М.А. Гузик Содержание Предисловие Канон (греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения взвешивания) Кондак (греч. «палка», на которую наматывался свиток) Список использованной литературы     Предисловие В последние десятилетия в условиях кризисного состояния российского общества, повсеместного распространения массовой культуры, ослабления нравственного климата, снижения самоценности человеческой личности особое значение приобретает возвращение к истокам русской культуры и её стержню вплоть до конца XIX века – православию. Нельзя представить русского пространства и православия без Византии, сформировавшейся в недрах Римской империи на территории Греции, Малой Азии, Северного Египта, без ее столицы – Константинополя (Царьграда) и без главной православной святыни – храма св. Софии. Изучать культуру Византии, значит приблизиться к пониманию того бесценного наследия, которое Русь получила при крещении. Византия нашла такой образ мира, который удовлетворял потребности многих народов на стадии феодализма. Византийцы открыли духовную природу человека. Культурные процессы, происходившие в этой стране, способствовали рождению синтеза эллинистической философии, христианского нравственного религиозного учения и восточных мистических идей. В эпоху средневековья Византия являлась великой православной греческой империей и оставалась единственной хранительницей эллинистических традиций, послуживших основой развития гуманистических идей в XVXVI вв. В Византии христианская религия создала уникальные условия для появления нового типа культуры, влияние которой ощутили на себе как страны, примыкавшие к византийскому региону (Македония, Херсонес и др.), так и те страны, для которых Византия являлась колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь). Византийские «отцы церкви» разработали религиозную философскую систему – патристику, догматическое богословие, каноническое право, литургику, гомилетику и другие теологические дисциплины, получившие широкое распространение в богословских школах Запада и Востока. Культовая система, форма и содержание византийского богослужения были восприняты православными церквами в балканских странах и в Древней Руси наряду со многими традициями византийского церковного зодчества, иконописи, фресковой живописи, музыки и литературы, что способствовало развитию национальных художественных культур. Византийское влияние испытали на себе и страны Западной Европы, трансформировавшие христианско-догматические формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава X. Эсхатологическая проблема в русском православном богословии и религиозно-философской мысли ХХ века § 1. Понятие об эсхатологии Эсхатологическая (от греч. σχατον – конечный, последний) проблематика всегда волновала русскую мысль. В отдельные периоды она переживалась как острое ощущение конца истории. В другие – основное внимание сосредоточивалось на решении одной из труднейших богословских проблем – проблемы вечных мук. В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к верному пониманию признаков завершения человеческой истории и попытке осмысления в этом апокалипсическом ключе происходящие процессы в мире и в России. Не малое место при этом занимает вопрос пришествия антихриста, и в связи с ним число имени зверя ( Откр. 13, 18 ). Однако центральным пунктом эсхатологической проблемы в русском православном богословии всегда остается вопрос о стяжании того эсхатона, который внутрь нас есть ( Лк. 17, 21 ), и который является конечной целью жизни. Многосторонность эсхатологической проблемы позволяет лишь кратко осветить некоторые из ее аспектов. 1 . Самым актуальным вопросом в русском богословии, в течение всей его истории, включая и настоящее время, является аскетический аспект. Он заключается в теоретическом и опытном изучении духовного пути, ведущего к Царству Божию. Положительное его понимание 444 подвергается, однако, как это часто бывает, различным искажениям. Одно из главных, присущих, как кажется, самой природе человека, является искушение «сорвать» плод вхождения в Царство Божие, а не вырастить его трудом и подвигом. Эта тенденция проявляет себя в самых разнообразных формах. Например, когда присутствует убеждение, что спасение достигается путем исполнения церковных обрядов, правил, богослужебного Устава, занятиями различной церковной деятельностью, внешней благотворительностью и т.п. Но при этом забывается норма христианской жизни: …сие надлежало делать, и того не оставлять ( Мф. 23, 23 ) – того, то есть заповедей Евангелия. В результате, христианин теряет драгоценный эсхатон – Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

