Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Феодорит Кирский, блж. Феодорит Кирский (греч. Θεοδρητος ο Κρου; 386 (393?) — 457) — ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, епископ кирский, ряд его сочинений были осуждены Пятым Вселенским собором как еретические. Но сам он был оправдан еще на четвертом вселенском соборе, после того как анафемствовал еретика Нестория. Жизнеописание Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя — неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Феодорита до епископства мало известна. В 423 г. Феодорит сделался преемником Исидора в епископии Кирской. На этом посту Феодорит приобрел громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Феодорит был несомненно самым образованным богословом V века. Воспитанный в уважении к подвижничеству, Феодорит являл в грубом и развращенном веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. Смолоду Феодорит имел две страсти — к уединению и бедности; вторую страсть он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности. Еще в Антиохии Феодорит роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира — построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. «У меня ничего нет»,— пишет Феодорит другу,— «ни дома, ни могилы; платье на мне составляет все мое имущество». Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество. Кроме дел благотворительности, к Феодориту привлекало и его ораторское искусство. Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия. Феодориту пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви — св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором. В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов. Св. Кирилл выступил против учения Нестория. Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа.

http://lib.cerkov.ru/authors/247

В 1990-е годы это были, во всяком случае, на поверхности, попросту власти. Сейчас так не скажешь, но, понятно, что эти влиятельные «силы мира сего» вхожи и во власть, и к священноначалию. Сферы запредельные, можно лишь констатировать ненормальность (необъективность, закрытость, непрозрачность), казалось бы, сугубо научного дела. Есть, однако, «торчащий хвостик», читатель может быть с ним незнаком, в то время как этот небольшой, комический (в гоголевском стиле) эпизод прямо свидетельствует о наличии заказчика. Постараюсь рассказать о нём кратко. В 1990-е годы, среди известных влиятельных лиц был и начальник охраны Б.Н. Ельцина Александр Васильевич Коржаков. К нему, по доброму знакомству, обратился князь Зураб Михайлович Чавчавадзе с жалобой на тенденциозность следствия и Правительственной комиссии, связанных с «екатеринбургскими останками». Коржаков поручил своему сотруднику Алексею Анатольевичу Милованову познакомиться с вопросом и оказать возможное содействие З.М. Чавчавадзе. Князь и Милованов отправились для разговора к В.Н. Соловьеву, причём, Милованов – инкогнито. В разговоре вышел инцидент, в котором Милованов поймал Соловьева на противоречии и вмешался: «Владимир Николаевич, Вы же сначала говорили иначе! Как это понимать?». В.Н. Соловьев, не отличающийся вежливостью, обрубил: «Ну вот еще один эксперт выискался. Вы что, тоже из Дворянского собрания?». Милованов предъявил соответствующее удостоверение и сказал, что послан А.В. Коржаковым выяснить, почему игнорируется мнение оппонентов. Немая сцена разрешилась тем, что следователь с робким возмущением воскликнул: «Дорогой Алексей Анатольевич, какие же указания мне выполнять?! Я что-то не пойму… Нельзя ли, в конце концов, определиться и однозначно сказать, каким должно быть заключение следствия? Так и передайте. Я сделаю всё в лучшем виде» (князь А.К. Голицын «Кому же верить? Правда и ложь о захоронении Царской семьи» М. 2013, с. 25-26). Соловьева отстранили, но заказ (а как могло быть иначе?) остался. «Икономия» в кавычках. Напомним читателю значение термина. Икономия (от греч. οκονομα – устроение дома, дел) – в христианстве принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/mo...

4) методические инструкции, разработанные и рекомендованные Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви. Законы субъектов Российской Федерации «О миссионерской деятельности» – нормативно-правовые акты, принятые в ряде субъектов Российской Федерации в 1998–2002 гг. в целях восполнения пробела в федеральном законодательстве и правового регулирования деятельности миссионерской на территории субъекта. За основу данных законопроектов был взят закон «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области», принятый в 2011 г. Суть его состоит в том, что миссионеры, прибывшие в Белгородскую область с целью осуществления миссионерской деятельности, обязаны представить в исполнительный орган государственной власти Белгородской области следующие документы: – документ, удостоверяющий принадлежность к определенному религиозному объединению с указанием паспортных данных, целей и сроков визита в область; – копию приглашения; – программу пребывания на территории области; – свидетельство о регистрации по месту пребывания для лиц, прибывших в Белгородскую область. Защита миссионерская церковного учения (см. апологетическая миссия). Икономия (от греч. οκονομα – устроение дома, дел) – принцип церковного применения канонов, соблюдение которого является одним из условий, способствующих благоприятному осуществлению деятельности миссионерской Православной Церкви. Это понятие связано с принятием некоторых компромиссов, проявления снисхождения к человеческой немощи, и к тем часто запутанным историческим и церковным ситуациям, когда Церковь ограничивает действие канона или дисциплинарного правила там, где его настойчивое применение может вызвать соблазн или повод к новому греховному действию. Иначе говоря, и. – это такой способ отношения к поступкам христиан, когда смысл пастырского действия переносится на возможные последствия и ради их «исправления» отменяется епитимия, предусмотренная каноном за проступок, что дает пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу. Понятием, противоположным и., является акривия – строгое, неукоснительное и бескомпромиссное следование церковным правилам.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

