Мозаичный пол базилики на месте зап. терм в г. Кос на о-ве Кос. VI в. Мозаичный пол базилики на месте зап. терм в г. Кос на о-ве Кос. VI в. В V в. на Косе нек-рое время подвизалась прп. Ксения , после того как покинула Рим. В визант. период в местности Вурина вела отшельническую жизнь прп. Мело , чья память была внесена в календарь К. и Н. м. в 2012 г. В 648 и 672 гг. Кос серьезно пострадал от нападений араб. флота. В VII в. остров вошел в состав фемы Кивирреоты, в кон. IX в.- в фему Самос, в кон. Х в.- в фему Киклады. В 1080 г. прп. Христодул Латрин основал на Косе в Палео-Пили, на землях, подаренных его учеником Арсением Скинурием, мон-рь Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» (τν Καστριανν, или Панагии Кастриани). Он прожил там примерно 6 лет, а затем переселился на более уединенный Патмос. После захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. Кос стал принадлежать генуэзцам (А. Саввидис считает, что фактически им управлял полунезависимый династ Лев Гавала - Σαββδης. 2001. Σ. 383-384); после 1224 г. остров временно перешел под контроль никейского имп. Иоанна III Ватаци. В 1258 г. мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе приобрел в качестве подворья мон-рь Спондон (τν Σπνδων) на Косе. На этом же острове, согласно документам архива Патмосского мон-ря 2-й пол. XIII в., существовали еще 3 обители: «в Роще» (рядом с Асклепионом), вмч. Георгия Победоносца (отождествляется с ц. вмч. Георгия в с. Зия) и Христа Спасителя, подаренная мон-рю ап. Иоанна Богослова иером. Никифором Ампелой. В 1283 и 1284 гг. венецианские военные экспедиции на остров были отбиты византийцами с тур. помощью. По меньшей мере до 1290 г. на Косе находился визант. дука. В нач. XIII в. венецианцы на короткое время оккупировали остров. В 1305 г. визант. имп. Андроник II Палеолог предоставил Кос и Лерос во владение генуэзцу Виньоло ди Виньоли, к-рый в 1306 г. заключил соглашение с находившимися на Кипре рыцарями-госпитальерами по завоеванию о-вов Додеканес. В 1306 (или 1307) г. они заняли Кос, но не смогли удержать его.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Из источников известно, что в 1309 г. остров находился во владении венецианцев с Крита, к-рые вошли в соглашение с местным греч. населением. Во 2-й раз госпитальеры захватили Кос в 1310 г. и удерживали его до 1317 (или 1318) г., когда остров был освобожден византийцами. Ок. 1325 г. Кос номинально входил во владения правителя Хиоса и Фокеи Мартино Дзакариа, но на самом деле находился под контролем турок-сельджуков. При Андронике II (не позднее 1326) Косская епископия была возведена в ранг архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 386, 408, 418, 420. N 15, 18, 20, 21). В 1336 или 1337 г. остров был окончательно завоеван госпитальерами, которые использовали его для охраны подступов к Родосу. Во время господства госпитальеров Косские архиепископы не могли исполнять свои обязанности. В 1343 г. Косский архиеп. Иакинф был переведен на Коринфскую кафедру, а Кос вместе с Родосом К-польские патриархи временно передавали под управление разным малоазийским архиереям (в 1369 - митрополита Сидского, до 1387 - митрополита Мирликийского, в 1387 - митрополита Пергийского и Атталийского, в 1393 - митрополита Ставрупольского). Магистр ордена госпитальеров назначал игуменов мон-рей и настоятелей храмов, давал разрешение на строительство и ремонт церквей, разрешал споры между представителями правосл. духовенства и контролировал церковную собственность. Вскоре после заключения Ферраро-Флорентийской унии К-польский Патриархат решил передать Косскую архиепископию в управление Родосскому митр. Нафанаилу. Когда тот в 1452 г. обратился к великому магистру ордена госпитальеров с просьбой признать его титул, ему ответили отказом, но разрешили 30-дневное пребывание на Косе для рукоположения иереев, диаконов и отправления др. религ. нужд. В 1523 г. Кос был взят турками. Нек-рая часть населения перешла в ислам, но тайно продолжала исповедовать Христа (т. н. криптохристиане). В 1668 г. на Косе пострадал за веру нмч. Христос из Превезы, в 1669 г.- уроженец острова нмч. Иоанн Навклир (т. е. Боцман). В 1838 г.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

