2. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Исследование Дм. Цветаева. Ч. I главы I-IV Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1890 год. Книга первая I. Материалы исторические 1. Регламент Вотчинной Коллегии в проектах 1723, 1732 и 1740 годов. Н.Н. Ар-дашева II. Исследования 1. Мангазейский чудотворец Василий. Действит. члена Н.Н. Оглоблина 2. Русские рукописи Стокгольмского Государст. Архива. I. Столбцы. К.И. Якубова 3. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Исследование Дм. В. Цветаева. (Окончание). Ч. II (главы V-VIII) Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1890 год. Книга вторая I. Материалы исторические 1. Материалы к истории военного искусства в России. Выпуск II. Сообщил Действ. член полковник Д.Ф. Масловский II. Материалы историко-литературные 1. Два памятника древнерусской Киевской письменности. XI-XIII вв. Сообщ. Действ. член Архим. Леонид 2. Новгородская история. Соч. П.И. Сумарокова. С двумя планами. Сообщ. Действ. член Архим. Леонид Древнейшие пределы расселения Грузин по Малой Азии. А.С. Хаханова Состав Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Москов-ском Университете: а) с открытия Общества по 1 мая 1890 г. б) к 1 сентября 1890 г Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1890 год. Книга третья I. Материалы исторические 1. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. Сообщил М. И. Соколов 2. О мятежах в городе Москве и в селе Коломенском, в 1648, 1662 и 1771 гг. Действ. члена А. Зерцалова II. Материалы историко-литературные 1. Новгородская история. Соч. П.И. Сумарокова. Часть II. Сообщ. Действит. член Архим. Леонид III. Исследования 1. Библиографическая разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX-X вв.: памятники сих веков по сохранившимся спискам XI-XVII вв. Со-общил Действ. член Архим. Леонид

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

95. Вдова генерала от кавалерии Екатерина Леонова. 96. Жена действ[ительного] ст[атского] сов[етника] Евгения Ивановна Арсеньева. 97. Жена действ[ительного] ст[атского] сов[етника] Глафира Дамиановна Керн. 98. Вера Михайловна Бузни. 99. Нина Варфоломеевна Бузни. 100. Вдова тайн[ого] сов[етника] Анна Ивановна Сергиевская. 101. Анна Александровна Вениаминова, жена протоиерея. 102. Анна Михайловна Катанская. 103. Вдова полковника Вера Николаевна Панаева. 104. Евгения Петровна Шлыкова. 105. Жена генерал-лейтенанта Александра Александровна Кузьмина-Караваева. 106. Антонина Евлампиевна Анисимова. 107. Действ[ительный] ст[атский] сов[етник] инженер Александр Юлианович Сокович. 108. Действительный член общества Ревнителей Русского Исторического Просвещения в память ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III флота капитан I ранга Петр Иванович Спицын. 109. Действ[ительный] ст[атский] сов[етник] Николай Николаевич Лодыженский. 110. Доктор князь Сергий Владимирович Жевахов. 111. Граф Сергий Игнатьев. 112. Георгий Васильевич Бутми. 113. Инженер ст[атский] сов[етник] Константин Гаврилович Иванов, чиновник особых поручений V класса при Приамурском генерал-губернаторе. 114. Ст[атский] сов[етник] врач Владимир Леонидович Мартиновский. И5.Артиллерии капитан Николай Михайлович Кодратович. Иб.Член ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Военно-Исторического Общества Лев Евфимиевич Катанский. 117.Г.Б. Петкевич, Казанский вице-губернатор. 118. Свободная художница Ольга Ивановна Самохина, рожд. Сибилева. 119. Губ[ернский] секр[етарь] Павел вёл Афанасьевич Шлыков. 120. Редактор «Окраин России» П. Бывалкевич. 121. Михаил Иустинович Русецкий надв[орный] сов[етник], смотритель Елизаветинского института. 122. Евдоким Николаевич Квашнин-Самарин. 123. Николай Николаевич Квашнин-Самарин. 124. Иван Александрович Татищев. 125. Тит[улярный] сов[етник] Николай Феодорович Волков. 126. Пот[омственный] поч[етный] гражд[анин] Александр Феодорович Классен. 127. Кол[лежский] сов[етник] Михаил Петрович Удинцев. 128. Над[ворный] сов[етник] Николай Яковлевич Васильев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Никанор, Епископ Гродненский и Брестский, командир 2-го армейского корпуса, генерал-лейтенант Поволоцкий, начальник артиллерии корпуса генерал-лейтенант Гольмдорф, начальник Гродненской топографической съемки генерал-лейт. Савицкий, действ. ст. сов. М. Стояновский, коллежский советник Ласточкин, действ. ст. сов. К. Бузылов, ст. сов. Полешко, коллежск. асессор Стукалич, действ. ст. сов. А. Пигулевский, действ. ст. сов. Феоктистов, кафедральный протоиерей Николай Диковский, директор народных училищ Гродненской губернии H. Фивейский, преподаватель Гродненской гимназии Евст. Орловский, преподаватель Гродненской гимназии Конст. Кемарский, священник Гродн. собора Петр Дедевич, губернский землемер Цветков, Индурский благочинный свящ. Лев Теодорович, губернский архитектор Плотников и д. инспектора Гродненской мужской гимназии Ф. Шиманский, преподаватель Гродненской гимназии Ив. Остроумову свящ. В. Левицкий, командир 171 Кобринского полка, полковник Левицкий, Гродненский благочинный священник Иосиф Будилович, свящ. Николай Аварин, свящ. Михаил Янковский, секретарь Консистории Николай Шелутинский, протоиерей Андрей Богословский, казначей Архиер. дома диакон Иосиф Вощенко, правитель канцелярии губернатора Георгий Николаевич Тарановский. 5. Вопросы Западного края и ответы на них Митрополита Иосифа В 1856 году 19-го апреля Митрополит Иосиф Семашко препроводил в новооткрытый Виленский музей «Литовский Статут» на русском языке, полученный им из Березницкого монастыря. По этому поводу митрополит писал попечителю музея, графу Е. Тышкевичу, что жертвуемый им драгоценный памятник напомнит деятелям музея, что Государство Литовское в период самого сильного своего могущества состояло из девяти десятых частей русского народа. Что русский язык был здесь языком правительства до новейших времен, и что древнейшая образованность русских, и исповедуемая ими вера христианская впервые подействовала на просвещение и смягчение литовских нравов литовского народа, обращенного в христианство в более поздние времена. Народ этот чувствует еще и теперь в жилах своих русскую кровь и помнит заветы своих отцов (См. Записки Иосифа, т. II, стр. 618; срв. 249 стр. Жизнь м. Иосифа Киприановича).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