М.А. Гузик Канон (греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения взвешивания) 1 . Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, окончательно сформировался в период иконоборчества (728842). Патриарх Никифор (?829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточно-христианского искусства, как важнейший культуро-созидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике. В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика ). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. 2 . Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАПИТУЛ [лат. capitulum], 1) в Римско-католической Церкви и англикан. церквах коллегия священнослужителей (каноников) при кафедральном соборе (кафедральный К.) либо коллегиальной церкви (коллегиальный К.); 2) в католич. монашестве коллегиальный орган управления монашеским орденом или конгрегацией, состоящий из настоятеля и выборных делегатов; может собираться на уровне ордена (генеральный К.), его провинции (провинциальный К.) или мон-ря (монастырский К.); 3) особое здание или помещение, где собирается монастырский К. Кафедральные и коллегиальные К. ведут происхождение от существовавшего в древней Церкви пресвитерия - собрания священников и диаконов, к-рые помогали епископу в управлении епархией и участвовали в церковных службах, возглавляемых епископом. О пресвитерах и диаконах как о помощниках и советниках епископа упоминается уже в первые века по Р. Х. Представление о духовенстве, служащем в определенном городе, как об особой группе или коллегии нашло отражение в 15-м прав. I Вселенского Собора, запрещавшем епископам, пресвитерам и диаконам переходить из города в город. Имена клириков определенной церкви заносились в особый перечень (matricula, album, tabula; греч. κανν - отсюда их название «каноники»). Блж. Иероним Стридонский сравнивал «собрание пресвитеров» (coetum presbyterorum) при епископе с сенатом ( Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 61). В галльском каноническом своде 2-й пол. V в. «Древние установления Церкви» (Statuta Ecclesiae antiqua) упоминается о запрете епископу рукополагать клириков без консультации с пресвитерами (absque consilio compresbyterorum suorum - Statuta Eccl. antiq. 22). Эта норма была подтверждена и расширена 7-м прав. II Туронского (Турского) Собора (567). В дальнейшем различие между городскими священниками, входившими в окружение епископа, и сельскими углублялось (отмечено, в частности, 15-м прав. Арвернского (Клермонского) Собора (535)). Правила II Туронского (567) и IV Толетского (Толедского) (633) Соборов предписывали пресвитерам, диаконам и проч. клирикам епископа жить с ним в одной резиденции. 12-е прав. Эмеритского (Меридского) Собора (666) позволяло епископу призвать сельского пресвитера или диакона для совершения богослужений в соборном храме. Дальнейшему обособлению клира кафедрального собора от остальных священнослужителей диоцеза способствовала практика общих трапез кафедральных клириков, о к-рой упоминается, напр., Григорием Турским и в грамоте франк. кор. Хильперика (580), а также в 7-м прав. III Толетского Собора (589).

http://pravenc.ru/text/1470337.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2015 Зачем нужны каноны? Кандидат богословия, преподаватель канонического права на кафедре церковно-практических дисциплин СПбПДА, священник Александр Миронов полагает, что не нужно спешить объявлять древние каноны устаревшими. Иерей Александр Миронов Канон (греч. κανν — брусок, который служил мерной линейкой, в переносном смысле — правило, норма) — общеобязательное для всей Церкви установление апостольской традиции, Вселенских и некоторых Поместных соборов и отцов Церкви. В отличие от догмата, который касается вероучения, каноном регулируются вопросы церковного устройства, дисциплины, частной и публичной жизни христианина. Иерархия Соборов — Отец Александр, зачем нужны каноны? Их всё равно никто не знает и не исполняет? Имеют ли они какое-то отношение к реальной церковной жизни? — Во-первых, я не согласен с тем, что их никто не соблюдает, потому что в нашей Церкви много святых, в том числе неявленных, которые точно соблюдали каноны. Во-вторых, каноны необходимы в Церкви, чтобы поставить границы, переходя которые, человек бы понимал, что он совершил нечто совершенно неприемлемое. Да, много примеров несоблюдения канонов, но они относятся к тем случаям, когда Церковь проявляет снисхождение к своим членам: в первую очередь к мирянам, во вторую, — к клирикам. Это означает, что каноны существуют прежде всего не для того, чтобы наказывать, а для того чтобы уврачевать. Иерей Александр Миронов родился в Тамбове в 1970 году в церковной семье (мать — сотрудница епархиального управления, отец — отставной офицер, певчий хора). служил в армии в ВДВ, неоднократно бывал в горячих точках. В 1996 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 2010 году был рукоположен во пресвитера ко храму святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске . Кандидат богословия. В СПбПДА с 2010 года преподает «Историю источников канонического права», «Брачное право» и «Правила Вселенских соборов». — Почему непререкаемым авторитетом обладают лишь те каноны, которые были созданы в эпоху Вселенских соборов, то есть до IX века? Ведь за это время столько всего поменялось? Почему не создаются новые каноны?

