Скачать epub pdf Глава четвертая «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр. 4:1–2 ). Закончилось описание семи Церквей Апокалипсиса и наступило время описания самого страшного – славы Бога, находящегося за пределами мира. Далее мы услышим рассказ о той Родине, куда должны попасть. На земле есть прообраз Царствия Небесного, даже не прообраз, а его земное воплощение – это Божественная Литургия. Дверь на небе – это прообраз Царских врат, образ Небесного храма, который копируется в храмах на земле. Получается, что на земле строится образ неба, причем связанный с небом напрямую. За престолом в любом православном храме находится особый трон (кафедра, седалище) епископа 40 , символизирующий собой тот трон, на котором восседает Бог . А по бокам мы видим сопрестолие – место, где восседают священники. Священников еще называют и пресвитерами. Пресвитер(πρεσβτερος) в переводе с греческого языка – старейшина, старец. Пресвитер, священник и несет служение одного из двадцати четырех старцев, стоящих возле Господа. Епископ (επσκοπος) в переводе с греческого«надзирающий», «надсматривающий», то есть блюститель, тот, кто соблюдает людей в Православии. А диаконы (греч. δικονος – служитель) несут ангельское служение на земле. Откровение начинается с того, что Иоанн Богослов видит открытые двери, ведущие на небо. Эти двери впервые распахнулись в тот момент, когда Христос крестился на Иордане. Тогда Креститель Господень Иоанн увидел небеса отверстыми: «Отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» ( Мф. 3, 16 )? И вот с тех пор двери на небеса открыты и готовы принимать праведников. Увиденное Иоанном Крестителем – это открытие пути в мир горний, и его отворил Христос Спаситель. В православном храме иконостас – это граница между миром видимым и миром невидимым, между миром горним и миром дольним. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Викáрий (лат. «заместитель», «наместник») - архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. Духовéнство - священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство. Диáкон (греч. «служитель») - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Епúскоп (греч. «надзирающий», «надсматривающий») - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе - архиерей. Первоначально слово " епископ " обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла). Впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово " епископ " стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом " архиерей " . Затврник – монах, совершающий подвиги спасения в полном уединении – в затворе. Игумен (греч. «ведущий») - первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. Иерéй (греч. «священник») – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства, младший титул белого священника. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи. Иеродиáкон – монах в сане диакона.

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

Архимандрит — монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Благочиние — часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным — священником, назначенным епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов благочиния. Викарий (лат. «заместитель», «наместник») — архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. Духовенство — священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство. Диакон (греч. «служитель») — священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Епископ (греч. «надзирающий», «надсматривающий») — священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе — архиерей. Первоначально слово «епископ» обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла). Впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово «епископ» стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом «архиерей». Затворник — монах, совершающий подвиги спасения в полном уединении — в затворе. Игумен (греч. «ведущий») — первоначально — начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