и Н. м. С 2009 г. епархией управляет митр. Нафанаил (Диакопанайотис). Он полностью отреставрировал митрополичью резиденцию и дом престарелых «Святой Нектарий», организовал сбор одежды и раздачу бесплатных обедов для нуждающихся. Была создана мастерская визант. иконописания (Кос) и благотворительные жен. об-ва «Иоанн Навклир» (Кос) и «Святой Никита Нисирский» (Нисирос). Реконструируется здание для размещения Митрополичьего церковного музея. Вместе с археологической службой о-вов Додеканес был отреставрирован ряд памятников: церкви Пресв. Богородицы Синтриани, вмч. Пантелеимона, прав. Анны, свт. Николая Чудотворца «Бедного» (Αγιος Νικλαος Θτωχς), старый кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца. В 2009-2011 гг. был построен собор исихастирия Пресв. Богородицы «Грозное предстательство», основаны экзокклисионы во имя Додеканесских святых, прп. Антония Великого в Мармари и св. Ипомоны. В наст. время в епархии действуют 26 приходских храмов, 100 парекклисионов, 16 кладбищенских церквей, 6 церквей при учреждениях, 8 церквей в воинских частях, 4 муж. мон-ря на Косе (Пресв. Богородицы «тон Кастрианон», св. Иоанна Предтечи, Пресв. Богородицы «Грозное Предстательство» и вмч. Мины, прп. Мело), 3 муж. монастыря на Нисиросе (Пресв. Богородицы Спилиани, Пресв. Богородицы Киры, ап. Иоанна Богослова), кафизма в честь Додеканесских святых и женский монастырь свт. Нектария Эгинского на Косе. Христианские памятники Баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата на о-ве Кос. V–VI вв. Баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата на о-ве Кос. V–VI вв. На Косе сохранилось значительное число раннехрист. базилик; в 18 проведены раскопки, еще 16 обнаружены археологами. Время их строительства относится к V-VI вв., периоду расцвета острова. Крупнейшей из них является портовая базилика (V-VI вв.) в Косе: 3-нефная (35×22,5 м) с атриумом и баптистерием. К западу от портовой базилики обнаружено, но пока не исследовано здание с апсидой. На фундаментах зап. терм было построено 2 церковных сооружения: базилика А (кон.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

В том же храме — чудотворный список Панагии Спилиани. На нем, как и на оригинале, часть лика Богородицы пересекает трещина. Рассказывают, что нарисовали ее с неповрежденным ликом, но краски вскоре осыпались, а из глаза потекли слезы — драгоценное миро, которое священник собирает на ватку и раздает верующим. Если икона не мироточит, то священник просто окунает кусочки ватки в оливковое масло, горящее в неугасимой лампаде, и раздает его прихожанам. Среди подношений этой иконе можно найти совсем новенькую табличку с младенцем — это обрела долгожданного ребенка паломница из России, в надежде проглотившая такую освященную ватку. Вера ее была вознаграждена. Покинув монастырь, мы спускаемся в залитый солнцем город. Вдалеке на линии горизонта виднеются другие острова Додеканиса, на которых, я уверена, нас ожидают новые открытия. По материалам книги « На перекрестках вечности ». Книга вышла   в издательстве «Лепта» в сентябре 2010 г. Как попасть на православную службу в Греции? В Греции возникает ощущение, что храмы расположены на каждом шагу. К примеру, в деревне Кардамена на острове Кос, где проживает всего около тысячи жителей, шесть храмов. Есть храм и в аэропорту острова Кос, и в