ТТС не может считаться церковной теорией, поскольку ее подход к изучению природы сектантства, предложенные ею критерии сектантства (гуруизм, права человека и проч.), объяснение ею разрушительной и преступной деятельности сект не совпадает со святоотеческим, то есть церковным, взглядом на эти вопросы. Главным критерием церковного подхода к сектантству является вопрос об Истине, а ТТС эту тему не затрагивает. В качестве церковных критериев сектантства приняты догматические признаки, а не культурологические, политологические, социологические и проч. Отказ ТТС от святоотеческого опыта в борьбе с сектами ведет к разрыву со святоотеческим преданием, верой, однажды преданной святым 80 : «Не иначе должно принимать то, что пишется кем-либо, как если оно предварительно будет найдено согласным с православной верой святых отцов», – говорится в деяниях Пятого Вселенского Собора. 81 В 1997 г. Миссионерским отделом РПЦ был издан справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», где вводится понятие деструктивного религиозного объединения, как синонима деструктивного культа или тоталитарной секты. По своему содержанию определение деструктивного культа совпадает с определением, принятым в западном светском антикультовом движении в основу которого положена концепция нерелигиозного сектантства. 82 В святоотеческой литературе основное внимание уделяется изучению ложных религиозно-философских концепций, и им дается оценка в зависимости от удаленности лжеучений от евангельской Истины. Светское религиоведение, наоборот, не дает оценки религиозным заблуждениям с точки зрения истинности или ложности доктрин, и в принципе давать таких оценок не может, исходя из научного статуса своей дисциплины (предполагающего, что истина понятие искомое, и она не может быть неизменяемой и вечной) и современных мировоззренческих стандартов, рассматривающих веру как частное дело индивида, и поэтому не подлежащую критике, за исключением тех случаев, когда этические нормы и идеи НРД входят в противоречие с действующим законодательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

ТТС неадекватно представляет природу самого сектантства, поэтому построенная на ней методология борьбы с сектами не может быть эффективной . ТТС выставляет аскезу как признак сектантства (послушание, длительный и строгий пост) и тем самым ее дискредитирует. Секты отличаются от Церкви не элементами аскезы и структурой, — ибо аскеза присутствует и в Церкви, и она является общемировым религиозным наследием, как бы это ни выглядело соблазнительным , — а целями, ради которых она используется, а цели определяются вероучением. ТТС не может считаться церковной теорией, поскольку ее подход к изучению природы сектантства, критериев сектантства (гуруизм, права человека, и проч.), объяснения ею преступной деятельности сект не совпадает со святоотеческим, т.е. церковным взглядом на данную проблему. Главным критерием церковного подхода к сектантству является вопрос об Истине, а ТТС эту тему вообще не затрагивает. В качестве церковных критериев сектантства приняты догматические признаки, а не культурологические, политологические, социологические и проч. Отказ ТТС от святоотеческого опыта в борьбе с сектами ведет к разрыву святоотеческого предания и веры, однажды преданной святым(Иуд.1,3): «Не иначе должно принимать то, что пишется кем-либо, как если оно предварительно будет найдено согласным с православной верой святых отцов» - говорится в оросе 5-го Вселенского собора . В 1997 г. Миссионерским отделом РПЦ был издан справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», где вводится понятие деструктивного религиозного объединения, как синонима деструктивного культа или тоталитарной секты. По своему содержанию определение деструктивного культа совпадает с принятым в западном светском антикультовом движении, в основе которого положена концепция нерелигиозного сектантства . В святоотеческой литературе главное внимание уделяется изучению ложных религиозно-философских концепций, и им дается оценка в зависимости от удаленности лжеучений от евангельской Истины. Светское религиоведение, наоборот, не дает оценки религиозным заблуждениям с точки зрения истинности или ложности доктрин и в принципе давать таких оценок не может, исходя из научного статуса своей дисциплины (предполагающего, что истина понятие искомое, и она не может быть неизменяемой и вечной) и современных мировоззренческих стандартов, рассматривающих веру частным делом индивида, и поэтому не подлежащую критике, за исключением тех случаев, когда этические нормы и идеи НРД входят в противоречие с действующим законодательством.

