Оценивая деятельность Семена Ивановича и его отношения с Ордой в целом, следует отметить, что он старался, как и отец, соблюдать полную лояльность к «царю», и под ее прикрытием добился значительных успехов: к Московскому княжеству были присоединены рязанские владения на левом берегу Оки, к великому княжеству Владимирскому – Юрьевское княжество, под сюзеренитет великого князя владимирского перешло Смоленское княжество (вместе с Брянским), наконец, была нейтрализована Литва. Неудача постигла Семена только при попытке вернуть Нижний Новгород. 403 Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. М., 1960. 404 Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 366, 371; ПСРЛ. М., 1965. Т. 15, вып. 1. Стб. 55–56, 58–59; СПб., 1913. Т. 18. С. 94–97. 406 HIЛ. М.; Л., 1950. С. 352–353. О «черном боре» см.: Янин В.Л. О «черном боре» в Новгороде в XIV-XV вв.//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. 407 Горский А.А. Брянское княжество в политической жизни Восточной Европы//Средневековая Русь. М., 1996. [Вып.] 1. С. 81–85. 410 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 54; Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 141–142, 218. Известие Рогожского летописца говорит о посажении Константина Васильевича в Нижнем Новгороде «на княжении на великомъ». Но в последующих упоминаниях Константина и сменившего его в 1355 г. сына Андрея эпитет «великий» по отношению к ним и нижегородскому княжению не употребляется (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 55, 58, 61, 64, 68–69, 71, 78–79; ср.: HIЛ. С. 363); лишь вокняжившийся в Нижнем в 1364 г. Дмитрий Константинович последовательно упоминается с великокняжеским титулом (ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 487–488; Т. 15, вып. 1. Стб. 108, 110, 148–149; Т. 18. С. 115, 134; Орешников А.В. Русские монеты до 1547 г. М., 1896. С. 175–178. Примечательно, что и именование тверских князей «великими» закрепляется только с 60-х годов XIV в.: Василий Михайлович назван так в жалованной грамоте, датируемой около 1364 г., далее великим князем именуется его преемник на тверском столе Михаил Александрович (АСЭИ. М., 1964. Т. 3. С. 152; ДДГ. М.; Л., 1950. 15. С. 25, 28, 41, 43; ГВНП. М.; Л., 1949. С. 33; ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 79 и сл.); ни Василий в более ранний период, ни его предшественник Константин Михайлович «великими князьями» не называются. Очень вероятно, что статус «местных» (стоявших ниже владимирского) великих княжений для Твери и Нижнего Новгорода закрепился только в период междоусобицы в Орде (начавшейся в конце 50-х гг. – см. гл. 6); можно полагать, что местные князья сумели тогда получить у претендентов на власть в Орде ярлыки на такие «великие княжения», воспользовавшись внутриордынекой ситуацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Сталин, Ким и Мао плевать хотели на ООН; их представители даже не стучали там ботинком по столу. А между тем северокорейские коммунисты делали свое дело, и к сентябрю 1950 года они оккупировали почти всю Южную Корею. Лишь портовый Пусан на юге страны остался последним бастионом антикоммунизма. Пропагандистские трюки были отработаны Сталиным еще в начале советско-финской войны 1939–1940 гг. Оказывается, это агрессивная финская военщина развязала войну против миролюбивой страны Советов… В 1950 году – тот же трюк, но уже на Дальнем Востоке: «В результате внезапности нападения лисынмановским войскам 25 июня 1950 года удалось временно вторгнуться на территорию Северной Кореи, за 38-ю параллель… Отбив нападение захватчиков, корейская Народная армия во главе с верховным главнокомандующим Ким Ир Сеном перешла в контрнаступление и к середине сентября 1950 г. освободила почти всю Южную Корею». 28 В эти критические дни наконец подоспела помощь союзников: 15 сентября 1950 года воинский контингент ООН (95% этого контингента составляли американские войска) под командованием генерала Макартура высадился в районе Инчхона. (Инчхон – это по существу морской пригород Сеула; нынче туда всего за час можно доехать на метрополитеновской «надземке»). 28 сентября войска Дугласа Макартура освободили Сеул и стали быстро продвигаться на север, отрезав от тылов южную группировку «северных». В подаче БСЭ это было так: «15 и 16 сентября 1950 года, стянув к берегам Кореи почти все вооруженные силы, находившиеся в бассейне Тихого Океана, американские империалисты высадили в районе Инчхона 50-тысячный американский морской десант, которому в результате 2-х недельных кровопролитных боев удалось захватить Сеул. Вслед за этим интервенты, значительно увеличив свои силы, захватили всю Южную Корею и, игнорируя предупреждение Китайской Народной республики, перешли 38-ю параллель, захватили Пхеньян и устремились к китайской границе». 29 Понятно, что с многомиллионным Китаем решился бы воевать только сумасшедший. Но Сталин и Мао использовали это как предлог для расширения военных действий. И когда победа уже казалась совсем близка, Китай послал своих добровольцев на помощь Северной Корее. Макартур вынужден был отступить. «На помощь КНДР выступили китайские добровольцы, – читаем в БСЭ. – 25 ноября 1950 г. корейская Народная армия и китайские добровольцы перешли в контрнаступление, 7 декабря освободили Пхеньян, разгромили американо-английские и лисынмановские войска в Северной Корее и отбросили их к 38-й параллели». 30