“Я очень рад, когда вижу ангела. Но плохо, что после этого ты ни на что не способен. Я не мог даже как следует ходить. Сам не понимаю, что со мной было”. По второму и третьему контактным явлениям “ангела” можно заметить следующее. В них появляется призыв “ангела” к 7). Искупительным жертвам: “принесите, что можете в жертву, чтобы искупить грехи, которые оскорбляют Его” (2е явл.) и “Искупите их (людей) грехи и примирите Вашего Бога” (3е явл.). Не странно ли это? Не наглядное ли подтверждение слов Святителя Игнатия Брянчанинова , что “ересь – это, отвержение Искупителя?” Кто может искупить грехи людские, кроме Агнца Божия? Разнообразные жертвы знал Ветхий Завет: жертву всесожжения, жертву за грех, жертву вины, мирную – очищения, ревнования, возлияния, хлебное приношение – и все они прообразовали искупительную умилостивительную Жертву Сына Божия и Святую Евхаристию. Если мы встречаем у св. апостола Павла слова “я уже становлюсь жертвой” ( 2 Тим. IV, 6 ), то не будем забывать, что первые христиане, в полноте благодатных даров, понимали жизнь и смерть как причастность Христу и лишь постольку как участие свое в Его Жертве. Природа Церкви евхаристична, и в Церкви постоянно возобновляется Единственная, Христова Жертва. “Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался хлебом Христовым” (К Римлянам, IV, глава), – пишет священномученик Игнатий Богоносец , – “чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником Того, Кто Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу” (К Eфecяhaм, I глава) . Останавливает наше внимание и странная фраза из молитвы “ангела” в 3м явлении, перед “причащением” детей: “жертвую Тебе на (?!! –иерод. М.) ценное Тело и Кровь, Душу и Божество Иисуса Христа, присущего во всех Дарохранительницах Земли, ради искупления за все поругания, богохульства и равнодушие, которые оскорбляют Его Самого”. Что человек грешный может пожертвовать на Тело и Кровь Христову, на Божество? Не 8). богохульство ли это , скрадываемое латинским обрамлением?

http://sueverie.net/duxovnaya-tkan-fatim...