http://bogoslov.ru/article/5177513

Под влиянием СМИ прихожане будут рассуждать примерно так: " Церковь плохая, а наш батюшка – хороший " . В свою очередь у священников будет возникать соблазн осуждения архиереев, резкости оценок и обличительного тона, а, как следствие, авторитарности и признания себя истиной в последней инстанции. Батюшка-гуру может быть и консерватором, и либералом. Да и вовсе не обязательно харизмату быть в сане. В них могут выродиться, к примеру, предводители групп активистов. Разве не могут народные трибуны взращивать в своих последователях то самое " горделивое самопревозношение и противопоставление себя другим " ? Есть и другая причина, по которой этот документ актуален. Сейчас в Русской Православной Церкви идет обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих, в котором заметную роль играет и дискуссия вокруг духовного руководства в монастырях. Также этот текст затрагивает вопрос о духовном руководстве о монахами мирян, о чем много раз говорил Святейший Патриарх Кирилл. Можно привести слова из его выступления в прошлом году на Епархиальном собрании г. Москвы: " Особое внимание следует обратить на специфику духовного окормления мирян монашествующими. Здесь надлежит соблюдать сугубые такт и осмотрительность, запрещая себе возлагать на пасомых " бремена неудобоносимые " , остерегаясь псевдостарчески руководить каждым их шагом " . Младостарчество: история проблемы Митрополит Иларион употребляет термин – " гуруизм " . Это связано и с темой встречи в Сербии – " Гуруизм в деструктивных культах и в других религиозных сообществах как духовная, личностная и общественная проблема: ее преодоление " , – но в принципе речь идет о явлении, которое в русской православной среде получило определение " младостарчество " или " лжестарчество " . Напомним, что так принято называть возвеличивание своего авторитета и требование слепого подчинения от духовных чад священниками, которые сами не достигли подлинных высот духовной жизни, отвержения своего " я " и смирения, и, главное, не получили свыше дар говорить " не от себя, а от Бога " . Т.е. священников, которые по своему духовному возрасту слишком " молоды " , чтобы называться " старцами " . Младостарец чаще всего начинает резко вторгаться в жизнь своего пасомого: требовать заключить или расторгнуть брак, запрещать пользоваться медицинской помощью или наоборот давать свои шарлатанские советы, влиять на политические предпочтения, вязать и решить по своему усмотрению.

http://religare.ru/2_97140.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 1. Священник – это духовный гуру Зачастую люди идут в храм не к Богу, а к конкретному священнику. Это базовая и принципиальная ошибка. Да, батюшка может быть умным, грамотным, харизматичным, общительным, обладать еще массой замечательных качеств, он даже может быть святым (как, например, праведный Иоанн Кронштадтский , притягивавший множество верующих), но это не делает его «центром притяжения» в Церкви. Глава Церкви есть Христос и именно к Нему должно идти в храм. Это, конечно, не исключает возможности общения с замечательным батюшкой, тем более, что он еще и духовник. Но отнюдь не гуру. И священники и миряне в равной степени стремятся ко Христу, к спасению. Гуруизм же, являясь ложным духовничеством, не предполагает такого стремления к Богу и возрастания во Христе. В гуруизме нет ни истинного смирения, ни аскезы, отличающих его от настоящего православного духовничества. Сам гуру не является богоискателем и замыкает всё на себе, выставляя себя центром и мерилом духовной жизни. Подражание гуру, а не стремление к Богу отличают гуруизм от Православия. Духовник же, сам желая спасения, руководит к нему и своих духовных чад.  Поэтому, отправляясь в храм, нужно в первую очередь искать Бога, а не хорошего батюшку. 2. Священник — значит святой Несомненно, к будущему священнику предъявляются особые требования. Кандидат в священство должен исповедовать твердую, крепкую и строго православную веру в Господа Иисуса Христа и Его Церковь . Вся его семья должна исповедовать одну с ним веру. Не может быть рукоположен в священники новообращенный христианин. Препятствием для принятия священного сана могут выступать такие грехи, как убийство, кража, святотатство, блуд, прелюбодеяние, содомия. В целом жизнь священника не должна быть запятнана порочными делами, но наполнена добродетелью и любовью к ближнему. Впрочем, это касается всякого православного христианина. Таким образом, священник должен являть собой пример добродетельной христианской жизни.

http://azbyka.ru/tipichnye-oshibki-v-vos...

