Разделы портала «Азбука веры» Ктитор (от греч. κττωρ (ктитор) — владетель, хозяин; основатель (от греч. κτζω — основывать, творить, создавать)): 1) В точном смысле так именуется частное лицо, построившее на собственные средства  храм или монастырь . 2) Жертвователь, попечитель храма или монастыря. 3) Иногда так именуется церковный староста. Этимология понятия Ктитор (от греч. κττωρ — собственник; основатель, создатель, дословно «строитель», от др.-греч. κτζω — строю, созидаю или от др.-греч.  κτομαι — приобретаю) – создатель православного храма, монастыря или лицо, выделившее (выделяющее) средства на строительство/обустройство (в частности, на такие предметы богослужения и богопочитания как иконы, богослужебная утварь)/роспись/ремонт/восстановление/реставрацию храма, монастыря, либо лицо, осуществляющее регулярные пожертвования на содержания храма, монастыря. В др.-рус. существовало понятие «здатель», синонимичное понятию «ктитор». В широком смысле слова церковный попечитель. В современное время понятие «ктитор» почти не применяется и чаще используется понятие «попечитель» или «жертвователь». Современные попечители храма/прихода, монастыря, как правило, не ограничиваются в своем попечении исключительно строительством или восстановлением храмов, но в целом заботятся о материальном благополучии прихода и причта. На латинском западе эквивалентом понятия «ктитор» выступает понятие «донатор» (лат. donator, букв. даритель, податель). История ктиторства Традиция широкого соучастия верующих в создании и содержании храмов (силами, материальными средствами) уходит корнями во времена раннего христианства. Между тем, как считается, законодательные основы ктиторства как явления церковной жизни заложил имп. Юстиниан I. Так, согласно его законодательным актам, ктитор в Византии мог представлять епископу кандидатов на священство для построенного им храма, однако епископ имел право отказать такой кандидатуре, назначив своего ставленника. Потомки ктитора наследовали право управления церковным имуществом того храма, который строил их предок.

http://azbyka.ru/ktitor

34 Святой Иаков Саруга, или Сириец (VI в.), епископ. Ему, кроме других сочинений, принадлежит описание чуда воскрешения семи Эфесских отроков. 36 Митрополит Вениамин в «Записках архиерея» пишет об этом более подробно. «Но особенно ревность по православию епископ Феофан проявил, когда пришлось рассматривать книгу митрополита Антония «Опыт православного христианского катехизиса» на Синоде за границей… 39 Вероятно, митрополит Вениамин говорит здесь о Сергиевском подворье в Париже, на Рю де Криме, устроенном трудами митрополита Евлогия (Георгиевского; 1 1946), временно управлявшею православными русскими приходами в Западной Европе на основании указа 40 Ктитор (греч. «строю», «приобретаю») – человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время – староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. 41 Иподиакон – буквально: поддиакон, т. е. помощник диакона; церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения. При архиерейском служении иподиаконы готовят облачение, облачают архиерея в богослужебные одежды, подкладывают ему под ноги орлецы (специальные коврики, на которых стоит архиерей), подают ему дикирий, трикирий, жезл и т. д. 42 Для проскомидии (греч. – «приношение»), первой части литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства Евхаристии, используются пять служебных просфор: из первой вырезается Агнец; из второй (называющейся богородичной) – частица в память Пресвятой Богородицы; из третьей (девятичиновной) – девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии – святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого ; из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой – в память умерших. Также при совершении проскомидии может использоваться неограниченное число простых просфор, подаваемых верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