горах, и поблизости от гостиничных храмов. Все храмы тщательно отреставрированы, украшены цветниками и иной раз благоустроены даже детскими площадками. Но… Попасть внутрь храмов непросто. В отличие от наших традиций, на островной Греции храмы зачастую открыты жестко по расписанию: с 8.00 до 10.00 и с 17.00 до 19.00. Посетителями этих храмов чаще всего оказываются наши русские паломники и туристы, безошибочно узнаваемые по юбкам и платочкам на голове. В самой Греции женщины не покрывают голову во время богослужения, а строгое отношение к брюкам воспринимается как атавизм. Да и многие другие обычаи и традиции верующих для нас в диковинку, начиная от отсутствия обязательной исповеди перед причастием до коротеньких служб в полупустых приходских храмах. Паломнику на заметку На о. Кос можно попасть чартерными авиарейсами (Внуково, Домодедово), там существует свой аэропорт. На юге острова расположены крупные отели семейного типа: Mitsis Norida Beach, Mitsis Family Village; на севере также преобладают отели семейного типа (Grecotel RoyalPark, Ammos Resort) и практикуется сдача вилл внаем, но отдых «дикарем» там не принят, поэтому забронировать отель или арендовать виллу лучше заранее. Вообще, в силу дороговизны островной жизни, выгоднее проживать в отеле с системой «все включено».

http://pravmir.ru/neizvestnaya-greciya/

V в.) с 3 нефами, синтроном, мозаичным полом и базилика В (нач. VI в.) с баптистерием, украшенная проконесским мрамором и мозаиками. Базилика также была возведена на месте центральных терм. Еще одна 3-нефная базилика арх. Гавриила (20,6×12,4 м) расположена близ Коса, она имеет 3 апсиды, нартекс, экзонартекс, диаконник и баптистерий с мозаичным полом. К V-VI вв. (датировка VII-VIII вв. оспаривается) относится баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата (Кос), построенный рядом с 2 базиликами. Он является одним из самых больших в этом регионе наряду с баптистерием на Родосе, расположенным на участке Хадзиандреу. В средневизант. период баптистерий использовался в качестве храма. Фрески баптистерия со сценами житийного цикла св. Иоанна Предтечи датируются нач. XIII в., а композиция «Успение Пресв. Богородицы» выполнена в кон. XIII - нач. XIV в. Всего археологи обнаружили на Косе 9 баптистериев. Как правило, они представляют собой отдельно стоящие здания. Только в 3-нефной с нартексом базилике на мысе Скандарио (кон. V - нач. VI в.) баптистерий устроен в вост. части сев. нефа. Крыша этой базилики не деревянная, как у др. базилик Коса, а сводчатая; на мозаичных полах изображения зверей, в т. ч. пантер и кабанов. Базилика св. Стефана близ Кефалоса на о-ве Кос. Между 468 и 554 гг. Базилика св. Стефана близ Кефалоса на о-ве Кос. Между 468 и 554 гг. Большое число христ. памятников сосредоточено в окрестностях Кефалоса. Двойная базилика св. Стефана (между 468 и 554) расположена на берегу напротив островка Кастри. Обе базилики 3-нефные, с синтронами в алтаре и с мозаичными полами. К большей по размеру южной базилике (22,85×15,5 м) с запада пристроены нартекс и атриум с фиалом, с юго-востока - диаконник. В центральном нефе юж. базилики сохранился фрагмент мраморного амвона. С вост. стороны сев. базилики находится баптистерий. К западу недалеко от базилики св. Стефана была построена малая или погребальная 1-нефная базилика, а в окрестностях Кефалоса - еще 2 базилики: 3-нефные с нартексом и мозаичными полами в Камари и в Яну.