Иудейские письма к господину Вольтеру. — Автор этой книги аббат А. Гене (Guenet, ум. в 1803 г.). Русский (незаконченный) перевод выходил в 1808–1817 годах. 94 Бубель — библия. 95 …онемевший Схария…— Престарелый Схария (Захарий), отец Иоанна Крестителя, по евангельскому рассказу, онемел в наказание за то, что усомнился в справедливости слов ангела, предсказавшего ему рождение сына (евангелие от Луки). 96 «Новое время», — Лесков имеет в виду антисемитскую заметку в «Новом времени», 1877, 8 февраля, стр.2, представлявшую собою перепечатку из газеты «Новости»; фамилия лица, добивавшегося подряда, не названа. 97 Степан Александрович Хрулев (1807–1870) — генерал, начальник 1-й и 2-й оборонительных линий в Севастополе, особенно известный защитой Малахова кургана в Крымскую кампанию 1854–1855 годов. Выведен Лесковым также и в «Смехе и горе» под своей настоящей фамилией (наст. изд., т. 3, стр. 634). 98 …«и приписывали и отписывали они мелом и так занимались делом» — неточная цитата из эпиграфа к первой главе «Пиковой дамы» Пушкина. 99 Дискурс (от франц. discours) — рассуждение. 100 «Изнанка Крымской войны» — под этим заглавием в 2 и 4 «Военного сборника» за 1858 год были напечатаны три статьи видного военного деятеля Н. Н. Обручева, разоблачавшие порядки в госпиталях и неурядицу в продовольственном снабжении армии во время Крымской войны. Статьи вызвали оживленную полемику. В редакцию «Военного сборника», кроме Н. Н. Обручева и В. М. Аничкова, входил в это время и Н. Г. Чернышевский. 101 …свинья в ермолке. — В письме Хлестакова к Тряпичкину в «Ревизоре» Гоголя так назван попечитель богоугодных заведений (д. 5, явл. 8). 102 …курит большую благовонную регалию…— Регалия — сорт дорогой сигары. 103 Жиганул — ударил. 104 Хаптус гевезен. — Хапуга (от хапать) — стяжатель, взяточник, обирала. Латинская форма первого слова сочетается с немецкой формой gewesen. 105 …у нас дрянных людей везде ругают и всюду принимают. Это еще Грибоедов заметил…— Лесков имеет в виду слова Платона Михайловича Горича в «Горе от ума» (д. 3, явл. 9) о Загорецком: …у нас ругают Везде, а всюду принимают. 106

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Но мы, в пределах одной России находим столь замечательное обилие и разнообразие чтимых икон Божией Матери, что по одним русским чудотворным иконам Богородицы можно было бы составить археологическое описание и художественную характеристику важнейших исторических типов Пресвятой Девы Марии в пределах расцвета византийского искусства с X века и его ветвей с столетий. Правда, древнехристианские типы являются здесь уже в позднейшей византийской переработке (как напр. Одигитрии, Елеусы, Знамения=Панагии и др.). Так, первый тип и по времени происхожденияя и по историческому значению–Богоматери Одигитрии повторен рядом славных русских икон: Влахернской (в Успенском Моск. соборе), Смоленской Божией Матери (явл. 1046 г.) 60 , Тихвинской (1383 г.), Святогорской (неизв. врем., и 525 г., и 1448, и 1569 г.), Колочской (1413 г.), Межецкой (1492 г.), Феодотьевской (1487 г.), Казанской (1579 г.), Грузинской (в Двинской обл., 1650 г.) и другой Грузинской (в Красногорском м-ре Арханг. губ., 1525 г.), Братской в Киеве (1662 г.) и Ильинской-Черниговской (1658 г. или 1651 г. и 1654 г.). Тип Одигитрии в общем представлял Богоматерь с Младенцем на ее левой руке, но образы этого типа разнились между собою по положению Матери и Младенца и требуют исторического различения (см. ниже). Это визанийское повторение «Одигитрии» приходится на XII – XV века. Между разными типами Одигитрии должно выделить образ Богоматери, умиленно склонившейся над Младенцем, сидящим на ее левой руке и с любовью к ней обратившимся. Такова икона Иверской Богоматери (в Московской копии 1648 г.), Елецкая Черниговская (явл. 6400 г. или 6568 г.), Муромская (принесена в Переяславль Рязанский в XII в.), иконы Святогорского монастыря Псковской губ., Томская (под Ярославлем, 1314 г.), Семиезерская (7089 г.) 61 , Корсунская так называемые иконы и пр. Столь же разнообразны варианты образа Богоматери, держащей Младенца на правой руке: таковы несколько икон, носящих общее имя Византийской (две), но чаще Александрийской (1 сент.) Богоматери, Иерусалимской (Акафист 4 и 5 нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

