Ростов-на-Дону Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 47.222078; 39.720358 Россия, Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону, Ростовская область Россия Троицкий храм Свято-Иверского женского монастыря Ростов-на-Дону — крупнейший город на юге Российской Федерации, административный центр Ростовской области и Южного федерального округа. Город воинской славы. Основан грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море, в 1092 километрах к югу от Москвы. Население — 1 114 806 чел. (2015), это десятый по численности населения город России. Содержание Православие в Ростове-на-Дону [ править править код ] Сведения о духовном окормлении Донской земли восходят еще к XIII веку, к середине которого земли по течению реки Дон вошли в состав Сарской епархии, учрежденной митрополитом Кириллом. В середине следующего столетия, при святителе Алексии, митрополите Московском, левобережье Дона вошло в состав Рязанской епархии, а правобережье осталось в Сарской. С конца XIV века Область Войска Донского входила в состав Воронежской епархии. В начале XVIII столетия Земля Донских казаков усилиями Петра Великого включена в состав России. Это событие совпало с церковной реформой царя. Серьезное беспокойство царя вызывало то, что Дон превратился в один из основных центров старообрядчества, борьба с которым тогда отвлекала значительные силы государства. Для эффективного управления донскими приходами и искоренения раскола правительство решило приблизить к ним архиерейскую власть. Так появился царский указ от 8 марта 1718 г. о включении Донской земли в состав Воронежской епархии. После преобразования 1842 года Донская епархия все равно оставалась одной из самых обширных. Период с 1917 по 1989 годы был очень сложным периодом в жизни Православной Церкви. Закрывались и разрушались храмы. Так, к 1940 году на территории епархии были закрыты все ранее действующие монастыри и 620 храмов.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов-на-Дону

Патриаршее слово в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе Ростова-на-Дону 14 октября 2009 г. 01:27 В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил праздничную утреню в кафедральном соборе Ростова-на-Дону. После богослужения Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, Владыка архиепископ Пантелеимон, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! С глубокой радостью прибыл я на юг России, в главный город русского Юга Ростов-на-Дону с тем, чтобы помолиться вместе с вами. Несколько дней тому назад я имел возможность посетить Ростов Великий в связи с 300-летием блаженной кончины святителя Димитрия Ростовского. Два города России имеют одинаковое название, и оба они связаны с именем святителя Димитрия. Ростов Великий играл важную роль в истории Средневековой Руси. Ростов-на-Дону имеет очень важное значение для современной жизни России. Мое пребывание в Ростовской епархии совпало с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в связи явлением чуда Богоматери. В древнем Константинополе жители обратились к Царице Небесной в самый страшный момент своей жизни, когда враг стоял у стен города, и мало было надежды на спасение. Горячая молитва горожан во Влахернском храме, и не только в нем одном, к Царице Небесной отобразилась великим чудом. Враг отошел от стен города, не причинив никакого ущерба. Это событие запечатлено в празднике Покрова. Покров, омофор Царицы Небесной есть символ защиты, покровительства Божией Матери над теми, кто с верой обращается к Ней в молитве. Все Церковные праздники имеют назидательное значение. Вспоминая молитвенный подвиг жителей древнего Константинополя, зная, как силой Богоматери пришло избавление, точно зная, что это не миф или легенда, а исторический факт, мы воспринимаем этот исторический факт как великое доказательство присутствия Царицы Небесной в нашей жизни. На Руси Божия Матерь всегда почиталась особо. Земля наша воспринималась древними русичами, да и в более позднее время, как Удел Пречистой Богоматери. Удивительно, что в самом Константинополе праздник Покрова сегодня не празднуется так ярко и так торжественно, как на Руси. Русские люди пропустили через свое сердце и сознание то, что некогда случилось в Византии, ощутили тот исторический пример, насколько близка Царица Небесная каждому из них.

http://patriarchia.ru/db/text/813897.htm...

