8 мая делегация Санкт-Петербургской православной духовной академии приняла участие в открытии фотовыставки о последствиях бомбардировок страны силами НАТО. Мероприятие проходило в кафедральном Воскресенском соборе г. Подгорица (такая же фотовыставка параллельно была открыта в г. Никшич). С приветственным словом к присутствовавшим обратился митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , а также организаторы выставки, представители духовенства. 9 мая, в День Победы, в столице Черногории прошло памятное мероприятие, посвященное празднику. Архиепископ Амвросий возложил к монументу воинов, погибших в Великой Отечественной войне, венок из живых цветов и совершил заупокойную литию. В акции, ежегодно организуемой Российским посольством и общественными организациями Русско-Черногорского содружества, также приняли участие митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, епископ Никшичский и Будимлянский Иоанникий, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Республике Черногория А.А. Нестеренко, ветераны войны, представители антифашистских движений. После богослужения архиепископ Амвросий и священник Андрей Парафенюк посетили Посольство Российской Федерации в Черногории и приняли участие в праздничном приеме, посвященном Дню Победы. По приглашению епископа Захолмско-Герцеговинского Григория архиепископ Амвросий, преподаватели и учащиеся СПбПДА посетили Захолмско-Герцеговинскую епархию Сербской Православной Церкви (г. Требиня, Босния и Герцеговина). У кафедрального Преображенского собора гостей приветствовали владыка Григорий и епископ Афанасий (Евтич), известный богослов и ученый. Паломническая группа отправилась в монастырь Тврдош, основанный, по преданию, в IV веке святым равноапостольным императором Константином и его матерью царицей Еленой. Экскурсию по обители провел владыка Афанасий. 11 мая в столице Черногории в кафедральном соборе Воскресения Христова митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, архиепископ Петергофский Амвросий, епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий совершили Божественную литургию. По благословению митрополита Амфилохия богослужение возглавил архиепископ Петергофский Амвросий. Перед пением «Трисвятого» были возглашены многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Святейшему Патриарху Сербскому Иринею , служащим архиереям.

http://patriarchia.ru/db/text/3649434.ht...

План включения балканских христиан для участия в данном военном конфликте, идею которого многие историки приписывают Савве Владиславичу, был очень прост. Ставка делалась на том, что восстание на Балканах, кроме православных сербов, поддержат католики, жившие с ними на одной территории, а также албанцы, исповедующие христианство. В этот раз, похоже, на помощь болгар и греков не рассчитывали. По плану к балканским христианам, прежде всего черногорцам, должны были отправиться двое переодетых русских офицеров, сербов по происхождению: полковник Михаило Милорадович, потомок славного герцеговского рода Храбренов, и капитан Иван Лукачевич родом из Подгорицы Восстание балканских христиан должно было быть согласовано с планом проведения российских военных операций в предстоящей войне против турок на Черном море. По этому случаю было подготовлено письмо Петра Первого, которое, по мнению многих, написал Владиславич. В данном послании царь обращается к " пресветейшему Митрополиту, высокопочтейнешим и многоуважаемым господам губернаторам, капитанам, князьям и воеводам, и всем христианам греческого и римского обряда духовного и мирского чина Сербии и Македонии, черногорцам и приморцам, жителям Герцеговины и Никшича, Бани и Пивы, Дробняка, Гацака и Требиня, племенам Кучи и Бьелопавличи, Пипери, Васоевичи, Братоножичи и Клименты, а также всем из Грахова, Рудни, Попова и Зупы " призывая их поднять восстание и предлагая свою защиту Когда было принято решения о командировании Михаила Милорадовича на Балканы в Черногорию, он сам находился в Бухаресте. Ивану Лукачевичу Подгоричанину, " который незадолго до этого прибыл в Россию, где был возведен в чин капитана, было приписано в руководстве к действию, которое сочинил Владиславич: отпустить бороду, облачиться в монашескую рясу и в таком виде отправиться с упомянутым письмом через Молдавию " В истории это считается первой попыткой российского вмешательства в политическую ситуацию на Балканах. Данные действия русских на далекой Адриатике, как считает Йован Дучич, для некоторых российских военных и политических кругов в то время были весьма странными и даже, может быть, непостижимыми