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Когда Апостол окончил свою речь, то он преклонил колена свои 2225 для молитвы. Тотчас же все присутствующие опустились также на землю, и он со всеми ими помолился 2226 . Молитва была произнесена вслух всех, конечно, самим Апостолом. Самым ближайшим предметом молитвы, конечно, могло быть прошение о том, чтобы Господь, могущий назидать оставляемых пастырей более и дать им наследие со всеми освященными, принял их под свое Божеское водительство, укрепил в предстоящей борьбе с лжеучителями и вообще помог им быть подражателями самого Апостола, а через сие – и Христа. Наконец, замерло в приморском чистом и благоуханном воздухе последнее слово святой молитвы – и наступил последний момент прощания. Там, у берега корабль уже был готов к отходу, морские голубые волны ударяли в берега. А тут, на прибрежной поляне, под открытым голубым небом ученики прощались навсегда с учителем. Все плакали и плакали горько, неутешно; падали на выю отходящего и целовали его 2227 . Грустное было прощание. Надежда не смягчала его горечи: прощавшиеся знали, что более не увидят лица св. Павла: посему они и скорбели особенно сильно. Наконец, Апостол пошел к кораблю; пошли за ним и удрученные горем ученики. Надулись паруса – и корабль поплыл. Вот уж он далеко, далеко от берега, а там, у моря, все виднеется группа учеников-пастырей. Жадно смотрят они в убегающую в море белую точку. Вот она меньше и меньше. И лишь когда она совсем пропадет, тогда и эти осиротевшие пастыри пойдут в Ефес: так много у них горячей любви к святому Апостолу! 2228 . Дальнейший путь св. апостольской дружины был очень поспешен. Отплыв из Милетской гавани, при попутном ветре, свв. благовестники прямо пришли (εθυδρομσαντες λθομεν), т.е. при быстром плавании, никуда по пути не заезжая, прибыли в Кос 2229 . Кос 2230 – это небольшой островок Эгейского моря, лежащий недалеко от малоазийского берега, против прибрежных городов Книда и Галикарнаса 2231 . Недолго пробыли свв. благовестники у этого острова, славного только своим вином 2232 , дорогими тканями 2233  и благовонными мазями 2234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Косская епископия получила статус митрополии, а митр. Кирилл - титул экзарха Кикладских о-вов. В результате начавшихся в сер. XIX в. в Османской империи реформ (Танзимат) мн. косские криптохристиане смогли вернуться к отеческой вере. В 1912 г., после поражения турок в итало-тур. войне, Кос, как и др. острова архипелага Додеканес, перешел под контроль Италии. После смерти в 1924 г. митр. Агафангела кафедра 23 года оставалась вдовствующей из-за того, что итальянцы не давали разрешения на прибытие нового митрополита. Их целью было создание автокефальной Церкви на о-вах Додеканес. В это время митрополией управлял протосинкелл архим. Филимон (Фотопулос) в качестве генерального патриаршего эпитропа. В 1933 г. итал. губернатор о-вов Додеканес запретил рукоположение иереев без санкции итал. властей (1-я кандидатура была одобрена только в 1943). Землетрясение 23 апр. 1933 г. серьезно повредило кафедральный собор свт. Николая Чудотворца и митрополичий дворец. Разрешение на строительство нового собора было дано итал. администрацией только в 1937 г., освящение состоялось в 1939 г. В 1937 г. о-в Калимнос был переведен из Леросской митрополии в Косскую, но в 1947 г. снова возвращен в ее состав. После выхода Италии из второй мировой войны в 1943 г. Кос был оккупирован Германией до 1945 г., а после ее поражения попал под протекторат Великобритании, которая в 1947 г. передала эту территорию Греции. В 1947 г. жители Нисироса обратились к К-польскому патриарху с просьбой о включении их острова в состав Косской митрополии, но это обращение не было удовлетворено. Первым иерархом, рукоположенным после освобождения о-вов Додеканес и включения их в состав Греческого гос-ва, стал Эммануил (Карпафиос), его интронизация совершилась на Косе в 1947 г. Он исполнял свои обязанности до 1967 г. и был известен как автор сочинений по церковной истории и этнографии. В 1965 г. Косская митрополия насчитывала 17 приходских храмов, в к-рых служили 22 священника. В 2004 г. о-в Нисирос был выделен из состава Родосской и присоединен к Косской митрополии, в связи с чем было изменено название епархии - К.