Широко распространен взгляд, согласно которому главным адресатом Евангелия от Марка были христиане, обратившиеся из язычества. Это подтверждают, в частности, тем, что вопрос о взаимоотношениях между Ветхим и Новым Заветами, с достаточной полнотой раскрытый у Матфея, у Марка затрагивается лишь эпизодически. Тем не менее Евангелие от Марка, как и другие Евангелия, содержит многочисленные ссылки на Ветхий Завет. Греческий язык Марка – более простой, чем язык других евангелистов. Он предпочитает короткие фразы, нередко опускает вспомогательные частицы, из-за чего одна и та же фраза может быть понята как утверждение или как вопрос. Примером могут послужить слова ангела: Иисуса ищете Назарянина, распятого ( Мк. 16:6 ) – их можно перевести и так, и иначе. У Матфея этим словам соответствует утверждение: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого ( Мф. 28:5 ). У Луки, напротив, в параллельном месте стоит вопросительное предложение: что вы ищете живого между мертвыми? ( Лк. 24:5 ). Характерные для греческого языка частицы να (да), ον (итак), ιδο (вот), призванные придать повествованию большую плавность, живость или выразительность, у Марка, как правило, отсутствуют в тех случаях, где Матфей и Лука бы их поставили. В Евангелии от Марка встречаются многочисленные арамеизмы. Только у Марка Иисус называет Своих учеников Иакова и Иоанна арамейским словосочетанием «Воанергес», то есть сынами громовыми ( Мк.3:17 ). Воскрешение дочери Иаира. И. Е. Репин. 1871 г. Слова Иисуса, обращенные к двенадцатилетней девочке, приведены по- арамейски: талифа куми ( Мк. 5:41 ). Однако арамейские слова у Марка всегда сопровождаются переводом. Так, например, обращение к девочке сопровождается переводом (Девица, встань!), я рядом со словом «корван» ( – qorban) дается пояснение: то есть дар Богу ( Мк.7:11 ). Это пояснение показывает, что Евангелие писалось для людей, которым слово «корван» было незнакомо. В той же главе ( Мк. 7:34 ) приведено арамейское слово еффафа с переводом «отверзись», а в Мк. 14, 36 мы встречаем выражение Авва Отче! (арамейское слово – ’abba с присоединенным к нему греческим переводом). Тот факт, что арамейские слова у Марка снабжены переводом, считается косвенным подтверждением того, что его Евангелие было адресовано читателям, мало знакомым с иудейской традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Загадочные вертикальные линии с обратной стороны щита (правая часть экслибриса) имеют аналог в рисунке на обложке книги «Мнимости в геометрии». Этот рисунок был предложен самим Флоренским и пояснен им в Послесловии, где штриховые линии между левой и правой частью чертежа на обложке выступают, по словам Флоренского, «обратным прорывом из мнимости в действительность». 298 Остается сказать о стилистическом различии экслибрисов А. А. Сидорова и В.А. Фаворского. Если в первой миниатюре преобладают барочные приемы (витиеватое ленточное обрамление, опоясывающее причудливый, в форме раковины щит), утяжеляющие гравюру, то в лаконизме, монументальности и геометрической строгости обрамления композиции второго экслибриса, вмещенной в прямоугольную рамку, чувствуется отдаленное сходство с иконописью. И удлиненная фигура Рыцаря, и резкость поворота, образованная совмещением изображения головы и нижней части фигуры с боковым положением верхней части туловища и правой согнутой руки, соответствуют приемам обратной перспективы. Символика образа Рыцаря прекрасно выявлена автором первого экслибриса – А. А. Сидоровым в сонете с кодой. 299 ГЕРБ Священнику П.А. Флоренскому В червленном поле – странная игра: Вот некий муж, недвижимо заклатый. На нем блестят серебряные латы, На шлеме – страусовых три пера. Но от ребра и снова до ребра Стрелою грудь пронизана крылатой. – Герой, скажи, – свой взор стремишь куда ты, Подобный статуе из серебра? – И в наши дни – не мнятся ль вечно новы Геральдики забытые основы, Старинных символов священный строй? – Твой герб поистине тебя достоин! В кровавом поле неуклонно стой, Пронзаемый минутною стрелой, Христовой Церкви логофет и воин! 1918, 25-го сентября В заключительном стихе сонета отчетливо выражен основной замысел, роднящий его с приведенным текстом апостольского Послания к Ефесянам. Как бы закодированный в геральдическом образе, он с особенным совершенством и неповторимостью был исполнен автором второго экслибриса – В.