Слово на святое Преображение Христа Бога нашего, произнесённое на Святой Горе в день праздника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Как страшно место сие (см. Быт 28:17), — воскликну и я, изумляясь с патриархом Иаковом, по случаю праздника на сей горе. Ибо вижу, как и он, лествицу, будто бы от земли до неба доходящую, и Самого Бога в храме, стоящего на самом верху лествицы на горе. Посему, охваченный ужасом от такого видения, говорю: Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная (см. Быт 28:17). Сия дверь, из которой Отец свыше свидетельствовал, дверь, из которой воссияло Солнце правды Христос; сия гора, в которой явился отсекшийся от горы Камень, гора, которую воспевают ангелы, гора, через которую глаголят пророки, гора, которую возвещает песнопевец, гора, просветившая рыбарей, гора, умудрившая неучёных, о ней взывает Давид, говоря: введе их Христос в гору святыни гору сию, юже стяжа десница Его (Пс 77:54), — гора плодоносная, гора тучная гора, юже благоволи Бог познаватися и жити в ней (Пс 67:16–17). Ради сей горы скачут горы, ради неё радуются холмы, из-за неё покрываются ущелья, для неё расцветают долины, её украшают потоки, ей рукоплещут реки, ей воздают почести моря, она оглашается тучами, ей щебечут птицы, сия гора — область таинства, сие место неизреченного, сия скала — скала сокровенного, сия вершина — вершина небес. Здесь Царствия символы предобразованы, здесь таинство Распятия предречено, здесь Царствия открылась красота, здесь Второго славнейшего пришествия Христова явилось снисхождение, сия гора осенилась сиянием праведных, на ней, словно настоящие, изображены будущие блага. Сия гора провозвестила через облако, явившееся на ней, будущее восхищение праведных на облацех. Сия гора показала ныне самый подлинный наш образ и наше сообразие Христу. Ныне образ перстного претворён во образ небесной доброты и перемещён на Фаворскую гору. Посему опять справедливо скажу: Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная. Ибо днесь Фавор и Ермон согласно возопили и всю вселенную к веселию призвали. Земля Завулон и земля Неффалим согласно празднуют и для всей подсолнечной хоровод составили. Галилея и Назарет сегодня в хороводе кружатся и всем странам торжество воздвигли. Гора Фаворская празднику радуется и тварь воссозданную к Богу за собой увлекает: ибо ныне воистину Господь на горе зрится, ныне богоподобное некогда естество Адамово, омрачённое безобразным идольским образом, преобразилось и преобразило [всё] в древнюю доброту свою по образу и по подобию. Ныне по горам блуждающее и идолослужащее естество, не претерпев изменения, открылось на горе подобно драгоценному металлу и излучило сверкающие блистания Божества.

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatoe-preob...

преподобномученик Кронид (Любимов) Небесный покров святых Святитель Николай Чудотворец Наказанный вор Святитель ударил вора рукой по щеке, и тот от удара ослеп Архиепископ Вологодский Никон вспоминал поразительный факт близости святых небожителей к живущим на земле. По его словам, жил в одном селе благочестивый крестьянин, который неопустительно каждый праздник посещал Божию службу. Где бы этот благочестивый человек ни был, услышав звон церковного колокола, собирал своих детей и вместе с ними шел в храм Божий, а жене приказывал не медлить дома с приготовлением пищи, но спешить к богослужению. Однажды в день памяти Святителя Николая его жена так торопилась закончить свои хозяйственные дела, что забыла в суете запереть дверь своего дома. После ее ухода мимо дома случайно проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел и начал собирать все, что было там ценного. Уже все он связал в узел, и только осталось выйти из комнаты, как вдруг через закрытую дверь входит в этот дом Святитель Николай в полном архиерейском облачении. Грозно взирая на вора, он воскликнул: «Как?! Люди, любящие Бога, поспешили в храм, забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим, чтобы похитить их достояние, приобретенное трудом?» При этих словах Святитель Божий ударил вора рукой по щеке, и тот моментально почувствовал, что ослеп. Крайне смущенный, он начал бродить по комнате, чтобы найти дверь, но никак не мог выйти из дома. Между тем хозяева, вернувшись из церкви, заметили, что в доме кто-то ходит. Когда они вошли в дом, то их глазам предстал знакомый вор, который с плачем рассказал о явлении ему Святителя Николая, который наказал его за воровство. Вор был осужден на поселение в Сибирь, к радости всего села, тревожимого его грабежами. При этапировании в Сибирь вор проходил мимо села. Он пожелал зайти в храм, где стоял образ Святителя Николая. Здесь, упав перед образом на колени, горько со слезами просил прощения у угодника Божия в своем грехе с обещанием больше его не повторять. Когда он, помолившись, прикладывался к иконе Святителя, его слепые очи вдруг чудесно прозрели. Поразительный сон