Ростов-на-Дону. Церковь Всех Святых (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Всех Святых в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Её история началась в 1785 году, когда первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Новый храм строился с использованием материалов разбираемого ветхого Покровского храма. Церковь была построена на старом ростовском кладбище. Её освятили во имя Всех Святых. Закладка церкви совершилась 15 декабря 1785 года. Через полтора года церковь была полностью отстроена, и 19 мая 1787 года освящена протоиереем Иоанном Андреевым. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трёхпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова. Новая кладбищенская церковь во имя Всех Святых просуществовала 98 лет. В 1930-е годы была закрыта. В 1942 году в ней возобновились регулярные Богослужения, продолжавшиеся до 1966 года. Этот год стал последним в жизни храма. По решению городских властей церковь была взорвана. Исчезло и городское кладбище, закрытое ещё перед Великой Отечественной войной. В 1967 году на месте кладбища и взорванной Всехсвятской церкви возвели здание Дворца спорта, строительство которого планировалось с начала 1960-х годов. Всехсвятская церковь в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Ее история началась в 1785 году, когда в Димитриевской крепости первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Материал разбираемого ветхого Покровского храма использовали для постройки церкви на старом ростовском кладбище «в районе нынешнего перекрестка улицы Красноармейской и Соборного переулка». Кладбищенскую церковь освятили во имя Всех Святых. Ее закладка совершилась 15 декабря 1785 года в Соборном переулке. Через полтора года церковь была полностью отстроена и 19 мая 1787 года освящена. По мере развития города уже в первой половине XIX века в районе между Доломановским и Халтуринским (бывшим Никольским) переулками, Красноармейской (бывшей Скобелевской) и Филимоновской (бывшей Ермоловской) улицами было устроено новое городское кладбище. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трехпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова.

http://sobory.ru/article/?object=34173

Ростов-на-Дону. Церковь Иоанна Предтечи (старая). Иоанновская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1873. Год утраты:1913 (Сгорела) Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Собино, д.2 Координаты: 47.220199, 39.684767 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Затемерницкое поселение, или как его попросту называли Темерник, возникло в 50-х годах XIX века. Экономическая конъюнктура в стране вызывала к жизни промышленные предприятия. В 40-х годах начал давать продукцию чугоплавильный завод, на Темерницком озере и на протоках обосновались шерстомойни, появились заводы кожевенные, овчинные, воскобойные – всего около трёх десятков. Нарождающейся промышленности, особенно шерстомойкам в летний сезон, порту требовались тысячи людей. Прослышав о возможности заработать, ежегодно по весне приходили на Дон многочисленные сезонники, готовые взяться за любое дело. И, конечно не вся масса иногороднего люда возвращалась осенью обратно. Находили пришлые к зиме место на фабрике или заводе – и каждый год росло число горожан. Селились, где придётся, делали землянки, ставили хатки поближе к месту работы, подальше от полицейского глаза, без спроса у властей. Так выросли многие ростовские окраины, в том числе и Темерник. Это поселение у ростовских властей было, как бельмо на глазу. По словам Г.П. Данилевского, все проделки против полицейских уставов в городе начинались отсюда. Возникла острая необходимость духовного воспитания темерничан, а распространять духовную пищу полагалось прежде всего через церковь. Итак, 6 июня 1872 года на Темернике был заложен деревянный храм. Строился он на деньги купца Якова Моисеевича Горбенко. 24 июня 1873 года (7 июля н. ст.), в день памяти Святого Пророка Иоанна Предтечи, церковь была освящена. Несмотря на то, что церковь считалась трёхпрестольной, кроме главного, Иоанно-Предтеченского престола, был освещён только правый, носивший имя преподобного Моисея Мурина, который, без сомнения, являлся ангелом-хранителем храмостроителя. Левый придел церкви оставался без конкретного освящения, так как, очевидно, учредитель храма ждал подходящего события.