А. Фаворским. Но – возникает вопрос – можно ли утверждать, что символический Рыцарь является художественным прообразом о. Павла, если слова апостола относимы к каждому христианину как напутствие в подвиге спасения? Действительно, если образ Рыцаря понимать как символический образ ВОИНА Христова, то в символике экслибриса явственно проступают общехристианские апостольские предначертания. Но о. Павлу они близки не как отвлеченные наставления, а как живое содержание его жизни – апология веры, проповедание Слова Божия и защита Церкви, ибо она, по слову апостола, есть Столп и утверждение Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Скачать epub pdf Cod. 244. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Данный текст является компиляцией ранее нами переведенных отрывков «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского. Текст сверен по французскому варианту кодекса, фрагменты, отсутствующие или отличные в английском переводе Диодора здесь выделены курсивом. Ссылки на соответствующие места в Диодоре даны в квадратных скобках. Примечания к данным фрагментам смотрите в нашем переводе Диодора. Прочитал несколько книг из библиотеки Диодора, а именно книги XXXIV, XL, XXXI, XXXII, XXXVI, XXXVII, XXXVIII, из которых я извлек следующее. Много разных людей, которые оставили ряд воспоминаний, рассказывали, что люди, которые, как казалось бы, принимались за женщин, имели сексуальные сношения вопреки человеческой природе и Диодор продолжает говорить об этих замечательных вещах, которые произошли при Александре, царе Келесирии и Антиохии. КНИГА XXXII. Вот что он рассказал. Александр, разбитый в битве, бежал с пятью сотнями своих людей в Абы в Аравии, чтобы укрыться у Диокла, местного шейха, попечению которого он ранее оставил своего малолетнего сына Антиоха. Вслед за тем Гелиад и Касий, два офицера при Александре, вступили в тайные переговоры о своей безопасности и добровольно предложились убить Александра. Когда Деметрий принял их условия, они сделались не только предателями своего царя, но и его убийцами. Вот так Александр был убит своими друзьями. Будет ошибкой упустить странное происшествие, имевшее место перед смертью Александра, хотя оно настолько удивительное, что, вероятно, не будет имеет доверия. Незадолго до времени нашего повествования Александр, советуясь с оракулом в Киликии (где говорят находится святилище Аполлона–Сарпедония), бог ответил ему, что он должен остерегаться места, которое породило «некто в двух формах». В то время оракул показался загадочным, но позже после смерти царя, смысл был пояснен посредством следующего случая. Жил в Абах в Аравии один человек по имени Диофант, македонянин по происхождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Данная публикация осуществляется по трем правленым авторским спискам: первоначальному рукописному, записанному под диктовку Флоренского С.И.Огневой, и двум машинописным. Поскольку разночтения между ними незначительны, они не указываются. 535 Критику Флоренским закона тождества см. в его книге «Столп и утверждение Истины», 3 (Письмо второе: сомнение). 542 Разграничение истин философии и теологии: то, что может считаться истинным в философии, не является таковым для теологии и наоборот. Один из основателей учения о двойственной истине – ИбнРушд (Аверроэс); Сигер Брабантский и Уильям Оккам – крупнейшие теоретики этого учения. 543 Слегка измененные строки из первой части поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»: «Но ныне светом и молвой оно забыто…». 544 См.: Андроник иеродиакон (Трубачев). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. – «Журнал Московской Патриархии», 1982, с. 16. 545 См.: «Христианска мысъль» (София), 1907, ч. I, кн. 3, ноемврий, с. 160 – 168; кн. 4, декемврий, с. 252 – 257. 546 Флоренский Павел , священник. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги «О Духовной Истине». Москва, 1912 г., сказанное 19 мая 1914 г. Сергиев Посад, 1914, с. 7. (См. наст. изд. m. 1(II), с. 820). 547 Подробнее см.: Андроник игумен (Трубачев). Священник Павел Флоренский – профессор Московской Духовной Академии – В кн.: Московская Духовная Академия. 300 лет (1685 – 1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986, с. 234. 