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Комаричский район – 566 Константиновы ворота в Константинополе – 582 Константинополь (Констентинополь, Констянтинополь, Стамбул, Царьград), город – 7, 8, 16, 19, 27–31, 35, 37–39, 41–51, 54, 56, 58–61, 63, 66, 69, 72, 92, 97, 108, 110–112, 114–117, 123, 126, 127, 136, 140, 146, 148, 150–152, 154, 157, 160–179, 182, 185, 208, 214, 226, 227, 229–231, 233–236, 253, 257, 264, 268–300, 303, 304, 308, 314, 331, 338, 354, 355, 358, 359, 361–364, 366, 377–384, 396, 399–401, 407–412, 417, 418, 420, 426, 428, 431, 435, 436, 438, 439, 443, 444, 451–54, 457, 463, 466–470, 473, 475, 476, 481, 495, 502–509, 512, 516, 517, 519–521, 524, 532, 540, 541, 544, 547, 553, 554, 569, 571, 574, 575, 577, 578, 580, 581, 583–586, 588, 591, 597, 601, 606, 616, 617, 636 Кос, город – 114, 233, 361, 363, 615 Кос, остров – 615 Костели Новые, город (см. Чанаккале) Костели Старые, город (см. Калитбахир) Кострома, город – 406, 601 Краков, город – 586 Краниево (Лобное) место (см. Голгофа) Красная площадь в Москве – 40, 41, 160, 280, 397, 476, 540, 581, 609 Красносельская бумажная фабрика в Санкт-Петербургской губернии – 487 Кремль (см. Московский Кремль) Крит, остров – 435 Кролевец (Каралевец, Королевец), город – 14, 15, 135, 251, 252, 398, 567 Кромский район – 565 Кромское городище – 565 Кромы, город – 12, 13, 133, 250, 398, 518, 535, 565 Крымское ханство – 573, 574 Кубань, река – 116, 235, 364, 412, 554 Куббат-ас-Сахра, мечеть (см. Церковь Святая Святых) Кум-Капейские (Кумкопейские) ворота в Константинополе – 42, 61, 161, 178, 281, 303, 540, 545, 591 Куниловка, деревня – 386, 387 Куниловский лес под Волоколамском – 386, 388 Купля, село – 7, 126 Л атинская империя крестоносцев 577 Лахерна, ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Левобережная Украина, историческая область – 567, 574 Ленинград, город (см. Санкт-Петербург) Леонтиева слобода на Ветке – 402 Лесбос, остров – 115, 234, 362, 616 Ливан, государство – 593 Ливия, государство – 608 Лидда (Лида, Лод), город – 76, 97, 191, 214, 318, 338, 501, 595, 636

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Реликвии Святой Земли подобных эмоций у пилигрима не вызывают. Центральная часть путешествия Зевульфа даже формально («следует идти...», «затем входишь...», «идешь на север...» и т. п.) представляет собой путеводитель по «Иерусалиму и его ближайшим окрестностям» (288). Это эмоционально нейтральный, лаконичный текст, как бы изъятый из времени самого паломничества и обращенный только к святым местам. Их перечень автор нередко сопровождает кратким историческим комментарием, носящим, как правило, справочный характер. Причем Зевульф приводит разные точки зрения на те или иные реликвии, отдавая предпочтение, в первую очередь, ветхозаветным и новозаветным текстам, затем «сочинениям бл. Августина» (вопрос о месте погребения Адама), а из современных устных источников - свидетельствам «ассирян» (т. е. уроженцев Сирии), ибо их предки «были колонистами в этой стране, начиная с первого гонения» (273). При этом западноевропейский путешественник не забывает упомянуть и античные достопримечательности: еще во время плавания мимо островов Эгейского моря он ошибочно назвал один из них - Кос - родиной Галена, «медика, пользующегося большой славой у греков» (на самом деле Гален родился в Пергаме, а на острове Кос родился Гиппократ - Зевульф перепутал медиков), не пропустил он и «знаменитый остров Родос» с его «колоссом, имевшим в длину 125 футов» - «одно из семи чудес мира», но и тут перепутал, назвав жителей этого острова - «колоссян» - адресатом одного из посланий апостола