — Как же я могу сейчас есть, мне так плохо! — ответил он. — Вот это и есть пост. Когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде. Перед Великим постом батюшка, как правило, коленопреклоненно молился о прощении грехов на амвоне Преображенского храма. Если он кого-то гневно обличал, а тот до вечера не приходил за прощением, то сам шел к нему и просил прощения. Когда я была его келейницей, мирские страсти во мне исчезали. Я чувствовала, что во мне усиливались разумные помыслы и чувство сострадания. Он удивительным образом руководил мною. Иногда у меня было ощущение такой легкости, будто я витаю в воздухе. Тогда батюшка начинал смирять меня. А когда я чувствовала тяжесть на душе, будто весь мир повисал на моих плечах и я погибала, он с юмором утешал меня:

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-gavriil-u...

Пустяковые добрые дела – путь детей, путь Великого Поста, путь ко спасению Материнские заметки Анна Сапрыкина Великие добродетели – это прекрасно и, собственно, велико. Люди, стяжавшие истинные добродетели, заслуживают восхищения, почтения, внимания и преклонения. Ну, а мы люди простые, маленькие. Все равно нам никогда не достичь высот святости. Положа руку на сердце – ну, где я, а где батюшка Серафим Саровский? Я сама начала думать примерно вот в таком ключе, когда была еще маленькой девочкой, когда училась классе во втором-третьем. В какой-то момент я вполне серьезно собралась уходить в монастырь, и четки у меня были очень красивые, на 25 узелков, голубые, с цветными бусинками – одна невероятно красивая духом и душой монахиня подарила; и книжка у меня была, сокращенная и для простых людей адаптированная «Лествица» – тоже очень добрый батюшка подарил, я и сейчас с этим священником хорошо общаюсь. «Лествицу» я читать пыталась, но забросила – больше любила сюжетные «жития святых», прочитала все, что только можно, как минимум все тома подборки Димитрия Ростовского, именно в начальной школе такие тексты легко читаются. Читала – и думала, видела: для спасения нужны супер-великие добродетели, спасаются люди страшными, величайшими подвигами – обязательно должно быть или стояние на столпе, или 40 лет в пустыне, или колесование... И мне, как и многим моим ровесникам, хотелось подвигов. Но, с другой стороны, становилось все яснее: настоящих подвигов не получится. А из этого следует… много всего разного, у каждого свои выводы. Раз великие подвиги невозможны, то, с одной стороны, возникает уныние – не видать нам, простым людям, спасения; а с другой стороны – раз все равно не получится подвига, так давайте вообще обо всем этом не будем думать, будем жить, как живется, а там – будь что будет! Добрые маленькие стаканчики Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Об этой ловушке «страшно великих подвигов для спасения» – простое, ясное и доходчивое слово псково-печерского старца, отца Иоанна (Крестьянкина) – «Слово о малом доброделании»:

http://pravoslavie.ru/151017.html

Содержание Причина задержки монахов. Различные заблуждения в вопросе о благодати и Суде Августин посылает монахам книгу «О благодати и свободном решении» и другие сочинения против пелагиан Книга блаженного Киприана О молитве Господней также посрамляет пелагиан Чему учит правая вера в вопросе о свободном решении Свидетельство книги Притч Соломоновых Бог творит добрые дела, сам человек — злые Бог дарует нам делать добрые дела, потому мы должны приписывать их Ему, а не себе Не следует уклоняться ни направо, ни налево Информация о первоисточнике Причина задержки монахов. Различные заблуждения в вопросе о благодати и Суде 1. Пусть знает Любовь Ваша, что рабы Божий Кресконий, Феликс и другой Феликс, пришедшие к нам из вашей общины, провели вместе с нами Пасху. Для того удержали мы их немного дольше, чтобы вернулись они к вам, получив побольше наставлений против новых еретиков — пелагиан, в заблуждение которых впадает [всякий] думающий, будто благодать Божия, которая единственная через Господа нашего Иисуса Христа освобождает человека, дается по каким-либо человеческим заслугам. Однако равным образом пребывает в заблуждении и тот, кто, напротив, полагает, когда речь заходит о Господнем Суде, что человек (тот, который уже может в силу своего возраста пользоваться свободным решением воли) не судится по своим делам. Ибо лишь те младенцы, которым не помогла благодать Спасителя посредством омовения возрождение, не имея собственных добрых или злых дел, осуждаются за один только первородный грех. А все прочие, уже пользующиеся свободным решением, добавляют свои собственные грехи к греху первородному, если только не избавляются от власти тьмы благодатью Божией и не переносятся в Царство Христов. [Итак, грешники] получают осуждение не только за первородную [вину], но и за [злые] заслуги собственной воли. А добрые приобретают награду в соответствии с заслугами их доброй воли, но саму эту добрую волю они приобрели по Божией благодати, и таким образом исполняется написанное: Ярость и гнев, скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и эллина. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых иудею, потом и эллину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2786...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010