5) Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово//Творения. Т. 4. М., 1861. [Электронный источник.] URL: (дата обращения: 12.06.2017). 6) Дионисий (Шлёнов), игум. Гефсиманское моление в свете христологии преп. Максима Исповедника. [Электронный ресурс.] URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/44610.php (дата обращения: 31.05.2017). 7) Дионисий (Шлёнов), игум. Свобода как преддверие созерцания по преп. Максиму Исповеднику. [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/2960765.html (дата обращения: 31.05.2017). 8) Иванов М.С., проф. Грех первородный//Православная энциклопедия. [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 10.05.2017). 9) Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. М., 1991. [Электронный ресурс.] URL: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html (дата обращения: 12.06.2017). 10) Коран. Перевод смыслов и комментарии. Казань: Умма, 2016. — 816 с. 11) Мануссакис Дж. П., архим. В начале: падение и грех. Лекция, прочитанная в лектории «Правмира». [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 31.12.2016). 12) Ориген. О началах. Новосибирск, 1993. [Электронный источник.] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nachalah/ (дата обращения: 12.06.2017). 13) Послание Патриархов Восточно-кафолической Церкви о Православной вере. 1723 г. [Электронный источник.] URL: http://azbyka.ru/otechnik/pravila/1723/ (дата обращения: 12.06.2017). Оставим в стороне вопрос об историчности указанных случаев: здесь и сейчас для нас важен богословский смысл текстов, которые о них повествуют. См., напр., работы игум. Дионисия (Шлёнова) и 7] и архим. Кирилла (Говоруна) Комментарии ( 2): Никита, Краснодар 31 марта 2020г. 12:54 Если я не ошибаюсь, традиционное представление о первородном грехе, кроме идеи о влиянии его на потомков Адама и Евы, включает и идею о влиянии его на всю сотворённую природу (из-за чего мир " до " и " после " грехопадения видится иным как два совершенно разных мира). Если так, то это тоже своего рода проблема, к которой применимы все те вопросы, которые автор озвучил в статье.

http://bogoslov.ru/article/6026530

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1) Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. — 2560 с. 2) Бумажнов Д. Мир, прекрасный в своей слабости. Св. Исаак Сирин о грехопадении Адама и несовершенстве мира по неопубликованному тексту Centuria 4,89//Символ. Журнал христианской культуры, Париж — Москва, 2012, с. 177-194. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://kassia-senina.ru/nauka/bumazhnov_2012.pdf (дата обращения: 07.02.2016). 3) Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, почему Бог не виновник зла// Он же . Беседы. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 12.06.2017). 4) Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. — 1370 с. 5) Говорун С.Н. Воля//Православная энциклопедия. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/155218.html (дата обращения: 24.04.2017). 6) Дионисий Ареопагит, свщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, 1991. — 392 с. 7) Дионисий (Шлёнов), игум. Гефсиманское моление в свете христологии преп. Максима Исповедника. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/theology/44610.php (дата обращения: 31.05.2017). 8) Дионисий (Шлёнов), игум. Свобода как преддверие созерцания по преп. Максиму Исповеднику. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/2960765.html (дата обращения: 31.05.2017). 9) Иларион (Алфеев), митр. Исаак Сирин//Православная энциклопедия. Электронная версия. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/674153.html#part_16 (дата обращения: 11.03.2017). 10) Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. М., 1991. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html (дата обращения: 12.06.2017). 11) Исаак Сирин, преп. Творения, том II, 4-я сотница о совершенном познании, гл. 89//Символ. Журнал христианской культуры, Париж — Москва, 2012, с. 180-182. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://kassia-senina.ru/nauka/bumazhnov_2012.pdf (дата обращения: 11.11.2016).