68 Ibid., 298–299. Подлин. деяние означенного собора напеч. в Матер. для ист. рус. раск., т. I, 9–14; ср. 311–314. 69 Макарий, 305. Грамота к митр. сочавскому и молдавск. Гедеону от 7 апр. 1658 г. свиток Моск. синод. библ. 71 Некоторые подробности об этом, при участии Паисия I патр. констант. Макария п. антиох. И др. см. в статье п. Николаевского (Из ист. снош. России с Востоком в полов. XVII стол. Христ. Чт. 1882, янв.–фев., май–июнь: по рукоп. Синод. библ. и греческ. дел. Моск. глав. арх. мин. ин. д.); грам. Паисия к п. Никону (Христ. Чт. 1881, март–июнь, греч. текст и рус. перев., с объясн. к ней). 72 Уже в 1654 г. известный Неронов предсказывал в Вологде, что Никон вскоре «побежит из Москвы никем же гоним»; а Никон в письме к константинопольскому патр. Дионисию (1666 г.) писал, что он «от всех возненавиден и что его дважды хотели убить (Макарий, 301–304). 73 В поступке патриарха с образами «франкского письма» была возбуждено религиозное чувство царя Алексея: он упросил патриарха не жечь их а погребсти в земле; но и в этом случае Никон вызвал неудовольствие высших сановников: показывая публично эти изображения, он называл громко, из дома какого боярина или князя образа были взяты, с целью пристыдить виновных (Нутеш. Макария, II, 50). Замечательно, что в царстование Алексея Михайловича в некоторых церквах (напр. в нижегор. соборе) были фигурныя изображения распятия («вновь сделан истукан»), уничтоженные по требованию восточных патриархов (Гиббенет, II, 405). И в Воскр. монаст. в яслях лежала деревянная раскрашенная фигура младенца (Спасителя), только недавно уничтоженная (а следовало бы передать ее в музей, как делают на Западе, см. Рус. Стар., т. XLIII, 266). 74 Впрочем, в некоторых случаях п. Макарий сам уступал первенство Никону (Христ. Чт. 1882, май–июнь, с. 767). В алтаре соборной церкви Воскр. мон., за иконостасом, над обширным рядом седалищ возвышается 5 патриарш. престолов, устроенных Никоном (Приб. к Твор. св. отц., т. XXI, 43). 75 Ibid. 283–290. Ср. также ст. А.Г. Брикнера: Расходная книга Никона как источник для истории хозяйства в России (Ж. М. Н. Пр., ч. CLXXVIII). Вообще видно, что и в домашней, и в церковно-служебной обстановке Никон был большой щегол (Ист. Вест. 1885, т. XXII, с. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

Юлия 17 августа 2021, 15:28 Андрей Александрович, очень Вам благодарна за ответ! Правильно ли я Вас поняла:неабортивная контрацепция - это, так называемое, лайт-христианство, если оно возведёно в ранг нормы для всех без разбора? То есть могут быть редкие исключения, когда христианин, используя его, все-таки не является представителем лайт-христианства и началом более страшных грехов? Пётр 17 августа 2021, 09:43 " В читательских приоритетах, как в зеркале, отражаются определённые «сферы влияния», внедряемые в наше сознание. " Дальше можно не читать. Мы рассматриваемся как безвольные объекты манипуляции. " Демографические проблемы, безусловно, актуальные для государства Российского и Белорусского (но, к примеру, не британского, индийского или египетского), переносятся в церковную плоскость " И это тоже манипуляция. Ни слова о демогрфии в статье нет. Налицо попытка перенести чисто церковную повестку в политико-идеологическую плоскость. Дальше очень легко громить оппонентов с этой колесницы, запряжённой такой задорной парой коней. Манипуляция, в общем. Андрей Горбачев 16 августа 2021, 21:25 Игорь, я не даю духовных советов. Моя мысль проста: грех нужно называть грехом, а не возводить в норму. Последний вариант - путь тупиковый (мягко выражаясь). Игорь 16 августа 2021, 20:41 Андрей Горбачев,если реально смотреть на вещи, то очевидно, что очень немногие сегодня готовы рожать каждый год.Остальным, что делать? Остаётся каяться и сокрушаться.А от этого рождается смирение, что главное в духовной жизни.Господь смилостивится и даст либо веру и решимость, либо воздержание. Глеб 16 августа 2021, 19:12 Иоанна, " жесть " - это воздержание по два года. Любому браку конец придет. Апостол ничего не говорил только про воздерживание от супружеских отношений на время поста и молитвы, но не беременности и лактации. Игорь 16 августа 2021, 18:16 Андрей Горбачев16 августа 2021. " Икономия (греч. «устроение дома, дел») – решение церковных вопросов с позиции целесообразности, духовного блага, снисхождения. Икономия в решении церковных вопросов – это «духовное врачебное искусство», отклонение от буквально-точного исполнения священных канонов при их практическом применении с целью духовной пользы и спасения человека. " Так, что здесь дело не только в епитимьи.