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

44. Слово в день Святыя Пасхи (Говорено в Успенском Соборе 29 марта; напечатано в Христианском Чтении 1842 года и в собраниях 1844 и 1848 годов). 1825 Христос воскресе! Тогда отверзе им ум. Лyk. XXIV, 45 . Сколько храмин отперто, сколько дверей отворено ныне одним «ключем Давидовым», и одним его движением! В доме укрепляют и запирают двери, чтобы не допустить татя, или чтобы удержать буйнаго домочадца. Так и в доме Божием. Когда возделыватель и страж рая Божия похитил плод с древа познания: тогда он изгнан, рай от него заперт, и у входа поставлен сильнейший его страж с пламенным оружием. А поелику, сверх того, преступника надлежало наказать, притом и после его изгнания продолжал господствовать в роде его дух преступнический и мятежный 246 : то как он, так и его потомки, один по другом, чрез дверь смерти, препровождаемы были в темницу, где заключались не на дни, но на веки. Отсюда само-собою видно и то, как загражден и заключен был от недостойнаго домочадца самый дом Господень, то есть, небо, к которому надлежало итти чрез сад Едемский Наконец Единородный Сын Домувладыки небеснаго, по Его милосердию и по Своему человеколюбию, приходит освободить заключенных, и возвратить изгнанных. «Ключ Давидов», отпирающий все двери, есть Богочеловечество И. Христа, Которым как Божество проникает во все состояния человечества, так и человечество входит во внутренняя Божества. Всеотверзающее движение сего ключа есть воскресение Христово. Им отверзается темница, и отдает заключенных; отверзается рай, и приемлет изгнанных; отверзается небо, и ожидает избранных. Что сказал я теперь во уши ваши, то говорит церковь и глазам вашим, представляя вам здесь, во все продолжение настоящаго праздника, отверзтыя двери к престолу Божественных таинств. Приметим и еще дверь, которую тот-же ключ Давидов, и в то же время, отверзает, дверь, может быть, не большую, но которая ведет в великую сокровищницу Божию. «Тогда отверзе им ум», пишет святый Евангелист. Тогда отверз Господь ум Апостолам. Когда? Тогда, как воскрес, явился им, показал им раны Свои, яде пред ними, когда совершенно утвердил веру их во Свое воскресение. «Тогда отверзе им ум, разумети писания; и рече им: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима» ( Лк. 24:45–47 ). Да отверзется ум каждаго слышащаго сие, дабы принять открывающуюся важную истину, что воскресение Христово, и вера в сие воскресение, отверзает заключенный ум человеческий к истинному разумению высоких и спасителных предметов знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Беседа 12. День открытых дверей на Небесах. Кто достоин снять печати? Твое «личное дело» – в надежных руках! Лихорадка праздничных дней прошла, и мы переходим к нормальному режиму нашей работы. Те, которые были в гостях, вернулись от родственников, те, которые нуждались в адаптации, адаптировались, мы вступаем в обычный режим, в режим нормальной христианской жизни. Очень важно ничего не выделять в этой жизни, а если мы начинаем выделять какие-то события, какие-то вкусы, каких-то людей, то постепенно мы становимся слишком лицеприятными и слишком зависимыми от тех или иных обстоятельств. Поэтому, как мы сегодня смотрели у пророка Исаии, праздники – это не лучшая пора в жизни человека, потому что мы не всегда используем благословение праздника. Чаще всего возможное благословение праздника оборачивается для нас неким греховным проклятьем ( Ис.1:12–14 ). Сегодня приступаем с вами к изучению 4 главы Откровения Иоанна Богослова. 4 глава содержит в себе начало нового видения, второго видения, изображения нового величественного зрелища, которое открывается перед святым взором Иоанна Богослова. Начинается это видение следующими словами: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» ( Откр.4:1 ). «Отверстая дверь» – это открытие божественных тайн, доступность небесной жизни для каждого, перед которым эти двери отверзаются. Святой Андрей Кесарийский говорит: «Отверзение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа». Мы все нуждаемся в том, чтобы Господь открыл бы нам дверь духовного познания, потому что самостоятельно понять тайны духовной жизни мы не можем. Если вы внимательно смотрели телевизор эти последние дни, читали газеты, слушали радио, то вы, наверное, обратили внимание на то, что в мире происходят страшные изменения. Например, отделяются огромные льдины, до 3000 км, – ученые никогда раньше подобного не видели, – и они двигаются, эти льдины, к теплым морям, в сторону экватора. Огромное цунами, которое стерло множество и множество населенных пунктов в районе Тихого океана. Те места, которые считались самыми курортными, райскими местами для туристов, превратились в ад, и огромное количество людей погибло. Причем это цунами, как говорят ученые, произошло потому, что земная кора резко обрушилась, и огромный кусок этой коры медленно приближается к ядру нашей планеты. Поэтому будут происходить смещения пластов, и землетрясения могут возникнуть даже там, где их никогда не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разделы портала «Азбука веры» священник Владимир Зайцев " decoding="" title="" Дорогой, друг! Недавно вы приняли таинство Святого Крещения. Мы с радостью вспоминаем ваш выбор и с радостью свидетельствуем, что таинства Крещения ежедневно сподобляются многие и многие наши братья и сестры. Однако на службах среди молящихся прихожан ваше лицо почти не встречается или встречается, но очень редко, по большим праздникам, когда всем «принято» сходить в церковь. Где же эти сотни крестившихся, и где же вы? Христос, истинный Бог наш, во имя Которого вы крестились, носит еще одно имя и имя Ему – Любовь. У Любви же нет большего желания, кроме как дарения Себя другому. Себя – всем нам. Себя – лично вам. Дарения всех благ, которыми Он обладает, при одном лишь условии – если мы согласны принять этот подарок. В откровении Иоанна Богослова есть удивительные слова: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Один художник даже написал на эти евангельские слова картину: хижина, в ней горит свет, люди сидят за столом, наверное они уже ужинают, а снаружи у двери стоит Христос… На выставке художника все поздравляли: «Вы написали прекрасную картину. Но забыли одну маленькую деталь – не нарисовали у двери ручку». «Все правильно, – ответил художник, – эта дверь должна открыться изнутри». Вот так и нашего сердечного ответа Христос ждет всякий раз, не врываясь к нам без нашего разрешения. В Крещении вы приоткрыли для Христа дверь своего сердца, Он вошел в ваше сердце, душу, тело. Простил ваши грехи, совершенные до Святого Крещения. Подарил вам возможность избавиться от смерти через Воскресение в жизни вечной. Усыновил вас Отцу, дав право на наследствие Царствия Небесного. Наполнил вас благодатию Святого Духа, дав силы вести христианскую жизнь. Наконец, присоединил вас к Своей Церкви, в которой вечно изливает Свои милости на приходящих, «ибо, – говорит Господь, – Я прославлю прославлявших Меня» ( 1Цар.2:30 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/pismo-svya...

