Ричард Бокэм (баптист) Личность Любимого Ученика В предыдущих двух главах мы привели аргументы в пользу того, что в Евангелии от Иоанна автором изображается один из учеников. Он называется «учеником, которого любил Иисус», и это указание на авторство, скорее всего, достоверно. Кроме того, мы показали, что Любимый Ученик не был одним из Двенадцати, что он был сравнительно малоизвестным учеником, чье имя, по всей видимости, не встречалось в евангельских преданиях, так что ему пришлось приложить специальные усилия, дабы утвердить свою роль привилегированного свидетеля Иисуса в умах читателей или слушателей, которые, весьма вероятно, ничего о нем не знали. То, что Любимый Ученик не был одним из Двенадцати и, в отличие от Двенадцати и многих других, не путешествовал вместе с Иисусом, а проживал постоянно в Иерусалиме, показывали, основываясь на евангельских данных, уже многие ученые 1035 . Однако эта точка зрения отличается от традиционного мнения, гласящего, что Любимый Ученик – это Иоанн, сын Зеведеев, видный член Двенадцати: мнение, также поддерживаемое немалым числом современных исследователей 1036 . Здесь не место подробно рассматривать аргументы за и против утверждения, что Любимый Ученик был одним из Двенадцати и, конкретнее, Иоанном, сыном Зеведеевым 1037 . Однако для целей нашей книги особенно интересен один аргумент. Он связан с источниками преданий различных Евангелий. Мы уже отмечали, что официальная традиция Двенадцати, как авторитетного корпуса свидетелей, лежит в основе Евангелия от Марка, в котором приводится в том виде, как ее обычно излагал Петр. В этой традиции на первом месте среди Двенадцати стоит внутренний круг, состоящий из трех (Петр, Иаков и Иоанн) или четырех (с добавлением Андрея) членов этой группы. У Матфея и Луки этот круг появляется лишь в отрывках, параллельных Марку: Петр и у них находится на первом месте, однако сыновья Зеведеевы ни разу не появляются в не-Марковом материале у Матфея, и только однажды – в не-Марковом материале у Луки (9:54–55). Однако Матфей и Лука, как и Марк, указывают на зависимость своих Евангелий от традиции двенадцати апостолов (полностью или частично известной им из Евангелия от Марка), включая в свои Евангелия списки Двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Балаклава. Церковь Двенадцати апостолов (Николая Чудотворца). Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1375 и 1797. восстановлен в 1797 году из руин оригинальной церкви 14 века, на ее фундаменте и с сохранением частей стен. Адрес: Россия, г. Севастополь, Балаклава, ул. Рубцова, д. 41 Координаты: 44.49766, 33.60145 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Двенадцати Апостолов существовала с 14 в., нынешний храм построен в 1794 г., сильно разрушен в Крымскую войну, восстановлен в 1875 г. и переосвящен во имя Николая Чудотворца. Храм святых Двенадцати апостолов в Балаклаве наряду с другими православными храмами Крыма является уникальным памятником архитектуры XVIII века. Он был возведен во имя святого Николая Чудотворца в 1794 году. В качестве материала строительства использовался бутовый известняк, добываемый в каменных карьера Крыма, а само здание возвели на фундаменте старинной церкви, построенной здесь в 1375 году.В 1861 году во время проведения работ по реконструкции церкви над ее входом обнаружили камень, скрытый под слоем штукатурки, надпись на котором гласила: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна». Такие каменные доски генуэзские мастера оставляли в построенных ими зданиях. По предположению исследователей, камень с надписью использовали вторично уже при возведении храма святых Двенадцати апостолов.Вот что писал в 1864 году епископ Симферопольский и Таврический Гермоген: «Еще в 1375 году в Балаклаве была построена церковь во имя Двенадцати апостолов. Настоящая же каменная церковь построена в 1794 году, но в Крымскую войну была повреждена неприятелем и потом возобновлена прихожанами и освящена 8 июля 1875 года во имя святого Николая Чудотворца». Храм святых Двенадцати апостолов сначала находился в ведении главного священника армии и флотов. В нем хранили знамена и другие реликвии Балаклавского греческого батальона, который после присоединения Крыма к России в 1783 году поступил на службу в русскую армию.