http://pravoslavie.ru/140900.html

будучи благ, я пришел в неоскверненное тело (др.-греч.). 65 то, что будет родственно душам нашим, он позволил есть, а то мясо, которое будет противно, – воспрепятствовал (др.-греч.). 66 они излагали скорее врачебное, нежели физическое, мнение (др.-греч.). 67 мудрствующие по-реченному (др.-греч.). 68 Справедливо будет поверить твоему прекрасному объяснению, ибо нет ничего лучше, чем всей душою принять божественные запечатления закона (лат.). 69 правый логос природы... закон (др.-греч.). 70 мудрец называется богом для неразумного (др.-греч.). 71 потому что и мир согласен с законом, и муж закона есть одновременно гражданин мира, направляющий свои действия сообразно желаниям природы, по которой управляется и весь мир (др.-греч.). 72 ибо зиждитель мира, законодательствуя, сострадает нам по природе (др.-греч.). 73 ибо он всегда прилежал к численному умозрению (др.-греч.). 74 учение же Моисеево, а не мое (др.-греч.). 75 Гомер, конечно, был бы нечестивцем, если бы не говорил иносказаниями (др.-греч.). 76 далеко по сущности... но очень близко силою, которая заключает все в своем лоне (др.-греч.). 77 все, что свойственно лучшему виду (др.-греч.). 78 так что время занимает место как бы внука Божия (др.-греч.). 79 есть и такое тайное слово, которое следует вверять слуху старейших, заградив уши юных (др.-греч.). 80 По счислении которых восполняется седмичное число: во-первых, Говорящий, во-вторых, Слово, в-третьих, творческая сила, в-четвертых, начальственная, затем под творческой – пятая, благодетельная сила, а под царской – шестая, карательная. Седьмой же есть мир, состоящий из видов (лат.). 81 дух, обращенный на себя (др.-греч.). 82 те, что ближе к земле и больше любят тело (др.-греч.). 83 Боговещанное слово (др.-греч.). 84 что ни скажет Бог, суть не слова, по деяния (др.-греч.). 85 идея идей (др.-греч.). 86 малый мир... малое небо (др.-греч.). 87 горячий и пламенеющий дух (др.-греч.). 88 Ибо Исида есть женское начало природы, приемлющее всякое становление, поскольку Платон называет ее кормилицей, а многие – «тысячеименной», потому что она, изменяемая Логосом, принимает все виды и обличья (др.-греч.). 89