Разделы портала «Азбука веры» Что делать после Крещения? — Прежде всего осознать, что после Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное и человеку дается право в эту дверь войти и при условии исполнения обязанностей, которыми являются заповеди Божии, наследовать жизнь вечную. Ответственность означает ответ или отчет о проделанной работе по исполнению обязанностей, который каждый человек даст Богу на частном суде, то есть по окончании земной жизни и на всеобщем Страшном суде, который будет после Второго Пришествия Христа Спасителя на землю. Путь указан, дверь открыта, остается только приложить усилия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление. Как быть, если чувствуешь себя неуверенно при посещении храма, боясь сделать что-то не так? — Не надо этим смущаться. Неуверенность быстро пройдет, если начать регулярно ходить в храм . Чтобы больше узнать о правилах поведения в храме можно приобрести в церковной лавке соответствующую литературу. Не следует обижаться, если кто-то в храме не вполне корректно сделал замечание, например о том, что не той рукой и не так поставлена свеча или что-то другое сделано не верно. Надо постараться таких людей не осуждать, а сказать им: «Простите Христа ради». Или отойти молча, помолившись: «Господи! Прости мне грехи мои, как и я этому человеку прощаю!» Что означает слово «воцерковленный»? — Воцерковленный христианин — это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни — спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианского — норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и время покаяния о своих грехах, церковные праздники — время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное — к нему самому.

http://azbyka.ru/katehizacija/dlya-nachi...