http://sobory.ru/article/?object=04743

Ричард Бокэм (баптист) 5. Двенадцать апостолов Конкретные люди, стоящие за Евангелиями • Почему апостолов было именно двенадцать • Кто на самом деле входил в состав Двенадцати • Все об именах двенадцати апостолов Значение Двенадцати В этой книге я стремлюсь показать, что вплоть до создания Евангелий евангельские предания были связаны с конкретными, известными по именам людьми – свидетелями, слышавшими учение Иисуса из его собственных уст, очевидцами его служения, смерти и воскресения, тех, чьи рассказы стали основой преданий. Эти свидетели не просто «запустили» процесс устной передачи преданий, который затем шел своим ходом без какой-либо связи с ними. На протяжении всей своей жизни очевидцы продолжали рассказывать свои истории, являясь их источниками и – в той или иной степени, в зависимости от их известности – гарантами их истинности. В результате работы «критики форм» 241 , направления, модного среди исследователей Евангелий с начала XX века, эта роль конкретных личностей в создании и передаче преданий о речениях и делах Иисуса в целом затуманилась как в обыденном, так и в научном сознании. Переход от критики форм к критике редакций, а затем – литературной и социологической критике не исправил ситуацию. Как отмечает Биргер Герхардссон: : Критики форм не особенно интересовались той информацией, которую сообщает нам древняя церковь о конкретных людях, стоящих за Евангелиями, и даже о личностях, упоминаемых в Новом Завете. Концепция «творчества общины» сделала вопрос о конкретных передатчиках информации малоинтересным. Этой деперсонализацией изучение Евангелий заражено до сего дня. Мы слышим, как исследователи рассуждают о «произведениях церкви» (Gemeindebildungen) 242 или «преданиях, циркулировавших в общине» – ни словом не уточняя, кто же создавал, перерабатывал и передавал тот или иной конкретный текст 243 . Стремясь восстановить наше представление о конкретных, известных по именам людях, ответственных за создание и передачу преданий, сам Герхардссон сосредотачивается почти исключительно на двенадцати апостолах, которые, как он верно полагает, в течение нескольких лет на заре истории церкви составляли в Иерусалиме «авторитетную коллегию» 244 . Далее я покажу, что, на мой взгляд, представление о Двенадцати как единственных «хранителях традиции» чрезмерно сгущает краски 245 . Несомненно, имелись и другие свидетели, создававшие и распространявшие традицию – так же, как делали это, поодиночке и вместе, двенадцать апостолов. Именно об этом сообщает свидетельство Папия, рассмотренное нами в главе 2. Однако эти уточнения не снижают значения Двенадцати как «авторитетной коллегии». Если эти люди, как утверждают Евангелия, сопровождали Иисуса в его служении, а затем (с чем согласно большинство ученых) стали первыми лидерами матери-церкви в Иерусалиме, руководили первыми шагами христианской миссии, естественно ожидать, что именно они были авторитетными источниками преданий об Иисусе и имели своего рода официальный статус хранителей этих преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

По свидетельству Нового Завета и древне-церковных писателей, Матфей и Иоанн принадлежали к числу избранных Христом Двенадцати ближайших Его учеников, а Марк и Лука были учениками и сотрудниками апостольскими из иных избранных Спасителем Семидесяти апостолов ( Лук. 10, 1 ). Кроме того известно, что Матфей до своего призвания был мытарем, а Иоанн принадлежал не только к Двенадцати ближайшим ученикам Христовым, как и Матфей, но и к избранной из этих Двенадцати Троице довереннейших апостолов (Петр, Иоанн и его брат Иаков), коих Господь удостоивал быть свидетелями наиболее таинственных событий Своей жизни и коим Он давал тайные поручения. Более того: Иоанн был учеником, коего любил Иисус, другом Спасителя, наперсником Его и усыновленным Его Матери сыном, следовательно духовным братом Господа. А Марк и Лука, хотя по преданию и принадлежали к Семидесяти апостолам, но этим не предполагается непременно их постоянное следование за Христом, подобно апостолам из Двенадцати. При избрании апостола на место Иуды Предателя мы не видим ни Марка, ни Луку в числе тех мужей, кои находились с апостолами во все время, когда вошел к ним и изшел Господь Иисус, начав с крещения Иоаннова до дни, в который вознесся от них, были свидетелями воскресения Его ( Дeяh. I, 22–23 ). Кроме того св. Папий, еп. Иерапольский, муж апостольский, со слов старца или пресвитера Иоанна, ученика Господа, свидетельствует, что «Марк ни слушал Господа, ни следовал Ему, но впоследствии, быв толмачом Петра, по памяти записал сообщения этого Апостола о жизни и делах Господа, кои (сообщения) Апостол делал однако же не в порядке, и смотря по надобности, так что Марк нисколько не погрешил, написав нечто так, как припомнил " 1 . А евангелист Лука сам со всею ясностию отличает себя от евангелистов из Двенадцати (Матфея и Петра в евангелии Марка или же, быть может, и Иоанна), когда в предисловии к своему евангелию говорит: «как предали нам (следовательно и евангелисту) от начала самовидцами и служителями бывшие Слова», т.