http://aquaviva.ru/journal/?jid=73902

А.А. Ивин, А.Л. Никифоров ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (от греч. deon – долг, правильность), или: Логика норм, нормативная л о г и к а, – раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний. Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, Д.л. отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние. Д. л. слагается из множества систем, или «логик», различающихся используемыми символическими средствами и доказуемыми утверждениями. Вместе с тем эти «логики» имеют общие черты. Предполагается, что все многообразные нормы имеют одну и ту же структуру. Выделяются четыре структурных «элемента» нормы: характер – норма обязывает, разрешает или запрещает; содержание – действие, которое должно быть, может или не должно быть выполнено; условия приложения; субъект – лицо или группа лиц, которым адресована норма. Не все структурные элементы нормы находят выражение в символическом аппарате Д. л. Те системы, в которых учитывается только содержание нормы и ее характер, называются абсолютными (или монадическими). В них норма представляется в виде: «Обязательно (разрешено, запрещено) А», где А – высказывание, которое описывает состояние дел, реализуемое предписываемым действием. Деонтические системы, в которых учитываются также условия приложения нормы, называются относительными (или диадическими). В них норма принимает вид: «Обязательно (разрешено, запрещено) А в условиях В», где А и В – высказывания, описывающие какие-то состояния. Подход Д. л. к структуре норм является предельно общим. Это позволяет распространить ее законы на нормы любых видов, независимо от их частных особенностей. Правила игры и грамматики, законы государства и команды, технические нормы, обычаи, моральные принципы, идеалы и т. д. – нормы всех этих видов имеют одинаковую логическую структуру и демонстрируют одинаковое «логическое поведение». В Д. л. понятия «обязательно», «разрешено» и «запрещено» обычно считаются взаимно определенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Каппадокия область Малой Азии между Галисом и Евфратом, ставшая с 17 г. н.э. сначала римской, затем византийской провинцией. Она разделялась на Понтийскую (побережье Черного моря) и Внутреннюю Каппадокию. К IV в. относятся самые ранние упоминания о простых по архитектуре пещерных храмах в горах Каппадокии, созданных группами отшельников. Согласно новейшим открытиям, в VIIIhaчaлe IX вв. иконоборцы создали в Каппадокии несколько храмов (Новая церковь Токалы, двухнефная церковь св. Василия с двумя апсидами и крестом на плоском потолке, часовня св. Стефана с остатками фигур святых и сценой «Евхаристия» на южной стене и др.), украшенных изображениями крестов. С X в. стали появляться многочисленные пещерные капеллы и церкви разных размеров. Их своды, арки, колонны, апсиды высекались в мягком скальном грунте и расписывались монахами-самоучками, которые создавали выразительные фрески, привлекавшие своей непосредственностью и искренностью. Некоторые росписи датированы и снабжены посвятительными надписями. Каппадокийские пещерные храмы впервые были исследованы французским ученым Г. де Жерфанионом в ходе нескольких экспедиций (с 1908 г.), результаты которых были опубликованы в 19191920 гг. Ученый разделил каппадокийские фрески на две группы: «архаические» (X в.) и зрелые (XIXII вв.). В «архаических» росписях заметно влияние сирийских живописцев: большеголовые приземистые фигуры, угловатые жесты, сложные композиции на фризеобразных лентах. Вторая группа росписей отличалась утонченностью, свойственной византийской живописи македонской эпохи. Стены церкви Токале Килиссе покрывают росписи двух периодов периода иконоборчества и XI в. После восстановления иконопочитания каппадокийские фрески стали своеобразным образцом для константинопольских художников, создававших многофигурные композиции, и для живописцев Армении и Грузии. Со второй половины IV в. Каппадокия стала центром религиозной образованности на востоке Римской, а затем и Византийской империи. Здесь возник кружок, в который входили Василий Кесарийский, его брат Григорий, епископ Нисы, и Григорий Назианзин . Они великолепно знали античную словесность и