http://bogoslov.ru/article/6024995

При этом необходимо учитывать, что полученные результаты никак не претендуют на какое-то новое догматическое объяснение вопроса о «неведении» во Христе, а носят полемический характер и служат защите православной вере от попыток поставить под сомнение Божественное достоинство и совершенство знания Сына Божия со стороны мусульман и некоторых псевдохристианских сект. 1 В качестве примера можно привести диспут «Существует ли consensus patrum в православном Предании?» между кандидатом богословия иереем Георгием Максимовым и кандидатом исторических наук, филологом и переводчиком А.Г. Дунаевым 17 сентября 2016 г. Сам диспут см. в: [Электронный ресурс]: сайт. URL: consensus-patrum-v-pravoslavnom-predanii/#notel2 (дата обращения: 05.06.2017). Загл. с экрана. 2 Здесь уместно вспомнить мысль, высказанную свт. Игнатием (Брянчаниновым) : «Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, a по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес Священное Писание , и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи,– святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Собрание писем. M., 2009. С. 141). 7 Сидоров А.И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и Его решение в контексте святоотеческого предания//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2005–2006. 5–6. С. 229–272. Эл. версия статьи: [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 18.05.2017). Загл. с экрана. 8 Чернявский А.Л. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 1. История понятий «ипостась», «природа», «лицо» и проблема неведения Христа [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov. ru/text/4062587.html (дата обращения: 11.06.2017). Загл. с экрана; Он же. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 2. Современное понимание проблем [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4079100.html (дата обращения: 11.06.2017). Загл. с экрана; Он же. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 3. Попытка решения: богословская система Пауля Тиллиха [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4094477.htnil (дата обращения: 11.06.2017). Загл. с экрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

36. Великая Лавра/сост. иером. Дионисий (Шленов) , А. А. Турилов, С. И. Никитин и др.//Православная энциклопедия. – Т. 7. – С. 380–404.//Сайт Православная энциклопедия. – 2009. – 05.12. – URL: http://www.pravenc.ru/text/150059.html (дата обращения: 06.06.2018). 37. Гаген С. Я. Иоанн XIV Калека//Сайт Православная энциклопедия. – 2015. – 31.03. – URL: http://www.pravenc.ru/text/469604.html (дата обращения: 20.01.2020). 38. Гаген С. Я. Иоанн Кантакузин /С. Я. Гаген, Д. И. Макаров//Православная энциклопедия. – Т. 24. – С. 296–309//Сайт Православная энциклопедия. – 2015. – 29.05. – URL: http://www.pravenc.ru/text/471274.html (дата обращения: 25.03.2020). 39. Греческо-русский и русско-греческий словарь/сост. А. В. Сальнова. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Издательство «Русский язык», 2000. – 586 с. 40. Греческо-русский лексикон Нового Завета с номерами Стронга и греческой Симфонией//Сайт Академик. URL: http://translate.academic.ru/προνοια/xx/ru/(дата посещения: 24.03.2020). 41. Григорий Палама /Бернацкий М. М., Турилов А. А., Асмус В. , прот. и др.//Православная энциклопедия. – Т. 13. – С. 12–41.//Сайт Православная энциклопедия. – 2009. – 14.03. – URL: http://www.pravenc.ru/text/168057.html (дата обращения: 26.01.2020). 43. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь в 2 тт./под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР С. И. Соболевского. – Москва: ГИС, 1958.//Сайт «Академик». URL: http://greek_russian.academic.ru/(дата обращения: 2018–2020). 44. Джиджора Е. Энергийная сопричастность верующего Творцу в гимнографическом триптихе патриарха Филофея Коккина/Е. Джиджора//Научный альманах «Афонское наследие». – Киев-Чернигов, 2017. – Вып. 5–6. – С. 379–386. 45. Дмитрий Солунский/О. В. Иванова, А. А. Турилов, А. А. Лукашевич, А. С. Преображенский//Сайт Православная энциклопедия. – 2009. – 23.10. – URL: http://www.pravenc.ru/text/178231.html (дата обращения: 25.02.2020). 46. Добрынина Э. Н. Неизданные тропари патриарха Филофея Коккина: К вопросу о составе рукописи сборника ГИМ. Син. гр. 429 (Влад. 303)/Э. Н. Добрынина//Россия и христианский Восток. – Москва, 1997. – 1. – С. 38–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

