Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [серб. Жичка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Кафедра в мон-ре Жича близ г. Кралево (Сербия). Ж. е. объединяет приходы и мон-ри на территории Златиборского, Моравичского, Рашского и неск. общин Шумадийского округов Республики Сербии. Правящий архиерей - еп. Хризостом (Столич) , на кафедре с 2003 г. Ж. е. разделена на 15 наместничеств: Гружанское (с. Гружа), Драгачевское (с. Гуча), Жичское (г. Кралево), Жупское (г. Брус), Качерское (г. Лиг), Любичское (с. Коневичи), Моравичское (г. Иваница), Пожегское (г. Пожега), Рачанское (г. Баина-Башта), Студеницкое (г. Рашка), Таковское (г. Горни-Милановац), Трстеникское (г. Трстеник), Трнавское (г. Чачак), Ужицкое (г. Ужице), Црногорское (г. Косьерич), насчитывает 221 приход, 200 священнослужителей (2006). В епархии 34 действующих мон-ря: Жича, Студеница , Градац , Трнава , Рача , Моравци , Ковиле , Овчарско-Кабларские монастыри (Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Йоване, Николе, Преображене, Света Троица, Сретене, Успене), Ежевица , Любостиня , Ново-Павлица (см. ст. Павлица ), Каменац , Лепенац , Стьеник , Клисура , Велуче, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь (близ г. Трстеник, основан в XIV в.), Увац, в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (близ г. Прибой, известен с XVII в.), Врачевшница, во имя вмч. Георгия Победоносца жен. мон-рь (близ г. Горни-Милановац, XV в.), Руденица, во имя прор. Илии женский мон-рь (близ г. Трстеник, основан в 1410), Вуян, во имя св. арх. Гавриила муж. мон-рь (близ г. Чачак, XVI в.), Волявча, во имя вмч. Прокопия женский мон-рь (с. Бресница, кон. XVII в.), Стубал, во имя св. Параскевы-Петки жен. мон-рь (близ г. Кралево, построен в 70-х гг. ХХ в.), Згодачица, во имя вмч. Димитрия Солунского женский мон-рь (близ г. Кралево, основан в 1980), Плеш, во имя св. бессребреников Космы и Дамиана муж. мон-рь (близ г. Александровац, основан в 1997), Стрмац, во имя св. праведных Иоакима и Анны муж. мон-рь (близ г. Брус, ХХ в.), Руян, во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-рь (с. Биоска, строится); в обителях проживают 211 монашествующих. История

http://pravenc.ru/text/182329.html

Как будущий Патриарх Павел чинил дорогу, и что из этого вышло По воспоминаниям архимандрита Йована (Радосавлевича) (+2021) Епископ Рашко-Призренский Павел, 1957 г. В 1950-е годы иеродиакон Павел, будущий Патриарх Сербский, жил в монастыре Рача, что на юго-западе Сербии, неподалеку от городка Баина Башта. Отец Павел славился своим образованием, его ученость ценили, часто обращались за советом, разъяснениями. Но больше всего его любили – что в монастыре, что в округе – за кроткий нрав, незлобивость и доброе чувство юмора. Молодой иеродиакон не «выставлял» себя: мол, посмотрите, с каким ученым имеете дело. Наоборот: отец Павел предпочитал молиться и заниматься самым простым трудом, мало имевшим общего с его научными степенями. Вскоре это было исправлено, правда, не без некоторого сопротивления будущего Патриарха. Итак, в тот осенний день, вспоминает архимандрит Йован, друг и сомолитвенник Патриарха Павла, они сидели и беседовали под черешнями, за большим каменным столом возле монастырских ворот – так иеродиакон Павел отдыхал после ремонта дорожки, ведущей от гостиницы до колокольни обители, это несколько десятков метров. Нужно было как следует положить плитку, потому что старая вспучивалась каждый раз после дождей, и пройти по ней было крайне неудобно – вот Павле и решил исправить положение. Во время беседы они заметили приближающегося к воротам путника: окладистая борода, копна седых волос, в руках огромный чемодан. Идет усталым, но твердым шагом. Павле воскликнул: «Ого! Вот это гость: сам отец Стева Димитриевич, профессор!» Отец Павел предпочитал молиться и заниматься самым простым трудом, мало имевшим общего с его научными степенями Мы поторопились встретить священника, взяли у него чемодан, проводили в обитель, устроили, усадили потом за стол и угостили свежим яблочным соком – сами его делали. Отец Стева очень дружелюбно, действительно по-отечески беседовал с нами, молодыми монахами, с игуменом обители, с другими гостями монастыря. Павле в это время уже вновь принялся за работу: укладывал брусчатку, поправлял поребрики. Протоиерей, хорошо знавший своего бывшего студента, узнал, что Павле работает еще и водопроводчиком, и водоносом, и много кем еще. Нельзя сказать, чтобы высокий гость сильно обрадовался.