550 См.: Андроник иеродиакон (Трубачев). Основные черты личности… с. 12 – 19: Андроник иеродиакон (Трубачев). Епископ Антоний (Флоренсов) – духовник священника Павла Флоренского – «Журнал Московской Патриархии», 1981, – 10; Андроник игумен (Трубачев). Священник Павел Флоренский – профессор Московской Духовной Академии…, с. 290 – 314. 556 «( готово; наполовину готово; в набросках или в голове частью, но с подготовленным материалом». – прим. П.Ф. 557 Знак не пояснен. Повидимому, он указывает на некоторую неполноту подготовительного материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Предупреждение, преданное через Иоанна, говорит, что земная история кончается катастрофой. Люди своим активизмом, нередко исходящим из самых благих намерений, построят-таки царство, чуждое Христу. И в мире, отрезанном от Неба, так важно будет просто быть чистому роднику благодати. Древнее церковное предание говорит, что не апостол Петр, но именно Иоанн Богослов возглавит Церковь в последние минуты ее земного странствия. И на том последнем изгибе человеческого “прогресса” “отсталость” Православия, его верность Христу, мученикам, Литургии сможет послужить всему человечеству, сможет стать верной опорой для всех истинных христиан.     notes Примечания 1 Слова “Предание” и “Традиция” я буду употреблять как синонимы. Эти слова, написанные с прописной буквы, надо отличать от “традиций” или “преданий” — с маленькой буквы или во множественном числе. Принцип такого различения будет пояснен ниже. 2 Впереди — Страстная неделя.//Советская Башкирия. 1994. 23 апреля. 3 Как на этой на неделе.//Советская Башкирия. 1994. 30 апреля. 4 ОСТЕНСИВНЫЙ — визуально-жестовый способ дескрипции мира. 5 Малявин В. В поисках традиции.//Восток-Запад. М., 1988, С. 34–36. 6 " Я стал тем, чем не был "  — преподобный Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. — Сергиев Посад, 1917. С. 84. 7 Святой Василий Великий. Творения. М., 1846. Т. 4. С. 263. 8 Преподобный Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 258. 9 Зелинский В. Приходящие в Церковь.//Журнал Московской Патриархии. 1992, N. 2, С. 10. 10 Древний Патерик. М., 1899, С. 287. 11 Святой Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892, С. 221. 12 Кьеркегор С. Страх и трепет. Ленинград, 1991. С. 28. 13 Семенцов В. С. Проблема трансляции традиционой культуры на примере судьбы " Бхагаватгиты " .//Восток-Запад. М., 1988. С. 8. 14 Августин. Исповедь. С. 184. 15 О религии Льва Толстого. М., 1912, С. 203. 16 Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. Париж, 1989. С. 57. 17 Фудель С. И. У стен Церкви.//Надежда. Христианское чтение. Франкфурт-на-Майне, 1979. Вып. 2. С. 375. 18

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Встает вопрос: «Что же нового получает священник?» Это то новое, что мы имеем в связи с пришествием Христовым на землю. Пришествие Христово есть тайна Богочеловечества, Боговоплощения, есть особенное, если так можно сказать, служение Бога этому миру. Именно Христос, Сын Божий, приходит в этот мир для того, чтобы послужить ему, как и говорит Он: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ). Это служение Христово, особенный образ этого служения, образ пришествия Божия на землю – именно он запечатлевается в человеке, когда он получает дар священства. Ему дается власть вязать и решить, по образу власти Христовой. Ему дается быть пастырем, по образу Христова пастырства. Ему дается быть учителем, по образу учительства Христова. Ему дается власть священнослужения, по  образу Христову. Ему, конечно, дается удел быть жертвой, по образу Христа, и как Христос принес себя в жертву. Это очевидно из того, что любовь Христова имеет крестную, жертвенную природу. Дар этой пастырской любви, любви Христовой, есть, конечно, дар любви самоотверженной, бескорыстной, крестной, любви, которая отдает себя на смерть. Образ Христов означают и священнические облачения. Крест, который надеваются священнику на грудь, на котором всегда изображается распятие Христово, – это есть образ его служения, образ такого дара, который он получил в Таинстве священничества. Если обычный нательный крест, который дается при крещении, есть символ, то здесь мы имеем икону, образ. Какая же власть дается священнику? Это есть самая большая, самая сильная власть не только в этом мире, но вообще – власть любви. Власть, которая не требует ни армии, ни милиции, никакого административного аппарата. Не требуется приказов и никаких иных мер для того, чтобы эта власть осуществлялась. Достаточно нам