12) Кирилл Александрийский, свт. Разъяснение догматов//Богословский вестник. Т. 20-21. 1-2. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2016. С. 298-326. [Электронный ресурс.] Режим доступа:  http://elibrary.ru/item.asp?id=29094151 (дата обращения: 21.06.2017). 13) Мень А., прот. История религий: в поисках пути, истины и жизни. Т. 2: «Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи Великих учителей». Приложение 8: «Библия и учение о грехопадении». [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 12.05.2017). 14) Морозова Д. Не-интервью с Дж. П. Мануссакисом, или Как не упасть со статуи Свободы от экзистенциального головокружения. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.clement.kiev.ua/ru/node/948 (дата обращения: 12.11.2016). 15) Мумриков О., свящ. К вопросу о принципах построения православной естественно-научной апологетики XXI в. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/4664280.html (дата обращения: 13.05.2017). 16) Пикок А. Эволюция — тайный друг веры. М., ББИ, 2013. — 392 с. 17) Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. — 243 с.   Со ссылкой на Tennant F.R., The Origin and Propagation of Sin, Hulsean Lectures, Cambridge, 1901-1902. Cambridge, Cambridge University Press, 1902. Комментарии ( 2): иеромонах Авель 28 февраля 2020г. 23:02 Интересно. Пока заметил здесь: ...если вероятность некоего события сколь угодно мала, но выше нулевой, его совершение является всего лишь вопросом времени и оказывается обязательной частью «сценария» некоторое разногласие со своим представлением о свободе в раю. Здесь, как мне думается, упущен факт того, что: а) природа Адама не желала чего-либо против воли Божьей, она была нетленна и порождала то, что желал Бог в силу единения Адама и Божества; б) Адам не был в безусловном подчинении своей природе, не находился под необходимостью безпрекословно подчиняться ей в силу богодарованного же самовластия; в) Адам находился в состоянии богообщения и всегда мог прибегнуть к совету и оценке вещи или ситуации Бога. -- всё это обостряет вопрос свободы воли, но отрицает подход, в котором ненулевая вероятность означает обязательное падение, потому что это обозначало бы, что Адам находится в безусловной зависимости от своей природы или что его природа в раю не полностью была в единении с Богом и однозначно порождала внебожественные воления, то есть греховные... что порочит Творца...

http://bogoslov.ru/article/6024995

Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32:15 ). 336 Коллиандер Т. Узкий путь. – Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. – С.12. 354 Там же. С. 338–339. См. также: Преподобного отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав. Гл. 93//Добротолюбие. Т. 3. – С. 342. 357 Евр. ‘1. Дерзко или надменно вести себя; поступать дерзко или надменно’ [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.07.2016 года). 358 См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. 364 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. – С. 242. 366 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 618. 368 Макарий Египетский , прп. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других//Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998. – С. 268–271. 369 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 619. 373 Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости.//Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. – Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. – С. 80. Электронная библиотека.//URL: (дата обращения: 27.06.2017 года). 382 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 384 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 397 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. – Калуга: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. – С. 91. 408 Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