http://pravoslavie.ru/145936.html

«Русский – не для лентяев» Сербский учитель Ольгица Филипович о том, как и почему молодые сербы учат русский язык Степан Игнашев Встречи с сербами – это всегда весело, даже если речь на них идет о делах серьезных. При этой встрече веселье началось сразу же, без предисловия: Ольгица заходит в кафану, сразу определяет меня, почти иностранца (настоящим иностранцем русскому быть в Сербии невозможно), и хохочет: «Иду на встречу с вами, вижу: на площади мужик стоит, вздыхает. Я к нему подхожу и начинаю спрашивать по-русски, как доехал, не устал ли, как ему наш город и т.д. Я ж твердо уверена, что он – это вы. А мужик глаза вытаращил, сжался весь и давай мне мямлить в ответ: мол, извините, госпожа, я когда-то учил русский в школе, но сейчас, к сожалению, сильно забыл. Еще и за акцент сербский извиняется. Но твердит, что мы – братья. Всё, – думаю, – влипла. Извинилась и поскакала поскорее сюда. А дядька мне все вдогонку кричит, что Россию любит. Ясное дело. Кто ж ее не любит-то. Но русский забывать нельзя. Здравствуйте». Ольгица Филипович, учитель русского языка в школе имени святого Саввы Сербского в городе Баина Башта, что на западе Сербии, относится к своей работе всерьез, несмотря на все трудности, которые испытывает школа – что сербская, что русская – в нынешнее время. О некоторых из этих трудностей, об их преодолении мы и беседуем. У настоящего учителя вы всегда найдете какую-то светлую уверенность: всё равно всё будет хорошо. Не будет он ныть, жаловаться на жизнь, проклинать тяжелые времена кризиса – говоря с ним, вы чувствуете, что любая беда преодолима. А вот как ты ее победишь, эту беду, это, мил человек, от тебя зависит: будешь лениться и унывать, «пятерки» не светит, но тогда сам на себя и пеняй. Будешь трудиться – с радостью тебе поможем. Любимый класс – Ольгица, вы – учитель русского. Слышал от многих ваших коллег, что популярность нашего языка ослабла. Говорят, если раньше он был обязательным для изучения как первый иностранный, то сейчас уступил место английскому.

