Такое свидетельство врача действительно имеет неоценимое значение. На Девственном зачатии Марии святой Лука останавливается более, нежели прочие Евангелисты. Сперва он долго описывает нам беседу архангела Гавриила с Пресвятою Девой (Лк.1:26-38). Теперь он сообщает нам, что Иосиф пошел в Вифлеем, дабы записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая уже была беременна. Говоря о родословии Господа Иисуса Христа, он повествует нам: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев (Лк.3:23). То есть: как думали люди, в действительности же Он был не сын Иосифов, но Сын Божий. Воистину, предивно и человеколюбиво Провидение Божие! Ради Домостроительства спасения человеческого Оно обращает гонителя Христианства Савла в величайшего защитника Христианства Павла, а телесного врача Луку - в величайшего в мире свидетеля события духовного. И хотя Иосиф - от колена Давидова, а Давид - из города Вифлеема, ни у Давида, ни у Иосифа, его последнего потомка, нет в Вифлееме ни одного сродника. Иосиф приходит в Вифлеем, в свой город по истории и по духу, но ни по чему более. Нет ни единого родственника, который бы его принял; нет ни единого друга, который оказал бы ему гостеприимство. Не было им места в гостинице. Частные дома - чужие дома, в коих чужие люди принимают своих родных и друзей. Туда-сюда, нигде не было места, кроме как в одной пещере, в которую пастухи загоняют свои стада! Иудея полна таких пещер. Тут пещеры пророков, пещера Манассии, пещера преподобного Саввы Освященного, пещера святого Харитона Великого, пещера святых братьев Хозевитов, пещеры над Мертвым морем, в коих Давид скрывался от Саула, пещеры под Горою Искушения. А кроме этих и иных пещер, ради славы вифлеемского вертепа осиянных славою святых, существуют и другие многочисленные пещеры, куда бедуины-пастухи до сего дня загоняют свой скот, в чем может лично удостовериться всякий, путешествующий по Святой Земле. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Традиционно основание монастыря связывают с появлением на Кипре иконы, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и привезена на остров в период иконоборчества монахом-подвижником. Имя его история не сохранила. Он прибыл на остров около 762 года и до 787 года жил в монастыре свт. Николая в Акротири, пока на VI Вселенском соборе в правление императрицы Ирины Афинской не было восстановлено иконопочитание. После торжества Православия монах ушел из монастыря в более уединенное место, забрав с собою икону. Этим местом стала пещера неподалеку от современного монастыря, которая известна сегодня как пещера Троодитиссы. Затем наступили трудные для Кипра годы. Это период арабских набегов. Неизвестный монах умер, возможно, во время одного из них. Икона, казалось, была утрачена навсегда. Но через годы святыня оказалась вновь обретенной. И на месте ее обретения в 990 году был основыван монастырь. Создание обители восходит к следующему преданию. Один благочестивый пастух из соседней деревни заметил необычный таинственный свет над горой. При помощи других благочестивых христиан с большими трудностями он добрался до пещеры и обнаружил в ней чудотворную икону Богоматери и перед ней возжженную лампаду. Увидев это, жители окрестных мест решили строить рядом с пещерой храм в честь Богородицы. Работы начались. Но то, что было построено в течение дня, за ночь разрушалось. Вероятно, желание Богородицы было иным. Ктиторам (строителям) храма явился Ангел и указал место, где должен быть построен храм, - в 500 метрах западнее пещеры. Через несколько месяцев монастырь был построен, и в храм его была водворена чудотворная икона. Он был украшен настенными росписями, и множество народа стекалось поклониться иконе. А пещера, где она была найдена, освящена в честь Преображения Господня. К сожалению, история монастыря с 990 по 1570 годы остается неизученной. О периоде французского господства не сохранилось свидетельств из жизни монастыря. Турецкое владычество оказалось еще большим испытанием для святой обители.