89 Греческий текст строк 10–11 дает право на несколько иную мысль, соответствующую вышеприведенным словам Ап. Павла, а именно: мы, утвержденные в вере Святым Духом, поклонимся Спасителю душ наших. 94 3 В греческих книгах существует два чтения: διανμων (муж. р.) и διανμον (сред. р.). По строю речи более правильным является первое чтение, причем «раздаяй» (правильнее разделяяй) должно относиться ко Христу, Сыну Божию: Он, разделяя Своим ученикам языки в огненном виде, уверяет тем самым державное наитие Того (т. е. Духа-Утешителя). 95 В греческом тексте слово Χριστο есть определение к слову Апостоли. Явное указание на обетование Спасителя: вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). «Ныне облачаются силою свыше Христовы Апостолы». 98 По греч. ν , т. е. – γνσιν . Следует читать: егоже (т. е. разумение, ведение, познание) проповедающе. 99 Соответственно греческому тексту следует прибавить здесь слова: нас научиша ( μς κδιδσκουσι ), почему-то пропущенные в славянском переводе. 100 Греч. πανσφους τος λιες ναδεξας – т.е. рыбарей показавший премудрыми. Премудрыми и мудрецами слыли в мире иудейском книжники и ученые фарисеи, почивавшие на Законе и писаниях. В сравнении с ними «некнижные», т. е. неграмотные рыбари галилейские были, как младенцы, по отсутствию ученого воззрения в деле веры. Однако, учение Спасителя-Христа требовало не научных знаний, а чистоты сердца. И видя чистоту сердца Своих избранников, галилейских рыбарей, простолюдинов, возрадовася духом Иисус, воздав славу Богу-Отцу: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем ( Лк.10:21 ). Теперь, когда этим младенцам по вере и незлобию, этим рыбарям, надлежало сделаться «ловцами человеков», Господь облекает их силою свыше, т. е. силою Святого Духа, и они, наитием Его, соделываются премудрыми, т. е. не только «разумеющими писание» отверстым умом ( Лк.24:45 ), но способными и других научить и привести в познание истины. Это чудо совершилось над ними в великий день Пятидесятницы, при сошествии Св. Духа. «Сей Дух, как премудрый и человеколюбивый, – говорит св. Григорий Богослов , – поемлет ли пастыря, творит его псалмопевцем и указует в нем царя Израилю. Поемлет ли пастыря овец, ягодичия обирающаго ( Амос.7:14 ), делает его пророком. Припомни Давида и Амоса. Поемлет ли остроумного отрока, еще прежде совершенного возраста делает его судиею старейшин. Свидетель Даниил, победивший львов во рве. Обретет ли рыбарей, – уловляет в Христову мрежу целый мир объемлющих сетью слова. Возьми в пример Петра и Андрея и сынов громовых, возгремевших о духовном. Обретает ли мытарей, приобретает в ученики и творит купцами душ. Свидетель Матфей, вчера мытарь, а ныне евангелист» (Творения. ч. IV, 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя " (Мф. 3; 14), " Так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - " Дух Святый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! " (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. КТИТОР (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) - главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

2339 О солнце и луне в других иконографических композициях см.: Piper, Mythol., II. §47. Ср. в греч. псалт. нац. библ. 139 солнце-бюст с венцом на голове, в красном круге с лучами (л. 446); в греч. книге Иова той же библ. 135 профили – красный и синий (л. 194 об.). 2342 Buonarotti, Osservazioni, p. 244. Gori, Thesaur., t. III, p. 20, tab. XXII. Kraus, R. E., II, 245. Stockbauer, 237. Piper, Bilderkreis. Smith-Chectham, I, 515. 2353 Ср. в венском Бытии изображение присутствующих при смерти и погребении Исаака и Иакова. Lambecii Commentar. de august. bibl. caes. Vindobon., lib. III, p. 19, 28. Garrucci, CXVIII, 3; CXXIII, 4. На окладе нидермюнстерского Евангелия. XII в. в Мюнхене объяснено: солнце закрыто потому, что страждет Солнце правды на кресте, луна – потому, что отражает церковь . Piper, 155. 2355 Descensus Chr. ad inferos, с. I-XI. Tischendorf, p. 368–388. В сборнике 1617 г. в публ. библ. (приобрет. от Лаврова) имя Левкий переделано в Лицеун. 