Глава двадцать восьмая Мф.28:1 .  По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. «В вечер... субботы» ( Мф.28:1 ) равносильно сказанному у Луки: «глубоким утром» ( Лк.24 – «очень рано») и у Марка: «при восходе солнца» ( Мк.16:2 ), ибо под солнцем здесь следует разуметь утренние лучи солнца. Когда наступает восьмой час ночи, тогда начало следующего дня, и, как думают, наступает утро; посему-то тогда и был, с одной стороны, вечер субботы, а с другой – начало дня Господнего, каковой день евангелист и называет «единым от суббот» ( Мк.16:2 , Лк.24:1 , Ин.20:1 ), ибо дни седмицы называли субботами, а первый – единым, так что день Господень есть «един от суббот», то есть первый из дней недели; ближайший к этому первому называли вторым, затем – третьим, а потом – остальные. Мф.28:2 .  И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Мф.28:3 .  вид его был как молния, и одежда его бела как снег; Мф.28:4 .  устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые; Мф.28:5 .  Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Мф.28:6 .  Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, Мф.28:7 .  и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. Мф.28:8 .  И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Господь воскрес тогда, когда камень еще лежал на гробе. По воскресении же Господа и ангел приходит, чтоб отвалить камень и дать женам вход в гроб. Землетрясение делается для того, чтоб пробудились стражи и поняли новизну случившегося. Итак, Господь воскрес тридневен. Как насчитываются три дня? В восьмом часу пятка был распят; с этого до девятого – тьма: это считай у меня за ночь; затем от девятого часа – свет: это день, – вот сутки: ночь и день.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Третий Рим: важен исторический контекст Обсуждение статьи «Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения» 12.03.2024 261 Фото: factroom.ru Алексей Ощепков: Относительно Третьего Рима , беда в том, что многие исторического контекста написания писем старца Филофея, вообще, не знают. А в 19-м веке Третий Рим начали истолковывать как право на Черноморские проливы, игнорируя духовную компоненту. Происходит трансформация религиозно-философской идеи в сугубо политическую. Ну, такое упрощение, я думаю, – из-за большого количества бывших лютеран в элите Российской Империи. И сейчас на Третий Рим смотрят в лучшем случае через призму смыслов трактовки 19 века. Определённой вестернизации. А западному мышлению свойственна идея экспансии, которой, в принципе, не было в письмах старца Филофея. Этот момент важный на фоне, как раз, противостояния с коллективным Западом. Леонид Гребнев: А насчёт «проливов» – это очень точно. Всегда именно благими намерениями прикрывают вполне низменные, шкурные интересы. Крестовые походы «за Гроб Господень» – тоже. Алексей Ощепков: Вы очень точно аналогию подметили. Вот что значит проникновение западного менталитета в нашу элиту. Борьба Российской империи за Константинополь – это просто калька с крестоносцев. Это, вообще, не по Филофею. Леонид Гребнев : По большому счёту это не аналогия, а идентичность. Выпячивание количественного интереса, который в рафинированном виде – торгашеский, точнее глобально-торговый (и, значит, денежный). Это – «кочевничество по-над всё»... Алексей Ощепков : Абсолютно с Вами в этом согласен! Ведь кто нажился на крестовых походах? Торговцы и ростовщики – будущие банкиры. Я даже вижу подозрительную аналогию между королевствами крестоносцев в Палестине и современным Израилем. И то, и другое – совершенно искусственные образования под прикрытием религии. И вот сама тема борьбы за Гроб Господень – ну чем не сионизм?! Да это чистейшее подобие сионизма. Вот оно: вырождение западного христианства в иудео-христианство. Кстати, это всё только иллюстрирует глубину падения Рима и только подтверждает концепцию Третьего Рима, на самом деле.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/12/tr...