http://sobory.ru/article/?object=50427

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98543.html 11 декабря 2012 Митрополит Иларион (Алфеев) встретился в Ростове на Дону со студентами-журналистами Источник:  http://www.patriarchia.ru/Официальный сайт РПЦ МП 10 декабря 2012 года в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона со студентами факультета филологии и журналистики и представителями молодежного актива ведущего вуза юга России. Во встрече также приняли участие глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, проректор ЮФУ по учебно-методической работе и дополнительному образованию Н.Н. Михайлов и советник ректора ЮФУ по гуманитарным наукам и связям с религиозными организациями, доктор философских наук профессор Е.Е. Несмеянов. Встреча была посвящена теме " Церковь в современном обществе " . Обращаясь к студентам ЮФУ, митрополит Волоколамский Иларион сказал: " Дорогие братья и сестры! Я очень рад нашей встрече. Я впервые посещаю Ростов-на-Дону и рад возможности пообщаться сегодня с молодежью, студентами, с учащимися факультета журналистики и филологии. Сначала хотел бы сказать несколько слов о журналистике, о ее роли в современном обществе, о ее возможном взаимодействии с Церковью и ответственности журналиста за свою профессиональную деятельность, за свои слова, за свою объективность. Вчера вечером по телеканалу " Россия-1 " шли интересные дебаты между известным телеведущим Владимиром Соловьевым и группой журналистов, в числе которых был еще один известный человек – тележурналист Максим Шевченко. Речь шла о необходимости введения закона о защите журналистов, потому что сегодня, как известно, представители этой профессии подвергаются нападениям террористов, на них нападают, убивают. Был приведен целый список журналистов, которые убиты в последние годы за свою профессиональную деятельность. Все это ставит вопрос об ответственности общества за безопасность тех, кто занимается его информированием. Думаю, совершенно правы те, кто призывает к принятию специального закона о защите журналистов. Конечно, создать полную безопасность, полный комфорт для журналистов будет очень трудно – хотя бы потому, что представителям СМИ приходится бывать в " горячих точках " нашей планеты. Поэтому всякий журналист, который серьезно относится к своему делу, находится в зоне риска. И вы должны понимать, что профессия, которую вы избрали, – рискованная, сопряженная с риском для жизни, с постоянным напряжением умственных и физических сил.

http://religare.ru/2_98543_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Иларион (Алфеев) встретился в Ростове на Дону со студентами-журналистами 10 декабря 2012 года в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона со студентами факультета филологии и журналистики и представителями молодежного актива ведущего вуза юга России. Во встрече также приняли участие глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, проректор ЮФУ по учебно-методической работе и дополнительному образованию Н.Н. Михайлов и советник ректора ЮФУ по гуманитарным наукам и связям с религиозными организациями, доктор философских наук профессор Е.Е. Несмеянов. Встреча была посвящена теме " Церковь в современном обществе " . Обращаясь к студентам ЮФУ, митрополит Волоколамский Иларион сказал: " Дорогие братья и сестры! Я очень рад нашей встрече. Я впервые посещаю Ростов-на-Дону и рад возможности пообщаться сегодня с молодежью, студентами, с учащимися факультета журналистики и филологии. Сначала хотел бы сказать несколько слов о журналистике, о ее роли в современном обществе, о ее возможном взаимодействии с Церковью и ответственности журналиста за свою профессиональную деятельность, за свои слова, за свою объективность. Вчера вечером по телеканалу " Россия-1 " шли интересные дебаты между известным телеведущим Владимиром Соловьевым и группой журналистов, в числе которых был еще один известный человек – тележурналист Максим Шевченко. Речь шла о необходимости введения закона о защите журналистов, потому что сегодня, как известно, представители этой профессии подвергаются нападениям террористов, на них нападают, убивают. Был приведен целый список журналистов, которые убиты в последние годы за свою профессиональную деятельность. Все это ставит вопрос об ответственности общества за безопасность тех, кто занимается его информированием. Думаю, совершенно правы те, кто призывает к принятию специального закона о защите журналистов. Конечно, создать полную безопасность, полный комфорт для журналистов будет очень трудно – хотя бы потому, что представителям СМИ приходится бывать в " горячих точках " нашей планеты. Поэтому всякий журналист, который серьезно относится к своему делу, находится в зоне риска. И вы должны понимать, что профессия, которую вы избрали, – рискованная, сопряженная с риском для жизни, с постоянным напряжением умственных и физических сил.