Из третьей просфоры Честнаго и славнаго пророка и предтечи крестителя Господня Иоанна, и проч. Господи Иисусе Христ Сыне Божии, приим приношение си, в честь и славу, честных небесных сил бесплотных, честнаго и славнаго пророка и предтечи крестителя Господня Иоанна, и проч. Так же, как в иовлевском Служебнике. Из четвёртой просфоры О патриархе нашем, имярк, и о всем епископьстве православных, и проч. Господи Иисусе Христ Сыне Божии, приим приношение си о здравии и о спасении патриарха нашего, имярк, и всего епископства православных, и проч. О здравии и о спасении патриарха нашего, имярк, и всего епископства православных, и проч. Из пятой просфоры О здравии и о спасении, о благоверном и богохранимом государе нашем цар, и проч. Господи Иисусе Христ Сыне Божии, приим приношение си о здравии и о спасении, благовернаго и христолюбиваго, государя нашего царя, и проч. О здравии и о спасении, благовернаго, и христолюбиваго, государя нашего царя, и проч. Из шестой просфоры Аще будет монастырь. иереи, прием шестую просфиру глаголет, сице, о раб твоем отц нашем архимандрите, ил игумене, имярк, и проч. Аще будет монастырь. иереи, прием шестую просфиру глаголет, сице, Господи Иисусе Христ Сыне Божии, приим приношение си о здравии и о спасении раба Твоего, отца нашего архимандрита, ил игумена, имярк, и проч. Аще будет монастырь. иереи, прием шестую просфиру, глаголет, сице, о здравии и о спасении раба Твоего, отца нашего архимандрита, ил игумена, имярк, и проч. Из седьмой просфоры О памяти и о оставлении грехов блаженных создателеи, и проч. Господи Иисусе Христ Сыне Божии, приим приношение си, о памяти и о оставлении грехов блаженных создателей, и проч. Так же, как в иовлевском Служебнике. Здесь, при изъятии частиц из шестой и седьмой просфоры, в обоих иосифовских Служебниках положены отдельные приглашения за здравие и упокоение каждого отдельного лица, и притом в Служебнике 7155 года каждое приглашение начинается словами: Господи Иисусе Христ Сыне Божии, приим приношение си, – а в Служебнике 7159 г. прямо словами: О здравии и о спасении и проч... О памяти и о оставлении грехов и проч. В иовлевском Служебнике отдельных приглашений при поминовении каждого лица совсем не положено.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

И когда окончит раздроблять... (пропуск нескольких строк, за которыми следуют слова молитвы) приступим же со страхом к Святым Тайнам, прося: «Владыка, прости нам ради человеческой немощи, милостив будь, Господи Боже наш». В списке К : «И знаменует половину, которая в левой руке, потом, взяв половину левой части, держит правой рукой и обмакивает в чашу и говорит: «Соединение» и проч. И тотчас начинает раздроблять и прежде всего разделять в каждую чашу по частице, говоря: «Соединилась» и проч. 169 В списке С этот отдел литургии излагается так: начинают певцы: «Вкусите». И причащается священник и клир. Когда же диакон берет дискос, то говорит: «Господи, благослови». «Будь превознесен» и проч. Священник: «Слава Богу» и проч. И прибавляет священник: «Благословенно имя» и проч. Диакон возглашает: «С верой и страхом». И по причащении народа начинают певцы: «Исполни» и проч. И поют: «Благодарим» и проч. И тотчас диакон: «Стоя прямо». «Причастившись Святых, Пречистых и Животворящих Таин в оставление грехов наших, помолимся», «Чтобы причащение», «Пресвятую» и проч. 171 К древнему славословию: «Слава Отцу...» присоединены слова: «И ныне...» и в таком виде переданы для постоянного употребления в церкви Антиохийскими патриархами Мелетием и Флавианом в IV в. См.: Писание Отцов, относящееся к церковному богослужению, 1856. Т. II, с. 426; Изъяснение Божественной литургии И. Дмитревского, § 25. 172 В списке С : «В диакониконе говорит архидиакон: «Господу помолимся». Священник молится позади диаконикона: «От силы» и проч.». В списке К говорится, что после слов народа: «Господи, благослови во имя Господне» – священник за амвоном произносит молитву св. Иакова: «Молитвами и предстательством Пресвятой, Пречистой Владычицы» и проч. Следует другая молитва, произносимая за амвоном: «Владыка Господи Иисусе Христе» и проч. Потом диакон: «От славы» и проч., «От силы» и проч. 173 В списке С после молитвы «От силы» следует: «Мир всем». Народ: «И духу твоему». И говорят диаконы: «Господи, благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