Сортировать по Исключить новости Великая Пятница в 2024 году – 3 мая Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! 26 апреля, 2019 Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! Великая Пятница – что означает этот день для христиан? Какие молитвы совершаются в Великую Пятницу? Как провести этот день? Великая Пятница Великая Пятница – самый скорбный день в году. Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечины) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». В Великую Пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Утреня Великой Пятницы служится в четверг вечером – читаются Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых. Великая Пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica/

Смерть Достойная смерть добродетельного мужа, умирающего в Господе, является совершенством, ибо в Отечниках обычно о кончине блаженных Отцов говорится, что такой-то «совершился», то есть преставился ко Господу (1). Смерть – лестница. Ибо как лестница имеет две тетивы, два бока, так и смерть, оканчивающая временную жизнь и начинающая вечную жизнь, имеет как бы две тетивы, два бока, посредствующие между временной и вечной жизнью: с одной стороны, жизнь оканчивающуюся, и с другой – начинающуюся. И как между двумя тетивами устраиваются и укрепляются ступени для восхождения, так и во время смерти между жизнью, оканчиваемой и жизнью начинаемой, как бы между двумя тетивами собираются вместе все добрые дела мужа праведного, в жизни временной содеянные, которыми душа, как бы по ступеням, восходит на него. Итак, смерть или гроб служит лестницей для восхождения: «Гроб лествица к небеси бывает» (2). Двоякая бывает смерть: естественная и духовная. Естественная смерть положена всем, как говорит Писание: «Человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9:27 ), а духовная смерть – только для желающих, ибо Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» ( Мк. 8:34 ). Он никого не принуждает, но говорит: «Кто хочет». Но мы видим, что иному предстоит только одна смерть естественная, а преподобному угоднику Христову предстоит смерть двоякая: сначала духовная, а потом естественная. Хорошо сказал кто-то, рассуждая о Лазаревом воскресении: «Христос возвратил Лазаря к жизни для того, чтобы человек, родившийся в мире однажды, научился дважды умирать». Ибо естественная смерть не может быть доброй и честной пред Богом, если ее не предварит духовная смерть. Никто не может после смерти получить жизнь вечную, если не привыкнет умирать до смерти. Моисей вышел из Египта с людьми израилевыми в путь, ведущий в землю обетованную, не раньше, чем тогда, когда умерщвлены были первенцы египетские (см. Исх. 13:15 ). Так и человек не войдет в жизнь вечную, если прежде не убьет в себе умерщвлением греховные вожделения. Блажен тот, кто научился до смерти умирать для греха, и до погребения во гробе похоронит свои страсти в умерщвленном своем теле (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

9. На 7. прот. Алексий Касатиков : Пожарная инспекция " - Испугались как огня Благодатного огня. " ............... Правильно, батюшка! Спаси Господи! 8. Решать выходить или нет журналу может только издатель Вижу не первый материал по этой теме и не как не пойму как связаны между собой факт неполучения грифа и закрытия журнала. Решать выходить или нет журналу может только издатель ну конечно суд после нескольких предупреждений. А как же обязанности перед подписчиками ведь нужно теперь возвращать деньги, полученные за подписку. Или у них какой то другой способ распространения. Ведь общепринятый способ организации подписки, когда входишь в какой либо каталог ну, к примеру, каталог Роспечати получаешь подписные индексы, организуешь подписку, не требует никаких грифов для продолжения работы. 7. Пожарная инспекция Известно из нашего бытового опыта, каким грозным орудием в конкурентной борьбе могут быть такие, казалось бы безобидные организации, как санитарная или пожарная инспекции... Вот, теперь и опыт церковной жизни показывает, что противопожарные меры могут иметь идеологическую значимость. Информационный совет РПЦ выступил в роли провинциального пожарного инспектора, снискивающего себе " скудное пропитание " угрозой применить свою власть и закрыть учреждение, хотя и честное, но не несущее мзды пожарнику, который " тоже хочет жить " . После пожара в пермском борделе пожарные инспекторы (в оправдание им будь сказано - принуждаемые прокуратурой) стали обходить православные храмы как " места проведения новогодних и рождественских мероприятий " . И даже иногда, согласно букве закона, выписывали предписания на закрытие " предприятия " , в качестве которого рассматривались православные храмы. Впрочем, сами они оправдывались тем, что предписания эти останутся только на бумаге... Здесь - картина иная. Решение принято вопреки букве закона, но только на бумаге его оставлять не собираются. Вот такие " пожарники " , которые " тоже хочуть жить " , а Благодатный Огонь им мешает. Может быть им мешает не только журнал с этим названием, но и Сам Благодатный Огонь, сходящий по молитве Православного Патриарха на Гроб Господень? Очень может быть... Испугались как огня Благодатного огня. А чего ещё ждать от тех, которые " тоже хочуть жить " ? Только это жажда не Вечной Жизни, а совсем другой, для которой совсем не нужна истина, которая, собственно и не есть жизнь.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/05/...