узнать, например, что какой-то святой где-то за тысячи километров сказал так-то, и мы готовы все бросить и на смерть идти за то, что он сказал, потому что его слово несет в себе эту удивительную власть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Это служение Христово особенный образ этого служения, образ пришествия Божия на землю — именно он запечатлевается в человеке, когда он получает дар священства. Ему дается власть вязать и решить, по образу власти Христовой. Ему дается быть пастырем, по образу Христова пастырства. Ему дается быть учителем, по образу учительства Христова. Ему дается власть священнослужения, по образу Христову. Ему, конечно, дается удел быть жертвой, по образу Христа, и как Христос принес себя в жертву, так и священник должен быть обязательно жертвой, он должен себя приносить в жертву. Это очевидно из того, что любовь Христова имеет крестную, жертвенную природу.   Дар этой пастырской любви, любви Христовой, есть, конечно, дар любви самоотверженной, бескорыстной, крестной, любви, которая отдает себя на смерть. Образ Христов означают и священнические облачения. Крест, который надевается священнику на грудь, на котором всегда изображается распятие Христово, — это есть образ его служения, образ того дара, который он получил в Таинстве священства. Если обычный нательный крест, который дается при крещении есть символ, то здесь мы имеем икону, образ. Какая же власть дается священнику? Это есть самая большая, самая сильная власть не только в этом мире, но вообще — власть любви. Власть, которая не требует ни армии, ни милиции, никакого административного аппарата. Не требуется приказов и никаких иных мер для того, чтобы эта власть осуществлялась. Достаточно нам узнать, например, что какой-то святой где-то за тысячи километров сказал так-то, и мы готовы все бросить и на смерть идти за то, что он сказал, потому что его слово несет в себе эту удивительную власть. Таким образом, управляли, можно сказать, тысячами и сотнями тысяч людей, и управляют всегда святые, управляют и даже после смерти своей. Возьмите, скажем, преп. Серафима: его слово, его образ имеют и сейчас над нами особенную власть. Можно привести примеры других очень многих святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Каждый ребенок талантлив в какой-либо области. Нужно только вовремя увидеть, распознать и развить его способности. Детям необходимо внимание, нужно как можно больше наблюдать за ними, заниматься, присматриваться к их реакции на то или иное занятие. Бывают, конечно, дети особо одаренные от рождения, у которых дар проявляется сам собой, и для его развития не требуется прилагать никаких усилий. Скорее всего, Господь показывает этим, каким одаренным был человек сотворен, но через грехопадение, отчуждение от Бога он растерял почти все! Но таких единицы. Чтобы распознать дремлющее в ребенке дарование и способность, потребуется большой труд от родителей и педагогов. Хорошо бы вовремя общими усилиями постараться понять, что ребенку дается. Но у нас в школе часто ругают за тот предмет, который ему не дается, а на тот, который легко дается, бывает, и внимания не обратят! Думается, если ребенку явно легко дается: биология или рукоделие, математика или музыка, – на эти вещи и нужно особо обращать внимание и стараться развивать: то ему, видимо, дано и для будущей профессии. Иногда бывает так: ребенок трудится, старается, а результат никакой — ну, не дано, говорят! А иногда земное не дается, чтобы человек больше обратил внимание на духовное, человек призывается к подвигу молитвы, который становится выше земных дарований, как у преп. Сергия Радонежского. Правда, есть такой тонкий момент: у нас часто появляются разные желания, а некоторые — явно против таланта. Например, нежелание учиться, желание лениться! «Человек ничего не хочет», — тут дьявол старается, чтобы он ничего не делал, чтобы не определил и не раскрыл свой талант. Ведь чтобы сделать выбор, нужно сначала что-то сделать, попробовать свои силы, понять: что дается, а что не дается. Но все же Господь о всех промышляет. Вера должна быть у нас — нужно молиться, просить помощи Божией, что именно развивать, и Господь какими-то знаками со временем укажет и путь, и дарования, и область занятий. «Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду» — то есть нужно просить того, чем должно нам особенно прославить Бога.