http://pravoslavie.ru/guest/127949.htm

Баина Башта – Кстати о духовном. У нашей, российской, школы до сих пор трудности во взаимоотношениях с Церковью. То ли сказывается старое воспитание времен коммунизма, то ли катастрофический уровень образования или осведомленности в этой области самих педагогов. Как у вас? – Может, потому что коммунизма у нас было меньше, может, из-за постоянной жизни на «пороховой бочке Европы», но, слава Богу, нет у нас зазора между образованием и верой, как мне кажется. Недалеко от Баиной Башты, нашего города, находится старая обитель Рача – там в свое время работал огромный скрипторий, это был один из светочей славянского образования. Там хранилось Мирославово Евангелие, древнейший рукописный памятник на кириллице. В ХХ веке там служил наш любимый покойный патриарх Павел. И сейчас, я думаю, все наши ученики и учителя не пропускают возможности съездить в Рачу, помолиться, поговорить с игуменом Германом. Там очень светло, тихо и спокойно. Почему Православие может мешать просвещению, я просто не понимаю, это какая-то дикая мысль. Монастырь Рача Православие не мешает просвещению. Соединение их – это и естественная связь поколений Есть и еще один монастырь, километрах в 30 отсюда, недалеко от села Бачевци: святых Царственных Страстотерпцев – императора Николая и его семьи. Монастырь новый, люди пока привыкают к нему, к его обитателям. Народ ездит туда со всей Сербии. Там довольно строгие порядки, суровые, я бы сказала, и многие это ценят. Так что у нас есть такое доброе разнообразие. И никак нельзя сказать, что Православие – что-то непонятное или чуждое для школьников. Да и школа-то у нас имени святого Саввы – это же не дань моде, а совершенно естественная связь поколений. – Завидую сербским школьникам и педагогам. Да, о зависти: зарплата у вас большая? – Не мне вам говорить, что тому, кто хочет заработать побольше, надо держаться от школы подальше. Точнее, если во главе угла зарплата, то в школе делать нечего. А вот если знания, желание дать их детям, самому чему-то научиться у них – добро пожаловать. Но прибедняться не буду: на жизнь хватает.

http://pravoslavie.ru/guest/127949.htm

– Наши педагоги не просто жалуются – волком воют – от засилья бумаг в школе: отчеты, планы, конспекты, снова отчеты… – Это одна из главных и наших бед. Прекрасно понимаю коллег. Вместо работы, которую знаешь и любишь, ты вынужден заниматься никому не нужной писаниной. Ужас просто. Молебен в монастыре Рача – Оправдано ли мнение, что сельские дети в отличие от городских более развиты? – Сложно сказать. Здесь, в маленьком городке, все вообще-то сельские. Да, есть ребята, которые приезжают из окружающих деревень («оптимизация», закрытие деревенских школ дает о себе знать), но Баина Башта – не мегаполис какой-то, здесь, мне кажется, каждый знаком с сельским хозяйством. Во всяком случае, не нужно вывозить детей специально на экскурсию, чтобы показать, как выглядит корова или индейка. Сельские дети, мне кажется, более самостоятельные, раньше учатся смотреть на жизнь без розовых очков. Но это опять же не значит, что они чужды радостям детства. Пусть у них нет таких возможностей, как, скажем, в Белграде – со всеми этими «гаджетами», – но зато у них есть семья, дом, лес, горы, Дрина и озера вокруг. И они умеют или учатся ценить окружающий мир. Думаю, это хороший противовес городской суете и засилью всяких технологий. Нам ведь дети нужны, а не роботы, правда? Монастырь св. Царственных Страстотерпцев – Ольгица, вы сказали, что, когда выбирают другой язык кроме русского для изучения, очень часто руководствуются чисто утилитарными соображениями. Русский же выбирают, по вашим словам, сердцем. А совместить как-то можно? Чтобы, выбирая русский, человек мог быть уверенным, что он не только учит язык братского народа, но и имеет возможность потом воспользоваться своими знаниями? – Не просто можно совместить – нужно. Что и происходит сегодня. Наши выпускники, гимназисты, поступают на филологический факультет Белградского университета или какого-нибудь другого, углубляются в изучение русского именно потому, что сейчас есть большая надежда, что они впоследствии получат работу – в школе или в организациях, требующих переводчиков или русскоговорящих работников. Связи между Россией и Сербией сейчас, слава Богу, расширяются. Кроме того, не забывайте: именно на русском языке колоссальное количество профессиональной литературы, которая не переведена на другие языки. Так думают и многие родители, поэтому дети с пятого класса выбирают по их подсказке русский язык. Мы надеемся, что увеличится возможность найти работу со знанием русского языка в Сербии и что он вернет себе ту важную роль, которую имел раньше. Вернет, я уверена.