е. Воплотившегося (Логоса) 2 во Христе Иисусе ( Иоан. 1, 1–18 ), таким образом не причисляя себя к самовидцам и служителям Господа от начала (крещения Иоаннова до вознесения Господа). Кроме того в Новом Завете Лука является постоянным спутником и сотрудником Ап. Павла, под руководством коего он, по преданию и написал свое евангелие 3 . Таким образом в писаниях Марка и Луки мы имеем изложение евангелия учениками апостольскими, не бывшими с самого начала и до конца постоянными самовидцами и слушателями Господа, но писавшими со слов апостолов, – и притом Марк – по воспоминаниям сообщений Петра, апостола из Двенадцати и принадлежавшего к Троице избранников Христовых, а Лука – под руководством Павла, не бывшего учеником Господа при Его земной жизни, хотя быть может знавшего и видевшего Христа во плоти ( 2Кор. 5, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Двенадцати апостолов. Церковь Святых апостолов, Соок-Су Джами. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Церковь Двенадцати Апостолов (греч. Αγιοι Απστολοι) — крестокупольный храм в городе Салоники, посвященный соборной памяти двенадцати апостолов. Храм был построен в XIV веке – эпохе, известной как «золотой век» Салоник. В то время город превратился в крупный культурный, интеллектуальный и духовный центр северного Средиземноморья, являясь вторым по значимости после Константинополя городом угасающей Византийской империи. Монастырь основан константинопольским патриархом Нифонтом I между 1310 и 1314 гг. и посвящен Богородице. Считалось, что церковь была построена в XII веке (некоторые специалисты видели в ней элементы архитектуры VII века). Однако после обнаружения в ходе реставрации посвятительной надписи, в которой Нифонт обозначен как ктитор, строительство церкви стали относить к началу XIV века: «Павел монах, настоятель сей чтимой обители и ученик Святейшего вселенского патриарха и ктитора господина Нифонта, второй ктитор». Надпись находится над главным входом из притвора в храм. Здесь помещено фресковое изображение Богородицы с двумя архангелами и коленопреклоненной фигурой игумена Павла. Имя Нифонта как ктитора сохранилось на карнизах дверных коробок и среди кирпичного орнамента стенной кладки фасада. Церковь Святых Апостолов, как и большинство храмов Салоник в период между 1520 и 1530 гг., была обращена в мечеть Суджук су Джамии (то есть «мечеть холодных вод»). С XIX века храм упоминается под своим теперешним именем, хотя раннее его посвящение Богородице несомненно. Храм Двенадцати Апостолов расположен в западном конце Византийских Салоник, к юго-востоку от Летейских ворот, почти примыкая изнутри к городским стенам. Он являлся соборным храмом (кафоликоном) крупного монастыря. От былого монастырского хозяйства до нашего времени дошли лишь фрагменты: остатки монастырских ворот с фрагментом монастырской ограды на западе, небольшой фрагмент восточной стены, да цистерна для хранения воды к северо-западу от храма. Судя по сохранившимся фрагментам, входные ворота монастыря были двухэтажными, нижний ярус перекрывал полуциркульный свод.

http://sobory.ru/article/?object=35480

Москва. Кремль. Церковь Двенадцати апостолов в Патриаршем доме. Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов Карта и ближайшие объекты Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора. Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов - Симона Ушакова и Федора Зубова. Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени. Патриаршие палаты - редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Руководили работами подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Он включил двухэтажное здание палат (второй этаж заняла громадная по размеру Крестовая палата), трехэтажное здание палат для жилья и приказов и поднятую на высокие проездные арки домовую церковь Двенадцати апостолов. 