http://elitsy.ru/holy/temple/25598/

Скит Ксенофонта или Благовещенский скит / Одно из самых интересных путешествий из Русского монастыря можно совершить в Благовещенский скит, откуда открывается удивительная панорама. Этим видом восхищался еще иеромонах Сергий Веснин, Святогорец: ...Отсюда, из окон гос­тиницы и с террасы, лучший вид на море и на отвесные скалы и живописные холмы, встающие один за другим на рубеже Русиковой стороны потока. / 12 Фото моанстырей Святой Горы из почтовых открыток начала прошлого века / Некоторые из этих фотографий вы уже встречали на нашем портале. Но далеко не все! Наконец, появилась возможность опубликовать снимки всех монастырей. Разглядывая эти снимки испытываешь странное чувство. Ты погружаешься на десятки лет назад совершенно в иной Афон. И опять замираешь перед его удивительной тайной. / 21 Фотогалерея Преображение на Афоне / «Преобразился еси Хрсте Боже наш» и души любящих тебя преображаются в испытании на Святой Горе. Каждый унесет с собой частичку Тела Христова, Благодать и незабываемые впечатления. А главное - это ощущение внутреннего преображения души, избавления от помыслов и суеты, предвкушение чистой жизни в Царстве Небесном. / 36 Французские боевые части на Афоне 1918 год. (Уникальные фото высокого качества) / Части генерала Саррэла высадились в монастыре вмч. Пантелеимона, затем отправились в Кариес, затем - в Лавру. / 16 Экспедиция в пещеру двенадцати невидимых старцев (вся галерея фотографий) / Кто из афонских отшельников не мечтал найти эту пещеру? – Все мечтали. А кто пробовал найти ее? – Таких гораздо меньше, потому что разумных людей всегда больше. Может быть, есть такой, кто нашел это место? / 58 Экспедиция в пещеру Пахомия - Серба / Снова наш путь к Тайнам Святой Горы. Катер устремляется в неизвестность, а мы предаемся раздумьям о предстоящей экспедиции. Ведь по сути, мы плывем туда – не знаю куда, искать то – не знаю что… / 34 Пещера Иллариона – Грузина / Эта пещера находится в Катунакии на скале в труднодоступном месте. Примерное расположение пещеры – между скитом Катунакия и скитом Василия Великого. Пещера надежно укрыта от посторонних глаз: выход заслоняет буйная растительность, каменные дубы и ежевика. Увидеть пещеру можно только из одного небольшого участка тропы, подинмающейся ко Кресту. / 33

http://isihazm.ru/1/?id=16&sid=0&pid=4

И здесь, как и в Евангелии от святого Матфея, следует отделить слово Первенца от предыдущего слова Своего. Ибо речь идет не о первенце Пресвятой Девы, но о Божественном Первенце, Единородном Сыне Божием, Который в новом творении есть первородный между многими братиями (Рим.8:29). Таинственный Первенец в Царстве Тройческом в вечности и исторический Первенец в Церкви Божией, в видимом и невидимом Царстве Божием. И спеленала Его, и положила Его в ясли. Лучше чистая солома, чем грязные шелка. Насколько же ясли безгрешнее дворца кесарева, а овечья пещера - Рима, столицы всемирной империи! Пусть любезный Младенец возлежит в пещере и яслях! Волы и овцы не ведают о грехе, да и пастухи ведают о нем меньше, нежели прочие люди. Господу Иисусу Христу светло там, где безгрешно, и тепло там, где грех не леденит грудь. Кто знает, сколько раз молодой сын Иессеев, Давид, заходил в эту пещеру! Отсюда он пошел на битву с Голиафом и убил его, вооруженного до зубов, одним камушком из пращи. В пещере сей ныне лежит Младенец, по человеческим законам - из рода того самого пастыря Давида. И Он пойдет против страшного голиафа, против сатаны, который царствует в Иерусалиме в лице голиафа-Ирода, а в Риме - в лице голиафа-Августа, а во всем мире - в виде голиафа-греха и величайшего из величайших голиафов - смерти. Все войско сатанинское вооружено до зубов; и засмеется оно, когда увидит Иисуса, идущего против него с оружием, с виду ничтожным, - как первый Голиаф смеялся над Давидом и его пращею с камушком. Иисусово победоносное оружие будет еще мягче камушка. Оно будет из дерева - деревянный Крест. Стояла ночь и ночная тишина. Утомленные путники, подданные кесаря, отдыхали и крепким сном восстанавливали свои силы. Бодрствовали только пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вифлеемская пещера тогда должна была находиться вне города, иначе невозможно было бы пастухам из той страны пользоваться ею. Но позднее, когда сия славная пещера стала главной достопримечательностью Вифлеема, она была уже окружена городом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