http://religare.ru/2_98543.html

Ростов-на-Дону. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском сквере. Покровский храм Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2005 и 2007. Архитектор:Г.А. Шевченко Ссылки:   Адрес: Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Большая Садовая ул., д. 113Б Координаты: 47.225798, 39.732131 Проезд:Общественным транспортом, идущим по ул. Большой Садовой до остановки " Музыкальный театр " , " Крепостной " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История первого Покровского храма берет начало в крепости Святой Анны. Это военное укрепление было построено в 1735 году на Васильевских буграх близ столицы Войска Донского – г.Черкасска (ныне станица Старочеркасская) для защиты таможенной заставы от турок. К середине XVIII века, затопляемая в весенние разливы Дона, крепость потеряла свое стратегическое значение. Комендант Сомов, переведя гарнизон на правый берег Дона, кроме имущества и вооружения определил перенести на новое место Покровскую церковь как важную духовную защиту русского воинства. Храм разобрали на бревна, пронумеровав каждое, и перевезли весь строительный материал на бударах (грузовая лодка) в крепость св. Димитрия Ростовского. Место первой церкви-часовни было определено летом 2003 года в северо-восточном партере Кировского сквера археологической экспедицией Ростовского регионального отделения ВООПИиК (руководитель – П.А. Ларенок). Не исключено, что в этом месте был расположен и построенный рядом второй деревянный Покровский храм, называвшийся соборным до начала XIX века. Устройство второй Покровской церкви происходило под надзором обер-коменданта генерал-майора Семена Гурьева. В 1781 году он ходатайствовал перед архиепископом Словенским и Херсонским Никифором «о разрешении устроить новую, более обширную церковь, вместо ветхой». В 1782 году разрешение от духовной консистории было получено. Через два года строительство соборного храма было завершено. Второй Покровский храм действовал сто одиннадцать лет. Он был первым соборным храмом крепости, а позднее, в связи с новым административным делением, и Ростовского уезда, названного по имени крепости. Второй Покровский храм просуществовал до 1917 года. Свидетельство о том, что здание церкви было сломано в этот год, сохранилось в книге историка Н.Лаврского «Черкасск и его старина», изданной в 1917 году. Создание третьего Покровского храма возглавил его староста и ктитор – известный ростовский купец Георгий Гаврилович Пустовойтов, пожертвовавший на строительство церковного здания огромный капитал. Городская Дума своим решением выделила под строительство церковного здания 740 квадратных сажен городской земли, включая часть сквера.

http://sobory.ru/article/?object=12018

Ростов-на-Дону. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский старообрядческий собор Карта и ближайшие объекты По преданию, уже в конце 17 - начале 18 вв. в районе нынешнего переулка Семашко недалеко от набережной Дона ещё существовала небольшая, сложенная из местного камня старообрядческая часовня. Поэтому одна из первых появившихся в этом районе улиц называлась Староверенной. В середине 19 в. на Канкринской улице, 42 (теперь это д. 32) появляется деревянная старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Устроили её старообрядцы Белокриницкого согласия. В 1913 году на той же Канкринской улице, на её северной стороне (улица Ульяновская, 37) на средства ростовского купца Н.И. Панина по проекту академика архитектуры В.А. Покровского строится каменная Покровская церковь, но занимают её старообрядцы Беглопоповской конфессии. Когда в 1923 году закрыли церковь деревянную, то старообрядцы Белокриницкого согласия вынужденно перешли в каменный Покровский храм. Однако в 1935 году закрывается и этот храм, в котором обосновывается радиозавод. В 1946 году Покровская церковь возобновила свою деятельность, но уже в составе Белокриницкой конфессии, получив статус собора. В 1912-13 г. на Канкрынской улице (ул. Ульяновская, 37) на средства ростовского купца Н.А. Панина строится каменная старообрядческая Покровская церковь. Эта церковь возводилась по проекту академика архитектуры В.А. Покровского, фамилия которого удивительно совпадает с именем храма. Этот храм без изменений сохранился до наших дней. Выполнен храм с использованием форм древнерусского зодчества. http://www.etoretro.ru История старообрядческой Общины в Ростове-на-Дону тесно связана с историей города. Первые упоминания о молитвенном месте старообрядцев находим в «Описании Азовской Губернии», сделанного по приказу князя Г. А. Потёмкина в 1782 году. Сообщается, что в Ростовской крепости «церквей деревянных — 3, в том числе небольшая часовня старообрядцев». Затем информация о ростовском старообрядческом храме встречается в 1813 году: есть сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Донской (параллельная улица с Канкриновской, ныне Ульяновской), которая, по преданию, была перевезена на эти земли старообрядческими переселенцами с берегов Белого моря. Во второй половине XIX века ростовские старообрядцы строят новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы по улице Канкриновской, 42 — на участке, принадлежащем ростовским купцам Золотарёвым. Они были авторитетными ростовскими старообрядцами, принявшими в 1846 году Белокриницкую иерархию.