2358 Agincourt, CIII, 5; CXXXIII-CXXXIV. Didron, Iconogr. chr., p. 592–593, 520, 594. Wessely, Iconogr. Gottes, S. 5–6. Сн. барельеф музея Клюни XIV в. 511; то же в миниатюре латинского молитвенника XV в., подаренного Марией Алоизией во флорент. библ., л. 151; во фреске Maria Novella во Флоренции; на картинах Флорент. академии 15, 40, 53, 72, 65, 31; в Уффици 1308; изображение на покрове XIV в., изданном Шнютгеном: Zeitschr. f. chr. Kunst, 1891, Η. 2, Taf. II. 2360 A. Springer, Die Genesisbilder in d. Kunst d. frühen Mittelalters, S. 672–691. Leipzig, 1884. Fr. Büttner, Adam u. Eva in d. bild. Kunst bis Michel Angelo. Leipzig, 1887. Tikkanen, Die Genesismosaiken in Venedig. Helsingfors, 1889. 2367 Розыск по делу дьяка Висковатого, обильный многими любопытными подробностями из русской иконографии XVI в., требует особого рассмотрения в связи с дошедшими до нас иконографическими памятниками. 2368 Здесь упоминается об изображении Иисуса Христа, сидящего на верху креста в доспехах. Цит. изд., 10. 2376 Ю.Д. Филимонов, София Премудр. Бож. Вестн. Общ. древне-русск. иск., 1874, 1–3, стр. 1 и след. Прот. П.Г. Лебединцев, София Премудрость Бож. в иконогр. Севера и Юга России. Киев. стар., 1884 г., декабрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Также у Исаии: «горе совокупляющым дом к дому и село к селу приближающым, да ближнему отъимут что; еда вселитеся едини на земли?» (Ис.5:8). И у Софонии: «созиждут жилища и не имут пожити в них, и насадят винограды и не имут пити вина их: яко близ день Господень» (Соф.1:13—14). Также в Евангелии от Луки: «что бо пользы имать человек, приобрет мир весь, себе же погубив?» (Лк.9:25). И в другом месте: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе; а яже уготовал еси, кому будут?» (Лк.12:20). И еще: «помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем и Лазарь, такожде злая; ныне же зде утешается, ты же страждеши» (Лк.16:25). В Деяниях Апостольских: «рече же Петр: сребра и злата несть у мене; но еже имам сие ти даю. Во имя Иисуса Христа Назореа востани и ходи. И ем его за десную руку воздвиже» (Деян.3:6—7). Также в Первом Павловом послании к Тимофею: «ничтоже бо внесохом в мир сей; яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем. А хотящии богатитися впадают в напасти и сеть и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень бо всем злым сребролюбие есть, егоже нецыи желающе заблудиша от веры и себе пригвоздиша болезнем многим» (1Тим.6:7—10). LXII. Не следует заключать брачных союзов с язычниками    У Товита: «жену поими от семене отец твоих; да не поймеши жены чуждия, яже несть от племене отца твоего» (Тов.4:12). В книге Бытия повествуется, что Авраам посылал отрока своего, чтобы тот взял из его же племени Ревекку в жены сыну его Исааку (Быт.24). И в Первой книге Ездры читаем, что Бог отвратил опустошение Иудеев только под условием оставления ими чужеродных жен и детей, прижитых с ними (1Ездр.10). В Первом послании Павла к Коринфянам пишется: «жена привязана есть законом в елико время живет муж ея; аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет посягнути, точию о Господе. Блаженнейша же есть, аще тако пребудет» (1Кор.7:39—40). И еще: «не весте ли, яко телеса ваша удове Христови суть? взем ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? Да не будет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Б6 Евангелие-апракос, Никольского Единоверческого, в Москве, монастыря 150 (приобрет. архим. Павлом Прусским ), пис. на пергам. в малый лист, в два столбца, по 22–24 строки, на 108 л. уставом XII в. В рукописи два почерка, вторым писаны лл. 74–108. Заглавные буквы искусно рисованы разными красками. Правописание русское. Как в Галич. Ев. 1144 г. пишется: хрьстнс 24. Текст не полон: начинается с средины чтения в четв. 4 нед. но пятидес., прерывается на чтении в четв. сыропустн. недели. После л. 90-го недостает чтений в среду, четв. и пятн. 15-й нед. после Нового лета. Текст евангельский весьма близок к Мстиславову Евангелию. Б7 Евангелие и Апостол-апракос, хранящ. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, под 2, пис. на тонком пергамине, в квадратный лист, в два столбца, по 26 строк, на 266 л. широким и прямым уставом XIV в. Правописание русское. Рукопись обложена по доскам серебряным позолоченным окладом – от в. к. Симеона Иоанновича в 1344 г., о чем свидетельствует надпись, вычеканная уставом и вязью на серебряной с чернью рамк верхнего оклада: в л . нв. мца декабр н. на днь на памть стго мчника савастиана содано бы евнглн се блговрнымъ кньмь сем(е)номь Месяцеслов очень полный, с славянскими названиями месяцев. 24 июля: оубьнь бори гл. Из Ев. Марка недостает: только ( Мк.1:28, 45, 5:21 . Мк. 2:14–17 ) пис. в суб. 5-ю поста, ( Мк.7:31–37 ) в суб. 3-ю поста. – Леонид, архим. Славянские рукописи, хранящ. в ризнице Свято-Троицкой Серг. Лавры, М. 1880, стр. 1–15. Древнеслав. Апостол вып. I, 1892, стр. 33–34. Б8 Евангелие-апракос, хран. в ризнице Троице-Серг. Лавры 3, пис. на д. хорошем пергамине, в малый лист, в два столбца, по 24 строки, на 274 л. (у архим. Леонида ошибочно 284 л.) XIV в. Правописание русское. В месяцеслове 2 мая (а не 24 июля, как у архим. Леонида): стою мч борн и глба 23 мая: обр м. стго ег (мощи еп. Ростовского Леонтия обретены в 1164 г. Празднование установлено в 1190 г.). На л. 1 об. надпись: „Сие Евангелие яко зело древнее хранить. Смиренный Платон, Митрополит Московски и Архимандрит Троицыя Сергеевы Лавры. 1798 года». Евангелие это – говорит архим. Леонид – по всем приметам принадлежало собственно Сергиеву монастырю и писано в оном же при жизни его св. основателя и есть самое древнее из всех уцелевших доселе („Слав, рукоп., хран. в ризн. Св. Тр. Серг. Лавры, стр. 17). Переплет старый – доски, обложенный малиновою камкою. Средник – распятие с предстоящими, а наугольники – евангелисты, серебряные басменные, позолочены (уцелели лишь два с левой стороны); кругом средника 8 зерен крупного жемчуга и 4 (не 2, как у архим. Леонида) жемчужины близ наугольников; петли и застежки медные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

И ныне, Богородичен, глас тойже: Источник Тя исцелений всем верным/проповедуют чудеса святыя иконы Твоея, Владычице,/юже святый Арсений,/яко многоценен дар,/трудолюбием приобрет, всем нам дарова;/тем, благодарным сердцем и усты поюще,/умильно Тебе вопием:/радуйся, благих Виновная,/радуйся, Стено нерушимая,/Прибежище и Спасение душ наших. Тропарь писан на велицей вечерни. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Благовестия Христова Божественный глас:/не любите мира, –/от мира воззва тя в юности,/и был еси рачитель постнических подвигов,/Божественныя любве правило,/трудолюбия зерцало,/светильник благодатный,/горяй духом ко Господу/ и светяй добродетельми и чудесы,/Егоже ныне, всехвальне Арсение,/моли о душах наших. Обновлятися островом,/рекл Господь пророком Исаием,/ и се тобою исполнися, святе Арсение:/необитаемый остров бысть твоею обителию,/идеже, яко на месте злачне и воде покойне,/Божественными глаголы чада многа воспитав,/ко Христу привел еси;/сего ради ныне духовно празднующе,/тя в песнех ублажаем. Горняго мудрования исполнен сый,/к горе Афонстей ты шествуеши,/Богомудре Арсение,/идеже лучами добродетелей,/яко Богозарное светило, возсиял еси/и, чудес сокровище – образ Богоблагодатныя в дар приим,/страну сию озарил еси;/тем, светло днесь празднующе,/воспеваем дивныя подвиги твоя. Яко избранный Божий,/Бога добродетельми прославлял еси,/не иский славы от человек,/ и Бог прослави тя в чудесех,/Арсение досточудне:/ты бо, явлься на мори,/живота отчаянных рыбарей спасл еси;/ты слепцу прозрения виновен был еси;/при гробе твоем недужный здрав бысть, –/дивна вся дела твоя!/Дивен Бог во святых Своих! Слава, глас 6: Яко Ангел, был еси на земли,/всеблаженне отче наш Арсение,/невещественно имый житие,/поработив плоть духу:/яко Херувим, храняй древо жизни, Христа, внутрь себе/ и не дая входа скверну или нечисту помыслу в рай мысленный,/яко Серафим, горяй выну ко Христу любве пламенем;/ и ныне на Небесех со Безплотными лики/Триипостасному Божеству славословие принося,/поминай нас, чтущих всечестную память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