На Святой Земле множество просторных и не столь темных пещер. В тех пещерах укрывается скот, живут люди, иногда устраиваются могилы. Но Сын Божий, человеколюбивый, сойдя с престола вечного Света на землю, даже среди пещер не выбрал Себе пещеру светлую и удобную. Какое смирение! Какое унижение нас ради! Мы все падаем на колени — все; все совершаем пред Ним покаянные поклоны, поклоны пред вечным Разумом и вечной Любовью. А души наши возносятся к Нему, Царю неба и земли, Победителю греха и смерти. Что для нас пещера Его, если не пощечина нашему тщеславию и не вечное свидетельство Его величия? Он, Он, воскресший и живой Господь, невидимо идет с нами, как когда-то с двумя учениками Своими в Эммаус. И мы чувствуем присутствие Его и радуемся каждому шагу. Когда мы пропели рождественский тропарь, один паломник воскликнул: “Христос родился!”, а мы в ответ: “Воистину родился!”. И зазвенела пещера, как большой колокол. Мы вышли из пещеры и отправились к греческому митрополиту, а потом дальше, дальше… Но душа осталась в святой пещере, и святая пещера живет в душе и поныне. Письмо 94 одинокой женщине, о празднике Рождества Христова для сестры Йованки Ты жалуешься на одиночество в большом городе: столько людей вокруг тебя, словно в муравейнике, а ты чувствуешь себя, как в пустыне. Тяжелее всего в праздники. Все вокруг искрится радостью, а твое сердце сжимает тоска. Рождество и Пасха напоминают тебе пустые сосуды, которые ты наполняешь слезами. Когда праздник проходит, а до следующего далеко, тебе спокойнее. Но, как только наступает предпраздничное время, как только приходит праздник, тоска и пустота наполняют твою душу. Чем помочь тебе? Я расскажу тебе повесть о Рождестве, которую услышал от сестры Йованки; может быть, она поможет тебе. Пусть она сама расскажет тебе так, как рассказала мне. …Вот уже больше сорока лет живу я на свете одна. Никогда не знала я радости, кроме детских лет в родительском доме. Но никто не видел меня в печали: на людях я всегда была веселой и радостной, а оставшись одна, плакала. Все считали меня счастливой, потому что другой меня не видели. Со всех сторон слышала я от людей жалобы, от семейных и одиноких, от богатых и бедных, — ото всех. И думала: что мне жаловаться несчастным на несчастье мое и умножать печаль вокруг себя? Лучше буду казаться веселой: может быть, так я принесу больше пользы этому печальному миру, а свою тайну скрою и буду оплакивать ее наедине с собой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

В 1990 году ученик знаменитого антрополога М. М. Герасимова С. Никитин, используя методику учителя, по гипсовой копии лицевой части и рентгенограмме головы воссоздал облик «законника Ильи» из Ближних пещер Киево-Печерской лавры. Почитая память преподобных Киево-Печерской Лавры, православные поют: Не многобурное море, но пещера святая являет ваша мощи, аки бисерие драгое, угодницы Божии, и обогащаете чудес излиянии всех к вам со верою приходящих, яко отсюду превозносят Господа хвалами вовеки… Святые отцы Киево-Печерские, молите Бога о нас! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 11 октября 2019, 15:05 Святые отцы Киево-Печерском,помолитесь о нас Господу! Благодарю автора Матвея за статью,было очень интересно! Ангелина 2 ноября 2017, 19:15 В конце марта 1982 года мне, тогда 12-летней минской школьнице, довелось побывать в Киеве (наградили путевкой за отличную учебу). Тогда я не знала, что в моей семье были священники, что мой прадед отец Иоанн Добровольский в 1930 году в Тамбове был расстрелян за веру. Я росла как обычная советская школьница в семье военных, только бабушка, София Ивановна, в редкие приезды к нам из Тамбова, а позже из Одинцова рассказывала мне о святых... Молитв я не знала и была неверующей. Но когда нас, 6-7-классников, водили по храмам, и в Лавре впустили в Ближние пещеры (дальние для экскурсий были закрыты) — я ходила позади всех и плакала. Больше всего поразила пещера-усыпальница 12 братьев-греков... mila t 20 октября 2014, 08:24 Дивен БОГ во святых СВОИХ отцы святые Киево Печерские молите БОГА о нас! Оля 12 октября 2014, 17:04 Дай Бог нам искренне коснуться честности десницы, Чтобы понять что радость ни мешать те руковицы, А верить ждать расти во благо, О Господи прости, как хочется ведь простоты Сердечность взгляда. Господи прости нас грешных. Игорь 11 октября 2014, 14:23 Преподобнии отцы наша , Антоние и Феодосие и все преподобнии Киево-Печерские - молите Господа о нас грешных , за державу нашу Российскую , за церковь нашу православную ,за Новороссию ,за президента нашего Владимира Путина ,Игоря Стрелкова ,Олега Царёва ,Алексея Мозгового и Всех сражающихся за Новороссию и Россию и за нас грешных .

