Кимвал – музыкальное орудие у древних евреев, состоявшее из двух металлических кружков или тарелок, которыми ударяли одну о другую; употреблялось во время праздничных Богослужений в храме. (Странник 1876 г.). От величественного и громогласного звука, издаваемого кимвалами, они назывались кимвалами восклицания, ( Пс.150:5 ). Кимвалами Григорович-Барский, известный паломник, называет церковные колокола (Нов. Скр. стр. 498). Киноник (греч. κοινωνικς – общий, входящий в общение), иначе причастен. Это – стих, заимствованный (большею частью) из пророков, который поется на литургии во время раздробления Агнца и причащения священнослужителей после пропетия Един Свят, Един Господь... (Нов. Скр. ч. II, rл·VII, § 68). Кирие елеисон (греч.) – Господи помилуй. Киот – это или отдельно устрояемые, по возможности, украшенные рамы или вместилища для св. икон или же таковые места, устрояемые в иконостасе. Кладбище – особо отведенное вне города или селения и огражденное каменной, досчатою или плетневою стеной место для погребения умерших. Клепало – тоже, что било (см. это слово). Клир (от греч. κλρος – жребий, надел, часть наследства). Сим именем называется сословие всех служащих в церкви, ибо и самое служение Церкви Христовой в слове Божием называется жребием служения – κλρος τς διακονας ( Деян.1:17,25 ) Слов. Михайловского. Клирос. Так называются места, устрояемые в передней части храма, по обеим сторонам амвона, для помещения чтецов и певцов. Клобук (иначе шлем) – головной убор монахов второго чина (см. слово монах). Это – камилавка, обернутая или обшитая материей черного цвета так, что концы этой материи покрывают грудь и спину носящего этот клобук. (Нов. Скриж.). Клятва. Так называется добровольно сделанное христианином обещание сделать то или другое или не делать того или другого, обещание, соединенное при этом с указанием и назначением себе того или другого наказания за невыполнение того обещания. „Если я не сделаю, то и другое, то да будет со мною такое или другое несчастие!“ говорят многие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Тициан — изобразил его в известной картине своей «Кесарево кесареви»… — Картина Тициана (1477–1576) «Кесарев динарий» (или «Христос с монетой», 1506?) написана на евангельский сюжет, согласно которому Иисус, когда спросили его, «позволительно ли давать подать кесарю или нет», велел принести монету и, указав на изображение кесаря на динарии, сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Евангелие от Матфея, гл. 22, ст. 15–21). Она находится в Дрезденской галерее, и Достоевский хорошо ее знал. По свидетельству А. Г. Достоевской, «Христос с монетой» — одно из любимейших живописных произведений писателя (см.: Достоевская А. Г. Воспоминания. M, 1971. С. 150). 20 апреля 1867 г. А. Г. Достоевская записала в своем дневнике о картине Тициана: «Эта великолепная картина, по выражению Феди, может стоять наравне с Мадонною Рафаэля. Лицо Христа выражает удивительную кротость, величие, страдание» ( Достоевская А. Г. Дневник. 1867. M., 1923. С. 19). 179 В «Русском мире» появилась на меня ругательная заметка. — Тем более, что и речь о церковном предмете. — В «Русского мира» (1873. 23 апр.) за подписью «Свящ. П. Касторский» была помещена полемическая заметка «Холостые понятия о женатом монахе». 180 Недавний успех «Записок причетника» в «Отечественных записках» и потом еще больший успех «Соборян» в «Русскомвестнике»… — Имеется в виду повесть Марко Вовчка (M. А. Маркович) «Записки причетника» (Отеч. зап. 1869. 1870. и роман H. С. Лескова «Соборяне» (Рус. вестн. 1872. 181 …Клир (от греч. klhρος — жребий, надел) — общее наименование служителей культа православной церкви; церковный причт. 182 Что значит «вслед за псаломщиком — действительно есть обличение, подписано «Псаломщик». — Заметка «О певческой ливрее. (Письмо в редакцию)» за подписью «Псаломщик» была опубликована в «Русском мире» (1873. 