нет; таже диакон «пожри Владыко», иерей обратя артос и порежет копием крестовидно, глаголя: «жрется агнец Божий» и проч., таже диакон «прободи Владыко», иерей положа артос на дискосе печатию и прободает копием агнец с правой страны, сиречь от полуденной; таже диакон льет вино и воду по чину, якоже писано, таже прием иерей вторую просфору, глаголя: «в честь и память преблагословенныя» и проч., и взем мерида 291 треугольну невелику, и положит одесную страну святого хлеба, глаголя: «предста царица» и проч.; таже прием третью просфору, глаголя: «честнаго и славнаго пророка» и проч., и взем первую часть малешиньку крошку ушкнет, а, не как мы, обрезав треугольну, вымает и положит одесную страну, сиречь от нижней страны, ниже части Богородицыной, творя начало первого чина, таже держа тоеж просфору, глаголя: «святых славных и всехвальных апостолов» и проч., и взем вторую часть, сиречь мерида крошку маленькую, якоже и первую, ущипком ушкнет, и положит ниже первой, таже глаголя: «иже во святых отец наших» и проч., и положит третью часть ниже второй, и кончает первый чин; таже держа туж третью просфору, глаголя: «святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана» и проч., и взем четвертую мерида, положит посторонь первой части, творя второму чину начало, таже глаголет: «преподобных и богоносных отец наших Антониа» и проч., и взем пятую часть и положит ниже части первой второго чина; таже держа туюж просфору, глаголя: «святых чудотворцев безсребренник Космы и Дамиана» и проч., и вземше шестую часть и положит ниже второй, и кончает второй чин; таже держа туюж сфрагиду, глаголя: «святых и праведных богоотец Иоакима и Анны», и взем часть седьмую творит начало третьего чина, таже глаголет: «иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града злагоустаго», аще литургия его, аще ли Василиева, то глаголя: «иже во святых отца нашего Василиа» и проч., и взем девятую часть и положит ниже второй третьего чина, и кончает третий чин, глаголя: «и всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас Боже

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Именуются 52 исповедника и учителя Церкви (на последнем месте Тарасий). Потом поминаются шесть святых великих Вселенских Соборов, 24 монаха «и святых отцов, убитых варварами на святой горе Синае и в Раифе». Далее поминаются Константин и Елена, Феодосий, Маркиан, «и после них благочестиво и верно царствовавшие». «О мире и благосостоянии всех» и проч. И говорит священник тайно: «Святого Иоанна пророка, Предтечу и Крестителя, святых и всехвальных апостолов и святого (такого-то), которого память воспоминаем» и проч. После слов народа: «Отпусти, оставь» и проч. священник возглашает: «Во-первых, помяни, Господи, святейшего отца нашего (такого-то) святого города Христа Бога нашего и с ним святых четырех, великих, вселенских, православных патриархов – Венедикта Римского († 984), Николая Константинопольского († 997), Агапия Антиохийского (985–997) и Илию великого города Александрии» († 1004) и проч. Архидиакон возглашает: «И о мире» и проч. Священник возглашает: «Благодатью и щедротами». Список К большей частью согласен с С . Но после молитвы об императорах, в числе которых стоит и имя Юстиниана, сразу следует: «Помяни, Господи Боже духов» и проч., «И о мире». «Через них», «Отпусти, оставь», «Благодатью и щедротами» и проч., как изложено в переводе. 163 В списках С и К – народ: «Тебе, Господи». Когда диакон начинает говорить ектению, священник, наклонившись, молится: «Боже и Отче» и проч. 164 В списке К за молитвой Господней, с опущением всего прочего, следует возглас: «и будут благодать...» 167 Σφραγζει, т.е. делает знамение креста той половиной, которая находится в правой руке и напоена кровью. См.: Толкование Дионисия Варсалиби у Renaud. Op. cit. Т. II, рр. 111–112. 168 В списке С такое изложение: «И при раздроблении священник, держа половину правой рукой, обмакивает, во-первых, из правой руки в Чашу, говоря: «Соединение Всесвятого» и проч. Потом знаменует находящуюся в левой и начинает раздроблять и прежде всего влагать в каждую чашу по частице ( ες καστον κρατρα μερδα διπλν), говоря: «Соединилась» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новую жертву Богу принес Иеффай — не познавшую мужа дочь (Суд. 11:38), подобно агнице; она же мужественно представляя образ плоти Твоей, Блаженный, громко взывала: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Смелая Иудифь удачною хитростью обезглавила иноземного вождя народов, прельстив его красивым видом и не потерпев осквернения в членах своего тела (Иуд. 13:8), и победоносно воззвала: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Увидев благовидную красоту Сусанны, два судьи воспламенились к ней страстною любовью (Дан. 13:19) и сказали: любезная жена, мы пришли, желая тайно разделить с тобою брачное ложе; она же дрожащим голосом сказала: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Гораздо лучше мне умереть, нежели, предав ложе вам, развратники, терпеть вечное осуждение Божие на огненные мучения (Дан. 13:23). Спаси меня, Христе, от этого и ныне. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Предтеча Твой, омывавший очистительными потоками людей, злым человеком беззаконно был отведен на смерть за девственность; оросив же землю пролитою своею кровью, восклицал к Тебе, Блаженный: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. И Твоя Родительница, благодатная, непорочная, нетленная Дева, нося в чистом чреве Тебя, безсеменно зачатого, подверглась подозрению, как бы предавшая ложе (Мф. 1:18); но имея внутри плод, восклицала (к Тебе), Блаженный: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Желающие видеть брачный день Твой, Блаженный (Мф. 2:1), приходят, сколько Ты сам свыше призвал их, Царь Ангелов, принося величайшие дары Тебе, Слово, в чистых одеждах. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Песнями ныне мы, служительницы чертога Твоего, величаем Тебя, блаженная Богоневеста, чистая Дева — Церковь, белая, как снег, темноволосая, целомудренная, непорочная, возлюбленная. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Миновалось тление и трудные плачевные болезни; разрушена смерть; погибло всякое безумие; умерла душепагубная скорбь, и внезапно опять воссияла смертным радость Христа Бога. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Рай уже не остается пустым без смертных; ибо опять по Божественному повелению, как прежде, обитает в нем человек, избегший разных козней змия, нетленным, бесстрашным, Блаженный.