С. 434. О, не позорьте ее, не бросайте камня. — Рассказывая Аглае о Настасье Филипповне, Мышкин этими словами напоминает ей евангельское предание о том, как фарисеи и книжники приводят в храм женщину, виновную в прелюбодеянии, а Христос на вопрос о том, нужно ли ее наказать по закону Моисея, отвечает: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 1–7). Позднее этот же мотив возникает в диалоге между Мышкиным и Родомским (см. с. 580). 149 С. 442. Да, без сомнения, все равно, мы не масоны! — Масоны (или вольные каменщики) — члены религиозно-мистических обществ, преследующих задачи нравственного усовершенствования. Получив в России распространение в XVIII — начале XIX b., масонство в 1822 г. было запрещено Александром I. В реплике Коли Иволгина, вероятно, содержится намек на то, что в масонских ложах придавалось необычайное значение мистическим «тайнам» и конспирации. 150 С. 442. Контрекарировать— оспаривать ( франц. contrecarrer). 151 С. 444. Подлинно, когда бог восхощет наказать, то прежде всего восхитит разум. — Ср. со словами городничего в «Ревизоре» Гоголя (1836): «Вот подлинно, если бог хочет наказать, так отнимает прежде разум» (д. V, явл. 8). Ср. в Ипатьевской летописи (1178): «Бог, егда захочет показнити человека, отнимет у него ум». Подобные изречения, встречающиеся у многих писателей, восходят к древнегреческим источникам (см.: Ашукин Н. С. Крылатые слова. М., 1966. С. 326–327). 152 С. 447. …он тут в Пятой улице-с… — Имеется в виду Пятая Рождественская (ныне 5-я Советская) улица. 153 С. 452. Тихими стопами-с, вместе! — Это выражение занесено Достоевским еще в ссылке в Сибирскую тетрадь (см.: IV, 247). 154 С. 460. Подколесин в своем типическом виде… — Речь идет о герое комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» (1842). 155 С. 460. «Tu l " as voulu, George Dandin!» — крылатое выражение, восходящее к комедии Мольера «Жорж Данден» (акт I, явл. 9). 156 С. 462. Эта наглость наивности — превосходно выставлена Гоголем в удивительном типе поручика Пирогова — высечь для удовлетворения оскорбленного нравственно чувства своего читателя… — Считая героя повести Гоголя «Невский проспект» (1835) величайшим «пророчеством гения», «ибо Пироговых оказалось безмерно много, так много, что и не пересечь» (см.: XXI, 124), Достоевский характеризует Ганю Иволгина как модификацию этого бессмертного гоголевского типа, а затем вкладывает в его уста почти те же слова, относя их к Ипполиту Терентьеву: «Это поручик Пирогов, это Ноздрев в трагедии…» (см. с. 472). 157