4 апр. 183 Посмотрим, что такое — и это всякий поймет, кто прочтет статью мою. — В заметке «О певческой ливрее» неточно цитировались те отрывки из девятой статьи «Дневника писателя» за 1873 г. «По поводу выставки», где дано описание картины В. E. Маковского «Придворные псаломщики на клиросе» (см. выше, С. 86–87, отрывок «По-моему, это уже не жанр — что тут что-то вовсе другое»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Одна норма представляла высший размер подушного надела, другая – низший. Низший размер всюду равнялся одной трети высшего. Для примера приведу несколько цифр первой, нечерноземной полосы. В некоторых уездах Московской губернии высший надел на душу – 3 десятины (разумеются казенные десятины в 2400 квадратных саженей), следовательно, низший надел – 1 десятина; в других уездах Московской и смежных губерний этот надел возвышается. В нечерноземной полосе высший надел – 7 десятин на душу; таков, например, надел в некоторых уездах Вологодской, Вятской, Новгородской и Олонецкой губерний. Итак, высший надел – 7 десятин, низший – 3 десятины, высшей нормы, а не низшей. В два первых года со времени обнародования Положения 19 февраля по всем имениям должны были определиться действительные наделы с точным указанием повинностей, какие будут нести временнообязанные крестьяне в пользу землевладельца. Количество земли, отведенной в надел, как и размер повинностей в пользу землевладельца, определялось в особенном договоре крестьян с помещиками, называющемся уставной грамотой; в продолжение первых двух лет со времени обнародования Положения 19 февраля по всем имениям должны были составить уставные грамоты по добровольному соглашению или по закону, если добровольное соглашение не состоялось. В большей части имений за основание принималось то количество земли, которым пользовались крестьяне при крепостном праве, если они сидели на оброке; правительство наблюдало только, чтобы этот надел не превышал высшего размера и не падал ниже низшего, т. е. ниже одной трети; последнее не допускалось, первое могло быть только при согласии на то помещика. Помещик мог уступить крестьянам, если желал, надел и высшей нормы; где не было этого желания, производились отрезки от крестьян так, чтобы надел равнялся высшему размеру подушного участка, назначенного для той местности. Эти отрезки во многих местностях испортили крестьянские (наделы) участки. Надел мог быть и ниже высшей нормы, только если он не падал ниже его трети.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

И хотя язычникам было чуждо знание о Боге, они не обманулись в своих ожиданиях, и жребий открыл им истину. Сказано: «И пал жребий на Иону» ( Ион.1:7 ). В продолжение своих поисков я также нашел, как Соломон говорит в Притчах: «Жребий прекращает споры и решает между сильными» ( Прит.18:18 ), словно показывая, что как только жребий брошен, споры прекращаются. И когда я нашел в Ветхом Завете немало высказываний, относящихся к жребию, то обратился к Новому Завету, чтобы посмотреть, не найду ли я там пренебрежительного отношения к жребию или не обнаружу ли, что его использование там не возбраняется. Я нашел, что однажды, когда в числе апостолов недоставало одного и возникла необходимость избрать другого апостола вместо Иуды, апостолы, которые были намного мудрее тех, кто сегодня рукополагает в епископы, пресвитеры или дьяконы, собрались и выбрали двоих и поставили их среди себя; однако не стали сами по своему желанию решать, кого из них избрать, а вместо этого помолились и бросили жребий о тех двоих, стоявших пред Господом, то есть жребий «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» ( Деян.1:23 ). Сказано: «И выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» ( Деян.1:26 ). Ибо когда жребию предшествует молитва , то он объявляет Божью волю не случайно, но провидением. И продолжил я искать, не сказано ли где-то еще в Новом Завете о жребии в связи с Христом, Церковью или чем-то таинственным, имеющим, по-видимому, отношение к душе. Я нашел, как Павел в своем послании к ефесянам говорит о Христе: «В Нем мы были избраны по жребию 26 , быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славе Его нам, которые ранее уповали на Христа» ( Еф.1:11–12 ); и фессалоникийцам он также пишет: «Благодаря Бога Отца, давшего вам часть жребия святых во свете 27 » ( Кол.1:12 ). Таким образом, собрав воедино столь многие свидетельства Священного Писания, в которых упоминается жребий, и внимательно рассмотрев эти многочисленные отрывки, мы сможем глубже постичь сказанное в них; что же до меня, то мне до сих пор неясен смысл этого, и даже страх охватывает меня от того, что пытаюсь открыть и объяснить столь сокровенные тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Новый земельный надел церквам производится только в том случае, если общее количество земли в приходе менее тридцати трех десятин на каждый наличный причт. При этом надел производится только в количестве, которое не достает до означенной пропорции. Примечание. Увеличенный против этого размера