http://zavet.ru/a/rss_1307281883.html

Кроме этих благодатных даров, старцу были свойственны и многие другие дарования, благодаря которым он успешно выполнял назначенное ему Богом служение на земле. Таковы были: дар премудрости и разума и вместе с тем дар глубокого самопознания, о котором любимейший старцем наставник безмолвия преподобный Исаак Сирин говорит: " Сподобившийся увидеть себя самого, блаженнее увидевшего ангела " ; дар глубокого знания языков греческого и славянского; дар уразумения высокого смысла святоотеческих подвижнических писаний; дар учительства и строительства монашеского общежития; дар совета, которым он правильно и точно, согласно с учением и наставлением святых отцов, предлагал всем требующим полезные наставления, благодаря которым они преуспевали в смирении, терпении и любви; дар крепости духовной, которым он во всех скорбях и искушениях оставался спокойным и непоколебимо верующим в промысл Божий; дар страха Божия, благодаря которому он свято хранил все заповеди Божии и готов был за каждую из них положить душу свою; дар любви к Богу, с ранней молодости в нем воспламенившийся, никогда его не оставлявший и все более в нем разгоравшийся, так что он и других согревал своею любовью и горячностью, о всех болел сердцем и всякому сострадал, не отталкивая от себя никого требующего помощи и утешения; дар миролюбия, благодаря которому он умел со всеми хранить мир, ни на кого не обижаться и никого не презирать; дар долготерпения и кротости, благодаря которому он никогда не являлся гневающимся или расстроенным, но всегда оставался ясным, кротким и терпеливым; дар незлобия и младенческой простоты при глубоком разуме; дар утешения, которым он самого печального и унылого мог умиротворить и успокоить своими словами; дар глубокого смиренномудрия и самоукорения, благодаря которому он за все случавшиеся в братстве неприятности принимал вину на себя самого; и, наконец, как основание всех этих дарований и как результат его неослабного исполнения заповедей Божиих, постоянного хранения чистоты сердца и непрестанной внутренней молитвы, стяжание им благодати Духа Святаго, от какового дара из уст его исходил постоянный источник божественного учения, услаждавший души и иссушавший все лукавые страсти. Благодаря всем этим дарованиям, старец Паисий и мог совершить свое великое дело, а именно: " Обновить обветшавший монашеский чин, восстановить падшее общее житие, насадить в нем треблаженное послушание, просветить учением своим во тьме неведения сидящих, вразумить исправлением и новым переводом с греческого языка на свой отеческих и богословских книг " . Часть пятая. Ученики старца Паисия на Афоне, в Молдавии и в России. Рост православного старчества в 18-м и 19-м веках

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В таком учении о. Николая Афанасьева есть и некоторая опасность. Если мы будем настаивать на том, что священник есть только глава, предстоятель народа Божия, на этом сконцентрируемся, то мы можем забыть о другой природе священства и таким образом очень сильно приблизиться к протестантскому пониманию священства, что не менее, а может быть, даже и более страшно. То есть все-таки священник — это священник, и ни в коем случае нельзя умалять дар священства, данный ему. Для того чтобы понять это, необходимо знать еще одну основу учения о священстве: что именно дается в таинстве священства? Что есть тот благодатный дар, который дается в таинстве рукоположения? Это, конечно, дар особенной пасторской любви; если хотите, это есть дар носить образ Христов на себе. Мы знаем, что всякий человек создан по образу и подобию Божию, но в таинстве священства дается как бы еще особенное подобие, уподобление Христу. Предизбранному к священству в этом таинстве дается дар носить на себе образ Первопастыря, почему и носит священник у себя на груди распятие — образ Христа распятого. Потому что в этом как бы и состоит особенная сущность этого дарадара священства. И это, конечно, не может быть сводимо только лишь к предстоятельству в народе Божием. Это нечто большее. Очень важно для нас понять, что всякая крайность губительна и нехороша. Мы знаем из истории Церкви и событий недавних, что существовала масса служений, масса жизненных коллизий. Было часто невозможно иметь церковную жизнь в том порядке, который предполагается в идеале. Знаем, что часто священники служили без епископов. Это значит, что епископов всех пересажали в тюрьмы. Был момент, когда осталось только 4 или 3 епископа на своих кафедрах. А священники служили литургию. Бывали случаи, когда священники в этих условиях поминали просто всякое епископство православное, потому что просто было некого помянуть конкретно. И мы теперь не считаем, что это не было литургией, что не было служения настоящего церковного. Мы говорим о том, что таинство должно совершаться в полноте Церкви, то есть вся Церковь должна участвовать в совершении всякого таинства. Но мы знаем массу случаев, когда литургию совершали втайне, когда священник один совершал литургию, когда втайне крестили, втайне венчали. Т. е. экстремальные условия не означает, что церковная жизнь повреждается в ее онтологическом бытии, ее сущностной природе. Мы говорим о том идеале, который имеет в виду Церковь. Но по милости Божией, особенному усмотрению, Промыслу Божию, вся историческая христианская жизнь как бы воцерковляется со всеми трудностями и коллизиями, со всеми реальными противоречиями, бедствиями и трагедиями. И никогда нельзя быть формалистом.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010