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Из отчетно-информационного доклада уполномоченного за 3-й квартал 1950 года 3 октября 1950 г. [...] В информационном докладе за четвертый квартал 1949 года и за 1-й квартал 1950 года мною сообщалось о поданном заявлении священником Введенской церкви гор. Керчи Горбаневым Петром, рождения 1918 года, о снятии его с регистрации духовенства, так как он убедился в пошлости, лицемерии, жадности, зависти и гнусных сделках духовной касты, что он решил порвать навсегда всякие связи с духовным миром, что с данным заявлением был ознакомлен архиепископ Лука, а последним Горбанев был лишен священнического сана, которое якобы было подтверждено и Патриархом. В конце июня с/г Горбанев Петр обратился ко мне с заявлением, в котором сообщает, что поданное ранее им заявление с приложением автобиографии 22 об исключении его из состава духовенства и т.д. было ошибкой и сделано им по малодушию и незнанию церковных правил, что об этом он глубоко раскаивается и написанные им в заявлении резкие слова по отношению духовенства берет обратно, что когда он писал заявление, не думал, что в связи с этим для него последствия будут очень плохими (лишение сана), он хотел быть только за штатом, но при сане. Поэтому он все написанное берет обратно и просит уполномоченного внести его в списки зарегистрированного духовенства. Горбаневу рекомендовано по всем поставленным им вопросам обратиться к архиепископу, и разъяснено, что уполномоченный регистрирует священников только действующих церквей. [ ... ] Состояние и деятельность церквей по области характеризуется постепенным снижением религиозности, как в отношении посещаемости церквей, так и по выполнению религиозных обрядов и треб, что отмечает и само духовенство, примером может являться посещаемость церквей в Пасху, так, в 1950 году по отношению 1949 года имело место уменьшение в среднем по области на 29,5%, из них по городским на 29%, по сельским – на 30,8%. Такое же явление было и в отношении выполнения треб и обрядов. Попытки активизировать церковную деятельность со стороны архиепископа Луки проявляются таким путем, обязывает всех священников произносить проповеди на церковную тему во время каждого богослужения. Затем обязывает совершать церковные службы ежедневно не только в городских, но и в сельских церквах, хотя бы там никого не было, такое явление приходилось наблюдать в ряде церквей, как-то: в селе Пионерское Симферопольского р-на, в селе Орловка Раздольненского р-на, когда священник совершал службу совершенно пустому залу.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Наиболее консервативным представителем ранней христианской мысли является Тертуллиан, рассматривавший другие религии исключительно как плод действия демонов, а точнее, считавший, что языческие боги — и есть демоны. В своей Апологии Тертуллиан демонстрирует своему языческому адресату , что языческие боги и демоны являются одними и теми же существами, скрывающимися под различными именами, и «что природа (qualitas) обоих терминов одинакова» (Tertullian 1950, 23.4). Тертуллиан предполагает, что если бы христианин допрашивал человека, одержимого злым духом, и человека, который считается находящимся под влиянием языческого божества (например, жрицу Кибелы), то оба признались бы, что в них сидит дьявол (Tertullian 1950, II. 23.4–6). Для него это является очевидным доказательством необоснованности претензии демонов на божественный статус, поскольку даже если признание духов лживо, это показывает, что «ваша [т. е. языческая] божественность стала подчиняться христианам», и, следовательно, не является истинной божественностью (Tertullian 1950, 23.8). Если бы языческие представления о божестве были истинными, демоны никогда не узурпировали бы ее, и боги не отрицали бы ее, когда их допрашивали христианине (Tertullian 1950, I.23.10). Тертуллиан заключает, что, поскольку он доказал, что существа, которым поклоняются язычники, не являются богами, его собеседник должен согласиться с их демоническим происхождением (Tertullian 1950, I.23). Тертуллиан признает также, что некоторые философы открыто нападают на языческие суеверия и имеют те же учения о нравственности и добродетели, что и христиане. Тем не менее, он критикует таких философов как Сократ за искажение истины — предложение жертвы ложным богам и поставление демонов в один ряд с богами. По словам Тертуллиана, учение философов в Римской Империи считается допустимым благодаря тому, что они искажают истину, тогда как христиане, которые отстаивают истину во всех отношениях, подвергаются преследованиям (Tertullian 1950, l.46). Византийское восприятие нехристианских религий сильно повлияло на изменение отношения к иудаизму, а позднее и к исламу.