быв во Вл. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 710, 43; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 499 ( церковь Знамения в быв. м-ре). 813. Знаменский на Государевом Старом Дворе или на Варварском крестце, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, в Китай-городе в Зарядье, на Варварке. На месте монастыря находился дом Романовых, в котором родился и жил со своею матерью Михаил Феодорович, повелевший при существовавшей церкви Знамения учредить иноческую обитель во имя Знамения Божией Матери, как полагают в память рождения царевича Алексея Михаиловича в 1629 г. и несомненно существовал в 1632 г. В 1858 г. древний дом Романовых приобретен Имп. Александром II, пожертвовавшим взамен сего 20.000 р. Это небольшое камен. здание при м-ре выступает фасадом своим на Варварку. “Ист. опис. Москов. Знам. м-ря, что на старом Государевом дворе», Моск., 1866 г.; “О бывшем доме Романовых, в Москве, на Варвар. улице, при Знаменском м-ре», в “Извест. Археол. Общ.», 1859 г., I, 130, с планом м-ря и дома; Снегирев, “Знамен. м-рь и палата бояр Романовых», М., 1858 г., с 6 литографированн. рисунками; “Ист. Росс. Иер.», IV, 204; Ратшин, 232; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 103; “Опис. монаст.», 1817 г., 45; Проценко, “М-ри в России», 24; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 46; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); 1858 г., 12 (приобрет. Имп. Алекс. II дома Романовых); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. имел 122 дв. крестьян), 36 (воспом. о дом. и дворц. некот. князей); 1858 г., 33 (память ц. Мих. Феод. в м-ре), 38 (опис. торжеств. закладки Романовских палат); “Рязан. губ. в.», 1854 г., 49 (здесь с 1700 г. жил на покое Рязан. митроп. Авраамий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 191, 17 (сказано, что основан в 1630 г.); “Акты Археогр. Эксп.», IV, 155 (О духовн. распорядках 1667 г.; игум. Арсений в Тиун. избе); “Дополн. к Акт. истор.», III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, см. ст. XXVIII и LXXXIV); V, 26 (Выходы патриар. 1666 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

357; III, 208.232). Держась таких мыслей, Максим резко порицал господство схоластического богословия в тогдашних итальянских школах, где «Аристотель, Платон и другие философы потопляли многих, подобно потокам, и никакой догмат не считался верным, если не подтверждался силлогизмами Аристотеля» (– I, 247. 462), Излишне было бы доказывать, что Максим Грек , который, как сам о себе говорит, «многа и различна прочет писания, христианска же и сложена внешними мудрецы, и довольну душевную пользу оттуду приобрет» (– I, 377), и как свидетельствуют его сочинения, превосходил всех, современных ему, русских писателей и грамотеев, если не обширностью, то основательностью своих познаний, не только внешних, но и богословских: те и другие он приобрёл через чтение самих подлинников, во всей их полноте, а не каких либо славянских переводов, часто отрывочных, иногда неполных или неточных и искажённых, и пользовался этими познаниями при уме, развитом классическим образованием, – преимущества, которые недоступны были тогда писателям русским, хотя некоторые из них (напр. Иосиф Волоцкий , митрополит Даниил) собственно богословскою начитанностью едва ли не превосходили Максима. Но с другой стороны несомненно, что он по своему просвещению не был выше своего века, не возвышался даже над некоторыми понятиями, воззрениями, погрешностями, какие господствовали тогда в России: например, верил в близкую кончину мира с наступлением восьмого века или тысячелетия, признавал необходимость казни еретиков, и ношение русскими «тафий и сапогов туркообразных» считал до того важным и противным вере, что давал совет, не желавших оставить употребление означенных вещей, отлучать от св. причастия и не пускать в церковь , а купцов, привозивших такой товар, подвергать битью кнутом и разграблению (– I, 54. 132; II, 384). Уважение к сочинениям Максима, начавшееся при его жизни, не прекращалось и после его смерти. Ещё с XVI столетия стали собирать их в сборники, более или менее полные, и такие сборники списывались и распространялись в течение двух последующих столетий и в значительном числе сохранились доселе 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010