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Надо отметить, что с формальной стороны архиепископ Амвросий сохраняет в первую очередь наиболее типичные и живые (то есть понятные, находящие отклик у носителей русского языка) черты классического церковнославянского языка. Это, прежде всего, касается словообразовательных особенностей лексического состава его текста: в нём традиционно много словосложений, в том числе и не подкреплённых соответствующими по структуре эквивалентами греческого оригинала, при этом многие словосложения имеют значение и функцию элатива. Например: греч. τα – слав. добоглема л. 2], греч. συνοχη – слав. л. 4], греч. διειδε – слав. чистовидная л. 43], греч. δεκτικν – слав. добоприятельна л. 43], греч. ργανικω слав. органочленнаг л. 52об.], греч. ρμν – слав. склонностремительном л.53об.], греч. χλος – слав. л. 56об.], греч. κεχρωσμνον – слав. цветовидное л. 57об.], греч. μεταξ – слав. междоместное л. 57об.], греч. οξτητα – слав. л. 57об.], греч. φυτ – слав. садоращени л. 68]; греческие слова с πρατυμ передаются словосложениями с первым элементом неудобо-: διγνωστα – недоборазпознаваема л. 36об.], νατο – недобосцелен л. 72об.] и т. п. В русле той же тенденции можно рассматривать замену простого греческого слова словосочетанием типа: греч. γει – слав. предводительствющее бывает л. 63]. Элативные образования, называющие и характеризующие сущности и явления трансцендентной сферы, имеют в своём составе префиксоиды все-, пре-, само-, эквиваленты которых также необязательно присутствуют в греческом тексте, например: греч. περτβλ «κα προτλειο» ‘сверхсовершенный и предсовершенный’ в переводе получают дополнительный признак превосходства – самопресовершенный и вся л. 7], греч. περοδναμον ‘безгранично сильное’ Амвросий передаёт как всепремогщее л. 9], греч. πντων κρατοσαν κα ρχοσαν ‘всем правящую и владеющую’ переводится как вседержителню и гдоначалню л. 9об.], греч. κνησ ‘движение’ – как самодвижность л. 16об.], греч. ποιητη ‘творец’ – слав. вседетель л. 29], греч. σφαιροειδη’ ‘шаровидное’ – слав. самокрговидное л. 34], греч. ριστοτχνην ‘лучшего созидателя’ – слав. всехитраго хдожника л. 36], греч. πρεπωδστατο‘достойнейший’ – слав. всеприличнейший л. 51об.] и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евдоким (славный, греч.), праведный каппадокианин, 31 июля. Евдокия (благоволение, греч.), преподобномучевица, 1 марта. Евдокия преподобномученица, 4 августа. Евдоксий (благославный, греч.), муч. севастийский, с Аттиком и др., 3 ноября. Евдоксий комит, муч. мелитинский, 6 сент. Евдоксия (благославная, греч.), дева, муч. александрийская, 31 янв. Евелпист (благонадежный, греч.), муч. римский, 1 июня. Евиласий (благоуветливый, греч.), муч. кизический, 6 февр. Евкарпий (благоплодный, греч.), муч. никомидиский, 18 мар. Евкарпий воин, муч. амисийский, 23 янв. Евклей (благославный, греч.), из 10 мучч. в Пергии, 1 авг. Евкул (вернее Еввул), 30 дек. Евладия (благоречивая, греч.), девица, мученица варкинонская, 22 августа. Евлампий (благосветлый, греч.), муч. никомидийский, 10 окт. Евлампий муч., с Диомидом и др., 3 июля. Евлампий муч., 5 мар. Евлампия , мученица никомидийская, 10 окт. Евлогий (благословный, греч.), муч. палестинский, 5 марта. Евлогий , еписк. едесский, исповедник, 25 авг. Евлогий , архиеп. александрийский, 13 февр. Евмений (благосклонный, гр.), еписк. гортинский, 18 сент. Евника (благопобедная, греч.), мученица, 28 окт. Евникиан (благопобедный, греч.), из 10 мучч. критских, 23 дек. Евноик (благосклонный, гр.), из 40 мучч. севастийских, 9 мар. Евод (благопутный, греч.), ап. из 70, 7 сент. Евод с Анастасиею , 22 дек. Евод . муч. вифинский, 29 июля. Евод (благопутный, благоуспешный, греч.), муч. никомидийский, 1 сент. Евпл (благоплавающий, греч.), диакон, муч. катанский, 11 авг. Евпор (удобный для пути, богатый, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Евпраксия (благоделание, греч.), преп. фиваидская, 25 июля. Евпсихий (благодушный, гр.), муч. кесарийский в Каппад., 7 сент. Евпсихий , муч. кесарийский другой, 9 апр. Евсевий (благочестивый, гр.), муч. керкирский, 28 апр. Евсевий , муч. александрийский, 4 окт. Евсевий , муч. никонидийский, 24 апр. Евоевий , муч. никомидийский, 20 янв. Евсевий , муч. финикийский, 31 сент. Евсевий , еписк. самосатский, муч., 22 июня. Евсевий , пустынник сирийский, 15 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