http://bogoslov.ru/article/6027646

старайтесь заводить 1590 Далее было: потому что 1591 ребенка 1592 владе 1593 Вместо этого начато: Будучи знакомы в Москве со многими 1594 Вы можете дать ему наконец ту непринужденность 1595 Далее было: которую необходимо 1596 при внутренней 1597 Далее было: от 1598 дост 1599 Недостатки на вашей стороне 1600 Переправлено на: в трудности 1601 Далее было: Сидень 1602 чем тот, который 1603 И потому 1604 а следствие [невозможности] необретения употребить ваши силы 1605 Далее было: Но помните только, что внушено вам божье . И то 1606 И во всяком случае помните, что жизнь ваша должна 1607 Несчастия 1608 Далее начато: всё это дано 1609 в чем 1610 Далее было: прежде подумать 1665 не Перевощиков ли это есть? 1666 Далее начато: Саль 1667 вставляются сам 1668 Далее начато: они почти 1669 Ваши замечания мне были много приятнее, потому что они благоприятны 1670 если бы они 1671 в противном 1672 прочел всё 1673 при чтен 1674 тонких 1675 Далее было: совершенно 1676 может доставить радость душе моей. Далее начато: они-то и должны быть потревожены иногда 1677 Иногда есть 1678 В подлиннике: компретировать 1679 Далее было: желанье 1680 Но как жалко 1681 обмануться 1682 Далее было: как 1683 Далее начато: Он 1684 Далее начато: Я знал, что на вас она не так 1685 даже такое время, когда почувствуют, что мне нужно говорить это так же, как 1686 Далее было: Но это впереди 1687 Далее начато: И загад 1688 Далее было: Еще скажу, беда была бы моя, если бы творенье с первого раза произвело эффект 1689 произвело на всех 1690 можно узнать нужные 1691 и этими впечатлениями я уже воспользовался 1692 говорит 1693 Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедли 1694 Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. [Всякий] Более всего часто образованный, умный человек выказать 1695 Далее было: показать 1696 одни нервы 1697 стал 1698 Далее было: тут же вскользь 1699 увидеть ясно 1700 Далее было: он заметит некоторые 1701 Далее было: увидит потом 1702 Далее было: верно место 1703