http://pravoslavie.ru/74238.html

Келья, эта внешняя ограда исихии, есть «лаборатория непрестанной молитвы». От монаха, пребывающего в тишине и безмолвии кельи, в конечном счете, требуется только одно — постоянное памятование о Боге (mneme Theou), соединенное с раскаянием и плачем (penthos). «Сиди в своей келье», — советовал авва Аммон старцу, склонному к показному аскетизму. — «Ешь понемногу каждый день и всегда имей в сердце своем слово мытаря, — и можешь спастись». [  ] Слова мытаря Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк 18, 13) служат ближайшей параллелью к Иисусовой молитве, какой мы ее находим, начиная с VI века, у Варсануфия, в Житии аввы Филимона и в других источниках. К теме исихии и призывания Имени мы в свое время еще вернемся. Связь между монашеским затвором и Именем Иисусовым явственно прослеживается в словах Иоанна Газского о своем сотаиннике, пустыннике Варсануфии: «… келья его, в которой он, будучи еще жив, заключился ради Имени Иисусова, как во гробе, есть место упокоения, где не ходит ни демон, ни князь его диавол: она сделалась святилищем, вместивши в себе жилище Божие». [  ] Итак, келья для исихаста — это дом молитвы, святилище и место встречи человека с Богом. Об этом потрясающе точно сказано в «Изречениях пустынных отцов»: «Келья монаха — печь вавилонская, в которой три отрока нашли Сына Божия; она столп облачный, из которого Бог говорил к Моисею». [  ] Такое же представление о келье как средоточии шехины находим у современного коптского пустынника абуны Матты эль–Мескина. На вопрос, не думал ли он когда–нибудь совершить паломничество к Святым Местам, абуна ответил: «Святой Иерусалим здесь, в этих пещерах и вокруг них. Ибо что есть моя пещера, как не место, где Спаситель мой Иисус Христос родился, что есть моя пещера, как не место, где Спаситель мой упокоился, что еще есть моя пещера, как не место, откуда Он преславно восстал из мертвых. Мой Иерусалим здесь, да, здесь, и все духовные сокровища Святого Града обретаются в этой wadi». [  ] Итак, мы постепенно углубляемся во внутренние смыслы исихии. Применительно к духовности кельи это понятие указывает не столько на внешние условия, сколько на расположение души. Оно передает состояние человека, стремящегося, по слову св. Феофана Затворника, «стать умом в сердце пред Господом и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни». [  ] Но чтобы обрести это состояние, исихасту нужен покой и безмолвие кельи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Есть предание, что после Рождества Иосиф с Марией и новорожденным Христом какое-то время (не меньше 40 дней) жили в Вифлееме, правда, уже в другой пещере, точнее, в доме, от которого теперь осталась только пещера... Пещерка - известняковая, белоснежная. По легенде, Богородица кормила Младенца грудью и капелька молока упала на пол, поэтому пещера стала белой. Белый пещерный мел собирают, продают паломникам. Еще в XIX в. известняк размешивали с молоком и продавали паломникам в бутылочках с наклеечкой «Молоко Божией Матери». И люди хранили их как сувенир. Молочная пещера Конечно, посещают пещеру Вифлеемских младенцев. Там еще сохранились некоторые детские косточки, но не много... Правда, в пещерке лежат еще и кости взрослых людей - останки монахов, которые подвизались в этом месте. (Есть предположение - и останки родителей, которые защищали своих младенцев, а также иноков, погибших при персидском нашествии в VII в. - С.Р.). Можно говорить о какой-то конфронтации, пересечении празднований у представителей разных конфессий, но в последнее время открытые столкновения происходят редко. Нервы у всех на пределе, бывает, сдают, но по большому счету всё спокойно. Мусульмане приходят на праздник с большим удовольствием, заходят в храм. Они приходят поглазеть, им нравится торжество, огоньки, нарядные христиане... Мусульмане ведь тоже почитают Иисуса Христа - Ису, правда, не как Мессию, а как одного из пророков. И по-своему празднуют день Его Рождения. Это тоже своеобразный праздник. Особенно если учесть, что мусульмане составляют 60% населения Вифлеема. Идет сильный отток христиан, миссионерские организации не активны. На этом фоне происходит сильная исламизации населения: строятся мечети, многих обращают в мусульманство. Вифлеем - город на территории Палестинской автономии. Поэтому у паломников, конечно, проверяют паспорта, но в большей степени идет фейс-контроль, а не кропотливая проверка документов. Строже проверяют на выезде из Вифлеема. А в праздничные дни и вовсе дается «послабление» визового контроля, так что город оказывается абсолютно открыт для всех, кто захочет отпраздновать Рождество там, где родился Спаситель».