http://pravoslavie.ru/guest/127949.htm

А кто находится в рядах сражения, или в горячке, или заключён в темницу за убийство, – здоров. Мужчина, находящийся в рядах сражения, страдающий горячкой, заключённый в темницу за убийство, рассматривается как здоровый человек, если он не помышляет о смерти, так что если он разведёт свою жену и потом умрёт, то жена не получает наследства, оставшегося после него. Если он удостоверяет в болезни своей о разводе её, или разведёт её по её воле, а потом откажет ей два долга, или завещает ей, то ей меньшая из него и из наследства. Если муж во время своей болезни будет уверять, что гыддат жены прошёл, а жена будет согласна с ним или, если муж разведёт жену по её воле, а умирая оставит ей мехр или другой какой-нибудь долг или сделает завещание на известное количество имущества, то жена после его смерти получает самый меньший долг или самую меньшую часть имущества. стр. 79 А если соединит развод её с условием, а оно находится в болезни его, то она наследует, если соединено с действиями его, или с действиями её, но не властна над ним или кроме этою и он уже соединит в болезни. Если муж соединит развод с каким-нибудь условием, которое находится в его смертной болезни, то жена получит наследство, если это условие соединено с действиями его или с действиями её, но с такими действиями, над которыми жена не имеет власти, напр. прекратить дыхание в нормальном состоянии, или оставить молитву или пост фарз. Жена также получит наследство, если муж соединит развод с условием каких-нибудь действий постороннего человека; только требуется, чтобы это условие заключалось в его болезни и самое выражение его он совершил во время болезни. Справедливо возвращение в гыддате, если и воспротивится она, когда не будет баина полного или не полного, напр. посредством: «я возвращаю тебя», и посредством сожития с нею, и объятий 602 со страстью, и смотрения на срамные части её. Муж имеет право снова возвратить к себе разведённую жену, находящуюся в гыддате, хотя бы жена и не соглашалась. Возвратить её может муж в гыддате всякого развода, если только не было баина полного и неполного, т. е. состоящего из трёх разводов или меньше. Возвращение может быть совершено посредством слов: «я возвращаю тебе, т. е. развод, или «я возвращаю жене моей», всё равно присутствует ли при этом жена или нет. Муж может возвратить к себе жену, находящуюся в гыддате, совершив с нею брачное сожитие или обнявши её со страстным пожеланием, или посмотрев со страстным пожеланием на срамные части жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