надел производится лишь в порядке, указанном в статье 13 этого приложения. Надел землей в помещичьих имениях церквей, которые существовали до 19 Февраля 1861 года, должен быть совершен или дополнен до указанного количества тридцати трех десятин для каждого причта, не смотря на то, назначены ли эти наделы по проектам, утвержденным до 1861 года, или после того, на счет владельцев тех имений, население которых принадлежало или нын е принадлежит к приходу. Для тех церквей в помещичьих имениях, которые устроены и приходы которых образованы после 19 Февраля 1861 года, надел земли производится с земель помещичьих, к какому бы в ероисповеданию владелец такого имения не принадлежал, и из земель крестьян и собственников, состоящих прихожанами этих церквей, пропорционально количеству земельного влад ение помещиков и крестьян. Примечание 1. Правила, изложенные в этой (12) и предыдущей статьях, распространяются и на надел землей церквей, находящихся в имениях удельного ведомства. Примечание 2. При определении земельного владения по помещичьим имениям, должно быть принимаемо в рассчет и то количество земли, какое числится при фольварках, находящихся в каждом приходе, где будет производится надел. В приходах, состоящих исключительно, или частью, из бывших государственных крестьян или военных поселян, надел землей церквей, учрежденных до утверждения люстрационных актов и выдачи крестьянам данных на предоставленные им в собственность земли, производятся подведомственными Министерству Государственных Имуществ чинами, из свободных казенных земель; причем, независимо от непременного дополнения этого надела до тридцати трех десятинной на каждый причт пропорции, допускается, на основании утвержденного 14 Апреля 1863 года журнала Присутствия по делам Православного духовенства, как отвод земельных угодий в увеличенном против тридцати трех десятинной нормы размере, там, где для этого окажутся свободные казенные земли, так и передача в постоянное пользование причтам, без права отчуждения и обременения долгами и иными обязательствами казенных оброчных статей (мельниц, рыбных ловель и проч.), в тех местностях, где, по незначительности этих статей и по другим условиям, такая передача будет признана Министерством Государственных Имуществ возможной.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Администратор. Она стрелять будет, ваше величество! Король. Ну так что? Вы все равно приговорены к смерти. Боже мой! Зачем все так меняется в твоем мире? Где моя маленькая дочка? Страстная, оскорбленная девушка сидит у огня. Да, да, оскорбленная. Я вижу. Мало ли я их оскорблял на своем веку. Спросите, что он ей сделал? Как мне поступить с ним? Казнить? Это я могу. Поговорить с ним? Берусь! Ну! Ступайте же! Трактирщик. Позвольте мне поговорить с принцессой, король, Король. Нельзя! Пусть к дочке пойдет кто-нибудь из своих. Трактирщик. Именно свои влюбленным кажутся особенно чужими. Все переменилось, а свои остались такими, как были. Король. Я не подумал об этом. Вы совершенно правы. Тем не менее приказания своего не отменю. Трактирщик. Почему? Король. Почему, почему… Самодур потому что. Во мне тетя родная проснулась, дура неисправимая. Шляпу мне! Министр подает королю шляпу. Бумаги мне. Трактирщик подает королю бумагу. Бросим жребий. Так. Так, готово. Тот, кто вынет бумажку с крестом, пойдет к принцессе. Дама. Позвольте мне без всяких крестов поговорить с принцессой, ваше величество. Мне есть что сказать ей. Король. Не позволю! Мне попала вожжа под мантию! Я — король или не король? Жребий, жребий! Первый министр! Вы первый! Министр тянет жребий, разворачивает бумажку. Министр. Увы, государь! Администратор. Слава богу! Министр. На бумаге нет креста! Администратор. Зачем же было кричать «увы», болван! Король. Тише! Ваша очередь, сударыня! Дама. Мне идти, государь. Администратор. От всей души поздравляю! Царствия вам небесного! Король. А ну, покажите мне бумажку, сударыня! (Выхватывает из рук придворной дамы ее жребий, рассматривает, качает головой.) Вы врунья, сударыня! Вот упрямый народ! Так и норовят одурачить бедного своего повелителя! Следующий! (Администратору.) Тяните жребий, сударь. Куда! Куда вы лезете! Откройте глаза, любезный! Вот, вот она, шляпа, перед вами. Администратор тянет жребий, смотрит. Администратор. Ха-ха-ха! Король. Что ха-ха-ха! Администратор. То есть я хотел сказать — увы! Вот честное слово, провалиться мне, я не вижу никакого креста. Ай — ай — ай, какая обида! Следующий!