использовали методы неоплатоников в богословских спорах. «Великие каппадокийцы», как их называли, заложили фундамент собственно византийской философии. Они способствовали утверждению христианства, развитию жанра христианской проповеди, оформлению культа святых и мучеников. В последующие эпохи их взгляды развивали Иоанн Филопон, Георгий Писида, Евстратий Никейский, Михаил Пселл и другие образованные византийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Карта из Мадабы (24 х 6 м, 4050-е гг. VI в.) – единственный дошедший до нашего времени памятник ранневизантийской картографии, обнаруженный в 1884 г. во время сооружения нового храма. Она составлена из 2,5 миллионов разноцветных (синих, коричневых, черных) кубиков смальты на полу христианской церкви в городе Мадаба (Трансиордания). На карте изображена Палестина и прилегающие к ней страны со всеми городами, реками, дорогами, общественными зданиями и церквами, упомянутыми в Новом завете. Безымянный картограф обозначил города крупнее, чем остальные географические пункты. Ветхозаветные объекты представлены лишь частично. Рядом с названиями некоторых городов, рек, селений помещены цитаты из Библии, в которых сообщается о том или ином месте. Крупномасштабно (1:1600, в то время как масштаб остальной карты 1:15000) представлен Иерусалим. Хорошо сохранились мозаичные изображения областей между Иерусалимом и Мертвым морем, к востоку от Аскалона, район синайских гор и дельта Нила. От остальных частей карты сохранились лишь фрагменты. Касия (варианты: Икасия, Кассиана; ок. 800/805 или 810?) уроженка Константинополя, талантливая поэтесса-монахиня, отличавшаяся остротой ума и независимостью суждений. В одной из легенд рассказывается о сватовстве будущего императора Феофила (829842), отвергшего эту умную и красивую девушку, которая на его вопрос: «Ведь зло в мире произошло от женщины?» – ответила: «Но через женщину произошло и высшее благо». Это событие нашло отражение в хрониках Георгия Амартола, Феодосия Мелитенского, Зонары и Глики. Касия вынуждена была постричься в монахини (ок. 830 г.). Ей приписывают основание монастыря в Константинополе, близ Золотых ворот. Поэтическое творчество Касии многообразно. Она была автором гимнов; литургических поэм, к которым писала музыку; сатирических ямбов, высмеивавших лицемерие, предательство, глупость, невежество, скупость, лживость, «злопамятность мать зависти» и другие людские пороки; эпиграмм на морально-этические темы, в которых воспевались правдивость («правдивые слова подобны клятве»), благочестие, покорность судьбе, осмотрительность в выборе друзей («несчастье выявляет истинного друга»). Ее излюбленным жанром были ямбические сентенции, состоявшие из одного стиха. Нередко они преобразовывались в двустишия или эпиграммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Д. л. имеют место закон деонтической непротиворечивости (выполнение действия и воздержание от него не могут быть вместе обязательными), закон деонтической полноты (всякое действие или обязательно, или безразлично, или запрещено), законы: логические следствия обязательного – обязательны; если действие ведет к запрещенному следствию, то само действие запрещено, и т. п. Если Д. л. строится как расширение логической теории действия, различаются действие и (сознательное) воздержание от действия, не равносильное простой бездеятельности. Если в основу Д.л. положена логика взаимодействия, проводится различие между типами деятельности, связывающей двух субъектов (предоставление какого-то объекта, навязывание его и т. п.). В соответствии с «Юма принципом», невозможен логический переход от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Ни одна из существующих деонтических систем не нарушает данный принцип и не санкционирует переходов от описательных посылок к нормативным заключениям. Невозможным считается и логический вывод описательных высказываний из нормативных. Нарушающий якобы это положение «принцип Канта» – «Если должен, то может» (обязательность действия влечет его логическую возможность или выполнимость) – не является на самом деле контрпримером. В нем фигурирует не обязывающая норма, а описательное высказывание о ней. Попытки свести Д. л. к логике описательных