А в (отношении) находящейся в разводе-баин, два предания, а для кормления его после гыддета или для сына от другой правильно, и она лучше чужой, разве когда потребуют плату большую. Относительно найма матери, находящейся в гыддете развода-баина, существует два предания, по одному несомненному  – оно правильно, по другому, именно по преданию имама Хасана, оно неправильно. Если отец наймёт мать кормить грудью дитя по окончании гыддета или дитя от другой жены, то этот наём правилен. Нанимать мать для кормления грудью в тех странах, когда наём её правилен, лучше, нежели нанимать постороннюю кормилицу. Но если мать потребует платы больше посторонней кормилицы, то лучше нанять постороннюю кормилицу. И пропитание совершеннолетней дочери и сына больного хроническими припадками отцу и об этом есть фетви. А для достаточного доставлять подаяние пропитание коренным родственникам бедным без различия дочерей и сыновей. Отец обязан доставлять пропитание совершеннолетней незамужней дочери, также и сыну, страждущему продолжительною болезнью или бесноватому. Это подтверждено фетвою. Кто будет богат настолько, что может подавать милостыню, тому необходимо доставлять пропитание родственникам по восходящей линии, напр. отцу, матери, деду, бабушке и т. д., также сыновьям и дочерям без всякого различия, хотя бы состояния их были различны. И принимается во внимание близость и порядок, но не наследство; а в (случае), стр. 107 кто у него дочь и сын сына, то дочери, а в (случае), дитя дочери и брат, то дитяти 627 её. Относительно пропитания родственников принимается во внимание близость или порядок родства, но не порядок их правонаследия, напр. если у кого-нибудь будет дочь и сын сына, то пропитание необходимо дочери, хотя сын сына и дочь по порядку и по наследству равны, но дочь ближе, потому ей и нужно дать пропитание. Если же у кого будет дитя дочери и брат, то пропитание нужно дать дитяти дочери, потому что брат с дитятей дочери, хотя и равны по близости и хотя брат прямой наследник, но он дальше по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Београд, 2001; Апокриф о Еноху према српском препису из Нар. б-ке у Бечу//АрхПр. 2003. 25. С. 209-238; Апокриф о Мелхиседеку у препису Горичког зборника//Никон Jepycaлuмaц: Bpjeмe, личност, дело: Зб. радова. 2004. С. 223-235; Прича о три као проповед код Гаврила зборник. Бajha Башта, 2004. 8/9. С. 37-47; Апокрифи у хиландарским рукописима//Четврта о Cbemoj Гори/Уред.: М. М. Београд, 2005. С. 331-344; Дела апостола Ahдpeja и Mameja у препису збирке ман-ра Дечана//NKJUФ. 2005. 70. Св. 1/4. С. 171-209; bepзuja апокрифа о Адаму и Еви у српском препису XVI в.//Slavia. 2005. Ro. 74. Seš. 2/3; Варухово у препису ман-ра Марче//Србистички прилози: Зб. у част С. Београд, 2005. С. 115-122; Српскословенски преписи апокрифа «Како се написа код Срба. Београд, 2005. 1. С. 69-74; Гротескно у апокрифима//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 2006. Год. 35. 2. С. 13-21; Св. Сава као писац и и jeзuk. 2006. Бр. 1/2. С. 11-19; Света у cpnckoj од XIII до kpaja XVIII в. Београд, 2007; Такозвана руска bapujahma Варуховог у препису четвертине XIV в.//NKJUФ. 2007. 73. Бр. 1/4. С. 77-91; Од апокрифа ка cpnckoj hapoдhoj приповеци//Место приповетке у cpnckoj Дocumej и Европа. Београд, 2009. С. 13-19 (Научни састанак слависта у Вукове дане. 2009. Год. 38. 2); Посебна варианта Варуховог у српском препису са почетка XVI в.//Slavia. 2009. Ro. 78. Seš. 3/4. С. 363-378; апостола Павла» у српском препису посл. четв. XV в. из збирке ман-ра Zagreb, 2010. Sv. 60. S. 335-358; као српско средиште//Косово и Memoxuja у цubuлuзaцujckuм токовима: тематски зб. Косовска Митровица, 2010. 2. С. 203-210; Ход Богородице по мукама у српском препису сред. XVI в.//NKJUФ. 2010. 74. С. 81-93. И. О. Олейникова, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: КАРАДЖИЧ Вук (1787-1864), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, деятель серб. национального возрождения МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик НОВАКОВИЧ Стоян (1842-1915), серб. историк, издатель источников, археограф, переводчик, литератор, политический и общественный деятель