http://pravmir.ru/obyknovennoe-chudo/

Распинатели «смотрят и видят», Кого распинают, они «глядят» на Него как «на зрелище». Пс.21:19             Разделили ризы мои для себя                         и об одежде моей бросили жребий. " Риза» бегед – верхняя одежда. Левуш – «одежда» любая (применительно к евангельскому событию – «хитон», нательная рубаха; Ин.19:23 ). Произошло обнажение Того, Кто облачен светом, как ризой (салма; Пс.104 /103:2) и Кто Сам одевает землю: «бездной, как одеянием (левуш) Ты покрыл землю» ( Пс.104 /103:6). " Жребий» горал – то, что бросают, как «камушки». Давид говорил: «Господь держит жребий мой» ( Пс.16 /15:5). Во всех превратностях, «случайностях» судьбы Давид знает: его жребий не бросают, его судьбу держит Бог . На Кресте произошло обнажение и крайнее унижение Богочеловека:        об одеждах Того, Кто держит жребий, бросают жребий. Это – демонстрация: все, что осталось от Распятого, люди поделили между собой по договору и по жребию. Этого никак не могло быть, но так могли думать римские воины, осуществлявшие казнь. Поэтому Иисус сказал на Кресте: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят. И разделяя ризы Его, бросили жребий» ( Лк. 23:34 ). О разделении риз и жребии повествуют все четыре Евангелия ( Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Ин.19:24 ) 176 . Пс.21:20             Но Ты, Господи, не удаляйся,                         сила 177 моя, на помощь мне поспеши. Стих 20 дан в параллель к ст.12: «не удаляйся от меня… ибо нет помогающего». «Нет помогающего» означает, что в народе Церкви затмилось церковное сознание. Только Яхве – «помощь» езра и какая-то не упоминаемая больше нигде «сила». Пс.21:21             Избавь от меча душу мою,                         и от руки пса – единственную мою. «Меч» – в традиционном переводе: оружие. Крестные страдания Сына разделяла Матерь, как сказал ей Симеон: «Тебе Самой оружие (меч) пройдет душу» ( Лк.2:35 ). «От руки пса» – на еврейском языке возможно сказать: «от руки зверя» ( Быт.9:5 ), «от руки пса» в значении: от действия зверя, от действия пса. «Пес» – по отношению к «псам, окружившим» Распятого – сам диавол (см. ст.17).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Но посмотрим, не найдем ли мы в Писании нечто такое, что ясно покажет нам, какая сила заключена в жребии. Начнем с книги Левит, где написано: «И бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения» ( Лев.16:8–10 ), и прочее, что хорошо известно тем, кто читал эту книгу. И второй раз – когда Моисей отделяет наследство по жребию колену Рувима, колену Гада и половине колена Манассии ( Нав.13:15–31 ), просившим его, чтобы получить им землю за Иорданом, которую захватили сыны Израилевы ( Чис.32:1–5 ). Но Иисус дал удел и Халеву, сыну Иефоннии, и колену Иуды по велению Господа ( Нав.14:13 ). Дал он также долю роду Ефрема ( Нав.16:1 ) и другой половине колена Манассии ( Нав.13:15–52 ). Но после этого сказано: «Собрал он все общество сынов Израилевых» ( Нав.18:1 ) и сказал: «Я разделю вам землю на уделы по жребию пред Господом, если сначала вы опишете землю и придете ко мне» (ср. Нав.18:4 ). И таким образом народу Божьему разделено наследие по жребию, и жребий этот выпал не случайно, но согласно тому, что предопределено Богом. Итак, первыми получили удел колено сынов Вениаминовых, где был и Иерусалим ( Нав.18:11–28 ), вторыми – колено Симеона, потом – Завулона, далее – Иссахара, после него – Асира, затем – Неффалима и, наконец, Дана ( Нав.19:1–40 ). Последние три рода происходят от наложниц Иакова ( Быт.30:5–8:12–13 ). 