http://sobory.ru/article/?object=03384

Беседа в день памяти Святаго Апостола и Евангелиста и Христу весьма возлюбленнаго Иоанна Богослова В ней говорится и о любви к Богу и к ближнему 251 1. Сегодня мы совершаем празднование одного из первозванных Апостолов Христовых и восхваляем его, как отца всех призванных Христом, лучше же сказать, – как патриарха тех, «которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:13 ). Потому что, как Иаков родил по плоти двунадесять патриархов, от которых произошли двенадцать израильских племен, так и Христос духовно родил двунадесять таинников; потому что вместо несчастным образом выпавшего (Иуды Искариотского), великий Павел, на Которого Христос призрел с неба, исполнил меру (Апостольского лика). Если же происшедшие от них племена 252 явно и не являются равными их числу 253 , то в этом нет ничего удивительного: потому что духовные дарования неразделимо разделяются; напр. у человека имеется пять телесных чувств, которые однако, что касается души, представляются как некая единая неделимая способность ощущения, хотя и разделяемая на пять каналов 254 . Но и двенадцать источников воды, у которых расположились исраильтяне под водительством Моисея, и жажда, которую они терпели вследствие путешествия по пустыне ( Исх.15:27 ) 255 , предызображали этих Двенадцать (Апостолов). Потому что они – те, которые духовными орошениями избавили от жажды, пришедшей по причине идолопоклоннического безумия, шедший раньше непроходимыми пустынями безбожия человеческий род. Затем и двенадцать камней, которые Иисус Навин установил в Галгале в знак чудесного перехода Иордана ( Нав.4 ), предызображали этих Двенадцать. Потому что они служат для нас вечным знамением того, что истинный Иисус преградил поток греха, затопивший всю вселенную, и дал верующим в Него власть проходить без вреда путь жизни, как тогда дал исраильтянам немокренно (как бы по суше) пересечь Иордан. 2. Но все это и подобное сему, как и призвание Самим Христом, Единородным Сыном Божиим, является общим для всех Апостолов. Тот же, кого сегодня память мы празднуем, является не только призванным, но и счисленным и избранным, не в общем смысле являясь избранным среди избранных от всех живущих под небом 256 ( Лк.14:24 )., но и из числа тех избранных – избранным и корифеем в лике корифеев , я имею ввиду – прочих Апостолов, идущий рядом с выделенными, (среди прочих Апостолов) Петром и Иаковом. Поэтому и вместе с ними взятый Спасителем, он восходит на Фаворскую Гору и слышит беседу Моисея и Илии с Христом, и с благоговением божественным образом видит оное великое и превышающее естество видение – неизреченно просиявшее сияние света Божества Сына (Божиего), – и слышит Отеческий глас, относящийся только ко Христу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» ( Мф.17:5 ). И таким образом, блаженно Иоанн становится учеником не только Сына, но и Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1 . Сегодня мы совершаем празднование одного из первозванных Апостолов Христовых и восхваляем его, как отца всех призванных Христом, лучше же сказать – как патриарха тех, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:13 ). Потому что как Иаков родил по плоти двунадесять патриархов, от которых произошли двенадцать израильских племен, так и Христос духовно родил двунадесять таинников, потому что вместо несчастным образом выпавшего (Иуды Искариотского) великий Павел, на Которого Христос призрел с неба, исполнил меру (Апостольского лика). Если же происшедшие от них племена 1 явно и не являются равными их числу 2 , то в этом нет ничего удивительного, потому что духовные дарования неразделимо разделяются; напр. у человека имеется пять телесных чувств, которые однако, что касается души, представляются как некая единая неделимая способность ощущения, хотя и разделяемая на пять каналов 3 . Но и двенадцать источников воды, у которых расположились израильтяне под водительством Моисея, и жажда, которую они терпели вследствие путешествия по пустыне ( Исх.15:27 4 ), предызображали этих Двенадцать (Апостолов). Потому что они – те, которые духовными орошениями избавили от жажды, пришедшей по причине идолопоклоннического безумия, шедший раньше непроходимыми пустынями безбожия человеческий род. Затем и двенадцать камней, которые Иисус Навин установил в Галгале в знак чудесного перехода Иордана ( Нав.4 ), предызображали этих Двенадцать. Потому что они служат для нас вечным знамением того, что истинный Иисус преградил поток греха, затопивший всю вселенную, и дал верующим в Него власть проходить без вреда путь жизни, как тогда дал израильтянам немокренно (как бы по суше) пересечь Иордан. 