http://pravenc.ru/text/1238009.html

Но если настоящий документалист стремится использовать неизвестную хронику, которой еще очень много, то телевидение – отчасти по финансовым соображениям – прокручивает известные всем кадры, и происходит фактически деисторизация хроники на ТВ. В то же время только на ТВ мог найти место такой поразительный проект, как фильм Игоря Алимпиева “Черноморский десант”, сделанный по заказу канала “Культура”, на мой взгляд, являющийся принципиальным событием. Год назад он получил в Екатеринбурге приз за лучший полнометражный фильм. Это реконструкция событий, относительно которых у нас долгое время существовала идеосинкразия – из-за официозного мифа о Малой земле. Фильм Алимпиева сделан так, будто никакого мифа не существовало, а был реальный подвиг, который надо воссоздать во всех устрашающих и поразительных деталях. Это по-настоящему глубокая работа. Недаром Алимпиев, на мой взгляд, чуть ли не единственный, кто может быть назван не эпигоном, а учеником Германа – в смысле точности движения к исторической правде, к одержимости правдой, к реконструкции правды во всей ее полноте. Эта картина знаменовала для меня расставание с эпохой мифоборчества. Знаменовала движение в глубь истории, желание жить в истории с ее непредсказуемостью… – На фестивале возникали споры по поводу не телевизионных программ, а именно документальных фильмов? – И не только на этом фестивале. В 2000 году жюри во главе с Элемом Климовым выдало своего рода меморандум, где подвергло наше документальное кино критике. Там были вещи, которые было трудно принять, например, отсутствие политических фильмов провозглашалось в момент, когда в конкурсе был фильм Андрея Осипова “Et cetera”, последовательная пацифистская картина, на мой взгляд, принципиальная и абсолютно незамеченная. Как бы то ни было, ряд вещей был замечен справедливо. В этом году споры продолжились. Одна из основных проблем жюри – как оценивать работу документалиста? Как оценивать изобразительное решение в документальном кино? Радоваться ли качеству “картинки” и говорить о таких известных операторах-документалистах, как Ирина Уральская, Владимир Башта или Руслан Герасименков… Я называю сейчас имена молодых. Но бывает, что “картинка” вроде бы невыразительная, а оператор идеально точно выполняет задания режиссера. Совершенно нельзя сказать, какой вариант правилен. Вопрос в том, что выберет жюри. В этом году жюри выбрало абсолютное соответствие операторского решения режиссерской идее, как в фильме “Отпуск в сентябре” питерца П. Медведева. Кстати, для питерской продукции это соотношение не характерно. Там, наоборот, операторы (Сергей Скворцов, Юрий Занин, Владимир Дьяконов…) зачастую давали импульс развитию документального кино в целом и переходили потом в режиссеры.

http://sedmitza.ru/text/396744.html

И когда образовался большой пролом, множество людей с боевым кликом бросилось к тому месту, толкая друг друга, туда же устремились и греки из города, и стали рубиться, встретившись лицом к лицу, рыкая, словно дикие звери. И было страшно видеть дерзость и крепость сражающихся. Зустунея же снова собрал много воинов и с кличем напал на турок столь смело, что в мгновение ока сбросил их со стены и наполнил ров трупами. Амурат же некий, янычар, могучий телом, смешавшись с греками, пробился к Зустунее и начал яростно с ним рубиться. Тогда один грек, соскочив со стены, отсек ему ногу секирой и так избавил Зустунею от смерти. Флабурар же западный Амар-бей со своим полком напал на греков, и разгорелась жестокая битва. Тогда из города подоспел на помощь грекам стратиг Рахкавей со многими людьми и в яростной схватке с турками отогнал их до того места, где находился Амар-бей. Тот же, увидев, как Рахкавей беспощадно рубит турок, обнажил меч и напал на него, и оба ожесточенно рубились. Рахкавей же, встав на камень и взяв меч в обе руки, ударил противника по плечу и рассек его надвое, ибо имел в руках великую силу. Множество турок с яростными криками окружили его и рубили. Греки же всеми силами пытались его отбить, но не смогли, хотя многие из них пали; и рассекли турки Рахкавея на части, и прогнали греков в город. И зарыдали греки и пришли в отчаяние от гибели Рахкавея, ибо был он доблестный и мужественный воин и любим был цесарем. И уже когда наступила ночь, прекратилась сеча и разошлись оба войска. И турки начали снова стрелять из пушек по разрушенному месту, а горожане начали расширять башту и возводить ее по всей ширине пролома, и поместили в ней многие пушки скрытно, ибо та башта была в пределах города. Наутро же турки, увидев незаделанный пролом в стене, тотчас же ворвались и напали на греков. Греки же, обороняясь, отступили перед ними, а турки издали боевой клич и напали в великом множестве, рассчитывая, что уже одержали победу. Когда же сгрудилось много турок, греки расступились, и ударили по ним из пушек, и многих убили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003