http://predanie.ru/book/67685-tvoreniya/

Лик. Тебе посвящаю себя и проч. Одна. Авель, прекрасно прообразуя смерть Твою, Блаже, истекая кровию, воззрел на небо и изрек жестоко уязвленного рукою братнею приими меня, молюся, Слове! Лик. Тебе посвящаю себя чистым и проч. Одна. Великий подвиг целомудрия совершил мужественный сын Твой: ибо горевшая страстию жена нечестиво влекла его к беззаконию, а он, ничего не устрашась, убег без одежды, взывая: Лик: Тебе посвящаю себя чистым и проч. Одна. Иеффай вел к алтарю, как жертву, нежную отроковицу, не познавшую мужа, чтобы заклать её, как агницу, в жертвоприношение Богу. И она, прообразуя воплощение Твое, мужественно гласом радости взывала: Лик. Тебе посвящаю себя чистою и проч. Одна. Мужественно приступив к чужестранцу, предводителю многочисленная войска, высокая духом Иудифь успешно достигла цели, с искусством обезглавила его, прельстившегося её красотою, прежде чем нанес он ей безчестие. и гласом радости взывала: Лик. Тебе посвящаю себя чистою и проч. Одна. Два судии, узрев красоту Сусанны, сказали: жена, предайся нам! Но она в страхе восклицала: несравненно лучше для меня умереть, чем, предав себя вам, беззаконные мужи, терпеть вечную казнь от огненного мщения Божия. Спаси меня, Христе, от угрожающего зла! Лик. Тебе посвящаю себя чистою и проч. Одна. Твой Предтеча, омывавший в очистительных струях множество земнородных, беззаконно ведется беззаконным мужем на заколение и, окропляя прах кровию своею, вопиет к Тебе, Блаже: Лик. Тебе посвящаю себя чистым и проч. Одна. И Твоя Матерь, Родительница Жизни, благодатная, нетленная, непорочная, нося в безсеменной утробе нескверно зачатый Плод, Дева оскорблена была подозрением. Но к Тебе, Коего носила во чреве, взывала Она: Лик. Тебе посвящаю себя чистою и проч. Одна. Пришли, Блаже, желающие зреть день брака Твоего, пришли, коих Сам Ты, Вышний Царю Ангелов, призвал, и, одетые одеянием непорочности, принесли Тебе, Слове, великие дары. ( Матф. 2:1 ). Лик. Тебе посвящаю себя и проч. Одна. Блаженная новая невеста! Славим тебя песнями мы, причастники торжества брачного, славим днесь тебя, неприкосновенная дева- Церковь , вся облитая снежною блистательною белизною, украшенная черными власами, чистая, безпорочная, возлюбленная!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010