А.А. Половцов Поликарпов-Орлов, Феодор Поликарпович Поликарпов-Орлов , Феодор Поликарпович, директор Московской типографии, писатель, учитель Академии, справщик, переводчик Печатного двора. По некоторым словам П., он происходил, подобно другим ученикам типографской школы, из «простых» людей, т. е. служилого сословия; родился приблизительно в конце 1660-х или начале 1670-х г., так как поступил в числе первых учеников в открывшуюся в 1681 г. греческую типографическую школу, лет 10 от роду. Одаренный от природы недюжинными способностями, он был к тому же трудолюбив; несмотря на успехи в науках, его школьные впечатления не отличаются светлым характером. В школу было принято «всякого чину малых детей, числом около 30-ти», для обучения греческому, славянскому чтению и письму. Из их числа Ф. Поликарпов с 4 товарищами, как наиболее способные, в 1684 г. были переведены в Славяно-греко-латинскую академию, к братьям Софронию и Иоанникию Лихудам, «для научения их греческому и латинскому диалектам и всем свободным наукам» П. и в этой школе скоро выделился; так, в 1685 г. он присматривал вместе с Лихудами за строящимися каменными палатами, предназначавшимися для Славяно-греко-латинской академии. Учение П. в Академии продолжалось почти 9 лет, но не закончилось. Проходил П. в это время грамматику и пиитику на греческом языке, риторику, диалектику, логику и физику на латинском и греческом языках. Кроме этих систематических курсов, П. по праздникам и воскресениям слушал проповеди, толкования на библейские тексты и истории, упражнялся в ведении диспутов, составлял орации, писал силлабические стихи. В эти же ученические годы, быть может, ради практики, он начал переводить с греческого. В 1687 году им, совместно с другими учениками Академии, был сделан перевод «Акоса» бр. Лихудов. По-видимому, он переводил и другие сочинения «самобратиев» на славянский язык. Полного курса наук Академии П. прослушать не удалось: философии и богословия он не изучал, так как в 1694 г. преподавательская деятельность бр. Лихудов прекратилась (они были отстранены от должности) и П. пришлось из ученика непосредственно стать учителем. Повышением этим он был обязан влиянию митрополита Хрисанфа, племянника патриарха Досифея, посланного в Москву для сбора подаяний на гроб Господень, главного виновника гнева патриарха Иерусалимского на бр. Лихудов. Способ обучения в Академии до некоторой степени подготовил П. к преподавательской деятельности, но сумма знаний, вынесенных им из школы, вряд ли была велика. Во всяком случае, из школы Лихудов П. вынес, помимо любви к ним, некоторый запас знаний, любовь к наукам, и настойчивость в достижении цели, – не повидавшие его всю жизнь; свойства эти внес П. и в свою преподавательскую деятельность, продолжавшуюся около 4 лет (с 1694 по 1698 г.). Предметы, которые изучались в Академии, остались те же, что были при Лихудах, преподавались лишь они на греческом языке. Богословие и философия отсутствовали, так как их никто не изучил у Лихудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Федоров-Давыдов Глава пятая. Новые крестовые ополчения I. Воскресший дух Святой Гроб Господень освобожден!.. Эта весть возбудила общий восторг в Европе и снова, с былою силой подняла упавший дух народа. Всюду шел один восторженный говор о подвигах и победах крестоносцев. И, как было это перед началом первого крестового похода, снова единодушно поднялся весь народ от знатных людей до бедняка и нищего, чтобы идти туда же, к Святому Гробу. Те, кто приняли крест перед первым походом и не пошли, кто бежал из войска, подвергались всеобщему гонению и презрению. Вновь явились проповедники-монахи среди народа. И теперь те более положительные люди, которых не захватил в общий народный водоворот энтузиазм Клермонтского собора, – теперь, говорю, они были впереди других и деятельно собирались к походу в Святую Землю. Слава старой Франции воодушевила Италию и Германию. Ополчение пошло быстрыми шагами вперед. Это происходило в 1101 году. Пилигримов собралось к походу до пятисот тысяч… Но словно что роковое висело над новым ополчением крестоносцев. Три армии, которые сформировали они, потерпели поражения одна за другой. И вот как было это дело по порядку. II. Первая армия Свыше ста тысяч собралось пилигримов-ломбардцев; все горели нетерпением достигнуть Святой Земли, чтобы сразиться с неверными, и неудержимо рвались вперед. Они никого не хотели слушать, ничего не хотели знать; им казался таким легким тот подвиг, который они принимали на себя, а это было потому, что они понятия не имели о тех трудностях и неурядицах, которые им предстояло одолеть на своем долгом пути. Словом, над ними вновь повторился тот ужас, который навлекли на себя передовые части первых крестоносцев. Что можно было сделать с ними? Какая сила могла их сдержать? Они шли добровольно и ни о какой дисциплине слышать не хотели. Страшной ордой прошли они провинции Болгарии и Греции, разрушая и уничтожая на своем пути решительно все и внушая этим невероятный ужас населению. Византийский император хорошо помнил эту страшную силу и придумал верное средство сдержать этот наплыв гибельного ополчения: из ворот Константинополя, по его приказанию, были выпущены на крестоносцев стаи обученных львов и леопардов. Кое-как, всеми неправдами переправились, наконец, ломбардцы через Босфор и раскинулись лагерем под стенами Никомидии. Сюда подошли к ним со своими отрядам коннетабли германского императора Генриха III Конрад, герцог Бургонский, граф Блуасский, епископ Суассонский во главе французов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Воскресение 26.03.2024 4 Время на чтение 17 минут «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. 28: 1-15). То, что произошло, было непостижимо, и сами Апостолы первоначально восприняли сообщение женщин в качестве бреда, фантазий их воспаленного воображения. Спустя столетия Ренан повторит сомнения Апостолов, назвав сильную фантазию Марии Магдалины «галлюцинирующей». Однако Мария Магдалина была не одинока в своем видении. К тому же следует обратить внимание на те перемены, которые произошли с учениками Иисуса Христа. Пребывающие в страхе, совершенно преобразились после нескольких дней. Неужели галлюцинация могла произвести такой духовный переворот в сознании и естестве последователей Христа?