163 Феофан Затворник , свт. Рукописи из кельи. Что такое «анафема»? Слово в неделю Православия [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.03.2016). 167 Иоанн Златоуст , свт. Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 23 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.03.2016). 168 Григорий Богослов , свт. Слово 15, говоренное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/sv_grigoriy_t1/15 (дата обращения: 16.03.2016). 169 Амфилохий Иконийский , свт. Беседа о покаянии или о том, что не должно отчаиваться в спасении [Электронный ресурс]. URL: обращения: 16.03.2016). 170 Амфилохий Иконийский , свт. Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее [Электронный ресурс]. URL: обращения: 16.03.2016). 171 Ефрем Сирин , прп. Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.03.2016). 1. эониос (ανιος), 2. эдиос (διος), 3. эс тон эона (ες τν ανα), 4. эс тус эонас тон эонон (ες τος ανας τν ανων). 1. эониос (ανιος), 2. эдиос (διος), 3. эс тон эона (ες τν ανα). Последнее третье выражение означает вовеки. Оно в синодальной Библии так же иногда переведено словом вечно. Здесь нужно предвосхитить возражение о том, что эта книга Библии «неканоническая». Нужно сказать, что святые отцы всех времен цитировали «неканонические» книги Библии без всяких оговорок наравне с «каноническими», поэтому, не вдаваясь в детали этого вопроса (это отдельная тема), можно сказать, что вполне правы архиереи РПЦЗ Нафанаил (Львов) и Александр (Милеант) , которые считали, что разница между «каноническими» и «неканоническими» книгами Библии состоит только в том, что «неканонические» книги не вошли в еврейский канон, который окончательно был принят на Синедрионе в Ямнии в I-II вв. и, как они полагали, некоторые книги Библии были исключены иудеями из этого канона как раз потому, что слишком явно доказывали истинность христианства, поэтому эти книги неправильно называются «неканоническими».//См. напр.: Нафанаил (Львов) , архиеп. О Святой Библии [Электронный ресурс]. URL: обращения: 06.05.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

118 См.: Корсун Г., свящ. Труды св. апостола Павла в Коринфе и Первое Послание его к тамошним христианам//Вера и разум. 1910. 17. С. 573–592. 122 Клеон Л. Роджерс-мл., Клеон Л. Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб., 2001. С. 556. 123 Толкование новозаветных Посланий и книги Откровения/Под ред. П. Харчлаа. Пер. с англ. И. Череватой. М., 1989. С. 202. 124 См.: Амвросиаст. На Послания к Коринфянам. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет . Т. VII: Первое и Второе Послания к Коринфянам/Пер. с англ., греч., лат., сир. Редактор тома Джеральд Брэй/Редакторы русского издания тома Ю.Н. Варзонин и С.С. Козин. Тверь: Герменевтика, 2006. С. 10. 125 См.: Иоанн Златоуст , свт. Священное Писание в толкованиях святителя. Т. VIII. Беседы на Первое послание к коринфянам. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на послание к галатам. М.: Ковчег, 2006. С. 22. 126 Крейг Кинер (род. в 1960) – евангелический христианин, профессор Нового Завета в семинарии в Асбури (Asbury Theological Seminary, Кентукки, США) (см.: About Craig Keener//Bible Background [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.craigkeener.com/about-craig/(дата обращения: 30.05.2017). Яз. англ.). 127 См.: Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. Ч. 2/Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2003. С. 387. 131 См.: Там же. Публикация на языке оригинала: Barrett C.K. A Commentary on the First Epistle to the Corinthians. L.: Adam and Charles Black, 1968. 132 Charles Kingsley Barrett (1917–2011) – клирик Методистской Церкви; был почётным профессором богословия в университете Дарема в Англии, одним из ведущих исследователей Нового Завета ХХ в. (см.: The Reverend C.K. Barrett/The Telegraph [Электронный ресурс]: сайт. Дата обновления: 06.09.2011. URL: (дата обращения: 13.02.2016)). 140 См.: Августин Иппонский, блж. О граде Божием: В 4 т. Т. IV. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 304 (21:26).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