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/11/...

8 святынь Апостолы-ученики знали, что Иисус любит Гефсиманский сад и часто уединяется в нём, чтобы поразмышлять о своём, отдохнуть от городской суеты, погрузиться в высокое общение с Богом. Потому Иуда указал стражникам именно это место, где можно найти Христа и без проблем, лишнего шума арестовать. Современные исследования смогли даже достаточно верно указать тот уголок сада, где происходили легендарные события, а чудесные явления подтверждают догадки ученых. Из воспоминаний инок. Елены, 1997 Была я как-то на воротах, когда пришла одна гречанка, паломница, и спрашивает: «Нет ли у вас тут пещеры? Мне было во сне видение: пещера, а в ней молящийся Иисус. Значит, как я понимаю, пещера должна быть в Гефсимании. Внизу ничего похожего нет, но, может бытъ, у вас?» Показали ей нашу пещерку, и она признала в ней ту, что видела во сне. Сначала переполошилась, бедная, потом успокоилась и долго сидела в ней. И часто к нам приходила, пока не уехала. А сколько случаев было, что бесноватые в ней кричали и рычали! А один паломник из Киева взял с собой маленький камешек, что на полу нашел, а через месяц позвонил нашей матушке Анне, чтобы сообщить, что тот обильно мироточит. Такие чудеса! Среди святынь Русской Гефсимании особым почитанием пользуются «Лестница Спасителя». В результате работ по расчистке русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были открыты 7 последних ступеней Библейской лестницы, служившей для религиозных процессий, еще в ветхозаветный период. Это место, место события Входа Господня в Иерусалим. В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования «русских австралийцев» была построена маленькая открытая часовня, посвященная евангельскому событию входа Господня в Иерусалим. Была первая половина первого весеннего месяца, первый день недели. В этот вечно празднуемый день, когда красное солнышко еще только поднялось из-за Аравийских гор и приветливо осветило пределы Иудейские, достигая своими лучами величественной столицы Израиля/.../, толпы народа, собравшиеся к великому празднику Пасхи, шумно толковали о слышанном величайшем чуде.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Данную параллель можно наблюдать на иконах и в песнопениях. На иконе Воскресения обычно изображается черное пространство (ад), куда нисходит Иисус. Посмотрев на икону Рождества Христова, мы также видим черное пространство, которым изображается вертеп (пещера, где родился Христос). Давайте теперь обратимся к еще одному тропарю предпразднства Рождества. «Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ.» Перевод: «Некогда записалась (в перепись) со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, носящая во чреве зачатого без семени. Настало же время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была явлена. Христос рождается, чтобы восстановить прежде падший образ (Божий).» Данный тропарь поется только на одной службе, в Сочельник. Он не несет в себе особых богословских идей, а просто описывает события из Евангелие, которые связаны с рождением Христа. Гораздо большим богословским смыслом наполнен кондак предпразднства (напомню, что тропарь – это всегда главный текст, а кондак имеет второстепенное значение): «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно. Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча младо – Превечнаго Бога. ( Кондак пред-празднства)» Перевод: «Ныне (днесь) Дева идет (собирается) неизреченно (таинственно, чудесно) родить в пещере Того, Кто есть Превечное Слово. Ликуй, Вселенная, услышав (об этом); прославь вместе с ангелами и пастухами Того, Кому предстоит родиться, – малое Дитя, Предвечного Бога.» Сочельник — это не просто канун праздника. Служба Сочельника, можно сказать, это уже сам праздник. Точно также как Великая суббота – самая настоящая Пасхальная служба. По сути Пасха начинается Вечерней, которая служится в Великую субботу утром. Еще один парадокс.

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010