http://pravoslavie.ru/37603.html

Впрочем, Христово осияние необходимо человеку [и] в начале, [равно] как и в конце. Ибо без Христова света не может человек ни пробудиться, ни встать, ни воскреснуть из мертвых, [равно как] и после [этого] не способен он сам по себе ни жить в вере, ни умереть в надежде. Христос необходим в начале, [равно] как и в конце. Как утопающему ребенку нужна родительская рука – и чтобы вытащить его из воды, и чтобы потом вести по суше, удерживая его, чтобы он опять не упал в реку, – так и Владыка Христос необходим утопающим в водах греха. [Ведь] и сам Апостол, приняв Христово осияние в начале, на пути в Дамаск, получал его и впоследствии. Первое осияние – обращение ко Христу, второе – утверждение себя во Христе. Первое осияние все мы получаем через крещение, а последующие – через веру и исполнение Господних заповедей. Все же те, кто не имеют Христова осияния либо имели его и утратили, подобны дремлющим, подобны мертвым. О Господи благий, пробуди нас, воздвигни нас, воскреси нас, ибо ничто из этого без Тебя нам не по силам. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 36 В изданном в Москве в 1897 году «Афонском Патерике» святой Никита именуется священномучеником, перед прибытием в Серес проходившим сначала чередное священнослужение в русском монастыре святого великомученика Пантелеймона, а затем подвизавшимся в скиту святой Анны. – Примеч. пер. 37 Согласно другой традиции, мученичество святого Антипы относится к правлению императора Нерона, то есть скончался он около 68 года. – Примеч. пер. 41 [Архиепископ] Филарет [Черниговский] в своих Житиях святых упоминает младенца Гавриила, которого некий иудей Щутко заманил в пустое место и распял там на кресте. Гавриил был родом из села Зверки близ города Заблудова. Ему исполнилось лишь шесть лет. Его родителей, Петра и Анастасии Гавдел, в тот день не было дома. Спустя тридцать лет тело Гавриила было найдено нетленным. Пострадал он в 1684 году. – Примеч. свт. Николая. 42 Новый храм – дивную для себя и для своего рода задушбину пред Богом – на развалинах древнего Тврдоша построил в наши дни Никола Руневац из села Полице близ Требиня. – Примеч. свт. Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  44) Зап. геогр. общ. XIII, 658. но значит, подвизался он иночески прежде 1690 г., поелику же родился он тогда, как Герцеговина уже страдала под властию турецкою, то ясно, что жил он долго после времен независимости Сербии и правления Неманичей. Острог ныне входит в округ Черногории, находясь на границе ее с Герцеговиною. В службе поют св. Василию: «Радуйся Захолмии и Скендерии хранителю, Черныя горы и примория столпе непреоборимый и предстателю… Яко учитель захолмский и черногорский наставляеши стадо твое». – По этим данным следует положить, что св. Василий был тот черногорский митрополит Василий, который жил во второй половине XVI в., был преемником по кафедре Павла и предшественником Никодима45). Не можем не прибавить здесь несколько слов о Требиньском Богородичном монастыре, где иночески подвизался св. Василий. Требинье – такое место, где христианство цвело, по местному преданию, с 4 века; в Требиньском Богородичном монастыре со времен Неманичей была кафедра митрополитов. Запись, очень древняя по языку, говорит: «1270 – обновляна церковь спения пресв. Богородице, еже есть в Требину; прежде от основания воздвижена благочестивим царем Константином с материю Еленою и тем многим днем обветшала бисть. – Обновлен би сьи храм благочестивим и трудолюбивим кралем Стефаном, си есть Милутин, праунук Немане Стефана, мироточиваго Симеона, васеосвещенном митрополитом кир Василием игумену Василию»46).   45) Попова Путешествие в Черногорию стр. 75. Спб. 1847 г. 46) Зап. геогр. общ. XIII, 660. Здесь же стр. 662. 663 «митрополити монастира Требиня», числом 25. Неверно объяснение Порфирогенита слову Тервунии, но столько же не согласно с местностию и объяснение Шафарика (Древн. III, 445. 446). Треби – не нет требы, нет языческой жертвы, тогда как прежде Требинье было местом требища, языческого жертвоприношения. МАЙ – ЦВЕТЕНЬ. 2 ч. Преставление благовер. Князя БОРИСА МИХАИЛА болгарского. Правление князя Бориса, сына Звинича – Пресиама, третьего внука Грубошева1), омрачалось несчастиями во все то время, пока оставался он язычником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Всемирно известный режиссер Эмир Кустурица снимает короткометражный документальный фильм о Православии, сообщает сайт Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. Всемирно известный режиссер Эмир Кустурица снимает короткометражный документальный фильм о Православии, сообщает сайт Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. 10-минутный фильм Эмира Кустурицы войдет в большой кино-проект, рассказывающий о 7 мировых религиях. Съемки фильма начались в конце сентября в боснийском селе Увиеча возле города Требине. Далее они пройдут в известном боснийском монастыре Тврдош, в бывших австро-венгерских казармах в с. Страч и в виноградниках близ Требиня. Свой режиссерский замысел Эмир Кустурица пока не раскрывает. Известно лишь, что он также сыграет и единственную роль в новом фильме. Эмир Кустурица родился в Боснии в сербской семье непрактикующих мусульман. По словам режиссера, его дальние предки были православными и перешли в ислам во время османского завоевания сербских земель. В 2005 г. он принял православное крещение с именем Неманя. Источник: Седмица.Ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/emir-kusturica-snimaet...