Разделы портала «Азбука веры» Глас 1 Богородичен Догматик: Аудио: Всемирную славу/от человек прозябшую/и Владыку рождшую,/Небесную дверь/воспоим, Марию Деву,/Безплотных песнь и верных удобрение:/Сия бо явися небо и храм Божества;/Сия преграждение вражды разрушивши,/мир введе и Царствие отверзе./Сию убо имуще веры утверждение,/Поборника имамы из Нея рождшагося Господа./Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии,/ибо Той победит враги,/яко Всесилен. Перевод: Всемирно славную,/от людей происшедшую и Владыку родившую/воспоем, – Марию Деву,/небесную дверь, Бесплотных песнь и верных украшение./Ибо явилась Она небом и храмом Божества./Она, разрушив враждебную преграду,/мир водворила и отверзла Царство./Потому держась Её, опоры нашей веры,/имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа./Дерзайте же, дерзайте, люди Божии,/ибо Он победит врагов, как Всемогущий. На стиховне Богородичен: Се исполнися Исаиино проречение:/Дева бо родила еси/и по рождестве, яко прежде рождества, пребыла еси,/Бог бо бе Рождейся, темже и естества новопресече./Но, о Богомати,/моления Твоих рабов,/в Твоем храме приносимая Тебе, не презри,/но яко Благоутробнаго Твоима рукама носящи,/на Твоя рабы умилосердися/и моли спастися душам нашим. Перевод: Вот, исполнилось пророчество Исаии,/ибо Ты, Дева, родила и после родов осталась, как и до родов:/ведь Богом был рожденный,/потому Он и законы природы изменил./Но, о Богоматерь,/молений Твоих рабов, Тебе в Твоем святилище приносимых, не презри,/но, как Милосердного во объятиях Твоих носившая,/над служителями Твоими смилуйся/и ходатайствуй о спасении душ наших. Богородичен отпустительный: Гавриилу вещавшу Тебе, Дево, радуйся,/со гласом воплощашеся всех Владыка,/в Тебе, святем кивоте,/якоже рече праведный Давид;/явилася еси ширшая Небес,/поносивши Зиждителя Твоего./Слава Всельшемуся в Тя,/слава Прошедшему из Тебе,/слава Свободившему нас Рождеством Твоим. Перевод: Гавриил возгласил Тебе, Дева, “Радуйся”,/и с тем возгласом воплощался всех Владыка/в Тебе, святом Ковчеге,/как сказал праведный Давид./Явилась Ты пространнее небес,/носив Создателя Твоего./Слава Вселившемуся в Тебя;/слава Происшедшему из Тебя;/слава Освободившему нас рождением от Тебя. Глас 2 Богородичен Догматик:

http://azbyka.ru/molitvoslov/bogorodichn...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах, стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На “Господи воззвах:” стихиры на 4, глас 1 Подобен: Небесных От Господа приимше обещания плод,/Иоаким и Анна Божию Матерь,/благоприятну жертву, в храм введоша днесь,/и Захария, великий архиерей, благословив, прият. (2) Иоаким и Анна, от Господа приняв/Плод обещания – Божию Матерь,/как благоприятную жертву во храм ввели Ее в сей день,/и Захария, великий первосвященник,/благословив, принял Ее. (2) Святых святая во святых обитати достойно введеся,/яко Богоприятна жертва./И Сию девы, добродетельми благоукрашаемы,/впреди свещоносяще, приведоша Господу,/якоже сосуд священнейший. Святая из святых по достоинству была принесена,/как приятная Богу жертва,/чтобы во святилище обитать./И девы, добродетелями украшаемые,/пред Нею светильники неся,/приводили Ее Богу, как сосуд священнейший. Да отверзется дверь Богоприятнаго храма:/храм бо всех Царя и Престол,/днесь со славою внутрь прием,/Иоаким возлагает, освятив Господу/от Него избранную в Матерь Его. Да откроется дверь принявшего Бога храма:/ибо, взяв Храм всех Царя и престол,/Иоаким Ее в сей день внутрь святилища со славою помещает,/посвятив Господу избранную Им в Матерь Свою. Слава, и ныне, глас 8: Давид провозглашаше Тебе, Пречистая,/провидя освящение входа Твоего в храм,/в немже концы, днесь празднующе,/славословят Тя, Всепетая:/яже бо прежде Рождества Дева/и по Рождестве пребывши нетленна, Мати Слова Жизни./Днесь в храме Захария веселится, восприем Тя, Владычице,/и святая святых радуются,/подъемши Тя, источника жизни нашея./Темже и мы псаломски вопием Ти:/о нас моли Сына Твоего и Бога нашего/даровати нам велию милость. Слава, и ныне, глас 8: Давид провозглашал о Тебе, Пречистая,/провидя священное торжество входа Твоего во храм,/которое концы земли сегодня празднуя,/славословят Тебя, Всепрославленная,/– подлинно прежде родов Деву,/и после родов пребывшую неповрежденной,/Матерь Слова Жизни, в сей день во храм входящую./Захария веселится, приняв Тебя, Владычица,/и Святое Святых радуется,/вместив Тебя, Питательницу Жизни нашей./Потому и мы в песнях взываем Тебе:/“О нас моли Сына Твоего и Бога нашего/даровать нам великую милость!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Скачать epub pdf Глава четвертая «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр. 4:1–2 ). Закончилось описание семи Церквей Апокалипсиса и наступило время описания самого страшного – славы Бога, находящегося за пределами мира. Далее мы услышим рассказ о той Родине, куда должны попасть. На земле есть прообраз Царствия Небесного, даже не прообраз, а его земное воплощение – это Божественная Литургия. Дверь на небе – это прообраз Царских врат, образ Небесного храма, который копируется в храмах на земле. Получается, что на земле строится образ неба, причем связанный с небом напрямую. За престолом в любом православном храме находится особый трон (кафедра, седалище) епископа 40 , символизирующий собой тот трон, на котором восседает Бог . А по бокам мы видим сопрестолие – место, где восседают священники. Священников еще называют и пресвитерами. Пресвитер(πρεσβτερος) в переводе с греческого языка – старейшина, старец. Пресвитер, священник и несет служение одного из двадцати четырех старцев, стоящих возле Господа. Епископ (επσκοπος) в переводе с греческого – «надзирающий», «надсматривающий», то есть блюститель, тот, кто соблюдает людей в Православии. А диаконы (греч. δικονος – служитель) несут ангельское служение на земле. Откровение начинается с того, что Иоанн Богослов видит открытые двери, ведущие на небо. Эти двери впервые распахнулись в тот момент, когда Христос крестился на Иордане. Тогда Креститель Господень Иоанн увидел небеса отверстыми: «Отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» ( Мф. 3, 16 )? И вот с тех пор двери на небеса открыты и готовы принимать праведников. Увиденное Иоанном Крестителем – это открытие пути в мир горний, и его отворил Христос Спаситель. В православном храме иконостас – это граница между миром видимым и миром невидимым, между миром горним и миром дольним. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

     Святость – это и есть актуализация Божественного слова Святость – это и есть актуализация Божественного слова в человеческой личности, и если бы этой актуализации не было, то, наверное, люди не воспринимали бы его как слово живое. Каждое последующее поколение, открывая Евангелие, воспринимает этот текст как живое Божественное слово именно потому, что оно отобразилось во всей истории Церкви. Оно отобразилось в первую очередь в жизни святителей, имена которых Церковь бережно сохраняет и которым возносит богослужебное поклонение. Таким ярчайшим представителем веры Христовой, свидетелем чистоты, неизменности и вечности Евангелия был святитель и чудотворец Николай, жизнью и трудами своими запечатлевший верность Господу и Божественному слову. Вот почему мы особенно почитаем этих выдающихся людей. Мы возносим им сегодня молитвы как живым. Из слова после Литургии в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга 19 декабря 2016 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Стучаться в дверь каждого человеческого сердца Будучи соработниками и служителями Господа, мы призваны стучаться в дверь каждого человеческого сердца, дабы приобщить людей ко Христу, поделиться с ними опытом жизни в молитве и доброделании, разделить с ними радость о Святом Духе. Мы призваны возвышать наш пастырский голос, свидетельствуя о непреходящей значимости Евангелия Христова. В нынешнее время, когда еще недавно казавшиеся условными национальные, социальные, государственные границы становятся трудно преодолимыми барьерами между отдельными людьми и целыми народами, когда в обществе нарастает напряженность, пастырское служение должно особенно проявлять себя как служение сострадания и утешения, мира и исцеления. Мы призваны Спасителем быть солью земли Миссия Церкви во все времена была сопряжена с немалыми сложностями и испытаниями, ибо мы несем миру весть о Распятом и Воскресшем Господе – для одних соблазн, для других безумие (см.: 1 Кор. 1: 23). Мы призваны Спасителем быть солью земли (Мф. 5: 13) и возвещать ближним и дальним глаголы вечной жизни (Ин. 6: 68). И дай Бог, чтобы наши скромные труды и усилия в Винограднике Христовом обрели милость и благоволение в очах Создателя, да получим от Него добрый ответ на Страшном Суде и войдем в радость нашего Небесного Отца.

http://pravoslavie.ru/99738.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010