33 Афанасий Великий , свт. Творения: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 58. Ср.: «Как, соделавшись человеком, Он с человеками алчет, и жаждет, и страждет, так с человеками и не знает, как человек; по Божеству же, как во Отце сущее Слово и Премудрость, знает, и ничего нет сокрытого от ведения Его» ( Афанасий Великий , свт. Творения. Т. 2. С. 426–427). 36 «Человечество Христа преуспевало премудростью, постепенно возвышаясь над естеством человеческим, обожаясь, соделываясь и являясь для всех органом Премудрости для действенности Божества и Его воссияния» ( Афанасий Великий , свт. Творения. Т. 2. С. 435). 37 Разделение христианских вероучительных положений на богословие (θεολογα) и домостроительство (οκονομα) было характерно для патристического периода. Под богословием понималось учение о Боге в Самом Себе (учение о Святой Троице), а под икономией – учение о Боге в Его отношении к сотворённому миру и человеку (прежде всего учение о Боговоплощении и спасении). Кроме этого, под домостроительством понимают промышление Божие о Церкви и христианах, а также Его промыслительные деяния, являющие Его милосердие в истории (см.: Зайцев А.А. Домостроительство//Православная энциклопедия [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/text/178901.html (дата обращения: 12.05.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.). 38 См.: Черемухин П.А. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии//БТ. 1964. 3. С. 168. 39 Цит. по: Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения: В 2 т. М., 2009. Т. 2. С. 84. См. также: «Итак, что же? Не двоякое ли и ведение у Христа? Ведь как Бог Он знает всё прежде, чем оно случилось. Так, находясь вдали, Он, как Бог, предвозвестил ученикам кончину Своего друга ( Ин.11:14 ). Находясь же вблизи и приближаясь ко гробу, Он спрашивает: „где положили его“ ( Мф.11:34 ), выказывая тем меру нашего естества. Так же: „Иисус же знал помышления их“ ( Мф.9:4 ), то есть то, о чём хотели спросить Его, ибо и как человек Он знал всё вследствие ипостасного соединения со Словом , равно как был обогащён и прочими совершенствами. И затем опять делает вид, что не знает дня и часа, когда придёт конец мира ( Мф.24:36 ), разделяя свойство воспринятого естества. Восприняв всё это ради домостроительства , Он прославляется и провозглашается нами совершенным во всём человеческом, равно как и совершенным Богом» ( Никифор Константинопольский , св. Антирретики. 1.50//Богословие свт. Никифора Константинопольского [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 23.06.2017)).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36 «Человечество Христа преуспевало премудростью, постепенно возвышаясь над естеством человеческим, обожаясь, соделываясь и являясь для всех органом Премудрости для действенности Божества и Его воссияния» ( Афанасий Великий , свт. Творения. Т. 2. С. 435). 37 Разделение христианских вероучительных положений на богословие (θεολογα) и домостроительство (οκονομα) было характерно для патристического периода. Под богословием понималось учение о Боге в Самом Себе (учение о Святой Троице), а под икономией – учение о Боге в Его отношении к сотворенному миру и человеку (прежде всего учение о Боговоплощении и спасении). Кроме этого, под домостроительством понимают промышление Божие о Церкви и христианах, а также Его промыслительные деяния, являющие Его милосердие в истории (см.: Зайцев А.А. Домостроительство//Православная энциклопедия [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/text/178901.html (дата обращения: 12.05.2017). Загл. с экрана Яз. рус.). 38 См.: Черемухин П.А. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии//БТ. 1964. 3. С. 168. 39 Цит. по: Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения: В 2 т. M., 2009. Т. 2. С. 84. См. также: «Итак, что же? He двоякое ли и ведение у Христа? Ведь как Бог Он знает все прежде, чем оно случилось. Так, находясь вдали, Он, как Бог , предвозвестил ученикам кончину Своего друга ( Ин.11:14 ). Находясь же вблизи и приближаясь ко гробу, Он спрашивает: «где положили его» ( Ин.11:34 ), выказывая тем меру нашего естества. Так же: «Иисус же знал помышления их» ( Мф.9:4 ), то есть το, о чем хотели спросить Его, ибо и как человек Он знал все вследствие ипостасного соединения со Словом , равно как был обогащен и прочими совершенствами. И затем опять делает вид, что не знает дня и часа, когда придет конец мира ( Мф.24:36 ), разделяя свойство воспринятого естества. Восприняв все это ради домостроительства , Он прославляется и провозглашается нами совершенным во всем человеческом, равно как и совершенным Богом» ( Никифор Константинопольский , св. Антирретики. 1.50//Богословие свт. Никифора Константинопольскош [Электронный ресурс]: сайт. URL: a3el08c20ce84499c&topic=152.0;all (дата обращения: 23.06.2017)).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010