иллирийские, 18 авг.     Флор преп., еп. амисский, 18 дек.     Фока (морская собака, морское животное, греч.), еп. синопский, 22 сент. и 22 июля.     Фока, градарь, муч. синопский, 22 сент.     Фока, муч. цареградский, с Иулианом и др., 9 авг.     Форвин (у греков Фервин, питающий, греч., кипящий, лат.), 5 апр.     Фортунат (благополучный, счастливый, лат.), из 70 апп. 4 янв.     Фостирий (осветитель, прояснитель, греч.) преп., 5 янв.     Фотида (светлая, греч.) и сестра ее Фотина Самарянына, мучч. Римской, 20 марта.     Фотиния (Фотина, светлая, греч.), преп. палестинская, 13 февр.     Фотин (светлый, греч.), он же Виктор, сын Фотины Самаряныни, муч. римский, 20 мар.     Фотин, муч. с Маврик ием, 22 февр.     Фотий (светлый, греч.), муч. никомидийский 12 авг.     Фотий, митрополит киевский, 2 июля и 27 мая.     Фото, муч. римская с Фотиною Самарян., 20 марта.     Фот (у греков Фотий) муч., 28 окт.     Фронтасий (смелый, дерзкий, лат.) муч., и Фронтон священномуч. петрогор., 4 июня.     Фрументий (хлебный, лат.), архиеп. индийский, 30 ноября.     Фулвиан (желтоватый, рыжий, лат.), князь ефиопский, в крещении Матфей, 16 ноября.     Фусик, муч. пероидский, 17 апр.     Хараламний (радостию сияющий, греч.), священномуч., еп. магинский, 10 февр.     Харисим (прелюбезный, лат.), муч. киликийский, 22 авг.     Харита (любезная, греч.), мученица римская, 1 июня.     Харитина (благодатная, греч.), муч. 5 окт.     Харитон (благодатный, греч.), муч. римской, 1 июня.     Харитон клирик, муч. анкирский, 23 янв.     Харитон муч., 9 сент.     Харитон, преп. палестинский, 28 сент.     Хариесса (милая, веселая, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар.     Херимон (радующийся, довольный, греч.), муч. адександрийский, 4 окт.     Херимон, преп. египетский, 16 авг.     Хиония (снежная, греч.) дева. муч. иллирийская 16 апр.     Хиония египтяныня, муч. кесарийская, 16 июля.     Хрисанф (златоцветный, греч.), муч. римский, 19 марта.     Хрисия (золотая, греч.) дева, муч. римская, 30 янв.     Хрисогон (возникший из золота, рожденный золотом, греч.), муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Филагрий (любящий дикое место, деревню, греч.) священномуч., еп. Кипрский, 9 февр.     Филадельф (братолюбец, греч.), муч. италийский, 10 мая.     Филарет (любитель добродетели, греч.) милостивый, 1 дек.     Филетер (любитель друзей, греч.), муч. никомид. 30 дек.     Филикитата (осчастливленная, греч.), муч. африканская, 1 февр.     Филикс (вернее Феликс, см. выше), муч. аполлониадский, 6 июля.     Филикс, муч. варкинонский, в Испании, 22 авг.     Филимон (любимый, целуемый, греч.), из 70 апп., 19 февр. и 22 ноября.     Филимон, 14 дек.     Филимон, муч. кизический, 29 апр.     Филиппия (любящая коней, греч.), мученнца, 21 апр.     Филипп (любящий коней. греч.), из 12 апп. 14 ноября.     Филипп, отец Евгении. 24 дек.     Филипп диакон. из 70 апп., 11 окт.     Филипп, муч. римский. из 7 сынов Филицаты, 25 янв.     Филипп, муч. никомидийский. 17 авг.     Филипп, муч. апамейский, 22 февр.     Филипп, мптрополит московский, 9 янв. и 3 июля.     Филит (φιλιτο_σ любимый, греч.) синклитик, 23 марта.     Филицата (счастие, лат.) и 7 сынов ее, 25 янв.     Филогоний (любящий детей своих, греч.), еписк. антиохийский, 20 дек.     Филоктимон (любостяжательный, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Филолог (любитель слова, наук, греч.), из 70 апп., 5 ноября.     Филонилла, мученица 11 окт.     Философ (любомудр друг мудрости, греч.), муч. египетский, 31 мая.     Филофей, муч. самосатский, 29 янв.     Филофей, пресвитер и чудотворец, 15 сент.     Филумен (любимый, греч.), муч. анкирский 29 ноября.     Фил (друг, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Финеес (медной рот, евр.), св. 12 марта.     Фирмин (крепкий, лат.) и Фирмос, мучч. 24 июня.     Флавиан (Флавиев) исповедник, патриарх цареградский, 18 февр.     Флавий (желтый, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Флегонт (горящий, сожигающий, греч.), из 70 апп., еп. марафонский, 8 апр.     Флорентий (цветущий, лат.), муч., солунянин, 13 окт.     Флорентий, преп. нурсийский, 23 авг.     Флорентий, 30 дек.     Флор (цветущий, лат.) и Лавр, мучч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010