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

И вот теперь, на рубеже 1950–1960-х гг., сельская община, а с ней и сельский приход Русской Православной Церкви вступают в стадию умирания. Это было вызвано несколькими социальными процессами, развивавшимися в нашей стране с конца 1920-х гг., но именно в конце 1950-х гг. вступившими в новое качество. Еще в 1950 г. была проведена крупномасштабная кампания укрупнения колхозов, которая затронула 79,3% этих хозяйств, существовавших в это время в СССР. Она сопровождалась сокращением приусадебных крестьянских хозяйств, которые давали более половины валовой сельскохозяйственной продукции и были основой выживания отечественного села. Но для нашей темы главное то, что укрупнение колхозов создавало предпосылки для постепенного вымирания небольших деревень, поскольку жить в крупном селе, ставшем главной усадьбой колхоза, было удобнее, а в маленькой деревне – «бесперспективно». Эта тенденция в полной мере проявила себя в следующие десятилетия 797 . Если раньше колхоз, как правило, совпадал со старой сельской (и приходской) общиной, то теперь укрупнение колхозов вело к распаду старых сообществ, объединенных когда-то общими экономическими интересами, социальными навыками и традиционной религиозностью. Свою лепту в разрушение низовых религиозных общин старого села внесла и кампания освоения целины 1954–1957 гг. В ходе нее из центральных областей России в Зауралье, Западную Сибирь, на Алтай и в Казахстан переселились 55924 семьи крестьян-колхозников. На новых местах сразу создавались совхозы- " агрогорода», работники которых считались наемными сельскохозяйственными рабочими 798 . Здесь не могли быть воссозданы старые общинные связи русского села, но эти же связи разрушались и там, откуда уезжали «покорители целинных земель». Если целью переселенческой политики императорского правительства в 1906–1911 гг. было создание «крепкого хозяина», частного собственника, то аналогичная политика советского руководства в 1950–1960-е гг. преследовала цель превращения уцелевшего собственника-колхозника в сельскохозяйственного пролетария, наемного рабочего, зависимого от государства и отчужденного от частной собственности, от земли, от традиционного социального уклада. По замечанию Р. Г. Пихои, речь шла о «ликвидации уже не кулачества, а самого крестьянства как класса» 799 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причём, в отличие от довоенного времени, тайные рукоположения 1950–1980-х гг. были прежде всего мерой пастырского воспитания тех лиц, что вставали на путь нелегального служения Церкви. На примере священника Глеба Каледы очень хорошо видно, что епископы, совершавшие тайные поставления, были прежде всего наставниками, заботившимися о духовном росте своих духовных детей, готовых к принятию священства 44 . Задача выживания Церкви в условиях гонений была в этом случае для них не первостепенна. Было очевидно, что её нельзя решить единичными рукоположениями священников, которые в глубокой тайне будут окормлять от силы два десятка верующих. Так, тайные священнические рукоположения, как и другие виды церковного подполья, в 1950–1980-е гг. приобретали всё более элитарный характер. Нам уже приходилось отмечать, что в этот период такие же процессы происходили и в подпольном церковном образовании. Церковно-просветительская деятельность при храмах, довольно активно развивавшаяся во второй половине 1940-х гг., к началу 1950-х гг. постепенно была свёрнута. Одновременно продолжали или начинали работать домашние кружки для детей и подростков, но о широком их распространении в это время говорить не приходится. Они были единичны и охватывали очень узкий круг участников. То же относится и к студенческим религиозным кружкам. Немногочисленность, замкнутость, ориентированность на узкий круг “своих”, строгая конспирация будут характерны для церковных образовательных кружков вплоть до 1980-х гг. 45 . Таким образом, мы можем выделить, как представляется, центральную тенденцию в жизни церковного подполья 1950–1980-х гг. В этот период нелегальная церковная жизнь сохранялась практически во всех своих формах, характерных и для 1920–1940-х гг. Продолжали существовать незарегистрированные приходы и монастыри, совершаться паломничества к неофициальным святыням, действовали религиозные образовательные кружки. Однако заметно сузился как масштаб распространения, так и число участников всех этих видов нелегальной церковной жизни.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

В Южной же Корее выборы прошли 10 мая 1948 года. Конституционная ассамблея начала работать 31 мая, а 10 июля была принята новая конституция. Ли Сын Ман стал первым президентом Корейской республики, официально основанной 15 августа. 9 сентября Северная Корея объявила о создании Корейской Народ­ной Демократической Республики во главе с Ким Ир Сеном. 20 Такое длинное предисловие необходимо для тех читателей, кто родился уже после 2-й мировой войны (как и автор этой статьи) и не имел свободы выбора – доступа к объективной информации. А также для нового поколения, которое «выбирает пепси». Сокрытие правды – это ложь. Но Большая Ложь советского агитпропа – Корейская война 1950–1953 гг. …Экономическая и политическая ситуация на юге Кореи ухудшалась. Правящая партия потерпела поражение на выборах в 1950 году. Северная Корея сочла ситуацию благоприятной для атаки и 25 июня 1950 года внезапно напала на Южную Корею. А вот как преподносилось это простодушным советским гражданам. Можно поднять пожелтевшие подшивки «Правды» за 1950 год, пролистать «Блокнот агитатора» и прочие «фелькишер беобахтер’ы». Но проще заглянуть во второе издание Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), в 22-й том, – на букву «К». Он вышел в 1953 году и отражает «свежую» официальную позицию «партии и правительства» по «корейскому вопросу». Мало того, что законно избранный народом президент Ли Сын Ман именуется там не иначе как «предателем корейского народа», а члены его правительства – «фашистской кликой». Этот эмоциональный перехлест вполне понятен. Но как оправдать в глазах читателей коммунистическую агрессию Севера против Юга? А вот как. «Летом 1950 года американские империалисты перешли от подготовки агрессии к прямым актам агрессии, – читаем в БСЭ. – 25 июня лисынмановские войска численностью до 10 дивизий, заранее сосредоточенные у 38-й параллели, по приказу командующего американскими войсками на Дальнем Востоке генерала Макартура напали на Северную Корею. С 27 июня американская авиация и военно-морской флот начали варварские бомбардировки мирных городов и сел КНДР. В Южной Корее стали высаживаться крупные силы американских сухопутных войск». 21