высказываний не увенчались успехом и сейчас оставлены. Более плодотворным является истолкование норм как частного случая оценок. Норма представляет собой групповую оценку, подкрепленную угрозой наказания (санкции), т. е. социально навязанную и социально закрепленную оценку. «Обязательно действие A» можно определить так: «Действие A оценивается положительно; и хорошо, что уклонение от этого действия сопровождается наказанием». Такое определение нормативных понятий через оценочные позволяет свести деонтические модальности к аксиологическим модальностям и Д. л. к оценок логике. Д. л. нашла уже достаточно широкие и интересные приложения. Понимание логических характеристик норм необходимо для решения вопросов о месте и роли норм в научном и ином знании, о взаимных связях норм и оценок, норм и описательных высказываний и т. д. Знание логических законов, которым подчиняется моральное, правовое, экономическое и всякое иное рассуждение, использующее и обосновывающее нормы, позволяет сделать более ясными представления об объектах и методах наук, оперирующих нормами, оказать существенную помощь в их систематизации. Распространяя формальные критерии рациональности на область нормативного рассуждения, Д. л. позволяет дать аргументированную критику концепциям, утверждающим алогичность такого рассуждения и настаивающим на невозможности сколь-нибудь убедительного обоснования моральных, правовых и иных норм и их систем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Среди литургических песнопений Касии выделяются рождественский гимн, прославляющий торжество христианства над другими культами, и «Канон на усопших», посвященный тем, кто должен предстать перед Богом в день Страшного суда. В 9 одах, составляющих акростих – имя поэтессы, она воспевает силу и мудрость «владыки жизни и смерти», призывает его проявить к грешникам доброту и простить им прегрешения, «совершенные вольно и невольно». Творчество Касии было высоко оценено последующими поколениями византийцев. Феодор Продром отметил ее талант композитора, чьи мелодии использовали позднейшие гимнографы. Георгий Кодин восхищался этой «благочестивейшей монахиней», которая «сочинила много канонов и стихирей и другого достойного удивления и положила на музыку во времена императора Феофила». Никифор Каллист Ксанфопул включил имя Касии в перечень известных поэтов-гимнографов. Квинт Смирнский (рубеж VVI вв.) уроженец Смирны на западном побережье Малой Азии, автор историко-мифологической поэмы «Послегомеровские события». Большинство исследователей считает, что поэт был знаком с киклическим эпосом, откуда он заимствовал материал, а также с древнегреческими трагедиями, местными преданиями о троянских героях, эллинистической и римской поэзией. Поэма Квинта, написанная гекзаметром, открывается битвой греков с амазонками и с эфиопским войском Мемнона, поспешившего на помощь Трое после гибели Гектора. Затем следует гибель Ахилла и Париса, самоубийство Аянта (Аякса), падение Трои и отплытие греков на родину. Христианский мотив божественного возмездия за всякое содеянное человеком зло не позволяет распасться поэме на отдельные эпизоды. Как и все подражатели Гомера, Квинт использует большое количество риторических фигур, эпитетов, заимствованных из «Илиады» и «Одиссеи» или составленных самим поэтом, и других средств выразительности. Сюжеты из этой поэмы использовались в прикладном искусстве. Кекавмен (XI в.) – полководец, автор «Стратегикона» («Советы и рассказы Кекавмена»), адресованного его детям как руководство в жизни. В этом дидактическом произведении, содержится много интересных сведений о нравах и обычаях византийцев, о византийских политических деятелях, писателях, ученых и о тех, кто возделывает землю и насаждает виноградники. Книга не имеет четкой композиционной линии, но ей присущ объединяющий призыв «уповать на Бога»: «Не покидай Бога, и Бог не покинет тебя». Однако вера в Бога сочетается у Кекавмена с верой в человеческий разум, в способность человека многого добиться своим трудом, без которого «нет блага». Он оценивает людей по их личным качествам, с уважением относится к другим народам, «ибо они разумны, как и ты».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010