http://sobory.ru/article/?object=10792

Ростов-на-Дону. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История разрушенного храма начиналась в 1875 году на площади между Средним и Большим проспектами закладкой временной небольшой церкви. Заложили ее в память избавления от опасности императора Александра II во время покушений 1866 и 1867 годов. Проектировал церковь инженер С. Загоскин, размещалась она в створе Никольской улицы (ныне ул. Социалистической). В 1878 году временную церковь освятили, и попечительство по постройке храма продолжило сбор средств на строительство будущей соборной церкви. В 1887 году оно сообщало думе, что собранный из пожертвований капитал составляет 50 350 руб., и просило отвести место для него по линии Большой Садовой улицы. Думская комиссия осмотрела указанное место и согласилась с предложением. Размеры и точные границы территории решили «определить по представлении попечительством на одобрение думой проекта храма». Автором проекта Александро-Невского храма стал архитектор А.А. Ященко. Он происходил из дворянской семьи, в 1871 году окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств со званием классного художника I степени. В первые годы работы в Новочеркасске зодчий занимает должность младшего инженера Областного правления при войсковом атамане. С 1875 года он участвует в завершении строительства Казанского собора Устъ-Медведицкого женского Спасо-Преображенского монастыря. В последующее десятилетие Александр Александрович проектирует и возводит в Новочеркасске учебные здания (Мариинская женская гимназия, духовная семинария, Мариинский институт благородных девиц), выделяющиеся среди застройки города высокими художественными достоинствами. В 1883 году Войсковое правление по рекомендации Академии художеств поручает ему подготовительные работы, а затем — составление третьего проекта новочеркасского Войскового собора: первые два здания обрушились во время строительства. В эти годы в отечественном зодчестве происходило возрождение византийского стиля, который на Юге России стал символом единения славянских народов. Во второй половине 1880-х годов этот стиль становится ведущим в творчестве А.А Ященко. Несколько лет он разрабатывает проект главного и лучшего своего творения — новочеркасского Войскового Вознесенского собора. Одновременно составляет проекты меньших по габаритам храмов для других городов: Оренбурга, Царицына, Ростова-на-Дону.

http://sobory.ru/article/?object=33882

Ростов-на-Дону. Церковь Преполовения Пятидесятницы. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Первый Преполовенский храм в казачьей станице Нижне-Гниловской построен в 1824-1829 годах. В 1892-1893 годах около храма сооружается часовня во имя Чудотворной Аксайской (Смоленской) иконы Божией Матери Одигитрии. В 1908-1909 годах в расширенном и перестроенном храме появляются два новых придела с престолами: правым - во имя святителя Алексия, митрополита Киевского, именуемого сейчас Московским, и левым - во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В храме появляется высокая звонница. В 1933 году Преполовенский храм закрывают и постепенно разрушают. Звонница некоторое время служит парашутной вышкой. В 1942 году возродивщийся храм Преполовенский приход возобновил свои богослужения в подвале разрушенного храма до 1959 года, когда община была повторно ликвидирована. В 1991 году Казачья община добивается ликвидации угольного склада на территории бывшего храма и приход снова возобновляет свои богослужения в здании бывшей церковноприходской школы, использовавшимся кинотеатром " Мир " . В 1995 году началось воссоздание нового каменного Преполовенского храма по проекту архитекторов Ю.Н. Солнышкина и И.В. Гануса, а через пять лет в ещё недостроенном храме возобновились богослужения. В бывшей Нижне-Гниловской станице (с 1956 г. - Железнодорожный район Ростова-на-Дону), по современному адресу ул. Всесоюзная, 161-165 в 1824 г. на средства станичников был заложен довольно вместительный каменный храм. Строился он пять лет и, по окончании строительства, в 1829 г. его освящают в честь Воскресения Христова. Однако, по просьбе прихожан и с благословения епископа Воронежского и Черкасского Епифания, престольное празднование в храме было отнесено к празднику Преполовения Пятидесятницы. Поэтому церковь называют Преполовенской. «Ведомости о церкви» за 1890 г. свидетельствуют, что уже тогда однокупольный Преполовенский храм имел довольно высокую звонницу над притвором. Около церкви находилось два каменных здания: сторожка и канцелярия. Кроме того, при церкви функционировало два училища: двухклассное мужское (с 1823 г.) и начальное женское (с 1878 г.), Церковный причт состоял из двух человек: священника и псаломщика, живших на доброхотные подаяния.

http://sobory.ru/article/?object=02621

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010