2 . Но все это и подобное сему, как и призвание Самим Христом, Единородным Сыном Божиим, является общим для всех Апостолов. Тот же, кого сегодня память мы празднуем, является не только призванным, но и счисленным, и избранным, не в общем смысле являясь избранным среди избранных от всех живущих под небом 5 , но и из числа тех избранных – избранным и корифеем в лике корифеев , я имею в виду прочих Апостолов, идущий рядом с выделенными (среди прочих Апостолов) Петром и Иаковом. Поэтому и вместе с ними взятый Спасителем, он восходит на Фаворскую Гору и слышит беседу Моисея и Илии с Христом, и с благоговением божественным образом видит оное великое и превышающее естество видение – неизреченно просиявшее сияние света Божества Сына (Божиего), и слышит Отеческий глас, относящийся только ко Христу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте» ( Мф.17:5 ). И таким образом, блаженно Иоанн становится учеником не только Сына, но и Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Ричард Бокэм (баптист) 6. Очевидцы «с самого начала» Свидетельства тех, кто был с Иисусом с самого начала его служения • Что указывает на то, что канонические Евангелия – это запись свидетельств •·По каким правилам создавалось Евангелие от Куки •·Кто был главным источником информации для автора Евангелия от Марка и как об этом сообщает само Евангелие • Чье свидетельство приведено в Евангелии от Иоанна •·Намеки и недосказанности Четвертого Евангелия • Загадка анонимного Любимого Ученика • Свидетельства очевидцев в популярных античных биографиях «С САМОГО НАЧАЛА» Если в Евангелиях содержатся свидетельства очевидцев, то можно предположить, что, по крайней мере, некоторые очевидцы могли засвидетельствовать не только отдельные эпизоды или речения Иисуса, но и весь его жизненный путь. В целом все четыре Евангелия излагают историю его жизни сходным образом: начинается она с Иоанна Крестителя, заканчивается явлениями после воскресения. (Рассказы Матфея и Луки о рождении и детстве Иисуса, как и пролог Иоанна, представляют собой прологи к традиционному рассказу об Иисусе; Евангелие от Марка не рассказывает о явлениях после воскресения, однако заканчивается тем, что ученики ожидают их.) Важную отсылку к этой общепризнанной канве жизни Иисуса мы встречаем в первой главе Деяний Апостолов. Апостолы выбирают еще одного члена группы Двенадцати, который должен занять место Иуды Искариота. По словам Петра, эту «вакансию» должен занять …один из тех, что находились с нами [то есть с одиннадцатью оставшимися из Двенадцати] во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус 307 , начиная (arxamenos) от крещения Иоаннова 308 до того дня, в который Он вознесся от нас – был вместе с нами свидетелем (martyra) воскресения Его : ( Деян 1:21–22 ). Очевидно, эти условия необходимы для того, чтобы член Двенадцати мог выполнять свою задачу – свидетельствовать об Иисусе; в той же главе чуть раньше ( Деян 1:8 ) указывается, что именно такова миссия апостолов в будущем. Хотя в данном случае понятие свидетельства относится, прежде всего, к воскресению («был вместе с нами свидетелем воскресения Его») – от члена группы Двенадцати требовалось знать Иисуса с самого начала его служения. Стоит отметить, что в рассказе о замещении Иуды на вакантное место предлагаются два ученика (1:23). Очевидно, перечисленным условиям отвечали не только известные нам Двенадцать. Однако в той картине древней церкви, которую изображает нам Лука, Двенадцать, несомненно, обладают особым авторитетом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

30-е Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати Православная Церковь , празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии ( Ин.15:14 ), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор.1:12 ), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть: 1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16). 2) Андрей Первозванный (ноября 30). 3) Иаков Зеведеев (апреля 30). 4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая). 5) Филипп (14 ноября). 6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа). 7) Фома (6 октября). 8) Матфей Евангелист (ноября 16). 9) Иаков Алфеев (октября 9). 10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня). 11) Симон Зилот (10 мая). 12) Матфий (августа 9). 13) Павел Первоверховный. Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово ( Мф.10:1–5 ); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел. Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010