С уважением игумен Макарий иеромонах Иосиф (Лужнов) 25 июля 2012г. 14:15 Выборность настоятеля (настоятельницы) монастыря является одним из принципиальных вопросов организации монашеской жизни. Из истории известно, что ищущие жития иноческого как правило устремлялись не куда придется, а к духоносным отцам, являющим собой живой образ Христа, к живым носителям евангельского духа. Как засвидетельствовал некогда митр. Антоний Сурожский: «Мне духовный отец говорил: никто не может отойти от мира и обратиться к вечности, если не увидит в глазах или на лице хоть одного человека сияние вечной жизни». Однако противники «демократии» указывают на то, что излишняя свобода в монашеских общинах приведет к злоупотреблениям. А посему необходима жесткая архиерейская рука. Конечно, епископ несет пред Богом ответственность за вверенную ему паству (как будто любой облеченный властью ее не несет, хотя и на своем уровне). Но это разве означает всевластие? Само понятие епископ указывает на пределы его компетенции - надзирающий (греч πσκοπος - надзирающий, надсматривающий; от π - на, при + σκοπω - смотрю). Поэтому епископ вправе утверждать решения духовных соборов, контролировать, но отнюдь не подминать под себя всех и вся, или, выражаясь словами известного государственного деятеля, проводить политику «принуждения к миру». Овцам словесным нужно доверять своему архипастырю, но не менее важно и самому епископу доверять своим пасомым. Вообще же, думается, многие проблемы современного монашества в немалой степени обусловлены подменой понятий, подменой святоотеческих принципов любви мирским мудрованием удобства ради. Не пора ли наконец перестать злоупотреблять избитыми слоганами вроде: «смиряйся», «послушание выше поста и молитв» и т.п. (последняя фраза вообще - да простят меня, если ошибаюсь! - была воспринята из католицизма и в оригинале звучала так: послушание ПАПЕ выше поста и молитв). В святоотеческой традиции послушание никогда не воспринималась как самоцель, а как средство к видению своей греховности, а через это - к достижению мирного устроения сердца, к обретению способности слышать в своем сердце глас Божий. Поэтому послушание у отцов и заключалось не в количестве исполненного, а в расположении, с каким исполнялось. А это кого-нибудь сейчас интересует? Важна деятельность! Воистину «оскуде преподобный». Грустно, грустно сие !

http://bogoslov.ru/article/2692518

Таинство елеосвящения установлено на основании слов ап.Иакова в Соборном послании: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пре свитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " (Иак. 5; 14-15). Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику - семью) священниками (отсюда др. назв. - соборование), но допускается и одним. Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Елей в таинстве елеосвящения обычно используют смешанный с вином. ЕПАРХИЯ (греч. область) - церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с административным делением страны. ЕПИСКОП (греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово " епископ " обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово " епископ " стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом " архиерей " . ЕПИТИМИЯ (греч. наказание) - духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т.п. ЕПИТРАХИЛЬ (греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Елеопомазание – помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого, совершается: а) на утрене с полиелеем после чтения Евангелия (знаменуется крест на челе); б) в таинстве Крещения (помазуется вода крещальной купели и сам кре-щаемый – его чело, грудь, уши, руки и ноги). Елеосвящение – таинство Православной Церкви, совершаемое над верующими людьми старше семи лет, страдающими телесными или душевными недугами. Ведет свое начало от апостолов, которые «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6,13 ). В идеале Е. совершается собором священников (согласно требнику – семью, отсюда это таинство называется также Соборованием). Таинство Е. состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. После каждого чтения иереи крестообразно помазуют соборующимся чело, ноздри, щеки, губы, грудь, руки (обе с обеих сторон). После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает – как бы исцеляющую руку Самого Спасителя – на голову больного и читает разрешительную молитву, моля Господа о прощении всех его грехов. По просьбе больного Е. может быть совершено во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи; общее Е., как связанное с очищением от грехов и достойным причащением, традиционно совершается в дни Великого поста. Епархия ( греч. παςχα – область) – церковно–административная единица (первоначально – административная единица в Римской империи, то же, что лат. provincio). Е. разделены на благочиния, состоящие из некоторого количества приходов. В Русской Православной Церкви границы Е. определяются Священным Синодом с учетом административно–территориального деления регионов, на которые распространяется ее юрисдикция. Управление Е. осуществляет правящий архиерей совместно с органами епархиального управления (Епархиальное собрание и Епархиальный совет). Епископ ( греч. επσκοπος – надзирающий, надсматривающий) – священнослужитель высшей степени священства (иначе архиерей). Е. обладает всей полнотой священнодействия, включая рукоположение епископов, пресвитеров и диаконов. Все Е. (независимо от их церковно–административного положения) равны по благодати; в католицизме высший Е. – Папа Римский – наделен особыми полномочиями в области управления и учительства. Когда епископы–архиереи стали различаться по сану на Е., архиепископов, митрополитов и патриархов, слово Е. стало обозначать первую категорию из вышеперечисленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...