2 . Потому я и спрашиваю себя о том, какой может быть способ бросания жребия, чтобы уразуметь мне, что сокрыто во многих свидетельствах Писания. Разумеется, я нашел в Писаниях, что и язычники использовали жребий, когда Иона плыл по морю и разразилась сильная буря. Ведь плывшие на корабле сказали: «Пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда» ( Ион.1:7 ), словно жребий имел такую силу, что мог открыть причину грозившей морякам опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Иер. 12:13 . Достояния ( ο κλροι) их не полезна будут им. Некоторые говорят, что в этих словах говорится о клире ( τος κλρους) 109 церковном, с чем и я согласен. Какую приносят нам, скажи мне, пользу живущие недостойно? Не будет ли большего осуждения? Что такое вообще клир и откуда это название, постараемся узнать.. Может быть, получим некоторую пользу от этого названия. Впрочем, и большой стыд не знать того названия, которое носим; ведь не по какому-либо жребию мы сделались наследием ( κληρθημεν). Жребий предмет бессловесный ( πρ γμα λογον). Почему назван клиром и не у нас только? Может быть, кто-либо думает, что это название новое, но и в начале приял жребий службы сея ( Деян. 1:17 ) и апостольства и от избрания по жребию, мне думается, назван (так) первый. Или, как на Олимпийских играх определяется жребием то, кто имеет этого противника, кто – другого, так и здесь; в этом смысле каноник или церковник должен быть называем клиром. Каждому, говорит, как определил Бог; каждый, как указал Господь жребием, так пусть и ходит. Итак, избран был жребием. (И чрез несколько слов). Почему же дано это название? Не напрасно сказал, что (приял) жребий служения. Тал как избрание по жребию происходит не от собственного намерения, а зависит от власти другого, то нужно избранному по жребию сохранять то место, на какое избран, и не приготовлять для себя, потому что это не будет жребием, и – не бегать доставшегося (жребия). Если жребию принадлежит решение, то тем более – Богу, когда Он указывает жребием. Но тот жребий не имеет разума, а этот не таков; нужно и действующему ( τν ποιοντα) 110 действовать беспристрастно, потому что это жребий; не кого он хочет, а кого дает благодать. Пока апостолы не имели Духа, дела вверяли жребию, а потом – народу ( τ πλθει) и своей благодати. Жребий – дело беспечальное; он не позволяет скорбеть и тем, как обиженным (на которых не падет жребий). Жребий не знает родства, любви и вражды. Поскольку из многих присутствующих нельзя быть всем указанными жребием, то естественно из многих избираем не многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Администратор Она стрелять будет, ваше величество! Король Ну так что? Вы все равно приговорены к смерти. Боже мой! Зачем все так меняется в твоем мире? Где моя маленькая дочка? Страстная, оскорбленная девушка сидит у огня. Да, да, оскорбленная. Я вижу. Мало ли я их оскорблял на своем веку. Спросите, что он ей сделал? Как мне поступить с ним? Казнить? Это я могу. Поговорить с ним? Берусь! Ну! Ступайте же! Трактирщик Позвольте мне поговорить с принцессой, король. Король Нельзя! Пусть к дочке пойдет кто-нибудь из своих. Трактирщик Именно свои влюбленным кажутся особенно чужими. Все переменилось, а свои остались такими, как были. Король Я не подумал об этом. Вы совершенно правы. Тем не менее приказания своего не отменю. Трактирщик Почему? Король Почему, почему… Самодур потому что. Во мне тетя родная проснулась, дура неисправимая. Шляпу мне! министр подает королю шляпу Бумаги мне. трактирщик подает королю бумагу Бросим жребий. Так. Так, готово. Тот, кто вынет бумажку с крестом, пойдет к принцессе. Дама Позвольте мне без всяких крестов поговорить с принцессой, ваше величество. Мне есть что сказать ей. Король Не позволю! Мне попала вожжа под мантию! Я — король или не король? Жребий, жребий! Первый министр! Вы первый! Министр тянет жребий, разворачивает бумажку. Министр Увы, государь! Администратор Слава богу! Министр На бумаге нет креста! Администратор Зачем же было кричать «увы», болван! Король Тише! Ваша очередь, сударыня! Дама Мне идти, государь. Администратор От всей души поздравляю! Царствия вам небесного! Король А ну, покажите мне бумажку, сударыня! выхватывает из рук придворной дамы ее жребий, рассматривает, качает головой Вы врунья, сударыня! Вот упрямый народ! Так и норовят одурачить бедного своего повелителя! Следующий! администратору Тяните жребий, сударь. Куда! Куда вы лезете! Откройте глаза, любезный! Вот, вот она, шляпа, перед вами. администратор тянет жребий, смотрит Администратор Ха-ха-ха! Король Что ха-ха-ха! Администратор То есть я хотел сказать — увы! Вот честное слово, провалиться мне, я не вижу никакого креста. Ай — ай — ай, какая обида! Следующий!

http://azbyka.ru/fiction/obyknovennoe-ch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010