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

I. Материалы исторические 1. Материалы к истории военного искусства в России. Сообщил Действ. Чл. Д.Ф. Масловский 2. Сношения России с Кавказом. Материалы, извлеченные из Москов. Гл. Архива Министр. Иностранных Дел Сергеем А. Белокуровым, вып. I-1 (1578–1613 гг.) II. Исследования 3. Сношения России с Средней Азией и Индией. Дейст. Чл. В.А. Уляницкого Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1888 год. Книга четвертая I. Материалы исторические 1. Историч. материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Вохонская десятина (Мос-ковского уезда). Сообщены В. и Г. Холмогоровыми II. Исследования 2. Отпадение Малороссии от Польши. т. II. Пл. А. Кулиша 3. Объяснение к соч. П.А. Кулиша «Отпадение Малороссии от Польши». Действ Члена Г.Ф. Карпова Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1889 год. Книга вторая I. Материалы исторические 1. Акты, относящиеся к истории Раскола в XVIII стол. Сообщены Е.В. Барсовым II. Исследования 2. Слово о полку Игореве, как художественный памятник Киевской дружинной Руси. Т. III. Лексикология «Слова». (Буквы А-М.) Е.В. Барсова 3. Московская Померная изба. Действ. Чл. Н. Оглоблина 4. Общий взгляд на состояния грузинологии. А.С. Хаханова Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1889 год. Книга третья I. Библиографические материалы А. Н. Попова 1. XV-XIX, напечатал М. Сперанский: а) Деяния ап. Петра и Павла б) Учение ап. Андрея в) Слово о лжи и клевете г) Хронографы Чудова монастыря д) Сборник белорусский Чудова монастыря 2. XX, напечатал В. Щепкин: Описание Сборника Московского Чудова монастыря II. Исследования 1. Переделка Хождения Игумена Даниила в Сборнике Св. Димитрия Ростовского . М. Веневитинова Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1889 год. Книга четвертая 1. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл . Ч. I. Биогра-фия Мизаила Пселла. Исследование П.В. Безобразова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выставленные на аналое или поднятые на руках священниками и диаконами во время совершения песенных последований в новгородской Софии и за ее пределами, иконы становились как бы реальными участниками действ. Их роль можно назвать одной из самых главных. Существовало ли нечто подобное этой мистерии в практике использования византийских икон proskynesis и, в частности, синайских полиптихов? Организация наиболее развитых серий допускает такую возможность. Так, двенадцатистворчатый полиптих имеет, как и софийские таблетки, на одной стороне святых всех двенадцати месяцев года, а на другой двунадесятые праздники и триодные композиции – то есть перед нами та схема, которая предполагает особое использование разом всех плоскостей с изображением святых. Наличие среди полиптихов композиции Страшного Суда (гексаптих конца XI в.) позволяет уже с уверенностью говорить, что этот чин совершался в монастыре. Наше предположение об участии синайских серий в песенных действах, сходных с чинами св. Софии Новгородской, имеет под собой серьезное основание. Как известно, Типикон Новгородской Софии повторяет типикон Софии Константинопольской, в том числе и в совершении всех названных действ, которые являются яркой особенностью богослужения Великой Церкви, вовлекавшего в свой ход улицы и площади города. О характере и природе песенных действ константинопольской Софии и соответствии им песенных последований новгородского кафедрала оставили основательные исследования русские историки литургии – А.А.Дмитриевский 221 , А.Ф.Красносельцев 222 , Н.П.Голубцов 223 , И.Мансветов 224 , на которые мы опираемся в настоящей работе. Благодаря трудам Дмитриевского было установлено, что в монастырях, устроенных императорами, эти службы были внедрены с начала основания, хотя они и расходились с некоторыми монастырскими правилами 225 . Тот же Дмитриевский установил пользование Типиконом св. Софии в монастыре св. Екатерины на Синае, основанном императором Юстинианом. Лишь в 1214 г. там был создан свой собственный типикон на основе типикона Лавры Саввы Освященного 226 . Полиптихи XI–XII вв. могли копироваться в монастыре с константинопольских иконных серий именно для участия в службах, подобных богослужению Великой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Я теперь припоминаю пресловутый роман «Что делать?» — Это рассуждение Лескова о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» отсутствует в журнальном тексте. Между тем оно тесно связано с замыслом рассказа «Павлин», содержащего в себе скрытую полемику с романом Чернышевского по частному, но весьма любопытному этическому вопросу. 197 …à la Хлестаков перемигнуться…— см. «Ревизор» (Действ, второе, явл. VII) Н. В. Гоголя. 198 Куркен-переверкен — шиворот-навыворот. 199 — 277. …святому апостолу Павлу ангел сатаны был дан в плоть его…— Имеется в виду признание Павла во втором его послании к коринфянам, гл. 12, 7 и след. 200 Молчальник — монах, давший обет молчания. 201 …в стенах наших монастырей. — Этими словами заканчивается рассказ в первой журнальной редакции. 202 Бенедиктов, В. Г. (1807–1873) — поэт 1830-1840-х годов, представитель русского романтизма, пользовался шумным, хотя и непродолжительным успехом у читателей. Вспоминая о его славе, поэт Я. Полонский писал: «Не один Петербург, вся читающая Россия упивалась стихами Бенедиктова, — он был в моде. Учителя гимназий в классах читали стихи его ученикам своим, девицы их переписывали, приезжие из Петербурга, молодые франты, хвастались, что им удалось заучить наизусть только что написанные и еще нигде не напечатанные стихи Бенедиктова» (Сочинения В. Г. Бенедиктова, т. I, СПб, 1902, стр. XII). Лесков ниже пересказывает содержание и цитирует стихотворение Бенедиктова «Перл» из его «Сборника стихотворений 1836 года». 203 «вкушая вкусил мало меду и се аз умираю» — цитата из «Первой кн. Царств», гл. XIV, 43. В качестве эпиграфа эти слова взяты М. Ю. Лермонтовым к поэме «Мцыри». 204 Учись, братец… а то… я тебя в уланы отдам. — Сын писателя А. Н. Лесков в этих словах усматривает намек на Вс. Крестовского, автора «Петербургских трущоб» (1864–1867) и антинигилистического романа «Панургово стадо» (1869), с которым Н. С. Лесков некоторое время был дружен (см. А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 261). 205 …с рубенсовским колоритом тела…— Питер Пауль Рубенс (1577–1640) — художник, родоначальник и глава фламандской школы живописи. Картины Рубенса отличаются необычайным чувственным полнокровием, избытком здоровья и сил. 206

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010