Додик пообещал, что отменит митинг, если это сделает оппозиция, но оппозиционный лагерь решил идти до конца. Согласно некоторым изданиям, оппозиционеры планировали своё мероприятие сделать долгоиграющим: демонстранты после митинга переночуют в парке, где будут жечь покрышки, вызывая беспорядки, а наутро продолжат протесты. Речь шла о запуске сценария очередной цветной революции с целью сместить президента Республики Сербской Милорада Додика. Тот в свою очередь заявил, что уйдёт в отставку и перестанет заниматься политикой, если оппозиция соберёт на демонстрацию протеста 40 тыс. человек. На этом тревожном фоне в газете «Информер» появилась статья, в которой говорилось, что якобы российские спецслужбы предупредили Белград о готовящейся Соединёнными Штатами новой балканской войне - сначала в Республике Сербской, потом в Македонии, а затем в Сербии. Суть замысла: сместить власть в РС путем уличной революции, показать слабость существующих властей в других балканских странах, взять их под полный западный контроль и покончить с влиянием Москвы на Балканах. По данным «Информера», за протестом оппозиции в Баня-Луке стоит Джордж Сорос . Газета опубликовала документ, из которого видно, что лидеры оппозиции Младен Босич (председатель СДП), Дарко Бобаль (депутат от СДП), Драган Чавич (депутат скупщины РС), Славко Вучуревич (мэр Требиня), Обрен Петрович (мэр Добоя) получали деньги через соросовский Фонд открытого общества в Будапеште, в общей сложности около полумиллиона долларов. Из того, как оппозиция определяла свою главную задачу (смена режима в Баня-Луке), было ясно, что выполнение её требований поведёт просто-напросто к ликвидации Республики Сербской. К моменту начала двух митингов выяснилось, что у Милорада Додика явное преимущество. Оппозиция свозила своих сторонников на митинг из разных районов Республики на 150 автобусах, но это не помогло. К оппозиционерам должны были присоединиться болельщики футбольного клуба «Звезда» из Сербии, а к Милораду Додику - представители патриотических сербских партий и движений. Администрация города фактически блокировала оппозиционеров в парке, запретив им движение до площади, где должны были собраться приверженцы Додика. Улицы охраняли 2000 полицейских. В городе была запрещена продажа алкоголя, закрыты рестораны и кафе. На границах РС проверяли все автобусы и машины, а каждый автобус с оппозиционерами сопровождал полицейский. Министр внутренних дел Сербии проинформировал, что 120 человек из Сербии не пропустили на территорию Республики Сербской.

http://ruskline.ru/opp/2016/maj/16/respu...