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Феклы. На его апокрифическое происхождение указывают уже Тертуллиан и блж. Иероним (Tertull. De bapt., 17; Hieron. De vir. illustr., 7//PL. T. 23. Col. 619 ; р.п.: C. 268). Cm. J. Quasten. Patrology. Vol. 1. Antwerpen. 1950. P. 130–131 (Примеч. ред.). 76 Естественно, что за прошедшие почти сто лет подобных изданий появилось значительно больше. Можно, например, указать на «Корпус христианских авторов» (Corpus Christianorum), выходящий в нескольких сериях, из которых важнейшие – греческая и латинская, а также – «Христианские источники» (Sources chretiennes) (Примеч. ред.). 77 Мистические произведения, предположительно составленные христианскими авторами на Востоке не позже II в., т. к. их как подлог христиан упоминает языческий философ Цельс в 177–178 годах. В течение всей христианской античности и средневековья имели огромный авторитет, и прежде всего на Западе ( Лактанций , Фома Аквинский, Данте). См. J. Quasten. Patrology. Vol. 1. Antwerpen. 1950. P. 168–169. (Примеч. ред.). 78 Первое из которых Квастен относит к III в. вследствие противоречия некоторых положений тем, что встречаются в подлинных сочинениях св. Иустина, а второе также не подтверждается в своей подлинности, т.к. сохранившиеся его описание у Евсевия не совпадает с содержанием имеющегося текста (см.: J. Quasten. Patrology. Vol. 1. Antwerpen. 1950. P. 205–206 (Примеч. ред.). 79 Диалог «О Троице» в 12-ти книгах, приписываемый свт. Афанасию Великому (Ps, Athanasii II De Trinitate libri XII//PL. T. 62. Col. 237–334 ), был издан среди работ африканского епископа Вигилия Тапского, жившего во второй половине V в., и по мнению ряда западных учёных не принадлежит ни Афанасию, ни Вигилию, но неизвестному западному автору (или нескольким авторам) 2 пол. вв. (см.: J. Quasten. Patrology. Vol. 3. Antwerpen. 1950. P. 33–34) (Примеч. ред.). 80 Современные учёные склонны относить его к 400 г. и местом происхождения считают вероятнее всего – Сирию (см.: J. Quasten. Patrology. Vol. 1. Antwerpen. 1950. P. 206) (Примеч. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Через философию Аристотеля в лютеранство вошло естественное богопознание с его методологией и концепциями, которые были инородными для Лютеранской Церкви, как считал Пеликан в начале академической карьеры. Близкой к античному пониманию естественного богопознания Пеликан считал концепцию естественного богопознания лютеранского теолога Холлаза. Холлаз понимал под естественным богопознанием такое знание, с помощью которого человек частично признает существование, сущность, атрибуты Бога на основании принципов, почерпнутых из природы [Pelikan, 1950, 66]. Пеликан убежден, что концепция Холлаза ошибочна тем, что предоставляет слишком щедрые полномочия человеческому разуму [Pelikan, 1950, 68]. Последний же должен быть просвещаем и направляем в своей деятельности светом Откровения и именно через это освящение обретать должное место в рамках богословия, а именно — в качестве инструмента. Однако если и обращаться к философии, то необходима «новая философия» – такая, с помощью которой можно было бы построить философию Лютера [Pelikan, 1950, 119]. И тут мы видим знакомое нам из концепции Гарнака желание вернуться к истокам христианства, только уже со стороны раннего Пеликана. В данном случае речь идет, конечно же, об истоках лютеранства. Лютеранская философия должна отсылать к первоосновам христианства в его лютеранском формате; также она должна развиваться по собственным законам и на своих собственных основаниях, одним из которых является принцип библиоцентризма. Только тогда «это может быть добрым делом и угодным Богу» [Pelikan, 1950, 120]. Но какая философия может удовлетворить данным требованиям? Однозначно для раннего Пеликана-лютеранина ею не может являться философия св. отцов. Определенный успех Пеликан усматривает за экзистенциальной философией Кьеркегора, в которой он видит сходство с теологией Лютера. Обладая некоторыми пробелами, каковыми являются индивидуализм и субъективизм, «философия Кьеркегора может многое сказать лютеранскому богословию» [Pelikan, 1950, 118–119], считал Пеликан.

http://bogoslov.ru/article/6194213

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010