Павла (в действительности апостол написал послание жителям г. Колоссы во Фригии) и т. п. Вообще, вопрос об известности того или иного памятника играет для Зевульфа немалую роль, что отразилось даже на аттестации храма Воскресения Господня: «Прежде всего следует идти к церкви Св. Гроба, которая называется Мартириум (так называла храм еще Эгерия. - В. Г .), и это не только сообразуясь с расположением улиц, но также потому, что эта церковь знаменитее всех других церквей» (271-272). У Зевульфа порой встречается неожиданное (по «частям») соединение религиозного и прагматического отношения к происходящему. Взять хотя бы традиционную «начинательную» авторскую формулу паломнической (и не только) литературы - одно время ее называли этикетной формулой «уничижение паче гордости» (ср., например, выше у Епифания Агиополита и Даниила): «Я, Зевульф, недостойный и грешник, отправился в Иерусалим поклониться Гробу Господню, но удручаемый отчасти тяжестью грехов, отчасти же за недостатком хорошего корабля, я не мог следовать по прямому пути...» (263). Подводя итоги характеристике «Путешествия Зевульфа», вполне можно заключить, что перед нами путеводитель, если угодно, гид по Святой Земле с уклоном в сравнительно-историческое комментирование и в «морском обрамлении».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

66 . Что означают упомянутые в книге Бытия уголь и зеленый камень? 418 И тот и другой являют Господа: уголь – так как он светоносный и горючий, ибо Господь дарует знание и искореняет порок. Зеленый камень тоже являет Господа, так как усиливает зрительную силу, 419 ибо Господь дарует силу созерцательному [началу] души. 67 . Что, согласно созерцанию, означает ослепление Самсона? 420 Имя «Самсон» переводится как «солнце», 421 а «Далила» – как «делающая нищим». 422 Упал же Самсон на бедро Далилы, то есть на страстный член удовольствия, 423 и обнищал озарявшей его добродетелью. Тогда Далила призвала цирюльника с бритвой и велела остричь ему семь кос. 424 Цирюльник – это диавол; бритва – обольщение, согласно сказанному: Как бритву изощренную сотворил ты лесть ( Nc. 51, 4 – LXX ); семь кос – это семь действий Духа, указанных пророком Исайей. 425 Когда его волосы начинают отрастать, то есть когда он раскаивается в том, что сделал, то отрок, то есть Закон Божий, ведет его за руку к столбам, на которых утвержден дом иноплеменников ( Cyд. 16, 26 – LXX ): эти столбы суть гнев и вожделение, которыми пленен каждый иноплеменный ум. То же, что Самсон умер с иноплеменниками, означает конец или умерщвление мудрования плоти. 68 . Что означает Самсон, убивший иноплеменников ослиной челюстью? 426 Здесь Самсон отображает Христа – истинного назорея. Восприняв нашу плоть, лишенную влаги всякого греха, 427 он сокрушил иноплеменных бесов. То же, что Самсон был связан своими и предан в руки иноплеменников, очевидным образом исполнилось над Господом: иудеи, казавшиеся своими, 428 связали Его и предали язычникам. Так же, как из челюсти, из тела Господня заструилась вода знания, 429 которой Он жаждал, говоря: знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного To бою Иисуса Христа ( Ин. 17, 3 ). [Иначе]: каждый Самсон, то есть назорей, с помощью челюсти, то есть телесного воздержания – [при том, что] тело чужеродно душе, как и осел, то есть удел языческий [чужд] Закону – убивает страсти деятельной [добродетелью]. И затем он жаждет Божественного знания, и когда он взывает [к Господу], то Божественное знание в награду за добродетельные деяния ниспосылается ему, утоляет жажду и освежает. Если же он захвачен в стенах Газы, то есть [пленяется] чувственным, то поднимает ворота, то есть чувства, на плечи деятельной [добродетели] и несет их на гору высшего знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010