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/26/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Крестовые походы, джихад и глобализация 16.10.2004 1539 Время на чтение 10 минут В последнее время мир все чаще сталкивается с таким ненаучным понятием как глобализация, которое не имеет четкого определения и может трактоваться сторонами по-разному. Для одних и это попытка навязать свою идеологию, свой образ жизни и мыслей, свои " ценности " . Для других - поиск новых путей ответа на эти вызовы для сохранения своей самобытности, быта, религии, древней культуры и своей цивилизации от внешнего разрушения. Одним из средств внедрения глобализации в общественное сознание служит политическая корректность, которая призвана закамуфлировать реальные намерения словами, возможно, более приятными на слух, но не передающими точного смысла того, что хочет сказать собеседник. Элементы глобализации и политической корректности не новы, их можно узнать и увидеть на примере истории крестовых походов, которые, как мы увидим ниже, еще не закончились. В 1095 г. после " Великой схизмы " 1054 г. (раскола единой христианской церкви на Западную, латинскую, и Восточную, православную), дабы решить свои социально-экономические, политические и религиозные проблемы, папа Урбан II в Клермоне нашел вполне политкорректный " раннеглобалисткий " лозунг для всей Западной Европы: " спасти Гроб Господень от сарацинов " , то есть местных арабов-мусульман. Призыв был услышан, и сотни тысячи безземельных, но титулованных дворян, благословленных " первым среди равных " , со словами " того хочет Бог! " надели на себя рыцарские доспехи с крестовыми мантиями и отправились в Святую Палестину. Еще в Европе крестоносцы стали " задирать " местных жителей и устраивать еврейские погромы. Византийскому императору Алексию I Комнину было непросто заставить крестоносцев уйти из гостеприимной и богатой столицы Восточной Римской империи, Константинополя, чтобы продолжить путь к поставленной цели дальше через Босфор в Азию, в Святую Землю. Тяжелые испытания и потери выпали на долю франков (араб. аль-ифранг), или " чужестранцев " как их называли местные " сарацины " , воспринимая непрошенных гостей как захватчиков и оккупантов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Крестовый поход детей 15.11.2019 834 Источник: РЕН-ТВ Из Соединённых Штатов новая героиня современного мира, святое дитя экологии Грета Тунберг поплывёт стремительно в Мадрид на катамаране на 25-ю конференцию по изменению климата (конференция откроется 2 декабря). Девочке шестнадцать лет, но по ней не скажешь, что шестнадцать. Отставшая в физическом развитии, малорослая и круглолицая, она выглядит, как будто ей максимум десять лет. А некоторые её фотографии показывают нам её личико и вовсе младенческим. Как-то её даже жалко, такую маленькую и храбрую. Она не Жанна д'Арк, та была юной воительницей, девой, носившей доспехи. Кого же Грета всё-таки напоминает? Мне так вспоминается крестовый поход детей, когда отвоёвывать Гроб Господень у неверных отправились тысячи детей из Европы — из Франции и Германии. Только из Германии выступили 25 тысяч детей. Это был 1212 год. Пастушку Стефану явился Иисус в образе белого монаха и велел стать во главе крестового похода детей. Идея крестового похода детей связана со святостью и непорочностью юных душ. (Ну, тогда верили, что детские души святы и непорочны, сейчас тоже многие верят, что дело обстоит именно так). С Гретой случилось что-то в этом роде. Судя по её пламенным выступлениям, она враждебна миру взрослых и верит, что дети спасут мир от глобального потепления. У Греты есть последователи, может, ещё не 25 тысяч, но школьники в Голландии и Швеции собираются массово и проводят, подражая Грете, " школьные забастовки за климат " . У детей крестового похода в 1212 году были особые отношения с морем. Они были уверены, что море расступится и пропустит их, когда они подойдут к его берегу. Но вот Грета вторгается в море на катамаране, дабы не загрязнять море 2019 года клочьями бензина. Дети крестового похода, повествуют нам летописи, были все детьми простолюдинов. Грета Тунберг — не ребёнок простолюдинов. Её мать Малена Эрнман — известная оперная певица, то есть Грета происходит из семьи людей искусства, привилегированной семьи. Пишут, что в возрасте 15 лет она склонила свою мать и отца стать веганами. Меня мои дети никуда не склонили и вряд ли смогут.

http://ruskline.ru/politnews/2019/11/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010